Научная статья на тему 'Гендер и выборы в признанных и непризнанных государствах: парламентские выборы 2012 г. В Грузии и Абхазии'

Гендер и выборы в признанных и непризнанных государствах: парламентские выборы 2012 г. В Грузии и Абхазии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
150
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / GEORGIA / АБХАЗИЯ / ABKHAZIA / ВЫБОРЫ / ELECTIONS / ГЕНДЕР / GENDER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — О’бойхин Стефанчак Каролина

В данной статье рассматриваются гендерные аспекты результатов двух парламентских соревнований 2012 г. в признанном государстве Грузия и де-факто государстве Абхазия. Отличающиеся результаты голосования анализируются в контексте различий избирательной среды этих государств: электоральные системы, политические партии, влияние поправок в грузинском законодательстве 2012 г. на деятельность партий, которые включали в себя намерения поддержать 20%-ные гендерные квоты для кандидатов. В статье проводится гендерный анализ партийных кандидатов и результатов выборов. Путем сравнения нескольких кейсов избирательных кампаний женщин-кандидатов оценивается влияние электоральной среды на успех женщин-политиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender and elections in recognised and unrecognised states: The 2012 contests to the legislatures of Georgia and Abkhazia

The paper examines the divergent gender aspect of two parliamentary contests held in 2012 in the de facto state of Abkhazia and its parent state of Georgia.The paper places the election results in the context of the states’ electoral environments the electoral systems, the political parties contesting the elections, and the impact of the 2012 amendments to Georgian law on political parties, which included financial incentive to support a 20% gender quota for candidates. It presents a gender analysis of the party candidates and of the election results. It assesses the impact of the electoral environment on women politicians by using a comparative case study of the election campaigns of selected women candidates.

Текст научной работы на тему «Гендер и выборы в признанных и непризнанных государствах: парламентские выборы 2012 г. В Грузии и Абхазии»

К. О'БОЙХИН СТЕФАНЧАК

ГЕНДЕР И ВЫБОРЫ В ПРИЗНАННЫХ И НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ: ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2012 г. В ГРУЗИИ И АБХАЗИИ1

Введение

Распад Советского Союза в 1991 г. официально завершился появлением 15 новых государств на его бывшей территории. Карта Кавказа в какой-то мере обманчива, так как признанные международным сообществом границы бывшей Грузинской ССР не указывают на территории, реально контролируемые формальным правительством. Унаследованная от советских времен напряженная межнациональная обстановка привела к войнам, создавшим два де-факто государства - Абхазию и Южную Осетию, существующих в границах признанной Грузии.

Грузия и Абхазия имеют собственные существенно различные динамики государственного строительства и политические культуры. Статус Абхазии как непризнанного государства, ограниченное международное взаимодействие, отсутствие гуманитарной помощи в де-факто государствах и значительная помощь Грузии со стороны США и ЕС влияли на эту динамику в течение 20 лет. На основе парламентских выборов 2012 г., проводившихся в марте и октябре в Грузии и Абхазии соответственно, в статье анализируются политические позиции женщин в этих странах.

1 Статья написана специально для нашего журнала. Перевод с английского.

По данным Национальной статистической службы Грузии, численность населения Грузии на начало 2012 г. составляла 4 497 600 человек [Population, S.a.], не включая проживающих в Абхазии и Южной Осетии. Число избирателей, зарегистрированных Центральной избирательной комиссией Грузии на выборах 2012 г., составило 3 613 851 человек [Report on the elections... 2012]. Согласно февральской переписи 2011 г. население Абхазии немного превышает 240 тыс. человек (240 705): 122 069 из них - абхазцы, 43 166 - грузины, 41 864 - армяне и 22 077 - русские [Численность населения Абхазии. 2011].

После выборов 2008 г. число женщин в парламенте Грузии сократилось до 6% (9 из 150 депутатов), что, согласно исследованию ОБСЕ [Norris, Krook, 2011], поставило Грузию на последнее место среди стран - членов ОБСЕ по доле женщин в нижней палате парламента. Среди 75 депутатов, избранных по мажоритарному принципу, только одна была женщиной - Русудан Кервалишвили, представитель района Тбилиси - Самгори. В правящей партии «Единое национальное движение» (ЕНД) было восемь женщин-депутатов (одна избрана по мажоритарному принципу, семь по партийным спискам), в то время как еще одна женщина-депутат, Магдалина Аникашвили, была избрана по пропорциональной системе из списка Христианско-демократического движения.

Конкурентные парламентские выборы 2007 г. в Абхазии [О Beachain, 2012] привели к избранию трех женщин-депутатов из 35: Ирина Агрба, Амра Агрба и Рита Лолуа. Победа на дополнительных выборах Эммы Гамисониа в 2008 г. добавила в Народное собрание четвертую женщину, увеличив процент женщин с 8,5 до 11,4. Ирина Агрба была назначена спикером парламента - наивысший пост, который занимала женщина в Абхазии. После войны в Южной Осетии 26 августа 2008 г. Абхазия была формально признана суверенным государством Россией и пятью другими членами ООН: Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Тувалу и Вануату1.

1 На время написания статьи (май 2013) еще не было ясно, изменила ли Вануату свое решение об установлении дипломатических отношений с Абхазией. 20 мая 2013 г. президент Грузии Михаил Саакашвили встретился с премьер-министром Вануату Моана Каркассес Калосилом, чтобы поблагодарить его за решение отказаться от признания Абхазии [Saakashvili meets Vanuatu's PM... 2013]. В ответ на это абхазский министр иностранных дел Ираклий Хинтба на-

Седьмые парламентские выборы Грузии, которые составляют один из рассмотренных здесь кейсов, состоялись 1 октября 2012 г. Выборы пятого созыва Народного собрания Абхазии, второй рассматривающийся здесь случай, проводились в два раунда 10 и 24 марта 2012 г.

Обзор литературы

Сравнительные исследования парламентов, политических партий, выборов или тендерных аспектов в признанных и непризнанных государствах в настоящее время отсутствуют. Данная статья вносит свой вклад в четыре главные области исследований: непризнанные де-факто государства, постсоветские и посткоммунистические законодательные собрания и политические партии, политика постсоветской Грузии и женщины в политических партиях и парламенте.

