педагогика школы school pedagogy
Удк 373.2.016 ББк 74.100
Зинаида Баторовна Лопсонова,
кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет (670034, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25) e-mail: [email protected]
Социальное партнёрство как условие повышения качества дошкольного образования
В статье автор рассматривает особенности организации социального партнерства в сфере дошкольного образования, механизмы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родительской общественностью, другими общественными организациями. В статье представлен анализ действия модели социального партнёрства дошкольной образовательной организации с местным сообществом, раскрыты основные этапы его становления, противоречия, трудности. Показана роль органа самоуправления Попечительского совета, который способствовал развитию родительской инициативы, повышению их юридической и финансовой компетенции в деятельности управления. Необходимость участия родителей в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда ставит проблему определения предмета оценки деятельности воспитателя детского сада. Вовлечённость в процесс социального партнерства, овладение эффективными методами и формами, а также объективная социально-экономическая ситуация в обществе позволяют расширить границы взаимодействия. По мнению автора, социально-образовательное партнёрство по мере своего развития достигло уровня межведомственного взаимодействия, детский сад становится ресурсным центром социального партнёрства. Автор рассматривает социальное партнёрство как серьёзную управленческую проблему, которая способствует совершенствованию и развитию кадрового потенциала, выработке эффективных способов распределения финансов, определения стратегии развития организации.
Ключевые слова: социальное партнёрство, местное сообщество, общественно-государственное управление, попечительский совет, управляющий совет, родительская инициатива, социальный запрос, эффективный контракт.
Zinaida Batorovna Lopsonova,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Buryat State University (25 Pushkin St., Ulan-Ude, Russia, 670034) e-mail: [email protected]
Social Partnership as a Condition of improvement of Preschool Education Quality
In article the author considers features of the organization of social partnership in the sphere of preschool education, mechanisms of interaction of the preschool educational organization with the parental public, other public organizations. The analysis of action of social partnership model of the private preschool educational organization is presented in article with local community; the main stages of its formation, contradiction, difficulty are opened. The self-government institutions role - the Board of trustees which promoted development of parental initiative, increase of their legal and administrative competence of management activity is shown. The necessity of parents' participa-
© З. Б. Лопсонова, 2014
67
tion for distribution of stimulating part of fund of compensation puts a problem of subject definition of kindergarten teacher's activity assessment. The involvement into process of social partnership, mastering effective methods and forms, and also objective social and economic situation in society allow expanding interaction borders. According to the author, the social and educational partnership in process of the development reached the level of interdepartmental interaction, and kindergarten becomes the resource center of social partnership. The author considers social partnership as a serious administrative problem which promotes improvement and development of personnel potential, development of effective ways of distribution of finance, definitions of strategy of development of the organization.
Keywords: social partnership, local community, public administration, board of trustees, management board, parental initiative, social inquiry, effective contract.
Организация социального партнёрства является одним из действенных механизмов модернизации образования, повышения его качества. Анализ современных исследований свидетельствует о том, что социальное партнёрство в образовании рассматривается достаточно широко и как одна из инновационных технологий. Процесс становления гражданского общества немыслим без внедрения в жизнь технологий социального партнёрства. Развитие идеи социального партнёрства в образовании является как раз тем механизмом, который способен сделать эффективным образовательные и воспитательные усилия организации в обществе [2].
В научных исследованиях социальное партнёрство определяется как совместно распределённая деятельность социальных элементов - представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, получаемые всеми участниками этой деятельности. По мнению О. Д. Никольской, социальное партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательного учреждения с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса [4].
Как свидетельствует образовательная практика, социальное партнёрство, построенное на принципах взаимной заинтересованности сторон и добровольности принятия ими обязательств и ответственности за результат деятельности, становится экономически значимой сферой не только для образования, но и для общества в целом.
В июле 2014 г. в Республике Бурятия прошёл VI Всероссийский Байкальский образовательный форум «Ребёнок в пространстве будущего», где состоялись открытые дискуссионные площадки, встречи с учёными, педагогами-практиками, экспертами, представителями
общественных организаций. Следует отметить, что впервые была предпринята попытка вовлечения гражданского общества в обсуждение проблем развития дошкольного образования. Формат дискуссионных площадок преследовал цель обеспечения максимальной открытости обсуждаемых проблем. Одной из содержательных линий обсуждения форума явилась проблема роли семьи в повышении качества дошкольного образования, объединения усилий профессионального сообщества, семьи, общества и государства в решении ключевых проблем современного детства. Сегодня к проблемам дошкольного образования обращено пристальное внимание всего общества, во-первых, это связано с тем, что стоит острая социальная проблема обеспечения доступности мест в дошкольных организациях, во-вторых, растёт осознание ценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, где закладываются основы личности.
