Иванова О.Б.
д.э.н., профессор кафедры «Финансы» РГЭУ (РИНХ)
Михайлецкая Т.С. аспирант кафедры «Финансы»
РГЭУ (РИНХ)
Эл. почта: tatvana [email protected] Вовченко Н.Г.
д.э.н., профессор кафедры «Финансы» РГЭУ (РИНХ)
Эл. почта:
[email protected] ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ЦЕНТРОВ:
ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ
Статья раскрывает особен- ности функционирования современных международных финансовых центров, их значимость для развития национальной экономики каждой отдельно взятой страны. На основе критериев конкурентоспособности МФЦ формируется стратегия построения успешного международного финансового центра в Москве.
Ключевые слова: международ- ный финансовый центр, мировая финансовая система, индекс глобальных финансовых центров, Москва.
Неотъемлемой частью и механизмом международной финансовой системы с конца XX века становятся международные финансовые центры (МФЦ). По мере развертывания и углубления процессов глобализации мировой экономики роль МФЦ, их значимость и влияние существенно возрастают.
Деятельность одних МФЦ стано- вится все более комплексной, они со- средотачивают не только функции меж- дународного рынка ссудных капиталов, но и сопутствующую деятельность в области обслуживания международных валютно-финансовых, кредитных отно- шений, а также страховых, аудиторских и других услуг. Другие демонстрируют тенденции к дифференциации и специа- лизации своей деятельности.
При этом в настоящее время на- личие международного финансового центра в стране становится необходи- мым условием сильной экономики. Страны с международными финансо- выми центрами обладают рядом пре- имуществ: емким и устойчивым финан-
совым рынком; суверенной экономикой; максимально открытыми рынками, вхо- дящими в глобальное разделение труда
«с позиции силы»; и свободно конвер- тируемой национальной валютой. От- сутствие же развитых внутренних рын- ков приводит к зависимости от ино- странного капитала, необходимости за- крываться от глобальной экономики, оттоку сбережений населения на ино- странные рынки и слабой валюте.
С каждым годом возрастает роль международных финансовых центров на глобальных финансовых рынках и в ми- ровой экономике. Можно выделить 5 основных направлений, в отношении которых МФЦ оказывают влияние на экономику во всем мире.
Первая роль МФЦ заключается в стимулировании притока прямых ино- странных инвестиций в странах с высо- ким уровнем налогообложения.
Инвесторы склонны структури- ровать свои капитальные обязательства в странах с высоким уровнем налогооб- ложения, сочетая инвестиции в этих странах с инвестициями в МФЦ, и это
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 10 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ
проявляется в том, что уровень прямых иностранных инвестиций в высоконало- говых странах чувствителен к наличию финансовых структур, которые исполь- зуют МФЦ.[ 1] Свидетельством данного примера является факт того, что фирмы, создавшие финансовые подразделения в МФЦ, показывают более высокие тем- пы прироста инвестиций и объема про- даж.
Вторая роль заключается в дис- циплинировании финансовых рынков в других частях мира, ограничение степе- ни, в которой банки и другие крупные финансовые институты могут использо- вать местные монополии в ущерб физи- ческим и юридическим лицам. Способ- ность инвесторов осуществлять финан- совые операции через международные финансовые центры снижает спреды процентных ставок и избавляет от дру- гих проблем, связанных с чрезмерной властью на рынке со стороны местных финансовых посредников. В результате МФЦ повышают устойчивость и ста- бильность мировой финансовой архитектуры.
