ISSN 2311-875X (Online) Устойчивое развитие экономики
ISSN 2073-2872 (Print)
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА* Галина Борисовна КОЗЫРЕВА^, Татьяна Васильевна МОРОЗОВА"
a доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник,
Институт экономики Карельского научного центра РАН, Петрозаводск, Российская Федерация [email protected]
b доктор экономических наук, заведующий отделом институционального развития регионов, Институт экономики Карельского научного центра РАН, Петрозаводск, Российская Федерация morozova.ras@gmail. com
• Ответственный автор
История статьи: Аннотация
Принята 02.03.2016 Тема. Статья посвящена институциональным проблемам развития бизнес-сообществ
Принята в доработанном виде приграничного региона России, включенных в современные интеграционные процессы 21.03.2016 мирового рынка.
Одобрена 26.04.2016 Цели. Оценка состояния институтов, регулирующих приграничное сотрудничество и
внешнеэкономические связи, в которых участвует бизнес Республики Карелия. УДК 332.14; 339.97 Методы. Проведен институциональный анализ внешних и внутренних факторов,
JEL: R58 определяющих характеристику и состояние внешнеэкономических связей России.
Использован дескриптивный анализ проблем, с которыми сталкивается бизнес Республики Карелия в процессе внешнеэкономической деятельности. Информационной базой послужили эмпирические данные экономико-социологического обследования предприятий, реализованных на территории Республики Карелия в 2013 г.
Результаты. Выявлен широкий спектр позитивных и негативных факторов, влияющих на формирование поведения приграничного бизнеса России, среди которых выделены экономические, экологические и политические интересы стран, имеющих с Россией социально-экономические отношения, а также качество институтов, регулирующих их деятельность. Показано, что несмотря на высокую экспортную активность карельских компаний, качество институциональной среды является основным препятствием успешного развития приграничного сотрудничества. Установлено, что экспортная деятельность обременена многочисленными институциональными барьерами, среди которых выделены информационные, инфраструктурные и административные.
Выводы. Высокая экспортная активность бизнеса сопровождается деструктивными процессами в системе институционального регулирования данной сферы, при этом успешной Ключевые слова: бизнес-среда, деятельности компаний-экспортеров препятствует целый ряд барьеров. В сложившихся приграничные регионы, условиях используемые инструменты не выполняют функции стимулирования бизнеса на его
информационные барьеры, переориентацию с ресурсоемкой модели экспорта на капиталоемкую.
административные барьеры, Значимость. Результаты исследования могут быть полезны при принятии управленческих регулирование деятельности решений в сфере приграничного сотрудничества для улучшения условий деятельности бизнеса бизнеса.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Благодаря институциональным реформам, начатым в России в 1990-х гг., были созданы новые форматы для функционирования бизнеса и определены возможности для его встраивания в мировые стандарты. Либерализация экономики открыла возможности для свободного обмена не только товарами, капиталом, трудовыми ресурсами, но и институтами. Граница помимо барьерных приобрела контактные функции. Начались процессы диффузии институтов, то есть «...свободное, стихийное, неуправляемое
* Работа выполнена в рамках государственного задания ФАНО России «Роль человеческого капитала: новые экономические теории - современные вызовы», проект 0224-2015-0003.
54 №р://йп-^й.1
проникновение институциональных инноваций из одного общества в другое»1.
Настоящая статья является одним из этапов в исследовании проблем развития приграничных бизнес-сообществ, которые находятся в непосредственной связи с местными сообществами, оказывая влияние на развитие социального и человеческого капитала. Данный цикл работ реализуется в соответствии с госзаданием ФАНО РФ в рамках Плана НИР Института экономики КарНЦ РАН по теме «Роль человеческого капитала в дилемме: новые экономические теории - современные вызовы».
1 Каптерев А. Культурная эволюция и межстрановые заимствования. URL: http://prompolit.ru/141592A
В первую очередь упомянутые изменения коснулись приграничных территорий2. На первый взгляд, именно для приграничных регионов, особенно граничащих со странами Евросоюза, либерализация внешнеэкономической
деятельности должна была предоставить дополнительные, более существенные по сравнению с другими территориями, импульсы для развития3 [1-3]. Приграничные регионы российского Северо-Запада имеют необходимые предпосылки для развития приграничного сотрудничества4, обладают достаточным производственным потенциалом (например, Республика Карелия имеет развитый лесопромышленный комплекс и богата ископаемыми ресурсами) [4].
Однако в реальности приграничные территории включились в современные интеграционные процессы, не имея для этого необходимой производственной и социальной инфраструктуры [5-8]. По мнению ряда исследователей, «на сегодняшний день большинство приграничных районов представляют собой не фактор развития трансграничных связей, а препятствие для вхождения России в мировую экономику: низкая плотность пограничных переходов и их недостаточное качество, слабое развитие инженерной инфраструктуры»5.
