УДК 338.436.33:[330.322:332.1] ББК 65.9(2)32-5 И-24
Иващишина Марина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансы и кредит ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», т.: (8772)521155;
Мугу Наталья Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики, т.: (8772)570320.
ОПТИМИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК
(рецензирована)
Дан анализ и выявлены проблемы инфраструктуры инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе Республики Адыгея, а также перспективы ее развития в современных условиях хозяйствования.
Ключевые слова: инвестиционная инфраструктура, оптимизация инвестиционной
деятельности, экономические отношения, ресурсы, депозиты, кредиты, потребительский кооператив, паевой фонд, ассоциация кооперативов, аудиторский союз, народный кредит, страхование, фондовый рынок, ускоренная амортизация.
Ivaschishina Marina Vladimirovna, Candidate of Economics, associate professor of the Department of Finance and Credit of FSBEIHPE “MSTU”, tel.: (8772) 521155;
Mugu Natalya Yurievna, Candidate of Economics, associate professor of the Department of Economic Theory and World Economy, tel.: (8772) 570 320.
OPTIMIZATION OF INVESTMENT ACTIVITY INFRASTRUCTURE IN REGIONAL AIC
(Reviewed)
The problems of infrastructure of investment activity in the agricultural sector of the Republic of Adyghea and the prospects for its development in the contemporary economy have been identified and analyzed.
Keywords: investment infrastructure, investment optimizing, economic relations, resources, deposits, loans, consumer cooperative, mutual fund, association of cooperatives, audit union, national credit, insurance, stock market, accelerated depreciation.
Успешная реализация региональных программ повышения инвестиционной привлекательности во многом определяется наличием и функционированием сбалансированной системы управления инвестиционным процессом, в которой оценка эффективности может приводить к корректировке цели, политики, стратегии и структуры инвестирования. В то же время создание полноценной, эффективно функционирующей инвестиционной инфраструктуры, является одной из наиболее сложных и одновременно ключевых проблем, от решения которой зависит успешная реализация как отдельного взятого инвестиционного проекта, так и его привлекательность со стороны государства или региона в целом.
Инфраструктура - это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих или обеспечивающих основу решения поставленных проблем. Мировой опыт и отечественная практика подтверждают, что развитая инвестиционная инфраструктура не только облегчает взаимодействия между участниками инвестиционной деятельности, но и делает ее принципиально возможной. В противном случае инвестиционное движение капитала, будь то прямое или портфельное, не только затруднительно, но и опасно для участников этого процесса.
Международная практика показывает, что инвестиционная инфраструктура должна включать такие элементы, как:
- инвестиционные и пенсионные фонды;
- развитую банковскую систему, включая специализированные инвестиционные банки;
- национальные инвестиционные агентства, призванные продвигать инвестиционные проекты для прямого иностранного инвестирования;
- инвестиционные компании;
- клубы инвесторов;
- агентства финансовой информации;
- страховые компании;
- рейтинговые агентства;
- специализированных консультантов по финансовому планированию, аудиту,
инвестициям и т.п.;
- управляющие компании.
И ряд других элементов инвестиционной инфраструктуры, способных активизировать инвестиционную деятельность на региональном уровне.
Помимо этого, эффективная инвестиционная деятельность требует наличия особых механизмов, связанных с процедурой формирования информационных баз проектов, прошедших экспертную оценку, а так же специальных институтов повышения инвестиционной привлекательности проектов. К сожалению, действующий механизм привлечения инвестиций в российских регионах на сегодня не позволяет комплексно и оперативно решать вопросы инвестиционного развития и, как следствие этого в достаточной мере оптимизировать инвестиционную деятельность на региональном уровне.
Переход России на рыночные отношения показывает, что банковская система является основным элементом внедрения новых методов и норм экономических отношений. Она способна в период становления инфраструктуры брать на себя и эффективно выполнять ряд функций участников инвестиционной деятельности.
Невозможно обойти вниманием тот факт, что именно банки обладают значительными ресурсами, привлеченными ими у физических и юридических лиц (табл. 1).
Таблица 1 - Объем депозитов и вкладов юридических и физических лиц в рублях и иностранной валюте, привлеченных кредитными организациями на территории Республики Адыгея с 2007-2011 гг., млн. руб.
Год Всего Юридические лица Физические лица
всего руб. ин. вал. всего РУб. ин. вал.
