УДК 330.837/658.589(5)
А.В. МАТЮШИН, канд. экон. наук, старший научный сотрудник, е-mail: [email protected],
А.В. АБОРЧИ, младший научный сотрудник, е-mail: [email protected],
А.С. ПАВЛИЙ, младший научный сотрудник, е-mail: [email protected]
ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В АЗИАТСКИХ СТРАНАХ
Статья посвящена анализу институциональных и социально-экономических особенностей развития промышленности в азиатских странах. Особое внимание отведено рассмотрению комплекса типичных подходов и методов, которые были использованы ими для подъёма промышленности и её перевода на высокотехнологичный уровень функционирования. В работе разработаны рекомендации по адаптации зарубежного опыта к современным условиям функционирования национальной экономики.
Ключевые слова: неоиндустриализация, финансово-промышленный капитал, высокотехнологические отрасли, вертикально-интегрированные корпорации, кластерные образования.
Matyushin A.V., Aborchie A.V., Pavliy A.S. The institutional landscape of new industrial policy in Asian countries.
The article is devoted to the analysis of the institutional and socio-economic features of industrial development in Asian countries. A special attention is given to the consideration of the complex of common approaches and methods, which they used
for boosting the industry and for transferring it to the high-tech functioning level. Recommendations on adjusting the international experience to the current business environment of the national economy have been developed.
Keywords: neo-industrialization, financial and industrial capital, high-tech sectors, vertically-integrated corporations, clustered formations.
Мировая экономика уже давно ступила на путь неоиндустриального развития. В большинстве развитых стран сформированы мощные вертикально интегрированные корпорации и кластеры, нацеленные на выпуск высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Процесс формирования столь мощной индустрии в таких странах, как Япония, Гонконг, Южная Корея, Тайвань и Сингапур был долгим и занял не одно десятилетие. Сейчас азиатские страны являются двигателями мировой экономики, косвенно либо прямо влияя на большую долю мирового производства, а потому исследование их опыта всегда представляет научную ценность.
© А.В. Матюшин, А.В. Аборчи, А.С. Павлий, 2017
Исследуя процессы становления новой индустрии в этих странах, можно выделить ряд первоочередных рецептов по оздоровлению экономики и её переходу к более современному уровню производства. Для национальной экономики этот вопрос остаётся актуальным уже в течение многих лет, и чем дольше не решается проблема устаревшей промышленности, тем больше страдает экономика и население.
Современные исследования проблем неоиндустриального развития находят своё продолжение в работах зарубежных и отечественных исследователей с учётом новых экономических, институциональных и геополитических обстоятельств развития, обусловленных, в том числе, мировым финансовым кризисом 2007-2008 гг. и экономическим подъёмом мирового Юга. Развёрнутый анализ «азиатской модели» развития в разных странах представлен в работе В. Вольпи, Ф. Маццеи [1]. Основываясь на анализе практики стран Юго-Восточной Азии, которые продемонстрировали внушительные результаты экономического роста, итальянские авторы обосновывают взвешенный подход к выбору модели развития, который должен базироваться на эффективном сочетании рыночных методов управления и государственного вмешательства. Дж. Арриги в свете теории экономического развития Адама Смита демонстрирует, почему эпицентр мировой политической экономии перемещается из Северной Америки в Восточную Азию, и какова роль двух государств - США и Китая - как главных действующих лиц разворачивающегося преобразования мира [2]. Д. Родрик в своих работах анализирует, почему развитие промышленности остается путём к процветанию для развивающихся стран [3]. Неоиндустриальные перспективы развития экономики Украины рассмотре-
ны в работе Н.Г. Чумаченко и В.И. Ля-шенко [4]. А.И. Амоша, В.П. Вишневский, Л.А. Збаразская разработали подходы к реализации матричной промышленной политики в направлении неоиндустриализации [5]. Е.Б. Салихова на основе анализа последних тенденций в администрировании промышленного развития ведущих стран мира определила особенности интервенции государств в развитии национальных производств [6]. Подходы кластерного размещения промышленности и роли государства и регионов в их реализации рассмотрены в работах [7; 8]. Учёные СНГ также уделяют значительное внимание этой проблематике [10; 11; 12; 13; 14 и др.].