Кроме того, приграничные территории (к которым относится и Республика Карелия) попали в фокус экономических, экологических и политических интересов сопредельных стран6 [9-11], имеющих достаточно противоречивый характер и влекущих за собой как позитивные, так и негативные последствия. Данные противоречия не могут не отражаться на состоянии бизнес-сообществ, участвующих во внешнеэкономической деятельности.
2 Межевич Н.М. Развитие приграничных российских регионов в свете Концепции МРР РФ // Российское экспертное обозрение. 2006. № 4. С. 10-15.
3 Сыченкова Е.В. Особенности интеграционных процессов на Севере Европы. В кн.: Реформирование России
и современный мир. М., 1999. C. 154-169.
4 Вардомский Л.Б., Демидов Ф.Д., Марчук Н.И. Субъекты Российской Федерации в международных связях: учеб. пособие. M.: РАГС, 1997. 113 с.; Вардомский Л.Б. и др. Евразийский интеграционный проект: эффекты и проблемы реализации: научный доклад. М.: Изд-во ИЭ РАН, 2013. 91 с.
5 Европейское сотрудничество - фактор стратегического развития Северо-Запада России / под ред. А.М. Ходачека. СПб: Изд-во СПбГУ, 2006. 274 с.
6 Региональное развитие: опыт России и Европейского
Союза / под ред. А.Г. Гранберга. М.: Экономика, 2000. 435 с.
Экономические интересы. Позитивные эффекты связаны с тем, что новые международные институциональные форматы проникают в практику российского бизнеса. Развитие бизнес-связей в системе рыночных правил способствует формированию новой деловой культуры. В поле влияния этих процессов попадают и местные сообщества, в результате чего подвергаются социальным изменениям, создавая предпосылки для выхода на новые модели общественного развития [12].
Одна из таких моделей сформировалась в формате концепции устойчивого развития, нацеленной на борьбу с перепотреблением ресурсов (природных, материальных, трудовых и т.п.). В частности, лесной бизнес посредством лесной сертификации получил эффективный управленческий
инструмент для успешной деятельности на мировых рынках лесопродукции, а территории его присутствия - некоторые социальные гарантии по предоставлению рабочих мест и улучшению среды обитания7.
Одним из достаточно противоречивых факторов развития внешнеэкономической деятельности России является ее вступление в ВТО. Позитивный результат этого процесса выражается в появлении предпосылок для развития конкуренции и инноваций, чего невозможно было достигнуть в рамках проводимой государством протекционистской политики. Политика заградительных экспортных пошлин не давала должного эффекта; этот вывод подтвержден опытом Китая. Именно поэтому для России вступление в ВТО - это интеграция в мировую экономику и стимул для дальнейшего развития.
Негативные последствия повышенного
экономического интереса европейских партнеров к России связаны с закреплением сырьевой модели развития приграничных российских регионов. Международные корпорации затягивают регионы, богатые природными ресурсами, в свои глобальные стратегии, оставляя им роль поставщиков сырья. При этом усиливается зависимость экономики региона от конъюнктуры западных рынков. Длительная зависимость экономики от экспорта природных ресурсов ослабляет стимулы для развития обрабатывающих отраслей и создания новых технологий. По мнению П.В. Дружинина, «структуру экономики приграничных регионов определило то,
7 ТысячнюкМ.С., Кулясова А.А., Пчелкина С.С. Роль международных общественных организаций в формировании новой социально-экологической политики // Исследования социальной политики. 2005. № 3. С. 305-326.
что российские власти в 1990-х гг. не проводили активной экономической политики, не уделяли должного внимания структурной политике и созданию необходимых институтов, и в результате промышленность РФ стала ориентироваться на внешний рынок сырьевых ресурсов (добыча и экологически вредная их первичная переработка)» [13].
Так, в экспорте карельских предприятий преобладает в основном необработанная продукция или низкой степени переработки (круглая древесина, железорудные окатыши, необработанное каменное сырье и др.). Известно, что «...Карелия в 1990-е гг. экспортировала в Финляндию до 80% заготавливаемой древесины, а в объеме потребляемого в Финляндии сырья ее доля составляла примерно 5%. Фактически западная часть Карелии стала частью финского лесного кластера, поставляя сырье для финских лесоперерабатывающих предприятий. Лишь в последние несколько лет в регионе появились современные деревообрабатывающие
производства и немного выросли поставки пиломатериалов и другой продукции из древесины в Финляндию»8.
Открывшиеся возможности выхода предприятий на непосредственные экономические связи с зарубежными партнерами увеличили количество активных субъектов трансграничной деятельности в регионе. При этом экономический интерес со стороны данных компаний в 1990-е гг. усилился благодаря появившейся возможности получения в первую очередь географической ренты. Кроме того, в связи с обвалом рубля компании, включенные в международную торговлю, стали получателями девальвационной ренты. Именно рентоориентированное поведение местных компаний стало фактором, закрепляющим сырьевое направление экономики региона и, как следствие, препятствием для развития местных сообществ.
