УДК 338.22 ББК 65.25 Б 12
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
(Рецензирована)
Бабаян Яна Валерьевна,
преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (968) 300 10 01, е-mail: [email protected]
Аннотация. При анализе факторов и источников инновационного экономического развития, параметры и критерии, воздействия науки и человеческого фактора, весьма актуальны, т.к. степень развития науки и научно-интеллектуальный ресурс повышают результативность функционирования экономики и сокращают издержки производства.
Динамичность экономики следует определять по параметрам роста. Инновационные возможности региона оцениваются по уровню и индексу развития человеческого капитала. Соответствующий инвестиционный климат способствует улучшению инновационной активности предпринимателей и активизирует весь процесс воспроизводства основанного на инновациях.
Следует подчеркнуть, что переход к инновационному развитию не ограничивается только количественными показателями. В настоящее время основными становятся показатели качества экономического развития.
Ключевыми качественными показателями инновационного развития являются: качество жизни населения, политическая устойчивость, формирование инновационной инфраструктуры, инновационная активность и креативное мышление.
В целях совершенствования управления структурной реорганизацией в стране необходимо добиться технологического баланса отраслей экономики и обеспечить реструктуризацию ряда предприятий на основе дифференциации. Предприятия, нуждающиеся в реструктуризации, можно классифицировать по трем критериям: а) банкроты, выпускающие неконкурентоспособную, нерентабельную продукцию; б) производство оборонных отраслей и импортозамещающие производства; в) предприятия, имеющие потенциал, но в состоянии спада производства.
При анализе факторов и источников инновационного экономического развития, параметры и критерии, воздействия науки и человеческого фактора, весьма актуальны, т.к. степень развития науки и научно-интеллектуальный ресурс повышают результативность функционирования экономики и сокращают издержки производства.
Ключевые слова: процесс, устойчивость, бизнес-инкубаторы, инфраструктура, реструктуризация, технологии.
INSTITUTIONAL DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY
(Reviewed)
Babayan Yana Valerievna,
lecturer of the Department of management, marketing and entrepreneurship of the Southern Institute of management, Krasnodar. Ph.: (968) 300 10 01, e-mail: [email protected]
Summary. The analysis of factors and sources of innovative economic development, parameters and criteria, the impact of science and the human factor are very relevant, because the degree of development of science and scientific and intellectual resources increase the effectiveness of the economy and reduce production costs.
The dynamics of the economy should be determined by the parameters of growth. Innovative capabilities of the region are estimated by the level and index of human capital development. The relevant investment climate contributes to the improvement of innovative activity of entrepreneurs and activates the whole process of reproduction based on innovation.
It should be emphasized that the transition to innovative development is not limited to quantitative indicators. Currently, the main indicators are the quality of economic development.
The key qualitative indicators of innovative development are: the quality of life of the population, political stability, the formation of innovative infrastructure, innovative activity and creative thinking.
In order to improve the management of structural reorganization in the country, it is necessary to achieve a technological balance of economic sectors and to restructure a number of enterprises on the basis of differentiation. Enterprises in need of restructuring can be classified according to three criteria: a) bankrupt, producing uncompetitive, unprofitable products; b) production of defense industries and import-substituting production; C) enterprises with potential, but in a state of decline in production.
In the analysis of factors and sources of innovative economic development, parameters and criteria, the impact of science and the human factor are very relevant, because the degree of development of science and scientific and intellectual resources increase the effectiveness of the economy and reduce production costs.
Keywords: process, sustainability, business incubators, infrastructure, restructuring.
Динамичность экономики следует определять по параметрам роста. Инновационные возможности региона оцениваются по уровню и индексу развития человеческого капитала. Соответствующий инвестиционный климат способствует улучшению инновационной активности предпринимателей и активизирует весь процесс воспроизводства основанного на инновациях.
Следует подчеркнуть, что переход к инновационному развитию не ограничивается только количественными показателями. В настоящее время основными становятся показатели качества экономического развития.
Ключевыми качественными показателями инновационного развития являются: качество жизни населения, политическая устойчивость, формирование инновационной инфраструктуры, инновационная активность и креативное мышление.
Воспроизводственный процесс экономической деятельности требует формирование источников экономического развития. Мы полагаем, что главной задачей при этом будет создание бюджетов развития и усиление государственной поддержки с целью повышения конкурентоспособности продукции и экономики.
