(М
о о
(М
Институт экономики, используя инновационные методы социального проектирования и стратегического планирования, с участием органов исполнительной и законодательной власти разработал Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг.». В 1999-2001 гг. с участием заинтересованных ведомств разработана программы по основным отраслям экономики Карелии и программы социально-экономического развития районов республики.
Разработана и внедрена (в 1999,2000 и 2001 годах) методология мониторинга реализации стратегического плана (Концепции социально-экономического развития Республики Карелия) на уровне региона и органов местного самоуправления.
Институт экономики признан победителем и награжден премией в марте 2000 г. во Всероссийском конкурсе инициативных работ по концепции и стратегии регионального развития,
проводимого Уральским отделением РАН, за разработку «Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг.».
Подводя итоги считаю целесообразным отметить, тот факт, что за отчетный период, принципиально изменился подход к нашей науке: она востребована региональными органами власти, стала особо необходима для бизнеса и приобрела популярность среди молодых специалистов.
Более того начался процесс капитализации науки, интеллектуальной собственности. Роль Отделения экономики РАН и его институтов резко возрастает.
Все это возлагает на нас особую ответственность за результаты преобразований в России.
Отчет предлагаю одобрить. И протокольно принять решение о том, что к апрелю 2002 года институтам необходимо разработать стратегии их развития.
Б
Институт экономических проблем Кольского научного центра РАН
а с
о К
т
д.э.н., профессор В.С. Селин,
директор
о Си
2 О
я о к
т
В соответствии с направлениями исследований, утвержденными Отделением экономики и закрепленными в Уставе ИЭП, за отчетный период были получены научные результаты фундаментального и прикладного характера, ряд которых был отмечен в числе важнейших в годовых отчетах РАН.
В числе фундаментальных результатов -обоснование особенностей формирования рыночных отношений в регионах с особыми природно-климатическими условиями, роли государства в становлении и регулировании ры-
ночного хозяйственного порядка; оценка роли геополитического положения, ресурсного потенциала и производственного комплекса Севера в национальной экономике, в том числе с позиций экономической безопасности; определение путей адаптации субъекта федерации к федеральной налогово-бюджетной политике, реализации принципов бюджетного федерализма. Обосновано геополитическое значение Северного измерения российской экономики как в национальном, так и в международном масштабах.
По результатам исследований указанной тематики было подготовлено более 40 докладов, аналитических записок и заключений на нормативно-правовые акты, направленных в государственные органы законодательной и исполнительной власти, что способствовало формированию и реализации государственной экономической политики в северных регионах, становлению экономического федерализма.
По направлению исследования институциональных преобразований на региональном уровне разработаны теоретические основы рыночного хозяйственного порядка в условиях неоднородности экономического пространства России, и его особенностей на Севере. В 1997-1999 годах Институт принимал участие в подготовке Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, утвержденной постановлением Правительства РФ № 198 от 7 марта 2000 года, а в 2001 году - в выработке концепции и проекта федерального закона «О государственной политике в северных районах РФ» (решение Президиума Государственного совета РФ № 515-рп от 17.09.2001 г.) Выявлены особенности трансформации отношений собственности на региональном уровне, разработаны предложения по совершенствованию механизма управления региональной собственностью. В прикладном плане выполнен ряд хоздоговорных работ, относящихся к формированию отдельных элементов региональной экономической политики и региональных рынков («Стратегия развития базовых комплексов Мурманской области на период до 2015 года», «Концептуальные основы создания финансово-промышленной группы в Мурманской области», «Создание зоны экономического развития (роста) в Мурманском рыбном порту с режимом свободного склада»).
По направлению исследования проблем стратегии и механизмов управления территори-
альными системами Севера России выявлены новые тенденции в стратегии трансформационных процессов России, сделан вывод о том, что стабильность хозяйственного комплекса и национальной безопасности России и ее Севера неотделимы, что экономика Севера является стабилизирующим фактором экономики России. Исследованием установлено, что степень интенсификации регионального производства на Севере России, учитывая экстремальные условия воспроизводства, повышенные затраты на хозяйственные и социально-бытовые нужды, должна превышать среднероссийский уровень. Это определяет необходимость корректировки стратегии осуществляемых преобразований. В социальном аспекте подготовлены предложения по трансформации системы гарантий и компенсаций на Крайнем Севере. Соответствующие материалы были направлены для подготовки Федеральных законов «О государственных гарантиях и компенсациях для § лиц, работающих и проживающих в районах о Крайнего Севера и приравненных к ним местно- § стях» и «Об основах государственного регулиро- | вания социально-экономического развития Севе- а ра Российской Федерации» |
Разработаны методика и критерии райони- §
м
рования Севера по условиям транспортной до- О
ступности и дифференцированного подхода оп- |
ределения масштабов государственной поддерж- §<
ки завоза грузов в районы с ограниченными ус- о
ловиями транспортной доступности. Выполнена |
серия хоздоговорных работ по оценке диском- ♦
фортности жизнедеятельности населения от- |
дельных районов для целей районирования Се- О
вера, в том числе «Оценка условий жизнедея- §
тельности населения Красноармейского района О
Приморского края для целей районирования Се- 2
вера», «Комплексная оценка социально-экономи- 88
ческих условий жизнедеятельности населения 2
Ямало-Ненецкого автономного округа в период §
формирования рыночной экономики» и др.). .
В рамках донного направления было проведено исследование по гранту РФФИ 97-06-80416 «Основные критерии, стратегия и механизм экономической безопасности в территориальных системах», подготовлены монографии «Хозяйственные системы Севера в национальной экономике», «Уровень жизни на Севере» и другие.
