Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
грузооборот / транспорт / развитие / железнодорожный транспорт / институционализация / институты / институциональные факторы / производительность труда / freight turnover / transport / development / railway transport / institutionalization / institutions / institutional factors / labor productivity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин Владимир Николаевич, Подсорин Виктор Александрович

Актуальность проведенного авторами исследования обусловлена серьезными вызовами, с которыми сталкивается железнодорожный транспорт в последние годы – сложными технологическими изменениями, модернизацией инфраструктуры, влиянием внешних факторов. Научная новизна заключается в обосновании происходящих в отрасли институциональных изменений для выявления внутренних и внешних резервов повышения эффективности труда. Предмет исследования – процесс институционализации всех факторов, влияющих на повышение производительности труда на железнодорожном транспорте. Цель работы – систематизация, детализация, экономическая оценка данных факторов и совершенствование механизма их институционализации. Поскольку сегодня институциональная экономика отражает верхнеуровневый аспект управления производительностью, не затрагивая при этом отраслевого и более низкого уровня институционализации в полном объеме (что негативно сказывается на деятельности транспортного бизнеса и его структурных подразделений), гипотеза исследования заключается в доказательстве необходимости формирования новых институтов повышения производительности труда на железнодорожном транспорте и соответствующих управленческих механизмов. В качестве основных методов исследования использованы общенаучные: сравнительный анализ, обобщение, систематизация, анализ научных публикаций, моделирование. Получены следующие результаты: впервые рассмотрен механизм институционализации факторов повышения производительности труда на железнодорожном транспорте, предложена детализация этих факторов и приведены примеры реализации механизма их институционализации. Сделан вывод: изменения в институциональной структуре экономического механизма управления производительностью труда способствуют значительному ее росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитин Владимир Николаевич, Подсорин Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONALIZATION OF FACTORS FOR INCREASING LABOR PRODUCTIVITY IN RAILWAY TRANSPORT

The relevance of the research is due to the serious challenges faced by rail transport in recent years complex technological changes, infrastructure modernization, and the influence of external factors. The scientific novelty consists in the substantiation of the institutional changes occurring in the industry to identify internal and external reserves for increasing labor productivity. The subject of the study is the process of institutionalization of all factors affecting the increase in labor productivity in rail transport. The paper aims to systematize, detail, and economically evaluate these factors and improve the mechanism of their institutionalization. Since the current institutional economy reflects the high-level aspect of productivity management without affecting the industry and lower levels of institutionalization in full (which negatively affects the transport business and its structural divisions), the hypothesis of the study is to prove the need to form new institutions for increasing labor productivity in rail transport and the corresponding management mechanisms. The main research methods were general scientific ones such as comparative analysis, generalization, systematization, analysis of scientific publications, and modeling. The authors obtained the following results: for the first time, they considered the mechanism of institutionalization of factors increasing labor productivity in railway transport, proposed a detailed description of these factors, and gave examples of the implementation of the mechanism of their institutionalization. The authors conclude that changes in the institutional structure of the economic mechanism for managing labor productivity contribute to its significant growth.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2024-57-4-130-138 УДК 338.242 JEL J21; L92

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

В.Н. Никитин, В.А. Подсорин

ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Актуальность проведенного авторами исследования обусловлена серьезными вызовами, с которыми сталкивается железнодорожный транспорт в последние годы - сложными технологическими изменениями, модернизацией инфраструктуры, влиянием внешних факторов. Научная новизна заключается в обосновании происходящих в отрасли институциональных изменений для выявления внутренних и внешних резервов повышения эффективности труда. Предмет исследования - процесс институционализации всех факторов, влияющих на повышение производительности труда на железнодорожном транспорте. Цель работы - систематизация, детализация, экономическая оценка данных факторов и совершенствование механизма их институционализации. Поскольку сегодня институциональная экономика отражает верхнеуровневый аспект управления производительностью, не затрагивая при этом отраслевого и более низкого уровня институционализации в полном объеме (что негативно сказывается на деятельности транспортного бизнеса и его структурных подразделений), гипотеза исследования заключается в доказательстве необходимости формирования новых институтов повышения производительности труда на железнодорожном транспорте и соответствующих управленческих механизмов. В качестве основных методов исследования использованы общенаучные: сравнительный анализ, обобщение, систематизация, анализ научных публикаций, моделирование. Получены следующие результаты: впервые рассмотрен механизм институционализации факторов повышения производительности труда на железнодорожном транспорте, предложена детализация этих факторов и приведены примеры реализации механизма их институционализации. Сделан вывод: изменения в институциональной структуре экономического механизма управления производительностью труда способствуют значительному ее росту.