Кроме того, крайне негативным явлением стала криминализация бизнеса. Нелегальные связи не требуют больших инвестиций,
предпринимательского опыта, квалификации и трудовых навыков. Они получают
распространение в условиях непрозрачного законодательства и высоких коррупционных рисков.
8 Дружинин П.В., Кухарева Т.В. Развитие приграничных регионов: теория и карельская практика // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 8. С. 2-9.
56 Шр://Ап^а1
Экологические интересы направлены на создание на российской территории буферных природоохранных зон (национальных парков, заказников, природных заповедников и т.п.), способствующих улучшению экологической обстановки как в России, так и на территории Евросоюза. Расширение мировых, экологически чувствительных рынков лесопродукции является существенным стимулом для включения российского бизнеса в процесс сертификации лесов. В этой связке находятся и так называемые «модельные леса», распространению которых активно содействуют международные
экологические организации. Кроме того, «.следует ожидать, что экологические требования по всей цепочке жизненного цикла продукции будут ужесточаться, а законодательство РФ будет постепенно приводиться в соответствие с международными нормами»9. Нормы экологизации производства создают для российского бизнеса перспективы стать полноценным участником международной кооперации.
При этом в сложных геополитических условиях персонифицированное ужесточение экологических норм может выступать как инструмент конкурентного давления и шантажа. Так, лесные компании, наряду с объективными препятствиями (высокими издержками на выполнение экологических и социальных требований, высокой ценой процедуры прохождения лесной сертификации), сталкиваются с проблемой отсутствия в России квалифицированных аудиторов, аккредитованных при международных центрах сертификации. Здесь таится еще одна опасность - развитие рынка сертифицированных услуг может пойти по теневому варианту. Но основная претензия российского лесного бизнеса связана с тем, что под видом прогрессивной идеи проводится политика его дискриминации. Эту позицию разделяют многие предприниматели и представители
правительственных структур. Если учесть, что лесная отрасль жива только благодаря экспорту, то складывается впечатление, что началась блокада российской лесопродукции, чтобы уничтожить конкурентов [14]. Под предлогом лесной сертификации зачастую проводится бойкот со стороны зарубежных потребителей отечественных лесных товаров. В результате скорейшее проведение лесной сертификации в регионах с большими объемами лесного экспорта может
9 Шкиперова Г.Т. Экологизация экономического развития региона: институциональный аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 18. С. 9-15.
привести как к победе, так и к поражению в борьбе за европейский товарный рынок. Такая ситуация может негативно повлиять на формирование еще очень неустойчивых деловых практик российских лесных компаний.
Политические интересы. Поддержка
приграничного сотрудничества со стороны ЕС обусловлена множеством стратегических целей. В их числе - возможность открытия новых рынков, интересы европейской безопасности, политической стабильности и экономической сплоченности, возможность избежать негативных последствий конкуренции между регионами в ситуации активного вступления в ЕС постсоциалистических стран. Для достижения этих целей поощряется создание различных межгосударственных органов с обязательствами координации приграничного сотрудничества. Особенно приветствуется создание еврорегионов и трансграничных ассоциаций местных
самоуправлений10.
Благодаря своей активной проектной деятельности НКО формируют на российской территории сообщества, лояльные политике Евросоюза, что также является фактором, способствующим развитию рыночных институтов. Процессы глобализации требуют от российского бизнеса соблюдения установленных международных правил и стандартов. Приграничные регионы стремятся выстраивать новые стратегии, созвучные с идеологией трансграничного сотрудничества11.
Однако существует и «обратная сторона медали». Опыт Европы подтверждает политическую неоднозначность трансграничного сотрудничества, поскольку наряду с положительным эффектом имеют место и негативные политические последствия: появляется чрезмерная политизация приграничных отношений, усиливается коррупция во властных структурах (финансирование по линии ЕС часто используется не по назначению), внутренние конфликты по поводу распределения
ресурсов усугубляются, происходит углубление
12
«асимметрии в отношениях и пр.»
10 Скотт Дж. Кочующие границы // Труды ЦНСИ. 1999. Вып. 7. С. 8-14.
11 Межевич Н.М. Развитие приграничных российских регионов в свете Концепции МРР РФ // Российское экспертное обозрение. 2006. № 4. С. 10-15.
12 ТысячнюкМ.С., Кулясова А.А., Пчелкина С.С. Роль
международных общественных организаций в формировании новой социально-экологической политики // Исследования
социальной политики. 2005. № 3. С. 305-326.
