УДК 338.49:332.1: 330.332 ББК 65.9(2)
Т-92
Тхакушинов Эдуард Китович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и мировой экономики финансово-экономического факультета Майкопского государственного технологического университета, тел.: (8772)570320.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ
(рецензирована)
Наличие благоприятной институциональной инфраструктуры инвестиционной деятельности в регионе является главным условием регулирования инвестиционных рисков и активизации инвестиционных потоков в экономику региона.
Ключевые слова: институциональная инфраструктура, региональные
инвестиционные риски, эффективность управления.
Tkhakushinov Edward Kitovich, Doctor Of Economics, professor of the chair of economic theory and world economy of the finance and economics faculty, Maikop State Technological University, phone: (8772) 570320.
INSTITUTIONAL INFRASTRUCTURE OF THE ECONOMIC ASSESSMENT OF
REGIONAL INVESTMENT RISKS
The presence of a favourable institutional infrastructure investment in the region is essential for the regulation of investment risks and enhancing investment flows to the region's economy.
Keywords: institutional infrastructure, regional investment risks, the effectiveness of management.
Инвестиционная деятельность в системе региональной экономики осуществляется благодаря сопряженному воздействию целого комплекса имманентно присущих данной системе элементов: макроэкономического механизма, проецирующего на
мезоэкономический уровень основные мировые и страновые экономические тенденции; инвестиционной политики, также отражающей и реализующей инвестиционные стратегии федерального уровня и стратегические инвестиционные цели конкретного территориально локализованного образования; институционального механизма, представленного совокупностью формальных и неформальных норм и правил, продуцирующих и регламентирующих (с учетом общих для государства и специфических региональных установок) инвестиционные потоки в границах конкретной территории; рыночного механизма, регулирующего развитие и функционирование региональных рынков и т.д. Поскольку институциональная компонента объективно «пронизывает» все остальные условия региональных инвестиционных процессов, постольку ее можно считать определяющим лимитирующим компонентом общей инфраструктуры инвестиционной деятельности в регионе.
В соответствии с этим в процессе формирования действенной системы управления региональными инвестиционными рисками, с одной стороны, должны учитываться возможность и степень согласования параметров и направлений инвестиционной политики федерального и регионального уровней (проецирование обязательных макроэкономических регуляторов инвестиционных процессов в регионы страны), с другой, - максимально полно отражаться специфические условия и факторы формирования воспроизводственной среды инвестиционной деятельности в границах конкретной территории (рис. 1).
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
(макроэкономические детерминанты, институциональная среда инвестиционной деятельности в государстве (в том числе нормативно-правовая, бюджетно-налоговая база), конъюнктура рынка и т.д.)
/ / / III \ \ \ \ \ \
/ / / / / / Стратегические цели \ \ \ \ \ \
1 : ■*- _ : социально-экономического развития региона \ \ \ \ \ \ * * *
Система управления инвестиционными процессами в регионе
управляющее воздействие, информация и решения, воздействующие на объект управления, по прямому каналу связи в момент і
Институциональная инфраструктура экономической оценки регионал ьных инвестиционных рисков
информация о состоянии управляемой подсистемы по обратному каналу связи
\
Субъект управления инвестиционным риском региона
Объект управления (инвестиционный риск региона) в момент і
Объект управления (инвестиционный риск региона) в момент t+1
Величина оценки инвестиционного риска региона при достижении цели инвестирования в региональную экономику
Рисунок 1 - Институциональная составляющая процесса управления инвестиционным риском региона (разработано автором)
Идентификация этой инструментальной составляющей системы государственного инвестиционного менеджмента является неотъемлемым условием тотальной экспликации особенностей формирования и реализации региональной инвестиционной политики и связанной с ней системы управления региональными инвестиционными рисками. Отмеченная выше инвариантность государственных институциональных норм и правил протекания инвестиционных процессов на отдельных территориях в отношении каждого конкретного региона обусловлена тем, что именно инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности на уровне субъекта РФ являются индифферентными к региональным особенностям экономического развития.
Следует отметить, что в общей системе институциональных условий эффективного управления региональными инвестиционными рисками, в контексте настоящего исследования, целесообразно определенным образом (несмотря на очевидную общность институциональной платформы протекания инвестиционных процессов в регионе)
идентифицировать те их компоненты, которые оказывают непосредственное влияние, во-первых, на формирование условий и создание самой возможности оценивания рисков инвестирования в регион и его хозяйствующие субъекты, во-вторых, на осуществление объективной и адекватной оценки.
Первое обстоятельство связано с уровнем развития и качеством институциональной среды инвестиционной деятельности на территории, второе - в значительной степени определяется заинтересованностью соответствующих органов управления в организации и постоянном осуществлении такого рода оценочной деятельности, наличием компетентных специалистов в данной области, а также обеспеченностью их действенным инструментарием оценки региональных инвестиционных рисков, адаптированным к условиям и специфике конкретного региона.
