ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
З.С. МУСТИЕВА,
преподаватель, Кисловодский институт экономики и права, e-mail: [email protected]
Трудности становления системообразующих компонентов современной системы социальной защиты населения наиболее рельефно проявились на примере реформы системы пенсионного обеспечения, внедрения принципов функционирования пенсионного страхования и конвертации прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал.
Ключевые слова: пенсионная система; концепция социального государства; социальная политика; социальные риски; социальная защита населения; структурные изменения форм социальной защиты; региональная подсистема социальной защиты населения.
Коды классификатора JEL: 023.
Благополучие и безопасность каждого гражданина России зависят от того, насколько полно будут реализованы социальные права каждого россиянина на достойную и обеспеченную жизнь. Если для экономически самостоятельных и активных граждан достаточно продуманной и взвешенной экономической политики, политики создания и сохранения стабильных условий их экономической деятельности, то для других необходимы меры социальной защиты населения. Существенное влияние на этот процесс оказывают исторические, демографические, национальные, социокультурные и другие факторы неэкономического характера. Кроме того, целые регионы, как, например, Чеченская Республика, оказались в условиях негативных проявлений социальных катаклизмов и кризисных жизненных ситуаций, обусловленных высокими геополитическими рисками.
Обязательства государства по отношению к своим гражданам нашли выражение в концепции социального государства, принятой в ХХ веке большинством развитых стран, и, соответственно, в появлении феномена социальной политики. Начало нового тысячелетия отмечено иными трендами, превращающими социальную защиту в социальную проблему. Российское общество находится в русле общемировых тенденций и вынуждено считаться с вызовами глобальной экономической конкуренции, но при этом российское общество переживает период кардинальных социально-экономических трансформаций, усиливающих давление на систему социальной защиты.
Процесс формирования социального рыночного хозяйства возможен на разных уровнях — на национальном и на региональном, так как любые системные изменения на государственном уровне должны иметь адекватное отражение на уровне региона, чтобы все элементы новой системы обладали сходными свойствами и характеристиками. Подсистемами социальной защиты населения страны выступают ее региональные составляющие, которые, синтезируясь, собственно и представляют макромодель социальной защиты населения в современной России. Поэтому, если социальная ориентация рыночного хозяйства свойственна макроуровню как системе, то и отдельные его подсистемы (регионы) также должны представлять собой региональные социальные рыночные хозяйства. Задача науки — выяснить, чего именно не хватает для институциональной завершенности данного процесса.
Формирование ситуации в региональных подсистемах социальной защиты населения происходит как под воздействием общих макроэкономических тенденций в стране, так и частных, локальных факторов, что является характерным для Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации. На протяжении последних лет по уровню социально-экономического положения Чеченская Республика находится в числе проблемных регионов России.
В условиях радикальной трансформации общества, а именно, перехода на рыночные условия жизни, с особой остротой встают проблемы социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения, в том числе пенсионеров. Важнейшей составляющей частью социальной политики в отношении пенсионеров выступает пенсионное обеспечение. Особую актуальность проблема пенсионного реформирования приобрела в последние годы в связи с тем, что: а) имеет место естественная убыль населения как следствие демографического кризиса; б) продолжается тенденция уменьшения количества работоспособного населения и, как следствие, рост числа нетрудоспособных граждан, в основном пенсионеров; в) происходит значительное ухудшение здоровья и качества жизни пенсионеров на фоне явно недостаточного для полноценной жизни среднего размера пенсии, которая, к тому же, носит явно уравнительный характер и мало зависит от трудового вклада работника.
В условиях происходящей в России общественно-экономической трансформации одной из наиболее дискутируемых тем выступает реформирование пенсионной системы как важнейшей составляющей социальной политики государства. Очевидна необходимость совершенствования пенсионного обеспечения как на федеральном, так и на региональном уровнях, а в особенности — системы управления этого сложного социальноэкономического процесса. В последнее время предпринимаются различные попытки по реформированию пенсионного обеспечения граждан нашей страны. Поэтому изучение пенсионной системы в современной России является не только важной научно-исследовательской задачей, но и одной из главнейших практико-прикладных проблем общественного развития.