Третья роль - поддержка в раз- витии демократических правительств. Данные показывают, что на сегодняш- ний день наиболее успешными между- народными финансовыми центрами яв- ляются те, которые находятся на верх- них позициях в рейтинге Всемирного банка по индикаторам, показывающим качество управления государством. В результате страны и территории без эффективных правительственных институтов имеют значительно меньше шансов стать международным финансо- вым центром. Как следствие междуна- родные финансовые центры показывают экономические выгоды демократиче- ских реформ. Кроме того, нежелание участников рынка вкладывать значи- тельные ресурсы в МФЦ при отсутст- вии высококачественных государствен- ных институтов означает, что МФЦ в основном представлены странами и территориями, где функционируют про- зрачные и регулируемые государством институты. Прозрачность и подотчет- ность МФЦ могут показаться несовмес- тимым с их репутацией мест для отмы- вания денег, уклонения от уплаты нало- гов, а также мест для открытия аноним- ных счетов для сокрытия доходов. Страны, которые предлагают возмож- ность анонимных счетов, могут косвен- но способствовать ухудшению структуры управления во всем мире, содейст- вуя коррупции в среде правительствен- ных чиновников. Самые последние дан- ные свидетельствуют, однако, что МФЦ такие, как: Бермудские острова, Британ- ские Виргинские острова, Багамские острова, Каймановые
острова, Панама на самом деле довольно строго придер- живаются международных норм и тре- буют достаточно документов для созда- ния юридических лиц и открытия банковских счетов, что делает их непри- влекательными местами для отмывания денег и уклонения от уплаты налогов. Вместо этого, крупные страны с высо- ким уровнем дохода, такие как: США, Великобритания и Канада с их упро- щенными банковскими требованиями являются удобными местами для созда- ния анонимных счетов.
Четвертая роль международных финансовых центров - это влияние на сбор налогов и налоговую конкуренцию среди крупных стран. Данные за по- следние 30 лет показывают [2], что на- логовая конкуренция среди стран Орга- низации экономического сотрудничест- ва и развития была незначительной, на- логовая база расширилась в той же сте- пени, что и снижались налоговые став- ки. Экономические исследования показывают, что наличие возможности низ- кого налогообложения для ряда отрас- лей, которые важны для МФЦ, позволя- ет правительствам поддерживать здоро- вый уровень внутренней налоговой ба- зы, не вызывая дефицита бюджета и на- логовой конкуренции. Следовательно,
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 11 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ
существует основание полагать, что международные финансовые центры позволяют правительствам крупных стран внедрять внутреннюю налоговую политику, которую они хотят и в кото- рой нуждаются под влиянием мировой экономики.
Пятая роль международных фи- нансовых центров- это их место в миро- вой экономике. Международные финан- совые центры в целом показывают зна- чительный экономический рост на про- тяжении последних 25 лет, отражаю- щийся на возрастании важности финан- сового сектора в современной экономи- ке.[3] Высокие доходы в развитой части мира вносят свой вклад в экономиче- ские показатели развивающихся стран как часть обычного процесса экономи- ческой интеграции.
Таким образом, сложно недооце- нить роль МФЦ в современном мире, поскольку создание в стране междуна- родного финансового центра сегодня является важнейшим фактором гло- бальной конкуренции национальных финансовых систем. И в ближайшие 2030 лет эта тенденция лишь усилится. Согласно опросу, проведенному Инсти- тутом посткризисного мира в ноябре
2009 - январе 2010 г. среди 247 экспер- тов из 53 стран мира, в ближайшие 10 лет главными факторами, определяю- щими конкурентные преимущества стран, будут: человеческий капитал (45%), природные ресурсы (36,1%), но- вые высокие технологии (32,9%), эф- фективный финансовый сектор (19,4%) и инновации в государственном управ- лении (17,1%). При этом человеческий капитал и инновации - это обязатель- ные условия формирования эффектив- ного финансового сектора.
В настоящее время постепенно формируются рейтинги мировых и ре- гиональных финансовых центров. С по- мощью подобных рейтингов сравнива- ются преимущества отдельных финан- совых центров. В перспективе они могут стать критерием эффективности программ формирования финансовых центров. Наиболее полновесным рейтин- гом такого рода является Индекс гло- бальных финансовых центров (GFCI - Global Financial Centers Index) Лондон- ского Сити, публикуемый исследова- тельской компанией Z/Yen Group Lim- ited. Впервые он был опубликован в марте 2007 года. Данный индекс рас- считывается по так называемой «модели факторов оценки», которая сочетает рейтинги стран по отдельным формали-
зованным показателям с оценками фи- нансовых специалистов.