Ключевые слова: грузооборот; транспорт; развитие; железнодорожный транспорт; институционализация; институты; институциональные факторы; производительность труда.

Для цитирования: Никитин В.Н., Подсорин В.А. Институционализация факторов повышения производительности труда на железнодорожном транспорте. Социально-трудовые исследования. 2024;57(4):130-138. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-57-4-130-138.

ORIGINAL PAPER

INSTITUTIONALIZATION OF FACTORS FOR INCREASING LABOR PRODUCTIVITY IN RAILWAY TRANSPORT

V.N. Nikitin, V.A. Podsorin

Russian University of Transport, Moscow, Russia

ABSTRACT

The relevance of the research is due to the serious challenges faced by rail transport in recent years - complex technological changes, infrastructure modernization, and the influence of external factors. The scientific novelty consists in the substantiation of the institutional changes occurring in the industry to identify internal and external reserves for increasing labor productivity. The subject of the study is the process of institutionalization of all factors affecting the increase in labor productivity in rail transport. The paper aims to systematize, detail, and economically evaluate these factors and improve the mechanism of their institutionalization. Since the current institutional economy reflects the high-level aspect of productivity management without affecting the industry and lower levels of institutionalization in full (which negatively affects the transport business and its structural divisions), the hypothesis of the study is to prove the need to form new institutions for increasing labor productivity in rail transport and the corresponding management mechanisms. The main research methods were general scientific ones such as comparative analysis, generalization, systematization, analysis of scientific publications, and modeling. The authors obtained the following results: for the first time, they considered the mechanism of institutionalization of factors increasing labor productivity in railway transport, proposed a detailed description of these factors, and gave examples of the implementation of the mechanism of their institutionalization. The authors conclude that changes in the institutional structure of the economic mechanism for managing labor productivity contribute to its significant growth.

Keywords: freight turnover; transport; development; railway transport; institutionalization; institutions; institutional factors; labor productivity.

For citation: Nikitin V.N., Podsorin V.A. Institutionalization of factors for increasing labor productivity in railway transport. Social and labor research. 2024;57(4):130-138. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-57-4-130-138.

© Никитин В.Н., Подсорин B.A., 2024

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ

ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Стремительное развитие институциональной экономической теории связано с тем, что она трансформировалась из теории в реально работающую научную методологию1. Связано это, прежде всего, с фактом открытия и признания существования определенных механизмов функционирования социально-экономических систем, что способствует углубленному исследованию как отдельных экономических явлений, так и общих трендов развития. Институционализация факторов повышения производительности труда на железнодорожном транспорте позволяет выявлять внутренние и внешние резервы, которые ранее не могли быть обнаружены вследствие отсутствия теоретических положений структуризации исследуемых объектов.

Институционализация представляет собой процесс преобразования отношений в институты, то есть в форму организации отношений с установленными правилами, нормами и их саморегуляцией2 [1, 2]. Институты обладают двумя функциями. С одной стороны, за счет вводимых ограничений, они структурируют пространство выбора, облегчая координацию и, тем самым, выполняя координационную функцию. С другой стороны, ограничивая выбор, институты влияют на структуру выгод и издержек адресата правила, тем самым выполняя распределительную функцию [3]. В последние годы формирование институтов происходит в разных сферах [4, 5, 6]. Институты, формальные и неформальные, формируют правила, определяющие поведение предпринимателей и влияющие на производительность компаний [7].

Институционализация факторов производительности в системе институциональной экономики (рис. 1) способствует определению закономерностей изменения показателей под влиянием изучаемых факторов.

Транспорт - это важнейший социально-экономический институт, который занимает ключевое место в экономике. Транспортные услуги представляют собой определенный вид услуг, предоставляемых посредством эксплуатации транспортных средств и перемещения товаров или людей по системе автомобильных дорог, железных дорог, водных путей, воздушных путей и т.д. При

1 Калягин Г.В., Крючкова П.В., Обыденов А.Ю., Аузан А.А., Крючкова П.В. Административные барьеры в экономике: институциональный анализ. М.: ИИФ «Спрос» КонфОП; 2002:133 с.

2 Тамбовцев В.Л. Основы институционального проектирования. М.:

ИНФРА-М; 2008:144 с.

Рис. 1 / Fig. 1. Институционализация факторов в системе институциональной экономики / Institutionalization of factors in the system of institutional economics

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

этом транспорт не производит конечного продукта, но его продукция является неотъемлемой составляющей каких-либо товаров. Как отмечается в [8], в качестве количественного выражения транспортной нагрузки со стороны российских железных дорог на экономику страны в целом принято использовать созданную добавленную стоимость в ВВП страны.