В русле требований структурной перестройки необходимо выделить элементы формирования инновационного роста экономики. Анализ процесса воспроизводства при сокращении сырьевого сектора и ресурсоемкости требует отдельного исследования индикаторов инновационной активности в сопоставлении с мировой практикой.
Характерной чертой современного функционирования отечественной экономики является ускорение технологических, научных, и инновационных изменений в координатах глобальных мирохозяйственных связей. Эти процессы способствуют трансформации экономических параметров стран во всем мире, открывая новые возможности последующего развития.
В России в современный период осуществляется инноватизация отраслевых структур как источник создания инновационной экономической системы. Ранжирование законодательных актов показывает степень их воздействия на экономическое развитие, в том числе по уровню охвата (федеральные, региональные и международные); по статусу (целевые программы, законы, указы, распоряжения); по объекту регулирования (авторское право, правоотношения инноватизации, отношения собственности).
Инфраструктурная составляющая повышения инновационности экономического развития осуществляется через функционирование предпринимательских структур в различных организационно-правовых формах хозяйствования и отношений собственности. В этих структурах выделяются инвестиционные фонды, бизнес-инкубаторы, венчурные, консалтинговые агентства. Активность этих субъектов предпринимательства способствует повышению инновационной деятельности и стимулирует развитие экономики в целом. Настоящее положение зафиксировано в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой модернизация инновационной инфраструктуры представлена первоочередной задачей в трансформации национальной системы.
Анализ модернизации инновационной инфраструктуры позволяет выделить ее ключевые элементы, обеспечивающие инновации в экономическом развитии:
Научно-исследовательские институты. К ним относится ассоциация государственных научных центров. Она является одной из структур трансформации знаний в наукоемкий продукт, а также подготовки высокопрофессиональных кадров.
Финансовые институты. К ним относятся разнообразные фондов (венчурного, бюджетного, инвестиционного характера) и различные кредитные и финансовые организации.
Образовательные учреждения, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов в сфере инновационного менеджмента, аудита, маркетинга и др.
Производственно-технологические организации.
Экспертно-консалтинговые услуги, связанные с рынком интеллектуальной собственности, с центрами по стандартизации, сертификации, а также центрами консалтинга.
Коммуникативная и информационная инфраструктура охватывающая систему центров научно-технической информации, и региональные информационные сети.
Закупочно-сбытовая системы, включая выставочную деятельность и посреднические фирмы, маркетинговые структуры,
Современные трансформационные изменения направлены на формирование и развитие качественно новой инновационной стадии экономического роста. Экономика, основанная на знаниях, позволит осуществить реструктуризацию и трансформацию отраслей и повысить конкурентоспособности страны в мировой экономике. Именно такая цель определяется как приоритетная и характеризует особенности современной стратегии развития. Переход на инновационный этап экономического роста требует значительных изменений механизма экономического подъема.
Глобальная информационно-технологическая революция оказывает существенное влияние на развитие мирового сообщества и отечественная экономика не является исключением. Возможность достижения высокого уровня экономического развития национального хозяйства основывается на эффективности современных научных разработок, что позволяет прогнозировать качественный рост общественного производства. Развитие и применение новых технологий позволит обеспечить рост производительности труда и продукции, обуславливая существенную роль в подъеме экономики.
Инновационный путь развития для отечественной экономики требует существенного роста инновационной активности, подъема уровня накопления до 20% от ВВП, а также соответствия мировым стандартам в бюджетной сфере. Инновационный тип развития требует постоянного наращивания потенциала наукоемкого производства, высоких технологий и компьютеризации, что предполагает дополнительное финансирование образования до 7%, науки - 5% от ВВП, иначе говоря, данные отрасли требуют удвоения государственных расходов. Прогнозная динамика роста показателей социально-экономического развития, положенных в основу формирования бюджетной политики
на 2018-2020 годы, обуславливает необходимость создания новой парадигмы экономического роста, построенной на устойчивых инновациях, свободе предпринимательства, сопутствующей инфраструктуре.