Анализируются различные ас- пекты конкурентоспособности: челове- ческий капитал (наличие качественного персонала; гибкость рынка труда; биз- нес-образование); бизнес-окружение (регулирование бизнеса, налогообложе- ние, уровень коррупции, легкость осуществления бизнеса); доступ на рынок (уровень секьюритизации, емкость фи- нансовых рынков); инфраструктура (стоимость и доступность объектов не- движимости); общая конкурентоспо- собность (разница между совокупной конкурентоспособностью и суммой вышеперечисленных факторов конку- рентоспособности).
Основные выводы по изменениям индекса GFCI 2011 года.
Приостановлен тренд прошлых лет - быстрый рост азиатских финансо- вых центров в рейтинге. Гонконг, Син- гапур, Токио, Шанхай, Пекин, Тайпей и Шенчжень ослабили свои позиции в рейтинге
2011 года. Финансовые центры материковой части Китая значительно упали в рейтинге, Шанхай до 37 места и Пекин до 11. Гонконг опустился на 16 пунктов и сейчас на 27 пунктов ниже Лондона. Данные показатели - это лишь временное явление в долгосрочной тенденции усиления значимости Азиатского ре- гиона, а не фундаментальные изменения в международной финансовой системе.
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 12 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ
Таблица 1. Индекс глобальных финансовых центров
(GFCI - Global Financial Centers Index) Лондонского Сити.[4]
МФЦИ 2011 МФЦИ 2010 Изменения
Место Оценка Место Оценка Место Оценка
Лондон 1 781 1 774 0 7
Нью-Йорк 2 772 2 773 0 -1
Гонконг 3 754 3 770 0 -16
Сингапур 4 729 4 735 0 -6
Токио 5 693 6 695 -1 -2
Цюрих 6 689 8 686 -2 3
Чикаго 7 688 7 692 0 -4
Шанхай В 687 5 724 3 -37
Сеул 9 686 11 679 -2 7
Торонто 10 685 10 680 0 5
Бостон 11 684 12 678 -1 6
Сан-Франциско 12 683 9 681 3 2
Франкфурт 13 681 16 667 -3 14
Женева 14 679 13 672 1 7
Вашингтон, округ Колумбия 15 677 14 670 1 7
Сидней 16 674 15 669 1 5
Ванкувер 17 667 17 661 0 6
Монреаль 18 658 20 652 -2 6
Мюнхен 19 656 22 649 -3 7
Мельбурн 20 653 18 656 2 -3
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что центры Юго-Восточной Азии будут укреплять свои позиции в будущем. Следует отметить, что Сеул и Сидней являются единственными цен- трами в Тихоокеанском регионе, кото- рые заняли более высокие позиции, чем в 2010 году. Основной проблемой Ки- тая является внутренняя и внешняя ва- лютная политика.
Офшорные центры понесли значи- тельный репутационный ущерб в тече- ние последних четырех лет. В Отчете МФЦИ 2010 видно, что некоторые из этих центров начинали восстанавли- ваться и данная тенденция продолжает- ся. Джерси, Гернси, Каймановы остро- ва, Британские Виргинские острова,
Остров Мэн, Гибралтар и Маврикий (представленные в таком же порядке, как в рейтинге МФЦИ) показывают скромные положительные результаты. Джерси и Гернси остаются ведущими офшорными центрами. Исследования показывают, что такие финансовые центры, как Цюрих, Женева и Люксембург, не являясь географически морской тер- риторией, соревнуются также в рейтин- ге с офшорными центрами и по данным МФЦИ 2011 укрепили свои позиции.
Недавний кризис изменил баланс интересов в Еврозоне. Столичные горо- да со слабой экономикой сильно стра- дают. Дублин, Милан, Мадрид, Лисса- бон и Афины продолжают ослаблять свои позиции в рейтинге, начиная с
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 13 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ
прошлого года. В отличие от центров со слабой экономикой в Еврозоне, такие города как Франкфурт и Париж вырос- ли в рейтинге. Это может быть резуль- татом деятельности политических лиде- ров Германии и Франции, которые про- являли заинтересованность в том, чтобы прийти к соглашению о едином пути выхода из кризиса Еврозоны. Исторически Франкфурт и Париж ежегодно ук- репляют и ослабляют свои позиции в рейтинге МФЦИ. Также произошли значительные изменения в рейтинге ев- ропейских городов, таких, как: Вена (поднялась на 21 пункт), Амстердам (поднялся на 12 пунктов), Варшава (поднялась на 13 пунктов) и Скандинав- ские центры - Стокгольм, Осло и Хель- синки -укрепили свои позиции.
