Научная статья на тему 'Институционализация функции контроллинга системы управления персоналом'

Институционализация функции контроллинга системы управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / CONTROLLING / A CONTROL SYSTEM OF THE PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синявец Т. Д.

Усиление потребностей субъектов управления в объективной оценке деятельности организации привело к формированию функции контроллинга и его применению в отношении функциональных направлений менеджмента, одним из которых является управление персоналом. В статье представлены результаты социально-экономического исследования деятельности организаций г. Омска, свидетельствующие об институционализации функции контроллинга системы управления персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институционализация функции контроллинга системы управления персоналом»

Синявец Т.Д.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Россия

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЛИНГА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Объективные изменения, происходящие в мировоззрении ученых, государственных деятелей и предпринимателей на социально-экономическое развитие общества, ведут к изменению взаимоотношений, как во внешней среде, так и внутри организации; появляются новые функции менеджмента, меняется содержание классических функций управления. Примером изменений в практике менеджмента является формирование и закрепление в практике работы контроллинговых действий в отношении системы управления персоналом (СУП). Управление персоналом становится одним из наиболее значимых функциональных направлений менеджмента организации, отвечающим за привлечение, формирование, использование, сохранение и развитие персонала организации.

В теоретических работах таких авторов как Г.Э. Слезингер (социальная экономика) [1], О.С. Белокрылова, В.В. Вольчик, А.А. Мурадов (концепция реформы распределения доходов в переходной экономике) [2], А.Н. Олей-ник (институциональные аспекты российских реформ) [3], В.Л. Тамбовцев (административные барьеры и принципы экономической теории контрольно-надзорной деятельности государства) [4] и др. в качестве первопричин социальных проблем рассматриваются диалектическое противоречие между материальным

и духовным, между трудом и капиталом, личным и общественным. Данные противоречия являются основаниями для формирования специфических институтов, регулирующих отношения между работодателями и работниками. Ранее созданные государственные и общественные институты (Инспекция по труду РФ, контрольно-ревизионное управление, налоговые инспекции и т.п.) на сегодняшний день не справляются с социальными проблемами, возникающими внутри организаций.

Следовательно, нужно исследовать изменения, произошедшие в институциональных аспектах управления на уровне организации. Для чего важно изучить потребности субъектов управления в формировании новых институтов, позволяющих регулировать социально-трудовые отношения на уровне организации. В настоящее время в российских организациях наиболее распространенной является ситуация, когда собственники стремятся минимизировать затраты на персонал (и управление персоналом), что приводит к невозможности разумного удовлетворения потребностей работников в труде и воспроизводстве своей рабочей силы. В результате работники стремятся ответить на несправедливое отношение к ним низким уровнем производительности труда и оппортунистическим поведением. Установлению баланса в отношениях

между собственниками-управленцами и работниками способствует создание внутриорганизационных институтов, таких как профсоюзы, комиссии по трудовым спорам, а в последнее время службы управления персоналом, на которые возлагаются обязанности по комплексному управлению персоналом организации с учетом интересов, и работодателей, и работников. Деятельность службы заключается в выполнении не столько классических управленческих функций по планированию, организации, координации и контролю трудовой деятельности персонала, сколько в выполнении функций социального характера (усилению трудовой мотивации, развитию персонала, его подбора и адаптации, сплочения коллектива).

С одной стороны деятельность такой службы (службы УП) как института по ограничению и упорядочиванию конфликтов между работодателями и работниками объективно необходима каждой организации, но с другой стороны ее создание, объем полномочий, выполняемые функции влекут за собой увеличение трансакционных издержек. В результате субъекты управления каждой организации решают вопрос о необходимости специализированной службы, объеме и качестве выполняемых ею функций, а также вопросы наделения данной службы, согласно институциональному подходу Г. Демсеца, «пучком прав» [5].

Интерес представляет не просто факт появления в организации современной службы управления персоналом, а институционализация функции контроллинга системы управления персоналом. На взгляд автора, это связанные между собой процессы, поскольку появление специализированного субъекта управления (службы УП) способствует выполнению общих и специальных функций в отношении объекта управления (системы управления персоналом). Следует ответить на вопрос: когда же возникает потребность в выполнении

функции контроллинга по отношению к данной системе?