Целью статьи является анализ институциональных и социально-экономических особенностей развития промышленности в азиатских странах, а также разработка рекомендаций по адаптации зарубежного опыта к современным условиям функционирования национальной экономики.
Япония
Несмотря на то, что в географическом плане Япония принадлежит к вос-точноазиатскому региону, исторически здесь сложилась уникальная по своим характеристикам культура и экономика. В результате этого методы, применяемые в промышленной политике, в некоторой степени отличаются от тех, которые применяются в других странах Восточной Азии.
Исторически в Японии сложилась система, получившая название «государственно-монополистический капитализм». Такая система имеет место и в некоторых других странах, однако в Японии в ней существует множество специфических особенностей. В данном случае имеет место не просто тесная связь государства и бизнеса, но и их неразрывное единство. Государство заинтересовано в
поддержке крупной частной собственности, так как она, в свою очередь, является сосредоточением большей части производственных мощностей, а следовательно, отвечает за благосостояние всех граждан. Кроме того, ключевой функцией государства при такой концепции управления является обеспечение занятости, что, как показывает японский опыт, лучше всего решается за счёт привязки человека к одному рабочему месту на как можно более долгий срок.
Крупные корпоративные структуры в Японии появились задолго до промышленного переворота. Уже несколько веков большая часть капитала и производственных ресурсов в Японии принадлежит т.н. «дзайбацу» (которые сегодня носят название «кэйрэцу») - крупным финансово-промышленным и торговым объединениям. Изначально они представляли собой закрытые конгломераты, включающие в себя основные промышленные и банковские объединения в стране. После окончания Второй мировой войны в Японии стартовал период экономических реформ, в результате которых эти конгломераты были преобразованы в сеть относительно автономных предприятий, отношения между которыми были выстроены на договорной основе. В результате этого были образованы крупнейшие Японские корпорации, такие как Mitsubishi, Mitsui, Fuyo, Toyota и др. Сегодня они функционируют по сетевому принципу, предполагающему наличие множества подрядчиков и поставщиков, сгруппированных вокруг головного предприятия.
Мощное влияние государства, с одной стороны, и наличие сконцентрированного финансово-промышленного капитала, с другой - позволили создать в Японии обширную сеть техно-парковых и кластерных структур, в рамках которых и осуществляется выпуск большей части
высокотехнологичной продукции. Естественно, появились они не сразу, а в результате продолжительной целенаправленной работы по созданию региональных центров промышленного развития. Началась она в 1945 г. с разработки и реализации плана послевоенного восстановления разрушенной инфраструктуры и крупнейших предприятий. Когда основная часть разрушенных производственных мощностей была восстановлена, правительство приступило к разработке Программы рассредоточения и распределения предприятий по территории Японии [8]. Эти и другие меры стали результатом создания ряда мощных промышленных районов, среди которых особо выделились три: Токио-Иокогама-Кавасаки, Нагоя, Осака-Кобе.
Среди основных институциональных предпосылок «японского экономического чуда», как называет период активного роста экономики страны с середины 50-х и до 1973 г., практически всеми исследователями [15; 16] особо выделяется одна - специфическая форма использования человеческого капитала. Она проявляется в том, что большая часть сотрудников японских компаний пожизненно закреплена на рабочем месте. Причём закрепление это носит не формальный или юридический характер, а обусловлено моральными и экономическими факторами. Компания становится для сотрудника своего рода семьей, с которой связана большая часть не только его рабочего времени, но и досуга. За время работы в компании работник, как правило, проходит множество должностей в ходе чего его заработная плата и дополнительные привилегии увеличиваются по сравнению с начинающими сотрудниками. При этом человек постоянно ощущает свою непосредственную причастность к судьбе компании и выработке решений для её дальнейшего развития.