2007 4196,9 61,6 61,6 - 4135,3 3918,2 217,1
2008 103,8 103,8 103,4 0,4 4746,9 4412,5 334,4
2009 6251,3 330,9 323,4 6,5 5920,4 5503,9 416,5
2010 8608,5 449,1 449,1 - 8159,4 7773,2 386,2
2011 10755,1 610,2 610,2 - 10144,9 9741,2 403,7
Объем депозитов и вкладов (в рублях и иностранной валюте) привлеченных на территории Республики Адыгея вырос с 2007 г. по 2011 г. в 2,6 раза, и составил 29,9 млрд. руб.
Наряду с ростом ресурсной базы наблюдается рост кредитных вложений банков в реальный сектор экономики Адыгеи (табл. 2).
Таблица 2 - Объем выданных кредитов кредитными организациями на территории Республики Адыгея с 2007 по 2011 гг., млн. руб.
Наименование показателя 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
в рублях
Юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям 3246,7 5592,3 7946,8 10014,3 11786,8
в том числе: сельское хозяйство 1780,4 2085,7 4700,0 7271,9 9403,5
физическим лицам 3207,2 4149,9 3687,1 4090,6 5733,3
всего 8234,3 11827,9 16333,9 21376,8 26923,6
В иностранной валюте
Юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям 3,1 31,0 24,0 72,2 48,3
в том числе: сельское хозяйство - - - - -
физическим лицам 18,6 7315,0 65,6 69,5 59,0
всего 21,7 7346,0 89,6 141,7 107,3
Впечатляет рост предоставленных банками ресурсов агропромышленным предприятиям. За 2007-2011 гг. объем кредитной задолженности увеличился на 18,7 млн. руб. или в 3,3 раза. Таким образом, можно прийти к выводу, что банковский сектор Республики Адыгея играет ключевую роль в формировании инвестиционной инфраструктуры. Однако, деятельность функционирующих на инвестиционном рынке финансовых посредников не всегда отвечает интересам представителей малых форм хозяйствования. Коммерческие банки в большинстве своем нацелены на кредитование крупных клиентов, поэтому средним и мелким предприятиям, а тем более индивидуальным предпринимателям сложно привлечь финансовые ресурсы. Исходя из этого, во многих странах мира, в том числе и России, существует развитая небанковская инфраструктура финансовых посредников в лице фондов взаимного кредитования, ссудосберегательных товариществ, потребительских кредитных кооперативов, нацеленных на оказание
* По данным Центрального банка РФ. По данным Центрального банка РФ.
услуг своим пайщикам на возвратной основе. На сегодня в России действует более 500 кре-дитных потребительских кооперативов и их союзов. Они функционируют в 60 субъектах РФ, охватывающие около 62 тыс. пайщиков [9]. В основном это крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подворья граждан, малые сельскохозяйственные предприятия, объем кредитной помощи, которых составил в 2011 году 989 млн. руб., что в 1,1 раза превысил уровень 2007 года. Следует заметить, что наиболее активно паевой фонд формируется в кредитных кооперативах, работающих с фондом развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК), позволяющий кредитным кооперативам получать средства из Фонда в среднем свыше 300 млн. руб. в год [9].
Более того, позитивное влияние на развитие кредитных кооперативов оказывает созданная в 33 субъектах РФ трехуровневая система кредитной потребительской кооперации, в том числе и в Республике Адыгея, функционирование которой позволило в небольших населенных пунктах создать сеть подразделений кооперативов с единым районным центром управления: бухгалтерским учетом, информационной и методической базой; объединить производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции; увеличить число пайщиков из числа владельцев приусадебных участков (частных подворий), в т.ч. пенсионеров, учителей, медработников и других категорий сельского населения (табл. 3).
Таблица 3 - Трехуровневая система кредитной потребительской кооперации Республики Адыгея [2]
Уровни Кооперативные организации
Первый Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы локального уровня
Второй Региональные кредитные кооперативы, ассоциации кооперативов, аудиторские союзы и учебные центры
Третий Финансовый центр региональных ассоциаций сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов «Народный Кредит» России
Данная система носит открытый характер, а ее базовыми элементами являются сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы первого уровня, создающиеся и действующие на ограниченной территории, функционирующие непосредственно под демократическим контролем со стороны членов кооператива, сохраняя при этом свою самостоятельность и автономию.
Возникающие проблемы, как в целом кооператива, так и отдельных его членов решаются на региональном уровне, т.е. низовые сельские кредитные кооперативы первого уровня выходят со своими проблемами и предложениями на второй уровень, сформированный кредитными кооперативами на добровольной основе путем создания кооперативных структур типа регионального кредитного кооператива, ассоциации кооперативов, аудиторского союза и учебного центра.
