Научная статья на тему 'Генезис института полиции в зарубежных странах'

Генезис института полиции в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
961
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ПОЛИЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРАВОПОРЯДОК / «COMMUNITY POLICING» / STATE / SOCIETY / POLICE / PUBLIC ORDER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Полякова С. В.

В статье представлен ретроспективный экскурс в развитие института полиции в зарубежных странах. Даны характеристики модели институтов полиции «британско-американский» и «континентально-европейский», стран Арабского Востока. Объединяющим положением в понимании роли полиции в зарубежных странах является общепринятое социальное предназначение института полиции обеспечение общественного порядка и борьба с преступностью. На современном этапе «силовые модели» правоохранительной деятельности полиции уступают место концепции «полиция на службе общества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a retrospective insight into the development of the institution of police in foreign countries. The characteristics of the model institutions of the police, «the British-American» and «continental European» countries of the Arab East. The unifying position in understanding the role of the police in foreign countries is a common social purpose of the institute of police public order and combating crime. At the present stage «power model» law enforcement police are giving way to the concept of «Police in the service of society».

Текст научной работы на тему «Генезис института полиции в зарубежных странах»

УДК 351.74 №2 (9)/2016, с. 38-41

ГЕНЕЗИС ИНСТИТУТА ПОЛИЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Светлана Владимировна Полякова

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: poliakovasv.susu.ac.ru

В статье представлен ретроспективный экскурс в развитие института полиции в зарубежных странах. Даны характеристики модели институтов полиции «британско-американский» и «континентально-европейский», стран Арабского Востока. Объединяющим положением в понимании роли полиции в зарубежных странах является общепринятое социальное предназначение института полиции -обеспечение общественного порядка и борьба с преступностью. На современном этапе «силовые модели» правоохранительной деятельности полиции уступают место концепции «полиция на службе общества».

Ключевые слова: государство, общество, полиция, общественный правопорядок, «community policing».

GENESIS INSTITUTE OF POLICE IN FOREIGN COUNTRIES

Svetlana Polyakova

South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation

E-mail: poliakovasv.susu.ac.ru

The article presents a retrospective insight into the development of the institution of police in foreign countries. The characteristics of the model institutions of the police, «the British-American» and «continental European» countries of the Arab East. The unifying position in understanding the role of the police in foreign countries is a common social purpose of the institute of police - public order and combating crime. At the present stage «power model» law enforcement police are giving way to the concept

of«Police in the service of society».

Keywords: state, society, police, public order, «community policing».

Мировой опыт правоохранительной деятельности показывает, что каждая страна в зависимости от сложившихся исторических, политических, территориальных, социально-экономических, криминологических факторов, а также национальных и местных традиций, создала свою систему охраны общественного порядка. Как отмечает профессор В.И. Майоров: «Существующие между государствами различия предопределяются л ишь степенью осознания обществом причин возникновения правонарушений как особого социального явления, а также качеством работы государства и общества по устранению негативных социальных проявлений [3, с. 27].

С момента зарождения государственности и законотворчества, возникает потребность в особом структурном подразделении (организации), призванном различными мерами, вбольшейстепени насильственными, противостоять нарушениям спокойствия и

порядка, защищать имущественную и личную безопасность населения. Такие силовые структуры существовали со времен античности и являлись прообразом полиции в её современном понимании.

Сам термин «полиция» происходит от греческого слова «politeia» (polis - город), в одном из своих трудов - «Полития» - Аристотель так называл государственное и городское управление. Позднее термин перешел в латинский язык в форме «politia» и широко использовался в научных и официальных источниках Римской и Византийской империй. С конца XIV в. его активное применение наблюдается во Франции и Германии, вплоть до XVI11 в., обозначая французским словом «pólice» и немецким «polizei» всю совокупность дел светского управления.

Затем термин «полиция» приобрел более ограниченный смысл: под ним стали понимать правительственную деятельность, на-

правленную на обеспечение общественного порядка, - «репрессию в области безопасности и регламентацию в области благосостояния». С начала XVIII в. этот термин стал обозначать систему административных органов, призванных осуществлять борьбу с правонарушениями. Именно это название получили органы охраны правопорядка и борьбы с преступностью сначала в странах Западной Европы, а затем и во всем мире. Историческое значение создания полиции как самостоятельного государственного института состоит в том, что оно способствовало образованию национальных централизованных государств, в крупнейших странах континентальной Европы [1].

Период ХУН-ХУШ вв. в монархических странах Европы считается временем расцвета «полицейского государства». Однако уже к концу XVII! в. идеи «абсолютной власти» и «полицейского государства» себя исчерпали, так как стали отрицательно сказываться на экономическом и политическом развитии передовых стран. В Европе и Америке широкую общественную поддержку получает идея правового государства, зародившаяся в умах еще античных философов и получившая новое обоснование в трудах философов и государственных деятелей Просвещения. Согласно этому концептуальному направлению, в правовом государстве сфера правительственной компетенции подлежала значительному сужению. Импульсом к реформированию национальных полицейских систем послужили идеи Великой французской революции 1789 г., когда в дополнение к полиции во Франции в 1791 г. появляется жандармерия.

