УДК 331.44
DOI 10.23672/SAE.2019.2019.44463
Зарецкий Александр Дмитриевич
доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет [email protected]
Иванова Татьяна Евгеньевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры
мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет [email protected]
Alexander D. Zaretsky
Doctor of Economics, Professor of World Economics and Management, Cuban State University [email protected]
Tatiana E. Ivanova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of World Economics and Management, Cuban State University [email protected]
Плешакова Марина Владимировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры
мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет [email protected]
Marina V. Pleshakova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of World Economics and Management, Cuban State University [email protected]
Институционализация
ценностей в современном обществе
Institution value
in the modern society
Аннотация. В статье проанализированы теоретические основания для формирования института ценностей в современном обществе с позиции структурно-функциональной теории Т. Парсонса и Р.Б. Перри. В качестве факторов институционализа-ции рассмотрены процессы имплементации корпоративных и общих ценностей в поведенческие практики бизнеса в аспекте взаимоотношений со стейкхолдерами, их закрепление в традициях, миссии, корпоративных этических кодексах компаний и других формах внутренних стандартов компаний.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, общие ценности корпоративные ценности, институционализация ценностей.
Annotation. The article analyzes the theoretical grounds for the formation of the institution of values in modern society from the position of structural and functional theory of T. Parsons and R. Perry. As factors of institutionalization, the processes of implementation of corporate and general values in behavioral business practices in the aspect of relationships with stakeholders, their consolidation in traditions, mission, corporate ethical company codes and other forms of internal company standards.
Keywords: values, values, shared values, corporate values, institutionalization of values.
В самых различных сферах созидательной деятельности современного общества, социальных коммуникациях и других формах взаимодействия в социуме все более значимым становится ценностный компонент, статус которого является предметом как научно-теоретического осмысления, так, и одним из драйверов экономического роста, формирования человеческого капитала, инновационного развития бизнеса. Многоаспектность глобальных ценностей, их интерпретация и восприятие широко освещается в литературе, обсуждается на разных дискуссионных площадках.
Следует подчеркнуть, что разнообразие интересов, активные междисциплинарные исследова-
ния на стыке философии, социологии, культурологии, экономики и других наук, распространение практик использования концептов теории ценностей в менеджменте, политологии, педагогике и иных сферах, свидетельствует о превращении ценностного подхода в некие устойчивые формы отношений как прообраз социального института. Однако при обилии публикаций по проблемам научно-практических аспектов ценности, попытка институционального осмысления категории «ценность» пока имеет отражение в единичных работах. В то же время, основанием для постановки вопроса о правомерности исследования институционализации ценностей является ряд положений, отражающих реальные шаги в данном направлении, характеризующие появление
определенных социальных норм, а также статусов и ролей, получивших распространение на практике1.
Цель данного исследования состоит в рассмотрении и теоретическом обосновании особенностей процесса институционализации ценностей и анализе практических шагов на примере реализации концепций общих и корпоративных ценностей в российском обществе. Методология исследования основана на положениях структурно-функциональной теории Т. Парсонса и теории ценностей Р. Перри. Эмпирический аспект базируется на осмыслении опыта использования в менеджменте концепции «создания общей ценности» М. Портера и М. Крамера и лучших практик внедрения корпоративных ценностей, отражающих внедрение рыночных ценностей в предпринимательскую среду.
В конце ХХ и начале ХХ1 столетия в России началось формирование целой системы новых рыночных институтов, таких, как институт собственности, качества жизни, социальной ответственности бизнеса и др. Одновременно, под влиянием общеци-вилизационной тенденции перехода к постиндустриальному обществу классическая система факторов производства стала дополняться такими факторами как «человеческий капитал», «информация», «знания», «научно-технический прогресс», «предпринимательская способность», [1] и др., что нашло отражение в исследованиях неоклассической экономической теории.