Вступление России в ВТО в данном контексте несет негативную политическую подоплеку. По мнению экспертов, США и ЕС грубо нарушили правила ВТО, развязав «войну санкций» против России. Членство в ВТО дорого обошлось России. Оно ослабило экономику страны накануне прихода второй волны кризиса. В условиях «войны санкций» подчинение страны ВТО стало особенно вредным13. По мнению Р. Дзарасова, в рамках складывающейся ситуации «...членство России в ВТО станет бессмысленным даже для его сторонников »14.
Противоречивый характер внешних и внутренних факторов, связанных с совокупностью экономических, экологических и политических интересов стран, имеющих с Россией социально-экономические отношения, обусловливает состояние и перспективы развития трансграничных процессов в российских приграничных территориях (в частности, граничащих с ЕС) и оказывает существенное влияние на экономическую политику государства. В данном контексте для снятия негативных последствий от преимущественно утилитарных интересов сопредельных стран государственная политика должна быть нацелена на улучшение качества формирующихся институтов,
регулирующих международные торговые отношения. В настоящее время низкое качество институтов существенным образом осложняет экономическую деятельность бизнеса,
включенного в систему международного разделения труда.
Республика Карелия - приграничный регион, подверженный достаточно сильному влиянию диффузии институтов, проникающих с сопредельных территорий стран - членов Евросоюза. И этот факт имеет, как уже было отмечено, свои положительные и отрицательные стороны. В настоящее время актуализируется вопрос о способности регионального (карельского) бизнеса функционировать в новых институциональных условиях. Также важным вопросом остается качество институциональной среды, в которой региональный бизнес осуществляет свою хозяйственную деятельность. Исходя из задач раскрываемой проблемы,
13 Исполинов А.С. Вопросы прямого применения
права ВТО в правопорядке России // Законодательство. 2014. № 2. С. 68-79.
14 Дзарасов Р.С. Институциональные препятствия евразийской интеграции: материалы Международной конференции «Евразия: пространство дискурса, геополитический проект или геоэкономическая реальность?». Кембридж, Великобритания: Эммануэл Колледж, 2014.
определяется исследовательская гипотеза, связанная с тем, что институты, регулирующие международные экономические связи бизнеса в Карелии, являются деструктивным звеном при формировании институциональной среды. Это препятствует созданию благоприятных условий для функционирования бизнеса, что в свою очередь отражается на состоянии экономики региона и местных сообществ.
Интеграционные связи карельского бизнеса имеют давнюю историю. Долгое время Карелия вела успешные экспортные операции, особенно были востребованы пиломатериалы, которые высоко котировались на самых требовательных европейских рынках. В конце 1980-х гг. начался процесс интеграции советского и иностранного бизнеса - в республике было создано несколько совместных предприятий, в первую очередь в сфере лесозаготовки. С началом либерализации внешнеэкономической деятельности и с прекращением функционирования института спецэкспортера российские компании начали самостоятельно выходить на европейские рынки. При этом компании, занимающие выгодное географическое положение, расположенные в приграничной зоне, сумели быстро найти свои рыночные ниши - почва для этого была уже подготовлена [15].
Оценка состояния приграничной бизнес-среды Республики Карелия осуществлялась нами на основе эмпирической базы данных экономико-социологического опроса предприятий
Республики Карелия в 2013 г. (объем выборки -70 респондентов), реализованного в рамках проекта ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (государственный контракт № 16.740.11.0418 от 26.11.2010).
Результаты исследования свидетельствуют о том, что карельские компании демонстрируют достаточно высокую экспортную активность (табл. 1).
Анализ перспектив развития экспортных операций показывает, что в активной форме, связанной с сохранением позиций и особенно ростом объемов экспорта, находятся почти 50% респондентов. Кроме того, потенциальными экспортерами, готовыми в ближайшее время включиться в процесс, являются еще 12,2% компаний. Тем не менее значительную долю (36,6%) занимает группа респондентов, реализующая стратегию сужения или отказа от экспортной деятельности. На фоне высокоактивной группы компаний более
58 №р:/Лп-^й.г
1/3 либо снижают свою экспортную активность, либо вообще отказываются от нее. Это может быть связано как с процедурами проведения торговых операций, усложнение которых произошло в связи с вступлением России в ВТО, так и с усилением конкуренции на западных рынках. Вместе с тем результаты исследования свидетельствуют об устойчивом характере бизнес-связей карельских компаний с зарубежными партнерами (табл. 2).
Об этом свидетельствуют более 3/4 респондентов, включенных в международную интеграцию. При этом представители доминирующей группы (45%) имеют деловые связи с несколькими партнерами, почти 20% из них работают с одним партнером, остальные (15%) - имеют частые разовые контакты с разными партнерами. Данные опроса предпринимателей Республики Карелия подтверждают, что карельский бизнес уверенно занимает свое место в мировой системе разделения труда.