В настоящее время существует лишь небольшое число литературы о де-факто государствах и их «родителях». Некоторые авторы исследуют внутреннюю политику Приднестровья и Абхазии [Popescu, 2006], общественное мнение в Абхазии [O'Loughlin et al, 2011], анализируют внутренние источники государственного строительства непризнанных государств из числа бывших республик СССР [Caspersen, 2011] или изучают позиции де-факто государства внутри международной системы [Unrecognized states in the international system, 2010]. Наибольшее количество работ по де-факто государствам сфокусированы на вопросах суверенитета [см. например: De facto states, 2004] или аспектах безопасности и стабилизации неразрешенных конфликтов [Lynch, 2004]. Из-за влияния ЕС и ОБСЕ в процесс урегулирования конфликтов и евро-атлантических притязаний Грузии и Молдовы появились публикации, посвященные влиянию внешних организаций на эти территории [см., например: Hopmann, 2003; Fall, 2006; Jawad, 2008; Gross, Juncos, 2010; Popescu, 2011]. Также есть исследования, посвященные негативному влиянию внутренней политики Грузии на демократические процессы [см., например: Democracy and state building in Georgia... 2012; Mitchell, 2006;

звал откровения об отзыве решения о признании «не более, чем фантазиями президента Грузии» [Распространенное грузинскими СМИ... 2013], заявляя о том, что внутри правительства Вануату звучали «различные мнения» на этот счет.

2008; 2009; Siroky, Aprasidze, 2011; Broers, 2005; Tatum, 2009], процессы государственного строительства [Ó Beacháin, 2009; King, 2004], политическим системам и партиям [Bader, 2010; Nodia, Scholtbach, 2007].

Есть более общие работы о природе парламентской политики в постсоветских государствах, например, статья Нортона и Олсона (199б) о «парламентах в молодости» и легислатурах в демократическом транзите, работа о посткоммунистических легислатурах [Norton, Olson, 2007], а также публикации, рассматривающие партии в Восточной Европе [Lewis, 2000; Millard, 2004], в России [Gel'man, 2008] и в новых европейских демократиях [Rose, Munro, 2009].

Имеется существенное количество литературы о гендере в политическом представительстве. Исследователи изучали роль политических партий в увеличении политического участия женщин [Ballington, 2004; Caul, 1999; Kunovich, Paxton, 2005; Lovenduski, Norris, 1993]. Многие авторы анализировали связь между электоральными системами и гендерным исходом выборов [Griffith-Traversy, 2002; McAllister, Studlar, 2002; Moser, 2001; Rule, 1994]. Существует большое количество публикаций о представительстве женщин в национальных легислатурах [например: Galligan, Tremblay, 2005; Krook, 2010; Matland, 1998; Paxton, 1997; Tremblay, 2007] и о женском политическом представительстве на посткоммунистическом пространстве [Gender politics and post-communism, 1993; Galligan, Clavero, 2008; Women's access. 2003]. Несмотря на то что обширной литературы о гендере и политике на Кавказе не существует, есть исследования усиления роли женщин в политике на постсоветском пространстве [PostSoviet women, 1997; Racioppi, O'Sullivan See, 1995; Nechemias, 2000; Usha, 2005].

Эта работа вносит вклад в литературу о постсоветских и восточноевропейских парламентах, политических партиях, выборах и тендере.

Электоральные системы

Электоральные системы в изучаемых государствах различны. Все 35 депутатов в Абхазии избираются на 5-летний срок в одномандатных округах по мажоритарной системе в два тура, если ни один из кандидатов не набирает абсолютное большинство в

первом туре. Чтобы выборы были действительными, требуется 25%-ная явка избирателей1. Число соперников от каждой партии ограничено: ст. 4 Избирательного кодекса устанавливает, что политическая партия может номинировать кандидатов в не более чем трети округов (максимум 11). Число избирателей в округах варьируется от 1724 в Беслети - избирательном округе № 21 - до 7663 в Гудаута - округе № 162.

Грузинский парламент избирается на четыре года на основе смешанной системы: 73 депутата представляют одномандатные округа, 77 избираются по партийным спискам - в общей сложности 150 депутатов3. Проходной барьер для партий составляет 5%, и 77 мест распределяются пропорционально голосам, полученным субъектом избирательного процесса на выборах. В соревновании по округам побеждает кандидат4, набравший максимальное число голосов (минимум 30%). Если ни один из них не набирает необходимого количества голосов, то проводится второй раунд между двумя кандидатами, получившими наибольшую поддержку5. Согласно новым правилам, в выборах по округам могут также участвовать независимые кандидаты, в дополнение к выдвинутым партиями и блоками. Независимые кандидаты должны зарегистрироваться в Центральной избирательной комиссии (ЦИК) инициативной группой избирателей, состоящей из пяти членов, при этом должны иметь поддержку хотя бы 1% избирателей данного избирательного округа (однако это правило не распространяется на кандидатов-инкумбентов) и внести взнос в размере 5 тыс. лари. Взнос возвращается только тем кандидатам, которые набирают не менее 10% голосов6. Число избирателей в округах варьируется от 5810 (Каз-беги) до 162 732 (Кутаиси)7.

1 Конституционный закон Республики Абхазия о выборах депутатов Народного собрания - парламент Республики Абхазия

2 Данные предоставлены Центральной избирательной комиссией Абхазии в марте 2012 г.

3 Ст. 109 Избирательного кодекса Грузии.

4 Ст. 125 Избирательного кодекса Грузии.

5 Ст. 126 Избирательного кодекса Грузии.

6 Ст. 116 Избирательного кодекса Грузии.

7 Данные ЦИК [Number of voters, 2012].

Гендерное представительство

В абхазском законодательстве не существует положений о поддержке сбалансированного гендерного представительства в государственных институтах. В Грузии перед выборами 2012 г. парламент внес поправки в Конституционный закон о политических объединениях граждан1, которые включали финансовые инициативы на поддержку 20% гендерной квоты для кандидатов, избираемых по пропорциональной системе. Политические партии, претендующие на государственную поддержку (10% финансирования), должны включать в выдвигаемые партийные списки не менее 20% депутатов-женщин в каждой десятке кандидатов2. Государственная помощь предоставляется тем партиям, которые преодолели 4%-ный барьер на последних парламентских выборах или 3%-ный барьер3 на местных выборах. В 2011 г. правящая партия ЕНД получила государственную финансовую помощь в размере 1,95 млн лари (около 900 тыс. евро), Христианское демократическое движение (ХДД) - 767 583 лари (приблизительно 350 тыс. евро) [Political parties' funding. 2012]. Таким образом, удовлетворение гендерных критериев может существенно поддержать партийный бюджет.

