УДК 351.74 №2 (9)/2016, с. 38-41
ГЕНЕЗИС ИНСТИТУТА ПОЛИЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Светлана Владимировна Полякова
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: poliakovasv.susu.ac.ru
В статье представлен ретроспективный экскурс в развитие института полиции в зарубежных странах. Даны характеристики модели институтов полиции «британско-американский» и «континентально-европейский», стран Арабского Востока. Объединяющим положением в понимании роли полиции в зарубежных странах является общепринятое социальное предназначение института полиции -обеспечение общественного порядка и борьба с преступностью. На современном этапе «силовые модели» правоохранительной деятельности полиции уступают место концепции «полиция на службе общества».
Ключевые слова: государство, общество, полиция, общественный правопорядок, «community policing».
GENESIS INSTITUTE OF POLICE IN FOREIGN COUNTRIES
Svetlana Polyakova
South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation
E-mail: poliakovasv.susu.ac.ru
The article presents a retrospective insight into the development of the institution of police in foreign countries. The characteristics of the model institutions of the police, «the British-American» and «continental European» countries of the Arab East. The unifying position in understanding the role of the police in foreign countries is a common social purpose of the institute of police - public order and combating crime. At the present stage «power model» law enforcement police are giving way to the concept
of«Police in the service of society».
Keywords: state, society, police, public order, «community policing».
Мировой опыт правоохранительной деятельности показывает, что каждая страна в зависимости от сложившихся исторических, политических, территориальных, социально-экономических, криминологических факторов, а также национальных и местных традиций, создала свою систему охраны общественного порядка. Как отмечает профессор В.И. Майоров: «Существующие между государствами различия предопределяются л ишь степенью осознания обществом причин возникновения правонарушений как особого социального явления, а также качеством работы государства и общества по устранению негативных социальных проявлений [3, с. 27].
С момента зарождения государственности и законотворчества, возникает потребность в особом структурном подразделении (организации), призванном различными мерами, вбольшейстепени насильственными, противостоять нарушениям спокойствия и
порядка, защищать имущественную и личную безопасность населения. Такие силовые структуры существовали со времен античности и являлись прообразом полиции в её современном понимании.
Сам термин «полиция» происходит от греческого слова «politeia» (polis - город), в одном из своих трудов - «Полития» - Аристотель так называл государственное и городское управление. Позднее термин перешел в латинский язык в форме «politia» и широко использовался в научных и официальных источниках Римской и Византийской империй. С конца XIV в. его активное применение наблюдается во Франции и Германии, вплоть до XVI11 в., обозначая французским словом «pólice» и немецким «polizei» всю совокупность дел светского управления.
Затем термин «полиция» приобрел более ограниченный смысл: под ним стали понимать правительственную деятельность, на-
правленную на обеспечение общественного порядка, - «репрессию в области безопасности и регламентацию в области благосостояния». С начала XVIII в. этот термин стал обозначать систему административных органов, призванных осуществлять борьбу с правонарушениями. Именно это название получили органы охраны правопорядка и борьбы с преступностью сначала в странах Западной Европы, а затем и во всем мире. Историческое значение создания полиции как самостоятельного государственного института состоит в том, что оно способствовало образованию национальных централизованных государств, в крупнейших странах континентальной Европы [1].
Период ХУН-ХУШ вв. в монархических странах Европы считается временем расцвета «полицейского государства». Однако уже к концу XVII! в. идеи «абсолютной власти» и «полицейского государства» себя исчерпали, так как стали отрицательно сказываться на экономическом и политическом развитии передовых стран. В Европе и Америке широкую общественную поддержку получает идея правового государства, зародившаяся в умах еще античных философов и получившая новое обоснование в трудах философов и государственных деятелей Просвещения. Согласно этому концептуальному направлению, в правовом государстве сфера правительственной компетенции подлежала значительному сужению. Импульсом к реформированию национальных полицейских систем послужили идеи Великой французской революции 1789 г., когда в дополнение к полиции во Франции в 1791 г. появляется жандармерия.
В XIX в. французский опыт использовали другие страны: Австро-Венгрия, Пруссия, Россия, Испании, Италии, так же создавшие жандармерии. В XIX - начале XX вв. окончательно сложились два подхода к полицейской деятельности - «британско-американский» и «континентально-европейский». В основе их лежало различное толкование объема полно-мочий полиции.
