Тхакушинов Э, К„ МГТУ, г. Майков
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА МОНИТОРИНГА 1ШВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ В РЕГИОНЕ
Статья посвящена подходам к исследованию институциональной среды механизма мониторинга инвестиционных рисков на мезоуровне экономики.
Очевидная и неоднократно постулируемая в экономических исследованиях последнего времени необходимость совершенствования институциональной инфраструктуры инвестиционной дедчельносчи в регионах России для ее, в ряде регионов - оживления, а в большинстве мезоэкономических образования - активизации, требует, в контеке^ методологии и концепции данной работы, уточнения авторской позиции по вопросу становления и развития экономико-институционального механизма управления региональными инвестиционными рисками [1].
При атом необходимо специально отметить, что данный механизм рассматривается как важнейшая функциональная подсистема институциональной среды инвестиционной деятельности в целом, играя, однако, ведущую роль в формировании и определении направлений управляющих воздействий как в отношении собственно рисковой составляющей инвестиционной деятельности, так и в определении ее масштабов и направлений в регионе, поскольку количественные параметры последней прямо зависят от качества и силы управленческих решений в отношении сопряжен но й с этой деятельностью рисков.
Следует также учитывать, что объективная необходимость развития институциональной среды управления рисками инвестирования в регион связана с расширением и усилением тен-денций интеграции отдельных регионов России в мировое экономическое сообщество (особенно тех, на территории которых функционируют крупные корпоративные образования, в том числе кластерного типа; где создан или создается режим благоприятствования инновационной деятельности, сопряженной с особой степенью и спецификой рисков), а также необходимостью адаптации всех без исключения территориальных экономик к процессам глобализации, формируемым новые общефедеральные {частично проанализированные в первой главе настоящею исследования) детерминанты управления инвестиционными рисками в регионе, наряду с действием и воздействием специфических региональных факторов на процессы принятия управленческих решений в отношении рисков инвестирования в проекты, реализуемые па данной территории.
Различия подходов к инвестированию в различных регионах в пределах макрорегиона (и, как следствие, большой уровень территориальной дифференциации инвестиционного климата), а также объясняемое этим разнообразие моделей упраааенческих воздействий в отношении реализуемых в мезеюбразованиях инвестиционных проектов (несмотря на существующую и применяемую в настоящее время унифицированную методологию оценки их эффективности), а также практическое отсутствие инструментария оценки и управления региональными инвестиционными рисками (что потребовало разработки и апробации.в настоящем исследовании адаптивного авторского инструментария) имеет' следствием существенную «брешь» в экономико-институциональной инфраструктуре инвестиционной деятельности именно в данном контексте. В то же время следует отметить значительный професс в данной области: как на федеральном, так и на региональном уровне проводится большая законотворческая работа, направленная на повышение эффективности инвестиционной деятельности; большая часть регионов России имеет собственное, адаптированное к специфике территории, институциональное поле, включая инициирование и поддержку финансирования инновационных проектов и проектов социальной значимости, в рамках когорого реализуются различного рода стимулирующие и поддерживающие механизмы.
Несмотря на то, что принимаемые такого рода и такой цедеориентированности меры и реализуемые мероприятия в центре и регионах косвенно сопряжены с решением задачи минимизации рисков инвестирования как в отдельные проекты, так и в региональную экономику в целом, они являются именно косвенными и требуют дополнения мерами и формами непосредственного (прямого) управленческого воздействия на инвестиционные риски региона как целостной экономической системы [2].
В соответствии с этим существенной мегодологической и большой практической значимостью обладают рекомендации следующего характера: разработка вариантов и моделей интеграции управленческих воздействий в отношении региональных инвестиционных рисков в систему экономико-институциональной инфраструктуры управления инвестиционными процессами в регионе, а также в систему управления регионом в целом.
Авторская версия реализации сформулированных задач, непосредственно сопряженных с эффективным управлением инвеста-ционньтми рисками территориальной локализации, предложена на рис. 1, где система поддержки принятия решений, связанных с региональным риск-менеджмеггтом, состоит из информационно-аналитической компоненты (инструментарий оценки риска) и экономико-институциональной (инфраструктура системы управления рисками инвестирования в регионе).
Макроэкономические
детерминанты
экономического
развитая
А
■V
СИСТЕМА
УПРАВЛЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКОЙ
Региональные детерминанты социально-экономического развития территории
деятельности в регионе
Цель:
- повышение эффекти-вности регионально значимых инвестиционных проектов;
- снижение рисков отдельных инвесгици-ояных проектов;
- снижение региопаль-ных инвестиционных рисков;
- повышение инвссти-ционной привл екате л ь-н ости и инвестицион-ного климата региона;
- стимулирование ип-весгиционных прог-рамм социально-экономической направленности.
