ОБРАЗОВАНИЕ
Даулетбаков Б., Мухатаева К., Естен А.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Алматинский технологический университет
Ключевые слова: глобализация, конкуренция, инновации, сотрудничество, «Структуры адаптивных университетов», реформа образования.
Аннотация: В статье рассматриваются партнерства университетов с государством с учетом усиления государственно - частного партнерства для развития системы образования, их значение в развитии инновационного университета и зарубежный опыт.
Key words: globalization, competition, innovation, cooperation, "Structures of adaptive universities", education reform.
Abstract: The article deals with the partnership of universities with the state, taking into account the strengthening of public - private partnership for the development of the education system, their importance in the development of the innovative university and foreign experience.
Современная мировая динамика обозначила новые проблемы и тенденции, особенно в среде экономики, смещая центр тяжести в сторону ее наукоемкости. Естественным образом эти процессы объективно отражаются на системе образования, в которой ключевая роль отводится университетам. При этом становиться очевидной необходимость коренного трансформирования социально-экономической модели и системных функций классического университета, который в большей степени в настоящем состоянии, функционирует, как закрытая система, опираясь на сложившуюся внутреннюю функциональную и организационную культуру, интеллектуальный багаж и опыт профессорско-преподавательского состава.
Ключевыми признаками мировой динамики и ее проекции на систему образования являются:
- глобализация;
- увеличение количества абитуриентов;
- расширение профессионального и возрастного диапазона обучаемых и, как следствие, внедрение непрерывного и дистанционного образования;
- конкуренция с иными формами освоения знаний;
- внедрение новых обучающих технологий [1-2].
В данной ситуации многие страны приступили к пересмотру партнерства университетов с государством с учетом усиления государственно - частного партнерства для развития системы образования и интеграции с бизнесом [3-4].
Адаптация высших учебных заведений к сложившимся условиям начала происходить за счет материальных, финансовых и людских ресурсов под влиянием давления рынка, современных информационных технологий и государственного регулирования. Однако главное и принципиальное отличие университета от любой бизнес-структуры - это возможность полномасштабно использовать интеллектуальный потенциал III 1С. в том числе как для привлечения в интеграционное сотрудничество крупных корпораций, а также и для создания дополнительной стоимости в инновациях.
Если обратиться к обзору соответствующей литературы. то. в контексте нашего исследования. интересным представляется анализ Б. Спорн. которая в своей книге «Структуры адаптивных университетов» предлагает модели адаптации американских и европейских университетов к изменяющейся социально-экономической среде. Отправной точкой рассуждений данного исследователя является существующая проблема уязвимости и зависимости университетов как открытой системы. подверженной влиянию таких внутренних факторов. как миссия. стоимость обучения, некоторых внешних. таких как законодательные. политические. экономические. демографические. и т.д.
Для того чтобы отвечать на вызовы окружающей среды. университеты вынуждены адаптировать к ней свою организационно-управленческую структуру. Некоторые варианты моделей современных адаптивных структур высших учебных заведений Б. Спорн предлагает в своих работах. где отмечается. что наиболее оптимальной является матричная структура.
Общепринятый современный университет (ОСУ) появился в связи с процессом профессионализации и специализации. При этом процесс обучения усложняется. происходит увеличение востребованных и существующих услуг. возникает рост бюрократии в стратегическом функционировании университета.
Университет-технополис. Организационная структура технополиса включает в себя следующие элементы:
- наличие независимых организаций;
- организация непрерывного образования;
- создание экспериментальных испытательных и других центров;
- возникновение горизонтальных подразделений, необходимых для того, чтобы гарантировать горизонтальные связи;
- наличие исследовательских и сервисных организаций.
Инновационно-предпринимательский университет. Для
обеспечения своего саморазвития в условиях снижения государственного финансирования и ужесточения конкуренции выделяют следующие характерные черты предпринимательского университета:
- организуется «инновационный» управленческий аппарат вокруг ректора;
- диверсифицируются источники финансирования и меняется политика бюджетных отношений между подразделениями;
- реализуются стратегические инновационные планы по всем структурным подразделениям;
- расширяется предпринимательская культура кадров;
- создаются тесные и деловые отношения с бизнесом.