Исследование институциональных основ контроля за трудовой деятельностью, предпринятое Н.А. Гореловым и А.И. Тучковым, показало, что «... используемые до сих пор на практике разнообразные механизмы контроля за трудом обычно являются малообоснованными и слабо связанными между собой. Они лишь фрагментарно охватывают многообразную деятельность работников предприятий» [6, С. 7]

Интерес представляют факторы, подталкивающие к институционализа-ции данной функции в отечественных фирмах. Их можно разделить на внешние и внутренние с точки зрения организации.

К внешним факторам, активизирующим институционализацию функции контроллинга СУП, можно отнести:

• Усиление государственной социальной политики;

• Усложнение социально-экономической среды, в которой функционируют организации. Она определяется ростом социальных потребностей населения и нестабильностью экономики, влияющей на возможности удовлетворения этих потребностей;

• Развитие международного и внутреннего трудового законодательства, усиление контроля за его соблюдением.

К внутренним факторам, определяющим институционализацию контроллинга системы управления персоналом можно отнести:

• Стадию развития организации (ее вступление на такие стадии ценностного развития как «механизация» и «менеджмент качества»);

• Переход к стратегическому управлению при достаточном уровне развития системы менеджмента организации;

• Цели организации (например, потребность в социально-эко-

номическом балансе задает приоритет социальных целей над экономическими); Уровень развития системы управления персоналом (построение сбалансированной системы управления персоналом требует взаимодействия с другими подсистемами менеджмента организации);

Уровень развития компетенций субъектов управления, способных объективно оценивать состояние и влияние системы управления персоналом на успешность функционирования и развития организации и др.

Социально-экономическое исследование организаций г. Омска, проведенного автором в 2009 - 10 гг., позволило собрать некоторую эмпирическую информацию о причинах совершенствования контрольной деятельности в отношении управления персоналом в организациях (табл. 1 и 2). Объектом исследования стали две группы организаций: передовые и обычные. В состав каждой группы вошли в равных пропорциях коммерческие организации и учреждения социальной сферы, разных форм собственности, масштабов деятельности, отраслевой принадлежности, но проработавшие на рынке более 7 - 10 лет.

Таблица 1

Причины совершенствования контроллинга СУП в коммерческих организациях

Причины — это условия, которые оказывают влияние на востребованность знаний или появление новых видов работ До кризиса 2008 - 10 гг. В период кризиса и после него

Передовые органи- Обычные органи- Передовые органи- Обычные органи-

зации зации зации зации

1. Увеличение затрат на персонал (з/п, надбавки, доплаты, матер. помощь) 13,3 6,7 40 13,3

2. Увеличение затрат на управление персоналом (поиск профессионалов, сплочение 20 6,7 13,3 —

коллектива, управление карьерой и т.д.)

3. Потребность в оценке результатов работы 20 6,7 40 20

отдельных подразделений

4. Потребность в оценке результатов работы 33,3 20 50 33,3

всей организации

5. Давление конкурентов 13,3 6,7 26,7 13,3

6. Давление вышестоящих органов — 6,7 26,7 13,3

7. Потребность в оценке успешности дея- 26,7 — 40 —

тельности организации (ее признание пар-

тнерами и конкурентами, органами власти как полезной, эффективной, образцовой организации)

8. Наличие социальных проблем (демотива- 66,7 60 93,3 80

ция персонала, снижение качества жизни,

высокая текучесть персонала и др.)