В проектах примерных образовательных программ дошкольного образования серьёзное внимание уделяется взаимодействию дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьёй. Как отмечают авторы программы «Открытия», «родители должны стать не столько потребителями образовательных услуг, сторонними наблюдателями, сколько равноправными и равно ответственными партнёрами воспитателей, принимающими решения во всех вопросах развития и образования их детей»1.
Исследователи проблемы социального партнёрства в образовании отмечают, что в России институт социального партнёрства в образовании ещё только начинает складываться и не достиг уровня зарубежных стран с развитыми демократическими отношениями в обществе [3].
1Примерная образовательная программа дошкольного образования «Открытия». URL: //http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/0tkritia.pdf (дата обращения: 20.08.2014).
Цель социального партнёрства - создание условий для достижения нового социально-значимого образовательного и экономического результата путём повышения социальной активности образовательной организации в своём окружающем социуме.
Современная ситуация развития общества диктует необходимость широкого вовлечения в деятельность ДОО родителей (законных представителей), общественных организаций, учёт предъявляемых им требований при осуществлении образовательного процесса. Родители воспитанников наделены статусом участников образовательного процесса, но вопрос в том, насколько этот момент осознается современными родителями? Следует отметить, что современные родители не всегда имеют чёткие представления о специфике дошкольного образования.
Выход в свет стандарта дошкольного образования (ФГОС), где определены три группы требований: к условиям, структуре и результатам освоения образовательной программы призван стать регулятором системы отношений дошкольной образовательной организации с семьей и сообществом.
Образовательные учреждения должны ориентироваться на потребности и запросы родительской общественности: «Каковы ожидания родителей от детского сада? Каким услугам они отдают предпочтение?» Безусловно, для каждого родителя важно, чтобы ребенок был здоров, были созданы все условия безопасности и комфортности пребывания ребенка в детском саду, со стороны воспитателей и персонала ДОО наблюдалось гуманное отношение к ребёнку, уважение достоинств его личности.
Вместе с тем родители не всегда представляют себя в роли активных участников образовательного процесса, которые могут управлять, вмешиваться, предъявлять свои запросы на качество образования. Наибольшую заинтересованность родители проявляют относительно качества услуг по присмотру и уходу за ребёнком. Для родителей важно качество приготовленной пищи, индивидуальный подход к ребенку со стороны педагогов и помощника воспитателя. К сожалению, государство не может гарантировать родителям возможность свободно выбирать детский сад, тем более воспитателя.
Важно довести до понимания родителей тенденцию к усилению образовательной составляющей дошкольного образования. Часто позиция родителей такова, что они
принимают то, что предлагают или задумали педагоги детского сада. Такая ситуация складывается ввиду отсутствия родительской инициативы, их чрезмерной занятости, загруженности работой. На наш взгляд, если детский сад будет стремиться к открытости образовательной деятельности, предлагать вариативность содержания, форм, если родитель увидит позитивные изменения, эффект от развивающих занятий, организации деятельности ребёнка, естественно, это будет стимулом к взаимодействию и сотрудничеству. В настоящее время, когда меняется уклад жизни детского сада, необходимо научиться согласовывать идеи и действия относительно планирования образовательных событий, организации культурных практик в детско-взрослом сообществе.
Большое значение имеет образовательный договор, который подписывается между родителями (законными представителями) и образовательной организацией, включающий взаимные права и обязанности, ответственность сторон при обучении, воспитании, присмотре и уходе. Согласно договору родитель вправе взаимодействовать с организацией по всем вопросам воспитания и обучения детей, выбирать виды дополнительных образовательных услуг, имеет право стать членом Управляющего, Наблюдательного совета ДОУ. Важным вопросом для каждого родителя является запрос на качество дошкольного образования.
