Научная статья УДК 329.05
DOI: 10.2109/2227-9245-2023-29-2-184-195
Институционализация партийной системы в де-факто государствах постсоветского пространства (на примере Республики Абхазия)
Александр Васильевич Шалак1, Инга Нелсиковна Ерицян2
12Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Россия ^а!а1к^@Ьди.ш; https://orcid.org/0000-0002-7105-5776, 2е^уап.тда@таН.ш; https://orcid.org/0009-0004-3462-0846
Для обеспечения демократического функционирования государства партийная система должна быть состязательной и институционализированной, в связи с чем является актуальным изучение процесса институционализации партийной системы в Республике Абхазия, что позволяет определить ни только этапы данного процесса, но и ряд его особенностей, в том числе и степень институционализированности. Новизна работы: определены причины низкого уровня институционализированности партий и партийных систем Абхазии. Объект исследования - партийная система де-факто государств постсоветского пространства. Предмет исследований - институционализация партийной системы Абхазии. Цель исследования - определить особенности и основные этапы институционализации партийной системы Абхазии. Методология и методы исследования: для анализа процесса институционализации партийной системы Абхазии применён организационный подход, предложенный в работах М. Дюверже и М. Я. Острогорского, позволяющий анализировать процесс институционализации партий с точки зрения их организационной структуры. Результаты исследований вносят вклад в научную дискуссию о роли политических партий и уровне институционализированности партийных систем Абхазия и могут служить основанием для дальнейшего изучения роли общественных объединений и политических партий в политических процессах, в том числе и в иных де-факто республиках постсоветского пространства. Выводы: программы всех партий едины в вопросах статуса Абхазии в мировом политическом пространстве, социально-экономических приоритетов развития и сохранении института президента; высокая информационная активность провластных партий; выбор абхазского электората ориентирован в первую очередь на личности, а не идеологию и партийную программу.
Original article
Institutionalization of the party system in the de facto states of the post-soviet space (by the example of the Republic of Abkhazia)
Alexander V. Shalak, Inga N. Yeritsyan
12Institute of world economy and international relations Baikal State University, Irkutsk, Russia [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-7105-5776, [email protected]; https://orcid.org/0009-0004-3462-0846
To ensure the democratic functioning of the state, the party system must be competitive and institutionalized, in connection with which it is relevant to study the process of institutionalization of the party system in the Republic of Abkhazia, which allows us to determine not only the stages of this process, but also a number of its features, including the degree of institutionalization . The novelty of the work: the reasons for the low level of institutionalization of parties and party systems in Abkhazia are identified. Object of study: the party system of the de facto states of the post-Soviet space. Subject: institutionalization of the party system in Abkhazia. The purpose of the work is to determine the features and main stages of the institutionalization of the party system in Abkhazia. Methodology and research methods: to analyze the process of institutionalization of the party system of Abkhazia, the organizational ap-
Информация о статье
Поступила в редакцию 21.03.2023
Одобрена после рецензирования 20.05.2023
Принята к публикации 24.05.2023
Ключевые слова:
Республика Абхазия, де-факто государства, постсоветское пространство, политические партии, институционализация партийной системы, партия Амцахара, Народная Партия Абхазии, партия экономического развития, партия Народный фронт за справедливость и развитие, партия Апсны, партия Форум народного единства Абхазии
Information about the article
Received March 21, 2023
Approved after reviewing May 20, 2023
Accepted for publication May 24, 2023
Keywords:
Republic of Abkhazia, de facto states, post-Soviet space, political parties, institutionalization of the party system, party Amtsakhar, People's Party of Abkhazia, economic development party, Apsny party, party Forum of National Unity of Abkhazia
proach proposed in the works of M. Duverger and M. Ya. Ostrogorsky, which makes it possible to analyze the process of institutionalization of parties from the point of view of their organizational structure. The results of the research contribute to the scientific discussion about the role of political parties and the level of institutionalization of the party systems of Abkhazia and can serve as a basis for further study of the role of public associations and political parties in political processes, including in other de facto republics of the post-Soviet space. Conclusions: the programs of all parties are united in matters of the status of Abkhazia in the global political space, socio-economic development priorities and the preservation of the institution of the president; high informational activity of pro-government parties; The choice of the Abkhazian electorate is focused primarily on individuals, and not on ideology and the party program.
Введение. Де-факто государства постсоветского пространства выстраивают свою государственность, основываясь на базовых принципах демократической организации общества, к которым относится в том числе и партийный плюрализм. Профессор К. Лоу-сон отмечала, что для определения истиной демократичности политической системы в первую очередь необходимо обращать внимание на деятельность партий, поскольку из всех существующих политических институтов, только партии позиционируют себя как представители интересов людей и ориентированы использовать власть исключительно на их благо [13]. Слабо институционализированные партийные системы более уязвимы и менее устойчивы [38], более персонализированы [37], что негативно отражается на всей демократичности государства.
Актуальность. Определение демократичности политической системы напрямую связано с деятельностью политических партий. Как отмечал Дж. Сартори, анализ партийных систем позволяет выявить и другие важные характеристики политической системы: степень её фрагментарности, вариативности или концентрированности; «потоки взаимодействия» на электоральном, парламентском и правительственном уровнях; процесс формирования правительственных коалиций и направлений их деятельности [25]. Необходимость обновления и переосмысления избирательных процессов во временном измерении в де-факто республиках также предопределяет актуальность представленной работы. Исследование процесса институцио-нализации партийной системы Республики Абхазии в постсоветский период обладает не только теоретическим, но и прикладным значением.
Объектом исследования выступает партийная система де-факто государств постсоветского пространства. Предмет исследования - институционализация партийной системы Республики Абхазия. Цель
работы - определить особенности и основные этапы институционализации партийной системы Республики Абхазия. Задачи: выделить конкурентный характер выборов; определить особенности и степень реализации на практике заявленной партией программы; проследить тенденции эволюции политических партий к коалиционной деятельности, в том числе правительственной; выявить возможность использования партиями информационного пространства для агитации и пропаганды с целью расширения круга потенциального электората; место общественно-политических движений в процессе институционализации партийной системы; определить партийные предпочтения абхазского электората в избирательном процессе.