Анализируя причины, которые заставляют субъектов управления коммерческих организаций совершенствовать функцию контроллинга в отношении управления персоналом, можно отметить, что в передовых организациях уровень осознания значимости системного управления персоналом более высок, чем в группе обычных организаций. Так, 93,3% субъектов управления передовыми организациями осознали наличие социальных проблем в период кризиса, в то время как в обычной группе это осознание достигнуто у 80% субъектов управления. Но этот факт не означает, что у них нет потребности в осуществлении контроллинга деятельности по управлению персоналом, просто ими еще не осознана его значимость для работы организации. У передовых организаций основными

причинами совершенствования контроллинга до кризиса и после него выбраны: наличие социальных проблем (93,3%), потребность в оценке результатов работы всей организации (33,3% до и 50% во время кризиса), «потребность в оценке успешности деятельности организации» (26,7% до и 40% во время кризиса). Кроме того, передовые организации указали такие причины усиления функции контроллинга как усилившееся «давление конкурентов» (26,7%) и «давление со стороны органов власти» (26,7%). Кроме того, субъектами передовых организаций были указаны такие причины совершенствования контролллинга деятельности по управлению персоналом как «долгое время не меняющиеся процедуры контроля» и «поиск резервов роста прибыльности организации».

До кризиса В период кризиса

2008 - 10 гг. и после него

Причины Передовые Обычные Передовые Обычные

учрежде- учреж- учреж- учреж-

ния дения дения дения

1. Увеличение затрат на персонал (з/п, 33,3 20 53,3 33,3

надбавки, доплаты, матер. помощь)

2. Увеличение затрат на управление персоналом (поиск профессионалов, сплочение 20 6,7 33,3 13,3

коллектива, управление карьерой и т.д.)

3. Потребность в оценке результатов рабо- 20 — 80 33,3

ты отдельных подразделений

4. Потребность в оценке результатов рабо- 33,3 30 60 40

ты всей организации

5. Давление конкурентов — — 6,7 6,7

6. Давление вышестоящих органов 26,7 6,7 46,7 26,7

7. Потребность в оценке успешности дея- 26,7 33,3 46,7 40

тельности организации (ее признание вы-

шестоящими органами как полезной, эф-

фективной, образцовой организации)

8. Наличие социальных проблем (демоти- 66,7 60 93,3 80

вация персонала, снижение качества жиз-

ни, высокая текучесть персонала и др.)

Таблица 2

Причины совершенствования контроллинга СУП в социальных учреждениях

Основной причиной совершенствования функции контроллинга СУП во всех группах исследуемых учреждений социальной сферы является усиление социальных проблем. В передовых и обычных учреждениях практически все респонденты обратили внимание на наличие таких проблем (93,3% и 80%). Второй по значимости причиной развития контроллинга СУП стало увеличение затрат на персонал (у 53,3% передовых и 33,3% обычных учреждений в кризис). На взгляд автора, интерес представляет отмеченное респондентами давление со стороны вышестоящих органов власти, требующих усиления мер по социальной защите работников учреждений. Кроме того, усилилась потребность субъектов управления учреждений социальной сферы в оценке результатов работы всего учреждения и его успешности с позиций общественного мнения (у 46,7% передовых и 40% обычных учреждений в условиях кризиса). Такой выраженной тенденции оценки успешности в деятельности коммерческих организаций г. Омска не наблюдается (отмечено только у 40% передовых и 0% обычных организаций).

Кроме того, в качестве самостоятельно осознанных причин необходимости контролллинга работы по управлению персоналом респондентами социальных учреждений были выделены «реорганизация учреждения» и «устаревшее содержание и процедуры контроля».

Объективные причины и осознание необходимости совершенствования содержания контроллинга как новой качественной формы контроля и его процедур говорят о формировании процессов институциона-лизации контроллинга СУП. Процесс ин-ституционализации — это распространение и формализация контрольных действий, в результате которых контроллинг воспринимается как объективная реальность, его требования становятся принимаемыми к действию нормами.

Подтверждением фактических процессов институционализации функции контроллинга СУП являются результаты исследования, проведенного автором, в ходе которого установлены реальные действия субъектов по оценке результативности и эффективности деятельности организаций в отношении системы управления персоналом. Анализ эмпирического материала представлен ниже (табл. 3).

* В связи с тем, что респонденты выбирали по несколько показателей результативности, расчет доли каждого показателя в общем списке велся с учетом количества выборов.

