Зайцева Ольга Юрьевна, Удова Ольга Владимировна ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ...
УДК 37.06
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2016
Зайцева Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
и педагогики дошкольного образования Удова Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет, Иркутск (Россия)
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей отношения родителей к образовательной организации и мера их участия в общественном управлении ДОО. В первой части статьи авторы представляют и анализируют результаты опроса 1420 родителей детей дошкольного возраста г. Иркутска. Делается вывод о вероятностных механизмах общественного участия родителей при формировании политики в сфере дошкольного образования в форме традиционных и инновационных каналов коммуникации. Родительское сообщество как субъект коммуникации не является однородным и консолидированным. Во второй части статьи авторы предлагают направления тактического и стратегического планирования расширения спектра форм и каналов взаимодействия с родительским сообществом, исходя из выраженной дифференциации внутри него для обеспечения учета интересов максимального числа потребителей. В качестве долгосрочной модели рассматривается - "обучающее" взаимодействие в форме «Родительского открытого университета». Данный подход, по мнению авторов, позволит администрации ДОУ обрести в родительском сообществе партнеров в развитии учреждения. Институционализация участия общественности в оценке качества будет способствовать повышению ее эффективности и минимизации конфликтов между ДОУ и родителями.
Ключевые слова: отношение родителей к образовательной организации, механизмы участия родительской общественности, каналы коммуникации, субъект коммуникации, родительский открытый университет.
INSTITUTIONALIZATION OF PARENT COMMUNITY'S PARTICIPATION IN EVALUATION
OF THE PRESCHOOL EDUCATION QUALITY
© 2016
Zaytseva Olga Yuryevna, Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor of the Department
of Preschool Education Pedagogics and Psychology Udova Olga Vladimirovna, Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor of the Department
of Preschool Education Pedagogics and Psychology Irkutsk State University, Irkutsk (Russia)
Abstract. The article is devoted to the characteristics of parents' attitude to the educational organization and the measure of their participation in the public administration of a pre-school educational institution. In the first part of the article the authors present and analyze the results of a head count of 1420 preschool children parents in Irkutsk. It gives a detailed analysis of parents' participation mechanisms in the formation of policy in the field of pre-school education in the form of traditional and innovative channels of communication. The parent community as a communication subject is not uniform and consolidated. In the second part of the article the authors suggest the direction of tactical and strategic planning for expanding the range of forms and channels of interaction with the parent community, which is based on the pronounced differentiation within it to ensure consideration of the interests of maximum number of consumers. As a long term model is considered - "teaching" interaction in the form of "Parents' Open University". This approach, according to the authors, will allow the administration of a pre-school educational institution to gain in the parent community partners in the development of the institution. The institutionalization of public participation in quality evaluating will help to improve its efficiency and minimize conflicts between a pre-school educational institution and parents.
Keywords: parents' attitude to the educational organization, the mechanisms of participation of the parent public channels of communication, the subject of communication, form of "Parents' Open University".
Одним из показателей эффективности модернизации образования является создание моделей государственно-общественного управления образовательными организациями с целью развития системы общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования.
Федеральный закон №273-Ф3 указывает на возможность создания по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников советов обучающихся, советов родителей, представительных органов работников. Такие органы создаются в целях учета мнения указанных лиц по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы этих лиц (ч.6 ст. 26) [1]. Полноценное и неформальное участие граждан в управлении образовательными учреждениями, формировании образовательной политики на местном, региональном и федеральном уровнях призвано обеспечить открытость и восприимчивость системы образования к общественным потребностям, обновление и повышение качества представля-
емых образовательных услуг, их соответствие социально-экономическим реалиям и перспективам.
Современная система управления образованием изменяется по нескольким направлениям:
- снижается степень централизации управления образованием,
- в системе образования переходят к договорным отношениям,
- повышается роль инноваций,
- развиваются общественные инициативы в сфере образования,
- создаются «горизонтальные» управленческие структуры.
Сущность государственно-общественного управления в современном образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении ресурсообе-спечивающих функций, создании здоровой социальной среды для обучающихся [2].
Исполнение принципа государственно-обществен-
Зайцева Ольга Юрьевна, Удова Ольга Владимировна I педагогтесше
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ... науки
ного характера управления требует создания единой системы управления, в которой единоначалие осуществляет руководитель, а самоуправление осуществляется в двух формах: непосредственной демократии и представительной демократии.