Валовая добавленная стоимость (ВДС) по ключевым отраслям экономики в ценах 2021 г.3 представлена в табл. 1. Следует отметить, что не все услуги транспорта, которые входят в валовую добавленную стоимость отрасли, отражают транспортные операции. Например, в ВДС не включается промежуточное потребление.

Снижение объема ВДС сухопутного и трубопроводного транспорта за период 2019-2022 гг. (на 3,4%) с последующим увеличением в 2023 г. на 4,6% отразилось на снижении их доли в ВДС экономики в целом за рассматриваемый период с 3,8% до 3,6%. В 2020 г. произошло особенно значительное снижение ВДС транспорта (на 10,5 % по сравнению с 2019 г.), что объясняется влиянием запретительных мер в условиях пандемии Covid-19. Как видно из табл. 1, темпы падения на водном и воздушном транспорте в этот период были еще больше. Действующая система статистической отчетности ВДС не позволяет сделать глубокий анализ в разрезе видов транспорта, т.к. статистика ведется по укрупненным группам транспорта по видам деятельности (рис. 2).

Оценить вклад отдельных видов транспорта можно лишь по отдельным годам, в которые по методике национальных счетов проводится расчет по расширенному списку отраслей в таблицах «затраты-выпуск». В связи с этим следует рекомендовать совершенствование методов государственной статистики для отражения особенностей отдельных видов транспорта при осуществлении хозяйственной деятельности, что позволит более эффективно исследовать и регулировать эконо-

3 Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/

Таблица 1 / Table 1

Валовая добавленная стоимость по ключевым отраслям экономики в ценах 2021 г., млрд руб. / Gross value added by key sectors of the

economy in 2021 prices, billion rubles

Показатель/^юа^г 2019 2020 2021 2022 2023 2023 к 2019 в %/ 2023 to 2019 in % Доля отрасли в 2019 в %/ Industry share in 2019 in % Доля отрасли в 2023 в %/ Industry share in 2023 in %

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах 131 595,0 128 102,9 135 773,8 134 142,8 138 951,3 105,6 100,0 100,0

Валовая добавленная стоимость в основных ценах 117 027,0 114 396,9 121 847,1 121 499,7 126 016,9 107,7 88,9 90,7

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 5 270,2 5 279,5 5 346,2 5 718,2 5 721,9 108,6 4,0 4,1

Добыча полезных ископаемых 16 404,9 15 335,4 16 065,2 16 168,2 15 839,2 96,6 12,5 11,4

Обрабатывающие производства 16 408,5 16 431,6 17 125,3 16 786,5 17 953,2 109,4 12,5 12,9

Строительство 5 960,9 5 761,1 5 849,8 6 262,8 6 703,7 112,5 4,5 4,8

Транспортировка и хранение 7 815,7 6 965,3 7 611,4 7 615,9 7 858,4 100,5 5,9 5,7

в том числе:

деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта 4 945,2 4 427,3 4 725,3 4 780,7 5 001,5 101,1 3,8 3,6

Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность 2 081,6 1 932,1 2 112,9 2 123,3 2 122,4 102,0 1,6 1,5

Источник/Source: составлено авторами по данным: Auzan A., Zvereva N., et al. Institutional Economics / - Moscow State University; 2022 [Electronic resource]. URL: https://books.econ.msu.ru/Institutional-economics/ (date of reference: 12.07.2024) / compiled by the authors on the basis of data: Auzan A., Zvereva N., et al. Institutional Economics / - Moscow State University; 2022 [Electronic resource]. - URL: https://books.econ.msu.ru/Institutional-economics/ (date of reference: 12.07.2024).

Укрупненные группы по видам деятельности ■Транспортировка и хранение»

Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта

Деятельность водного транспорта

Деятельность воздушного и космического транспорта

Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность

Рис. 2/ Fig. 2. Укрупненные группы по видам деятельности в системе статистического учета ВДС / Aggregated groups by types of activity in the system of statistical accounting of GVA

Источник/Source: составлено авторами по данным: Auzan A., Zvereva N., et al. Institutional Economics / - Moscow State University; 2022 [Electronic resource]. - URL: https://books.econ.msu.ru/Institutional-economics/ (date of reference: 12.07.2024) / compiled by the authors on the basis of data: Auzan A., Zvereva N., et al. Institutional Economics / - Moscow State University; 2022 [Electronic resource]. - URL: https://books.econ.msu.ru/Institutional-economics/ (date of reference: 12.07.2024).

мические процессы на институциональном уровне. В настоящее время в структуре национальной экономики транспорт представлен организациями отрасли «Транспортировка и хранение». К сожалению, периодичность изданий по отдельным отраслям экономики и, в частности по отрасли «Транспортировка и хранение» не позволяет проводить оперативный глубокий анализ (например, статистический сборник «Транспорт России» издается раз в 2 года и на момент подготовки статьи в 2024 г. еще не вышел4). При этом ключевые факторы деятельности транспортного сектора экономики как ключевого института рыночной экономики могут быть проанализированы исходя из доступных статистических данных.