Соревнующиеся политические партии

Грузия

14 политических партий, два электоральных блока (которые включают в себя еще восемь партий: шесть в составе коалиции «Грузинская мечта» и две - как часть Христианско-демократического союза), и два независимых кандидата были зарегистрированы ЦИК Грузии для участия в выборах [Report on the elections. 2012]. Данная статья фокусируется на трех основных

1 Принят парламентом 8 мая 2012 г.

2 Ст. 30.7 Конституционного закона Грузии о политических объединениях граждан.

3 Ст. 30.2 Конституционного закона Грузии о политических объединениях граждан.

партиях и одном электоральном блоке - тех, которые, исходя из предвыборных опросов, должны были получить более 1% голосов1 и которые получили более 1% на выборах 1 октября 2012 г.

Партии, удовлетворяющие этим критериям, включали в себя правящую ЕНД, основанную в 2001 г. М. Саакашвили, генеральным секретарем которой является бывший премьер-министр и долгое время занимавший пост министра внутренних дел Вано Мерабишвили. Эта правоцентристская партия, находящаяся у власти с 2004 г., аффилирована с Европейской народной партией (ЕНП)2. Главным соперником была партия «Грузинская мечта -демократическая Грузия» (ГМ), основанная в апреле 2012 г. (одноименное движение было организовано в декабре 2011 г.) миллиардером Бидзина Иванишвили. Важно отметить, что ее временным лидером была женщина - Манана Кобахидзе. Хотя Бидзина Иванишвили является почетным председателем партии3, ГМ управляется политическим советом, состоящим из 21 члена, пять из которых - женщины4. «Грузинская мечта» была главной партией внутри одноименной электоральной коалиции, которая включала в себя пять партий. Старейшей из них является Республиканская партия Грузии5, основанная в 1978 г. и в настоящее время руководимая Давидом Усупашвили. Она аффилирована с Альянсом либералов и демократов за Европу (АЛДЕ). Крупнейший коалиционный партнер ГМ - партия «Наша Грузия - свободные демократы» -была основана в июле 2009 г. Ираклием Аласания и также аффилирована с АЛДЕ6. Другие три партии в коалиции - «Националь-

1 По результатам опросов общественного мнения Национального демократического института (НДИ) в августе 2012 г. [Public attitudes in Georgia, 2012 b]; Лейбористская партия Грузии включена в опросник как «прочая оппозиция», однако на выборах 1 октября партия Шалвы Нателашвили получила более 1% голосов.

2 qAoto56o дтд^ьпЪь: [Сайт партии «Единое национальное движение»]. - Mode of access: http://www.unm.ge

3 См. сайт партии «Грузинская мечта»: Зго^оф^о обЭо. - Mode of access: http://gd.ge

4Эка Беселия, Гугули Маградзе, Элизо Чапидзе, Ирина Имерлишвили и Манана Хобахидзе.

5 АдЪЗ^Ь^оз^Ао [Сайт Республиканской партии Грузии]. - Mode of access: http://www.republicans.ge

6 Партийный сайт http://fd.ge в настоящее время не работает. - Прим. ред.

ный форум» (основана в декабре 2006 г. действующим лидером Кахой Шартавой1), «Консервативная партия Грузии» (2001 г., Зви-ад Дзидзигури2), и «Промышленность спасет Грузию» (апрель 1999 г., основатель и лидер Георгий Топадзе3).

Наиболее значимой среди партий-коалиций, кроме ГМ, была Грузинская трудовая партия, основанная в 1995 г. действующим лидером Шалва Нателашвили [8Иа1уа Ка1е1азИуШ, 2007], и блок ХДС. Последний являлся альянсом между Христианско-демократи-ческим движением, основанным в феврале 2008 г. журналистом Георгием Таргамадзе и аффилированным с АЛДЕ4, и партией Европейские демократы Грузии (ранее известной как «Мы сами»), основанной в 2005 г. беженцами из Абхазии под руководством Пааты Давитая5.

Абхазия

В парламентских выборах в марте 2012 г. участвовали 148 кандидатов, 35 из которых были номинированы политическими партиями, 113 выступали самостоятельно. Кандидаты четырех политических партии были зарегистрированы ЦИК Абхазии6. Наиболее влиятельной из них была партия «Единая Абхазия» (ЕА), которая выдвинула максимально разрешенное законом число кандидатов - 11. Основанная как партия, оппозиционная первому президенту Абхазии Владиславу Ардзинбе, партия стала тесно ассоциироваться с его преемником Сергеем Багапшем. Начиная с 2005 г. ЕА стала партией власти, однако после неожиданной смер-

1 ^¿Аш^^о m^Bgbi - цА^б^^о дгоА^ЭоЬ: [Сайт партии «Грузинская мечта - национальный форум»]. - Mode of access: http://forumi.ge

2 Партийный сайт http://conservatives.ge в настоящее время не работает. -Прим. ред.

3 2,5ф55АВС|бЪ b5]5fto>3Q^>rob: [Сайт партии «Промышленность спасет Грузию»]. - Mode of access: http://www.industrials.ge

4 9rndft5rn5ob: [Сайт Христианско-демократического движения]. - Mode of access: http://www.cdm.ge

5 фцЭтзА5ф[|5Э5: [Сайт партии «Европейские демократы»]. -Mode of access: http://www.ged.ge

6 Данные были предоставлены автору ЦИК Абхазии в марте 2012 г.

ти Сергея Багапша в 2012 г. быстро потеряла свое влияние в политической системе. Партия включилась в борьбу за парламент под руководством Даура Тарбы.

Крупнейшей оппозиционной партией на этих выборах был «Форум народного единства» (ФНЕ), который также зарегистрировал максимальное число кандидатов (11). Управляемая бывшим премьер-министром и вице-президентом Абхазии Дауром Тарбой, партия отвечает настроениям абхазских националистов, выступая за партнерские отношения с Россией, а не подчинение ей. Что значимо для целей нашего исследования, Рита Лолуа является заместителем Тарбы. Партия экономического развития Абхазии (ЭРА)1, зарегистрировавшая шесть кандидатов, управляется своим основателем Бесланом Бутбой, который считается богатейшим человеком Абхазии. Бутба является владельцем единственной абхазской частной телекомпании «Абаза-ТВ»; в 2002-2007 гг. был членом парламента, а в 2009 г. неудачно выступил на президентских выбо-рах2. Несмотря на то что ЭРА также является оппозиционной партией, нельзя говорить о теплых взаимоотношениях между Бут-бой и Хаджимбой. Наименее значимой среди четырех партий, участвовавших в соревновании, была Коммунистическая партия Абхазии. Хотя она выдвинула семь кандидатов, ее рассматривали скорее как группу, сплоченную вокруг своего лидера, члена парламента Льва Шамбы.

