Научная статья на тему 'Необходимость развития человеческого капитала в инновационной экономике'

Необходимость развития человеческого капитала в инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОРЫВ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОТСТАВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС / INNOVATION / TECHNOLOGY / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION POLICY / INNOVATION BREAKTHROUGH / TECHNOLOGICAL GAP / HUMAN CAPITAL / SCIENCE / EDUCATION / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амирова Динара Рафиковна

В условиях нарастающей конкуренции на мировом рынке товаров и услуг, развитие инновационного и высокотехнологичного сектора экономики, позволяет сократить технологический разрыв с развитыми странами и обеспечить конкурентные преимущества. Интенсивность инновационных процессов, а именно разработка инноваций и их внедрение во все отрасли экономики является одним из важнейших инструментов на пути достижения поставленных задач, в области инновационного развития и преодоления технологического отставания страны. Очевидно, успех инновационного развития страны в значительной степени зависит от эффективности государственной политики в области инноваций и качественного формирования человеческого капитала. В настоящее время, Правительством Российской Федерации реализуется достаточно активная государственная политика в области инноваций, обозначены стратегические цели, задачи, ключевые направления развития. Однако, многие инновационные процессы и обозначенные, приоритетные задачи не достигают поставленных целей. По-прежнему, наблюдается недостаточно высокий уровень инновационной активности предприятий промышленной отрасли, наблюдается низкая восприимчивость инноваций и уровень их коммерциализации. Значимость человеческого капитала резко возрастает особенно в условиях неэффективности инновационных процессов. Именно человеческий капитал, его интеллектуальные возможности, для экономики, основанной на знаниях, является важнейшим стратегическим ресурсом, способным обеспечить экономический рост и прорыв в области высоких технологий. Автором рассматриваются основные направления государственной политики в области инновационного развития Российской Федерации. В статье приводятся международные рейтинги стран по уровню их инновационного и технологического развития. Автором проводится анализ основных показателей инновационной активности страны. Рассматривается роль человеческого капитала в инновационной экономике страны и определяется его значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Амирова Динара Рафиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need for human capital development in an innovative economy

In the conditions of growing competition in the global market for goods and services, the development of an innovative and high-tech sector of the economy allows reducing the technological gap with developed countries and providing competitive advantages. The intensity of innovation processes, namely the development of innovations and their introduction into all sectors of the economy is one of the most important tools for achieving the objectives set, in the field of innovative development and overcoming the technological gap of the country. Obviously, the success of the country's innovative development largely depends on the effectiveness of state policy in the field of innovation and the qualitative formation of human capital. At present, the Government of the Russian Federation is implementing a fairly active state policy in the field of innovations, identifying strategic goals, objectives, key development directions. However, many innovation processes and identified priorities do not achieve their goals. As before, there is not a sufficiently high level of innovation activity of enterprises in the industrial sector, there is a low susceptibility of innovations and the level of their commercialization. The importance of human capital increases dramatically, especially in the context of the inefficiency of innovation processes. It is human capital, its intellectual abilities, for the knowledge-based economy that is the most important strategic resource capable of providing economic growth and a breakthrough in the field of high technologies. The author considers the main directions of the state policy in the field of innovative development of the Russian Federation. The article provides international ratings of countries in terms of their innovative and technological development. The author analyzes the main indicators of innovative activity of the country. The role of human capital in the innovative economy of the country is considered and its significance is determined.

Текст научной работы на тему «Необходимость развития человеческого капитала в инновационной экономике»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №6, Том 10 / 2018, No 6, Vol 10 https://esj.today/issue-6-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/23ECVN618.pdf Статья поступила в редакцию 15.10.2018; опубликована 04.12.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:

Амирова Д.Р. Необходимость развития человеческого капитала в инновационной экономике // Вестник Евразийской науки, 2018 №6, https://esj.today/PDF/23ECVN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Amirova D.R. (2018). The need for human capital development in an innovative economy. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(10). Available at: https://esj.today/PDF/23ECVN618.pdf (in Russian)

УДК 330.3 ГРНТИ 06.54.31

Амирова Динара Рафиковна

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», Пенза, Россия

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: amirova_dina@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=738488

Необходимость развития человеческого капитала в инновационной экономике

Аннотация. В условиях нарастающей конкуренции на мировом рынке товаров и услуг, развитие инновационного и высокотехнологичного сектора экономики, позволяет сократить технологический разрыв с развитыми странами и обеспечить конкурентные преимущества. Интенсивность инновационных процессов, а именно разработка инноваций и их внедрение во все отрасли экономики является одним из важнейших инструментов на пути достижения поставленных задач, в области инновационного развития и преодоления технологического отставания страны.