4 Транспорт в России: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13229

В целом по основным показателям сегмента «Транспортировка и хранение» прослеживается снижение в 2020 г. и рост в 2021 г., что объясняется политико-эпидемиологическими факторами. ВДС отрасли в сегменте «Транспортировка и хранение» в период 2019-2021 гг. увеличилась на 326,5 млрд руб., при том, что удельный вес этого сегмента в экономике страны снизился на 0,8%. Среднегодовая численность работников организаций практически не изменялась за последние годы. Следует отметить, что с позиции институционального управления транспортный бизнес реагирует на кризисные проявления в экономике адекватно динамично проявляющимся обстоятельствам на рынке.

Тесная связь между качеством транспортной инфраструктуры и уровнем экономического развития страны проявляется в том, что транспортная инфраструктура и, соответственно, транс-портно-логистические услуги наиболее развиты в странах и регионах с высоким уровнем развития экономики. При этом производительность труда является характеристикой скорости экономического развития. В рамках институционального подхода к исследованию экономических процессов и явлений под производительностью труда следует понимать меру эффективности использования трудовых ресурсов, определяемую не только как соотношение результатов труда к затратам выраженным в натуральной или стоимостной форме обусловившим его получение, но и определяемую с учетом органического сочетания сущности и силы институциональных связей между рассматриваемыми факторами в

Рис. 3/ Fig. 3. Индекс производительности труда в РФ по видам экономической деятельности / Labor productivity index in the Russian Federation by types of economic activity

Источник/Source: составлено авторами по данным: Транспорт в России. 2022: Стат.сб./Росстат. М., 2022. 101 с., URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/ Transport_2022.pdf / compiled by the authors on the basis of data: Transport in Russia. 2022: Stat.dig./Rosstat. M., 2022. 101 p., URL: https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ Transport_2022.pdf.

иерархически упорядоченных структурах на макро-, мезо- и микроуровне.

Производительность труда на транспорте во многом зависит от уровня развития отраслей и регионов, экономики в целом. Однако, как самостоятельная характеристика институциональных взаимосвязей она отражает внутренние процессы отрасли (рис. 3). При этом следует отметить, что в текущих условиях санкционных ограничений рост производительности труда приобретает огромное значение, особенно для предприятий обрабатывающей промышленности с целью снижения зависимости экономики от сырьевых доходов [10].

Темпы роста производительности на железнодорожном транспорте не только существенно опережают аналогичные показатели всей транспортной отрасли, они также выше, чем в среднем по экономике, что позволяет сделать вывод о его усиливающейся роли в экономическом развитии страны. Что касается отставания в эффективности труда всего транспортного кластера, то его основные причины - большой объем малопроизводительного труда в автомобильном сегменте, а также особенности статистического учета в таком виде деятельности как «Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность», где занят значительный контингент работников, вклад которых в совокупные результаты труда транспортной отрасли, тем не менее, довольно косвенный.

ОЦЕНКА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В УСЛОВИЯХ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ФАКТОРОВ

Институциональный анализ факторов повышения производительности труда способствует выявлению резервов и позволяет разработать инструментарий воздействия на них для достижения поставленных целей. Классификация факторов в различном разрезе, некоторые из которых приведены на рис. 4, приводится во многих экономических изданиях [9, 11, 13, 14 и др.5].

Систематизация факторов роста производительности труда на уровне отдельных институтов позволяет выявить следующие ключевые симптомы:

• снижение уровня безработицы;

• увеличение вакансий на рынке труда;

• высокий уровень процентной ставки по кредитам;

• ограниченность финансовых ресурсов;

• изношенность инфраструктурных объектов;

• недостаток оборудования, сырья и материалов;

• развитие параллельного импорта;

• неэффективная система налогообложения;

• ограничение роста экономики в современных условиях;

• несовершенство нормативно-правового регулирования.

5 Шкурина Л.В. и др. Экономика труда и система управления трудовыми ресурсами на железнодорожном транспорте: учебное пособие для студентов вузов железнодорожного транспорта. Москва: Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2007;352

Рис. 4/ Fig. 4. Классификация факторов повышения производительности труда / Classification of factors of labor productivity increase

Источник/Source: составлено авторами по данным [9, 11, 13, 14 и др.]/ compiled by the authors on the basis of data [9, 11, 13, 14 and others].