Формой непосредственной демократии являются общее собрание, педагогический совет. Формой представительной демократии являются конференция, совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.
Государственно-общественное управление образованием развивается на основе принципов:
- открытости и демократичности;
- взаимодействия и согласованности;
- участия и соуправления.
Признаком государственно-общественного управления считается появление «горизонтальных» управленческих структур в форме попечительского совета, совета учреждения, управляющего совета.
Признаки государственно-общественного управления:
- совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных структур по руководству образовательными проектами;
- процедура принятия решения государственным (муниципальным) органом управления образованием, предусматривающая обязательное согласование проекта решения с представителями общественности;
- делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определенных групп общественности.
Однако, в настоящее время, с одной стороны, администрация детского сада не желает привлекать родителей к данному процессу, опасаясь выявления недостатков и нерешенных проблем родительской общественностью, с другой стороны, семья не готова к участию в управлении и оценке качества деятельности ДОО. С целью подтверждения данного предположения, было проведено экспериментальное исследование в дошкольных образовательных организациях г. Иркутска.
Отношение родителей к образовательной организации и мера их участия в общественном управлении ДОО изучалась нами с помощью опросника, разработанного Архангельским Центром социальных технологий «Гарант» в рамках проекта «Разработка и продвижение механизмов общественного участия при формировании политики в сфере образования» (Заказчик - Программа поддержки гражданского общества «Диалог» (АЙРЕКС) [3]. Опросник был адаптирован для родителей детей дошкольного возраста и включал вопросы о важности дошкольного образования для ребенка и его целевых ориентирах,
В исследовании участвовали 1420 родителей.
Анализ результатов опроса показал, что осознанно выбирали ДОУ для ребенка, имея несколько четких критериев 48,5 % опрошенных; 38,5 % руководствовались общими требованиями к ДОУ; 13 % делали выбор спонтанно, никаких требований не предъявляли.
46,8 % считают, что система дошкольного образования старается учитывать запрос родителей, но не в полной мере; 29,7 % признают, что требования, предъявляемые к системе дошкольного образования, в полной мере учитывают пожелания семей. Почти одинаковое количество родителей (11,5 и 12%) имеют набор пожеланий к системе образования, но уверены, что они игнорируются, и не имеют конкретного запроса к ДОУ.
Среди целей современной отечественной системы дошкольного образования родители называют самыми важными:
- умение общаться в коллективе (73,3%);
- умение определить первоочередные проблемы и найти их правильное решение (52,8%).
- умение увидеть и выбрать альтернативные решения (54,2%).
Скорее важным признают среди целей системы дошкольного образования способность увидеть новые проблемы в знакомых стандартных условиях 56,5% респондентов (таблица 1).
Таблица 1 - Количество родителей, определяющих важность целей системы дошкольного образования (%)
Цели современной системы дошкольного образования Очень важно важно неважно Неважно Затрудняюсь
само стоятельнын пер ено с знании и умений б новую ситуацию 45,« 36,1 3,5 7 Л
спосооность увидеть йЩ^проолемы в знакомых стандартны?: условиях 31.6 56,5 5,5 1,9 4,5
умение увидеть и выор ать альтернативные решения 54,2 37,7 4,0 1,4 2,7
умение определить первоочередные 52,8 38,6 3,7 1,7 3,2
умение комоинироватьранее известные способырешения проблемы с целью определения нового, более рационального способа решения 48,7 35,6 7,1 2,3 5,9
умение создавать оригинальныиспосоо решения при известных других 46,5 34,3 10,1 2,4 6,7
Умение общаться в коллективе 73,3 21,5 3,3 0,2 1,7
Неважным 7,6% родителей признают самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. То есть один из целевых ориентиров дошкольного образования не признается родителями.
Родители, не осознавая собственной значимости в развитии ребенка, считают, что детский сад должен не только учить, но и воспитывать ребенка. Игнорируя статью 41 «Закона об образовании в Российской Федерации», родители перекладывают ответственность на коллектив детского сада. Ранжируем «необразовательные» задачи современного детского сада, выделенные большинством родителей:
- помогать ребенку в социализации, умении успешно общаться - 61,6%;
- готовить ребенка к поступлению в школу - 52,4%;
- предоставлять ребенку возможность дополнительных занятий - 50,9%;
- консультировать и оказывать помощь родителям в воспитании детей - 48,7%;
- воспитывать, приучать к дисциплине - 46,9%;
- воспитывать активного гражданина и патриота -41%.