К сожалению, в настоящее время не только в приграничных регионах, но и в России в целом существуют внутренние объективные причины, которые снижают возможности бизнеса для успешного сотрудничества в рамках международной кооперации. И эти причины связаны с качеством институциональной среды [16]. Наиболее болезненные вопросы связаны с тем, насколько комфортно и уверенно чувствует себя российский бизнес, выходящий на внешний рынок, в современных институциональных условиях, которые, во-первых, нестабильны внутри системы, во-вторых, ужесточаются извне.
Кроме того, результаты исследований показывают, что экспортная деятельность обременена многочисленными институциональными
барьерами. Все барьеры на пути экспорта можно разделить на три группы: информационные, инфраструктурные и административные.
Информационные барьеры ограничивают доступ компаний к источникам информации о возможных зарубежных рынках, а также связаны с низкой осведомленностью бизнеса об инструментах господдержки и происходящих изменениях в законодательстве. Как правило, предприниматели недостаточно знакомы с существующими финансовыми мерами поддержки и мало знают о возможности получения государственных гарантий в обеспечении обязательств при осуществлении экспортных операций, к которым относятся экспортное страхование, льготные экспортные кредиты и т.д.
Система нефинансовых мер поддержки на федеральном уровне включает: выставочно-ярмарочную деятельность, информацию с сайтов Минпромторга России; центры координации экспорта; справочную литературу; бизнес-мероприятия (форумы, конференции и т.п.); организацию поиска партнеров за рубежом и консультирование по вопросам экспорта. Данные направления информационной поддержки бизнеса в России в целом и в Карелии в частности недостаточно развиты. Компаниям, участвующим во внешнеэкономической деятельности, не достает информации об условиях ведения бизнеса и законодательстве в зарубежных странах. Их также беспокоит сложность конкуренции на международных рынках. Все большее число предпринимателей заинтересованы в
ознакомлении с международным
законодательством (в первую очередь таможенным) в сфере торговли.
В условиях неполноты информации поле возможностей для компаний сужается, ограничивается их доступ к целому ряду бизнес-проектов, что существенным образом снижает экспортный потенциал приграничных регионов. В данном контексте становится актуальным создание специальной обучающей системы, позволяющей развивать теоретические и прикладные знания как для действующих, так и потенциальных экспортеров.
Ко второй группе барьеров для компаний-экспортеров относятся инфраструктурные барьеры. К ним можно отнести высокие транспортные расходы (25% ответов), которые касаются в большей степени компаний, находящихся на удаленном расстоянии от границы (табл. 3). Серьезным препятствием являются проблемы пересечения границы, связанные с многочасовыми очередями на границе и обусловленные недостаточным количеством пограничных пунктов, их низкой пропускной способностью из-за необустроенности, нехватки кадров и т.п. Эти проблемы упоминаются респондентами в 37,5% ответов.
Административные барьеры при реализации экспортных операций включают излишние бюрократические процедуры, связанные с получением лицензий и разрешений, техрегулированием и возвратом НДС. Среди проблем, с которыми сталкиваются предприятия при осуществлении экспорта, доминируют таможенные проблемы. При этом по значимости проблем на первом месте (более чем в 50%
ответов) указывается оформление таможенных деклараций.
Не все экономические агенты легко справляются с этой задачей, когда необходимо разбираться во множестве видов таможенных документов и сложных правилах их оформления. Кроме того, не надо забывать о лицензиях и сертификатах, которые обязательно должны сопровождать перевозимые через границу товары. При малейших нарушениях существует риск получить санкцию от органов таможенного контроля, выражающуюся в штрафе в пользу государства. Именно поэтому процесс декларирования можно назвать одной из самых сложных юридических процедур, которая требует особенного внимания.
Экспортеры говорят о высоких таможенных пошлинах (в 37,5% ответов), которые в большей степени выполняют заградительную, а не регулирующую функцию. Пошлины при экспорте товаров в основном нацелены на регулирование баланса между внешним и внутренним рынком. В ситуации, когда наблюдался явный перекос в сторону внешнего рынка (особенно это касалось вывоза сырья и товаров низкой степени переработки), тарифное вмешательство было крайне необходимо. До вступления России в ВТО повышение пошлин со стороны государства было одним из механизмов влияния на бизнес для его отказа от сырьевой модели развития. С момента вступления России в ВТО прошло практически три года. Для того чтобы сформировались устойчивые правила (в том числе и по таможенным пошлинам), был определен переходный период. Однако, к сожалению, процесс регулирования был «заморожен», так как начались санкционные действия Евросоюза. Таким образом, сегодня еще нельзя говорить о сформированной системе таможенного тарифного регулирования. При этом, по мнению специалистов Информационно-аналитического центра по вопросам внешнеторговой деятельности РФ, система финансовой поддержки экспорта в стране уже сложилась и нормально действует, хотя и уступает по объему и размеру ставок странам, имеющим больший стаж участия в ВТО (например, КНР).