Это положительно сказывалось на эффективности не только рядовых сотрудников, но и топ-менеджеров, для которых процветание и успех компании являются делом чести, а не источником получения дополнительного дохода.
Одним из результатов японского корпоративизма стало появление «кружков качества» - организационной формы коллективного поиска решений проблем, возникающих в процессе производства продукции на японских фирмах. На таких кружках зачастую решаются задачи не только повышения качества продукции или совершенствования технологий, но и проблемы повышения производительности труда и более эффективной организации рабочего процесса. Данная специфика, наряду с чрезвычайно ответственным подходом сотрудников к выполнению своих обязанностей, позволила японским компаниям в кроткие сроки существенно нарастить объемы производства.
На формирование мощной промышленности в Японии огромное значение оказывало стремление к «созданию нового», вместо «восстановления старого». Так, если в СССР после окончания Второй мировой войны большинство разрушенных предприятий восстанавливались, то в Японии они строились заново. При этом строительство было основано на передовых научных и технологических разработках, которые активно заимствовались в других странах. Импорт технологий стал одним из ключевых направлений деятельности японских фирм, которые за счёт своей специфической организации очень быстро их осваивали, дорабатывали и вырывались в лидеры по выпуску высокотехнологичной продукции.
На развитие японской промышленности существенное влияние оказала по-
литика наращивания экспорта. Это было необходимо для привлечения иностранной валюты, без которой Япония, страна с одними из самых бедных запасов полезных ископаемых, была бы неспособна закупать ресурсы за рубежом. Стремление заполнить японскими товарами прилавки европейских и американских магазинов, с одной стороны, положительно сказалось на отношении правительства к экспортоориентированным производителям, а с другой - обеспечило возможность участия крупных японских корпораций в процессах международной кооперации. Развитие экспорта и повышение качества продукции в Японии было возведено практически в статус государственной идеологии, которая, между тем, сегодня существенно изменилась в сторону внутреннего рынка. На сегодняшний день основными торговыми партнёрами Японии являются США, Китайская Народная Республика, Республика Корея, Саудовская Аравия, Австралия (рис. 1).
Создание мощной промышленности в Японии было бы невозможно без благоприятной международной политической обстановки. В годы холодной войны Япония вместо вассала стала главным союзником США в борьбе против СССР и Китая. Благодаря этому были сняты ограничения на развитие японской оборонной промышленности, а правительство страны получало большие преференции от военного сотрудничества с США и обслуживания американских военных баз. Известное выражение «Япония - непотопляемый авианосец США в Тихом океане» во многом раскрывает причины столь интенсивного развития экономики и промышленности страны.
Таким образом, основными институциональными предпосылками становления высокотехнологичной модели японской промышленности являются:
200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
# У У / / / / / * ^ / * Ж .о»
с/
■ Импорт, млрр. долл. США ■ Экпорот, млрлд. долл. США
Рис. 1. Основные внешнеторговые партнёры Японии [17]
специфическая форма государственного капитализма;
сетевая структура организации крупных японских корпораций;
системная поддержка процесса создания и развития технополисов и кластеров;
политика, направленная на производство высокотехнологичной экспорто-ориентированной продукции;
особая форма организации трудовых взаимоотношений;
благоприятная внешнеполитическая ситуация.
«Азиатские тигры» Одним из наиболее ярких примеров новых индустриальных стран являются т.н. «Азиатские тигры» - Гонконг, Южная Корея, Тайвань и Сингапур. Эти страны, а позже и Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд показали пример того, как можно в кратчайший период создать современную высокотехнологичную индустрию практически с ноля. Экономическое развитие большинства стран Юго-Восточной Азии на момент
окончания второй мировой войны находилось на очень низком уровне, однако уже в 90-е годы часть из них занимала ведущие позиции как в международных рейтингах, как и на мировых рынках наукоёмкой продукции.
В научной литературе принято обобщённо относиться к феномену азиатского экономического чуда. Среди его основных предпосылок выделяют: значительную роль государства; комбинированную промышленную политику, основанную на селективной поддержке отраслей; экспортную ориентацию основных производителей; активную вовлеченность в массовое производство мелкого бизнеса; специфические особенности азиатского общества и традиции деловой среды [10].