Политическая обстановка перед выборами 2012 г.

Грузия

Накануне выборов в Грузии и общество, и политическое пространство были крайне поляризованы. С осени 2011 г., когда миллиардер Бидзина Иванишвили объявил о своих намерениях войти в грузинскую политику, можно было говорить только о двух

1 ЭРА Абхазия: [Сайт Партии экономического развития Абхазии]. - Режим доступа: http://era-abkhazia.org/

2 Беслан Бутба был переизбран в депутаты на дополнительных выборах в Члоу 5 августа 2012 г.

значимых соперниках1. С одной стороны, были действующий президент Михаил Саакашвили и правящая партия (ЕНД), которые обладали наибольшей властью в государстве и значительным административным ресурсом. С другой стороны - «Грузинская мечта» блок, созданный Бидзиной Иванишвили, который сумел объединить практически всех противников Саакашвили вокруг себя, не в последнюю очередь благодаря значительным финансовым ресурсам и репутации филантропа.

Среди характерных черт выборов 2012 г. можно выделить большое участие молодежи, интенсивность прямого контакта кандидатов с избирателями и высокий уровень предвыборной активности в Интернете. Риторика предвыборной кампании была сфокусирована на социальных вопросах, таких как здравоохранение, безработица, бедность, честность и справедливость правосудия. Как и другие кандидаты, Эка Беселиа, кандидат от «Грузинской мечты» в Поти, провела два типа встреч с избирателями: с целевыми группами (внутренне перемещенные лица, учителя, врачи, рыбаки, молодежь, ветераны, пенсионеры, женщины, спортсмены, активисты НПО) и в районах. Собрания были прекрасно освещены с помощью повсеместной рекламы в публичных местах, распространяемых приглашений, был использован автомобиль с громкоговорителем. В среднем Беселиа проводила одну целевую встречу и два районных собрания в день в дополнение к случайным встречам с избирателями во время прогулок по улицам [Ое^ИуШ, 2013].

Два события имели решающее значение для кампании и повлияли на исход выборов: колоссальные штрафы, наложенные на оппозицию, и так называемый «тюремный скандал». В начале 2012 г. в Грузии были приняты новые правила для усиления подотчетности политических партий и прозрачности финансирования избирательных кампаний. Служба государственного аудита (СГА) вновь заработала 1 июля 2012 г.2 с целью надзора за легальностью предвыборных расходов. Агентство возглавил депутат ЕНД Лаша

1 Опросы общественного мнения, проводимые НДИ в феврале и июне 2012 г. [Public attitudes in Georgia, 2012 a, p. 82].

2 Больше об истории и развитии Службы государственного аудита см.:

biQbib^Ao: [Сайт Службы государственного аудита]. -Mode of access: http://sao.ge/

Тордиа1, который, по мнению оппозиции и независимых наблюдателей [GYLA deems. 2012; Analysis of the State Audit Office. 2012], действовал селективно, что было видно исходя из его противоречивых действий и непропорционально завышенных штрафов. Лидер «Грузинской мечты» 11 июля был оштрафован на 148,68 млн лари, или около 90,9 млн долл. [Ivanishvili fined. 2012]. Сумма штрафа была эквивалентна 2% грузинского бюджета или примерно 1,5% персональных сбережений Иванишвили, в 2012 г. оцененных Форбс в 6,4 млрд долл. [Bidzina Ivanishvili: Profile, S.a.]. Многомиллионный штраф был наложен Тбилисским городским судом, который утвердил решение СГА, обвинившего Иванишвили в нарушении правил финансирования партий за предоставление транспортных услуг на «преференциальных условиях» активистам блока «Грузинская мечта» и за бесплатное выделение спутниковых антенн GlobalTV. В результате приведения приговора в исполнение банковские счета «Грузинской мечты» были заморожены и оппозиция осталась без существенной части средств для финансирования кампании. Несмотря на ресурсы Ива-нишвили, кандидаты от его партии не сумели покрыть базовые расходы избирательной кампании [Gelashvili, 2013]. Действия СГА и направленные на финансирование избирательной кампании публичные средства государственного бюджета продемонстрировали неравенство возможностей партии власти и оппозиции в ходе предвыборной гонки и злоупотребление ЕНД административным ресурсом.

«Тюремный скандал» потряс грузинское общество за несколько дней до выбор. 18 сентября два оппозиционных телеканала, «Маэстро» и «Девятый канал», продемонстрировали видео насилия над заключенными2. В ночь появления этих видео тысячи людей вышли на улицы на спонтанные акции протеста, которые продолжались несколько дней [Students hit streets. 2012]. Министр по исполнению наказаний и министр внутренних дел ушли в отставку, некоторые представители власти были арестованы [Four

1 Принят Парламентом 25 июля [см.: New head of state audit. 2012; Governing party MP. 2012].

2 Видео «Девятого канала» доступно на YouTube [35^o9AQ5ob

ßobgQo, 2012].

more prison... 2012]. Обличенный произвол выставил напоказ многолетние системные проблемы тюремной сферы, негативно повлияв на имидж партии власти и склонив часть ее электората на сторону оппозиции1.

Абхазия

Парламентские выборы в Абхазии отличались большой соревновательностью; в 30 из 35 округов избиратели могли выбрать из списка от 3 до 10 кандидатов2. Основными вопросом предвыборного периода были социальная стабильность, особенно для ветеранов, вопросы молодежи и ее будущего и реформа здравоохра-нения3. Команды поддержки кандидатов и их штабы были многочисленны и хорошо организованы4, каждый вечер проводились стратегические собрания. Связь с электоратом осуществлялась напрямую посредством визитов домохозяйств, публичных встреч; некоторые встречи были даже организованы для групп, состоящих менее чем из пяти человек5. Непрямая коммуникация осуществлялась через распространение листовок и небольших плакатов, обычно в формате А4, часто содержащих в себе биографические данные кандидатов6. На русском и абхазском языках в прямом эфире транслировались оживленные теледебаты7 продолжительностью более 1 часа. Оплаченные кандидатами теледебаты показывались на частном канале Абаза-ТВУ, однако не все кандидаты

1 См.: [Ое^ИуШ, 2013] и авторские выводы, сделанные по наблюдениям за последними днями кампании и после разговоров с грузинскими политиками и активистами гражданского общества.