Результаты исследования показывают, что в состав таможенных проблем карельских компаний входят нетарифные барьеры - респонденты говорят о них в 34,4% случаев. Это система экономических и административных мер, которые применяются государством в целях регулирования вывоза и ввоза товаров. К данным мерам относятся:
квотирование, количественные ограничения ввоза, установление минимальных цен, таможенные формальности, импортные сборы и др. Наиболее распространенной в настоящее время формой нетарифного барьера является квота. Вступление России в ВТО повысило актуальность нетарифных барьеров, что связано с необходимостью разработки новых институтов, позволяющих эффективно и справедливо распределять права на квоты между экспортерами, однако это направление пока также не развивается из-за санкций.
Административная группа проблем также связана с низким качеством реализации функций со стороны административных институтов, что нередко сопровождается созданием сложных коррумпированных схем. Проблема возврата НДС в проведенном опросе была отмечена более чем в 20% ответов опрошенных компаний. Бюрократические коллизии требуют от заявителя не только грамотности, но и терпения, поскольку процедура может затянуться на годы. Вместе с тем возврат НДС является самым популярным инструментом господдержки экспортеров в таких быстро развивающихся странах, как Китай, где создаются преференции для экспорта капиталоемких товаров в противовес ресурсоемким.
Таким образом, проблема качества институтов, отягощенных административными барьерами, снижает эффективность экспортных операций, способствует повышению трансакционных издержек бизнеса и создает условия для коррупции. При этом чиновники, контролирующие все процедуры, сопутствующие экспортным операциям (прием деклараций и пошлин, возврат НДС и др.), используют административный ресурс, подключая к схеме «выкачивания» денег из бизнеса сопутствующие фирмы, оказывающие разного рода юридические и консультационные услуги.
На основе данных социологического исследования предприятий Республики Карелия (анкетный опрос и качественные интервью) был проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются компании региона, участвующие во внешнеэкономических связях. Результаты анализа свидетельствуют о том, что высокая экспортная активность бизнеса сопровождается
деструктивными процессами в системе институционального регулирования данной сферы. Успешной деятельности компаний-экспортеров препятствует целый ряд информационных, инфраструктурных и административных барьеров. Информационные барьеры являются препятствием для поиска рыночных ниш. Инфраструктурные (большое транспортное плечо, низкая пропускная способность границы и т.п.) снижают скорость бизнес-операций. Административные, как наиболее болезненные, связаны с низким качеством реализации функций со стороны административных институтов, включающих таможенное регулирование, нетарифные барьеры и возврат НДС. В сложившихся условиях представленные инструменты не выполняют функции стимулирования бизнеса на его переориентацию с ресурсоемкой модели экспорта на капиталоемкую.
По прошествии почти трех десятилетий рыночных реформ институциональная среда приграничных российских регионов, регулирующая
внешнеэкономическую деятельность, характеризуется доминированием
административных и распределительных институтов, что в большей степени поддерживается рентоориентированными
группами интересов.
И все-таки российский, в том числе и карельский бизнес, включенный в международные связи, учится действовать по цивилизованным правилам. Вялотекущая диффузия рыночных институтов пока не отразилась существенным образом на качестве развивающихся институтов. Вместе с тем российский бизнес не только формирует свои деловые сети, но и вписывается в мировое сетевое сообщество. При этом нужно учитывать, что современные рыночные институты России формируются в условиях новых экономических и геополитических вызовов, а институты мировой экономики испытывают мощные трансформации. Они очень быстро изменяются, адаптируюсь к новым потребностям изменяющегося общества. Россия стремится успеть за этим процессом, но в силу институциональной инерции пока не успевает. Все же, несмотря на современные геополитические и экономические вызовы, бизнес-сообщества приграничных территорий России имеют все предпосылки для цивилизованной интеграции в мировой рынок.
Таблица 1
Экспортная активность предприятий Республики Карелия (по данным соцопроса в 2013 г.)
