© Анимица Е. Г., Зверева С. А., Новикова Н. В., 2009
АНИМИЦА Евгений Георгиевич
Доктор географических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой региональной и муниципальной экономики
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-57-36 e-mail: [email protected]
ЗВЕРЕВА Светлана Анатольевна
Заведующая нормативно-методическим сектором Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом
Администрация города Екатеринбурга
620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 8б Контактный телефон: (343) 371-63-40 e-mail: [email protected]
НОВИКОВА Наталья Валерьевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной и муниципальной экономики
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-76 e-mail: [email protected]
Институциональная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства -важнейший фактор модернизации экономики муниципального образования
Ключевые слова: малое предпринимательство; среднее предпринимательство; модернизация; модернизация экономики; муниципальное образование; институциональная поддержка; координационные органы; совещательные органы.
Аннотация. Рассмотрены формы, методы, мероприятия институциональной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Авторы обосновывают, что локомотивом модернизации экономики (институциональной модернизации) является малое и среднее предпринимательство, а меры институциональной поддержки - это действенный рычаг органов власти, в том числе муниципального уровня.
В научной литературе к модернизационным изменениям, ведущим к качественным институциональным переменам в экономике (институциональная модернизация), принято относить: усиление подлинной экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов; изменение организационных форм экономической активности; максимальное распространение товарно-денежных отношений, высокий динамизм развития рынков товаров, услуг, труда и капитала; активное формирование системы накопления сбережений (отложенный спрос) и современных моделей капиталовложений [4; 6; 7; 8; 11; 14; 15; 16 и др.].
Усиление экономической самостоятельности в значительной степени обусловлено преодолением отчуждения людей от средств производства и результатов своей
деятельности и находит яркое проявление в росте малых и средних предприятий, индивидуального предпринимательства, деятельность которых основана на принципах полной экономической самостоятельности. Отмеченные изменения возможны в результате массового крупносерийного производства относительно недорогостоящих орудий труда, которые могут быть приобретены в личную собственность одним человеком или небольшой группой людей. Изменение организационных форм экономической активности проявляется также в переходе от корпораций индустриального типа к «адаптивным» корпорациям, примером которых служат различные объединения (союзы (ассоциации, общества) предпринимателей, товаропроизводителей, другие некоммерческие общественные объединения (структуры поддержки малого и среднего предпринимательства, политических лидеров и др.).
В условиях становления рыночных отношений и развития демократических форм управления в структуре национального хозяйства активно формируется муниципальный сектор экономики, который складывается из предприятий и учреждений различных форм собственности, разной отраслевой принадлежности, способных обеспечить укрепление экономических основ местного самоуправления [5; 9; 12; 13].
Мировой экономический кризис, свидетелями которого мы являемся, позволил еще раз осознать простую истину - перспективы развития муниципальных образований во многом зависят от будущего развития субъектов малого и среднего предпринимательства, функционирующих на их территории. Сфера влияния большинства таких организаций ограничивается пределами одного муниципального образования или субъекта РФ, способствуя созданию новых рабочих мест, повышению занятости населения и росту налоговых поступлений в местный бюджет. Однако для динамичного развития субъектов малого и среднего предпринимательства необходима помощь органов власти, реализуемая на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Предметом нашего исследования выступает муниципальная поддержка малого предпринимательства - одного из важнейших факторов модернизации экономики муниципального образования.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содействие развитию малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения городских округов. Каким образом оказывать содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, что входит в систему муниципальной поддержки - те вопросы, которые давно волнуют органы местного самоуправления муниципальных образований. Так, одно из определений муниципальной поддержки малого предпринимательства как «системы экономического, правового, социального и организационного обеспечения органами городского самоуправления благоприятной среды для эффективного функционирования и развития малого предпринимательства» было дано органами местного самоуправления Перми еще в 2000 г. [3]. Сегодня особую актуальность приобретает проблема эффективности муниципальной поддержки, помощи и защиты. Важно не только продекларировать выполнение каких-либо мероприятий, но и реализовать их, осуществить мониторинг результатов и получить обратную связь.