При этом общий анализ работ, в той или иной степени затрагивающих проблемы пенсионного обеспечения, показывает, что в отечественной науке четко выделяются следующие исследовательские направления:
• финансовое исследование вопросов источникового обеспечения и бюджетной политики Пенсионного фонда РФ, развития негосударственных пенсионных фондов, актуарные проблемы пенсионного страхования (предотвращение рисков и финансовая безопасность) и т.д.;
© З.С. Мустиева, 2009
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
160
З.С. МУСТИЕВА
• управленческая парадигма исследования акцентирует внимание на организационной составляющей системы пенсионного обеспечения, а также особо выделяет социальную роль пенсионных институтов, отделив ее от правовой и экономической сфер;
• социологическое направление, в котором представлены работы, рассматривающие: особенности формирования новой модели пенсионного обеспечения как социального института, управленческие аспекты негосударственного пенсионного обеспечения, социально-экономические составляющие рынка пенсионных фондов.
• юридическое направление, которое объединяет все работы, исследующие правовое обеспечение деятельности пенсионной сферы, законодательную базу пенсионного обеспечения и эволюцию законодательства в этой области, при этом исследователи данного направления подразделяют общественные отношения в пенсионной системе на три группы: финансовые, правовые и управленческие.
На наш взгляд, наиболее адекватно реальному состоянию понятие «пенсионное обеспечение» трактуется представителями экономико-управленческих направлений, анализирующих роль собственно пенсионных институтов и отделяющих государственное пенсионное обеспечение от личного и профессионального пенсионного страхования.
Советская система социальной защиты базировалась на принципе «солидарности поколений», в рамках которого пенсионная система до нынешнего момента является распределительной. Как показывает мировой опыт, распределительная система удовлетворительно работает лишь в довольно специфических условиях — устойчиво низкой демографической нагрузке на трудоспособные поколения и стабильно высоком темпе роста экономики. Следовательно, для трансформирующейся России наиболее эффективной является пенсионная система, сочетающая как распределительные, так и накопительные принципы финансирования. Этот принцип позволил выделить следующую типологию пенсионного обеспечения: государственного пенсионного обеспечения; частного пенсионного обеспечения; смешанного пенсионного обеспечения.
Эффективность функционирования пенсионной системы России в условиях социальной трансформации зависит от комплекса микро-, мезо-, макроуровневых факторов. К макроуровневым причинам относятся политические и макроэкономические факторы реформирования пенсионной системы в условиях социально-экономической трансформации. На мезоуровне к особенностям функционирования пенсионной системы относятся особенности рефлексии общеэкономических процессов на уровне мезоэкономических систем. На микроуровне функционирование пенсионной системы в условиях социальной трансформации осуществляется посредством «неформальной защиты», реализуемой на базе внутрисемейных отношений, т.е. неформальная защита, выраженная в межпоко-ленных трансфертах и инструментальной поддержке, что обеспечивает редукцию социального риска пенсионной системы по принципу дополнения социальной защиты.
Главная цель реформирования системы социальной защиты, а именно — преодоление бедности посредством социальной мобилизации, организации взаимопомощи и совместного участия — неосуществима без развития принципа самопомощи в пенсионной системе. Приверженность философии самопомощи в сочетании с гарантией государственного обеспечения; децентрализованная небюрократическая структура пенсионной самопомощи; консультационная поддержка; приверженность идее совместного участия и профессиональный подход в решении проблем — все это главные составляющие компоненты успеха и сильных сторон пенсионной реформы.