Уверенность и спокойствие среди специалистов финансового сектора, из- меряемые средними оценками ведущих финансовых центров, были относитель- но стабильными на протяжении 2011 года.
Абу Даби и Калгари впервые представлены в рейтинге. В настоящее время четыре канадских финансовых центра находятся в топ-30 в рейтинге МФЦИ.
В отчете МФЦИ 2010 Гонконг от- ставал от Нью-Йорка всего на 3 пункта, а от Лондона на
4. В 2011 году Гонконг немного ослабил свои позиции, однако по прежнему сохраняет репутацию третьего международного финансового центра в мире. Лондон, Нью-Йорк и Гонконг контролируют значительную долю всех финансовых операций (около 70% объема торгов) и, вероятно, оста- нутся мощными финансовыми центра- ми в обозримом будущем.
Отношения между Лондоном,
Нью-Йорком и Гонконгом по-прежнему
являются взаимодополняющими. Не- смотря на то что некоторые аналитики до сих пор склоняются к мнению, что существует сильная конкуренция между этими городами, другие специалисты отрасли признают, что совместная рабо- та по определенным элементам норма- тивно-правовой реформы, скорее всего, повысит конкурентоспособность этих центров.
Несмотря на то что Гонконг и дру- гие финансовые центры Азии снизили свои позиции в рейтинге 2011 года, это повышает значимость поддержания конкурентоспособности такими МФЦ, как Лондон и Нью-Йорк. Уровень нало- гообложения в Великобритании остает- ся непопулярным в секторе финансовых услуг. В частности, ставка подоходного налога для топ-менеджеров - 50% явля- ется негативным фактором в процессе привлечения новых финансовых компа- ний и значительно снижает конкурентоспособность Лондона.
Мировой опыт показывает, что и появление новых, и укрепление своих позиций «традиционными» мировыми и региональными финансовыми центрами являются результатом проведения целе- направленной новаторской государст- венной политики.[5] России следует также активно вырабатывать и реализо- вывать такую инновационную полити- ку, нацеленную на формирование в стране МФЦ. Работа по развитию Мо- сквы как МФЦ уже ведется рядом феде- ральных органов исполнительной вла- сти, регуляторами рынка, профессио- нальным сообществом в лице саморегу- лируемых организаций, ряд законопро- ектов уже находится на рассмотрении в ГД РФ (таблицы 2).
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 14 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ
Таблица 2. Результаты построения Международного финансового центра в Москве.[6]
• Институциональные изменения в российской экономике: повышение доли финансового сектора в ВВП и сопутствующее повышение ВВП за счет финансового сектора • Устойчивая и современная финансовая система • Повышение уровня международного доверия к России • Выгоды от интеграции России в мировую экономику Для общества: • появление новых рабочих мест в финансовой сфере; • повышение уровня квалификации персонала; • развитие образования и науки; • новые возможности для предпринимателей; • развитие социальной инфраструктуры; • выгоды от межкультурного обмена за счет привлечения в Москву большего количества иностранных специалистов.
Для экономики: • совершенствование законодательной базы в части финансовых рынков; • улучшение условий ведения бизнеса; • развитие финансовой индустрии; • улучшение системы рыночного регулиро- Для страны: • полномасштабное функционирование МФЦ в Москве также станет важным импульсом для развития российских регионов, в частности, региональной финансовой системы; • формирование МФЦ в Москве означает упрощение доступа к капиталу для российских компаний, а это — инвестиции в развитие всей страны.
вания;
• усовершенствование инфраструктуры рынка;
• повышение ликвидности рынка;
• оптимизация налогового бремени на инве-
стиционную деятельность.