В XIX в. французский опыт использовали другие страны: Австро-Венгрия, Пруссия, Россия, Испании, Италии, так же создавшие жандармерии. В XIX - начале XX вв. окончательно сложились два подхода к полицейской деятельности - «британско-американский» и «континентально-европейский». В основе их лежало различное толкование объема полно-мочий полиции.

Так, в Великобритании обязанности полиции ограничивались тремя основными задачами: во-первых, поддержание порядка; во-вторых, раскрытие преступлений; в-третьих, регулирование уличного движения в городах. Считалось, что эти обязанности взаимосвязаны и образуют единую полицейскую функцию обеспечения общественной безопасности. Учитывая национальные и культурные особенности (англичане всегда очень щепетильны в соблюдении границ личного пространства, и личной жизни), полиция

имела четкие границы необходимого вмешательства в различные сферы социальной жизни для поддержания правопорядка.

В Австрии, Германии, Испании, Италии, Франции, и других странах европейского континента задачи полиции были значительно шире. Она решала задачи предотвращения правонарушений, которые трактовались в самом широком смысле, и поэтому сложно было назвать какую-либо сферу социальной деятельности, которая так или иначе не была бы связана с полицейской превенцией. В Пруссии, например, были созданы: ветеринарная, охотничья, пожарная, рыболовная, страховая, строительная полиция и ряд других. К тому же «континентально-европей-ская», полиции всегда имела более четкую и централизованную иерархию, с большей ориентацией на «силовое решение» проблем общественного порядка [8].

В связи с политическими изменениями: распадом Советского Союза и в преддверии образования Евросоюза в последней четверти XX в. происходили значительные преобразования в правоохранительной деятельности многих европейских стран. Особое внимание этому вопросу уделено А.К. Киселевым в аналитическом исследовании реформы правоохранительных структур в период 1989-2002 гг. в регионе Юго-Восточной Европы. Ряд стран с переходной экономикой, а именно: Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Македония, Румыния, Сербия и Черногория, предприняли попытку реформирования своих правоохранительных органов, в большей степени они касались не структурной, а содержательно-концептуаль-ной части.

Современный взгляд на реформирование в странах Юго-Восточной Европы показывает, что оно в большей степени были ориентировано на дальнейшую консолидацию демократического контроля, широкое участие гражданского общества; поддержание судебно-правовой реформы; борьбу с коррупцией и организованной преступностью в сфере общественной безопасности. А.К. Киселев совершенно справедливо констатирует: «Реформы правоохранительного сектора без адекватных необходимых реформ в экономической и социально-бытовой сфере конкретного общества не могут иметь своих положительных последствий. В начальный период реформ социальные аспекты не привлекают внимания реформаторов, однако если они вообще не включены в повестку дня реформирования, то сами станут стимулами в росте преступности» [6, с. 181].

Подобные негативныеаспекты проявили себя и в России в начальный период реформ 90-х гг. XX века. Вообще, построение правоохранительной практики вРоссиитрадиционно относится к романо-германской правовой семье, где главенствующую роль в управлении государством и обществом, в отличие от англо-саксонской и американской систем, выполняет центральная власть, а местное самоуправление наделено второстепенными властными функциями. В рамках данной статьи уместно отметить, что далеко не все страны мира в построении правоохранительной системы ориентированы на подобные модели.

М.И. Исаева провела исследование кон-ституционно-правовых основ деятельности полиции стран арабского мира. Она пишет: «Между арабскими странами существует огромная дифференциация по самым разным показателям: политико-правовым, экономическим, идеологическим, ментально-культурным, социальным. Непременным атрибутом современного государства Арабского Востока является наличие мощного и всеохватывающего полицейского аппарата, имеющего исторические корни в глубокой древности» [2, с. 44]. И далее: «Вместе с тем объединяющим положением в понимании роли полиции в арабских странах, как и во всем мире, является общепринятое социальное предназначение полиции - обеспечение общественного порядка и борьба с преступностью. Например, согласно определению, данному в ст. 184 Конституции Египта: «Полиция является гражданским органом общественного порядка. Полиция осуществляет свои обязанности на службе народа, и обеспечивает гражданам спокойствие, безопасность и нравственность» [2, с. 44].

Специфика осуществления в арабских странах государственных функций, в том числе правоохранительной, полицейской, во многом обусловлена своеобразной концепцией мусульманского государства, то есть ментально-культурным аспектом. Для некоторых амбициозных государств, имеющих далеко идущие экономические и политические цели в геополитическом масштабе, подобное государственное устройство кажется «средневековой архаикой». Следует помнить, что резолюциями ООН и международным правом утверждается право каждого государства мира на свою самобытность.