2 Данные предоставлены автору ЦИК Абхазии в марте 2012 г.

3 Наблюдения автора за кампанией марта 2012 г.

4 Автор следил за кампанией нескольких кандидатов в предвыборный период, в особенности: Ирина Агрба, Рита Лолуа, Марина Гумба, БаталКобахиа, АмиранЛагилава, Валерий Агрба и Артур Миквабиа.

5 Кампания А. Лагиловой и А. Миквабиа.

6 Плакаты А.В. Тужбы, И. Тарбы.

7 Например, дебаты в округе Сухуми № 6 с Ириной Агрбой, Артуром Миквабиа, Надиром Битиевым, Мариной Гумба и Астамуром Адлейбой.

приняли в них участие [Agrba, 2012]. Кампания также велась интерактивно в Интернете на сайтах Facebook и УоиТиЬе1.

Большое значение семейных связей, дружеских отношений и боевого братства подтверждалось в многочисленных интервью. Как отмечает Ирина Агрба, «самым негативным фактором для наших выборов были семейные связи. К примеру, мой оппонент, Ад-лейба - член очень большой семьи, представители которой заявили, что будут поддерживать его, несмотря на то что есть кандидаты лучше него» [Agrba, 2012]. Независимые аналитики и даже оппоненты президента Александра Анкваба отметили, что государственный аппарат не вмешивался в избирательный процесс, и административные ресурсы не использовались в первом туре выборов [Kvarchelia, 2012; Khadjimba, 2012]. Однако Рауль Хаджимба утверждал, что все ресурсы были активизированы перед вторым туром.

Итоги выборов, кандидаты-женщины и их результаты

Грузия

Октябрьские выборы 2012 г. завершились в Грузии первой ненасильственной сменой власти, в ходе которой ЕНД проиграла коалиции «Грузинская мечта». В общей сложности 2757 кандидатов, включая 783 женщины (28,4%), боролись за 150 мест по правилам смешанной избирательной системы [Georgia, parliamentary elections. 2012], в результате чего представление женщин в парламенте удвоилось с 6 до 12%.

Три женщины-депутата от ЕНД, вошедшие в парламент по партийному списку в 2008 г., были переизбраны на выборах 2012 г., хотя одна из них, Марика Верулашвили, переизбралась от округа Кварели2 (см. табл. 1).

1 Например, Б. Кобахиа, А. Лагилава.

2 Хатуна Гогоришвили и Чиора Тактакишвили были переизбраны по партийному списку.

Таблица 1

Число женщин-депутатов, избранных в парламент Грузии в 2012 г.

Бидзина Иванишвили - «Грузинская Мечта»

Пропорциональный принцип 6

Мажоритарный принцип 6

Всего 12

Единое национальное движение

Пропорциональный принцип 5

Мажоритарный принцип 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 6

Всего 18

Пропорциональный принцип 11 из 77 (14,3%)

Мажоритарный принцип 7 из 73 (9,5%)

В выборах по мажоритарному принципу участвовали 444 кандидата в 73 избирательных округах. 59 из них (13,30%) были женщины, из которых семь были избраны (9,5% от мажоритарных кандидатов)1 (см. табл. 2).

Таблица 2

Список округов, где женщины были избраны по мажоритарному принципу

Округ Число кандидатов Кандидаты-женщины Избраны в депутаты

Поти 7 2 Эка Беселиа

Ткибули 4 2 ЕлизоЧапидзе

Сачхере 4 1 Манана Кобахидзе

Кварели 4 1 Марика Верулашвили

Кобулети 6 1 Пати Халваши

Надзаладеви 6 1 Теа Цулукиани

Сагареджо 6 1 Тинатин Хидашели

Центральная избирательная комиссия зарегистрировала 3 613 851 избирателя, из которых 2 215 661 (61,31%) принял уча-

1 В четырех округах были три кандидата-женщины; никто из них не был успешен; в девяти округах избирались две женщины - в двух из них (Поти и Тки-були) они были избраны. В 29 округах была один кандидат-женщина - в пяти она была успешна. В 31 округе женщины не избирались. Расчеты автора основаны на данных ЦИК [District, party nominating... 2012].

стие в выборах; 5%-ный барьер был преодолен коалицией «Грузинская мечта» и ЕНД. Из доступных 77 мандатов 33 получила партия ЕНД (867 432 голоса, 40,34%) и 44 - «Грузинская мечта» (1 181 862 голоса, 54,97%). Только один партийный блок, который набрал 1% - Христинско-демократический союз, сумел удовлетворить гендерным требованиям, описанным в Законе о политических объединениях граждан (см. табл. 3).

Таблица 3

Результаты пропорционального соревнования, кандидаты-женщины по партийным спискам и обеспечение гендерных квот1

Партия (блок) Голоса £ Мандаты Кандидаты Женщины £ Места в списке Обеспечение квоты

«Грузинская мечта» 1181 862 54,97 44 200 33 16,50 2, 14, 17, 26, 30, 31, 42, 47, 52, 59, 64, 66, 75, 88, 89, 96, 99, 110, 118, 124, 138, 149, 151, 152, 154, 159, 165, 166, 169, 176, 178, 186, 194 нет

Единое национальное движение 867 432 40,34 33 155 17 11 4, 6, 10, 16, 25, 36, 39, 42, 43, 44, 45, 75, 89, 101, 131, 145, 148 нет

Христианско-демократический союз 43 805 2,04 нет 163 47 28,80 4, 10, 13, 15, 22, 25, 32, 36, 39, 40, 43, 47, 50, 54, 59, 61, 67, 68, 74, 78, 84, 88, 94, 99, 103, 108, 110, 114, 117, 191, 121, 122, 124, 129, 131, 133, 136, 140, 143, 145, 150, 151, 156, 157, 160, 161, 163 да

Лейбористская партия Грузии 26 621 1,24 нет 167 36 21,50 7, 9, 11, 18, 50, 54, 57, 68, 85, 86, 95, 97, 99, 104, 107, 109, 113, 114, 115, 118, 121, 123, 126, 127, 131, 135, 136, 139, 144, 147, 150, 153, 162, 163, 164, 166 нет

1 Расчеты автора основаны на данных ЦИК [Information bulletin, 2012].