Третий уровень формируется региональными кредитными кооперативами страны, центром которых является Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК) и Союз сельских кредитных кооперативов (ССКК) объединенных в организацию «Народный кредит», функции которого заключаются в разработке методических рекомендаций, обучение и подготовка кадров, взаимодействие с различными организациями и зарубежными партнерами по привлечению финансовых ресурсов для поддержки кредитных кооперативов, разработка их стратегических направлений, координации деятельности кооперативов в выполнении Государственных программ по развитию сельского хозяйства России.
Результаты анализа деятельности трехуровневой системы СКПК Республики Адыгея показали, что за период ее функционирования в республике с 2001 г. наблюдается устойчивая положительная динамика объемов выдаваемых займов во всех сельскохозяйственных кредитных кооперативов. На сегодня в Адыгее функционирует 14 фермерских кредитных кооперативов, услугами которых пользуются и вступившие в них личные подсобные хозяйства. В 2011 г. кредитными кооперативами выдано крестьянским хозяйством около 148 млн. рублей кредитных ресурсов, что в полтора раза больше, чем за предыдущий период. В кооперативах объединили свои ресурсы около 600 пайщиков. Практически нет проблем с возвратом полученных кредитов.
Число членов сельских кредитных кооперативов за 2001-2012 гг. увеличилось с 300 до 600 человек, т.е. в 2 раза [9].
Таким образом, деятельность сельских кредитных потребительских кооперативов в Республике Адыгея успешно развивается и является одним из эффективных инструментом, обеспечивающих благоприятные условия для устойчивой системы ссудо-сберегательных услуг кооперативного характера, удовлетворяющий потребности не только субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве региона, но и населения в целом, желающего заниматься бизнесом.
700 -| 600 -500 -400 -300 -200 -100 -0
550
2001
2003
2006
2009
2012
Рис. 1. Динамика количества пайщиков сельской кредитной кооперации в Республике Адыгея
Инфраструктура инвестиционной деятельности в региональном АПК должна не только базироваться на использовании банковской системы и кредитных кооперативов, но и дополняться еще одним рычагом воздействия - страхованием, которое является важным источником инвестиционных ресурсов, и методом защиты имущественных интересов. Учитывая сложившееся положение в сфере страхования, а также отечественный и зарубежный опыт при решении этой проблемы, правомерно следует исходить из следующих соображений.
Страхование в сельскохозяйственном производстве вообще и в частности должно быть добровольным. Такой режим в большей мере соответствует рыночным отношениям и не ущемляет предпринимателей в использовании своих финансовых ресурсов, позволяет учесть особенности регионального развития. На сегодня страхование сельскохозяйственных культур, животных, спецтехники, недвижимого имущества и т.д. находится под контролем Министерства сельского хозяйства РФ. Хозяйством, заключившим договоры страхования, оказывается государственная поддержка в виде субсидии из средств федерального бюджета в размере 50% затрат на страхование от ставок, установленных правительством (табл. 4).
Таблица 4 - Ставки для расчета субсидий, представляемых из федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Республика Адыгея при страховании урожая сельскохозяйственных культур
Сельскохозяйственные культуры В процентах от страховой суммы
Озимые зерновые 4,56
Яровые зерновые и зернобобовые 5,70
Масленичные 7,21
Сахарная свекла 7,90
Рис 3,32
Соя 6,87
Определение размера страхового взноса при страховании урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой регулируется приказами Минсельхоза РФ и рассчитывается как произведение размера посевной площади, средней урожайности культуры за 5 лет, прогнозируемой рыночной цены, коэффициента и тарифа на определенную культуру.
Позитивный плюс страхования урожая с государственной поддержкой заключается в том, что оно позволяет хозяйству или сельхозпредприятию компенсировать потенциальные убытки, которые многократно превышают стоимость страхования.
Кроме того, наличие договора страхования побуждает сельхозпроизводителя вести хозяйство добросовестно, с полным соблюдением всего технологического процесса выращивания урожая, иначе хозяйство может лишиться права на страховые выплаты, так как экспертная комиссия страховщика контролирует поля страхования и фиксирует подобные случаи нарушений технологических процессов возделывания сельскохозяйственных культур.
Разумеется, есть и минусы. Один из них - система страхования с государственной поддержкой предполагает необходимость единовременного внесения полной страховой суммы одновременно с заключением договора, что, как правило, приходится на период весенних полевых работ и является для хозяйства достаточно проблематичным, так как средства субсидий переводятся страхователями лишь в конце календарного года, а сумму за договор страхования необходимо «выложить» в самую горячую пору.
Но это только в случае, если заключен договор страхования с государственной поддержкой.
