МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№1/2016
ISSN 2410-700Х
4. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006.
5. Хачатуров Р.Л. Юридическая энциклопедия: В 5 т. Тольятти, 2005. Т. 4.
6. Бирченко Л.Л. Правовые основы формирования нотариата в России и Украине (сравнительно-правовой анализ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
7. Российская юридическая энциклопедия / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 1999.
8. Зайцева Т.В, Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса: В 2 т. М., 2000. Т. 1.
9. Черемных И.Г. Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности: Дис. док. юрид. наук. - М., 2007
10.Треушникова М.К Гражданский процесс / Учебник. - М. - 2003.
11.Тарбагаева Е. Б. Организация и деятельность нотариата в РФ / Учеб. пособие. - 2008.
12.Стенешко Л. А. , Шамба Т. М. Нотариат в РФ / Учебник М. - 2001.
© Остапенко И.А., 2016
УДК 351.74
Полякова Светлана Владимировна
преподаватель кафедры управления и права ЮУрГУ
г. Челябинск, РФ E-mail: [email protected]
ИНСТИТУТ ПОЛИЦИИ В РОССИИ: ОПЫТ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация
В статье рассматриваются основные этапы формирования института полиции в России. Современные модели правоохранительной деятельности построены с ориентацией на тесное сотрудничество с населением, как по поддержанию общественного правопорядка, так и в борьбе с преступностью, что является отражением концепции «полиция на службе общества» (community policing). Автор акцентирует внимание на проблемах формирования социального взаимодействия полиции и общества.
Ключевые слова
государство, гражданское общество, общественный правопорядок, милиция, полиция, реформа, концепция
«community policing».
В современных условиях построения демократического правового государства в России, особую актуальность приобретают проблемы построения эффективного института полиции, способного к принятию инноваций и современному управлению социальными процессами, связанными с внутренними и внешними аспектами функционирования правоохранительного ведомства. Так как, выбранная Россией магистраль модернизации - гражданское общество [3].
Понятие «полиция» происходит от греческого «politeia» («polis» - город), обозначающее городское и государственное устройство и управление. Юридическая практика в России, традиционно относится к Романо -германской правовой семье, где главенствующую роль в управлении государством и обществом, в отличие от Англо-американской системы, выполняет центральная власть, а местное самоуправление наделено второстепенными властными функциями.
Первоначально, в России, полиция возникла в Петербурге в 1715 году. В 1775 году в России была проведена реформа местных органов управления: страна разделена на губернии и уезды, применительно к которым и создавалась система полицейских учреждений. В 1802 году Александр I создает в России новые органы центрального управления - министерства и среди них - министерство внутренних дел (далее МВД).
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
В течении XIX века МВД Российской империи, постепенно превращается в закрытую государственную корпорацию, самодостаточную по вопросам оценки собственной деятельности.
Реформа 1880 года превратила МВД, в главенствующее звено госаппарата и многократно увеличило его влияние на общественную, политическую и экономическую жизнь страны, постепенно превращаясь в закрытую государственную корпорацию, самодостаточную по вопросам оценки собственной деятельности. Полиция несла образ «надзорного, контролирующего органа», выражая интересы правящего класса. Именно с этого периода в России складывается традиция двух раздельно существующих общностей: «полиция» и «народ».
Советский период существования МВД, связан как с положительными, так и с отрицательными фактами формирования доверия/недоверия со стороны граждан России к служителям законности и правопорядка. Первый шаг нового государства - 28 октября (10 ноября) 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел РСФСР принимает постановление «О рабочей милиции», который становится юридической основой для создания милиции. В ее полномочия входит охрана общественного порядка, организация безопасности дорожного движения и т.п.
Как отмечает Денисенко С.Е. в своем диссертационном исследовании, «судьбоносным шагом» в формировании негативного общественного мнения было создание Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР (1934—1943), который был создан, как орган, объединявший в своем составе огромный аппарат принуждения, одним из звеньев которого являлась милиция. Такая централизованная иерархия в структуре привела к тому, что работники милиции на местах перестали проявлять инициативу, самостоятельность, ожидали директив и «строго наказания» от вышестоящих органов. Административный ресурс - являлся единственным механизмом оценки деятельности милиции [1].