Абхазия

В парламентских выборах в марте 2012 г. участвовали 148 кандидатов, которые боролись за 35 мест в парламенте, 16 из них - женщины (10,8%). Число кандидатов на избирательный округ варьировалось от 2 до 10 - наибольшее число кандидатов соревновались в округе Сухуми № 3. Всего было два кандидата-женщины в трех избирательных округах: Сухуми № 3, № 6 и Бес-лети № 21; в десяти округах было по одной женщине-кандидату. Первый тур выборов в округе № 1 был признан недействительным, так как явка составила менее 25%, как и выборы в Беслети (округ № 21), где были отмечены нарушения в подсчете голосов. Три из четырех бывших депутатов-женщин пытались переизбраться, однако только одной удалось это сделать (см. табл. 4).

Таблица 4

Результаты выборов марта 2012 г. в Народное собрание -кандидаты-женщины

Результаты пе рвого тура

1 2 3 4 5 6 7

Номер округа Имя Партия Голоса % Результат Примечание

1 Екатериана Глазкова ЭРА 115 6,08 проигрыш

3 Рита Лолуа ФНЕ 424 21,12 прошла во второй раунд инкумбент

3 Ирина Миквабиа 44 2,19 проигрыш

4 Лейла Тания 164 7,99 проигрыш

5 Мзия Бейа 124 6,02 проигрыш

6 Ирина Агрба 574 26,64 прошла во второй раунд инкумбент

6 Марина Гумба 82 3,81 проигрыш

7 Наталия Кайюн ЕА 79 4,65 проигрыш

8 Дона Малиа 613 27,45 прошла во второй раунд

11 Татьяна Павлова КПА 52 1,92 проигрыш

19 Жужана Бигвава 443 39,66 проигрыш

21 Айда Ашуба результат недействителен

21 Диана Пилиа результат недействителен

27 Клара Сакания 49 3,03 проигрыш

32 Эмма Гамисония 1621 62,08 победа первом туре инкумбент

35 Нато Бутбайа ЭРА 373 23,12 проигрыш

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5 6 7

Результаты второго тура

Номер округа Имя Партия Голоса % Результат Примечание

3 Рита Лолуа ФНЕ 811 41,17 проигрыш инкумбент

6 Ирина Агрба 1011 40,65 проигрыш инкумбент

8 Дона Малиа 922 37,56 проигрыш

Заключение

Финансовые инициативы, введенные грузинским парламентом в 2012 г., чтобы поддержать более сбалансированное тендерное представительство, были неэффективны: три из четырех основных партий-кандидатов не обеспечили выполнение квоты. Тем не менее октябрьские выборы завершились избранием 18 парламентариев-женщин, что является 100%-ным увеличением их числа по сравнению с предыдущим избирательным сроком. В большей степени такое увеличение вызвано успешной кампанией кандидатов-женщин, соревновавшихся по мажоритарному принципу. В предыдущем составе парламента только 1 из 75 депутатов, избранных по мажоритарной системе, была женщиной (1,33%), в то время как сегодня женщинами являются 7 из 73 депутатов (9,5%). Также можно отметить увеличение числа депутатов-женщин, избранных по пропорциональной системе: от 8 из 75 в 2008 г. (10,6%) до 11 из 77 (14,3%) в 2012 г.

Есть явные свидетельства того, что пропорциональные системы / системы избрания по партийным спискам более благоприятны для обеспечения представительства женщин, чем мажоритарные [Norris, Krook, 2011; Griffith-Traversy, 2002; McAllister, Studlar, 2002; Moser, 2001; Rule, 1994]. Данная статья показывает, что влияние на законодательное представительство женщин существенно не различается в признанной Грузии и частично признанной Абхазии.

Женщины, которые пытались переизбраться, были в невыгодном положении как на грузинских, так и на абхазских выборах. Только одной из трех женщин удалось переизбираться в Абхазии, в Грузии - трем из 12.

Наконец, политические партии являются слабым механизмом для сбалансированного гендерного представительства, так как не имеют четких механизмов обеспечения гендерного равенства. Политические предпочтения партий, независимо от того, правые они или левые, не оказывают влияния на партийные действия в этом вопросе. Независимые кандидаты-женщины в Грузии практически не имели шансов быть избранными.

Литература

Распространенное грузинскими СМИ сообщение об отзыве Вануату официального признания Абхазии является не более чем фантазией Президента Грузии, - замминистра иностранных дел Ираклий Хинтба // Апсныпресс. - Сухум, 2013. -22 мая. - Режим доступа: http://apsnypress.info/news/9063.html (Дата посещения: 30.05.2013.)

Численность населения Абхазии составляет 240 705 человек // Апсныпресс. -Сухум, 2011. - 28 декабря. - Режим доступа: http://apsnypress.info/news/5084.html (Дата посещения: 30.05.2013.)

Agrba I. Interview with the deputy speaker of the national assembly of Abkhazia. 2012. -Архив К. О'Бойхин Стефанчак.

Analysis of the State Audit Office monitoring service of political parties' finance // Open Society Georgian Foundation. - Tbilisi, 2012. - Mode of access: http://www.osgf.ge/ index.php?lang_id=ENG&sec_id=15&info_id=3062 (Дата посещения: 30.05.2013.)

Bader M. Party politics in Georgia and Ukraine and the failure of Western assistance // Democratization. - L., 2010. - Vol. 17, N 6. - P. 1085-1107.

Ballington J. Strengthening internal political party democracy: Candidate recruitment from a gender perspective. - Durban, South Africa. 2004. - 10 p. - Mode of access: http://www.idea.int/gender/upload/JB (Дата посещения: 30.05.2013.)

Bidzina Ivanishvili: Profile // Forbes. - N.Y., S.a. - Mode of access: http://www.forbes.com/profile/bidzina-ivanishvili/ (Дата посещения: 30.05.2013.)

BroersL. After the «revolution»: Civil society and the challenges of consolidating democracy in Georgia //Central Asian survey. - L., 2005. - Vol. 24, N 3. - P. 333-350.

Caspersen N. Unrecognised States. The struggle for sovereignty in the modern international system. - Cambridge: Polity press, 2011. - 224 p.

CaulM. Women's representation in parliament: The role of political parties // Party politics. - L., 1999. - Vol. 5, N 1. - P. 79-98.