Методология и методы исследования. Для анализа процесса институцио-нализации партийной системы Республики Абхазия применён организационный подход, предложенный в работах М. Дюверже [11] и М. Я. Острогорского [19]. В этих трудах заложена методология исследования политических партий в рамках институционального подхода. По М. Дювержир, партия - это в первую очередь общность структурно-функциональная, то есть обладающая организационной структурой, что и определяет эффективность деятельности партии [11]. Поэтому процесс институционализации партий в Абхазии анализируется, прежде всего, с точки зрения их организационной структуры. Использование бихевиорального подхода также оправдано, поскольку он позволяет определить не только предпочтения избирателей, но и электоральные позиции партий, влияние их программ и лидеров. В совокупности использование данных подходов позволяет сделать вполне объективные выводы по предмету исследования.
Разработанность темы. Процессу политической институционализации де-факто государств постсоветского пространства посвящено относительно небольшое количе-
ство трудов. Расширение аналитических и исследовательских работ исторического и политического характера начинается с 2008 г. после признания Россией Абхазии и Южной Осетии. Среди наиболее важных трудов, способствовавших углублённому пониманию анализа процесса институционализации политических партий Республики Абхазии, необходимо выделить работы О. Бичейна [36], К. Мацузато [15], С. М. Маркедонова [14], М. А. Платоновой [21], А. Ю. Скакова [28], Л. В. Сергеевой [26; 27], Д. О'Бойхин [17], Л. А. Бердегуловой [6], В. Б. Плавинского [20] и др. Фактически все исследователи обращают внимание на проблему отсутствия достаточной изученности внутрисоциальных и политических тенденций де-факто республик постсоветского пространства. Так, К. Мацузато определяет академическую ситуацию вокруг де-факто республик противоестественной из-за ограниченности исследования политических режимов данных республик, несмотря на их длительное существование. Это обусловлено, по его мнению, следующими причинами: преобладание в мировом информационном пространстве относительно де-факто государств сведений, предварительно «профильтрованных» «материнскими» государствами либо прямо исходящих от последних; искусственно распространённое представление, что де-факто республики отличаются «марионеточным» характером. С. М. Маркедонов в своих трудах, посвящён-ных изучению де-факто государств, отмечает, что независимо от наличия де-юре признания со стороны мирового сообщества республики продолжают на протяжении длительного периода времени оставаться частью «большой игры» постсоветского пространства. Российский политолог также обращает внимание, что многочисленные исследования, посвя-щённые де-факто государствам постсоветского пространства преимущественно ограничены изучением геополитической конкуренции ведущих держав в отношении данных образований. Д. О'Бойхин также разделяет мнение большинства исследователей, что литература по де-факто государствам постсоветского пространства, как правило, ограничена вопросами международного взаимодействия, геополитики либо конфликтологии.
Недостаточная изученность внутренней динамики и в первую очередь процесса институционализации партийных систем в де-факто государствах на постсоветском пространстве актуализирует данную тему и
обуславливает необходимость её научного осмысления.
Результаты исследования. В период начала военной эскалации Абхазии с материнским государством вся власть была централизована в президента, оппозиция отсутствовала, поскольку всё население и представляющие их интересы политические партии и общественно-политические движения кооперировали усилия на обеспечение своего внешнего суверенитета. Сильная власть президента для Абхазии являлась фактически жизненно необходимой мерой для мобилизации населения в военно-политическом противостоянии материнскому государству. С 2008 г. необходимость в такой мобилизации ушла на второй план, но система с сильной исполнительной властью достаточно основательно закрепилась, и попытки её ослабления, в том числе и посредством расширения возможностей законодательной власти, для республики остаются актуальными вопросами внутренней политики. Дополнительно дискредитировали институционализацию партийной системы систематически присутствующие нелегальные методы оппозиции в борьбе за власть (2008, 2014, 2022).
Оппозиция в Республике Абхазия возникает в начале 1990-х гг., однако первое реальное воздействие на власть (связанно с критикой нарастающей коррупции, нерешенностью вопроса грузинских беженцев, проблем паспортной системы и т. д.) она сумела оказать лишь в марте 2003 г., что привело к серьёзному внутриполитическому кризису. Оппозиция сумела добиться отставки действующего кабинета министров, возглавляемого Г. Л. Га-гулия, которого заменил Р. Д. Хаджимба - лидер партии «Форум Народного единства Абхазии».
К концу 2008 г. после обретения статуса частично признанного государства в Абхазии наблюдалась активизация внутриполитической деятельности, что обусловлено предстоящими президентскими выборами. К числу оппозиционных сил относились партия Форум Народного Единства Абхазии, Народная партия и партия экономического развития Абхазии «ЭРА». Последняя представляла собой наиболее мощную и дееспособную политическую силу, сформулировавшую приоритеты внутриполитического развития республики. Проправительственная политическая партия «Единая Абхазия», выдвинувшая в 2009 г. С. Багапша, сумела в очередной раз одержать победу на выборах главы государства. Не-
смотря на критику в его адрес, решающее значение оказал факт того, что именно в период его правления произошло признание Россией независимости Республики Абхазия [34].
После смерти С. Башапша в мае 2011 г. обязанности главы государства исполнял вице-президент А. Анкваб. В 2013 г. оппозиционные силы организовали многотысячные митинги, выдвигая в качестве основного требования отстранение от занимаемых должностей всех причастных к незаконной паспортизации грузин в Восточной части Абхазии. Игнорирование многочисленных обращений по данной проблеме повлекло формирование новых требований, в том числе формирование правительства народного доверия, отставки кабинета министров. В результате активной деятельности оппозиционных сил А. Анкваб 1 июня 2014 г. был вынужден сложить с себя полномочия главы республики. По итогам досрочных выборов этот пост занял Р. Хаджима - лидер политической партии «Форум народного единства Абхазии» [34].
Опыт недемократической смены власти в 2014 г., как и в 2018 г., не оказал принципиального влияния на институционализацию партийной системы. Примечательно, что в Конституционную комиссию в 2021 г. поступило предложение о введении смешанной пропорционально-мажоритарной системы, но действующий глава государства предложение о переходе к смешанной избирательной системе и расширение партийного представительства не поддержал, утверждая, что на проведение подобных реформ у него не имеется полномочий [5], а реализация предложений возможна лишь в 2025 г. [9].