Активность родителей во многом зависит от степени информированности о происходящем в образовательном учреждении. 36,6 % опрошенных постоянно находятся в курсе событий, знают в деталях самые последние новости из жизни детского сада; 40,9% знают только о наиболее важных событиях в детском саду, информация к ним поступает периодически; 15,9% знают только об успехах и проблемах своего ребенка, о жизни ДОУ почти ничего не знают. Лишь 6,6% ничего не знают ни о жизни ДОУ, ни об образовательных достижениях своего ребенка. Это та категория «равнодушных» родителей, которые не проявляют интерес к процессу развития собственного ребенка.
На вопрос об активности родительской позиции по отношению к детскому саду ответили только 48,4% участников исследования. Из них: 4,3% интересуются общественной жизнью ДОУ постоянно, по возможности стараются участвовать, но не всегда это получается; 12,7% иногда могли бы принимать участие в деятельности органов общественного управления ДОУ; 29% интересуются, если это напрямую касается только их ребенка.
Оценивая собственные возможности повлиять на деятельность детского сада, принять участие в управлении качеством образования в ДОУ, 33% родителей утверждают, что администрация интересуется их мнением только по ключевым вопросам. 16,8 % семей уверены в своем влиянии на дела ДОУ (их мнение является решающим по все вопросам). Вместе с тем было выявлено: 3 % родителей считают, что администрация ДОУ игнорирует мнение родителей.
Выразить свое мнение по разным вопросам жизнеде-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)
Зайцева Ольга Юрьевна, Удова Ольга Владимировна ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ...
ятельности учреждения, опрошенные родители могут через:
- общее собрание родителей и администрации -65,6%
- встречу с воспитателем - 64,4%
- прием у заведующей ДОУ по личным вопросам -42%
- анкетный опрос родителей - 40,7%
- обращение в Родительский комитет группы, ДОУ - 22,6%
- работу в Родительском комитете группы, ДОУ -18,2%
- интернет - 15,9%
- анонимный ящик в фойе ДОУ для обращений -
8,3%
- обращение в орган управления образованием -6,9%.
Полученные данные свидетельствуют о наличии влияния администрации и родителей на разрешение проблем в стенах дошкольного учреждения.
Общепризнанной является значимость общественной оценки качества образования как один из показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ («удовлетворенность населения качеством образования»). По мнению родителей в оценке деятельности ДОУ должны участвовать родители и представители общественности - так ответили 40, 8% респондентов. 35% считают, что оценить эффективность образовательной деятельности может профессиональное сообщество (педагогический совет, методисты, воспитатели разных ДОУ), 18,5% - попечительский (управляющий) совет, объединяющий представителей администрации детского сада и общественности. Признают роль администрации детского сада во главе с заведующей в деле оценки качества образования 32,2% родителей.
Лично участвовать в оценке деятельности воспитателя готовы 15,6% опрошенных, скорее готовы - 22,5%, скорее не готовы - 14,8%, точно не готовы 29, 8%.
Почти половина родителей (41,7%) считают возможной формой их личного участия как родителя в оценке деятельности воспитателя в посещении разных видов совместной образовательной деятельности педагога с детьми. 20,5% выразили готовность участвовать в анонимных анкетных опросах с оценкой деятельности конкретных воспитателей. Могли бы участвовать в разработке системы критериев, по которым будут оценивать деятельность воспитателей, и распределении им стимулирующих выплат и премий 6,8%, только в распределении стимулирующих выплат (премий) воспитателям по итогам деятельности - 4,2%, в комиссии по аттестации воспитателей - 5,1% родителей.