Реформа социальной сферы предполагает создание государственной трехуровневой конструкции для защиты населения от скатывания в область бедности и маргинализации, с одной стороны, и для развития человеческого потенциала всех групп и слоев гражданского общества — с другой. Так, в рамках пенсионного обеспечения речь идет, прежде всего, о государственных (социальных и трудовых) пенсиях. Мировой опыт пенсионного обеспечения и опыт реформирования пенсионного обеспечения в России сводятся к введению накопительных элементов пенсий наряду с одновременным уменьшением роли распределительной пенсионной системы. Накопительные (капитализированные) пенсионные системы также лучше соответствуют принципу распределения благ «каждому по труду». Этот принцип, последовательно и разумно реализуемый, является одним из обязательных условий создания конкурентоспособной экономики. Капитализированные и смешанные принципы наиболее эффективно справляются с функцией снижения уровня бедности в условиях патерналистской и корпоративистской моделей пенсионного обеспечения.
В теоретическом и практическом плане все еще недостаточно обоснованы методические подходы к определению уровня и качества жизни пенсионеров в различных регионах, что затрудняет дифференциацию видов социальной помощи. Следует также отметить, что органы социальной защиты на местах обладают достаточно ограниченными финансовыми ресурсами, и поэтому всегда возникает вопрос о приоритетности их распределения по административным территориям, отдельным социальным группам и даже в персональном отношении. В конечном итоге, дифференцированный подход к изучению пожилых будет направлен на оценку значимости для отдельных групп пенсионеров различных форм социальной поддержки, внедряемых сегодня в практику государственными учреждениями и общественными организациями, а также на определение необходимого их объема применительно к конкретной территории и аналогичным регионам. Он позволит выйти на перспективные формы социального обслуживания, построенные с учетом принципа социальной адресности и ориентации на конкретные категории пенсионеров.
Трудности проводимых в стране реформ в силу известных событий на состоянии Чеченской Республики сказываются в большей степени, чем других регионов страны. Низкие рыночные стартовые условия данного региона и показатели по сравнению с другими субъектами РФ, входящими в состав ЮФО, обострены глубокими кризисными явлениями практически во всех сферах экономики и социальной жизни. Депрессивный характер экономики республики обусловливает и низкий уровень развития ее социальной сферы. Все это указывает на необходимость модернизации ее региональной подсистемы социальной защиты населения, придания ей высокой адаптивной способности в зависимости от конфигурации институциональных или уникальных факторов.
В настоящее время Чеченская Республика продолжает находиться в сложном социально-экономическом положении. Экономическая отсталость усугубляется слабым развитием рыночных отношений, низкой платежеспособностью населения и значительными рисками предпринимательской деятельности, которые сводят на нет инвестиционную привлекательность республики, что в свою очередь усиливает негативные тенденции в экономике и рост социальной напряженности.
В связи с этим научный анализ экономических проблем совершенствования региональной подсистемы со-
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ,
161
циальной защиты населения Чеченской Республики приобретает все новые черты в рамках решения проблем структурной перестройки, стабилизации воспроизводственных процессов и обеспечения устойчивого экономического роста региона.
В последние годы в России начался процесс усиления самостоятельности субъектов РФ в решении различных социальных и экономических проблем. Неоднородность в социально-экономическом развитии различных регионов, культурные, этнические и другие различия усиливают роль органов власти на местах по выработке и принятию решении в области социальной политики, и том числе и сфере социальной защиты населения. При определении приоритетов программ социальной защиты различных групп населения на региональном уровне возникает ряд проблем, связанных, прежде всего, с определением вида, размера, срочности и адресности предоставляемой социальной помощи.
Необходимо учитывать тот факт, что при реализации мер по реформированию пенсионной системы в целях сокращения бедности, в условиях региональной дифференциации прежде всего необходимо точно определить уровни управления, ответственные за решение конкретных задач по снижению уровня бедности, опираясь на специфику экономического, социокультурного, политического развития региона. Схема представляется следующей.