В преддверии парламентских выборов 2022 г. в ноябре 2021 г. был создан оппозиционный Народно-патриотический союз Абхазии, в который вошли республиканские политические партии «Форум народного единства Абхазии», «Апсны», Народная партия Абхазии, общественные организации «Абхазское народное движение», «Аидгылара», «Аруаа», «Ахьаца», Сельский совет села Ад-зюбжа и общественная организация «Союз казаков Абхазии и казаков-ветеранов боевых действий» [2]. Само создание союзов между политическими партиями и общественными движениями в преддверии выборов могло стать неотъемлемой частью партийной конкуренции, если бы используемые методы соответствовали эффективной институционализации партийной системы. 21 декабря
2021 г. в Абхазии прошёл митинг оппозиционных сил, параллельно с которым у правительственного здания выступили сторонники действующей власти. Рост напряжённости между оппозицией и властью не позволил установить конструктивный диалог. Опасность разделения парламента республики на два лагеря вызвала призывы к консолидации граждан, общественных движений и партий [32]. С критикой создания Народно-патриотического союза Абхазии и организованного митинга выступила политическая партия «Айтайра», которая осудила массовые беспорядки, силовой захват правительственных зданий оппозиционными силами [12].
По данным Министерства Юстиции Абхазии в республике по состоянию на 2022 г. зарегистрировано 11 политических партий. Абхазский политолог Н. Н. Акаба отмечает, что такое количество партий является чрезмерным и свидетельствует о сохраняющемся политическом кризисе государства [22]. Подтверждением выступают показатели очередных парламентских выборов 12 марта 2022 г. В республике было создано 35 избирательных округов, включающих 152 избирательных участка. Победитель определялся по правилу абсолютного большинства [8]. Своих кандидатов в депутаты парламента выдвинули всего пять политических партий: «Амцахара» (девять кандидатов), «Народная Партия Абхазии» (один кандидат) и «Партия экономического развития Абхазии» (два кандидата), «Народный фронт за справедливость и развитие» (один кандидат) и «Апсны» (два кандидата) [23]. Инициативными группами выдвинуто 118 кандидатов в депутаты [31], что в 8 раз больше, чем представителей политических партий. Таким образом, на 35 мандатов выдвинуто 123 кандидата, что на 8 кандидатов меньше, чем на выборах Народного Собрания в 2017 г. Из кандидатов 16 человек являлись женщинами, что в два раза превышало показатель предыдущих выборов [10].
В 17 избирательных округах прошли повторные выборы, поскольку ни один из кандидатов не набрал требуемую квоту [35]. Наблюдателями за парламентскими выборами в Абхазии в 2022 г. были представители из России, Южной Осетии, ЛНР и представители Парламентского Собрания Союза Беларуси и России [24].
Анализ внутриполитической жизни Абхазии свидетельствует о существенном влиянии на социально-политическую жизнь республики общественно-политических движений. Многие из них обладают реальным воздей-
ствием на события, часть из них были преобразованы во влиятельные политические партии. В 1992-1993 гг. «Амцахара» (Родовые огни) сегодня известная как одна из наиболее сильных и институционализированных провластных политических партий, ранее представляла собой общественно-политическое движение, которое объединяло несколько тысяч ветеранов войны, с чем связан её беспрецедентный народный авторитет. Движение критиковало власть за её неспособность справиться с массовой преступностью и коррупцией, что придавало «Амцахаре» ещё большую популярность [34].
Таким образом, объединение ветеранов смогло выступить в качестве внешнего организма, способного трансформироваться в организованную политическую структуру, оказывающую влияние на общественные процессы в республике. Преобразованное в партию в 2015 г. политическое объединение «Народный форум Абхазии» «Айдгыр-ла» («Единение») апеллировало к необходимости разрешения существующих перед абхазским обществом трудностей: отсутствие честной конкуренции, обеднённый «теневым рынком» госбюджет, проблемы развития малого бизнеса, недостатки в экономическом сотрудничестве с Россией, отсутствие крупных инвестиций и др. [33]. До 2020 г. «Айтайра» (Возрождение) являлась общественно-политической организацией, представлявшей интересы части абхазской интеллигенции. Однако отсутствие у её лидеров согласованного мнения по основным проблемам, а также вхождение части сторонников организации в иные политические партии, в том числе и проправительственные, затрудняли процесс внутренней консолидации. Первым о возможности преобразования общественной организации «Айтайра» в политическую партию заявил А. Анкваб в 2019 г. [4].
Потенциально весомой политической фигурой является республиканская общественная организация «Аруаа», созданная в 2007 г. как оппозиционное движение. В июле 2013 г. «Аруаа» подписала соглашение о сотрудничестве с партиями «Единая Абхазия», «Форум народного единства Абхазии», «Народной партией Абхазии» и «Партией экономического развития Абхазии», а также с рядом других общественных оппозиционных движений. В 2021 г. данное движение выступало с акциями протеста и требованиями об отставке главы государства и премьер-ми-
нистра. В процессе выборов 2022 г. «Аруаа» действовали совместно с оппозиционной политической партией «Форум народного единства Абхазии» и общественной организацией «Абхазское народное движение» [1].
Общественно-политические организации в Республике Абхазия способны оказывать существенное влияние на ход внутриполитических событий, в том числе выполнять функцию «силового блока», как это сделала организация ветеранов «Амцахара» (порядка 12 тыс. бывших и действующих военных) в 2004-2005 гг., поддержав С. Багапша в его борьбе с Р. Хаджимбой [30] и кандидатуру А. Бжания в 2019-2020 гг.
Переход общественных организаций в ряды политических партий расширяет спектр возможностей, в том числе доступ к административным ресурсам (государственный бюджет, радио и телевидение). Вопрос финансирования определяется политическими партиями в качестве первостепенной проблемы их организационной эффективности. Государственное финансирование осуществляется при условии избрания не менее пяти кандидатов партии в парламент республики и в том случае, если кандидат в президенты от выдвигаемой партии набрал не менее 20 % голосов избирателей по итогам выборов [22].