Система муниципальной поддержки малого предпринимательства включает в себя осуществление следующих мероприятий: создание муниципальных правовых актов, регламентирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства; формирование и развитие муниципальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства возможности реализовать преимущественное право на выкуп арендуемого помещения [1]; устранение административных барьеров в сфере малого предпринимательства.
Основная цель издания муниципальных правовых актов - создание механизмов для реализации требований федерального и регионального законодательства на муници-
пальном уровне. Федеральное законодательство предусматривает принятие органами местного самоуправления муниципальных правовых актов о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, программ развития малого и среднего предпринимательства, регламентирующих порядок формирования перечней имущества свободного от прав третьих лиц, утверждающих перечни имущества свободного от прав третьих лиц.
Рассмотрим более подробно муниципальные правовые акты в области развития малого и среднего предпринимательства как результат его институциональной поддержки. В связи с тем, что до 2009 г. не существовало единого реестра муниципальных правовых актов, нами проанализированы муниципальные правовые акты, включенные в справочно-правовую систему «КонсультантПлюс» (раздел «Региональное законодательство»), в городах, имеющих численность населения 1 млн чел. и более (кроме городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), далее обозначаемых как города-миллионники.
Институциональная поддержка малого и среднего предпринимательства посредством арендных отношений. Предоставление муниципальных помещений в аренду - одна из форм имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Аренда муниципальных помещений все еще остается привлекательной для малых и средних предпринимателей и приносит немалый доход в местные бюджеты. Так, в структуре доходов местных бюджетов городов - административных центров субъектов, входящих в состав Уральского региона, доходы, полученные в виде арендной платы в 2008 г., занимали от 6 до 20%. В частности, они составили, % от общего объема: в Уфе - 20,5; Перми - 11,6; Ижевске - 10,3; Екатеринбурге - 9,6; Оренбурге - 8,7, Кургане - 5,8 (табл. 1). В четырех из шести рассмотренных городов их удельный вес за 2005-2008 гг. увеличился.
Таблица 1
Удельный вес доходов от использования имущества в структуре бюджетов городов - административных центров Уральского региона, %
Виды доходов Екате жнбург Пе] *ь Курган Оренбург Ус а Ижевск
2005 2008 2005 2008 2005 2008 2005 2008 2005 2008 2005 2008
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности 11,4 17,9 12,1 12,2 5,4 6,0 7,6 9,2 18,9 22,3 8,7 10,6
В том числе доходы, получаемые в виде арендной платы 11,2 9,6 11,7 11,6 3,0 5,8 7,0 8,7 13,7 20,5 8,4 10,3
Неналоговые доходы, всего 14,8 23,2 15,8 24,2 11,8 18,2 9,3 12,5 19,5 29,8 10,9 26,6
Доходы бюджета, всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Примечание. Таблица составлена авторами по материалам [10].
Субъекты малого и среднего предпринимательства привлекает реализация нескольких возможностей: оформление помещения в долгосрочную аренду (определенная стабильность и возможность планирования развития бизнеса); изменение графиков арендных платежей с учетом финансового положения арендаторов (предоставление отсрочек и рассрочек платежей); зачет капитального ремонта в счет арендной платы (проведение ремонта своими силами и возможность снижения размера арендных
платежей). В качестве антикризисных мер муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно назвать сохранение размера арендной платы на прежнем уровне (например, в 2009 г. в Новосибирске и Екатеринбурге принято решение не увеличивать базовые ставки арендной платы, сохранив их на уровне 2008 г.), установление льгот по арендной плате для субъектов малого и среднего предпринимательства в виде уменьшения размера арендной платы. Органы местного самоуправления в 2009 г. приступили к формированию перечня субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, следовательно, первые данные о том, какому количеству субъектов предоставлена муниципальная поддержка, будут сформированы к концу 2009 г.