Федеральные органы власти: повышение минимального уровня оплаты труда в бюджетной сфере для снижения бедности занятого населения; создание институциональной среды, способствующей росту самозанятости населения (законов, нормативов, положений, облегчающих ведение малого бизнеса); включение в прямые расходы федерального бюджета в регионах программы миграции для снижения уровня бедности пенсионеров и семей безработных; программы помощи населению и создания новых рабочих мест в депрессивных городах старопромышленных или аграрных регионов, поскольку региональных бюджетных средств для этого недостаточно; разработка и передача в регионы эффективных технологий адаптации населения к новым рыночным условиям (переподготовки кадров, открытия своего дела).
Региональные органы власти: содействие развитию малого и среднего бизнеса для сохранения существующих и создания новых рабочих мест; минимизация региональных налогов на малый бизнес; сохранение функций обслуживания и поддержка отраслей бюджетной сферы в местных (районных) центрах; содействие структурной перестройке экономики и межпоселенческой мобильности в депрессивных городах старопромышленных или аграрных районов; изменение инвестиционной политики, сокращение дотаций реальному сектору, особенно сельскому хозяйству, и перераспределение средств на создание рабочих мест в эффективных производствах; внедрение методов оценки уровня жизни, учитывающих региональную специфику.
Муниципальные органы власти: снижение бюджетных расходов на ЖКХ и перераспределение их в образование и здравоохранение, также финансируемые в основном из муниципальных бюджетов; содействие развитию подсобного хозяйства, выделение земельных участков для подсобного хозяйства всем желающим; учет лиц, нуждающихся в социальной защите, контроль за доходами, распределение помощи; стимулирование родственных, соседских форм поддержки там, где это еще живо и работает (сельская местность и небольшие города менее урбанизированных регионов); организация патронажа соседей или сельской общины над пожилыми нетрудоспособными жителями с частичной оплатой услуг. Если обратиться к анализу регионального эмпирикофактологического материала по современному состоянию социальной защиты населения в проблемных регионах, то необходимость рационализации использования страховых принципов для эффективного применения инструментов социальной защиты становится очевидной.
На основе такого вывода можно выработать ряд практических предложений по структурным изменениям форм социальной защиты, адресной помощи, порядка ее предоставления, льготных выплат и их источниковой базы, а также по трансформации роли органов социальной защиты населения в управлении системой социальной защиты населения; повышению роли предприятий в управлении ею; изменениям в мезоструктуре социальных служб; развитию институтов гражданского общества и созданию условий для максимального вовлечения населения в процесс управления мезосистемой социальной защиты; стимулированию занятости и увеличению доходов граждан, самозанятости и самообеспечению, в том числе с помощью создания условий для развития малого бизнеса и наиболее полного вовлечения домохозяйств в общественное производство через развитие личных подсобных и фермерских хозяйств и этноэкономики там, где это развито.
На региональном уровне существуют негативные последствия рыночных преобразований в проблемном регионе — институциональные деформации, заключающиеся в падении уровня жизни, социальной незащищенности, низком уровне развития отраслей социальной сферы, которые являются главным фактором, сдерживающим и ограничивающим трансформационные процессы в экономике региона.
Существует одна глобальная закономерность, которую подчеркивают все исследователи проблем социальной защиты: чем успешнее экономика страны, тем более эффективна социальная защита населения. Следовательно, первоочередные рекомендации по усилению социальной защищенности граждан связаны, прежде всего, с мерами по общему экономическому оздоровлению страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гонтмахер Е., Трубин В. Эволюция системы социальной поддержки населения // Общество и Экономика.
2006.
2. Калашников Е. Формирование социальных функций государства и их периодизация // Человек и труд.
2006. № 9.
3. Конституция Российской Федерации. М. 1997.
4. Ураев Р. Структура системы пенсионного обеспечения региона // Регионология. Научно-публицистический
журнал. Саранск. 2007. № 2.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономический вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)