De facto states: The quest for sovereignty / Bahcheli T., Bartmann B., Srebrnik H. (eds.). -L.: Routledge, 2004. - 273 p.

Democracy and state building in Georgia, 1918-2010: The first Georgian Republic and its successors / Ed. by S.F. Jones. - L.: Routledge, 2012. - 352 p.

District, party nominating the candidate, first name, second name // Georgian Central Election Commission. - Tbilisi, 2012. - 21 September. - 14 p. - Mode of access: http://cesko.ge/files/2012/reg_majoritarebi_ENG.pdf (Дата посещения: 30.05.2013.)

Electorally motivated public spending // Transparency international's report. - 2012. -20 July. - Mode of access: http://transparency.ge/en/post/report/new-report-electorally-motivated-spending (Дата посещения: 28.05.2013.)

FallB. Conflict in the South Caucasus // Asian affairs. - L., 2006. - Vol. 37, N 2. -P. 198-209.

Four more prison officials arrested // Civil Georgia. - Tbilisi, 2012. - 27 September. - Mode of access: http://civil.ge/eng/article.php?id=25265 (Дата посещения: 30.05.2013.)

Galligan Y., Clavero S. Prospects for women's legislative representation in postsocialist Europe. The views of female politicians // Gender and society. - L., 2008. - Vol. 22, N 2. -P. 149-171.

Galligan Y., TremblayM. Sharing power: Women, parliament, democracy. - Aldershot, Hants; Burlington, VT: Ashgate, 2005. - 271 p.

Gelashvili Z. Interview with campaign manager of Eka Beselia. - 2013. - Архив К. О'Бойхин Стефанчак.

Gel'man V. Party politics in Russia: From competition to hierarchy // Europe-Asia studies. -L., 2008. - Vol. 60, N 6. - P. 913-930.

Gender politics and post-communism: Reflections from Eastern Europe and the former Soviet Union / Funk N., Mueller M. (eds.). - N.Y.: Routledge, 1993. - 349 p.

Georgia, parliamentary elections, 1 October 2012: Final report // OSCE/ODIHR. - 2012. -Mode of access: http://www.osce.org/odihr/elections/98399 (Дата посещения: 30.05.2013.)

Governing party MP to head the controversial state audit service in Georgia // Caucasus elections watch. - 2012. - 30 July. - Mode of access: http://electionswatch.org/ 2012/07/30/governing-party-mp-to-head-the-controversial-state-audit-service-in-georgia/# more-539 (Дата посещения: 30.05.2013.)

Griffith-Traversy M.A. Gender equality and electoral systems // Democracy, parliament and electoral systems / Ed. by M.A. Griffith-Traversy. - L.; Sterling. Va.: Pluto press, 2002. - P. 89-97.

Gross E., Juncos A. EU conflict prevention and crisis management: Roles, institutions, and policies. - L.: Routledge, 2010. - 178 p.

GYLA deems fining of Ivanishvili and Kaladze unlawful // Georgian young lawyers' association. - Tbilisi, 2012. - 17 August. - Mode of access: http://gyla.ge/eng/ news?info=1300&print=1 (Дата посещения: 30.05.2013.)

Hopmann T.P. Managing conflict in post-Cold War Eurasia: The role of the OSCE in Europe's security «architecture» // International politics. - Dordrecht, 2003. - Vol. 40, N 1. - P. 75-100.

Information bulletin // Georgian Central Election Commission. - Tbilisi, 2012. -2 October. - Mode of access: http://cesko.ge/index.php?lang_id=GEO&sec_id= 142&info_id=9745 (Дата посещения: 30.05.2013.)

Ivanishvili fined with USD 90.9 Million // Civil Georgia. - Tbilisi, 2012. - 11 June. -Mode of access: http://www.civil.ge/eng/article.php?id=24876 (Дата посещения: 30.05.2013.)

Jawad P. Conflict resolution through democracy promotion? The Role of the OSCE in Georgia // Democratization. - L., 2008. - Vol. 15, N 3. - P. 611-629.

Khadjimba R. Interview with the Presidential candidate. - 2012. - Архив К. О'Бойхин Стефанчак.

King C. A rose among thorns: Georgia makes good // Foreign affairs. - N.Y., 2004. -Vol. 83, N 2. - P. 13-18.

Krook M.L. Women's representation in parliament: A qualitative comparative analysis // Political studies. - Oxford, 2010. - Vol. 58, N 5. - Р. 886-908.

Kunovich S., Paxton P. Pathways to power: The role of political parties in women's national political representation // American journal of sociology. - Chicago, 2005. -Vol. 111, N 2. - Р. 505-552.

Kvarchelia L. Interview. - 2012. - Архив К. О' Бойхин Стефанчак.

Lewis P. Political parties in post-communist Eastern Europe. - L.; N.Y.: Routledge, 2000. - 202 p.

Lovenduski J., NorrisP. Gender and party politics. - L.; Thousand Oaks, Calif.: Sage, 1993. - 358 p.

Lynch D. Engaging Eurasia's separatist states: Unresolved conflicts and de facto states. -Washington, DC: US Institute of peace press, 2004. - xvii, 170 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Matland R.E. Women's representation in national legislatures: Developed and developing countries // Legislative studies quarterly. - Iowa City, Iow, 1998. - Vol. 23, N 1. -P. 109-125.

McAllister I., Studlar D.T. Electoral systems and women's representation: A long - term perspective // Representation. - L., 2002. - Vol. 39, N 1. - Р. 3-14.

Millard F. Elections, parties, and representation in post-communist Europe. - N.Y.: Palgrave MacMillan, 2004. - xxiii, 350 p.

MitchellL.A. Compromising democracy: State building in Saakashvili's Georgia // Central Asian survey. - L., 2009. - Vol. 28, N 2. - Р. 171-183.

Mitchell L.A. Democracy in Georgia since the rose revolution // Orbis. - Philadelphia, PA, 2006. - Vol. 50, N 4. - Р. 669-676.

Mitchell L.A. Uncertain democracy: U.S. foreign policy and Georgia's rose revolution. -Philadelphia, PA: Univ. of Pennsylvania press, 2008. - 180 p.

Moser R.G. The effects of electoral systems on women's representation in post-communist states // Electoral studies. - Oxford, 2001. - Vol. 20, N 3. - Р. 353-369.

Nechemias C. Politics in post-Soviet Russia: Where are the women? // Demokratizatsiya. -L., 2000. - Vol. 8, N 2. - Р. 199-218.