Главными направлениями этой работы являются:
• совершенствование российской законодательной базы в части финансо- вых рынков с учетом изменений, вы- званных глобальным кризисом;
• формирование скоординирован- ной системы регулирования финансо- вых рынков, оценка целесообразности создания единого федерального ведом- ства, осуществляющего надзор за бан- ками, страховыми компаниями, провай- дерами финансовых услуг или коорди- нируего деятельность отдельных регу- ляторов;
• наличие эффективной судебной системы;
• формирование стимулирующей налоговой среды в области налогообло- жения финансовых операций;
• развитие национальных финансовых институтов (банки, биржи, клиринговые организации, депозитарии, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, посреднические структуры), повышение их надежности и финансовой устойчивости, формиро- вание института инвестиционных кон- сультантов, проработка вопросов созда- ния единого центрального депозитария и его последующее подключение к ме- ждународным рынкам, организация эф- фективно функционирующего международного признанного центрального клирингового дома;[7]
• повышение «прозрачности» фи- нансового рынка за счет внедрения эф- фективной системы раскрытия инфор- мации и финансовой отчетности, соот- ветствующей международным стандар- там; развитие и совершенствование корпоративного управления;
• создание кадрового потенциала для работы на финансовом рынке, по-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 15 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ
вышение общего уровня финансовой образованности населения посредством разработки и внедрения государствен- ных стандартов образовательных про- грамм в области экономики и финансов для систем среднего и высшего образо- вания, а также для
профессиональной переподготовки и повышения квалифи- кации специалистов в области экономи- ки и финансов;
• интеграция стандартов профес- сиональной квалификации междуна- родного уровня в систему высшего об- разования или создание их российского аналога;
• создание системы налогового администрирования в секторе финансо- вых услуг, которая учитывала бы специ- фику работы рынков финансовых услуг и позволяла бы обеспечить эффектив- ный, справедливый и разумный подход к сбору и уплате налогов и систему защиты прав налогоплательщиков;
• создание благоприятных условий для привлечения к работе МФЦ высококвалифицированного персонала, в том числе иностранного в случае необ- ходимости;
• активизация валютно-финан- сового сотрудничества с ведущими внешнеторговыми партнерами России, прежде всего с государствами - участ- никами СНГ, расширение использова- ния рубля в расчетах и превращение его в региональную резервную валюту.
Следует учитывать, что рост гло- бальной интеграции российского фи- нансового рынка может повысить его подверженность внешним воздействи- ям, увеличить амплитуду перетока ка- питала. Это потребует создания более совершенной системы регулирования, в частности, в области кредитно- денежной политики. Необходимо также предусмотреть механизмы по ограниче- нию поглощений системообразующих участников финансового рынка Россий- ской Федерации иностранными финан- совыми институтами, чтобы сохранить
возможность определять условия функ- ционирования и развития МФЦ в Рос- сии.
В то же время качественное разви- тие российского финансового рынка - увеличение количества участников (особенно крупных российских и ино- странных долгосрочных институцио- нальных инвесторов), расширение спек- тра инструментов, рост ликвидности торгов и прозрачности эмитентов - по- может частично компенсировать ука- занные риски, снизить волатильность и увеличить стабильность российского финансового рынка. Конечная цель же развития МФЦ состоит в обеспечении финансовых ус- ловий для устойчивого и качественного экономического роста путем привлече- ния широких категорий международных инвесторов для повышения объема ка- питальных инвестиций в реальный сек- тор, увеличения капитализации финан- сового сектора, снижения издержек фи- нансирования и международной дивер- сификации рисков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.International FinancIal centers and the World economy by The Society of Trust and Estate Practitioners (STEP), 2009, page 12-13
2.Research report Understanding Global, Financial Networks Business and Staff Lo- cation Decisions by City of London Corpo- ration Economic Development Office, page 3-5
3.Xinhua-Dow Jones International Finan- cial Centers Development Index, 2011, page 37-45
4.The Global Financial Centres Index by Financial Centre Futures, March 2012 page 4-5
5.«Международные финансовые центры и их роль в развитии мировой экономи- ки». Аналитический обзор. - М.: Финан- совый университет при Правительстве Российской Федерации. 2012 г. стр. 234