Очевидно, успех инновационного развития страны в значительной степени зависит от эффективности государственной политики в области инноваций и качественного формирования человеческого капитала.

В настоящее время, Правительством Российской Федерации реализуется достаточно активная государственная политика в области инноваций, обозначены стратегические цели, задачи, ключевые направления развития. Однако, многие инновационные процессы и обозначенные, приоритетные задачи не достигают поставленных целей. По-прежнему, наблюдается недостаточно высокий уровень инновационной активности предприятий промышленной отрасли, наблюдается низкая восприимчивость инноваций и уровень их коммерциализации.

Значимость человеческого капитала резко возрастает особенно в условиях неэффективности инновационных процессов. Именно человеческий капитал, его интеллектуальные возможности, для экономики, основанной на знаниях, является важнейшим стратегическим ресурсом, способным обеспечить экономический рост и прорыв в области высоких технологий.

Автором рассматриваются основные направления государственной политики в области инновационного развития Российской Федерации. В статье приводятся международные

рейтинги стран по уровню их инновационного и технологического развития. Автором проводится анализ основных показателей инновационной активности страны. Рассматривается роль человеческого капитала в инновационной экономике страны и определяется его значимость.

Ключевые слова: инновации; технологии; инновационная активность; инновационная политика; инновационный прорыв; технологическое отставание; человеческий капитал; наука; образование; бизнес

В современных условиях, поступательное развитие экономики, невозможно без преодоления технологического отставания. Мировой опыт, свидетельствует о том, что сокращение технологического разрыва, рост инновационной активности, повышение конкурентоспособности отечественной продукции и экономики в целом на мировом рынке обеспечиваются за счет:

• развития сектора прикладных разработок, технологий, инноваций;

• развития образования, науки, человеческого капитала;

• развития производственной и инновационной инфраструктуры;

• повышения конкурентоспособности отраслей промышленности;

• повышения инновационной активности предпринимательского сектора;

• активной государственной политики в области инноваций и др.

Ключевые задачи в области обеспечения устойчивого экономического процветания и инновационного развития страны, путем модернизации, разработки и внедрения инноваций во все отрасли экономики во многом определяются и решаются государством [3]. Важно отметить, в последние десятилетия правительством нашей страны предпринято и реализовано не мало мер, направленных на модернизацию сектора технологических разработок. Данные шаги отражены в ряде принятых документов.

Так, в 2006 г. утверждена «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», в которой обозначены приоритетные направления перехода экономики на инновационный путь развития. Детализируется проблема и причины отставания российской экономики в области передовых технологий, среди которых: неэффективное использование потенциала российской фундаментальной науки; несоответствие, в полной мере, результатов промышленного производства и разработок потребностям экономики и др. Дальнейшее развитие стратегия нашла в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утвержденной в 2008 г.), также в утвержденной распоряжением Правительства РФ в 2011 году Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.

В 2010 г. принят Федеральный закон №№ 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», представляющий собой современный научно-технологический инновационный комплекс, деятельность которого направлена на развитие фундаментальных и прикладных исследований, разработку высокотехнологичных продуктов, технологий и их коммерциализацию.

Развитие национальной инновационной системы, во многом зависит от научного сообщества, от эффективного воспроизводства высококвалифицированных кадров, использования - интеллектуального ресурса, способного «генерировать знания», превращать их в научные результаты, передовые технологии, что также нашло отражение в утвержденной постановлением Правительства РФ в 2013 г. Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы и других нормативных документах.

Обеспечению эффективного взаимодействия бизнеса, научного сообщества, как внутри страны так и за пределами способствует информационная среда и цифровые технологии. Указом Президента Российской Федерации в 2017 г. утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная распоряжение Правительства РФ

Кроме того, на федеральном и региональном уровнях оказывается поддержка и содействие формированию территориальных производственных и экономических кластеров, создаются бизнес-инкубаторы, технопарки и другие объекты инновационной инфраструктуры, стремящиеся разрабатывать и осваивать производство высокотехнологичной и инновационной продукции.

Таким образом, в настоящее время руководством страны созданы необходимые условия институционального, инфраструктурного, нормативно-правового характера, для обеспечения эффективного развития высокотехнологичного сектора экономики и инновационной деятельности.