* По данным Министерства сельского хозяйства РФ.
Есть множество других страховых программ, по которым хозяйства не получат субсидий, но смогут выбрать более выгодные для себя условия страхования. Эти программы (в отличие от субсидируемой) включают в себя страхование кормовых, бахчевых, овощных культур, картофеля, садов, виноградников, ягодников и сельскохозяйственных животных. При этом может быть застрахованы имущество, жизнь и здоровье сотрудников, причем позволяет страхователю производить страхование со значительными скидками. Данный вид деятельности представляет особую отрасль финансовой системы, функции которой направлены на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц путем создания страховых фондов, используемых для покрытия ущерба страхователя при наступлении непредвиденных природных технических и иных явлений, и основной задачей которой является оказание позитивного влияния на укрепление финансов государства, освобождение бюджетов всех уровней от возмещения убытков. Страхование, аккумулируя денежные средства, является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Однако, как показали проведенные нами исследования, в работе страховых компаний имеется еще много недостатков и неиспользованных резервов. По итогам 2011 года только 30% предприятий Республики Адыгея имеют страховые отношения, доля страхования в региональном валовом продукте составляет всего 0,6%. В России этот показатель равен 2,8%, а в развитых странах он достигает 9%. Лишь 12% жителей Адыгеи имеют страховые полисы.
Главной причиной низкого охвата страховыми услугами предприятий и населения Адыгеи является низкая страховая культура, высокая стоимость некоторых видов страхования и недоверие к страховым компаниям со стороны населения. Большинство людей не воспринимают страхование как финансовый институт, позволяющий за небольшую плату максимально защитить свои имущественные интересы. Более того, у многих страховщиков, осуществляющих деятельность на территории Республики Адыгея не сбалансирован страховой портфель, что является серьезной угрозой для их финансовой устойчивости. Зачастую, на практике у страховых компаний нет финансовых возможностей покрытия крупных убытков и финансовых ресурсов для развития своей собственной инфраструктуры.
Не лучше функционирует региональный финансовый рынок, обеспечивающий межотраслевой перелив капитала и в особенности фондовый рынок, как составная его часть. Именно фондовый рынок, по нашему мнению, должен быть тем элементом инвестиционной инфраструктуры, механизм которого позволяет привлечь достаточное количество ресурсов путем трансформации свободных средств граждан в финансовые активы. Однако, такой способ размещения свободных средств по-прежнему остается трудно доступным для большинства населения Адыгеи, поскольку требуются значительные затраты времени и денежных средств, умение прогнозировать рост или падение спроса на ценные бумаги. Следовательно, важным инструментом инвестирования становится рынок коллективных инвестиций. По мнению экспертов РО ФСФР России и этот инструмент на сегодня остается по-прежнему нерешенной проблемой. Хотя одним из направлений стимулирования населения к использованию инструментов коллективного инвестирования, безусловно, является обеспечение информационной прозрачности рынка коллективных инвестиций.
На наш взгляд, характеризуя региональную инвестиционную инфраструктуру, следует обратить внимание на формы амортизационных отчислений. Повышение амортизационных отчислений уменьшает сумму налогооблагаемой прибыли, ускоряет оборот основного капитала, создает стимул и обеспечивает средства для новых инвестиций. В развитых странах главным источником инвестирования инфраструктуры является ускоренная амортизация, позволяющая на основе высоких норм амортизационных отчислений списывать стоимость основных фондов быстро, не за десятки, а за несколько лет. Применение ускоренной амортизации не только означает фактический вывод из-под налогообложения части фонда развития, но и позволяет быстрее находить инвестиции для технического перевооружения и модернизации основного производства.
С экономической точки зрения применение ускоренной амортизации вполне оправдано в следующих случаях:
- выпускаемая продукция пользуется повышенным спросом, а некоторое увеличение ее себестоимости и цены не сокращают число продаж;
- произведенная продукция отличается высокой потребительской стоимостью и рентабельностью (как правило, это наукоемкая продукция) и увеличение издержек производства (за счет повышения доли амортизации в себестоимости продукции) не требует соответствующего повышения цен;
- выпускаемая продукция обладает быстропроходящим спросом; не может быть закуплена по импорту, но идет на экспорт;
- произведенная продукция крайне необходима обществу и в целом стране, для ее
производства требуется привлечение иностранных инвестиций.