Стратегическая модернизация структур экономического развития нацелена на удовлетворение интересов общества и основывается на системной реструктуризации экономики. Достижение данной цели, главным образом, предполагает перераспределения пропорций в структуре национального воспроизводства. Для современных условий пропорции в структуре национального воспроизводства представлено следующим образом: 68% - при-родно-добывающий сектор, 15% - человеческий капитал, 20% - основной капитал. Структура же национального воспроизводства большинства развитых стран имеет обратное соотношение: 68% - человеческий капитал, 15% - природно-добыва-ющий, 20% - основной [1]. Таким образом, структура воспроизводства с позиции соотношения его элементов, требует оптимизации пропорций, которое, в настоящее время, затрудняется кризисными явлениями.
Приоритетной задачей в современных условиях является вхождение в систему мировых связей. Формирование изменений в структуре пропорций секторов экономики приемлемо только посредством инновационной экспансии.
Выбор приоритетных отраслей - это насущная политическая задача. Неспособность решить ее будет сдерживающим фактором развития экономики и государства в целом, не говоря уже об инновационном секторе.
На первый план выдвигаются инновации ориентированные на замещение импорта. Этот сектор инновационной экономики особо необходим ввиду санкционных ограничений, он должен способствовать расширению внутреннего потребительского рынка. Несомненно, рыночные механизмы развития данного сектора - это основные инструменты и при поддержке государства представляют безальтернативный фактор для роста экономики.
За предшествующие годы в нашей стране было предпринято достаточно усилий по укреплению и развитию малого бизнеса. Но следует заметить, что его поддержка должна быть намного ощутимее в инновационном сегменте. Это обуславливается тем, что с одной стороны, малый бизнес уже развивается, а с другой, его предстоит инновационно активизировать. Безусловно, это предполагает значительные риски и неопределенности на этапе становления.
Также важно знать и другие виды инноваций. В вышеперечисленных группах инноваций
отсутствует множество видов нововведений. Так, например, нововведения в области инновационного менеджмента. Эти новшества могут принести хороший эффект, поскольку недостатки в сфере управления часто не удается перекрыть с помощью улучшения эффективности производственного и технологического циклов. (Данный сектор инноваций крайне актуален как для государства, так и для крупных корпораций. В этой связи в США был реализован проект экспериментальной апробации качественно новых схем управления в военных отраслях. Даже в такой важной сфере правительство готово идти на эксперименты) [2].
Большой эффект в экономике могут принести совсем простые инновации и нововведения. Например, несколько лет назад ощутимый эффект принесло предложение по-новому располагать при транспортировке грузовые автомобили, размещать колеса передние одного автомобиля в кузове другого.
В данном случае, крайне важным является общественная оценка происходящей инновационной активности, в связи с чем, целесообразно опираться на методы информационного управления, почти не применяемых в этой сфере.
Конкретность прогнозируемых итогов и результатов. Предполагаемый эффект, который относится к внедрению качественно новой технологии, зачастую неощутим. Поэтому высокоразвитые страны разрабатывая свои программы по разработке нововведений сосредотачивают внимание на целях, а именно на конечных продуктах, а не на средствах, т.е. не самих технологиях и программах.
Примером может служить японская инновационная концепция, которая приблизительно отражает сроки и затраты, но определяет наиболее реальные компании и научно-исследовательские структуры, на которых будут возложены полномочия по созданию инновационных продуктов.
Этот подход характеризует эффективность инновационной стратегии страны, поэтому его целесообразно изучить применительно к отечественной экономике.
Если переходить на инновационное развитие, необходимо учитывать реструктуризацию образования. Начинать обучать соответствующих специалистов заранее (даже если сейчас для них в нашей стране может и не быть работы), несмотря на то, что потребуются они только в будущем.
Эта задача должна быть основана на принципиальных преобразованиях в образовательной сфере страны. В нынешней экономической ситуации, когда большинство высокотехнологичных предприятий испытывают кризис, существует два пути. Первый путь - сохранить уровень нашего об-
разования соответствующий потребностям не эффективной экономики. А второй путь - начать подготовку специалистов для высокотехнологичного сектора с перспективой кардинального перехода на инновационное производство. Инновационное развитие страны связано с выбором именно второго пути. Безусловно, действующая система образования, нуждается в разработке понятной и ясной социальной и профессиональной молодежной политики, а также государственной поддержкой, как талантливой молодежи, так и всех форм протекающих научно-технических преобразований и творчества среди студентов и аспирантов.