Сложившаяся высокая конкурентность на мировом рынке повышает значимость и ценность инноваций в области обеспечения конкурентных преимущества и развития сектора высокотехнологичной продукции. Сегодня, инновации являются критическим фактором экономического роста для многих стран. Однако, возможности страны в мировом инновационном и высокотехнологичном пространстве значительно отличаются и зависят от собственных ресурсных возможностей: научно-технических, социально-экономических, интеллектуальных и др.

По ежегодным данным Global innovation Index (Глобальный инновационный индекс), публикуемым совместно Корнельским университетом (Cornell University), международной бизнес-школой (INSEAD) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO), на основе проводимого ими исследования можно отметить 5 -ку самых инновационных стран мира за последние годы (табл. 1). Исследование основывается на анализе почти 80-ти показателей и охватывает различные достижения в области инноваций, патенты на регистрацию интеллектуальной собственности, инфраструктуру, анализируются некоторые аспекты человеческого капитала: расходы на образование, научные публикации и др.

Количество исследуемых стран ежегодно меняется, варьируя в пределах 120-140 и

выше.

в 2017 г.

Таблица 1

Страны с высоким уровнем инновационного развития1

Страна Рейтинг страны

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

5-ка самых инновационных стран мира

Швейцария 1 1 1 1 1 1 1

Швеция 2 2 3 3 2 2 3

Сингапур 3 5

Финляндия 4 4 5

Великобритания 5 3 2 2 3 5 4

Нидерланды 4 5 4 3 2

США 5 5 4 4

Так, стабильно высокий рейтинг удерживают: Швейцария, Швеция, Великобритания, Нидерланды, США, Финляндия, Сингапур.

По данным, Global innovation Index, хороший инновационный потенциал демонстрирует в последние годы Китай, в 2012 г. он занимал 34 позицию, в 2013 г. - 35-ю, а в 2018 г. Китай вошел в 20-ку стран с наиболее высоким уровнем инновационного развития, заняв 17 позицию.

Несмотря на то, что Российская Федерация, не входит в 20 лидирующих стран, стоит отметить и ее успехи в области инновационного развития. Так, в 2012 г. РФ занимала 51

позицию, в 2013 опускается на 62-ю, а в 2018 г. занимает 46 позицию, в глобальном

2

инновационном рейтинге .

Несмотря, на множество существующих на сегодняшний день рейтингов в области оценки инновационных достижений, показатели, лежащие в основе исследований, близкие по своей значимости:

• расходы на научно-исследовательскую деятельность;

• интенсивность инновационных и высокотехнологичных разработок,

• инновационная инфраструктура;

• научная и образовательная среда;

• человеческий капитал и пр.

Ключевая роль в области достижения высоких значений данных показателей принадлежит государству: финансирование и стимулирование инновационных проектов; развитие инновационной инфраструктуры; координация деятельности участников инновационных процессов и пр.

Соответственно, чем выше объем расходов со стороны государства в исследования и разработки, тем выше показатели инновационной активности и достижений в НИОКР.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Высокую и стабильно возрастающую динамику по интенсивности НИОКР - расходам на НИОКР в процентах от ВВП (ВВП) демонстрирует Корея, Китай (рис. 1).

1 Составлено автором на основе отчетов о Глобальном инновационном индексе за период 2012-2018 гг. -http://www.wipo.int/publications/ru/series/index.jsp?id=129 - World Intellectual Property Organization (WIPO).

2 Источник: http://www.wipo. int/pressroom/en/articles/2018/article_0005. html - Пресс-релиз. World Intellectual Property Organization (WIPO).

Рисунок 1. Расходы на НИОКР в % от ВВП3

Относительно стабильный уровень в США. В Российской Федерации наблюдается не существенное уменьшение показателя на 0,2 % в 2016 г. в сравнении с 2015 г., что во многом обусловлено сложившимися макроэкономическими условиями, внутри страны. Причем, Южная Корея признана самой инновационной экономикой мира и по данным Bloomberg Innovation Index-2018 г., Россия в этом рейтинге на 25 месте.

Как известно, нестабильная макроэкономическая среда, неблагоприятные внешнеэкономические факторы, оказывают существенное влияние на ее инновационную активность. Речь идет о таких факторах как: инфляция, нестабильный валютный курс, введение экономических санкций и др. Кроме того, низкая инновационная активность свидетельствует о том, что существуют причины недоиспользования инновационного трудового потенциала организаций [5].

н я

о

а

о

£

12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0

9,5 10,4 10,3 10,1 9,9 9 3

8,0 8,5 8,5

6,3 8,4

4,8

1,6 2,2 2,5 2,9 2,9 2,6 2,5 2,4

—A

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

■Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций)

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг

в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг

Удельный вес затрат на технологические инновации

в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг

Рисунок 2. Основные показатели инновационной деятельности в Российской Федерации, в %4

3 Составлено автором на основе базы данных статистики исследований и разработок ОЭСР. http://www.oecd.org/sti/msti.htm - OECD - Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD).