Почему родители хотят отдать ребенка в детский сад? Прежде всего, общение в детском коллективе обеспечивает процесс социализации ребёнка, освоение им начальных социальных навыков. Образовательное пространство детского сада организовано таким образом, что оно способствует формированию детской самостоятельности, развитию начальных коммуникативных компетенций.
Актуальной проблемой является то, что ДОО долгое время продолжали оставаться закрытой системой для родителей, поэтому необходима информационная открытость системы образования, которую можно обеспечить через официальный сайт дошкольного учреждения и другие информационные каналы. Родителям трудно представить содержание образования в детском саду, т. к. образовательный процесс для них скрыт. Возможность увидеть проявления детей предоставляется лишь на праздничных утренниках или других коллективных формах работы
с детьми. Вместе с тем в последнее время детский сад инициирует разные формы вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми, но оно ещё не прижилось прочно в сознании родителей. На наш взгляд, существует проблема одностороннего воздействия, когда инициатива идёт не от самих родителей, а от педагогов.
Одним из важных аспектов социального партнёрства с семьёй является установление взаимоотношений в системе «Педагог - Родители». У каждого родителя есть своя система требований к воспитателю. Трудность для педагога заключается в том, что невозможно полностью оправдать ожидания всех родителей. Родители доверяют воспитателю самое дорогое - своего ребёнка. Это должны очень хорошо понимать воспитатели и с этой точки зрения выстраивать систему межличностных отношений.
Введение новой системы оплаты труда в сфере образования предполагает участие родителей в распределении стимулирующей части ФОТ. В связи с этим встаёт проблема определения предмета оценки деятельности воспитателя, готовы ли родители объективно оценить труд воспитателя? На начальном этапе внедрения новшеств родительская общественность психологически не была готова к оценке деятельности педагога и руководителя образовательной организации, в свою очередь, педагоги также не были готовы к оценке их деятельности со стороны родителей. В настоящее время дошкольные организации включились в процесс апробации наиболее значимых критериев оценки деятельности педагогов и привлечения в процесс оценивания представителей родительской общественности. В современной практике оценивания широко используется способ представления результатов деятельности педагогов в виде оценки портфолио. Одним из новшеств в системе оценки качества образования является внедрение механизмов «эффективного контракта» с педагогическими работниками. Оплата труда при заключении «эффективного контракта» ставится в зависимость от эффективности деятельности работника, которая оценивается унифицированными показателями деятельности как отдельного работника, так и деятельности учреждения в целом.
Таким образом, содержание социального партнёрства с семьёй предполагает чёткое формулирование образовательных целей, которые направлены на удовлетворение об-
разовательных запросов родителей, умение убеждать родителей о значимости тех или иных приоритетов развития ребёнка, создавать комфортные условия пребывания ребенка в детском саду, совместно обсуждать планы, перспективы развития учреждения.
Образовательная практика показывает, что эффективность взаимодействия с органами власти, другими общественными организациями осуществляется через такие формы самоуправления, как Попечительские или Управляющие советы, которые создаются в учреждениях. В тактическом плане Управляющий совет детского сада позволяет повысить ответственность родителей, педагогов и представителей власти за будущее детского сада, стратегических линий его развития как экономической единицы развития района, города. Паритетное участие общественности, власти и педагогов в управлении детским садом выводит эти отношения на новый уровень, обеспечивает условия формирования нового общественного договора между обществом, властью и детским садом, между родителями, педагогами и воспитанниками. В настоящее время наблюдается расширение функций управляющих советов: от вопросов в основном финансовой поддержки к более масштабным видам деятельности, ориентированным на изменение содержания образования, на формирование социального заказа.
Объективный анализ ситуации показывает, что в системе дошкольного образования процесс расширения общественного участия в управлении образованием происходит заметно медленнее. Данное обстоятельство связано с закрытостью системы дошкольного образования от внешнего влияния, ограниченной способности адекватно реагировать на запросы современного общества, что приводит к росту неудовлетворённости населения качеством и доступностью дошкольного образования, снижает эффективность управленческой и экономической деятельности учреждений.
В настоящее время прежний механизм взаимодействия между детским садом и потенциальными партнёрами, основанный на проведении совместных мероприятий, не является действенным. Современный менеджмент в образовании направлен на поиск способов изменения организации в сторону её открытости, финансовой независимости и прозрачности, привлекательности для местного социума.