New head of state audit service appointed // Civil Georgia. - Tbilisi, 2012. - 25 July. -Mode of access: http://civil.ge/eng/article.php?id=25040 (Дата посещения: 30.05.2013.)

Nodia G., Scholtbach A.P. The political landscape of Georgia: Political parties: Achievements, challenges and prospects. - Delft: Eburon, 2007. - 268 p.

Norris P., KrookM.L. Gender equality in elected office: A six-step action plan. - Warsaw: OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights, 2011. - 79 p.

Norton P., Olson D.M. Legislatures in democratic transition // The journal of legislative studies. - L., 1996 a. - Vol. 2, N 1. - Р. 1-15.

Norton P., Olson D.M. Parliaments in adolescence // The journal of legislative studies. -L., 1996 b. - Vol. 2, N 1. - Р. 231-43.

Norton P., Olson D.M. Post-communist and post-Soviet legislatures: Beyond transition // The journal of legislative studies. - L., 2007. - Vol. 13, N 1.-Р. 1-11.

Number of voters // Georgian Central Election Commission. - Tbilisi, 2012. - Mode of access: http://cesko.ge/files/TEA/Number_of_voters1.pdf (Дата посещения: 23.05.2013.)

О Beachain D. Roses and tulips: Dynamics of regime change in Georgia and Kyrgyzstan // Journal of communist studies and transition politics. - L., 2009. - Vol. 25, N 2-3. -Р. 199-226.

О Beachain D. The dynamics of electoral politics in Abkhazia // Journal of communist studies and transition politics. - L., 2012. - Vol. 45, N 1-2. - P. 165-174.

O'Loughlin J., Kolossov V., Toal G. Inside Abkhazia: Survey of attitudes in a de facto state // Post-Soviet affairs. - Silver Spring, MD, 2011. - Vol. 27, N 1. - P. 1-36.

Paxton P. Women in national legislatures: A cross-national analysis // Social science research. - San Diego, CA, 1997. - Vol. 26, N 4. - P. 442-464.

Political parties' funding in 2011 // Civil Georgia. - Tbilisi, 2012. - 9 February. - Mode of access: http://www.civil.ge/eng/article.php?id=24426 (Дата посещения: 30.05.2013.)

Popescu N. Democracy in secessionism: Transnistria and Abkhazia's domestic policies. -Budapest, 2006. - Mode of access: http://www.policy.hu/npopescu/ipf%20info/ IPF%204%20democracy%20in%20secessionism.pdf (Дата посещения: 30.05.2013.)

Popescu N. EU foreign policy and post-Soviet conflicts: Stealth intervention. - L.; N.Y.: Routledge, 2011. - 157 p.

Population / GEOSTAT: National statistics office of Georgia. - S.a. - Mode of access: http://www.geostat.ge/index.php?action=page&p_id=152&lang=eng (Дата посещения: 23.05.2013.)

Post-Soviet women: From the Baltic to Central Asia / Ed by M. Buckley. - Cambridge: Cambridge univ. press, 1997. - 316 p.

Public attitudes in Georgia / National democratic institute. - Tbilisi, 2012 b. - August.-50 p. - Mode of access: https://www.ndi.org/files/Georgia-Aug-2012-Survey.pdf (Дата посещения: 23.05.2013.)

Public attitudes in Georgia / National democratic institute. - Tbilisi, 2012 a. - June.-114 p. - Mode of access: https://www.ndi.org/files/Georgia-NDI-survey-update-June2012-ENG.pdf (Дата посещения: 23.05.2013.)

Racioppi L., O'Sullivan See K. Organizing women before and after the fall: Women's politics in the Soviet Union and post-Soviet Russia // Signs. - Chicago, 1995. - Vol. 20, N 4. - Р. 818-850.

Report on the elections of the parliament of Georgia 2012 // Georgian Central Election Commission. - Tbilisi, 2012. - 64 p. - Mode of access: http://cesko.ge/files/2012/ REPORT_2012_-NEW.pdf (Дата посещения: 23.05.2013.)

Rose R., Munro N. Parties and elections in new European democracies. - Wivenhoe Park, Colchester: ECPR Press, 2009. - xii, 275 p.

Rule W. Women's underrepresentation and electoral systems // PS: Political science and politics. - Washington, D.C., 1994. - Vol. 27, N 4. - P. 689-692.

Saakashvili meets Vanuatu's PM, thanks for revoking Abkhaz recognition // Civil Georgia. - 2013. - 20 May. - Mode of access: http://www.civil.ge/eng/article.php?id=24876 (Дата посещения: 30.05.2013.)

Shalva Natelashvili // Civil Georgia. - Tbilisi, 2007. - 21 December. - Mode of access: http://www.civil.ge/eng/article.php?id=16635 (Дата посещения: 23.05.2013.)

Siroky D.S., Aprasidze D. Guns, roses and democratization: Huntington's secret admirer in the Caucasus // Democratization. - L., 2011. - Vol. 18, N 6. - P. 1227-1245.

Students hit streets to protest prison abuse // Civil Georgia. - Tbilisi, 2012. -20 September. - Mode of access: http://civil.ge/eng/article.php?id=25232 (Дата посещения: 30.05.2013.)

Tatum J.D. Democratic transition in Georgia: Post-rose revolution internal pressures on leadership // Caucasian review of international affairs. - Frankfurt a. M., 2009. -Vol. 3, N 2. - P. 156-171.

TremblayM. Democracy, representation, and women: A comparative analysis // Democratisation. - L., 2007. - Vol. 14, N 4. - P. 533-553.

Unrecognized states in the international system / Caspersen N., Stansfield G. (eds.) -N.Y.: Routledge, 2010. - 253 p.

Usha K.B. Political empowerment of women in Soviet Union and Russia ideology and implementation // International studies. - Bombay, 2005. - Vol. 42, N 2. - P. 141-165.

Women's access to political power in post-communist Europe / Matland R., Montgomery K. (eds.). - Oxford; N.Y.: Oxford univ. press, 2003. - 369 p.

З^оЭАдбоЪ ^>9q55 QobgQo = [Пытки заключенных в тюрьме в Тбилиси] //

YouTube. - Tbilisi, 2012. - Mode of access: http://www.youtube.com/watch?v= ozecFhW3SH4 (Дата посещения: 30.05.2013.)

Перевод А.А. Новикова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.