Вместе с этим в каждой из этих стран существуют свои индивидуальные особенности, способствовавшие развитию высокотехнологичного производства. Так, южнокорейская экономика по своей структуре значительно отличается от Тайваня и Гонконга и имеет больше
схожих черт с Японией. Сингапур является в некотором роде уникальным экономическим и государственно-политическим образованием, сравнивать который с другими можно лишь условно.
Как и в Японии, одной из фундаментальных составляющих южнокорейской промышленности являются «чебо-ли» - крупные финансово-промышленные конгломераты, которые объединяют вокруг себя сотни более мелких фирм. На сегодня в Корее существует несколько чеболь, из которых выделяются самые крупные: Samsung, Hyundai, SsangYong, LG Group, Daewoo и др. К концу 90-х доля промышленного производства чеболь составила 35% от всего в Южной Корее [18]. Основными особенностями южнокорейских промышленных конгломератов являются:
вертикальная интеграция производства;
применение высоких технологий для массового выпуска;
тесная связь с правительством и зависимость от его решений;
диверсифицированная структура бизнеса;
долгосрочное планирование и инвестиции.
Несколько другой пример демонстрируют экономики таких стран, как Тайвань или Гонконг. Правительство в этих странах сформировалось в результате масштабных историко-политических процессов, в результате чего модель управления экономикой здесь специфична. Управление экономикой Тайваня осуществлялось в соответствии с либеральным подходом несмотря на то, что политическая система в стране долгое время оставалась однопартийной и консервативной. Гоминьдан - правящая Китайская Национальная народная партия -проводила смешанную промышленную политику, основанную на передаче управления частью промышленных акти-
вов в частные руки при одновременном сохранении контроля над стратегическими предприятиями. После окончания Второй мировой войны в Тайване была проведена земельная реформа, в результате которой появился мощных класс собственников, обладавших высоким уровнем сбережений [10]. Уже в конце 50-х в экономике преобладали мелкие и средние предприятия, в которые поступали не только внутренние, но и внешние инвестиции.
Развитие традиционных и передовых отраслей промышленности в Тайване тесно связано со значительными внешними финансовыми вливаниями. Тайваньские компании достаточно быстро освоили международные финансовые рынки, в то время, как правительство продолжительное время после войны получало значительную помощь от США. Это дало возможность существенно модернизировать традиционные отрасли тайваньской экономики, особенно лёгкую промышленность, переведя их на машинные способы производства. Вместе с инвестициями осуществлялся активных экспорт технологий, благодаря чему вскоре предприятия текстильной и швейной промышленности стали вытесняться машиностроительными компаниями. Тайваню удалось в короткие сроки создать автомобильное производство, наладить выпуск бытовой техники и других товаров длительного пользования. Важнейшей вехой данного процесса стало развитие электронной промышленности в 70-80-е годы. Это стало возможно благодаря благоприятному сочетанию активной государственной политики и рыночных факторов, проявившихся в заинтересованности японских разработчиков в тайваньской дешевой рабочей силе. Были разработаны специальные государственные программы, создана сеть исследовательских институтов по разработке и внедрению новых промышленных
технологий, расходы на которые в 1998 г. достигли почти 2,5 млрд. долл. США [19]. Это сопровождалось повышением качества человеческого капитала, увеличением общего уровня образования и финансирования учебных заведений.
Особенности экономики такой новой индустриальной страны, как Гонконг, тесно связаны с её историческим развитием. Как известно, Гонконг с 1842 по 1997 г. находился под управлением Великобритании, а потому капиталистические отношения здесь укоренены глубоко. Гонконг всегда играл роль важнейшего торгового центра, в котором активно развивались банки, торгово-финансовые компании, судостроение, сахарная промышленность, средние и мелкие ремесленные фирмы и мастерские. С 1997 г. формальный протекторат над Гонконгом передан КНР, однако это не мешает сохранять острову статус образцового примера капитализма, реализованного на практике, и занимать первое место в индексе экономической свободы на протяжении 20 лет [20].
