Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2018. № 1 (20)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
© А. А. Румянцева © Т. В. Белова
Румянцева А. А.
студент-магистр
Российский государственный
гуманитарный университет
(РГГУ)
(г. Москва)
e-mail: [email protected]
Белова Т. В.
(научный руководитель)
кандидат юридических наук, доцент
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) (г. Москва)
e-mail: [email protected]
В статье проволится анализ лействуюшей на се-голняшний лень системы поллержки прелприни-мательства со стороны госуларства и прелложения по ее оптимизации.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, малое прелпринимательство, срелнее прелпринима-тельство, фелеральные органы госуларственной власти, нелвижимое имушество, бизнес.
Деятельность, осуществляемая предпринимателем в сфере среднего и малого бизнеса, является основной деятельностью, которая обеспечивает уровень занятости трудового населения, а также увеличение валового продукта и, соответственно, благополучие финансового состояния общества.
Особый вид деятельности, который порождает новые тенденции и увеличивает благосостояние страны, при помощи определенных личных качеств, и называется предпринимательской деятельностью. При этом, именно малый и средний бизнес обладает теми функциями, которые в своем развитии приводят к финансовому улучшению экономики.
Предпринимательство почти всегда связано с рисками, этот вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльности дела, создает творческую активность в экономике. Воплощать в жизнь креативные механизмы и характеристики способно только среднее и малое предпринимательство. Как раз благодаря регулярному поиску новых и многообещающих решений, своей мобильности, средний и малый бизнес является наиболее прибыльным и благоприятным для общества делом.
Государственная политика на данный момент направлена на развитие среднего и малого предпринимательства. Из-за этого становится проще открытие собственного бизнеса, административных препятствий становится меньше. Все проблемы регистрации прав собственности, кроме права собственности на земельный участок, также уменьшаются. Система электронных торгов и контрольно-надзорная деятельность совершенствуется.
Однако, большинство россиян (68%) совсем не желают открывать свой бизнес, это нашло отражение в опросе Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на январь 2018 года. По данным этого опроса: 36% за снижение налогов или за введение налоговых каникул для только что открытого бизнеса, 12% за снижение властями ставок по кредитам, 10% высказываются за упрощение предоставления отчетной документации, 7% — оказать поддержку в виде субсидий и за независимый суд, а также 5% — за сокращение инспектирования и проверок. Среди опрошенных россиян 5% предлагают ввести уже со школьной скамьи дисциплину «Предпринимательство», новые образовательные программы и консультации для предпри-нимателей1.
Проблемы, которые замедляют рост среднего и малого предпринимательства, связаны с маленьким объемом рыночного спроса, вполне значимыми налоговыми отчислениями, финансированием и с поддержкой от правительства и государства, что до сих пор остаются без должного решения. По данным опроса о проблемах бизнеса 2017 года людей, деятельность которых направлена на систематическое изучение прибыли, с сайта «ГБУ Малый бизнес Москвы» наиболее значимыми для такого рода предпринимательства являются продвижение продукции и услуг (27,9% респондентов), сложности с вложением финансовых средств, достаточных для продвижения своей деятельности (27% респондентов) и аренда помещений (14,4% респондентов)2.
Отвечая на открытый вопрос о проблемах в продвижении своей продукции и услуг, предпринимателей прежде всего волновал вопрос о маркетинговых компаниях, удержании старых и поиске новых клиентов, расширении клиентской базы данных, развитии самого продукта и т. п. Сложности в финансировании были связаны: с поиском потенциальных инвесторов, достаточно низкой доступностью кредитов, микрозаймов, потребностью в субсидировании. А основными проблемами при аренде помещения предприниматели назвали завышенную стоимость, нестабильные отношения с арендодателем и сложности с поиском новых подходящих помещений.
Как сказано в федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», малому и среднему бизнесу может оказываться имущественная поддержка в виде передачи государственного или муниципального имущества в пользование или во владение, а также здания, оборудование и инструменты,
1 Риа Новости URL: https://ria.ru/economy/20180118/1512844211.html (дата обращения: 07.11.18).
2 ГБУ Малый бизнес Москвы. URL: http://www.mbm.ru/informatsiia/tsifry/ 164439/ (дата обращения: 07.11.18).
Учение о правовых принципах и критика позитивизма в работах «раннего» Р. Аворкина
нежилые помещения, земельные участки, транспорт и механизмы, как безвозмездно, так и наоборот, смотря на то, есть ли у них льготы или нет3.
Реализовывая это положение, 22 июля 2008 г. вступил в силу Федеральный закон № 159-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обеспечивающий имущественную поддержку субъектов малого и среднего бизнеса4.
Для урегулирования правоотношений, которые появляются в связи с изъятием из государственной или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемые субъектами малого и среднего бизнеса и был создан этот законодательный акт от 22.07.2008 № 159-ФЗ. В нем описаны условия, порядок приобретения преимущественного права на получение арендуемого имущества, нюансы отчуждения арендуемого имущества и исходя из этого определены последствия, которые последуют за несоблюдением требований к порядку совершения сделок.
Свидетельством тому, что реализация положений данного закона на разном уровне является правоприменительная практика.
У органов местного самоуправления нет желания продавать муниципальное имущество и это является одной из самых важных проблем. Обратите внимание, что действующее законодательство дает право органам государственной власти и органам местного самоуправления принимать решение о уместности приватизации этого имущества, которое находится в государственной собственности или муниципальной.