Table 1
Export activity of enterprises of the Republic of Karelia (according to the poll in 2013)
Экспортная стратегия Доля респондентов, %
В последние 5 лет объем экспорта растет 29
Экспорта нет и не будет 19,5
В последние годы объем экспорта падает 17,1
Экспорт остается на прежнем уровне 17,1
Экспорта нет, но предполагается в ближайшие годы 12,2
Другое 4,9
Источник: отчет по результатам проекта «Трансграничное сотрудничество как фактор экономического развития российских регионов в условиях глобализации и модернизации» в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по государственному контракту № 16.740.11.0418 от 26.11.2010
Source: Report on the results of the Project Trans-boundary Cooperation as a Factor of Economic Development of Russian Regions in the context of Globalization and Modernization within the framework of the Federal Target Program Scientific and Scientific-Pedagogical Staff of Innovative Russia for 2009-2013 under State contract No. 16.740.11.0418 of November 26, 2010
Таблица 2
Характер бизнес-связей компаний Республики Карелия (по данным соцопроса в 2013 г.) Table 2
The nature of business relations of companies of the Republic of Karelia (according to the poll in 2013)
Характер бизнес-связей Доля респондентов, %
Устойчивые бизнес-связи с несколькими партнерами 45
Редкие разовые контакты 20
Устойчивые бизнес-связи с одним партнером 17,5
Частые разовые контакты со многими партнерами 15
Другое 2,5
Источник: отчет по результатам проекта «Трансграничное сотрудничество как фактор экономического развития российских регионов в условиях глобализации и модернизации» в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по государственному контракту № 16.740.11.0418 от 26.11.2010
Source: Report on the results of the Project Trans-boundary Cooperation as a Factor of Economic Development of Russian Regions in the context of Globalization and Modernization within the framework of the Federal Target Program Scientific and Scientific-Pedagogical Staff of Innovative Russia for 2009-2013 under State contract No. 16.740.11.0418 of November 26, 2010
Таблица 3
Проблемы бизнеса, связанные с осуществлением экспорта, в Республике Карелия (по данным соцопроса в 2013 г.) Table 2
Business issues related to the implementation of export in the Republic of Karelia (according to the poll in 2013)
Проблема Доля респондентов, %
Оформление таможенных деклараций 53,1
Проблемы при пересечении границы 37,5
Высокие таможенные пошлины 37,5
Наличие нетарифных барьеров 34,4
Высокие транспортные затраты 25
Возврат НДС 21,9
Проблем нет 6,3
Необоснованные рекламации со стороны западных партнеров 3,1
Источник: отчет по результатам проекта «Трансграничное сотрудничество как фактор экономического развития российских регионов в условиях глобализации и модернизации» в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по государственному контракту № 16.740.11.0418 от 26.11.2010
Source: Report on the results of the Project Trans-boundary Cooperation as a Factor of Economic Development of Russian Regions in the context of Globalization and Modernization within the framework of the Federal Target Program Scientific and Scientific-Pedagogical Staff of Innovative Russia for 2009-2013 under State contract No. 16.740.11.0418 of November 26, 2010
Список литературы
1. Разумнова Л.Л., Батенкова О.А. Расширение Европейского союза: «Северное измерение» // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 12. С. 84-90.
2. Белобородова И.Н. «Северное измерение» в Европе: поиски геоцивилизационных координат // ПОЛИС. Политические исследования. 2000. № 4. С. 163-166.
3. Haukkala H. Succeeding without Success? The Northern Dimension of the European Union. In: Northern Dimensions, Yearbook 2001. Helsinki: The Finnish Institute of International Affairs. P. 37-47.
4. Шлямин В.А. Россия в «Северном измерении». Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2002. 192 с.
5. Баринов С.Л. Барьеры приграничных социокультурных коммуникаций // Известия РАН. Сер. географическая. 2011. № 1. С. 45-54.
6. Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Глобализация и российские регионы // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 1. С. 81-88.
7. Косов Ю.В. Региональные трансграничные связи как новый вид международных отношений (на примере стран Балтийского моря) // ПОЛИС. Политические исследования. 2003. № 5. С. 145-143.
8. Шинковский М.Ю. Российский регион как субъект глобализации экономики // ПОЛИС. Политические исследования. 2000. № 4. С. 23-28.
9. Лаженцев В.Н. Северная специфика научно-исследовательских работ и региональной политики (пример регионов ресурсного типа) // Экономика региона. 2012. № 4. С. 10-21.
10. Лаженцев В.Н. Социально-экономические проблемы Севера России // ЭКО. 2010. № 12. С. 40-53.
11. Лаженцев В.Н. Территориальное развитие. Методология и опыт регулирования. СПб: Наука, 1996. 109 с.
12. Козырева Г.Б. Экономическое поведение предприятий лесного сектора Карелии в условиях рыночных преобразований // Вопросы экономики. 2007. № 7. С. 136-151.
13. Дружинин П.В. Проблемы развития экономики Карелии // Проблемы прогнозирования. 2000. № 4. С.51-59.
14. Писаренко А.И., Страхов В.В. Лесное хозяйство России: от использования к управлению. М.: Юриспруденция, 2005. 551 с.
15. Морозова Т.В. Карельская модель трансграничного сотрудничества и развитие приграничных местных сообществ // Экономическая наука современной России. 2006. № 1. С. 73-89.
16. Суржиков М.А. Институты внешнеэкономической деятельности региона: особенности формирования и тенденции развития // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2011. № 6. С. 202-205.
