Научная статья на тему 'Институциональная направленность формирования и развития культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности'

Институциональная направленность формирования и развития культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / СТЕПЕНЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА / ЭКСПЕРТИЗА НА ДОВЕРИЕ / THE BUSINESS PLAN / ENTERPRISE ACTIVITY / ACTIVIZATION OF ENTERPRISE ACTIVITY / CULTURE OF MANAGEMENT / PROCESS OF STRATEGIC PLANNING / DEGREE OF ENTERPRISE RISK / EXAMINATION FOR TRUST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ксенафонтов Николай Васильевич

Исследуются проблемы институциональной направленности формирования и развития культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности. Рассматривается бизнес-план как конечный результат бизнес-планирования, особую роль в котором играет обеспечение необходимого уровня доверительности отношений. Приводится комплексный подход к риску как ситуационно-характеристическому параметру экономической безопасности. Даётся оценка влияния Кодекса корпоративного поведения на отдачу мягких факторов предпринимательской деятельности. Особый акцент делается на конкурентной разведке, благодаря которой осуществляется соотношение «риск менеджмент», сущности трансакционных издержек, их дешифровке и способах снижения в процессе активизации предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of a problem of an institutional orientation of formation and development of culture of management is conducted in article transaction by costs of enterprise activity. The business plan as the business planning end result the Special role in which plays maintenance of necessary level trust relations is considered. The complex approach to risk as situationally to characteristic parameter of economic safety is led. The estimation of infl uence of the Code of corporate behavior on return of soft factors of enterprise activity is given. The special accent becomes on understanding of competitive investigation thanks to which the parity «risk management» is carried out. Essence transaction costs, their decoding and ways of decrease in the course of activization of enterprise activity.

Текст научной работы на тему «Институциональная направленность формирования и развития культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 36 (251). Экономика. Вып. 35. С. 31-38.

Н. В. Ксенафонтов

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исследуются проблемы институциональной направленности формирования и развития культуры управления трансакционными издержками предпринимательской деятельности. Рассматривается бизнес-план как конечный результат бизнес-планирования, особую роль в котором играет обеспечение необходимого уровня доверительности отношений. Приводится комплексный подход к риску как ситуационно-характеристическому параметру экономической безопасности. Даётся оценка влияния Кодекса корпоративного поведения на отдачу мягких факторов предпринимательской деятельности. Особый акцент делается на конкурентной разведке, благодаря которой осуществляется соотношение «риск — менеджмент», сущности трансакционных издержек, их дешифровке и способах снижения в процессе активизации предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: бизнес-план, предпринимательская деятельность, активизация предпринимательской деятельности, культура управления, процесс стратегического планирования, степень предпринимательского риска, экспертиза на доверие.

Предпринимательская деятельность начинается с оценки её потенциальных возможностей, которые материализуются в виде бизнес-плана. Бизнес-план как конечный результат бизнес-планирования представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо предпринимательского проекта фирмы. Авторы работы «Планирование, контроль и анализ деятельности фирмы» справедливо пишут: «стратегию развития фирмы можно представить в виде системы взаимосвязанных мероприятий на конкретный период с определённой экономической и финансовой оценкой каждого. В отечественной практике принято продвигать любое мероприятие разработкой документа, называемого бизнес-планом» [7]. Иначе бизнес-план можно назвать инвестиционным проектом, в котором все будущие операции по расходам всех ресурсов сопряжены с практическими действиями и ответственными за них лицами. По своему содержанию этот проект иллюстрирует намерение руководителей решать конкретные задачи.

Г. Е. Ершова выделяет следующие этапы бизнес-планирования: 1) определение контрольнокритических цифр для разработки бизнес-плана; 2) анализ возможностей предприятия по выполнению этих цифр; 3) рыночно-товарная стратегия предприятия; 4) технологическая стратегия; 5) финансово-инвестиционная стратегия; 6) принятие окончательного решения. Под предприятием в данном случае можно с полным основа-

нием понимать предпринимательскую деятельность [8].

Авторы работы «Предпринимательство в сельском хозяйстве» приводят следующий график разработки бизнес-плана:

1) принятие решения о создании нового дела или реализации нового коммерческого проекта в сельском хозяйстве; 2) анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта; 3) выбор и общая характеристика товара, производство которого будет являться целью проекта; 4) исследование возможностей рынка сбыта сельскохозяйственных товаров; 5) оценка конкурентов и других внешних факторов; 6) прогноз объёма продаж, общая характеристика предприятия; 7) разработка производственного плана; 8) разработка стратегии маркетинга; 9) разработка организационного плана; 10) разработка юридического плана; 11) оценка риска, обоснование мер по управлению риском; 12) разработка финансового плана; 13) разработка стратегии финансирования; 14) написание резюме по бизнес-плану [14].