При анализе промышленности Гонконга важно помнить, что большая часть производства физически размещена в Китае, в то время, как в самом Гонконге находятся головные офисы компаний. Регион снискал славу крупнейшего мирового финансового центра, однако традиционное промышленное производство здесь находится на относительно низком уровне. Вместе с этим существует ряд специальных промышленных парков, таких как Тай-По, Квун-Тонг, Коулун Бэй и др. Именно в них концентрируются большинство предприятий, специализирующихся на текстильном и швейном производстве, электронной промышленности, изготовлении игрушек и товаров из пластмассы. Важной особенностью таких зон стало то, что они формировались отчасти стихийно, в результате кон-
центрации китайских и европейских мигрантов, объединяющих свой бизнес.
Промышленная политика правительства Гонконга, в свою очередь, направлена на устранение барьеров для свободного движения капитала и развития бизнеса, а также на поощрение экс-портоориентированных производителей высокотехнологичной продукции. Для этого использовались методы, позволяющие создать стимулы по концентрации предпринимательской активности в тех отраслях, которые наиболее востребованы на мировом рынке. Кроме того, в Гонконге, равно как и в Тайване и Южной Корее, в период активного экономического роста использовался метод занижения валютного курса, который давал возможность стимулировать экспортное производство, при одновременном ограничении потребления импорта [21].
Экономическое чудо Сингапура уже давно является предметом пристального исследования. Являясь небольшим городом-государством ему удалось в кратчайшие сроки достигнуть уровня развитых стран, что во многом обязано известным реформам Ли Куан Ю - премьер-министра Сингапура с 1959 по 1990 г. Развитие экономики и промышленности здесь на начальном этапе опиралось на решающую роль правительства и государственного сектора, в который включались судостроительные и ремонтные предприятия, порты, телекоммуникационные, газовые, машиностроительные компании, а также объекты инфраструктуры и банки. Уникальный набор реформ, сочетавший селективные и рыночные методы, дал возможность превратить эти предприятия в один из мощнейших финансово-производственных комплексов. Кроме того, становлению мощной промышленности в Сингапуре способствовало выгодное географическое положение, превратившее морской порт страны в один из крупнейших в ми-
ре, а также статус финансового офшора, через который ежедневно проходят миллиарды долларов.
Успех промышленности Сингапура отчасти был простимулирован уже описанными на примере других азиатских стран методами поддержки экспорта и высокотехнологичных производителей. Здесь также создавались новые промышленные зоны и технопарки, контроль над развитием которых в 1961 г. был возложен на специально созданный Комитет экономического развития. На территории Сингапура были выделены территории, отведенные под специальные промышленные зоны, их количество, несмотря на небольшую площадь государства, в 90-х годах достигло 25. Крупнейшей из них является первая - Джуронг, в которой расположено более 1800 предприятий и занято около 100 тыс. человек [22]. Этот район является стержнем нефтехимической промышленности Сингапура, которая по объемам переработки нефти занимает третье место в мире.
Сингапур известен как один из лидеров в области электроники и биотехнологий, развитие которых также осуществляется в рамках крупнейших технопарков: SciencePark, Biopolis, Fusionpolis, TUAS и др. [12]. Эти парки в сочетании с долгосрочной поддержкой высокотехнологичных производителей и максимально упрощёнными правилами ведения бизнеса в стране привели к тому, что сегодня электронная промышленность и биомедицина Сингапура развиты на одном из самых высоких в мире уровней.
Быстрое развитие индустрии в этом городе-государстве неразрывно связано с общим комплексом мер, предпринятых руководством Сингапура для построения нового типа государства, в котором люди действительно будут работать на благо общества. Стержнем их стали известные антикоррупционные мероприятия, проведенные правящей партией, и привед-
шие практически к полному искоренению данного феномена.