Порядок действий по обеспечению оценки объекта недвижимости, принятию решения о приватизации, и заключение договора купли-продажи объекта прописан в статьях четыре и девять Федерального закона № 159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако этими положениями совершенно не конкретизированы ответственные стороны за реализацию преимущественного права предпринимателей на выкуп недвижимости. Вследствие чего орган муниципального самоуправления вправе устанавливать порядок реализации данных норм по
1 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Парламентская газета. № 99-101, 09.08.2007.
2 Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Об особенностях
отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности
субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Парламентская газета. № 47-49, 31.07.2008.
своему усмотрению. Тем самым, заявление о выкупе арендуемого имущества поступает в Комитет по управлению имуществом, что отвечает его компетенции, договор на предоставление оценочных услуг заключает этот же самый комитет. Тем ни менее заявления субъекта малого предпринимательства рассматривают, а затем созданные главой администрации различные комиссии (межведомственная комиссия по экономическим вопросам, комиссия по предпринимательству и тому подобное) принимают решение о приватизации, а также городская дума. Другими словами, порядок рассмотрения заявления субъекта малого и среднего предпринимательства о выкупе арендуемого объекта занимает длительное время, что, исходя из ограниченного срока действия Федерального закона №159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по прошествии 30 дней со дня получения ими проекта договора купли-продажи), никак не может благоприятствовать государственной поддержке малого и среднего предпри-нимательства.
Целью местного самоуправления, как раз-таки, является создание благотворных условий для жизни людей, как видно из практики решений Конституционного Суда РФ и исходя из этого, муниципальная собственность должна обеспечивать интересы местного населения. Соответственно в муниципальной собственности должно находится лишь то имущество, которое нужно для разрешения муниципальных задач.
Но так же следует отметить, что завышение рыночной стоимости со стороны органов местного самоуправления выкупаемых помещений является неоправданной и мешает реализации Федерального закона № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .
Не так давно был принят нормативный акт от 28 декабря 2010 г. № 359-ФЗ ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. От 02.11.2013), где сказано, что недвижимость, приобретаемая субъектами малого и среднего предпринимательства в рамках закона №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», освобождается от налога на добавленную стоимость5.
5 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЭ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 02.11.2013) // Парламентская газета. № 1-2, 1420.01.2011.
Учение о правовых принципах и критика позитивизма в работах «раннего» Р. Аворкина
Следующий этап выявил проблемы, в которые входит: перевод в муниципальные и региональные перечни поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства выкупаемого имущества, неравномерная рассрочка платежей и доначисление налога на добавленную стоимость.
Предоставление права субъектам Российской Федерации решать какая будет максимальная площадь помещений, на которые распространяется право преимущественного выкупа, и является одной из норм закона № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая влияет на динамику приобретения помещений.
Из всего вышеупомянутого сами собой напрашиваются несколько поправок в законодательный акт № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: дать право выкупа помещений, включенных в региональные и муниципальные списки, снизив при этом площадь выкупаемых помещений предпринимателям, которые арендуют и дать указания субъектам РФ устанавливать площадь и сроки рассрочки хотя бы в том же размере, что определенно Правительством РФ.
На протяжении длительного времени отрицательное влияние на средний и малый бизнес оказывают бедность населения, а также сложившаяся экономико-политическая обстановка в стране, в то время как недостаток правового регулирования и низкая рентабельность бизнеса, инвестиционных рисков и состояния технической базы еще находится на низком уровне6.
Успех малого и среднего предпринимательства при этом зависит не только и не столько от создания благоприятной внутренней экономической среды, но также от правовой составляющей, призванной отвечать интересам большинства участников гражданского оборота в представленной сфере.
Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства принимают непрерывные усилия, однако существуют до сих пор серьезные проблемы, значительно тормозящие развитие данного сектора в целом.
Обстоятельства таковы, что действия, которые сдерживают развитие деятельности, осуществляемой предпринимателями, относятся к проблемам государственно-правового регулирования имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также арендных отношений данных субъектов с государственно-административным аппаратом.
6 Богачкова Л. Ю, Усачев А. А. Текст научной статьи по специальности «Регулирование развития малого и среднего бизнеса в России: проблемы и решения». URL: https:/ /cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-razvitiya-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii-problemy-i-resheniya (дата обращения: 07.11.18).
Опираясь на выше изложенном, мы можем говорить о том, что на данный момент наиболее главным вопросом, требующим дальнейшего законодательного усовершенствования, является имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Парламентская газета. № 99-101, 09.08.2007.
2. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Парламентская газета. № 47-49, 31.07.2008.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 02.11.2013) // Парламентская газета. № 1-2, 1420.01.2011.
4. Данилова И. В., Загуляев А. В. Проблемы законодательного регулирования имущественной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2011. № 3. С. 6—8.
5. Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 07.11.18).
6. Риа Новости. URL: https://ria.ru/economy/20180118/1512844211.html (дата обращения: 07.11.18).
7. ГБУ Малый бизнес Москвы. URL: http://www.mbm.ru/informatsiia/tsifry/ 164439/ (дата обращения: 07.11.18).
8. Российский деловой портал информационной поддержки предпринимательства. URL: http://allmedia.ru (дата обращения: 07.11.18).
9. Богачкова Л. Ю, Усачев А. А. Текст научной статьи по специальности «Регулирование развития малого и среднего бизнеса в России: проблемы и решения». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-razvitiya-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii-problemy-i-resheniya (дата обращения: 07.11.18).