Два приведённых подхода к бизнес-планированию не противоречат друг другу. Более того, они в некотором роде дополняют друг друга (в части связи со стратегическим планом фирмы и SWOТ-анализом предпринимательской деятельности). С целью более углублённого исследования в сфере бизнес-планирования нами предлагается следующая схема.

Особенностью данного подхода является наличие двух экспертиз проекта бизнес-плана.

После каждой из них принимается решение (положительное или отрицательное — «да» или «нет»). То же самое касается и восьмого пункта. В случае «нет» вся процедура может просто повториться полностью, что даёт ещё большую степень уверенности в правильности выбора (принятия решения о его практической реализации):

1) предварительное резюме бизнес-плана с выделением контрольно-критических цифр; 2) анализ возможностей и угроз по их выполнению (SWOТ-анализ); 3) основные стратегии бизнес-плана (рыночно-товарная, технологическая, финансово-инвестиционная); 4) экспертиза на соответствие стратегическому плану фирмы; 5) прогнозный выбор варианта бизнес-плана; 6) экспертиза на доверие (SWOТ-анализ бизнес-плана); 7) окончательный SWOТ-анализ с оценкой риска (обоснование мер по управлению риском); 8) окончательный выбор варианта бизнес-плана (написание резюме).

Экспертиза на соответствие стратегическому плану фирмы. Её ключевые участники — исполнительная дирекция агрофирмы:

— главный инженер;

— директор по производству;

— директор по логистике;

— директор по экономике и финансам;

— директор по экономической безопасности.

Экспертиза на доверие. Её основные участники:

— директор по экономической безопасности;

— правовое управление;

— директор по организационному культуро -строению;

— директор по управлению персоналом;

— директор по информационным технологиям.

Экспертиза на доверие, прежде всего, связана с механизмом образования дохода в процессе реализации бизнес-плана (или формулы успеха бизнес-проекта). В итоге её проведения многие предварительные расчёты могут быть в корне изменены [13].

Актуальность рассматриваемого вопроса связана с достижением и защитой конкурентных преимуществ компании. Некоторые авторы по этому поводу пишут следующее: «представляется, что осуществление организацией разведывательной деятельности в экономике, с одной стороны, может являться одним из её конкурентных преимуществ инновационного характера, а с другой — способствовать защите уже имею-

щихся у данной организации конкурентных преимуществ. Конкурентная разведка сегодня:

— широко используется для прогнозирования и анализа сценариев, помогая тем самым быть во всеоружии для конкурентных баталий, которые уже начались или вот-вот начнутся на соответствующем рынке;

— помогает изучать рост и возможности рынка; способствует информированности работников компаний, что со временем окупается;

— позволяет предугадывать тенденции рынка и разрабатывать стратегии противодействия;

— указывает на слабые места компании, позволяя тем самым оценить силу её конкурентов;

— помогает прогнозировать будущее и своевременно приспосабливаться к изменяющимся условиям;

— выполняет стратегическую, а не тактическую функцию;

— предоставляет своей компании необходимые ресурсы и средства, требуемые для обладания стойкостью и гибкостью в борьбе за конкурентные преимущества и их удержание» [15].

Интерес в плане отмеченного представляет и работа А. Ляско [11]. По мнению автора, чтобы создать отношения доверия в процессе обмена, компании должны выработать общие нормы, культуру и когнитивные рамки, взаимно адаптировать рутины и области своей компетенции, а также поддерживать хрупкий баланс интересов каждой из сторон. Это, в свою очередь, снижает величину трансакционных издержек предпринимательской деятельности.

Особую роль в обеспечении необходимого уровня доверительности отношений играет конкурентная разведка. Затраты на неё составляют в среднем 1,5 % оборота транснациональных корпораций. А. Ляско отмечает, что уже и малый бизнес осознаёт преимущества получения правильного представления о рыночной позиции и вероятных действиях конкурентов с учётом их возможностей и намерений. Видимо, не случайно, вступая в повторяющиеся взаимодействия, предпринимательские структуры стремятся выработать отношения доверия, основанные на взаимном наблюдении, контроле и применении санкций за нарушение ранее установленных поведенческих норм [11].