Таким образом, политическим партиям Абхазии для продвижения своих идей и укрепления позиций в обществе необходим эффективный ресурс, которым для них выступает власть. Именно должности во властных структурах дают членам партии расширенные административные возможности, которые легитимны для населения. Члены партии могут продвигать свои интересы через органы законодательной и исполнительной власти. Народное Собрание Абхазии является беспартийным органом, то есть члены парламента не могут состоять в партии, но на парламентские выборы кандидатов в депутаты политические партии выдвигать имеют право. Поэтому зависимость членов парламента по партийной линии имеет место, а следовательно, и лоббирование интересов выдвигавшей его партии и той группы населения, которая её поддерживает. Аналогично, правительство, которое состоит из Кабинета министров, определяемого президентом (независимо партийным или беспартийным) формируется в первую очередь из членов партии, которая его выдвигала или поддерживала.
Несмотря на законодательно установленную норму о приостановлении членства в политической партии, в случае избрания в представительный орган власти республики неофициальная взаимная поддержка продолжает сохраняться [29]. В связи с этим часто в выступлениях оппозиции критикуется власть на предмет «раздачи портфелей», то есть министерских должностей. В свою очередь парламент может высказать недоверие любому члену правительства, в том числе премьер-министру, но окончательное решение об отстранении с министерской должности закреплено за президентом.
Политические партии Абхазии могут проявлять свою активность и представительство не только через выдвижение кандидатов в законодательные и исполнительные органы власти, но также и в Общественную палату [29]. В соответствии с законом Республики Абхазия «Об общественной палате Республики Абхазия» Общественная палата состоит из 13 граждан, утверждаемых главой государства, 11 представителей районов и городов, а также 11 представителей политических партий и общественных организаций. По закону они также должны приостановить своё участие в политических организациях на время работы в Общественной палате. Деятельность Палаты не является конструктивной. Занимавшая в течение 12 лет пост секретаря Общественной палаты Нателла Акаба утверждает, что политизация и раскол палаты по партийному признаку не позволяет её представителям эффективно защищать интересы гражданского общества [16].
В то же время Общественная палата стремиться позиционировать себя в качестве плацдарма диалога между властью и оппозицией, неоднократно выступая инициатором встреч, ориентированных на защиту и представительство интересов абхазских граждан. Так, 18 января 2022 г. Общественная палата провела очередную встречу с оппозиционными политическими партиями «Айтайра», «Форум народного единства Абхазии» и пров-ластной партией «Единая Абхазия» для выработки единой концепции выхода из политического кризиса. Ранее Общественная палата организовывала встречу с провластной партией «Амцахара» и оппозиционной общественной организацией «Аруаа» [18]. В сентябре 2022 г. Общественная палата выступила инициатором и посредником встречи главы государства А. Бжания, представителей исполнительной власти с рядом обществен-
но-политических движений и партий, в том числе с оппозиционными республиканскими общественными движениями «Абхазское народное движение», «Аруаа», политическими партиями «Форум народного единства Абхазии», «Апсны». Изначально целью встречи заявлено создание диалога для реализации совместных целенаправленных, постоянных и непрерывных действий общественности, оппозиции и власти по наиболее приоритетным вопросам, прежде всего, реформирование Конституции (в первую очередь избирательной системы). Со стороны представителей оппозиционной политической партии «Апсны» была озвучена необходимость решение вопросов внешней безопасности, которые особенно актуализировались в связи с проведением Россией специальной военной операции. Данный вопрос поддержала оппозиционная республиканская организация «Абхазское народное движение», отметившая необходимость мобилизации абхазского населения, однако фактически весь диалог сводился на очередную критику действующего президента А. Бжания за его «неэффективную» политику и, как результат, не достигнуто соглашения ни по одному из озвученных важных для республики вопросов [7].
Ещё М. Дюверже в своих работах отмечал, что организация партий основывается в первую очередь на практических установках и неписаных правилах, а внутренние регламенты описывают лишь небольшую часть реализуемой политической реальности, и многая информация об организации партии недоступна [11]. Описываемая картина актуальна для партийной системы де-факто государств постсоветского пространства, однако дополнительно возникли новые причины, помимо тех, что выделял М. Дюверже.
Сегодня любая политическая партия обладает возможностью, ранее не имевшей место представлять информацию о своей деятельности в интернет-пространстве, однако анализ официальных сайтов партий свидетельствует, что наибольшая часть абхазских политических партий не использует информационные возможности XXI в. Такая ситуация свидетельствует, с одной стороны, о наличии организационных пробелов в сфере пропаганды деятельности партий, с другой - имеет место отсутствие финансовых ресурсов для использования партиями СМИ, которые сегодня выступают одними из важнейших инструментов влияния на общественное сознание. Экс-президент ре-
спублики Абазия А. Анкваб в 2017 г. в своём выступлении на IX съезде политической партии «Амцахара» акцентировал внимание на СМИ как важном политическом инструменте, которым оппозиционные силы не обладают в полной мере, в связи с чем необходимо развивать альтернативные источники информации, включая электронные. Если оппозиция не будет способна самостоятельно формулировать свои цели и задачи в вопросах бюджета, здравоохранения, правоохранительных структур, социальной защиты, экологии и многих других социально значимых сферах, своё разъяснение на них населению даст власть [3]. На практике в республике продолжает сохраняться монополия провластных политических партий на радио и телевещании.
Выводы. Формирование в Абхазии реальной многопартийности сдерживалось мажоритарной избирательной системой и наличием сильного института президентства. Немаловажное значение имело также наличие постоянных социально-политические разногласий между различными союзами по вопросам получения доступа к административным ресурсам и неконституционная смена власти. Всё это стало сдерживающим фактором институционализации партийной системы
Одновременно мажоритарная избирательная система создала для абхазских партий возможность формирования устойчивых коалиций - провластной и оппозиционной. Но партии, не сумевшие получить доступ к властным ресурсам в виде мест в парламенте, либо победы выдвигаемого (поддерживаемого) кандидата в президенты, имели мало шансов для институционализации. В Абхазии наиболее влиятельные партии «Амца-хара» и «Единая Абхазия» в предвыборных компаниях консолидируются в блоки. Создание коалиций между политическими партиями и общественно-политическими движениями наблюдается преимущественно в среде оппозиции. Коалиции создаются не только в избирательные периоды, но и после подведения итогов, в случае, если оппозиционная коалиция не соглашалась с результатами выборов и пыталась повлиять на их результаты нелегитимными методами (2014, 2018 и 2022.).