Таблица 3

Использование показателей результативности деятельности персонала в практике работы коммерческих организаций

До кризиса В период кризиса

Показатели результативности деятельности 2009 - 10 гг. и после него

по управлению персоналом Перед. Обыч. Перед. Обыч.

орг. орг. орг. орг.

1.Способность персонала производить по- 20* 40 33 60

лезную продукцию, услуги

2. Отсутствие брака производимой продук- 46,7 60 60 66,7

ции/ жалоб на низкий уровень облуживания

3. Экономия сырья, материалов, электроэ- 53,3 46,7 66,7 66,7

нергии и т.д.

4. Уровень трудовой дисциплины 66,7 66,7 73,3 60

5. Сокращение потерь рабочего времени (простоев по вине работников) 20 26,7 60 40

6. Выполнение производственного задания/ 66,7 46,7 66,7 46,7

планов по количеству обслуженных клиентов

7. Качество обслуживания клиентов: 33,3 46,7 73,3 53,3

8. Уровень профессионализма работников 66,7 40 73,3 66,7

9. Затраты на персонал 33,3 53,3 46,7 73,3

10. Другое: — — — —

По результатам, представленным в табл. 3, можно отметить, что наиболее актуальными для передовых организаций показателями результативности управления персоналом до кризиса были «уровень трудовой дисциплины», «выполнение производственного задания» и «уровень профессионализма работников» получивших по 66,7%. На втором месте по актуальности стояли показатели «экономии сырья, материалов, электроэнергии» — 53,3% и «отсутствие брака» — 46,7%, что говорит о потребностях организаций в создании качественных продуктов (услуг) при условии экономного расходования ресурсов. Следует отметить, что до кризиса вопросы результативности труда и управления персоналом интересовали 67% передо-

вых организаций. Кризис 2009 - 2010 гг. изменил акценты в оценке результативности труда и управлении персоналом. Во-первых, число заинтересованных организаций в их оценке, увеличилось до 73%. Во-вторых, на первое место вышли показатели «качества обслуживания клиентов» — 73,3%, «профессионализм сотрудников» — 73,3% и «уровень трудовой дисциплины» — 73,3%. При чем уровень трудовой дисциплины начинает оцениваться не на основе интуиции специалистов, а с использованием количественных показателей, в том числе «потерь рабочего времени». Использование этого показателя увеличилось с 20% до 60% передовыми организациями. На второе месте по значимости вышли показатели «выполнение производственного зада-

В настоящее время в российских организациях наиболее распространенной является ситуация, когда собственники стремятся минимизировать затраты на персонал.

ч__

ния» и «экономии сырья, материалов, электроэнергии и др. ресурсов» у 66,7% передовых организаций. В-третьих, почти половина передовых организаций обратила внимание на показатель «затраты на персонал» — 46,7%, что говорит о формирующейся у них потребности в оценке эффективности управления персоналом.

В группе обычных организаций ситуация с оценкой результативности работы персонала несколько иная. До кризиса обычные организации оценивали в основном уровень «выполнения производственных заданий» — 66,7% и «затраты на персонал» — 53,3%. В кризисный период актуальными становятся «затраты на персонал» — 73,3%, что связано с потребностью их сокращения, а также «экономия ресурсов», «выполнение производственных заданий» и «уровень про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фессионализма сотрудников» для 66,7% организаций. Используемые обычными организациями, показатели результативности управления персоналом ориентированы на оценку достижения экономических целей, это подтверждают данные табл. 3, поскольку качеству работ и обслуживанию клиентов внимание уделяет лишь половина организаций (53,3%).

Что касается учреждений, оказывающих социальные услуги, можно отметить, что в докризисный период наиболее актуальными показателями результативности деятельности персонала у передовых учреждений являлись «уровень трудовой дисциплины» — 100% и «уровень профессионализма сотрудников» — 78,5% (табл. 4). На втором месте по значимости респондентами были выделены показатели «качества обслуживания клиентов» — 64,3% и «выполнение планов» — 57,1%.

Таблица 4

Использование показателей результативности деятельности персонала в практике работы учреждений социальной сферы

До кризиса В период кризиса

Показатели результативности 2009 - 10 гг. и после него

деятельности персонала Перед. Обыч. Перед. Обыч.

