Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ РЕАБИЛИТАЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ'

ИНСТИТУТ РЕАБИЛИТАЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
КриминалистЪ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
INSTITUTION OF REHABILITATION IN CRIMINAL PROCEEDINGS / PROSECUTOR / REHABILITATION / ИНСТИТУТ РЕАБИЛИТАЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ / ПРОКУРОР / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Айдинов Петр Викторович

В статье рассматриваются отдельные проблемы реализации положений института реабилитации в уголовном процессе. Анализируется действующее уголовно-процессуальное законодательство, высказываются предложения о необходимости пересмотра законодательных предписаний, касающихся института реабилитации в сфере уголовного судопроизводства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTION OF REHABILITATION IN CRIMINAL PROCEEDING: THEORETICAL PROBLEMS AND LEGISLATIVE REGULATION

The article deals with some problems of implementation of the provisions of the rehabilitation institution in criminal proceedings. The author analyzes the imperfection of the current criminal procedure legislation and argues that there is a need to revise the existing legislative regulations concerning the institution of rehabilitation in the field of criminal proceedings

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ РЕАБИЛИТАЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

П. В. АИДИНОВ УДК 343.13

ИНСТИТУТ РЕАБИЛИТАЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Уголовный процесс является той сферой, где с особой остротой проявляются отношения государства и гражданина. К сожалению, в деятельности правоохранительных органов не исключены ошибки и заблуждения. В этом случае, возможно, то или иное лицо будет вынуждено претерпевать негативные последствия незаконного или необоснованного уголовного преследования и (или) осуждения, поэтому государство обязано защищать интересы таких лиц, предоставляя им право требовать возмещения вреда в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Принцип ответственности государства за вред, причиненный властными органами, в настоящее время является общепризнанным в правовой доктрине, законодательстве и правоприменительной деятельности. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации содержит нормы, касающиеся реабилитации граждан, подвергшихся незаконному или необоснованному уголовному преследованию и осуждению. Но одного закрепления в законе тех или иных норм недостаточно. По тому, как на практике будут реализовываться предписания закона, можно судить о действительном положении вещей в сфере защиты прав и интересов человека в России1.

Долгое время интересы потерпевших в России не являлись предметом особой заботы и правовой защиты. Органы, осуществляющие уголовное судопроизвод-

1 Макарова О. В. Правовое регулирование института реабилитации в российском уголовном процессе / / Журнал российского права. 2014. № 5. С. 30-36.

ство, зачастую пренебрегали правом лиц, незаконно подвергшихся уголовному преследованию, на восстановление их прав и возмещение вреда.

Принятие 18 мая 1981 года Указа Президиума Верховного Совета СССР «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» и утверждение данным Указом Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда свидетельствовало о признании государством возможных ошибок со стороны должностных лиц и органов, осуществляющих уголовное судопроизводство. В то же время подобные ошибки и ранее осознавались обществом и были предметом исследования многих юристов.

С момента принятия указанных нормативных актов в государстве произошли глобальные перестроения. Изменились законодательство, политический режим, структура государства и, наконец существенно изменилось сознание общества. Из функций современного государства, в его гуманистическом смысле, происходят сущность представленного института, его назначение и необходимость. Институт реабилитации неразрывно связан с понятием современного правового государства, в котором основными принципами являются:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

Айдинов П. В. Институт реабилитации в уголовном процессе: теоретические проблемы и законодательное регулирование

2) создание для личности режима правового стимулирования;

3) последовательное связывание с помощью права государственной власти;

4) формирование для государственных структур правового режима ограничения.

Реформа уголовно-процессуального законодательства коснулась проблемы ответственности государства перед гражданином за вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц и государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство. В современных условиях приоритетной задачей уголовного процесса служит реализация международно-правовых и конституционных принципов при осуществлении производства по уголовным делам.

В соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года (подп. «а» п. 3 ст. 2, п. 5 ст. 9 и п. 6 ст. 14), Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (п. 5 ст. 5) и Протокола № 7 к ней (ст. 3) за каждым, кто несправедливо и незаконно подвергнут таким мерам принуждения, как арест, заключение под стражу, незаконное осуждение, или претерпел иную следственную или судебную ошибку, признается право на компенсацию. А в качестве корреспондирующей выступает обязанность государства гарантировать реальные и эффективные средства по восстановлению и правовой защите нарушенных прав.

Следуя упомянутым международным нормам и императивным положениям Основного закона Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовые позиции, в соответствии с которыми государство в лице своих органов и учреждений в целях обеспечения реального восстановления в полном объеме прав лиц, пострадавших от незаконного или необоснованного привлечения к уголовной ответственности, обязано способствовать, с учетом принципов

верховенства права, равенства всех перед законом и судом, максимально возможному возмещению причиненного вреда1.

В своей профессиональной деятельности должностные лица органов предварительного расследования, прокуратуры и суда нередко допускают ошибки, в результате чего люди оказываются жертвами незаконного или необоснованного обвинения в совершении преступления. Главной обязанностью государства в таких случаях является устранение всех вредных последствий, вызванных незаконным обвинением лица, и восстановление его прав всеми возможными способами.

Таким тенденциям, помимо ошибок в деятельности органов предварительного расследования и суда, неправильного толкования норм права или их существенного нарушения, способствует и несовершенство действующего законодательства.

В соответствии со ст. 49 Конституции Российской Федерации обязанность доказывания наличия или отсутствия оснований для возмещения причиненного вреда не лежит на подозреваемом, обвиняемом, подсудимом, равно как не предусмотрена уголовно-процессуальным законом обязанность по доказыванию своей невиновности в совершении преступления. Именно поэтому в рамках уголовно-процессуального правоотношения предусмотрены особые правовые механизмы, которые делают процедуру восстановления прав реабилитированных более простой и эффективной. Все это вызвано особым статусом таких пли, поскольку они, во-первых, выступают более слабой стороной правоотношения, во-вторых, нуждаются в особых мерах по устранению последствий незаконных решений о привлечении их к уголовной ответственности.

1 По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М. И. Бондаренко [Электронный ресурс] : постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 14 нояб. 2017 г. № 28-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

Само право на реабилитацию, например восстановление чести, доброго имени, опороченного незаконным и (или) необоснованным обвинением человека, а также существование институтов и механизмов по обязательной проверке законности и обоснованности уголовного преследования и принимаемых в его рамках процессуальных решений являются отражением в уголовно-процессуальном праве конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости, законности, презумпции невиновности, права каждого на защиту, в том числе в рамках судопроизводства, своих нарушенных (или находящихся под угрозой нарушения) прав и свобод1.

В связи с этим исполнение решений, касающихся вопросов реабилитации, — это конституционная обязанность государства. И наряду с уже перечисленными гарантиями стоит указать и обязанность государства по обеспечению равного доступа к правосудию. Это еще одна мера, которая, несомненно, способствует усилению гарантий в обеспечении эффективной защиты прав и свобод личности, в том числе путем обращения в суд.

Из-за несовершенства действующего законодательства на практике возникают проблемные ситуации, связанные с отменой прокурором постановления о прекращении уголовного дела либо прекращении уголовного преследования в срок не позднее 14 суток с момента получения такого процессуального решения и материалов уголовного дела.

Необходимо отметить, что 14-дневный срок начинает исчисляться с момента получения прокурором материалов уголовного дела, т. е. с момента их регистрации в канцелярии соответствующего органа прокуратуры, а истечение указанного срока не лишает прокурора правовой возможности принять по данному уголовному

делу соответствующее решение. Иными словами, предусмотренный Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации 14-дневный срок не является для прокурора пресекательным.

Пристальное внимание практиков и теоретиков вызывает отсутствие в нормах УПК РФ срока для отмены постановления о прекращении уголовного дела либо прекращении уголовного преследования, поскольку это влечет за собой закономерное ослабление гарантий по защите лиц от незаконного и необоснованного возобновления прекращенного уголовного преследования, а также детерминирует постоянную зависимость рассмотрения и разрешения судом вопроса об основаниях возмещения причиненного вреда и о его размере от решений уполномоченных лиц, в данном случае — прокурора.