В современной экономике расширяется не только состав материальных факторов; вместе с этим, становятся принципиально значимыми условия организации управления трудом и совместной деятельностью, включая процессы целеполагания, мотивации, возможности самореализации личности, важность удовлетворенности трудом и др., носящие ценностный характер. На определенном этапе происходит своеобразное «обособление ценности» в самостоятельный фактор производства, фактор особого рода, способный выполнять роль драйвера, движущей силы, концентрирующей определенные нормы и стереотипы поведения, признанные членами общества, что дает основание для развития идеи о формировании экономического института ценности, влияющего на формальные и неформальные «правила игры».
Сравнивая сущностные характеристики категории «ценность», принятые в различных философских и экономических теориях, приходим к следующим выводам. Неокантианский подход, положивший начало аксиологии - науки о ценностях, построен на признании ценностной значимости мира и самоценности личности как неэмпирических объектов. Феноменологический подход трактует ценности как «идеальные предметы», значимость которых постигается человеком интуитивно под влиянием предпочтений, задаваемых исторической эпохой и соответствующей культурой. С позиции
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-02-00494-ОГН.
позитивистского подхода ценности рассматриваются как идеи, имеющие социальную природу и воплощаемые в реальных вещах - символах.
Со временем идеалистические подходы привели к развитию натуралистического понимания ценностей, что положило начало развитию неореалистической философии, рассматривающей ценности как объективные эмпирически наблюдаемые факторы реальности. Поэтому первым шагом в направлении формирования института ценностей можно считать создание американским философом Р.Б. Перри в начале ХХ века общей теории ценностей, рассматривающей их ка к « ориентиры интереса» индивида и коллектива. Перри принадлежит одна из первых классификаций, разделяющей ценности на истинные и ложные, развитые и неразвитые, сложные и простые, позитивные и негативные, скрытые и активные в соответствии с иерархией интересов, столкновением интересов взаимодействующих индивидов. Уникальным является разделение ценностей и интересов с позиции просвещенности, имея ввиду:
- качество знания, которое ориентирует интерес;
- интенсивности, то есть силе интереса, обусловленного ценностью;
- степени предпочтения, влияющей на выбор объектов и действий, и высшего критерия ценности - включаемости, подразумевающей согласованность с другими интересами и ценностями.
При этом ценность возрастает с увеличением числа согласованных интересов, которые на него направлены, что может быть достигнуто путем их взаимного участия друг в друге и опосредования их интересов [2].
Следующий этап осмысления ценностей в институциональном аспекте связан с разработкой структурно-функциональной теории Т. Парсонса, который трактует институт как социальную систему действий, направленных на воспроизводство ценностных образцов экономического поведения в виде коллективных представлений и взаимодействий, интеграцию усилий, целедо-стижение и адаптацию [3]. Этим функциям сопоставляются независимые структурные компоненты: «ценности», «нормы», «коллективы» и «роли», которые, несмотря на самостоятельность, должны «руководствоваться» конкретными ценностями и нормами. При этом Парсонс рассматривает ценности и ценностные ориентации, как определенные правила или критерии выбора способа действия в социо-культурной среде. В теории Парсонса «ценности занимают ведущее место, так как они отражают «коллективные представления» о желаемом типе социальной системы, которые регулируют процессы принятия ее субъектами определенных обязательств» [3]. Соотнесение их с моделями реальных экономических систем позволяют индивидуумам идентифицировать себя в качестве членов общества. В результате, по мнению Парсонса, именно консенсус членов общества по поводу ценностной ориентации означает институциона-лизацию ценностного образца поведения.
Концептуальные подходы Перри и Парсонса относительно феномена ценностей предвосхитили появление современных социально-ориентированных практик формирования «общих» и «корпоративных» ценностей в менеджмент-маркетинге и отвечающих идеологии корпоративной социальной ответственности [4], что являющиеся убедительной иллюстрацией реальных процессов институционализации ценностей. Гуманитарный тренд этих моделей как раз и состоит в том, что ценность объекта (действия) возрастает с увеличением числа согласованных общих интересов, которые на него направлены, что, в свою очередь, может быть достигнуто путем их взаимного участия друг в друге. Важно подчеркнуть, что это не только не противоречит взглядам классиков институционализма, но представляет возможность изучения особенностей формирования института ценностей.