К сожалению, приходится констатировать, что муниципальное имущество, предоставляемое в аренду, имеет ряд недостатков, не приемлемых для крупного предпринимательства: отсутствие близко расположенных парковок для автотранспорта, отсутствие охраны; помещения, как правило, требуют ремонта; «скрытые платежи» (плата за аренду земельного участка, на содержание общего имущества, страхование не включены в плату за арендуемое помещение).
Программирование - важнейшая форма институциональной поддержки малого и среднего предпринимательства. Под муниципальной программой федеральный законодатель понимает нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий [2].
Формирование и реализация муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей, а также формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности, относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Следует отметить, что федеральное законодательство придает большое значение не только наличию программы развития малого и среднего предпринимательства, но и ее содержанию. В табл. 2 нами обобщены положительные последствия реализации программы развития в муниципальном образовании для органов местного самоуправления и для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таблица 2
Положительные последствия реализации программы развития малого и среднего предпринимательства
Параметр, обозначенный в ФЗ № 209-ФЗ Органы местного самоуправления Субъекты малого и среднего предпринимательства
Определение категорий субъектов (ст. 3) Возможность оказывать адресную поддержку определенным категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, уменьшение количества необоснованных обращений Исключение возможности необоснованного обращения субъектов за поддержкой
Определение критериев (п. 3 ч. 1.ст. 14) Равный доступ к участию в соответствующих программах для субъектов, соответствующих критериям, обозначенным в программе Равный доступ к участию в соответствующих программах для субъектов, соответствующих критериям, обозначенным в программе
Окончание табл. 2
Параметр, обозначенный в ФЗ № 209-ФЗ Органы местного самоуправления Субъекты малого и среднего предпринимательства
Определение требований к инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства Уменьшение количества необоснованных обращений организаций, претендующих на оказание поддержки и не относящихся к инфраструктуре Исключение коррупционной составляющей в порядке принятия решений об оказании муниципальной поддержки, равный доступ к получению льгот организациям, которые соответствуют указанным требованиям
Определение сроков рассмотрения документов Установление четкого прозрачного порядка действий Возможно установление сокращенных сроков рассмотрения заявлений по сравнению с обычным порядком рассмотрения заявлений
Определение перечня документов, представляемых субъектами малого и среднего предпринимательства (п. 1 ч. 5 ст. 14) Сокращение количества ответов о необходимости предоставить недостающие документы, исключение коррупционной составляющей. Непредоставление обозначенных документов влечет за собой отказ в оказании муниципальной поддержки Сокращение времени прохождения документов от подачи заявления до вынесения по нему решения органом местного самоуправления, невозможность требования не указанных в перечне документов
Определение условий и порядка оказания поддержки (ч. 2 ст. 16) Возможность определить четкий, понятный порядок действий и условия, при которых оказывается поддержка, в качестве условий определить развитие приоритетных для муниципального образования сфер деятельности. Открытость процедур оказания поддержки. Невыполнение условий оказания поддержки влечет за собой отказ в ее предоставлении Исключение коррупционной составляющей в порядке принятия решений об оказании муниципальной поддержки, открытость процедур оказания поддержки, возможность планирования развития тех или иных направлений деятельности
Определение форм оказания поддержки Информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о том, на какие формы поддержки они могут рассчитывать Информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о том, на какие формы поддержки они могут рассчитывать
Определение приоритетных видов деятельности Определение направлений деятельности, которые будут иметь муниципальную поддержку на территории муниципального образования Возможность переориентации деятельности на поддерживаемые направления
Изучение официальных сайтов муниципальных образований и нормативных документов в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс» позволяет сделать вывод, что органы местного самоуправления далеко не в полной мере используют возможности, определенные в законодательстве. Так, программы развития малого и среднего предпринимательства в настоящее время приняты не во всех городах-миллионниках. Анализ имеющихся программ свидетельствует, что:
а) ни одна программа не отражает весь перечень вопросов, определенных федеральным законом в качестве обязательных;
б) наблюдается подмена понятий - вместо формулировки требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства,
как того требует ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 209-ФЗ, программы утверждают конкретный перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки в данном муниципальном образовании (в частности, программы, принятые в Челябинске, Новосибирске, Самаре);
в) не все программы определяют перечень документов, которые должен предоставить субъект малого и среднего предпринимательства, не все программы содержат условия оказания поддержки;
г) условиями предоставления поддержки обозначаются прежде всего стабильное финансовое состояние субъектов малого и среднего предпринимательства.