Вместе с тем стоит отметить, что при осуществлении надзора за соблюдением права на реабилитацию прокурорам следует учитывать, что в настоящий момент специальный закон, непосредственно регламентирующий порядок реабилитации граждан в уголовном судопроизводстве, отсутствует2, а механизм реализации надзорных полномочий за соблюдением данного права определен ведомственными нормативными правовыми актами.

Таким образом, правовые механизмы реализации института реабилитации в уго-ловно-гтроцессуальном законодательстве должным образом не определены и, безусловно, гтр одолжают оставаться одними из самых дискуссионных в науке уголовного процесса. Уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие институт реабилитации и порядок его применения, нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Существует необходимость в разработке рекомендаций прикладного характера, основанных на общетеоретических выводах и обобщении результатов практики.

1 Гаврилюк Р. В., Ковтун Н. Н., Юкусов А. А. Реабилитация в российском уголовном процессе. Нижневартовск, 2007. С. 178.

2 Исключение составляет Федеральный закон от 18 января 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

Коломеец Е. В. Обеспечение законности постановлений о прекращении уголовных дел

Стоит отметить, что правовой институт реабилитации является весьма значимым для современного уголовно-процессуального права России. Без хорошо отлаженного функционирования данного института невозможно представить построение правового демократического государства. Несправедливое обвинение негативно влияет на психическое состояние человека, порождает презрение к закону и недоверие к правоохранительным органам. Указанные факторы должны стимулировать ученых к дальнейшему правовому исследованию института реабилитации.

В целях обеспечения реальной, эффективной и справедливой судебной защиты права реабилитированного на возмещение

Трудно переоценить значение надзорной деятельности прокурора в отношении незаконных процессуальных решений органов расследования о прекращении уголовных дел (уголовного преследования). Отменяя такие процессуальные решения, прокуроры побуждают органы расследования осуществлять преследование в соответствии с законом, в ряде случаев пресекают нарушения, связанные с непринятием реабилитирующих решений1. Так, в 2017 году прокурорами отменено 29 829 незаконных постановлений данной категории2.

1 Щерба С. П., Ережипалиев Д. И. Прокурор в досудебном производстве по уголовным делам: функции правовой статус, полномочия : монография / под общ. и науч. ред. С. П. Щер-бы. М., 2015. С. 91.

2 Отчет о работе прокурора «Надзор за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства» по форме НСиД за 2017 год [Электронный ресурс]. Доступ из ин-форм. системы обеспечения надзора за исполнением законов органов прокуратуры РФ

(ИСОП).

в полном объеме вреда, причиненного незаконным и (или) необоснованным уголовным преследованием, необходимо на законодательном уровне предусмотреть соответствующие гарантии беспрепятственной реализации права на реабилитацию в отношении этого лица независимо от стадий уголовного процесса.

Библиографический список

1. Гаврилюк Р. В. Реабилитация в российском уголовном процессе / Р. В. Гаврилюк, Н. Н. Ковтун, А. А. Юкусов. — Нижневартовск : Изд-во МНИ, 2007. - 216 с.

2. Макарова О. В. Правовое регулирование института реабилитации в российском уголовном процессе / О. В. Макарова / / Журнал российского права. — 2014. — № 5. — С. 30 — 36.

.13

В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» изложено требование использовать рассматриваемые полномочия лишь в случае необходимости установления обстоятельств, без оценки которых невозможно принять законное решение, обеспечить реабилитацию лица (п. 1.13). Конституционный Суд Российской Федерации в многочисленных определениях указывал на недопустимость произвольного многократного по тому же основанию возобновления прекращенного уголовного дела по причине неполноты расследования, создающего для лица постоянную угрозу уголовного преследования3.

3 По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 116, 211, 218, 219 и 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Президиума Вер-

Е. В. КОЛОМЕЕЦ УДК 343

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРЕКРАЩЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ: ПРОБЛЕМЫ

И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.