Речь можно вести о ценности конкурентной разведки, особенно если она в рамках компании не обслуживающая, а активная система. Её роль (и ценность) значительно возрастает в ус-

ловиях недобросовестной конкуренции и активизации «промышленного шпионажа» у нас в стране. Поэтому конкурентная разведка должна быть настолько активной, насколько это возможно [2; 5].

Цель конкурентной разведки состоит в активизации предпринимательской деятельности (рост её эффективности и надёжности). Достигается это путём сбора и анализа информации о ресурсах, уязвимых точках и угрозах экономической безопасности.

О. А. Грунин и С. О. Грунин появление зоны риска и угроз относят к деструктивным факторам, оказывающим влияние на экономическую безопасность предпринимательской деятельности, осуществляемой компанией [5]. Ими же называются следующие угрозы, классифицированные:

— по природе возникновения (политические, криминальные, конкурентные, контрагентные);

— вероятности реализации (реальные, потенциальные);

— отношению к человеческой деятельности (объективные, субъективные);

— объекту посягательства (информации, финансам, персоналу, деловой репутации);

— возможности прогнозирования (прогнозируемые, непрогнозируемые);

— величине ожидаемого ущерба (катастрофические, значительные, вызывающие трудности);

— последствиям (всеобщие, локальные).

В табл. 1 с позиций комплексного подхода дана оценка риска, сопровождающего любую предпринимательскую деятельность. Он вызван неопределённостью последствий данного вида деятельности, не исключающей дополнительные расходы в оценках экономической безопасности. В переводе с латинского «риск» имеет смысл в равной степени случайного как благоприятно -го, так и неблагоприятного события. В случае его совершения возможно три экономических результата: отрицательный, нулевой и положительный. Важную роль в достижении последнего играет конкурентная разведка. Некоторые авторы по этому поводу писали, что обращение к риску как характеристике — ориентиру выбора решений определилось двумя базисными принципами современности: заботой о безопасности в широком понимании (экономической, технической, экологической, политической) и обеспечением стимулов получения выгод (доход, выигрыш, благополучие). Это обосновывается

Таблица 1

Комплексный подход к риску как ситуационно-характеристическому параметру экономической безопасности

Параметр Содержание

1. Понятие риска 1. Ситуационная характеристика предпринимательской деятельности, предполагающей возможные отклонения от цели (ожидаемых результатов) в процессе реализации решения с желательными последствиями. 2. Осознанная (возможная) опасность, связанная с появлением чувства страха у экономической личности. 3. Действие наудачу, в надежде на счастливый исход. 4. Характеристика ситуации, определяемая неизбежностью принятия решений и предполагающая использование процедурного анализа с целью минимизации потенциальных потерь и повышения выгоды. 5. Численная мера опасности, предполагающая наличие инструментария пользования измерительными параметрами оцениваемых явлений. 6. Варьирование сочетаниями вероятности наступления события и размеров убытка при его возможных исходах. 7. Отклонение фактически установленных результатов от типичного (базового или альтернативного) значения, оцениваемого в благоприятную или убыточную сторону. 8. Математическое осознание последствий принимаемых в бизнесе решений (потерь, ущерба, дохода). 9. Характеристика — ориентир выбора управленческого решения в бизнесе

2. Принципиальные характеристики риска Представляют собой инструментарий соизмерения сегодняшних затрат с выгодами безопасности и благополучия в обозримом или отдалённом будущем

3. Анализ риска Область знаний, оперирующая вероятностными количественными оценками и логически интерпретирующая возможные практические постулаты

Окончание табл. 1

Параметр Содержание

4. Виды риска 1. Мотивированный, рассчитанный на ситуативное преимущество в предпринимательской деятельности, и немотивированный (импульсивный). 2. Оправданный и неоправданный риски (их величина определяется исходя из соотношения наступления положительных или негативных последствий при реализации какого-либо действия). 3. В зависимости от основной причины возникновения опасности (угрозы) различают производственные, хозяйственные, природно-естественные, социальные, коммерческие риски. Последние подразделяются на имущественные, торговые, финансовые. 4. Предпринимательский риск, который характеризуется сочетанием возможности достижения как неблагоприятных, так и особо благоприятных отклонений от предполагаемых результатов. Его основные функции: создание предпринимательского дохода, инновационная, защитная, аналитическая, регулирующая, функция реализации и развития способностей экономической личности