4 Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Наука и инновации - http://www. gks.ru/.

Из рис. 2. следует, с 2011 г. наблюдется снижение инновационной активности организаций, осуществляющих инновации. Так, если в 2011 г. удельный вес организаций, осуществляющих инновации, составлял 10,4 %, то в 2017 г. ишь 8,5 %. Кроме того, снизился удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг с 2013 г. 9,2 % до 7,2 % в 2017 г.

Причем, данная динамика наблюдается при увеличении объема затрат на технологические инновации, составивший в 2010 г. - 400803,8 млн руб., в 2017 г. - 1404 985,3 млн руб.

Тенденции в области развития инновационной экономики, свидетельствуют о том, что для успеха процессов разработки, внедрения инноваций и высокотехнологичных продуктов, необходима поддержка как государственного, так и частного секторов.

Действительно, успешный сценарий инновационного развития, многих стран, подтверждает, что предпринимательство, является неотъемлемой частью инновационного процесса. Использование предпринимательского потенциала, обеспечивает приток в инновационную сферу частного капитала.

По статистическим данным, в Российской Федерации общее число организаций государственного сектора, выполнявших научные исследования и разработки, в 2010 г. составило 1400 ед., до 2015 г. наблюдается тенденция к их увеличению до 1560 ед., затем снижение - 1493 ед. в 2017 г.

Что же касается предпринимательского сектора, то в 2010 г. насчитывалось 1405 единиц организаций, в 2011 г. - 1450 ед., затем уменьшение числа организаций к 2017 г. - до 1292 единиц 5 . На данную динамику может оказывать влияние высокая неопределенность экономической конъюнктуры. Поскольку в условиях внешнеэкономической неопределенности бизнес не готов вносить существенный вклад в инновационную сферу, поскольку затраты в исследования и разработки, могут не принести планируемой отдачи от вложений.

Боле того, осуществляемые в России меры по активизации предпринимательства и бизнеса являются недостаточными [4] для достижения поставленных инновационных задач.

В числе организаций, выполняющих научные исследования и разработки, следует отметить и сектор высшего образования, где в 2010 г. насчитывалось 617 ед., в 2017 г. - 1038 единиц.

Генератором экономического роста страны, является не только предпринимательский капитал, но и человеческий капитал. Инновационная активность бизнеса, высокая производительность труда, и наконец экономический рост во многом зависят от «инновационных знаний», качества образования и инвестиций в человеческий капитал.

Несомненно, важными факторами, обеспечивающими инновационное развитие страны, являются: развитие умственных и творческих способностей человека, инвестиции в человеческий капитал [8] на каждом этапе развития личности (дошкольном, школьном, этапе получения профессионального образования и этапе профессиональной реализации).

Именно в человеческом ресурсе скрываются наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования инновационной экономики [1].

Роль человеческого капитала в инновациях неоспорима, только квалифицированный персонал, обладающий необходимыми профессиональными компетенциями способен

5 Источник: Федеральная служба государственной статистики. Наука и инновации - http://www. gks.ru/. Страница 6 из 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23ECVN618

создавать и выводить на рынок конкурентоспособную и высокотехнологичную инновационную продукцию [2].

Из данных отчета счетной палаты РФ следует, что наибольший объем расходов федерального бюджета на 2017 год исполнен по направлению «Человеческий капитал» -69,6 млрд рублей, или 39,8 % общего объема бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных проектов (программ) (рис. 3).

и

ч

о

^

а

500000,0 450000,0 400000,0 350000,0 300000,0 250000,0 200000,0 150000,0 100000,0 50000,0 0,0

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Рисунок 3. Финансирование науки из средств федерального бюджета6

Так, начиная с 2000 г., государственные расходы на фундаментальные и прикладные научные исследования в России ежегодно увеличивались, вплоть до 2014 г. (рис. 3). Обратная динамика наблюдается в расходах на науку к общим расходам федерального бюджета. Так, в 2013 г. расходы составили 3,19 % (0,58 % к ВВП), в 2014 г. - 2,95 % (0,55 % к ВВП), а в 2017 г. - 2,30 % (0,41 % к ВВП).

Как показывает, анализ рейтинга стран по уровню инновационного развития, весомую отдачу в области инновационных и высокотехнологических разработок получают Швеция, Швейцария, Корея, Япония - страны, вложившие значительные средства в образовательный сектор и науку.