Безусловно, муниципалитеты должны защищать свои инвестиции, особенно в условиях мирового кризиса, однако приходится констатировать, что субъектам малого и среднего предпринимательства, имеющим финансовые затруднения, будет отказано в предоставлении муниципальной помощи.
Размещение принятых программ развития малого и среднего предпринимательства на официальных сайтах администраций городов является одной из мер информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В качестве положительного примера хотелось бы отметить, что на официальном сайте Омска размещена не только действующая Программа, но и проект долгосрочной целевой Программы развития малого и среднего предпринимательства Омска на 2009-2012 гг., планируемой к принятию.
Институциональная поддержка малого и среднего предпринимательства посредством отчуждения арендуемой государственной и муниципальной собственности. В качестве нового инструмента институциональной поддержки малого и среднего предпринимательства нами рассмотрены меры по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обобщенная информация о которых представлена в табл. 3. Данные о количестве объектов получены нами путем проведения телефонного опроса представителей Комитетов (Департаментов) по управлению городским имуществом. Данные по муниципальным актам, утверждающим Перечни имущества, свободного от прав третьих лиц уточнены в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс» (раздел «Региональное законодательство») и по официальным сайтам администраций городов.
Из табл. 3 видим, что все города-миллионники воспользовались предоставленным правом и до 1 января 2009 г. установили предельные значения площадей и сроки рассрочки. Минимальный срок рассрочки (1 год) установлен в Татарстане и Омской области, максимальный (6 лет) - в Волгоградской области. Минимальное предельное значение площади арендуемых помещений установлено в Омской области (300 м2), а максимальный размер (2 000 м2) применяется в Новосибирской и Свердловской областях. Учитывая, что постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2008 г. № 961 «О предельных значениях и сроке рассрочки оплаты находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, применяемых при реализации ими преимущественного права на приобретение такого имущества» установлены предельное значение площади - 1 000 м2 и предельный срок рассрочки - 3 года, можно сделать вывод, что некоторые субъекты установили более льготные условия для реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на выкуп арендованных площадей.
Таблица 3
Информация об отчуждении недвижимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства по городам-миллионникам
Город Количество объектов, которые подлежат отчуждению Критерии, определенные субъектом РФ Нормативно-правовой акт субъекта РФ, определяющий критерии Сведения о формировании перечня имущества свободного от прав третьих лиц
Площадь, м2 Срок предоставления рассрочки,лет
Волгоград 1500 1000 6 Закон Волгоградской области от 16 октября 2008 г. № 1739-ОД На 1 мая 2009 г. данных нет
Екатеринбург 778 2000 5 Закон Свердловской области от 4 февраля 2008 г. Перечень сформирован постановлением Главы Екатеринбурга от 4 марта 2009 г. № 521
Казань 55 1500 1 Закон Республики Татарстан от 3 октября 2008 г. № 79-ЗРТ На 1 мая 2009 г. данных нет
Нижний Новгород 1500 Предельными значениями не ограничивается 3 Закон Нижегородской области от 2 октября 2008 г. № 125-3 Перечень сформирован постановлением городской Думы Нижнего Новгорода от 25 июня 2008 г. № 115 (в перечне 2457 объектов)
Новосибирск 1298 2000 1,5 Закон Новосибирской области от 5 декабря 2008 г. №295-03 На 1 мая 2009 г. данных нет
Омск 165 300 1 Закон Омской области от 17 октября 2008 г. № 1076-03 То же
Пермь 430 1000 3 Закон Пермского края от 19 декабря 2008 г. № 375-ПК
Ростов-на- Дону 276 1500 5 Закон Ростовской области от 13 мая 2008 г. №20-ЗС Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 17 сентября 2008 г. №270 создана рабочая группа по формированию Перечня
Самара Нет данных 500 5 Закон Самарской области от 8 декабря 2008 г. № 136-ГД Распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 26 декабря 2008 г. № 1369 (100 объектов)
Уфа 136 1000 3 Закон Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 г. № 57-3 Постановление Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31 декабря 2008 г. №7858 (2 150 объектов)
Челябинск 540 2000 5 Закон Челябинской области от 30 сентября 2008 г. № 303-30 На 1 мая 2009 г. данных нет
Поскольку субъекты малого и среднего предпринимательства получили право обращаться в органы местного самоуправления с заявлением о выкупе арендованного имущества только с 1 января 2009 г., пока еще рано подводить даже итоги реализации ими своего права.