Как показывает практика, одним из эффективных путей решения проблемы является выстраивание партнерских отношений с местным сообществом. На начальном этапе становления отношений инициатива исходит в основном от дошкольного учреждения, которое желает обсудить проблемы и перспективы дальнейшего взаимодействия с учётом интересов сторон, стремится презентовать свои достижения и успехи местному сообществу.
Свидетельством такого партнёрства является опыт частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 230 ОАО РЖД» г. Северобайкальск Республики Бурятия, который с 2010 г. находится в статусе республиканской экспериментальной площадки по проблеме формирования компетентного родительства в условиях сетевого взаимодействия ДОУ Северобайкальского региона ВСЖД филиала ОАО «РЖД». В данном детском саду сложилась особая модель социального партнёрства с семьёй, с другими социальными институтами на уровне местного сообщества. Одним из приоритетных направлений развития учреждения явилось активное сотрудничество с семьёй, создание единого пространства развития ребёнка, которое должны поддерживать и детский сад, и семья. Решение задачи вовлечения родителей в процесс управления ДОО потребовало новых подходов и методов работы со стороны администрации учреждения. На начальном этапе продвижение совместных социально-образовательных проектов оказалось невозможным без привлечения внебюджетных средств, законности их использования. На основе изучения действующих нормативных актов была создана некоммерческая организация Попечительский совет как самостоятельное юридическое лицо, который будет оказывать помощь в управлении финансами на законных основаниях. Был разработан поэтапный план организации деятельности Попечительского совета, который включал изучение нормативно-правовой базы, определение учредителей некоммерческой организации, разработку Устава организации, проведение общего родительского собрания. Высшим органом управления является общее собрание родителей, исполнительным органом - правление Попечительского совета, который назначает своего бухгалтера. Финансовую деятельность попечительского совета контролирует ревизионная комиссия, которая избирается на общем собрании. Структура Попечительского совета представ-
ляет собой советы или активы родителей по актуальным направлениям: совет по питанию и здоровью детей, по физической культуре и спорту, совет по оказанию юридической помощи, по оснащению педагогического процесса и материально-технической базы детского сада, информационно-аналитический совет, совет по проведению праздников и развлечений. В функции данных активов входит участие в организации мероприятий, контроль за выполнением требований ФГОС по созданию условий пребывания ребенка в ДОУ, качеством осуществления образовательного процесса, консультирование родителей и педагогов по юридическим вопросам и другие. Попечительский совет оказывает организационную и финансовую поддержку в проведении конкурсов профессионального мастерства среди педагогов детских садов Северобайкальского отделения дороги, инициирует различные социальные акции типа «Самый здоровый ребёнок года», праздники, «День семьи» и т. д. Попечительскому совету удалось установить партнёрские отношения с местными общественными организациями: ДК «Железнодорожник», музей истории БАМа, МОУ СОШ № 1, 11, школа-гимназия № 5, санаторий-профилакторий «Подлемо-рье», школа искусств, телекомпания «Вектор плюс» а также с шефскими организациями. Одним из действенных механизмов управления является кураторство активов со стороны администрации, например, заведующий курирует административно-хозяйственный актив, старшая медсестра - актив по питанию, инструктор по физической культуре - актив по физической культуре и спорту, старший воспитатель - актив по информационно-аналитической работе. Время показало, что дальнейшее развитие партнёрства способствовало замене доминирующей роли детского сада на координирующую, расширению связей с различными организациями культуры, спорта, образования. Опыт свидетельствует о том, что до уровня «партнёрства» необходимо действительно «дорасти», пройдя этапы для которых были характерны явления благотворительности, спонсорства, переход от внутриведомственного взаимодействия к межведомственному [1].
За период своего функционирования с 2004 г. орган общественного самоуправления Попечительский совет внёс значительный вклад в развитие и укрепление материально-технической базы учреждения, повышение качества образовательного процесса, форми-
рование положительного имиджа дошкольного учреждения. Дальнейшее развитие партнёрства потребовало совершенствования финансовой, юридической, управленческой компетентности субъектов взаимодействия.
Данный опыт по своему существованию уникален, на наш взгляд, должен быть широко растиражирован в профессиональном сообществе, т. к. разработанная модель социально-образовательного партнерства показала свою эффективность. Эта модель интересна тем, что в ней осуществляется совместная, осознанная, согласованная деятельность субъектов на основе принципов диалогичности, равноправия, взаимовыгодности сторон.