Важнейшим фактором формирования нового индустриального облика Сингапура стало также кардинальное реформирование системы образования в целях повышения количества интеллектуальной молодёжи. Это сопровождалось существенными финансовыми вливаниями правительства, которые были направлены на получение лучшими студентами образования за рубежом, с их последующим трудоустройством внутри страны. При этом первоочередной приоритет отдавался специальностям, наиболее востребованным в передовых отраслях сингапурской экономики.
Среди новых индустриальных стран принято выделять также «новых азиатских тигров», в число которых входят такие страны, как Малайзия, Таиланд, Индонезия и Филиппины. В начале ХХ1 в. их ВВП также демонстрирует относительно высокие темпы развития, увеличиваясь на 6-8% в год. Становление промышленности здесь преимущественно связано с высоким спросом на качественную и дешевую рабочую силу, в связи с чем многие крупные японские, американские и европейские компании основали здесь свои производства. Инвестиции, поступающие в экономики этих стран, позволили им стать ведущими экспортёрами электроники, заняв прочную нишу на мировом рынке.
Основными факторами, способствовавшими бурному экономическому росту новых азиатских тигров, помимо доступной рабочей силы, стала комбинированная промышленная политика, основанная на сглаживании структурных диспропорций, либерализация внутреннего рынка наряду с устранением недостатков традиционной авторитарной политической системы. Вместе с этим с этим использовались и менее рыночные способы управления промышленностью. Так, в
целях активизации развития промышленности в Малайзии в 1971 г. была принята Новая Экономическая Политика, в рамках которой осуществлялась централизованная поддержка экспортоориентиро-ванных производителей, а также реали-зовывалась программа перераспределения национального дохода в пользу коренного населения, позволившая сформировать новый класс предпринимателей малайцев.
В такие страны, как Малайзия, Филиппины, Индонезия было привлечено тысячи японских и китайских бизнесменов, которые стали реализовывать амбициозные проекты, приносящие доход, в том числе и во внутреннюю казну государства. Кроме того, во многих странах Юго-восточной Азии существенно вы-
росла строительная промышленность, чему немало способствовало развитие туристического бизнеса.
Анализ институциональных особенностей неоиндустриальной революции в восточноазиатских странах показал, что основными факторами развития высокотехнологичной промышленности являлись (см. табл. 1).
Безусловно, азиатский опыт способен принести много пользы. Большинство из современных новых индустриальных стран когда-то были в глубоком экономическом кризисе и упадке. Некоторые прошли войну, атомные бомбардировки и лишилась части своих территорий. Однако систематические реформы, полная мобилизация всех слоёв общества
Таблица 1
Основные факторы развития новой промышленности в восточноазиатских странах
№ п/п Фактор Характеристика Страна
1. Вертикальная интеграция производства Содействие созданию в экономике крупных корпораций и концернов, способных организовать цепочку по производству продукции с высокой добавленной стоимостью Япония, Южная Корея
2. Горизонтальная и сетевая кооперация Создание специальных промышленных зон, кластеров и технопарков, в рамках которых автономные фирмы, научные, проектные и финансовые организации имеют возможность взаимодействовать на особых условиях Япония, Сингапур, Индонезия
3. Поддержка экспорта Правительственное стимулирование развития экспор-тоориентированных производителей высокотехнологичной продукции посредством налоговых льгот и прямого субсидирования Япония, Сингапур, Малайзия
4. Планирование и директивное управление Использование в управлении экономикой «нерыночных» методов управления, в частности, прямое управление стратегическими предприятиями, введение государственных планов и жесткие методы реформирования политической системы Тайвань, Япония, Малайзия, Индонезия
5. Увеличение доли сектора МСБ Создание условий для активного развития малого и среднего бизнеса, который способен быстро внедрять инновации, гибко реагировать на изменение рыночных условий и призван составлять основу среднего класса Тайвань, Сингапур, Малайзия
6. Внешнеэкономическая политика Всестороннее содействие привлечению международных инвестиций и специалистов, импорт технологий, использование благоприятной внешнеполитической ситуации и др. Япония, Южная Корея
и нацеленность на сверхвысокий результат позволили азиатским тиграм спустя 2-3 десятилетия после начала реформ достичь высоких темпов развития. При этом большинство из проанализированных стран обладают значительно худшими запасами природных ресурсов, меньшей территорией и менее выгодным географическим положением.