5. Риск-менеджмент Система управления риском и финансовыми отношениями, вариантами в бизнеса. Её основу составляет: целенаправленный поиск и организация работ по снижению уровня (степени) риска, искусство получения и увеличения дохода в неопределённой хозяйственной ситуации; совокупность приёмов и действий, отвечающих условиям экономической безопасности предпринимательской деятельности

6. Риск-анализ Выявление потенциальной опасности, установления повторяемости события и его причин, оценка подверженности риску, обобщённая характеристика желательных и нежелательных последствий, конкретизация предложений для принятия решений. Риск-анализ — основа конкурентной разведки, имеющей свои специфические методы аналитической деятельности

A. В. Колосовым [9], Е. А. Олейниковым [12],

B. В. Шлыковым [16].

Выбор инструмента оценок и путей деятельности в ситуации риска связан с психологией экономической личности, материальным положением и философией жизни, определяющей отношение к риску и реализацию функций экономической безопасности предпринимательской деятельности. Реализация функции экономической безопасности предпринимательской деятельности непосредственно связана с конкурентной разведкой, посредством которой оценивается доверительность рыночных отношений.

Специалисты в сфере «риска — менеджмента» различают неопределённые рисковые ситуации, при которых исход зависит от случая и ситуации навыка, где их результат связан со способностями и профессионализмом работников службы конкурентной разведки.

Конкурентную разведку Н. Алпатова называет инструментом стратегического менеджмента [1]. По её мнению, в нашей стране более половины конкурентных преимуществ невозможно идентифицировать как безусловное преимущество, потому что в открытом доступе отсутствует достоверная информация о конкурентах.

О главных задачах конкурентной разведки пишет А. И. Доронин [6]. Они, по мнению автора, видятся в обеспечении руководства достоверной, объективной и полной информацией о намерениях партнёров, смежников, клиентов и контрагентов, о сильных и слабых сторонах конкурентов; в сборе данных, позволяющих оказывать влияние на позицию оппонентов в ходе деловых переговоров; в оповещении о возможном возникновении кризисных ситуаций; в мониторинге и контроле хода реализации заключённых договоров и достигнутых ранее договорённостей.

Разнообразны методы конкурентной разведки, благодаря которым осуществляется соотношение «риск — менеджмент». Задачи последнего связаны как с обеспечением безопасной предпринимательской деятельности, так и получением наибольшей прибыли при оптимальном и приемлемом соотношении «риск — доходность» и «риск — прибыль». Всё это в совокупности и определяет понятие достижения делового успеха в близкой или отдалённой перспективе.

Кроме соотношения «риск — менеджмент» следует различать «риск — анализ», осуществляемый службой конкурентной разведки.

В совокупности речь идёт о «системе анализа и управления предпринимательским риском», включающей в себя 8 блок-задач (табл. 2).

Особое внимание конкурентная разведка обращает на девиантное поведение хозяйствующих субъектов (их представителей — лидеров). «Это такое поведение объекта, которое отклоняется не только от общепринятых норм ведения бизнеса, но и слабо соответствует понятию разумности. Следовательно, разведка объекта в качестве девианта представляет собой весьма ответственную часть оперативной разработки персонала» [4]. В этой же работе авторы затрагивают вопросы «манизации» экономической личности, «лай-диагностики» и «фактора фирменных ожиданий», что имеет непосредственное отношение к обеспечению доверительности рыночных отношений.

Корпоративное поведение (КП) концентрирует в себе разнообразные действия, связанные с управлением предпринимательской деятельностью, осуществляемой акционерными предприятиями. Оно позитивно влияет на экономические показатели и способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста.

Практика корпоративного поведения должна обеспечивать акционерам реальную возможность осуществлять свои права по реализации предпринимательской деятельности. Важным принципом КП являются равные отношения к акционерам, владеющим равным числом акций одного типа (категории). Иначе говоря, речь идёт об эффективном контроле над финансово-хозяйственной деятельностью акционерного предпри-

ятия с целью защиты прав и законных интересов акционеров, а также других заинтересованных групп — персонала, кредиторов, партнёров, местных сообществ и др. (на Западе их принято называть stakeholders).

Принципы корпоративного поведения касаются совета директоров, призванного осуществлять стратегическое управление предпринимательской деятельностью, и исполнительного органа акционерного предприятия (общества), задачами которого является эффективное руководство текущей деятельностью. Оба эти органа корпоративного управления должны своевременно представлять своим акционерам полную и достоверную информацию о своей деятельности.