Институциональная поддержка малого и среднего предпринимательства посредством формирования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц. Под Перечнем муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) (далее Перечень), нами в исследовании понимается список муниципального имущества, сформированный, утвержденный и опубликованный органами местного самоуправления в порядке, обозначенном муниципальными правовыми актами.
Наличие сформированного Перечня позволяет получить ряд преимуществ как органам местного самоуправления, так и субъектам малого и среднего предпринимательства. Включив имущество в Перечень, органы местного самоуправления сохраняют в муниципальной собственности имущество, приносящее доход, имеют возможность спрогнозировать получение дохода от аренды на долгосрочный период (например, в Перечне Уфы - 2 150 объектов, Нижнего Новгорода - 2 450), не имеют права отчуждать его, т. е. включать в прогнозный план приватизации. Посредством Перечня субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность определить имущество, которое им может быть передано на торгах, проводимых с их участием (участие крупного предпринимательства исключается) либо в порядке муниципальной помощи без торгов; данное имущество передается им на долгосрочной основе; договором аренды данного имущества могут быть установлены льготные ставки арендной платы.
Перечень имущества должен быть официально опубликован и размещен на официальном сайте муниципального образования. По данным на 1 мая 2009 г. Перечни имущества сформированы в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Уфе. Планируется формирование Перечня в Ростове-на-Дону, Челябинске. Следует отметить, что все города, утвердившие такие Перечни, включили в них здания, строения, сооружения и нежилые помещения. Поэтому необходимо обратить внимание, что наименование Перечней не соответствует их содержанию (за исключением муниципального правового акта Екатеринбурга).
Институциональная поддержка малого и среднего предпринимательства посредством создания координационных или совещательных органов. Под координационными (совещательными) органами нами понимаются структуры, созданные в порядке, определенном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, с целью привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации политики муниципального образования в области развития малого и среднего предпринимательства.
Создание координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства не является обязанностью органов местного самоуправления. Такие органы, как правило, формируются для улучшения взаимодействия органов власти и субъектов предпринимательства, работающих на территории муниципального образования, выработки рекомендаций органам местного самоуправления по организации более эффективного микроклимата для развития предпринимательства, в качестве дополнительного гаранта соблюдения прав предпринимателей. Так, Федеральным законом № 159-ФЗ предусмотрено направление уведомлений координационным или совещательным органам в области развития малого и среднего предпринимательства при включении арендованного имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации муниципального имущества [1].
Как показал проведенный нами анализ, не все города-миллионники имеют координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства. Городской координационный Совет по развитию малого и среднего
предпринимательства в Перми был создан в 2000 г., однако в целях повышения эффективности работы администрации упразднен в 2004 г. В 2003 г. подобный Совет был создан в Новосибирске, в 2007 г. - в Казани и Самаре, в 2008 г. - в Челябинске и Омске. Не имеют координационных и совещательных органов Волгоград, Уфа, Нижний Новгород. Несмотря на необязательность создания таких органов, в законодательстве определен ряд требований, которые органы местного самоуправления должны выполнить в случае, если такие органы все таки будут созданы. В частности, решения о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства должны быть опубликованы не только в средствах массовой информации, но и размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети Интернет (ст. 13 Федерального закона № 209-ФЗ).