Правоохранительная система США, наоборот, отличается динамичностью, технологичностью и отражением современной концептуальности поддержания обществен-

ного правопорядка в рамках реализации демократических прав и свобод в гражданском обществе. В этом контексте, можно сказать, что США не имеет «тяжелых оков истории». В силу исторических особенностей возникновения, в США не было эпохи «полицейского государства», правоохранительная система в основе своего становления уже имела демократические идеи Декларации независимости 1776 г. и Конституции 1787 г. при сохранении ряда полицейских образований, связанных с англо-саксонскими институциональными традициями. В результате в США сложились три уровня государственной власти: федеральный, отдельных штатов и местный, причем власти двух последних изначально пользовались значительной самостоятельностью. К началу XXI в. полицейская система США характеризовалась значительной децентрализацией и позволяла полицейским силам каждого уровня действовать автономно на конкретной территории. Местная полиция - это основа полицейской системы США [7].

В настоящее время в самом общем виде «правоохранительными» называют такие государственные органы, основными функциями которых являются: охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, борьба с преступностью и другими правонарушениями, обеспечение общественного порядка и безопасности государства, восстановление нарушенных гражданских прав, применение в необходимых случаях «силовых санкций» предусмотренных законом [см., напр.: 5]

В демократических странах большое внимание уделяется решению вопроса о том, как удержать равновесие «весов», где на одной чаше борьба полиции с преступностью, а на другой - свободы граждан и справедливость. Решение этого вопроса непосредственно связано не только с выбором модели охраны правопорядка, но прежде всего с основами философской концепцией деятельности полиции, в рамках реализации демократических прав людей.

На современном этапе «силовые модели» борьбы полиции с преступностью уступили место концепции «полиция на службе общества» (community policing). Доминирующей стратегией деятельности полиции становится сотрудничество с гражданами в целях совместного предупреждения преступлений, и других нарушений общественного порядка.

Обращаясь к вопросу результативности деятельности полиции, В.И. Майоров указывает: «Эффективность действий полиции

определяется степенью кооперации с населением по уровню обслуживания его нужд и решения проблем граждан» [3, с. 28].

При профессиональной подготовке полицейских большое внимание уделяется этическим принципам поведения полицейских и их взаимодействию с населением. По результатам социологических опросов 75-98% населения положительно оценивают работу полиции, это свидетельствует о высоком общественном мнении и благорасположенности к деятельности полиции, что в практическом поведении граждан выражается, как желание соблюдать законы и содействовать полиции в ее деятельности. Как отмечает В.И. Майоров: «Для человека правопорядок, прежде всего, средство защиты его прав, свобод, и законных интересов от противоправных действий других» [4, с. 96].

В странах ЕС и США большое внимание уделяется поддержанию высокого имиджа полицейской работы, это уважаемое и высокооплачиваемое занятие. Например, во

Франции на одну должность рядового полицейского претендует 10-15 человек, а в Финляндии - 16 человек. В школу комиссаров полиции во Франции на 50 мест претендует две-три тысячи конкурсантов, в Швеции -13 человек на место. На руководящие должности назначаются (или избираются) авторитетные граждане страны. К различным экспертным работам привлекаются высокообразованные представители гражданских профессий.

Таким образом, выйдя из недр феодального общества, организационно оформившись в самостоятельный элемент государственного механизма «силового воздействия» в эпоху полицейского государства, полиция развивалась вместе с государством и изменяла методы поддержания общественного порядка. Однако во второй половине XX в., становится все более очевидно, что без поддержки и доверия со стороны общественности, полиция в одиночку не сможет победить преступность.

Примечания

1. Губанов А. В. Полиция зарубежных стран. Организационно-правовые основы, стратегия и тактика деятельности. - М., 1999. С. 9-10.

2. Исаева М. И. Конституционно-правовые основы деятельности полиции стран арабского мира // Грамота. - 2010. № 1 (32): в 2-х ч. - Ч. II. - С. 44-46.

3. Майоров В. И. Формирование партнерства в деятельности полиции // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2014. - № 4. - С. 26-29.

4. Майоров В. И. Роль полиции в обеспечении правопорядка // Правопорядок: история, теория, практика. - 2015. -№ 1 (4). - С.95-98.

5. Майоров В. И. Введение в юридическую специальность: учеб. пособие. - Челябинск, 2005.

6. Киселев А. К. Юго-Восточная Европа: реформы правоохранительных структур на рубеже XX-XXI века// Научные ведомости: Серия История. Политология. Экономика. Информатика. -2014.- №21 (192). - Выпуск 32. - С. 181-188.

7. Шалягин Д. Д. Полиция США - организационные и правовые основы деятельности : дис.... канд. юрид. наук. - М., 1998. - 175 с.

8. Яковлев К. Л., Яковлева Е. И., Яковлева О. Н. Государственно-правовые основы организации правоохранительных органов зарубежных стран : моногр. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.