В российском законодательстве уже нашло отражение большинство общепризнанных принципов КП. Однако надлежащее корпоративное поведение не может быть обеспечено только нормами законодательства. Речь, кроме того, должна идти об этических нормах поведения, которые также важны в аспекте конструктивного предпринимательства, определяемого доверительностью отношений между всеми участниками КП.

В этом плане интерес представляет Кодекс корпоративного поведения, созданный руководством ФКЦБ России. В принципе он явился реакцией мировых инвесторов и внутренних заёмщиков на результаты рыночных реформ. Вот почему он «представляет собой убедительное свидетельство приверженности... следовать улучшению корпоративного управления как критически важному компоненту на пути успе-

Таблица 2

Блок-задачи системы анализа и управления предпринимательской деятельностью [9; 12; 16]

Группа задач Блок-задачи

I. Аналитико-управленческая 1. Прогнозирование рисковой ситуации. 2. Оценка риска. 3. Определение допустимых пределов риска. 4. Выявление методов управления рисками. 5. Выбор наиболее предпочтительного варианта действий по управлению риском и недопущению скатывания за критический предел в рисковой ситуации

II. Исполнительная 6. Практические действия по реализации принятого решения. 7. Контроль за выполнением принятого решения и возможностью непредсказуемых рисковых ситуаций

III. Координационная 8. Принятие мер в случае необходимости по корректировке принятых решений или по предотвращению негативных последствий по внезапно возникающим рискам

ха рыночных реформ и увеличения притока капитала» [6].

Подобные Кодексы КП есть во многих странах или отдельных международных корпорациях. Примером здесь могут служить принципы корпоративного управления, представленные ОЭСР (См. интернет-сайт Российского института директоров, www.rid.ru). Сотрудники этой организации справедливо утверждают, что динамика и направления инвестиционных потоков в гораздо большей степени определяются интенсивностью и характером международной конкуренции в этой сфере, чем внутренней динамикой экономического развития, национальными правилами и традициями. По их мнению, приверженность эффективным принципам корпоративного управления будет способствовать упрочению доверия внутренних инвесторов, привлечению более дешёвых и стабильных источников финансирования.

Содержание рекомендаций может различаться. «Так, одни кодексы рекомендуют, чтобы документы компании содержали детальное описание критериев определения независимости тех директоров, которые не связаны с менеджментом и представляют интересы акционеров в целом. В других же аналогичных документах такая формальная фиксация представляется излишней. Одни кодексы рекомендуют чёткую формализацию процентного распределения мест в совете между исполнительными и независимыми директорами, в других же решение этого вопроса оставляется на усмотрение самой компании, хотя настоятельно подчёркивается необходимость наличия в совете такого числа независимых директоров, которые могли бы оказывать реальное влияние на принятие решений» [10].

Кодекс — свод правил «образцового корпоративного управления / поведения» [17]. В Англии компании, чьи акции прошли листинг на Лондонской фондовой бирже, обязаны следовать обобщённому кодексу, а в Канаде — Кодексу Деи (Dey Report), если акции прошли листинг на Торонтской фондовой бирже. Можно привести и другие примеры, свидетельствующие о важности вопросов корпоративного поведения (КП) в деле повышения отдачи от «мягких» факторов предпринимательской деятельности. И, прежде всего, это касается доверительности рыночных отношений, информационной прозрачности деятельности акционерных предприятий.

Принятый в 2002 г. в США Закон Сорбейнса— Оксли требует, чтобы в компаниях, акции которых котируются на биржах, в составе комитета по аудиту обязательно присутствовал финансовый эксперт. Он должен обладать знаниями бухгалтерской и финансовой отчётности, умением применять эти знания для оценки, увеличения и накопления капитала, опытом в сфере аудита финансовых отчётов сопоставимых эмитентов и пониманием функций аудиторского комитета. Всё это стало особенно важным после корпоративных скандалов, в результате которых американские институциональные инвесторы стали настойчиво подталкивать американские компании к соблюдению принципов корпоративного поведения, принятых «Дженерал Моторз».

«Получая информацию по этим и другим существенным аспектам функционирования системы корпоративного управления в той или иной компании и сравнивая их с рекомендованными Кодексом образцами передовой практики, инвестор сможет принять обоснованное решение — доверять свои средства этой компании или нет» [10]. Говоря иначе, акционеры будут осознанно принимать риски. Будет также «проведена чёткая грань между акционерами, которые понесли убытки вследствие нарушения их прав, и теми акционерами, которые понесли убытки вследствие того, что компании, в которые они вложили свои средства, действовали неэффективно, не выдержали конкуренции из-за добросовестных, но неудачных решений менеджмента их компаний или действия обычных рисков, присущих любому бизнесу».