В соответствии с этим, определение направлений развития адекватной институциональной среды, благоприятствующей проведению комплексной экономической оценки региональных инвестиционных рисков, связано с необходимостью уточнения их региональных характеристик. В числе наиболее общих для всех регионов, как правило, выделяют следующие основные виды инвестиционных рисков региона:
- экономический, учитывающий тенденции в экономическом развитии региона;
- финансовый, отражающий степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий;
- политический, определяемый с учетом политических симпатий избирателей, авторитета местной власти;
- социальный, учитывающий уровень социальной напряженности;
- экологический, учитывающий уровень загрязнения окружающей среды;
- криминальный, отражающий уровень преступности в регионе;
- законодательный, учитывающий юридические условия инвестирования. [1]
Как известно, полномочия в области регулирования инвестиционной деятельности, а также законодательные возможности субъектов федерации разграничиваются: [2] Конституцией РФ; Федеративным договором о разграничении предметов ведения между РФ и ее субъектами; иными договорами и соглашениями о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектами; федеральными законами, предоставляющими органам государственной власти регионов полномочия по государственному регулированию инвестиционной деятельности (несмотря на весьма дифференцированную структуру инструментов управления инвестиционной деятельностью отечественных и иностранных инвесторов, региональная нормативная база в отношении регулирования последней является достаточно унифицированной).
Формирование инвестиционной политики регионов происходило в весьма неоднородных стартовых условиях, в частности, при разной обеспеченности средствами производства и т.д. Неодинаковыми были и пути преодоления инвестиционных трудностей. В целом, анализ пореформенной хозяйственной динамики в крупных экономических районах России выявляет ухудшение инвестиционной ситуации в северо-западном и юговосточном направлении. Очевидно, что при отсутствии действенной государственной региональной политики, направленной, по меньшей мере, на ослабление территориальных диспропорций, эта проблема не только сохранится, но и будет углубляться.
Основными элементами инвестиционной политики на мезоуровне национальной экономики являются:
- принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;
- предоставление инвесторам в пределах своих полномочий различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера;
- создание организационных структур по содействию инвестициям;
- разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования;
- оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;
- предоставление гарантий и поручительств банкам под выделяемые ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов;
- аккумулирование средств населения путем выпуска муниципальных займов.
В большинстве российских регионов, испытывающих нехватку финансовых средств для прямой поддержки конкретных проектов, используются косвенные ее формы: во-первых, освобождение на определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль и налога на имущество (как вариант - снижение их ставок); во-вторых, отсрочки по налогам и арендным платежам; в-третьих, предоставление зданий и земель, право распоряжения которыми принадлежит региональным или муниципальным администрациям; в-четвертых, выдача гарантий региональных и местных органов власти.
При осуществлении инвестиций под региональные гарантии иностранных инвесторов волнует ряд вопросов: закреплен ли законодательством правовой механизм предоставления гарантий; отражаются ли гарантии в бюджете региона и каков предел по их сумме; ведется ли учет гарантий и поручительств; возможны ли залог земли и ресурсов, а также реализация ряда экономических инструментов поддержки инвестиционной деятельности.
В качестве элемента формируемой инфраструктуры оценки региональных инвестиционных рисков можно также рассматривать активно развиваемую в последние годы идею создания многоуровневой системы гарантий, которую предполагается реализовывать, запустив некую комбинацию регионального (внутреннего) и федерального (внешнего) гарантирующих механизмов.
В рамках регионального механизма гарантами инвестиций должны быть органы государственной власти субъектов федерации и соответствующие региональные агентства по страхованию и гарантированию инвестиций. В рамках федерального - роль
страхователя отводится федеральным органам государственной власти при
посредничестве Российского государственного агентства по страхованию
инвестиционных рисков (не исключено также участие иностранных государств и международных финансовых институтов).
Источниками предоставления гарантий при задействовании регионального механизма должны быть специальные статьи в основных региональных бюджетах (или
соответствующие бюджеты развития), средства специальных региональных агентств, а также региональные гарантийно-залоговые фонды (формируемые, как показывает практика, из недвижимого имущества и ценных бумаг, прежде всего, пакетов акций высокодоходных предприятий регионов).
При этом, следует отметить, что несмотря на интерес инвестора к высоким финансовым показателям, миссия и цели финансовых институтов далеко не всегда ориентированы на последующий возврат денежных средств и рост прибыли в перспективе. В первую очередь, неэкономические факторы играют важную роль при подготовке социально ориентированных инвестиционных проектов, в числе наиболее важных факторов инвестиционной привлекательности которых следует обозначить:
- соответствие приоритетам, объявленным инвестором согласно его миссии;
- опыт работы и успешная деятельность инвестора по обозначенной цели конкретного проекта;
- просьба о поддержке существующих стратегических установок организации с объявлением всех имеющихся ресурсов и возможностей уже задействованных в реализации принятой стратегии развития;
- запрашиваемый объем инвестирования с четким обозначением всех необходимых минимальных затрат, обеспечивающих высокое качество результата;
- сжатые сроки выполнения мероприятий проектов (календарно-тематический план-график выполнения работы);
- обозначение промежуточных и конечных результатов проекта с количественными и качественными параметрами, обеспечивающими однозначное понимание инвестором и исполнителем их значения, возможность текущего и итогового контроля.
Литература:
1. Эксперт РА - рейтинговое агентство. URL.: http: // www.raexpert.ru.
2. Реформирование инвестиционного климата в России: основные аспекты законодательной базы // Инвестиции в России. 2003. №9.