Бесспорно, что решение имеющихся общеэкономических проблем и проблем, существующих в инновационном секторе связано, в основном, не с экономическими рычагами и механизмами, а с людьми, профессионалами, применяемыми бизнес-стратегиями, формированием инновационно-образовательной обстановки, самоподдерживающейся и устойчивой, а также восприимчивой к нововведениям и инновациям и их коммерциализации. Данный факт требует подготовки качественно новых специалистов, которые будут владеть практическими навыками в области научно-технического бизнеса и предпринимательства, а также инновационной деятельности. Для этого, необходимы инфраструктура, методики и механизмы генерации подобного рода специалистов, а также определенной организационной поддержки данной работы со стороны нашего государства, и со стороны отечественного бизнеса. Следует отметить, что данная ситуация является противоречивой, так как малому бизнесу данная задача не под силу, а отечественного крупного высокотехнологичного предпринимательства и бизнеса практически не существует. В связи с чем, роль государства и развитие образования в треугольнике инновации-бизнес-власть будет решающей в ближайшие годы.
Совершенно очевидным является то, что действующие экономические проекты, а также курс на экономическое реформирование и модернизацию системы социальных организаций и институтов требуют в настоящее время новых механизмов и ориентиров, которые будут опорой для ускорения последующих преобразований. Это относится в первую очередь к молодежной политике, а также касается всех учреждений и институтов, которые действуют в сфере образования и науки, а также государственной поддержкой молодых ученых, способных проявить себя в области образования, науки и бизнеса.
Актуальной проблемой социального и экономического развития страны остается создание устойчивого роста всей экономической системы.
Если не учитывать факторы, влияющие на устойчивость, то это станет причиной возникновения диспропорций в социально-экономическом развитии.
Следует исследовать устойчивость с позиции имманентного свойства экономической системы, которая стабилизирует ее целостность, иными словами, обеспечивает способность системы формировать определенные взаимосвязи между отдельными ее структурами, позволяющими сохранять оптимальные параметры на заданном уровне с целью эффективного развития. В то же время, в исследованиях некоторых ученых одновременно с понятием устойчивости используется и термин равновесие, который определяется как состояние экономической системы, при котором совокупность действия внутренних и внешних факторов обладает нулевым значением. В работах этих авторов, также говорится о том, что устойчивость обеспечивается прохождением неблагоприятных факторов, которые генерируются средой, а также сохранением целостности системы, ее функций и внутренних связей.
Также, в отдельных исследованиях отмечается, что устойчивость социального и экономического роста и в целом развития страны представляет собой состояние, при котором сбалансированы внутренние и внешние факторы развития самой системы, сбалансированность обеспечивает дальнейший рост и повышение уровня ее качественного развития вместе с определением и предотвращением негативных, отрицательных последствий протекающей экономической активности в ближайшей перспективе [3].
Концептуальная схема стратегического планирования направлена на снижение неопределенности в условиях высокой интенсивности социально-экономических процессов, на противодействие внешним вызовам и внутренним негативным явлениям. Миссия стратегического планирования это не просто его разработка и реализация, это реальный инструмент устойчивого роста, позволяющий рационально использовать внутренний и внешний потенциал городской территории.
Элементом стратегического планирования выступает многосторонняя публичная коммуникация с участием бизнеса, власти и всех граждан по поводу будущего развития города, выбора стратегических задач, концентрации социально-экономического потенциала и внедрение эффективного пути развития. Базовые средства управления стратегическим планированием должны включать: продуманную коммуникативную цепочку между бизнесом, властью и всеми гражданами города; институты развития и планирования; механизм реализации поставленных целей.
Следует сказать, что стратегическое планирование в России стало моделью перехода от административно-командного управления к управлению партнерско-демократического типа. При этом стратегическое планирование изначально сопровождалось широким обсуждением всех субъектов территории, а реализация стратегического плана проходит не достаточно эффективно.
Идея «хорошего управления» появилась в городах Европы, имеющих устоявшиеся демократические стандарты. В реальности «хорошее управление» - это оптимизация управления, связанное с укреплением демократических основ; повышением творческой дееспособности власти, граждан и предпринимательства; разумное использование имеющегося потенциала.
В рамках международной программы HABITAT, реализуемой агентством UN-Habitat, уже на международном уровне обсуждаются проблемы и перспективы городского развития. При этом концепция «хорошего управления» широко пропагандируется и для стран переходного периода и для стран третьего мира. В течение последних 20 лет деятельность программы направлена на решение проблем городского развития и сокращение бедности в городах посредством введения «хорошего городского управления».