Важнейшим условием успешного инновационного прорыва экономики является наращивание образовательного и интеллектуального потенциала общества. Знания и наука являются на сегодняшний день неотъемлемыми инновационными составляющими [6]. Основная задача современной системы образования - это ее соответствие инновационным моделям развития национальных экономик [7], что является основополагающим условием обеспечения конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Таким образом, для обеспечения инновационного прорыва, развития инновационного потенциала мирового значения, государству, как главному экономическому регулятору необходимо, с одной стороны, содействовать дальнейшему развитию образования и науки путем:

• увеличения расходов на НИОКР из государственного бюджета;

6 Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Наука и инновации - http://www. gks.ru/.

Вестник Евразийской науки 2018, №6, Том 10 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2018, No 6, Vol 10 https://esj.today

• расширения научно-технологических и исследовательских возможностей российских университетов и научно-исследовательских институтов, за счет увеличения расходов из государственного бюджета.

С другой стороны, важно повысить инновационную активность и степень вовлеченности бизнеса в инновационные процессы путем:

• разработки специальных инструментов, направленных на поощрение бизнеса к участию в инновационных процессах;

• разработки инструментов, стимулирующих сотрудничество бизнеса с высшей школой, наукой;

• разработки инструментов, обеспечивающих заинтересованность бизнеса в частных вложениях в научно-следовательские центры и другие объекты инновационной инфраструктуры.

Таким образом, можно сказать, успех раскрытия инновационного потенциала страны во многом зависит от сотрудничества и объективных возможностей всех вовлеченных сторон: государства, бизнеса и образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатырева В.В. Управление человеческим капиталом в инновационной экономике // Экономический вестник Донбасса. 2013. № 1 (31). С. 221-235.

2. Долгова Т.В., Мешкова Ю.О. Роль человеческого капитала в инновационной экономике // Научный вестник Южного института менеджмента. 2015. № 4. С. 37-39.

3. Николаев О.В., Кокорев И.А. Экономика знаний как ресурс развития страны // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4 (23). С. 134.

4. Плосконосова В.П. Человеческий капитал и активизация предпринимательства в инновационной экономике // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2011. № 4 (22). С. 78-81.

5. Резник Г.А., Амирова Д.Р. Инновационный трудовой потенциал: условия формирования и причины недоиспользования // Экономика и управление. 2014. № 3 (101). С. 58-62.

6. Резник Г.А., Пономаренко Ю.С., Амирова Д.Р. Инвестиции в образование -ключевой фактор повышения благосостояния населения России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 12. С. 40-43.

7. Черевичко Т.В. Инновационный человеческий капитал в мировой экономике // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2015. Т. 15. № 4. С. 80-83.

8. Шкляева Д.И., Иванченк Л.А. Роль человеческого капитала в инновационной экономике // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. Т. 2. № 8. С. 409-410.

Amirova Dinara Rafikovna

Penza state university of architecture and construction, Penza, Russia

E-mail: amirova_dina@mail.ru

The need for human capital development in an innovative economy

Abstract. In the conditions of growing competition in the global market for goods and services, the development of an innovative and high-tech sector of the economy allows reducing the technological gap with developed countries and providing competitive advantages. The intensity of innovation processes, namely the development of innovations and their introduction into all sectors of the economy is one of the most important tools for achieving the objectives set, in the field of innovative development and overcoming the technological gap of the country.

Obviously, the success of the country's innovative development largely depends on the effectiveness of state policy in the field of innovation and the qualitative formation of human capital.

At present, the Government of the Russian Federation is implementing a fairly active state policy in the field of innovations, identifying strategic goals, objectives, key development directions. However, many innovation processes and identified priorities do not achieve their goals. As before, there is not a sufficiently high level of innovation activity of enterprises in the industrial sector, there is a low susceptibility of innovations and the level of their commercialization.

The importance of human capital increases dramatically, especially in the context of the inefficiency of innovation processes. It is human capital, its intellectual abilities, for the knowledge-based economy that is the most important strategic resource capable of providing economic growth and a breakthrough in the field of high technologies.

The author considers the main directions of the state policy in the field of innovative development of the Russian Federation. The article provides international ratings of countries in terms of their innovative and technological development. The author analyzes the main indicators of innovative activity of the country. The role of human capital in the innovative economy of the country is considered and its significance is determined.

Keywords: innovation; technology; innovation activity; innovation policy; innovation breakthrough; technological gap; human capital; science; education; business

23ECVN618

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.