учр учр учр учр.

1.Способность персонала оказывать полез- 35,7 28,6 57,1 50

ные услуги

2. Отсутствие нарушений в выполнении ра- 28,5 21,4 28,5 28,6

бот

3. Экономия сырья, материалов, электроэ- 14,2 14,3 64,3 78,6

нергии и т.д.

4. Уровень трудовой дисциплины 100 71,4 100 57,1

5. Сокращение потерь рабочего времени 21,4 — 42,8 28,6

(простоев из-за нарушения трудовой дисциплины)

6. Выполнение планов работ и планов обслу- 57,1 50 71,4 64,3

живания потребителей услуг

7. Качество обслуживания потребителей 64,3 78,6 100 100

услуг:

8. Уровень профессионализма работников 78,5 50 100 57,1

9. Затраты на персонал 42,8 42,8 57,1 57,1

10. Другое: — — — —

Следует отметить, что в период кризиса 2009 - 2010 гг. на первое место в оценке результативности деятельности персонала у передовых учреждений социальной сферы вышли показатели: «качество обслуживания потребителей услуг», «уровень профессионализма сотрудников» и «уровень трудовой дисциплины» по 100%. Резко усилился интерес к оценке «выполнения планов работы» (с 57,1% до и 71,4% после кризиса) и «экономии ресурсов» у 50,1% учреждений. На взгляд автора, финансовый кризис резко «ударил» по государственному бюджету, в результате сократилось финансирование социальных учреждений, и они вынуждены повышать качество обслуживания потребителей социальных услуг за счет внутренних резервов, прежде всего, профессионализма сотрудников.

Аналогичные тенденции в оценке результативности работы по управлению персоналом можно наблюдать и в группе обычных социальных учреждений. Следует обратить внимание на то, что повышению «качества обслуживания потребителей услуг» (78,6%) и «экономии ресурсов» (78,6%) социальные учреждения придавали большее значение в период кризиса.

Если сравнивать тенденции в оценке результативности деятельности по управлению персоналом коммерческих и социальных учреждений, то они практически одинаковы, особенно в период кризиса. Но в социальных учреждениях произошли более значимые сдвиги в использовании «рыночных» показателей результативности. Так, показатель «качество обслуживания клиентов» оценивается всеми учреждениями выборочной совокупности, в то время как в коммерческих организациях этот показатель интересен только 73,3% субъектов

управления передовых и 53,3% обычных организаций.

Таким образом, контроллинг как функция управления, проектируемая и внедряемая субъектами в определенном институциональном и социокультурном аспекте, будет влиять на принятие решений в отношении социально-трудовой деятельности персонала, и, следовательно, на достижение настоящих и будущих целей организации.

Подводя итог исследования, можно отметить, что в практике работы омских организаций и учреждений объективно складываются условия для совершенствования функции контроля за трудовой деятельностью и преобразования ее в более сложную функцию контроллинга системы управления персоналом. Идет процесс институционализации практики контроллинговой деятельности, она воспринимается субъектами управления как значимая для оценки деятельности организации и принятия управленческих решений.

1. Слезингер Г. Э. Социальная экономика: учебник.

— М.: Дело и сервис, 2001. - 368с.

2. Белокрылова О.С., Вольчик В.В., Мурадов А.А. Институциональные особенности распределения доходов в переходной экономике. — Ростов на/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2000. — 354 с.

3. Олейник А.Н. М. Институциональная экономика.

— М.: Инфра-М, 2002. — 416 с.

4. Тамбовцев В.Л. Введение в экономическую теорию контрактов. Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2004.

— 144 с.

5. Алчиан А., Демсец Г. Производство, информационные издержки и экономическая организация. Истоки. — М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004. 297 с.

6. Аудит и контроллинг труда: учебное пособие/ Под ред. Н.А. Горелова, А.И. Тучкова — СПб., 2003. — 143 с.

В результате работники стремятся ответить на несправедливое отношение к ним низким уровнем производительности труда и оппортунистическим поведением.

Ч_У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.