/ \ •Системные меры по повышению ' производительности труда»

Национальный проект ■Производительность труда»

-_ \ _

\

\ «Поддержка занятости

и повышения производительности труда на предприятиях»

Рис. 5/ Fig. 5. Структура национального проекта «Производительность труда» / Structure of the National Project «Labor Productivity»

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

При исследовании отраслевых факторов роста производительности труда необходимо учитывать регуляторную и стимулирующую деятельность государства. Ряд авторов справедливо отмечают важность государственной политики, направленной на создание благоприятной внешней среды для предприятий с целью стимулирования роста производительности труда [12].

Современная государственная политика в области повышения производительности труда направлена на институционализацию факторов повышения производительности труда. Так, с 2018 г. реализуется национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», цель которого - форсированное наращивание производительности труда (минимум на 5% в год) на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики6. Следует отметить, что такой же целевой параметр закреплен в Долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 г.

С 2022 г. национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» стал именоваться «Производительность труда» (рис. 5).

6 Национальный проект «Производительность труда». [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.m/materia]/directions/ nacionalnyy_proekt_proizvoditelnost_truda/

В Национальном проекте представлены основные методы и инструменты государственного регулирования, направленные на создание условий для роста производительности труда (оказание помощи в совершенствовании производственной системы, обучение руководителей предприятий, формирование движения рационализаторов и повышения квалификации работников предприятий и др.).

На железнодорожном транспорте формирование институциональных основ управленческого механизма повышения производительности труда продолжается уже много лет. Проведённый нами исторический анализ позволил выделить временные рамки данного процесса, отметить плюсы и минусы 3-х основных моделей оценки производительности труда: однофакторной, многофакторной и системной [13], (рис. 6).

Однофакторная модель оценки производительности труда предполагает изменение производительности за счет факторов «живого труда». В этот исторический момент развития железнодорожного транспорта (до 1980-х гг.) производительность труда хотя и является одним из показателей эффективности его деятельности, специальных институтов по управлению ей не создается. При этом развиваются многие направления в области управления трудовыми ресурсами, в частности, разделение и нормирование труда.

При использовании многофакторной модели оценки производительности труда фактором роста, помимо «живого труда», является диверсификация результатов хозяйственной деятельности. В системной модели оценки производительности труда в этот момент времени (1980-2000 гг.) начинают учитываться технико-технологические фак-

• Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях»

ОДНОФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ

МНОГОФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ

Рис. 6/ Fig. 6. Модели оценки производительности труда в условиях институционализации факторов / Models of labor productivity assessment under conditions of institutionalization of factors

Источник/Source: составлено авторами по данным Modern problems of labor economics and ways of their solution / T.V. Aleksashina, P.I. Ananchenkova, M.V. Belkin [et al]. Moscow-Berlin: Directmedia Publishing Ltd. 2019;491./ compiled by the authors on the basis of data of Modern problems of labor economics and ways of their solution / T.V. Aleksashina, P.I. Ananchenkova, M.V. Belkin [et al]. Moscow-Berlin: Directmedia Publishing Ltd. 2019;491.

торы, факторы организации труда и управления производством, начинаются первые институциональные преобразования в области управления производительностью труда. На законодательном уровне вводятся коэффициенты приведения разных видов перевозок, формируются подразделения по оптимизации численности работников с целью минимизации эксплуатационных расходов, формируются предпосылки для разделения видов деятельности и т.п.

В результате структурной реформы на железнодорожном транспорте (1998-2015 гг.) сформировались рыночные институты управления его финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе и в сфере управления производительностью труда. В настоящее время институционали-зация факторов повышения производительности труда осуществляется посредством трансформация экономических отношений под воздействием цифровизации, что способствует учету все большего количества нюансов при управлении производительностью труда. Отмечается, что процесс цифровой трансформации сопряжен с изменениями во всех функциональных подсистемах компании [9]. Цифровизация системы мотивации даст возможность строить более обоснованные прогнозы и сформирует предпосылки для моделирования и предотвращения появления вероятных проблем [14]. Доступ к Интернету и стандартизация данных положительно влияют на производительность труда [15].

Одним из важных направлений повышения эффективности использования трудовых ресурсов является создание отдельных институциональных образований повышения эффективности труда, например, независимого экспертного органа - Центра повышения эффективности труда с участием высококвалифицированных специалистов по организации и нормированию труда, технологов построения производственных процессов, что способствует автоматизации и роботизации операций; максимальному снижению трудовых затрат при невозможности автоматизации операции; созданию высокопроизводительных рабочих мест [16].