Особенность политической институцио-нализации Республики Абхазия в отсутствии ярко выраженных прозападных сил. Любое упоминание о факте грузинского финанси-
рования является существенным ударом по имиджу партии, её кандидатов в депутаты или на пост главы государства. При этом программы кандидатов и партий не имеют между собой принципиального отличия. Абхазские избиратели ориентированы на личность кандидата, его репутационный имидж среди населения, в связи с чем отсутствует реальная идеологическая и программная борьба между политическими партиями. Даже в случае представления политической партией чёткой и грамотно сформулированной программы выбор абхазского электората ориентирован на личность, представляющую эту программу. В партийных программах и лозунгах отсутствуют не только прозападные идеи, но и антироссийские призывы. Вопрос сотрудничества Абхазии и России не ставится для оппозиции, не отторгается критика распределения финансовой российской помощи властными структурами [28]. Единогласие среди политических партий присутствует и в вопросе независимости республики, которое можно встретить не только в их предвыборных программах, но и в публичных заявлениях. Идеология политических партий Абхазии имеет умеренное направление, ориентирована на всеобщие ценности (свобода, равенство и т. д.). Проведённый анализ свидетельствует об отсутствии партий с экстремистской и революционной идеологией и антисистемных партий. Существующие оппозиционные движения требуют изменения конституции и корректировки политической системы.
Среди причин, препятствующих инсти-туционализации, следует отметить недостаточность опыта государственной работы у большинства избранных партийных представителей, монополия на СМИ, неразвитость электронных информационных изданий, недостатки в информационном освящении своей деятельности (например, нет доступа, либо не функционируют официальные сайты политических партий). Персонализированное президентское правление не позволяет развиваться конкурентоспособной политической системе и возникает многопартийная фикция. Избранные партии с приходом к власти реально не корректировали политику, ориентируясь на нужды населения, фокусируя своё внимание в первую очередь на сохранение позиций во властных структурах. Позитивным моментом является тот факт, что всё вышеперечисленное не влияет существен-
но на отчуждение граждан республики от политической системы. Явка избирателей на парламентские выборы с 2002 г. всегда стабильна и в два раза превышает установленный порог в 25 %. Институционализации партийной системы также способствует
Список литературы_
отсутствие монополии на власть со стороны одной политической партии.
Таким образом, в настоящее время динамика процесса институционализации партийной системы Абхазии позволяет утверждать о её незавершенном характере.
1. «АРУАА» предлагает проведение в Абхазии референдума. Текст: электронный // Общественный информационный портал АИААИР 2022. URL: https://aiaaira.com/component/k2/itemlist/tag/%D0%90%D0 %A0%D0%A3%D0%90%D0%90 (дата обращения: 02.03.2023).
2. Абхазская оппозиция объединилась: «Надо выполнить новую повестку». Текст: электронный // EurAsia Daily. 2021. URL: https://eadaily.com/ru/news/2021/11/17/abhazskaya-oppoziciya-obedinilas-nado-vypolnit-novuyu-povestku (дата обращения: 01.03.2023).
3. Александр АНКВАБ: «Уставшее от проблем общество нельзя подвергать новым стрессам» (Выступление на IX съезде политической партии «Амцахара». Сухум, 29 июня 2017 г). Текст: электронный // Официальный сайт политической партии Амцахара. 2017. URL: http://www.amtsakhara.org/ru (дата обращения: 03.01.2023).
4. Александр Анкваб: «Я не согласен с тем, что есть необходимость голосовать против всех». Текст: электронный // Информагентство «Апсадгьыл-инфо». 2019. URL: https://apsadgil.info/news/politics/ aleksandr-ankvab-ya-ne-soglasen-s-tem-chto-est-neobkhodimost-golosovat-protiv-vsekh-/?sphrase_id=5135 (дата обращения: 09.03.2023).
5. Аслан Бжания: не уверен, что мы должны переходить к смешанной системе выборов. Текст: электронный // Информагентство «Апсадгьыл-инфо». 2021. URL: https://apsadgil.info/news/politics/aslan-bzhaniya-ne-uveren-chto-my-dolzhny-perekhodit-k-smeshennoy-sistemy-vyborov/?sphrase_id=5135 (дата обращения: 09.04.2023).
6. Бердегулова Л. А. Генезис парламентаризма в квазигосударственном образовании на примере Республики Абхазия // Символ науки. 2015. № 9. С. 97-98.
7. Встреча в Общественной палате с президентом Асланом Бжания и представителями оппозиции. Текст: электронный // Общественная палата Республики Абхазия: [офиц. сайт]. 2022. URL: https:// opra.apsny.land/novosti/item/455-vstrecha-v-obshchestvennoj-palate-s-prezidentom-aslanom-bzhaniya-i-predstavitelyami-oppozitsii (дата обращения: 15.09.2022).
8. Выборы в Парламент Абхазии: результаты всех кандидатов. Текст: электронный // Новостное агентство Sputnik Абхазии. 2022. URL: https://sputnik-abkhazia.ru/20220319/itogi-vyborov-v-parlament-abkhazii-1038202322.html (дата обращения: 15.09.2022).
9. Выборы в Парламент весной 2022 года будут проводиться по мажоритарной системе и одномандатным округам. Текст: электронный // Государственное информационное агентство «Апсныпресс». 2022. URL: https://apsnypress.info/ru/item/4719-vybory-v-parlament-vesnoj-2022-goda-budut-provoditsya-po-mazhoritarnoj-sisteme-i-odnomandatnym-okrugam (дата обращения: 15.09.2022).
10. Дорога в Парламент: что нужно знать о депутатских выборах в Абхазии. Текст электронный // Новостное агентство Sputnik Абхазии. 2022. URL: https://sputnik-abkhazia.ru/20220310/doroga-v-parlament-chto-nuzhno-znat-o-deputatskikh-vyborakh-v-abkhazii-1038033119.html (дата обращения: 12.03.2023).
11. Дюверже М. Политические партии. М.: Академический проект, 2002. 560 с.
12. Заявление «Айтайра» в связи с резолюцией и заявлением НПС. Текст: электронный // Информагентство «Апсадгьыл-инфо». 2021. URL: https://apsadgil.info/opinions/comments/zayavlenie-aytayra-v-svyazi-s-rezolyutsiey-i-zayavleniem-npsa/?sphrase_id=5135 (дата обращения: 29.12.2022).