На рисунке схематично показана оценка влияния кодекса корпоративного поведения на отдачу мягких факторов предпринимательской деятельности. Рост такой отдачи обеспечивается прежде всего именно Кодексом КП. Это выявил опрос, проведённый Российским институтом директоров и Ассоциацией менеджеров при поддержке Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг [3]. По мнению 69,5 % опрошенных важность Кодекса КП определяется тем, что он представляет собой описание стандартов и этических норм корпоративного управления. Благодаря его наличию акционерные предприятия могут самостоятельно разрабатывать собственные внутренние документы, касающиеся их практики корпоративного управления.

Оценка влияния Кодекса корпоративного поведения на отдачу «мягких» факторов предпринимательской деятельности

На основе опроса респондентов (представителей делового сообщества) можно сделать вывод о приоритетных рекомендациях Кодекса КП. Они касаются (в порядке значимости) рекомендаций в отношении: деятельности исполнительного органа, совета директоров, подготовки и проведения общего собрания акционеров; существенных корпоративных действий; дивидендов; урегулирования корпоративных конфликтов; контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерного предприятия; раскрытия информации о компании; деятельности корпоративного секретаря.

В итоге благодаря Кодексу КП обеспечивается высокий уровень деловой этики в отношениях участников рынка. Это снижает трансакционные издержки предпринимательской деятельности и обеспечивает привлекательность для потенциальных инвесторов, тем самым способствуя созданию более высокой конкурентоспособности акционерного предприятия.

Список литературы

1. Алпатова, Н. Экономическая разведка как инструмент стратегического маркетинга // Упр. компанией. 2001. № 6.

2. Акишин, А. О. Продовольственная безопасность России: состояние перспективы // Аграр. наука. 2000. № 1. С. 2-3.

3. Беликов, И. В. Готовность российских компаний к внедрению рекомендаций Кодекса корпоративного поведения / И. В. Беликов, С. Е. Ли-товченко // Кодекс корпоративного поведения. Корпоративное поведение в России / под общ. ред. И. В. Костикова. М. : Экономика, 2003. С. 209-230.

4. Буданова, М. А. Предприниматели современной России как субъект социального партнёрства / М. А. Буданова, М. М. Халушанев // Народонаселение. 2001. № 3. С. 66-73.

5. Грунин, О. А. Экономическая безопасность организации предпринимательства / О. А. Грунин, С. О. Грунин. СПб. : Питер, 2002. 160 с.

6. Доронин, А. И. Бизнес-разведка. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Ось-89, 2003.

7. Дубровский, В. Ж. Планирование, контроль и анализ деятельности фирмы / В. Ж. Дубровский,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B. В. Кокшарова, Б. И. Чайкин, Г А. Ярин. Екатеринбург : УрГЭУ, 2006. 370 с.

8. Ершова, Г. Е. Вуз-рынок : учеб. пособие. Екатеринбург : ЧГТУ, 1998. 90 с.

9. Колосов, А. В. Экономическая безопасность. М. : Финстатинформ, 1999. 203 с.

10. Костиков, И. В. Российский Кодекс корпоративного поведения: инструмент для практической деятельности // Кодекс корпоративного поведения. Корпоративное поведение в России / под общ. ред. И. В. Костикова. М. : Экономика, 2003.

C. 7-72.

11. Ляско, А. Доверие и трансакционные издержки // Вопр. экономики. 2003. № 1.

12. Основы экономической безопасности / под ред. Е. А. Олейникова. М. : Бизнес-шк., 1997. 211 с.

13. Попов, А. Н. Фирма: экономика и безопасность деятельности / А. Н. Попов, Т. И. Бухтияро-ва, С. М. Золотухин. Екатеринбург : УрГЭУ, 2005. 110 с.

14. Предпринимательство в сельском хозяйстве. Правовые и экономические вопросы / под ред. С. И. Градова, В. А. Удалова. М. : ДеКа, 1998. 344 с.

15. Федцов, В. Г. Предпринимательский прорыв экономики России в XXI веке. М. : Приор, 1999. 48 с.

16. Шлыков, В. В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия. М. : 1995. 96 с.

17. London Stock Exchange, The Combined Code: Principles of Good Governance and Code of Best Practise (June 1998) [Электронный ресурс]. URL: www.ecgn.org

18. Perkins Roswell. The FCSM Corporate Governance Code for Russian Companies. 2002. May.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.