Таким образом, основное условие успеха - это ответственный подход к судьбе собственной страны со стороны её руководства. Система государственного капитализма в Японии, сингапурское экономическое чудо или становление новых азиатских тигров - это, в первую очередь, результат качественного государственного управления, которое предполагает, что каждый элемент системы государственного управления должен нести персональную ответственность за результаты своей работы. В этой связи следует внимательней изучить японский и сингапурский опыт борьбы с коррупцией, а также этические особенности государственной службы в этих странах, что даст возможность найти пути для решения одной из фундаментальных проблем современной жизни общества.
Для развития мощной неоиндустриальной экономики также целесообразным является создание крупных вертикально-интегрированных корпораций, равно как и масштабных сетевых кластерных образований. Их создание должно быть положено в основу промышленной политики, так как именно в рамках таких структур производится выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Помимо этого требуется на государственном уровне определить перечень высокотехнологичных отраслей, в которых государство способно и должно составлять конкуренцию на самом высоком уровне.
В сложившейся на данный момент ситуации в связи с текущим международно-правовым статусом Республики полноценно имплементировать опыт азиатских стран не представляется возможным. Однако в долгосрочной перспективе при условии получения признания необходимо всесторонне привлекать международную помощь. Азиатский опыт показывает, что именно внешняя помощь и финансовые вливания способны оказать решающее воздействие на развитие промышленности и её структурную перестройку. Ключевую роль здесь играют не только деньги, но также технологии и другие производственные ресурсы, способные положительно повлиять на развитие промышленных предприятий.
С учётом институциональных особенностей современной экономики адаптация международного опыта может осуществляться в краткосрочной и среднесрочной перспективе. В первом случае следует обратить внимание на комплекс первоочередных мер, которые необходимо предпринять для восстановления и развития промышленности. Таковыми являются:
международное признание и официальный правовой статус государства; прекращение боевых действий; запуск ключевых промышленных предприятий;
совершенствование и систематизация нормативно-правовой базы в сфере промышленности;
восстановление промышленной инфраструктуры;
создание механизмов стимулирования внутреннего производства;
международная координация и кооперация.
В среднесрочной перспективе возможна реализация более широкого ком-
плекса мер, которые позволят перевести промышленность на новый, интенсивный путь развития. Для этого требуется:
создание новых высокотехнологичных производственных корпораций;
развитие национальной сети исследовательских и проектных организаций;
повышение качества технического образования;
поддержка экспортно-ориентированных предприятий;
стимулирование проактивного развития МСБ;
поиск международных партнёров и привлечение внешних инвестиций;
развитие собственной финансовой системы;
вступление в международные организации и интеграция в мировое политическое пространство.
Поиск эффективных методов развития промышленности должен быть основан на тщательном научном обсуждении данной проблематики, так как этот вопрос является ключевым для выживания и дальнейшего существования молодого государства. Это является одним из наиболее перспективных направлений для исследования, к которому могут быть привлечены специалисты из разных отраслей и научных направлений.
Список использованной литературы
1. Вольпи В. Азиатская экономическая модель и Запад: реванш «видимой руки» / В. Вольпи, Ф. Маццеи: пер. с итал. Н. Тюкалова; научная редакция Ю.В. Таранухи. - М., 2012. - 263 с.
2. Арриги Дж. Адам Смит в Пекине: Что получил в наследство XXI век / Дж. Арриги; [пер. с англ. Т.Б. Менская].-М.: Ин-т общественного проектирования, 2009. - 456 с.
3. Rodrik D. Industrial policy for the twenty-first century / D. Rodrik; Centre for Economic Policy Research, 2004 (CEPR Discussion Papers, No. 4767).