Авторами концепции «создания общей ценности» (CSV) являются М. Портер и М. Крамер, известные также как разработчики философии «Маркетинга 3.0». Одна из важнейших задач, решению которой она способствует, является восстановление доверия к бизнесу со стороны общества. Концепция общих ценностей воплотилась в управленческую социально-ориентированную практику, направленную на повышение финансовой эффективности компаний и может рассматриваться как органичная часть ее бизнес-процессов, обеспечивающая совмещение двух принципиальных целей в рамках стратегии «win-win», то есть одновременное получение прибыли и удовлетворение общественных
Институциональные формы
потребностей посредством переосмысления своей продукции и рынков с учетом интересов общества [5].
Внедрение CSV в реальные управленческие практики и поведенческие модели осуществляется усилиями непосредственных участников бизнеса-сообщества. В России лидерами ценностно-ориентированного подхода являются компании «Нестле», «Новард», «Сити-XXI век», «Эконика», «Рутектор» и др. Общее в их деятельности состоит в том, что они строят свою стратегию и бизнес-модель на основе сочетания опыта западных компаний и лучших российских традиций предпринимательства, следующих заповеди: «прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли» [6]. Общие ценности формируются во взаимодействии с основными заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) и отражают совместные интересы.
Следование идее создания общих ценностей, предполагает, что каждая компания имеет свои «корпоративные ценности», то есть принятые и разделяемые всеми членами организации правила и принципы, определяющие взаимоотношения сотрудников организации как между собой, так и со внешней средой. Эти ценности формулируются на основе стратегического видения и выполняют роль особого инструмента, используемого для концентрации усилий персонала на воплощении своей Миссии [7]. В таблице 1 дана сравнительная характеристика организационных форм и целевой направленности корпоративных и общих ценностей.
Таблица 1
реализации ценностного подхода
Ценностно-ориентированные концепции Организационные формы проявления и закрепления Целевая направленность Экономические и социальные результаты
Корпоративные ценности: Набор наиболее важных предпочтений, правил и установок, разделяемых большинством работников убеждений и принципов Включение в миссию компании, кодексы корпоративной культуры и другие этические стандарты и правила поведения, системы поощрения работников и др. Привитие «корпоративного духа», институционализация внутренних правил и рутин; повышение производственной дисциплины и производительности труда Формирование организационной (корпоративной) культуры; мотивация приверженности компании; позитивное позиционирование во внешней среде
Общие ценности: Система принципов и методов работы, которые усиливают конкурентоспособность компании, одновременно улучшая экономические и социальные условия тех сообществ, в которых она работает» Совместное со стейкхолдерами социальное инвестирование в повышение качества жизни, развитие человеческого капитала, программы развития местного сообщества и др. Восстановление и укрепление доверия к бизнесу со стороны общества; стратегия «win-win»: одновременное создание как акционерной стоимости, так и ценности для общества в целом Переосмысление продукта и рынков с учетом интересов сообщества; пересмотр эффективности в цепочке создания стоимости ; содействие развитию местных кластеров
В практиках современного менеджмента накоплен большой опыт разработки корпоративных ценностей, перечень которых декларируется руководством компании и закладывается во внутренние стандарты - миссию компании, кодекс корпоративного поведения (этический кодекс) и др., учитывается при разработке систем мотивации и поощрения. Тем самым, формируются ценностные ориентации работников, которыми следует руководствоваться в повседневной практике и в которых заинтересована компания [8]. В ряде компаний корпоративные ценности значимы не только для своих сотрудников,
но и для клиентов, инвесторов, органов власти, поскольку отражают степень социальной ответственности компании, ее гражданскую позицию, влияют на имидж [7]. Для этого конкретный список корпоративных ценностей компании размещают на своих сайтах в Интернете.