В 2021 г. в системе управления производительностью труда ОАО «РЖД» создана новая институциональная структура - Отраслевой центр компетенций. В том же году было подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и ФЦК7, в рамках которого проводятся отраслевые исследования передовых технологий повышения производительности труда на ж/д транспорте и разрабатываются типовые коробочные решения для внутриотраслевых предприятий. С помощью формирования этих и других институтов управления производительностью труда в ОАО «РЖД» появляются возможности оценить усилия и вклад всех подразделений компании и каждого сотрудника в обеспечении ее роста.

7 ФЦК и РЖД договорились о развитии отраслевого центра компетенций. [Интернет-ресурс]. Режим доступа: https://algoritminfo.ru/fck-i-rzhd-dogovorilis-o-razvitii-otraslevogo-centra-kompetencij/

Институци-онализация факторов повышения

производительности труда

Технико-технологические факторы

Формирование новых институтов Факторы

организации труда

Факторы управления производством

Модернизация

и адаптация существующих институтов

Упразднение устаревших институтов

Факторы повышения квалификации

Фактор мотивации и стимулирования

Фактор цифровизации Фактор бюрократизации

Фактор механистического подхода к управлению персоналом

Рис. 7/ Fig. 7. Примеры институционализации факторов повышения производительности труда / Examples of institutionalization of factors increasing labor productivity

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

Подобный подход особенно важен для такой инфраструктурной отрасли экономики как ж/д транспорт, где наряду с цифровизацией экономических процессов, способствующей появлению новых инструментов управления, существует требование об обязательном наличии дополнительного, резервного штата работников для обеспечения пропускной и провозной способностей железнодорожных линий. С этих позиций инсти-туционализация факторов повышения производительности труда на железнодорожном транспорте позволяет вывить внутренние и внешние резервы, которые ранее не могли быть обнаружены без развития инструментария институциональной экономической теории.

Используя новые знания и технологии, в частности, глубокую аналитику, машинное обучение, Big Data и др. в ОАО «РЖД» успешно занимаются формированием новых и модернизацией существующих институтов, упраздняя при этом старые (рис. 7).

Формирование новых институтов повышения производительности труда, а, точнее, оформление ранее выявленных закономерностей в институциональные основы для их использования в системе управления (оценка влияния на производительность труда технико-технологических факторов, факторов организации труда и управления производством), позволяет разрабатывать и эффективно применять соответствующие экономические инструменты. Например, в результате внедрения алгоритма предиктивного определения численности работников основных производственных групп ОАО «РЖД» в период

формирования бюджета на следующий год расчёт требуемого количества работников осуществляется с разбивкой по должностям и профессиям с погрешностью до 2%, что способствует более точной оценке производительности труда.

Модернизация и адаптация существующих институтов к современным условиям способствует совершенствованию действующего механизма повышения производительности труда на качественно новом уровне. Так, цифровизация в последние годы оказывает значительное влияние на производительность труда (внедрение прогрессивных технологий на цифровой платформе; исключение ошибок человеческого фактора; повышение прозрачности процессов и др.). Повышение инновационной активности работников на железнодорожном транспорте способствует ускорению технологических процессов и сокращению потерь. Например, запуск беспилотных поездов будет способствовать кратному повышению производительности труда, однако до этого момента должны быть осуществлены соответствующие институциональные преобразования.

ВЫВОДЫ

1. Институционализация факторов повышения производительности труда на железнодорожном транспорте позволяет вывить внутренние и внешние резервы, которые ранее не могли быть обнаружены вследствие отсутствия теоретических положений структуризации исследуемых объектов, что стало возможным благодаря развитию инструментария институциональной экономической теории. Появление новых институтов способствует реализации системных мероприятий и программ повышения производительности труда на железнодорожном транспорте.

2. В настоящее время существующая система статистической отчетности ВДС не позволяет сделать глубокий анализ в разрезе видов транспорта, т.к. статистика ведется по укрупненным группам транспорта по видам деятельности. В связи с этим, исследования влияния развития транспортной инфраструктуры на экономическое развитие страны носит зачастую узконаправленный и специализированный характер. Совершенствование системы статистики на макро-, мезо- и микро уровнях адекватно реализуемым институциональным преобразованиям будет способствовать повышению уровня обоснованности управленческих решений в области повышения производительности труда.

3. Рост производительности труда на транспорте в целом ниже роста производительности труда по экономике в целом. Однако, на железнодорожном транспорте темпы роста производительности труда выше, чем в среднем по экономике, что позволяет сделать вывод о ведущей роли железнодорожного транспорта в части повышения производительности труда и его усиливающейся роли в экономическом развитии страны. В связи с этим институциональные преобразования на железнодорожном транспорте могут быть использованы в качестве примера для реализации в других секторах экономики.