4. Чумаченко М.Г. Неошдус^альш перспективи економши Украши / М.Г. Чумаченко, В.1. Ляшенко // Управ-лшня економшою: теорiя та практика: зб. наук. пр. - Донецьк: 1ЕП НАНУ, 2009. -С. 3-34.
5. Амоша А.И. Неоиндустриализация и новая промышленная политика Украины / А.И. Амоша, В.П. Вишневский, Л.А. Збаразская // Економша промисло-восп. - 2012. - № 1-2. - С. 3-32.
6. Салихова Е.Б. Ренессанс государственной интервенции в промышленное развитие: последние мировые тенденции и уроки для Украины / Е.Б. Салихова // Экономика Украины. - 2015. - № 9. -С. 19-38.
7. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / авт.-сост. С.Ф. Пятинкин, Т.П. Быкова. - Минск: Тесей, 2008. -72 с.
8. Володин В.М. Теория кластеров в Японии: осмысление и адаптация в России / В.М. Володин, Т.В. Володина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2008. - № 2. - С. 33-40.
9. Барышева Г.А. Институциональные различия становления инновационной инфраструктуры в мире и особенности ее формирования в России / Г.А. Барышева, П.В. Арефьев // Известия Томского политехнического университета. - 2009. - № 6. - С. 5-12.
10. Кучерявенко В.Е. Восточно-азиатская модель экономического развития и размерная структура промышленности: На примере Японии, Республики Корея и Тайваня: автореф. дис. на соис-
кание ученой степени канд. экон. наук: спец. 08.00.14 «Мировая экономика» / В.Е. Кучерявенко. - Хабаровск, 2003. -20 с.
11. Литвинова Ю.Г. Индустрия высоких технологий на Тайване / Ю.Г. Литвинова // Общество и государство в Китае: материалы XXXII науч. конф.; Ин-т востоковедения; сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. - М.: Вост. лит., 2002. - С. 253-259.
12. Сычева Б.А. Развитие высокотехнологичных зон в странах АСЕАН [Электронный ресурс] / Б.А. Сычёва. -Режим доступа: http://www.conf.sfu-kras.ru/ sites/mn2014/pdf/d01/ s26/s26_026.p df.
13. Байнев В.Ф. Неоиндустриализация и нравственное измерение экономики - ключевые факторы глобальной конкурентоспособности союзного государства Беларуси и России / В.Ф. Байнев // Теоретическая экономика. - 2012. -№ 5. - С. 84-93.
14. Механик А. Нас ждёт великая эпоха [Электронный ресурс] / А. Механик // Эксперт-Online. - 2015. -№ 46-47. - Режим доступа: http: //expert. ru/ expert /2015 /46/ nas -zhdet -velikaya-epoha/.
15. Антонов М. От лжекапитализма к тоталитаризму! (корпоративные госу-
дарства) [Электронный ресурс] / М. Антонов. - Режим доступа: http: // m-antonov.chat.ru/from_to/index .htm.
16. Бок Зи Коу Экономика Японии. Какая она? / Бок Зи Коу. - М.: Экономика, 2002. - 349 с.
17. What does Japan export 2014 [Electronic resource] / OEC. - Available at: http: //atlas.media.mit.edu/ru/visualize/ tree_ map/hs92/export/j pn/ all/show/2014/.
18. Ким Мен Хва Корейское экономическое чудо [Электронный ресурс] / Ким Мен Хва. - Режим доступа: eos.ibi.spb.ru/ mod / resource/view.php?id = 61542&redirect=1.
19. Industry of Free China Council for Economic Planning and Development / Executive Yuan Republic of China, 2000.
20. Index of Economic Freedom [Electronic resource]. - Available at: http://www.heritage.org/index/.
21. Попов В. Стратегии экономического развития / В. Попов. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. - 336 с.
22. Сингапур [Электронный ресурс] // Обозреватель-Observer. - 1993. -№ 15. - Режим доступа: http://www. ob-server.materik.ru/observer/N15_93/15_ 14. HTM.
Статья поступила в редакцию 12.01.17