Базовые корпоративные ценности компаний, как правило, включают:
- профессионализм и нацеленность на результат;
- энергичность и лидерство;
- справедливость и открытость;
- социальную ответственность и безопасность. Стремление к соответствию международным стандартам корпоративного управления в перечни ценностей включают также внимание к клиенту;
- работу в команде; инициативность и инноваци-онность; быструю реакцию на изменения; стремление к совершенству и др. [9].
Таким образом, вследствие повышения актуальности и практической значимости ценностного подхода в различных сферах социума возникла
Литература:
1. Черкасова Е.М. Институциональная система факторов производства // Проблемы современной экономики. 2017. № 4(64). С. 65-68.
2. Перри Р.Б. Об общей теории ценностей. URL : https://mybiblioteka.su/5-73000.html (дата обращения 01.12.2019).
3. Парсонс Т. Системы современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997. URL : http://www. gumer.info (дата обращения 01.12.2019).
4. Зарецкий АД. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика : учебное пособие / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. М. : КНОРУС. 2016. 292 с.
5. Борзаков Д.В. Создание общей ценности в контексте стратегии корпоративной социальной ответственности // Вестник ВГУ.Серия: Экономика и управление. 2015. № 1. С. 5-12.
6. Иванова Т.Е. Общие ценности компаний, инвестирующих в людей // Экономика: теория и практика. 2017. № 2(46). С.139-140.
7. Михайленко О.А. Корпоративные ценности фирмы: институциональный аспект исследования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. № 4(23). С. 12-15.
8. Зарецкий А.Д. Имплементация ценностных ориентаций в период смены экономических парадигм / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 6. С. 74-82.
9. Кабалина В.И. Корпоративные ценности в управлении российскими компаниями / В.И. Ка-балина, Л.М. Чеглакова // Российский журнал менеджмента. 2013. Т.11. № 3. С. 5-30
10. Тимонин А.Ю. Ценность как экономический институт в концепте «образование - богатство» // Экономика образования. 2008. № 3. С. 176-178.
потребность в формировании института ценностей, которая подтверждается появлением, принятием и практическим применением определенных норм и правил ценностно-ориентированного поведения в процессах организационно-экономического взаимодействия как внутри компаний, так и с внешними заинтересованными сторонами, которые приобретают устойчивые формы создания общих и корпоративных ценностей [10]. Это является свидетельством развития процесса институционализации ценностей в современном обществе и требует дальнейшего научного осмысления особенностей данного процесса.
Literature:
1. Cherkasova E.M. Institutional system of factors of production / Problems of the modern economy. 2017. № 4(64). P. 65-68.
2. Perry R.B. on General Value Theory. «Electronic resource» URL https://mybiblioteka.su/5-73000.html (reference date 01.12.2019).
3. Parsons T. Systems of modern societies. M. : Aspect Press, 1997. Electronic URL : http://www. gumer.info (call date 01.12.2019).
4. Zaretsky A.D. Corporate Social Responsibility: World and Domestic Practice : Educational Manual / A.D. Zaretsky, T.E. Ivanova. M. : KNORUS. 2016. 292 p.
5. Borzakov D.V. Creating common value in the context of corporate social responsibility strategy / VSU Review.Series: Economics and Governance. 2015. № 1. P. 5-12.
6. Ivanova T.E. Common values of companies investing in people./ Economics: theory and practice. 2017. № 2(46). P. 139-140.
7. Mikhailenko O.A. Corporate values of the firm: the institutional aspect of the study / Herald of Saratov State Socio-Economic University. 2008. № 4 (23). P. 12-15.
8. Zaretsky A.D. Implementation of value orientations during the period of changing economic paradigms / A.D. Zaretsky, T.E. Ivanova // Herald of the Altai Academy of Economics and Law. 2018. № 6. P. 74-82.
9. Kabalina V.I. Corporate values in the management of Russian companies / V.I. Kabalina, L.M. Cheglakova // Russian Management Journal. 2013. Vol. 11. № 3. P. 5-30.
10. Timonin A.Y. Value as an economic institution in the concept of «education - wealth» / Education economics. 2008. № 3. P. 176-178