Для того, чтобы отвечать на вызовы окружающей среды, университеты вынуждены адаптировать к ней свою организационно-управленческую структуру. Спорн Б. в результате исследования многоаспектной деятельности американских и европейских университетов, которые успешно адаптировались к внешней среде в ответ на вызовы времени, пришла к выводу, что результативная адаптация университетов может происходить только при наличии определенных условий:
1. Университетам необходим кризис извне, который бы явился причиной адаптации;
2. Источники финансирования, которыми они могут пользоваться по собственному усмотрению;
3. Высокая слепень автономии;
4. Трансформационное лидерство, которое продвигает осуществление видения изменением окружающей среды и облегчает адаптацию;
5. Коллегиальные формы принятия решений для успешного внедрения адаптации;
6. Профессиональный менеджмент;
7. Миссия, ориентированная на изменение;
8. Структурирование деятельности университетов, направленной на рынок;
9. Децентрализация структур и принятие решений;
10. Высокая степень дифференциации академических структур и дисциплин.
Следовательно, наиболее адаптивными к изменяющимся рыночным условиям оказываются корпоративные университеты, которые могут выстраивать и реализовывать стратегию точечной поддержки развития малого и среднего бизнеса [5-6].
Таким образом, подводя итог анализу роли зарубежных университетов в инновационном развитии, можно выявить следующие закономерности:
- университет трансформируется в региональные центры инновационных кластеров на основе интеграции образования, науки и производства, что обусловливает усиление предпринимательской функции вуза;
- вокруг университетов формируется специальная экономическая зона, способствующая развитию высокотехнологичных малых предприятий;
- развивается комплексная государственная поддержка инновационной деятельности университетов: нормативно-правовая, экономическая (финансовая и налоговая), административная.
Список литературы
1. An A., Dauletbakov B., Levner E. Multi-Attribute Classification of Text Documents as a Tool for Ranking and Categorization of Educational Innovation Projects // Lecture Notes in Computer Science. 2014. №2. P. 404-417.
2. Аникин В.И., Ларионова Е.В., Михеев И.М. Методика кластерного анализа оценки и принятия внешнеполитических решений. - Москва, 1994. - 25 с.
3. Попов В.В. Концепция прошлого в контексте исторического процесса // Философия права. 2010. № 5. С. 72.
4. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования // Информатика и образование. 2004. № 11. С. 12.
5. Зайцев В.С. Экономическое воспитание в хозрасчетном ученическом объединении // В книге: Вопросы экономического образования и воспитания учащейся молодежи тезисы докладов научного семинара. Редактор: А.Ф. Аменд. 1990. С. 43-45.
6. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Современная образовательная стратегия: новые социальные ориентиры // В сборнике: Альтернативы экономической политики в условиях замедления экономического роста
Сборник статей по материалам научной конференции. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2015. С. 688-691.
Карасева А.В.
ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова
Ключевые слова: изобразительная деятельность дошкольников, цветовосприятие дошкольников, цвет, сензитивный период, сенсорное развитие, сенсорные эталоны, развитие мышления, речевое развитие, познавательное развитие, эмоциональное развитие.
Аннотация: В статье рассматриваются различные аспекты развития цветовосприятия дошкольников, значение изучения цвета в дошкольном возрасте для развития интеллекта и эмоциональной сферы ребенка, обращается внимание на необходимость разработки методик изучения цвета с дошкольниками.
Keywords: Expressive activity of preschool children, preschool children color perception, color, sensitive period, sensory development, sensory standards, the development of thinking, language development, cognitive development, emotional development.
Abstract: The article discusses the various aspects of the development of color preschoolers explore the value of color in the preschool years for the development of intelligence and emotional sphere of the child, draws attention to the need to develop techniques for studying color with preschoolers.
Цвет - одно из изобразительных средств искусства, основанное на природе зрительных ощущений и способствующее отражению многообразия предметного мира во всем его красочном богатстве [1]. Развитие цветовосприятия входит в число дидактических задач занятий по изобразительной деятельности с дошкольниками, однако, имеет большое значение не только для развития изобразительных навыков ребенка, но и оказывает влияние на общий уровень его развития.
О необходимости знакомства детей с цветом говорили такие просветители и педагоги как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци и Фридрих Фребель. Они же обучали детей в общеобразовательных учреждениях элементам их использования на первоначальных этапах работы.