4. Исторический анализ институционализа-ции факторов производительности труда на железнодорожном транспорте позволил выделить временные рамки формирования конкретных институциональных основ управленческого механизма. Однофакторная модель оценки произ-

водительности труда предполагает изменение производительности на основе факторов использования «живого труда» при создании продукции, многофакторная - диверсификацию результатов производственной деятельности, а системная -детализацию и углубленное изучение технико-технологических факторов, факторов организации труда и факторов управления производством.

5. В настоящее время происходит активное формирование новых и совершенствование существующих институтов повышения производительности труда, что способствует разработке экономического инструментария для их эффективной реализации. Так, повышение инновационной активности работников, переход от циф-ровизации к экономике данных, измерение корпоративно-ценностных установок и т.п. способствуют существенному повышению производительности труда.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Посадов И.А., Валинский О.С., Тришанков В.В. Институализация построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: парадигма мышления. Санкт-Петербург: Стратегия будущего, 2021. [Электронный ресурс] // URL: https://futurepubl.ru/ru/nauka/monography/2137/view (дата обращения: 06.07.2024).

2. Абрамова А.И. Проблемы правовой институализации в контексте развития современного российского общества. Журнал российского права. 2020;(10):16-24. [Электронный ресурс]. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44236942 (дата обращения: 06.07.2024).

3. Аузан А., Зверева Н. и др. Институциональная экономика / М.: МГУ; 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://books.econ.msu. ru/Institutional-economics/ (дата обращения: 12.07.2024).

4. Слинько А.А., Могилев М.А. Институализация модернизационных процессов в образовании // Регион: системы, экономика, управление. 2021;4(55):102-107 [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47414840 (дата обращения: 12.07.2024).

5. Бугаенко Ю.Ю. Институализация и социальные институты в структуре философско-правового знания // Наука. Образование. Современность. 2017;(1-2):54-57 [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45735879 (дата обращения: 15.07.2024).

6. Абрамова А.И. Проблемы правовой институализации в контексте развития современного российского общества // Журнал российского права. 2020;(10):16-24 [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44236942 (дата обращения: 12.07.2024).

7. Ha V., Andre J., Kim A.T. et al. Total factor productivity and institutional quality in Vietnam: which institutions matter most? Asia-Pac J Reg Sci 8, 705-736 (2024). https://doi.org/10.1007/s41685-024-00343-9

8. Мачерет Д.А. Транспортные затраты: нагрузка на экономику или стимулятор роста? // Экономика железных дорог. 2013;(8):24-33.

9. Епишкин И.А., Алексашина Т.В., Хлыбов С.А. Система факторов роста эффективности труда в компании // Экономика железных дорог. 2019;(2):14-25.

10. Сафиуллин А.Р., Губайдуллина А.И. Изучение влияния производительности труда на развитие инвестиционной привлекательности территории в условиях становления цифровой экономики // Экосистемы в цифровой экономике: драйверы устойчивого развития. Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС. 2021;452-475.

11. Современные проблемы экономики труда и пути их решения / Т.В. Алексашина, П.И. Ананченкова, М.В. Белкин [и др.]. -Москва-Берлин: ООО «Директмедиа Паблишинг». 2019;491.

12. Симачев Ю.В., Кузык М.Г., Федюнина А.А. и др. Факторы роста производительности труда на предприятиях несырьевых секторов российской экономики [Текст]: докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и обще-ства/Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2020;60 [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2020/06/01/1604074403/Факторы_роста_производительности_труда-сайт.pdf (дата обращения: 14.07.2024).

13. Долженко Р.А., Малышев Д.С. Развитие подходов к производительности труда и ее оценке // Экономика труда. 2021;(12):1577-1590. DOI: 10.18334/et.8.12.113989

14. Никитин В.Н., Благодатский П.В., Кузьмина Е.Н. Мотивационная модель как инструмент принятия управленческих решений // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2019;18(4):214-228.

15. Radlo, Mariusz-Jan & Tomeczek, Artur. (2022). Factors Influencing Labor Productivity in Modern Economies: A Review and Oualitative Text Analysis. WSEAS Transactions on Environment and Development. 18. 291-314. DOI: 10.37394/232015.2022.18.30

16. Никитин В.Н. Управление производительностью труда на железнодорожном транспорте: экономические аспекты: монография / В.Н. Никитин. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. 319 с.

REFERENCES

1. Posadov I.A., Valinsky O.S., Trishankov V.V. Institutionalization of business construction in the format of the contract of life cycle of high-tech products: A paradigm of thinking. St. Petersburg: Strategy of the Future, 2021. URL: https:// futurepubl.ru/ru/nauka/ monography/2137/view (accessed on 06.07.2024). (In Russ.).

2. Abramova A.I. Problems of legal institutionalization in the context of the development of modern Russian society. Zhurnal rossi-jskogo prava = Journal of Russian law. 2020;10:16-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44236942 (accessed on 06.07.2024) . (In Russ.).