Таким образом, отлаженная система работы даёт свои эффекты в плане развития родительской инициативы, что в конечном итоге ведёт в целом к расширению общественного участия в управлении дошкольной образовательной организацией, повышению педагогической культуры родителей.
Одним из стратегических направлений развития учреждения является кадровое обеспечение. В 2001 г. был заключён договор о взаимном сотрудничестве с Бурятским государственным университетом и в рамках данного сотрудничества удалось значительно изменить ситуацию с кадровым вопросом. Воспитатели частных и муниципальных детских садов г. Северобайкальск, имеющие среднее специальное образование, получили высшее образование по дистанционной форме в системе электронного обучения «Гекадем» по специальности «Дошкольная педагогика и психология». В настоящее время продолжается подготовка бакалавров по направлению «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Дошкольное образование». Такое сотрудничество было взаимовыгодно так как, с одной стороны, учреждение повысило образовательный уровень своих педагогов, что ранее было затруднено в условиях отдалённости от центра северного района республики, с другой,
преподаватели приобрели опыт обучения через интернет-технологии, освоили способы проведения онлайн лекций по Скайпу, организации вебинаров, видеоконференций и др. Постепенно данная дошкольная организация в своём развитии становится ресурсным центром социального партнёрства в образовательной сети и инициирует проведение на своей базе различных проблемных обучающих семинаров, курсов повышения квалификации для младших воспитателей, воспитателей, музыкальных руководителей, логопедов, руководителей ДОО.
Практика показала, что социальное партнёрство расширяет границы взаимодействия, появляются новые возможности сотрудничества между образовательными организациями. Так стало возможным обучение руководителей общеобразовательных школ, детских садов, центров дополнительного образования г. Северобайкальск, станций Тайшет, Вихоревка, Слюдянка, Таксимо, Новый Уоян, трассы БАМ по Иркутской области по программе «Менеджмент организации». Использование современных информационных технологий повышает мобильность педагогов в обсуждении подходов к решению актуальных проблем, в возможности экстраполяции инновационного опыта.
Складывающаяся на сегодняшний день практика общественного участия в управлении образованием позволяет реально влиять на образовательную систему и систему требований к субъектам образовательного процесса и обществу в целом «вписывать» в общественный заказ.
Таким образом, проблема социального партнёрства в дошкольном образовании проходит определённые этапы в своём становлении, растёт понимание его значимости и необходимости, идёт процесс поиска и апробации различных моделей, форм, средств, технологий, которые, несомненно, будут влиять на развитие и становление новой практики управления дошкольной образовательной организацией.
Список литературы
1. Грибоедова Т. П. Содержание понятия и особенности реализации социального партнёрства в современном образовании // Изв. Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. Вып. 68. С. 50-60.
2. Дагбаева Н. Ж. Социальное партнёрство в современном образовании: теоретические и практические подходы // Социальное партнёрство как фактор развития современного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Улан-Удэ: Бурятский гос. ун-т, 2010. С. 15-20.
3. Иваненко И. А. Роль социального партнёрства при формировании социального заказа в образовании // Alma Mater. 2011. № 2. С. 52-55.
4. Никольская О. Д. Организация социально-педагогического партнёрства как фактора повышения качества дошкольного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2007.
References
1. Griboedova T. P. Soderzhanie ponyatiya i osobennosti realizatsii sotsial'nogo partnerstva v sovremennom obrazovanii // Izv. Rossiiskogo gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. 2008. Vyp. 68. S. 50-60.
2. Dagbaeva N. Zh. Sotsial'noe partnerstvo v sovremennom obrazovanii: teoreticheskie i prakticheskie podkhody // Sotsial'noe partnerstvo kak faktor razvitiya sovremennogo obrazovaniya: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. Ulan-Ude: Buryatskii gos. un-t, 2010. S. 15-20.
3. Ivanenko I. A. Rol' sotsial'nogo partnerstva pri formirovanii sotsial'nogo zakaza v obrazovanii // Alma Mater. 2011. № 2. S. 52-55.
4. Nikol'skaya O. D. Organizatsiya sotsial'no-pedagogicheskogo partnerstva kak faktora povysheniya kachestva doshkol'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2007.
Статья поступила в редакцию 08.10.2014