Ответы на вопрос «Что должна, на Ваш взгляд, сделать администрация детского сада во главе с заведующей ДОУ, чтобы родительская общественность могла участвовать в оценке деятельности воспитателей?» распределились следующим образом:
- предоставить родителям больше возможностей посещать открытые мероприятия в ДОУ - 28,3%;
- ДОУ должно раз в год готовить и представлять общественности публичный доклад - 24,4%
- администрация детского сада должна проводить голосование среди родителей по наиболее важным вопросам - 16,7%;
- администрация детского сада должна провести в каждой группе собрания с участием заведующей, ее заместителей и анкетные опросы среди родителей, в которых они будут выбирать лучших педагогов ДОУ -12,8%.
Полученные данные еще раз подтверждают недостаточность информированности родителей о мере их участия в образовательных отношениях, либо их низкой активности в жизнедеятельности ДОУ.
Таким образом, процесс обобществления отношений
в сфере образования еще не в полной мере соответствует современным требованиям. Нами выявлена неготовность родителей активно включаться в этот процесс. Следовательно, необходимо помочь родителям осознать важность их участия не только в деле воспитания и развития собственного ребенка, но и в государственно-общественном управлении. Для этой цели следует соблюсти поэтапность: сначала осуществить психолого-педагогическое просвещение родителей, затем активизировать родителей во взаимодействии с педагогами, только потом вовлекать в соуправление.
Вслед за Е.В. Рыбаком отмечаем важность актуализации аксикреативного потенциала семьи в системе дошкольного воспитания, посредством специально организованного образования родителей. Понятие «аксикре-ация» означает «процесс порождения, «выращивания» человека или группы людей новых ценностей или «регенерации» и принятия переосмысленных в своем лич-ностно-индивидуальном значении социальных и других ценностей» [4].
Причем важно оказывать психолого-педагогическую помощь семье, профессиональную помощь специалистов образовательного учреждения, взаимодействующих в развитии семейной коммуникации и детско-роди-тельских отношений, формировании родительской компетентности и творческих проявлений всех участников образовательных отношений.
Этому способствует проект «Родительский открытый университет», разработанный и реализуемый факультетом педагогики Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» и Иркутским областным советом женщин. Базовыми площадками Родительского университета являются образовательные организации муниципальных образований Иркутской области.
Организация каждой встречи для родителей тщательно продумывается и обеспечивается методическим оснащением. Планируя ту или иную тему для родителей, мы исходим из представлений о родителях, как современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. Специалисты готовят интересную и полезную информацию о том, как подготовить ребенка к детскому саду, как поддержать ребенка в сложный для семьи период изменения социальной ситуации развития ребенка в момент прихода в детский сад или перехода в школу, как улучшить взаимоотношения с ребенком, способствовать развитию познавательной и нравственно-волевой сфер и др.
Формирование эффективной родительской позиции осуществляется не только в рамках сложившихся традиционных форм обучения родителей основам социальных и педагогических знаний (лекции, собрания), но и через консультирование родителей специалистами - представителями педагогической науки и практики, проведение тематических видеоконференций и круглых столов, других активных форм. Педагоги ориентируются на интерактивные методы сотрудничества с родителями, так как именно такие методы позволяют сформировать не только представление родителей о воспитании ребенка, но и навыки эффективного взаимодействия с ним.
Создание и функционирование родительского университета на базах дошкольных образовательных организаций позволило объединить коллектив единомышленников вокруг важного и интересного дела, актуализировать вопросы семейного воспитания. Родителям
- получить квалифицированную помощь в воспитании ребенка, педагогам - повысить собственную значимость и привлечь родителей к сотрудничеству, и тем и другим
- объединиться, определить общие ориентиры в процессе развития дошкольника.
Таким образом, организуемая нами работа способствует становлению эффективного родительства, помогает объединению усилий педагогов и родителей в процессе укрепления института семьи и актуализации
Зайцева Ольга Юрьевна, Удова Ольга Владимировна
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ..
воспитательного потенциала участников образовательных отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3«0б образовании в Российской Федерации». Точка доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974
2. Шимутина Е.Н. Сущность и риски государственно-общественного управления // Учительский журнал. -2011. - №1. - С. 19-25.
3. Селиверстова И. В., Косарецкий С. Г. Участие родителей в формировании образовательной политики школы: коммуникативные барьеры. Точка доступа: http://www.gouo.rU/inform/practice3/book05.pdf/
4. Рыбак Е.В. Аксикреативные потенциалы социального образования современных молодых родителей в условиях дошкольного учреждения // Дошкольное образование. - №8. - 2011. - С.103-106.