Так, в Великобритании обязанности полиции ограничивались тремя основными задачами: во-первых, поддержание порядка; во-вторых, раскрытие преступлений; в-третьих, регулирование уличного движения в городах. Считалось, что эти обязанности взаимосвязаны и образуют единую полицейскую функцию обеспечения общественной безопасности. Учитывая национальные и культурные особенности (англичане всегда очень щепетильны в соблюдении границ личного пространства, и личной жизни), полиция
имела четкие границы необходимого вмешательства в различные сферы социальной жизни для поддержания правопорядка.
В Австрии, Германии, Испании, Италии, Франции, и других странах европейского континента задачи полиции были значительно шире. Она решала задачи предотвращения правонарушений, которые трактовались в самом широком смысле, и поэтому сложно было назвать какую-либо сферу социальной деятельности, которая так или иначе не была бы связана с полицейской превенцией. В Пруссии, например, были созданы: ветеринарная, охотничья, пожарная, рыболовная, страховая, строительная полиция и ряд других. К тому же «континентально-европей-ская», полиции всегда имела более четкую и централизованную иерархию, с большей ориентацией на «силовое решение» проблем общественного порядка [8].
В связи с политическими изменениями: распадом Советского Союза и в преддверии образования Евросоюза в последней четверти XX в. происходили значительные преобразования в правоохранительной деятельности многих европейских стран. Особое внимание этому вопросу уделено А.К. Киселевым в аналитическом исследовании реформы правоохранительных структур в период 1989-2002 гг. в регионе Юго-Восточной Европы. Ряд стран с переходной экономикой, а именно: Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Македония, Румыния, Сербия и Черногория, предприняли попытку реформирования своих правоохранительных органов, в большей степени они касались не структурной, а содержательно-концептуаль-ной части.
Современный взгляд на реформирование в странах Юго-Восточной Европы показывает, что оно в большей степени были ориентировано на дальнейшую консолидацию демократического контроля, широкое участие гражданского общества; поддержание судебно-правовой реформы; борьбу с коррупцией и организованной преступностью в сфере общественной безопасности. А.К. Киселев совершенно справедливо констатирует: «Реформы правоохранительного сектора без адекватных необходимых реформ в экономической и социально-бытовой сфере конкретного общества не могут иметь своих положительных последствий. В начальный период реформ социальные аспекты не привлекают внимания реформаторов, однако если они вообще не включены в повестку дня реформирования, то сами станут стимулами в росте преступности» [6, с. 181].
Подобные негативныеаспекты проявили себя и в России в начальный период реформ 90-х гг. XX века. Вообще, построение правоохранительной практики вРоссиитрадиционно относится к романо-германской правовой семье, где главенствующую роль в управлении государством и обществом, в отличие от англо-саксонской и американской систем, выполняет центральная власть, а местное самоуправление наделено второстепенными властными функциями. В рамках данной статьи уместно отметить, что далеко не все страны мира в построении правоохранительной системы ориентированы на подобные модели.
М.И. Исаева провела исследование кон-ституционно-правовых основ деятельности полиции стран арабского мира. Она пишет: «Между арабскими странами существует огромная дифференциация по самым разным показателям: политико-правовым, экономическим, идеологическим, ментально-культурным, социальным. Непременным атрибутом современного государства Арабского Востока является наличие мощного и всеохватывающего полицейского аппарата, имеющего исторические корни в глубокой древности» [2, с. 44]. И далее: «Вместе с тем объединяющим положением в понимании роли полиции в арабских странах, как и во всем мире, является общепринятое социальное предназначение полиции - обеспечение общественного порядка и борьба с преступностью. Например, согласно определению, данному в ст. 184 Конституции Египта: «Полиция является гражданским органом общественного порядка. Полиция осуществляет свои обязанности на службе народа, и обеспечивает гражданам спокойствие, безопасность и нравственность» [2, с. 44].
Специфика осуществления в арабских странах государственных функций, в том числе правоохранительной, полицейской, во многом обусловлена своеобразной концепцией мусульманского государства, то есть ментально-культурным аспектом. Для некоторых амбициозных государств, имеющих далеко идущие экономические и политические цели в геополитическом масштабе, подобное государственное устройство кажется «средневековой архаикой». Следует помнить, что резолюциями ООН и международным правом утверждается право каждого государства мира на свою самобытность.