13. Кэй Л. Новый подход к сравнительному исследованию политических партий // Политическая наука. 2010. № 4. С. 29-48.
14. Маркедонов С. М. Де-факто государства постсоветского пространства: выборы и демократизация // Вестник Евразии. 2008. № 3. С. 75-98.
15. Мацузато К. Патронное президентство и политика в сфере идентичности в непризнанной Абхазии // Вестник Евразии. 2006. № 4. С. 132-159.
16. Нателла Акаба: действующая власть не прислушивается к мнению истинных патриотов Апсны. Текст: электронный // Информагентство «Апсадгьыл-инфо». 2019. URL: https://apsadgil.info/news/politics/ natella-akaba-deystvuyushchaya-vlast-ne-prislushivaetsya-k-mneniyu-istinnykh-patriotov-apsny/?sphrase_ id=5135 (дата обращения: 07.04.2021).
17. О'Бойхин Д. Выборы в де-факто государствах: Абхазия, Нагорный Карабах и Приднестровье в 2011-2012 гг. // Политическая наука. 2014. № 3. С. 135-161.
18. Общественная палата проводит консультации с целью выработки концепции выхода из политического кризиса. Текст: электронный // Информагентство «Апсадгьыл-инфо». 2022. URL: https://apsadgil.
info/news/politics/obshchestvennaya-palata-provodit-konsultatsii-s-tselyu-vyrabotki-kontseptsii-vykhoda-iz-politichesko/?sphrase_id=5135 (дата обращения: 14.04.2022).
19. Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. М.: Рос. полит. энц., 2010. 760 с.
20. Плавинский В. Б. Легитимация политической власти в новых политиях как объект исследования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 11-3. С. 117-120.
21. Платонова М. А. Президентские и парламентские выборы в Республике Абхазии после признания независимости // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2013. № 1. С. 117-126.
22. Политический гид: особенности партийной системы Абхазии. Текст: электронный // Новостное агентство Sputnik Абхазии. 2021. URL: https://sputnik-abkhazia.ru/20211019/Politicheskiy-gid-osobennosti-partiynoy-sistemy-Abkhazii--1033330264.html (дата обращения: 02.02.2022).
23. Политпартия «Апсны» выдвинула кандидатов в депутаты Парламента. Текст: электронный // Новостное агентство Sputnik Абхазии. 2022. URL: https://sputnik-abkhazia.ru/20220209/politpartiya-apsny-vydvinula-kandidatov-v-deputaty-parlamenta-1037504715.html (дата обращения: 15.03.2023).
24. Пример остальным: иностранные наблюдатели оценили ход выборов в Абхазии. Текст: электронный // Новостное агентство Sputnik Абхазии. 2022. URL: https://sputnik-abkhazia.ru/20220312/primer-ostalnym-inostrannye-nablyudateli-otsenili-khod-vyborov-v-abkhazii-1038080921.html (дата обращения: 13.03.2022).
25. Сартори, Д. Партии и партийные системы: рамки анализа // Партии и выборы: Хрестоматия / отв. ред. и сост. Н. В. Анохина, Е. Ю. Мелешкина. М.: МГИМО, 2004. С. 14-25.
26. Сергеева Л. В. Особенности и ограничения институционализации партийной системы непризнанных (частично признанных) государств постсоветского пространства на примере Абхазии // Вестник Пермского университета. 2015. № 1. С. 24-39.
27. Сергеева Л. В. Трансформация политического режима частично признанной Республики Абхазия. Текст: электронный // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 2. URL: https://www.evestnik-mgou.ru/jour/article/view/997 (дата обращения: 14.03.2021).
28. Скаков А. Ю. Абхазия: предварительные социально-политические итоги 2017 г. // Международная аналитика. 2017. № 3. С. 43-55.
29. Смыр С. М. Политические партии, иные общественные объединения: их роль в обеспечении конституционного развития Республики Абхазия // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 62-64.
30. Сухов И. Президентские выборы в Абхазии в 2009 году: частичное повторение пройденного. Таллин: Международный центр оборонных исследований, 2009. 46 с.
31. Три политические партии выдвинули кандидатов в Парламент. Текст: электронный // Новостное агентство Sputnik Абхазии. 2022. URL: https://sputnik-abkhazia.ru/20220201/tri-politicheskie-partii-vydvinuli-kandidatov-v-parlament-1037385353.html (дата обращения: 05.02.2022).
32. У Администрации президента собрались сторонники действующей власти. Текст: электронный // Информагентство «Апсадгьыл-инфо». 2021. URL: https://apsadgil.info/news/politics/u-administratsii-prezidenta-sobralis-storonniki-deystvuyushchey-vlasti-/?sphrase_id=5100 (дата обращения: 06.04.2023).
33. Ульянова Ю. С. Политический «фронт» в Абхазии и Южной Осетии // Современная наука и инновации. 2016. № 4. С. 252-256.
34. Халилова А. С., Хашба А. Ш., Гебеков Г Ф. Реальные субъекты политического процесса в Республике Абхазия начала XXI века: к вопросу о роли оппозиции // Теории и проблемы политических исследований. 2018. № 7. С. 63-73.
35. ЦИК утвердил план проведения повторных выборов депутата по Гудаутскому округу № 18. Текст: электронный // Информагентство «Апсадгьыл-инфо». 2022. URL: https://apsadgil.info/news/politics/ tsik-utverdil-plan-provedeniya-povtornykh-vyborov-deputata-po-gudautskomu-okrugu-18-/?sphrase_id=5135 (дата обращения: 09.04.2022).
36. Beachain D. Ö. The dynamics of electoral politics in Abkhazia // Communist and Post-Communist Studies. 2012. № 1-2. P. 165-174.
37. Ezrow N. The importance of parties and party system institutionalization in new democracies. Текст: электронный // Institute for Democracy & Conflict Resolution - Briefing Paper. 2011. URL: https://repository. essex.ac.uk/4483/1/06_11.pdf (дата обращения: 09.04.2022).
38. Mainwaring S., Torcal M. Party system institutionalization and party system theory after the third wave of democratization // Handbook of party politics. 2006. No. 6. Р. 204-227.
References_
1. ARUAA proposes holding a referendum in Abkhazia. Public information portal AIAAIR, 2022. Web. 02.03.2023. https://aiaaira.com/component/k2/itemlist/tag/%D0%90%D0%A0%D0%A3%D0%90%D0%90. (In Rus.).