По направлению исследования научных основ рационального природопользования разработаны методологические и методические аспекты развития и регулирования рентных отношений в сфере природопользования; методологические подходы к формированию геофискальной политики государства в регионах Севера. Исследованы методологические и социально-экономические проблемы реструктуризации природоэксплуатирующих предприятий, обоснованы основные направления структурной перестройки градообразующих предприя-^ тий Кольского горнопромышленного комплекса са. Разработана концепция международной ко-„^ операции в реализации долгосрочной програм-^ мы развития нефтегазодобычи на базе углево-^ дородных ресурсов южной части Баренцева моря. Предложены принципы международного
а
научно-технического и экономического сотрудничества в освоении нефтегазовых месторож-к дений в зоне взаимных интересов с Норвегией. ♦ Среди основных хоздоговорных работ по | проблемам рационального природопользова-£ ния - «Социально-экономическое обоснование '§ обустройства и эксплуатации Штокмановского § газоконденсатного месторождения», «Разра-а ботка технологий утилизации твердых мине° ральных отходов АО «Апатит» (проект феде-Ц ральной программы «Экогорметкомплекс буду-
(С
х щего»)», «Концепция и предварительное ТЭО
| разведки и разработки месторождений углево-
| дородных ресурсов на Кольском шельфе».
§ Традиционно основным объектом при-0 „
$ кладных исследований Института являлись
предприятия горнопромышленного комплекса Мурманской области. В последнее время формируется новая стратегическая проблематика, связанная с изменениями в характере транспортных потоков и освоением новых месторождений углеводородного сырья. В Институте имеется хороший задел исследований экономических аспектов проблематики Арктической зоны и Северного морского пути.
По результатам исследований направлено более 50 докладов и аналитических записок в Правительство РФ, Федеральное собрание РФ, органы государственной власти Мурманской области, в том числе научные доклады «Региональная экономическая политики в условиях неоднородности хозяйственного пространства России» (представлен в Минрегион России в 1998 году), «Северное измерение в экономической и оборонной безопасности России» (Совет безопасности России РФ и Комитет по делам Севера и Дальнего Востока Госдумы РФ, 1999 год), Концепция согласования оборонной и хозяйственной деятельности в Арктике (Госкомсевер РФ, Минэкономразвития России, 1999-2000 годы).
За отчетный период сотрудниками Института опубликовано свыше 550 научных работ общим объемом 630 уч.-изд.л., в том числе - 29 монографий, 14 препринтов, 3 учебных пособия, 50 научных статей в отечественных журналах, 19 зарубежных публикаций, 300 научных статей и тезисов докладов в тематических сборниках, материалах совещаний и конференций.
С 1998 года в Институте организовано издание периодического научно-информационного бюллетеня «Север и рынок: формирование экономического порядка», в котором рассматриваются актуальные вопросы экономической науки и практики на современном этапе социально-экономического развития России и северных территорий. Итогом сотрудничества с крупнейшими предприятиями Мурманской об-
ласти стали тематические выпуски бюллетеня, посвященные научно-практическим проблемам развития ОАО «Апатит», ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» и ОАО «Комбинат Североникель», финансово-банковской сферы области. Ежегодно отдельный выпуск бюллетеня формируется из работ аспирантов и соискателей ученой степени по экономике.
Институт регулярно выступает инициатором и участником в организации проведения научных конференций и семинаров, основными из которых являются:
.Международный семинар «Устойчивое развитие Севера» (22-26 апреля 1996 г.) Приняло участие 60 чел., включая представителей научных организаций Швеции, Финляндии, Норвегии. Цель семинара состояла в разработке предложений и рекомендаций по основным проблемам формирования стратегии устойчивого развития Севера;
Международная научная конференция «Глобальные и локальные социально-экономические процессы на Севере», 18-21 марта 1999 г. Приняло участие свыше 100 ученых из 9 стран, в т.ч. Дании, Исландии, Канады, Норвегии, США, Франции, Финляндии, Швеции. Заслушано и об-
суждено 45 докладов, по которым выработаны предложения, составившие основу итоговых Рекомендаций по регулированию жизнедеятельности в северных регионах. Изданы сборники тезисов и докладов (на русском и английском языках).
Межрегиональная научно-практическая конференция «Темпы и пропорции социально-экономических процессов на российском Севере» (1-е Лузинские чтения), 19-20 апреля 2001го-да. Проведение конференции было поддержано грантом РФФИ. В работе конференции приняло участие 208 чел, представлявших 26 научно-исследовательских организаций и учреждений высшего образования, а также исполнительные и представительные органы власти федерального и регионального уровня, предприятия. Пленарные доклады конференции опубликованы в журнале «Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития» (№ 3, 2001 г.). Сборник тезисов докладов тематических секций выпущен в издательстве КНЦ РАН.
За отчетный период в Институте было защищено 31 кандидатская и 2 докторские работы, в аспирантуре ИЭП обучались 24 аспиранта и 33 соискателя степени кандидата экономических наук.
О)
я §
о
Санкт-Петербургский экономико-математический институт РАН
д.ф.-м.н. Л.А. Руховец,
директор
а
а &
о
о о Я Я
О)
О
а ■а
За прошедшее пятилетие в Санкт-Петербургском экономико-математическом институте РАН было выполнено много интересных разработок.
Разработана серия последовательно усовершенствованных моделей массовой эконо-
мической оценки городских территорий, в которых учитываются особенности существующего землепользования и состояния рынка недвижимости. Модели могут использоваться при установлении ставок земельного налога; расчете нормативных ставок арендных плате-
ю о о ю