Политическая оттепель 60-х, изменение организационной структуры МВД эффективная оперативно-розыскная деятельность, уменьшение количества «тяжких преступлений», повышение раскрываемости преступлений, повысили уровень общественного мнения о милиции, со стороны населения - в период 6080гг. зафиксировано повышение уровня доверия, открытость к сотрудничеству и помощи. «Советский человек» чувствовал себя защищенным.
«Кризис общественного мнения», о деятельности милиции совпадает с политическим кризисом в стране в 90-х, когда «советский человек» потерял общественные морально-идеологические ориентиры, а милиция потеряло свое «лицо доверия, как стража правопорядка», именно этот период характеризует «оборотней в погонах», коррупцию, мелкие поборы и крупные взятки.
С начала XXI века Россия вступает в крупномасштабные преобразования во всех сферах общественной деятельности. Обращение к передовому зарубежному опыту Европы и США показывает, что концепция «силовых методов» борьбы полиции с преступностью ушла в прошлое. Современные модели правоохранительной деятельности в зарубежных странах, построены с ориентацией на тесное сотрудничество с населением, как по поддержанию общественного правопорядка, так и в борьбе с преступностью, что является отражением концепции «полиция на службе общества» (community policing).
Сегодня термин «policing» понимается не как сугубо полицейская активность, но как форма социального контроля, специфическая государственная деятельность по поддержанию общественного порядка [2].
В целях формирования современной основы правоохранительной и военной службы, а также для создания мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы, в 2009 г. Президентом РФ был подписан Указ о федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы российской Федерации на 2009 - 2013 годы». В контексте указанной концепции, служба в правоохранительных органах рассматривается как вид государственной службы, ориентированной на поддержание общественного порядка и оказание помощи населению.
С 1 марта 2011г. вступил в силу закон «О полиции», отражающий основные принципы и направления деятельности «новой полиции». Как отмечает В. И. Майоров: «Полиция является государственным органом, осуществляющим обеспечение правопорядка в обществе» [5, с. 95], это является одним из основных направлений ее деятельности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
С момента начала проведения административной реформы начались практические шаги дальнейшего совершенствования современной системы правоохранительных органов. Ключевым аспектом преобразований является: общественный мониторинг, как один из основных критериев оценки эффективности деятельности полиции. Следует принять во внимание тот важный факт, что общественное мнение населения о деятельности полиции, дает резонанс на оценку эффективности всей правоохранительной сферы государства.
Российская полиция накопила большой опыт работы с преступностью, не меньший, чем полиция стран ЕС. Кроме того, в профессиональной деятельности сотрудники органов внутренних дел России всегда находились на службе общества. Однако в настоящее время формируется новая модель взаимоотношений граждан и полиции, основанная на партнерстве. В России со стороны государства и органов внутренних дел ведется четкое разъяснение реформы о преобразовании полиции для общества.
Полиция в современном обществе в большей степени определяется как специфическая профессиональная организация, использующая власть государства для предоставления населению сервисных услуг по обеспечению личной безопасности граждан и обеспечению общественной безопасности. Обращаясь к вопросу результативности деятельности полиции В.И. Майоров указывает: «Эффективность действий полиции определяется степенью кооперации с населением по уровню обслуживания его нужд и решения проблем граждан» [ 6, с.28].
Полиция при осуществлении своей деятельности должна стремиться обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Однако, как отмечает В.И. Майоров: «Ориентация на общественность - это не только активные действия полицейских, но и участие граждан в охране общественного порядка и общественной безопасности» [6, с.27].
Насколько продуктивно идет процесс формирования социального партнерства деятельности полиции и общества? В 2010 года, 63 % россиян считали, что переименование милиции в полицию ничего не изменит, и в работе ведомства все останется по-прежнему. С принятием закона «О полиции», в 2011года, был проведен крупномасштабный опрос (43 субъекта РФ), на вопрос: «Стала ли полиция работать лучше в последнее время или хуже?», 56% респондентов ответили - «как прежде», Результаты следующего опроса, проведенного в 2012 г., показали, что большинство граждан - 59% - не видят в действиях сотрудников полиции «ни особой пользы, ни вреда». В 2013г. был проведен опрос на предмет оценки деятельности полиции в 130 населенных пунктах, результаты показали, что в среднем, россияне оценивают работу полиции на три балла из пяти возможных [6].