2. The Abkhaz opposition united: "It is necessary to fulfill the new agenda". EurAsia Daily, 2021. Web. 01.03.2023. https://eadaily.com/ru/news/2021/11/17/abhazskaya-oppoziciya-obedinilas-nado-vypolnit-novuyu-povestku. (In Rus.).
3. Alexander ANKVAB: "Resist the desire to do something new" (Speech at the IX Congress of the political party "Akhmadara". Sukhum, June 29, 2017). Official website of the Amtsakhara political Party, 2017. Web. 03.01.2023. http://www.amtsakhara.org/ru. (In Rus.).
4. Alexander Ankvab: "I do not agree that there is a need to vote against everyone". Apsadgyl-info News Agency, 2019. Web. 09.03.2023. https://apsadgil.info/news/politics/aleksandr-ankvab-ya-ne-soglasen-s-tem-chto-est-neobkhodimost-golosovat-protiv-vsekh-/?sphrase_id=5135. (In Rus.).
5. Aslan Bzhania: I am not sure that we should move to a mixed system of elections. Apsadgyl-info News Agency, 2021. Web. 09.04.2023. https://apsadgil.info/news/politics/aslan-bzhaniya-ne-uveren-chto-my-dolzhny-perekhodit-k-smeshennoy-sistemy-vyborov/?sphrase_id=5135. (In Rus.).
6. Berdegulova L. A. Genesis of parliamentarism in quasi-public education on the example of the Republic of Abkhazia. A symbol of science, no. 9, pp. 97-98, 2015. (In Rus.).
7. Meeting in the Public Chamber with President Aslan Bzhania and representatives of the opposition. Public Chamber of the Republic of Abkhazia: official website, 2022. Web. 15.09.2023. https://opra.apsny.land/ novosti/item/455-vstrecha-v-obshchestvennoj-palate-s-prezidentom-aslanom-bzhaniya-i-predstavitelyami-oppozitsii. (In Rus.).
8. Elections to the Parliament of Abkhazia: results of all candidates. Sputnik Asia News Agency, 2022. Web. 15.09.2023. https://sputnik-abkhazia.ru/20220319/itogi-vyborov-v-parlament-abkhazii-1038202322.html (In Rus.).
9. Parliamentary elections in the spring of 2022 will be held according to the majority system and singlemandate constituencies. State News Agency "Apsnypress", 2022. Web. 15.09.2022. https://apsnypress. info/ru/item/4719-vybory-v-parlament-vesnoj-2022-goda-budut-provoditsya-po-mazhoritarnoj-sisteme-i-odnomandatnym-okrugam. (In Rus.).
10. The road to Parliament: what you need to know about parliamentary elections in Abkhazia. Textile Sputnik Asia News Agency, 2022. Web. 12.03.2023. https://sputnik-abkhazia.ru/20220310/doroga-v-parlament-chto-nuzhno-znat-o-deputatskikh-vyborakh-v-abkhazii-1038033119.html. (In Rus.).
11. Duverger M. Political parties. Moscow: Academic project, 2002. (In Rus.).
12. Aitair's statement in connection with the resolution and the statement of the NPC. Text: electronic // Apsadgyl-info News Agency, 2021. Web. 29.12.2022. https://apsadgil.info/opinions/comments/zayavlenie-aytayra-v-svyazi-s-rezolyutsiey-i-zayavleniem-npsa/?sphrase_id=5135. (In Rus.).
13. Kay L. A new approach to the comparative study of political parties. Political Science, no. 4, pp. 29-48, 2010. (In Rus.).
14. Markedonov S. M. De facto states of the post-Soviet space: elections and democratization. Bulletin of Eurasia, no. 3, pp. 75-98, 2008. (In Rus.).
15. Matsuzato K. Patron presidency and identity policy in unrecognized Abkhazia. Bulletin of Eurasia, no. 4, pp. 132-159, 2006. (In Rus.).
16. Natella Aqaba: the current government does not listen to the opinion of the true patriots of Apsna. Apsadgyl-info News Agency, 2019. Web. 07.04.2023. https://apsadgil.info/news/politics/natella-akaba-deystvuyushchaya-vlast-ne-prislushivaetsya-k-mneniyu-istinnykh-patriotov-apsny/?sphrase_id=5135. (In Rus.).
17. O'boikhin D. Elections in de facto states: Abkhazia, Nagorno-Karabakh and Transnistria in 2011-2012. Political Science, no. 3, pp. 135-161, 2014. (In Rus.).
18. The Public Chamber holds consultations in order to develop a concept for overcoming the political crisis. Apsadgyl-info News Agency. 2022. Web. 14.04.2023. https://apsadgil.info/news/politics/obshchestvennaya-palata-provodit-konsultatsii-s-tselyu-vyrabotki-kontseptsii-vykhoda-iz-politichesko/?sphrase_id=5135. (In Rus.).
19. Ostrogorsky M. Ya. Democracy and political parties. Moscow: Russian Political Institute, 2010. (In Rus.).
20. Plavinsky V. B. Legitimation of political power in new polities as an object of research. Actual problems of humanities and natural sciences, no. 11-3, pp. 117-120, 2016. (In Rus.).
21. Platonova M. A. Presidential and parliamentary elections in the Republic of Abkhazia after recognition of independence. Politiya: Analiz. Chronicle. Forecast, no. 1, pp. 117-126, 2013. (In Rus.).
22. Political guide: features of the party system of Abkhazia. Sputnik Asia News Agency. 2021. Web. 02.02.2022. https://sputnik-abkhazia.ru/20211019/Politicheskiy-gid-osobennosti-partiynoy-sistemy-Abkhazii--1033330264.html. (In Rus.).
23. The political Party "Apsny" has nominated candidates for deputies of the Parliament. Sputnik Asia News Agency. 2022. Web. 15.03.2023. https://sputnik-abkhazia.ru/20220209/politpartiya-apsny-vydvinula-kandidatov-v-deputaty-parlamenta-1037504715.html. (accessed: 03/15/2023). (In Rus.).
24. Example to the rest: foreign observers assessed the course of the elections in Abkhazia. Sputnik Asia News Agency. 2022. Web. 13.03.2023. https://sputnik-abkhazia.ru/20220312/primer-ostalnym-inostrannye-nablyudateli-otsenili-khod-vyborov-v-abkhazii-1038080921.html. (In Rus.).