Экономико-институциональный механизм мониторинга инвестиционных рисков в регионе
/
/
/
Система мониторинга инве-стщштп ых рисков региона
/
Система управления региональными инвестиционными рисками
т я ■ і ■ ■ ■ ▼ ■
Выработка Выработка
балансирующих мер ' балансирующих мер
региональном * * региональной
инвестщи он ной ^ Институцишааьна инвестиционной
политики я инфраструктура политики
Г инвестиционной
Цель:
- рост
показателей социального ко ном и-ческою развития территории:
- повышение конку-
рентоспособ ности региона;
- стимулирование развития инноваци-онно-орие тированных предприятий и корпораций; -развитие вертикаль-пых инвестиционных механизмов;
- выход региона на мировые рынки наукоемкой продукции и др.
Рис. 1. Инкорпорирование системы управления региональным и инвестиционными рисками б институциональную среду инвестиционной деятельности в региоие
Прежде всего, следует отметить, что в контексте настоящего диссертационною исследования под экономико-институциональной инфраструктурой управления инвестиционными рисками региона понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих систем и соответствующих им организационных и управляющих, подсистем, обеспечивающих доступ субъектам инвестиционной деятельности к инвестиционным и иным (материальным, информационным, кадровым и т.д.) ресурсам [3], а также базам знаний о существующем в региональной
информационной системе расчетно-аналитическом и модельном инструментарии по оценке.и управлению региональными инвестиционными рисками, функционально направленным на вы* явление, учет и снижение рисковой составляющей в региональном инвестиционном менеджменте, и, в конечном итоге, - эффективное осуществление инвестиционной деятельности в системе региональной экономики.
Как было отмечено выше, современный этап управления инвестиционными процессами в России, и ее регионах характеризуется устойчивой тенденцией совершенствования общефеде-ралыюй институциональной среды и сопряженными с нею региональными институтами регулирования и стимулирования инвестиционной деятельностью, продуцирующими, в том числе, условия для снижения как общероссийских, так и региональных инвестиционных рисков. Следствием этого является наблюдаемая в последние годы положительная динамика характеристик инвестиционного имиджа целого ряда территориально-локализованных экономик и страны в целом и обусловленная этими процессами активизация масштабов и темпов инвестирования как со стороны отечественного, так и иностранного капитала.
Очевидные преимущества (несмотря на существенную дифференциацию но отдельным регионам) выработки согласующихся с федеральным уровнем региональных управленческих механизмов в отношении протекающих на отдельных территориях инвестиционных процессов связаны, во-первых, с возможностью сочетания комплексности подхода п процессе принятия решений гю оценке и управлению региональными инвестиционными рисками с учетом специфических региональных условий; во-вторых, высокой адаптивностью и оперативностью реагирования на внешние и внутренние угрозы по сравнению с макроуровнем; в-третьих, значительно большей мобильностью и скоординированностью управленческих воздействий как со стороны региональных институтов, так и самих субъектов инвестиционной деятельности в peí ионе; в-четвертых, возможностью задействования всего существующего в конкретном мезообра-зовании набора инструментов регулирования, как финансового, так и нефинансового характера.
Как всякое рыночно ориентированное формирование, экономико-институциональная инфраструктура управления региональными инвестиционными рисками должна создаваться в соответствии с требованиями рынка, что подразумевает комплексный учет как глобализационных тенденций и макроэкономических детерминант, так и императивов их территориальной адаптации. Последнее означает ориентацию на приоритетное решение развивающих задач, на кумулятивно-синергетический эффект всего существующего спектра вовлекаемых в регион, в его социально-экономическое развитие (и развитие всех задействованных в инвестиционном процессе экономических субъектов региональной экономики), инвестиционных потоков при одновременном повышении аккумулирующей и координациокно-регулирующей функции собственно региональных инвестиционных институтов.
Литература:
1 ..Ионов А.Ч. Регионализация агропромышленной сферы в рьшочно-траенфор-мациошюй среде: факторы, тенденции, модели, механизмы.-Ростов-н/Д; Изд-во СКНЦ ВШ. - 2004.
2. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализацию' Под рсд А.Г. Гранберга.- М.: Наука, 2004.
3. Андрющенко ОЛ\ Структурно-территориальный аспект оценки инвестиционного потенциала региона: методология, модели, инструменты* - Ростов-на-Дону: Изд-во СЕШЦ ВШ, 2006. - 250 с.