Последующие исследования, также подтвердили, что значительных изменений в позиции общественного мнения о деятельности полиции не зафиксировано. Со стороны населения (граждан), отношение к деятельности полиции, к полицейским по сей день носит, если не отрицательный, то двоякий характер, что не способствует основной цели ее существования - повышению обеспечения общественной безопасности. Причин такого настороженного отношения со стороны населения много, в том числе «негативные следы прошлого». На современном этапе необходимо социальные технологии сближения: с одной стороны - «профессионального сознания» полицейских, а, с другой стороны - преобразование общественного сознания, повышение имиджа полиции [4].
Однако, можно констатировать, что почти за пять лет реформ значительных изменений в реализации концепции «социального партнерства» не произошло, «взаимоотношения» можно охарактеризовать как «дистанцированные», хотя опрошенные отмечают, что в СМИ стало больше информации о деятельности полиции.
Таким образом, пройдя историческую трансформацию от закрытой, авторитарной силовой структуры до сервисной и открытой структуры современного общества, полиция на каждом этапе своего развития воплощала представления политиков и правоведов о месте и функциях органов правопорядка. Необходимо дальнейшее совершенствование социально-ориентированных технологий способствующих повышению профессиональной эффективности полиции в рамках концепции «полиция на службе общества» (community policing).
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Список используемой литературы:
1. Денисенко С. Е. Механизмы позитивизации отношения к полиции в современной России: дисс... канд. соц. наук. - Ростов-на-Дону, 2014.-175 с.
2.Ильченко В.А. Взаимоотношения общества и полиции за рубежом и в России // Право. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2015 - № 1. - С. 138-141
3.Конин В.Н. Обеспечение общественной безопасности как направление деятельности российской полиции // Административное право и процесс. 2013. № 1.
4. Кораблев С.Е. Социально-ориентированная стратегия деятельности полиции как фактор ее профессиональной эффективности // Вестник Воронежского института МВД России. - 2013. - № 1.
5. Майоров В.И. Роль полиции в обеспечении правопорядка // Правопорядок: история, теория, практика. -2015. - № 1 (4). - С.95- 98.
6. Майоров В.И. Формирование партнерства в деятельности полиции // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2014. - № 4. - С. 26-29.
© С В. Полякова, 2016
УДК 347.921
Терегулова Антонина Александровна
канд. юрид. наук, доцент ЮУрГУ, г. Златоуст, РФ E-mail: [email protected]
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ИСТЦА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
В статье рассматривается понятие и содержание процессуального статуса истца, специфические черты, индивидуализирующие истца среди других лиц, участвующих в деле. Раскрываются проблемы реализации некоторых процессуальных прав истца при рассмотрении гражданского дела в суде общей юрисдикции.
Ключевые слова Сторона. Истец. Специальные процессуальные права. Изменение иска.
Ключевыми участниками гражданских процессуальных правоотношений являются стороны: истец и ответчик. Именно они являются субъектами спорного материального правоотношения, положенного в основу судебного процесса. Как и любые лица, участвующие в деле, они обладают юридической заинтересованностью в его исходе, однако их интересы (за редким исключением) противоположны друг другу. Стороны выступают в процессе от своего имени, только на них могут распространяться материально-правовые последствия решения по делу и на них ложится обязанность по возмещению судебных расходов.
В науке гражданского процессуального имеются различные подходы к определению понятия истца. Мы считаем, что истцом следует считать предполагаемого участника спорного материального правоотношения, обратившегося в суд, чье право предположительно нарушено или чей законный интерес оспорен ответчиком. В случае, если предполагаемое участие лица, подавшего иск, в спорном материальном правоотношении не подтвердится, суду надлежит отказать в удовлетворении исковых требований. Процедура замены ненадлежащего истца действующим законодательством не предусмотрена.
Процессуальный статус истца составляют его процессуальные права и обязанности. По содержанию процессуальные права истца можно разделить на три группы: права, влияющие на динамику гражданского