По мнению создателей программы сущность «хорошего управления» обусловлена наличием следующих стратегий:
- стратегии децентрализации, когда перераспределение ресурсов и полномочий муниципальным органам власти осуществляется на принципах справедливости и субсидиарности;
- стратегии поддержки местного сообщества, особенно женщин, в формировании, реализации и контроле по решению стратегических задач локального уровня;
- стратегии расширения различных видов сотрудничества, в том числе с частными предпринимателями, для реализации общих целей;
- стратегии коммуникативности и информативности для взаимодействия со всеми участниками городской территории;
- стратегии использования инновационных коммуникационных технологий для обеспечения хорошего управления и эффективного городского развития.
Концепция «хорошего управления» основана на следующих принципах:
- Город для жителей. Города существуют не только для удовлетворения потребностей экономики, но и для того, чтобы способствовать росту благосостояния и качества жизни.
- Адаптация к проблемам. Руководство и ин-
ституциональные факторы управления должны своевременно адаптироваться к изменениям и концентрироваться на решении местных проблемах, таких как доступное жилье, экономическое развитие, перенаселенность, ограниченность территории, качество экологии, охрана памятников истории и пр.
- Координация усилий. Действия и ответственность каждого управленческого уровня относительно территорий должны быть скоординированы и согласованы на основе межведомственной интеграции. Продуманное районирование городского пространства и их координация обуславливают эффективность стратегии.
- Внутренний потенциал. Акцент инвестиционной политики должен делаться на капиталовложения в инфраструктурный и человеческий потенциал, чтобы достичь максимального результата от территориальных ресурсов.
- Эффективность результатов. Местные власти должны прогнозировать затраты на реализацию мероприятий, анализировать полученную выгоду и гарантировать доступность и открытость информации о затратах и доходах.
- Гибкость управления. Административные институты должны быть готовы к изменениям. Перспективный подход и открытость стратегического планирования необходимы для выбора и принятия гибких решений.
- Участие граждан. Руководство должно опираться на мнение гражданского общества, партнеров и предпринимателей на всей территории города. Новые методы коммуникации могут обеспечить поддержку более интерактивных связей, выявляя нужды и потребности местного сообщества.
- Учет особенностей города. Кроме тех случаев, когда стандартизация является необходимостью государственной стратегии, органы местной власти должны быть имманентны социально-экономическим и культурно-этнографическим особенностям города, с целью наибольшей эффективности управленческой деятельности.
- Социальная интеграция. Городские власти должны способствовать интеграции территории и населения с целью развития дополнительных возможностей в решении общих проблем.
- Устойчивость развития. Экономическое, социальное и экологическое составляющие территории должны интегрироваться в стратегию городского развития, отражаться в концепции роста благосостояния людей.
Таким образом, важными тенденциями в современных условиях и насущными проблемами являются формирование инновационной инфраструктуры в экономическом развитии; постоян-
ная диверсификация, динамическая трансформация, сетивизация, кластеризация, инноватизация и информатизация всех элементов хозяйственной системы; их интеллектуализация обусловленная эффективным человеческим потенциалом; наращивание процессов реструктуризации и создания новых индустриальных, в том числе наноструктур в отечественной экономике.
ИСТОЧНИКИ:
1. Адамов Н.А. Логистическое управление финансовыми потоками организации // Сибирская финансовая школа. - 2011. - №6. - С. 144-147.
2. Брынцев А.Н. Понятие логистического поля // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2010. - № 3. - С.106-108.
3. Бейсенова Ж. Ж. Содержание, признаки и формы инновационного предпринимательства // Вестник КарГУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://articlekz.com/artide/5921
4. Канапухин П.А., Новичихина Л.В. Модернизация агропромышленного комплекса современной России // Агропромышленный комплекс современной России: проблемы, приоритеты развития : сб. науч. тр. по итогам Всерос. на- уч.-практ. конф. -Воронеж: Научная книга, 2015. - С. 65-68.
5. Оганесян Л.Л., Басенко В.П. Инвестиционная привлекательность предприятия как фактор эффективного развития // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2017. - № 3 (19). -С. 16-22.
6. Семенов Н.Н. Диверсификация хозяйствования как фактор устойчивого развития бизнес-структур // РИСК. - 2013. - №4. - С. 87-88.
7. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. -СПб: Питер, 2014. - 448 с.