Как показывает мировой опыт, необходимость применения ускоренной амортизации появляется всякий раз, когда в экономике наблюдается инвестиционный бум, способствующий массовому обновлению технической и технологической базы производства, его структурной перестройки. Следует заметить, что механизм ускоренной амортизации эффективен в условиях финансовой стабильности и равновесия. Например, при высокой инфляции применение ускоренной амортизации приводит к дополнительному росту цен за счет увеличения ряда компонентов затрат. Накопления, которые предприятие могло бы сделать, применяя ускоренную амортизацию, обеспечиваются тем сильнее, чем длительнее производственный цикл и чем более капиталоемким является данный производственный процесс.
Для повышения значимости амортизационных отчислений в собственных инвестиционнопроизводственных ресурсах хозяйствующих субъектов, по нашему мнению, следовало бы значительно ускорить пересмотр существующих норм амортизации и расширить практику использования новых методов ее начисления, тем более что российская экономика интегрируется в мирохозяйственную систему и периоды возврата инвестируемого капитала необходимо приблизить к действующим в развитых странах, что создает равные условия вложения средств для иностранных инвесторов.
Рассмотрев основные элементы инвестиционной инфраструктуры регионального АПК можно сделать заключение о том, что они сформированы в достаточной мере. Однако, доминирующим является банковский сектор и кредитные потребительские сельскохозяйственные кооперативы Республики Адыгея, а фондовый рынок, страховые компании, амортизационные отчисления используются в инвестиционной деятельности в недостаточно мере.
Литература:
1. Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея: закон Республики Адыгея №68 от 23.01.1998. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2. Гардеев А.В. Развивать потребительскую кооперацию и сбыт продукции малыми формами агробизнеса // Экономика сельского хозяйства России. 2008. №2. С. 13-20.
3. Грипевич Ю.А., Шеншин А.С. Инфраструктура рынка, как фактор активизации инвестиционной деятельности в регионе // Вести ННГУ. 2005. Вып. 1. С. 403-408.
4. Данилова Т.Н. Инвестиционный рынок и его место в структуре финансового рынка (инвестиционный подход) // Финансы и кредит. 2002. №8. С. 10-25.
5. Кармов Р.А. Инвестиционный потенциал и социально-экономические условия его реализации в трансформационной экономике: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2007. 23 с.
6. Катасонов В.Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования и использования. М.: Анкил, 2005. 256 с.
7. Ковалева И.В. Инвестиционная привлекательность молочно-продуктового подкомплекса (теория, методология, практика): автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2008. 39 с.
8. Мугу Н.Ю. Формирование вертикально-интегрированной системы сельскохозяйственной кредитной кооперации: автореф. дис. . канд. экон. наук. Майкоп: МГТУ, 2007. 26 с.
9. Тарасов Ю.И. Стратегия развития инвестиционных процессов в агропромышленном производстве региона: монография. Майкоп: МГТУ, 2004. 136 с.
10. Тимофеев В.Г. Противоречия современного развития финансово-кредитной инфраструктуры АПК // Финансы и кредит. 2005. №31. С. 10-18.
11. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. М.: БЕК, 2001. 896 с.
References:
1. On investment activity in the Republic of Adyghea: law of the Republic of Adyghea № 68 from 23.01.1998.
2. Gardeev A.V. To develop consumer cooperation and marketing by minor forms of agribusiness // Economy of Agriculture of Russia. 2008. P. 13 - 21.
3. Gripevich Y. A. Market infrastructure as a factor of activating investment activity in the region //Proceedings of NNSU. 2005. Issue. 1. p. 403 - 408.
4. Danilova T.N. Investment market and its place in the structure of the financial market
(investment approach) // Finance and Credit. 2002. № 8. P. 10 - 25.
5. Carmov R.A. Investment potential and the socio-economic conditions of its implementation in
the transformation economy: abstr. dis. ... Candidate. Economics. M., 2007. 23p.
6. Katasonov V.Y. Investment potential of the economy: mechanisms offormation and use. M.: Ankil, 2005. 256p.
7. Kovaleva I.V. Investment attractiveness of dairy product subcomplex (theory, methodology, practice): abstr. dis. ... Dr. Economics. M., 2008. 39p.
8. Mugu N.Y. Formation of a vertically integrated system of agricultural credit cooperatives: abstr. dis. ... Cand. Economics. Maikop: MSTU, 2007. 26p.
9. Tarasov Y.I. The development strategy of the investment processes in agricultural production of the region: monograph. Maikop: MSTU, 2004. 136p.
10. Timofeev V.G. Contradictions of the modern development offinancial and credit infrastructure of AIC // Finance and Credit. 2005. № 31. P. 10 - 18.
11. Economy: a textbook / Ed. A.S. Bulatov. M. : Bek, 2001. 896p.