Между тем на официальных сайтах администраций Казани и Самары отсутствуют правовые акты о создании координационных (совещательных) органов (есть только реквизиты правовых актов), не размещены состав членов данных органов. На сайтах администраций Челябинска, Омска и Новосибирска также отсутствуют документы о координационных (совещательных) органах. Одной из целей создания координационных (совещательных) органов может быть проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства. К сожалению, приходится отметить не очень активную роль таких органов. В тех городах, где эти структуры имеются, деятельность их не освещена и не представляется возможным определить, проводится ими общественная экспертиза или нет. Официальные сайты администраций городов не содержат информации не только о проведении этими органами экспертизы, но и о том, сколько прошло заседаний, какие вопросы решались, какие рекомендации органам власти сделаны, приняты ли эти рекомендации.
В заключение отметим, что органами местного самоуправления, безусловно, предпринимаются большие усилия для осуществления мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, однако, к сожалению, эти меры не всегда эффективны. Старая мудрость гласит: «Дьявол прячется в мелочах». «Мелочи», отмеченные в данной статье, способны свести на «нет» все то, что так нелегко приходится создавать и реализовывать, особенно в условиях экономического кризиса.
Отмечая нелегкую роль органов местного самоуправления по созданию и реализации муниципальных правовых актов, следует обратить внимание и на определенное бездействие совещательных (координационных) органов, не осуществляющих общественную экспертизу муниципальных правовых актов в области развития малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время перед органами власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях поставлена задача достижения модернизационных изменений во всех сферах, в том числе экономической. Данный стратегический ориентир приобретает особую значимость в условиях мирового экономического кризиса, преодоление которого без качественных трансформаций, носящих модернизационный характер, не возможно. Локомотивом модернизации экономики (институциональной модернизации) является малое и среднее предпринимательство. Меры институциональной поддержки - действенный рычаг в руках структур, наделенных властью, в том числе на муниципальном уровне.
Источники
1. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации :
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (раздел «Федеральное законодательство»).
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (раздел «Федеральное законодательство»).
3. Об утверждении концепции поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Перми на 2000-2004 гг. : решение Пермской городской Думы от 20 июня 2000 г. № 74 // СПС «КонсультантПлюс» (раздел «Региональное законодательство»).
4. Алексеев В. В., Алексеева Е.В, Денисевич М. Н., Побережников И. В. Региональное развитие в контексте модернизации. Екатеринбург, 1997.
5. Анимица Е. Г., Силин Я. П., Тертышный А. Т. Основы местного самоуправления. 2-е изд. Екатеринбург, 2006.
6. Вебер М. Избр. произведения. М., 1991.
7. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М., 1998.
8. Иноземцев В. Л. Неизбежность монополюсной цивилизации // Мегатренды мирового развития / отв. ред. М. В. Ильин, В. Л. Иноземцев. М., 2001.
9. Кобилев А. Г., Кирнев А. Д., Рудой В. В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. Ростов н/Д, 2007.
10. Микрюков А. В. Реформирование экономической основы местного самоуправления крупного города (на примере бюджетов городов Уральского региона) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2008.
11. Российская модернизация: проблемы и перспективы : материалы круглого стола // Вопросы философии. 1993. № 7.
12. Система муниципального управления / под ред. В. Б. Зотова. 4-е изд. М., 2008.
13. Экономика муниципального сектора / под ред. А. В. Пикулькина. М., 2007.
14. Bell D. Coming of Post-Industrial Society. N. Y., 1976.
15. Levy M. J. Modernization and the Structure of Societies. Princeton, 1966.
16. Weber M. Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie. B. I. Konfuzianismus und Taoismus. Tübingen, 1923.