3. Auzan A., Zvereva N., et al. Institutional Economics. Moscow State University; 2022. URL: https://books. econ.msu.ru/Institutional-economics/ (accessed on 12.07.2024) . (In Russ.).

4. Slinko A.A., Mogilev M.A. Institutionalization of modernization processes in education. Region: Sistemy, ekonomika, upravlenie = Region: Systems, Economy, Management. 2021; 4(55):102-107. uRL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47414840 (accessed on 12.07.2024) . (In Russ.).

5. Bugaenko Yu.Yu. Institutionalization and social institutions in the structure of philosophical and legal knowledge. Nauka. Obra-zovanie. Sovremennost' = Science. Education. The present. 2017;1-2:54-57. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=45735879 (accessed on 15.07.2024). (In Russ.).

6. Abramova A.I. Problems of legal institutionalization in the context of the development of modern Russian society. Zhurnal rossi-jskogo prava = Journal of Russian law. 2020;10:16-24. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=44236942 (accessed on 12.07.2024). (In Russ.).

7. Ha V., Andre, J., Kim, A.T. et al. Total factor productivity and institutional quality in Vietnam: Which institutions matter most? Asia-Pac J Reg Sci 8, 705-736 (2024). URL: https://doi.org/10.1007/s41685-024-00343-9

8. Macheret D.A. Transportation costs: A burden on the economy or a growth stimulator? Ekonomika zheleznyh dorog = The Railway Economics. 2013;8:24-33. (In Russ.).

9. Epishkin I.A., Aleksashina T.V., Khlybov S.A. System of factors of labor efficiency growth in the company. Ekonomika zheleznyh dorog = The Railway Economics. 2019;2:14-25. (In Russ.).

10. Safiullin A.R., Gubaidullina A.I. Study of the impact of labor productivity on the development of investment attractiveness of the territory in the conditions of digital economy. Ecosystems in the Digital Economy: Drivers of Sustainable Development. St. Petersburg: POLITEH-PRESS. 2021;452-475. (In Russ.).

11. Aleksashina T.V., Ananchenkova P.I., Belkin M.V., et al. Modern problems of labor economics and ways of their solution. Moscow-Berlin: Directmedia Publishing Ltd. 2019;491. (In Russ.).

12. Simachev Y.V., Kuzyk M.G., Fedyunina A.A., et al. Factors of labor productivity growth at enterprises of non-resource sectors of the Russian economy [Text]: dokl. to XXI Apr. international scientific conf. on the problems of development of economy and society. National Research Univ. "Higher School of Economics". Moscow: Izd. Dom Higher School of Economics, 2020;60. URL: https://www. hse.ru/data/2020/06/01/1604074403/®aKTopH_pocTa_npoM3BOflMTenbHOCTM_Tpyfla-caMT.pdf (accessed on 14.07.2024). (In Russ.).

13. Dolzhenko R.A., Malyshev D.S. Development of approaches to labor productivity and its assessment. Ekonomika truda = Russian Journal of Labor Economics. 2021;12:1577-1590. DOI: 10.18334/et.8.12.113989. (In Russ.).

14. Nikitin V.N., Blagodatsky P.V., Kuzmina E.N. Motivational model as a tool for making managerial decisions. Uchenye zapiski Rossi-jskoj Akademii predprinimatel'stva = Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2019;18(4):214-228. (In Russ.).

15. Radlo Mariusz-Jan & Tomeczek, Artur. Factors Influencing Labor Productivity in Modern Economies: A Review and Qualitative Text Analysis. 2022. WSEAS Transactions on Environment and Development. 18. 291-314. D0I:10.37394/232015.2022.18.30.

16. Nikitin V.N. Labor productivity management in railway transport: economic aspects: monograph. Moscow, Russia: Publishing and Trading Corporation "Dashkov and Co". 2023:319. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Владимир Николаевич Никитин - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика труда и управление человеческими ресурсами» ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД», Москва, Россия

Vladimir N. Nikitin - Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Department of Labor Economics and Human Resource Management, Federal State Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport"; Head of the Department for Organization, Payment and Motivation of Work of JSC Russian Railways, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-4417-7671 [email protected]

Виктор Александрович Подсорин - доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика труда и управление человеческими ресурсами», ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», Москва, Россия Viktor A. Podsorin - Dr. Sci. (Econ.), Professor, Department of Labor Economics and Human Resource Management, Federal State Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport", Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-2552-8536 [email protected]

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 04.09.2024; после рецензирования 14.10.2024, принята к публикации 16.10.2024. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 04.09.2024; revised on 14.10.2024 and accepted for publication on 16.10.2024. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.