25. Sartori D. Parties and party systems: the framework of analysis. Parties and elections: A Textbook. Ed. and comp. N. V. Anokhina, E.Yu. Meleshkina. Moscow: MGIMO, 2004. (In Rus.).
26. Sergeeva L. V. Features and limitations of the institutionalization of the party system of the unrecognized (partially recognized) states of the post-Soviet space on the example of Abkhazia. Bulletin of the Perm University, no. 1, pp. 24-39, 2015. (In Rus.).
27. Sergeeva L. V. Transformation of the political regime of the partially recognized Republic of Abkhazia. Bulletin of the Moscow State University, 2015, no. 2. Web. 14.03.2023. https://www.evestnik-mgou.ru/jour/ article/view/997. (In Rus.).
28. Skakov A. Y. Abkhazia: preliminary socio-political results of 2017. International Analytics, no. 3, pp. 43-55, 2017. (In Rus.).
29. Smyr S. M. Political parties, other public associations: their role in ensuring the constitutional development of the Republic of Abkhazia. Constitutional and Municipal law, no. 11, pp. 62-64, 2017. (In Rus.).
30. Sukhov I. Presidential elections in Abkhazia in 2009: partial repetition of the past. Tallinn: International Center for Defense Studies, 2009. (In Rus.).
31. Three political parties have nominated candidates for Parliament. Sputnik Asia News Agency, 2022. Web. 05.02.2023. https://sputnik-abkhazia.ru/20220201/tri-politicheskie-partii-vydvinuli-kandidatov-v-parlament-1037385353.html. (In Rus.).
32. Supporters of the current government gathered at the Presidential Administration. Text: electronic // Apsadgyl-info News Agency, 2021. Web. 06.04.2023. https://apsadgil.info/news/politics/u-administratsii-prezidenta-sobralis-storonniki-deystvuyushchey-vlasti-/?sphrase_id=5100. (In Rus.).
33. Ulyanova Yu. S. The political "front" in Abkhazia and South Ossetia. Modern science and innovation, no. 4, pp. 252-256, 2016. (In Rus.).
34. Khalilova A. S., A Khashba. Sh., G Gebekov. F. Real subjects of the political process in the Republic of Abkhazia at the beginning of the XXI century: on the role of the opposition. Theories and problems of political research, no. 7, pp. 63-73, 2018. (In Rus.).
35. The CEC approved a plan for holding repeated elections of a deputy in Gudauta district No. 18. Apsadgyl-info News Agency, 2022. Web. 09.04.2023. https://apsadgil.info/news/politics/tsik-utverdil-plan-provedeniya-povtornykh-vyborov-deputata-po-gudautskomu-okrugu-18-/?sphrase_id=5135. (In Rus.).
36. Bichain D. O. Dynamics of electoral politics in Abkhazia. Communist and post-communist studies, no. 1-2, pp. 165-174, 2012. (In Eng.).
37. Ezrow N. The importance of parties and the institutionalization of the party system in new democracies. Institute of Democracy and Conflict Resolution - Information document, 2011. Web. 09.04.2023. https:// repository.essex.ac.uk/4483/1/06_11.pdf. (In Eng.).
38. Mainwaring S., Torkal M. Institutionalization of the party system and the theory of the party system after the third wave of democratization. Handbook of Party Politics, no. 6, pp. 204-227, 2006. (In Eng.).
Информация об авторах_
Шалак Александр Васильевич, д-р ист. наук, профессор, зав. кафедрой международных отношений и таможенного дела, Байкальский государственный университет, г Иркутск, Россия; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-7105-5776. Область научных интересов: мировая политика, международные отношения, постсоветское пространство, политические процессы и институты, условия жизни и быта населения Восточной Сибири в середине XX в.
Ерицян Инга Нелсиковна, старший преподаватель кафедры международных отношений и таможенного дела, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Россия; [email protected]; https:// orcid.org/0009-0004-3462-0846. Область научных интересов: постсоветское пространство, де-факто государства, политические институты и процессы, Южный Кавказ.
Information about the authors
Shalak Alexander V., Doctor of History in History, Professor, Head of the Department of International Relations and Customs, Baikal State University, Irkutsk, Russia; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-7105-5776. Research interests: world politics, international relations, post-Soviet space, political processes and institutions, living conditions of the population of Eastern Siberia in the middle of the 20th century.
Yeritsyan Inga N., Senior Lecturer of the Department of International Relations and Customs, Baikal State University, Irkutsk, Russia; [email protected]$ https://orcid.org/0009-0004-3462-0846. Research interests: post-Soviet space, de facto states, political institutions and processes, South Caucasus.
Вклад авторов в статью_
А. В. Шалак - анализ современных политических процессов в Республике Абхазия, разработка методологии исследования, анализ абхазских информационно-новостных агентств, сбор материалов, библиографии, написание текста.
И. Н. Ерицян - анализ истории формирования общественных объединений и политических партий Республики Абхазия, анализ партийных программ политических партий Республики Абхазия, анализ официальных сайтов абхазского правительства и парламента, сбор материалов, библиографии, написание текста.
The authors' contribution to the article
A. V. Shalak - analysis of modern political processes in the Republic of Abkhazia, development of research methodology, analysis of Abkhaz information and news agencies, collection of materials, bibliographies, writing the text.
I. N. Yeritsyan - analysis of the history of the formation of public associations and political parties of the Republic of Abkhazia, analysis of the party programs of the political parties of the Republic of Abkhazia, analysis of the official websites of the A Abkhaz government and parliament, collection of materials, bibliographies, writing the text.
Для цитирования_
Шалак А. В., Ерицян И. Н. Институционализация партийной системы в де-факто государствах постсоветского пространства (на примере Республики Абхазия // Вестник Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 29, № 2. С. 184-195. DOI: 10.2109/2227-9245-2023-29-2-184-195.
For citation
Shalak A. V., Yeritsyan I. N. Institutionalization of the party system in the de facto states of the post-Soviet space (on the example of the Republic of Abkhazia) // Transbaikal State University Journal. 2023. Vol. 29, no. 2. P. 184-195. DOI: 10.2109/2227-9245-2023-29-2-184-195.