Правоохранительная система США, наоборот, отличается динамичностью, технологичностью и отражением современной концептуальности поддержания обществен-
ного правопорядка в рамках реализации демократических прав и свобод в гражданском обществе. В этом контексте, можно сказать, что США не имеет «тяжелых оков истории». В силу исторических особенностей возникновения, в США не было эпохи «полицейского государства», правоохранительная система в основе своего становления уже имела демократические идеи Декларации независимости 1776 г. и Конституции 1787 г. при сохранении ряда полицейских образований, связанных с англо-саксонскими институциональными традициями. В результате в США сложились три уровня государственной власти: федеральный, отдельных штатов и местный, причем власти двух последних изначально пользовались значительной самостоятельностью. К началу XXI в. полицейская система США характеризовалась значительной децентрализацией и позволяла полицейским силам каждого уровня действовать автономно на конкретной территории. Местная полиция - это основа полицейской системы США [7].
В настоящее время в самом общем виде «правоохранительными» называют такие государственные органы, основными функциями которых являются: охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, борьба с преступностью и другими правонарушениями, обеспечение общественного порядка и безопасности государства, восстановление нарушенных гражданских прав, применение в необходимых случаях «силовых санкций» предусмотренных законом [см., напр.: 5]
В демократических странах большое внимание уделяется решению вопроса о том, как удержать равновесие «весов», где на одной чаше борьба полиции с преступностью, а на другой - свободы граждан и справедливость. Решение этого вопроса непосредственно связано не только с выбором модели охраны правопорядка, но прежде всего с основами философской концепцией деятельности полиции, в рамках реализации демократических прав людей.
На современном этапе «силовые модели» борьбы полиции с преступностью уступили место концепции «полиция на службе общества» (community policing). Доминирующей стратегией деятельности полиции становится сотрудничество с гражданами в целях совместного предупреждения преступлений, и других нарушений общественного порядка.
Обращаясь к вопросу результативности деятельности полиции, В.И. Майоров указывает: «Эффективность действий полиции
определяется степенью кооперации с населением по уровню обслуживания его нужд и решения проблем граждан» [3, с. 28].
При профессиональной подготовке полицейских большое внимание уделяется этическим принципам поведения полицейских и их взаимодействию с населением. По результатам социологических опросов 75-98% населения положительно оценивают работу полиции, это свидетельствует о высоком общественном мнении и благорасположенности к деятельности полиции, что в практическом поведении граждан выражается, как желание соблюдать законы и содействовать полиции в ее деятельности. Как отмечает В.И. Майоров: «Для человека правопорядок, прежде всего, средство защиты его прав, свобод, и законных интересов от противоправных действий других» [4, с. 96].
В странах ЕС и США большое внимание уделяется поддержанию высокого имиджа полицейской работы, это уважаемое и высокооплачиваемое занятие. Например, во
Франции на одну должность рядового полицейского претендует 10-15 человек, а в Финляндии - 16 человек. В школу комиссаров полиции во Франции на 50 мест претендует две-три тысячи конкурсантов, в Швеции -13 человек на место. На руководящие должности назначаются (или избираются) авторитетные граждане страны. К различным экспертным работам привлекаются высокообразованные представители гражданских профессий.
Таким образом, выйдя из недр феодального общества, организационно оформившись в самостоятельный элемент государственного механизма «силового воздействия» в эпоху полицейского государства, полиция развивалась вместе с государством и изменяла методы поддержания общественного порядка. Однако во второй половине XX в., становится все более очевидно, что без поддержки и доверия со стороны общественности, полиция в одиночку не сможет победить преступность.
Примечания
1. Губанов А. В. Полиция зарубежных стран. Организационно-правовые основы, стратегия и тактика деятельности. - М., 1999. С. 9-10.
2. Исаева М. И. Конституционно-правовые основы деятельности полиции стран арабского мира // Грамота. - 2010. № 1 (32): в 2-х ч. - Ч. II. - С. 44-46.
3. Майоров В. И. Формирование партнерства в деятельности полиции // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2014. - № 4. - С. 26-29.
4. Майоров В. И. Роль полиции в обеспечении правопорядка // Правопорядок: история, теория, практика. - 2015. -№ 1 (4). - С.95-98.
5. Майоров В. И. Введение в юридическую специальность: учеб. пособие. - Челябинск, 2005.
6. Киселев А. К. Юго-Восточная Европа: реформы правоохранительных структур на рубеже XX-XXI века// Научные ведомости: Серия История. Политология. Экономика. Информатика. -2014.- №21 (192). - Выпуск 32. - С. 181-188.
7. Шалягин Д. Д. Полиция США - организационные и правовые основы деятельности : дис.... канд. юрид. наук. - М., 1998. - 175 с.
8. Яковлев К. Л., Яковлева Е. И., Яковлева О. Н. Государственно-правовые основы организации правоохранительных органов зарубежных стран : моногр. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 160 с.