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Sustainable Development of Economy
INSTITUTIONAL ISSUES OF THE BORDER REGION BUSINESS COMMUNITIES Galina B. KOZYREVAa,% Tat'yana V. MOROZOVAb
a Institute of Economics, Karelian Research Center of the Russian Academy of Sciences,
Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russian Federation
b Institute of Economics, Karelian Research Center of the Russian Academy of Sciences, Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russian Federation morozova.ras@gmail. com
• Corresponding author
Article history:
Received 2 March 2016 Received in revised form 21 March 2016 Accepted 26 April 2016
JEL classification: R58
Keywords: business environment, border regions, information barriers, administrative barriers, business activities
Abstract
Importance The article deals with the institutional issues of development of business communities in the border region of Russia, involved in the modern global market integration processes. Objectives The aim of the article is to assess the status of institutions governing the cross-border cooperation and foreign economic relations, the business of the Republic of Karelia participate in. Methods To consider the internal and external factors that determine the characteristic and status of foreign economic relations of Russia and the problems the business in the Republic of Karelia faces in the process of foreign economic activity, we used institutional and descriptive analyses. The empirical evidence of economic and sociological surveys of enterprises in the Republic of Karelia in 2013 served as an information base.
Results We specify a wide range of positive and negative factors influencing the behavior of cross-border business in Russia, among which we highlight the economic, environmental and political interests of the countries that have socio-economic relations with Russia, as well as the quality of the institutions that govern their activities. We found that export activities got burdened with many institutional barriers, among which there are the information, infrastructural, and administrative ones.
Conclusions and Relevance High export business activity gets accompanied with destructive processes in the system of institutional regulation in this sphere. A number of barriers prevent companies-exporters from successful activity. Under these circumstances, the instruments used do not perform the function of boosting business at its reorientation from a resource-intensive to capital-intensive export model. The results of the research may be useful in making management decisions in the field of cross-border cooperation to improve the conditions of business activity.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
Acknowledgments
The work was performed within the framework of State job of the Federal Agency of Scientific Organizations
The Role of Human Capital: New Economic Theories - Contemporary Challenges, project No. 0224-2015-0003.
References
1. Razumnova L.L., Batenkova O.A. [The enlargement of the European Union: The Northern Dimension].
Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2000, no. 12, pp. 84-90. (In Russ.)
2. Beloborodova I.N. [The Northern Dimension in Europe: A search for geo-civilization coordinates]. POLIS. Politicheskie issledovaniya = POLIS. Political Studies, 2000, no. 4, pp. 163-166. (In Russ.)
3. Haukkala H. Succeeding without Success? The Northern Dimension of the European Union. In: Northern Dimensions, Yearbook 2001. Helsinki, The Finnish Institute of International Affairs, pp. 37-47.
4. Shlyamin VA. Rossiya v "Severnom izmerenii" [Russia in The Northern Dimension]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State Univ. Publ., 2002, 192 p.
5. Barinov S.L. [Barriers to cross-border socio-cultural communications]. Izvestiya RAN. Ser. Geograficheskaya = Bulletin of RAS. Ser. Geographic, 2011, no. 1, pp. 45-54. (In Russ.)
6. Evstigneeva L., Evstigneev R. [Globalization and the Russian regions]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Problems of Theory and Practice of Management, 2003, no. 1, pp. 81-88. (In Russ.)
7. Kosov Yu.V. [Regional cross-border connections as a new kind of international relations: Evidence from the Baltic countries]. POLIS. Politicheskie issledovaniya = POLIS. Political Studies, 2003, no. 5, pp. 145-143. (In Russ.)
8. Shinkovskii M.Yu. [Russian region as a subject of economic globalization]. POLIS. Politicheskie issledovaniya = POLIS. Political Studies, 2000, no. 4, pp. 23-28. (In Russ.)
9. Lazhentsev V.N. [North specificity of research and regional policy: a case of the resource type regions]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2012, no. 4, pp. 10-21. (In Russ.)
10. Lazhentsev V.N. [Socio-economic problems of the Russian North]. EKO = ECO, 2010, no. 12, pp. 40-53. (In Russ.)
11. Lazhentsev V.N. Territorial'noe razvitie. Metodologiya i opyt regulirovaniya [Territorial Development. A methodology and experience of regulation]. St. Petersburg, Nauka Publ., 1996, 109 p.
12. Kozyreva G.B. [Economic behavior of enterprises of the forestry sector of Karelia in the conditions of market economy reforms]. Voprosy Ekonomiki, 2007, no. 7, pp. 136-151. (In Russ.)
13. Druzhinin P.V. [Problems of development of the economy of Karelia]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2000, no. 4, pp. 51-59. (In Russ.)
14. Pisarenko A.I., Strakhov V.V. Lesnoe khozyaistvo Rossii: ot ispol'zovaniya k upravleniyu [Forestry of Russia: from the use to management]. Moscow, Yurisprudentsiya Publ., 2005, 551 p.
15. Morozova T.V. [A Karelian model of cross-border cooperation and the development of border communities]. Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii = Economic Science in Modern Russia, 2006, no. 1, pp. 73-89. (In Russ.)
16. Surzhikov M.A. [The institutions of foreign trade activities in the region: formation features and development trends]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2011, no. 6, pp. 202-205. (In Russ.)