графии и брошюры, общим объемом 428,1 п.л., 10 учебных пособий, общим объемом 81,0 п.л.; 246 научных статей, 180 тезисов докладов.
В 2001 г. в аспирантуре ИСЭИ обучалось 26 чел., в том числе 16 чел. - очно, 10 чел. -заочно, и 14 чел. - соискателями.
Основными формами взаимосвязи акаде-
мической и вузовской науки является участие ученых ИСЭИ в работе экономических кафедр в вузах и, соответственно, преподавателей вузов - в научно-исследовательской деятельности Института; подготовка и издание совместных научных публикаций, учебных пособий и т.д.; проведение научных конференций, семинаров.
Институт экономики Карельского
научного центра РАН
Заслуженный деятель науки РФ д.т.н., профессор А.И. Шишкин,
директор
Республике Карелия повезло: Постановле-^ нием Президиума РАН в 1996 г. Отдел экономист ки, существующий с 1946 г. как структурное подразделение Карельского научного центра
22.
^ РАН, преобразован в Институт экономики. В
^ этот же период резко возросла потребность в
о
с социально-экономических исследованиях и
а
£ экономической науке, квалифицированных на-
о
а учных кадрах. Институт не сразу смог удовле-
к творить этот спрос. Пришлось существенно пе-
♦ ресмотреть принципы работы, правила поведе-
| ния и главное пришлось самим сотрудникам
0
£ сделать существенные усилия по повышению
'§ квалификации. Прежде всего это касалось но-
1 вых форм работы над стратегическими плана-
2
Ц ми развития территории.
° В этот момент особую роль сыграло Отде-
Ц ление Экономики РАН, академик секретарь Д.
(С
х Львов. Председатель правительства Республики
| ки Карелия С.Л. Катанандов, Председатель
| Президиума Карельского Научного Центра
§ РАН профессор А.Ф. Титов обратились в Рос-
О
$ сийскую академию наук за помощью в разви-
тии экономической науки в Карелии. Полученная методологическая, организационная и экономическая поддержка позволили Институту справиться и получить надежный вектор развития. Сегодня Институт экономики в Карелии является центром, объединившим весь научный потенциал в области экономики, управления и социологии и включившим этот потенциал в разработку стратегических планов, программ и осуществление мониторинга социально-экономических процессов, взявшим на себя ответственность за научное обеспечение деятельности Правительства Республики Карелия и повышение квалификации специалистов в области управления и экономики.
Особую роль в развитии стратегического управления (планирования и реализации планов) сыграла Северо-Западная секция содействия развитию экономической науки, руководимая членом-корреспондентом РАН В. Окрепиловым.
Именно Секция объединила усилие ученых Северо - Запада в решении актуальнейших задач, по следующим направлениям:
• Разработка методологии стратегического планирования и управления на уровне субъекта федерации (на примере Республики Карелия) ;
• Исследование проблемы интеграции Северо- Запада России в международное разделение труда;
• Основные направления и перспективы социальной трансформации (трансформация потребления как фактор расслоения населения);
• Исследования проблемы развития рыночных институтов;
• Интеграция высшего образования и фундаментальной науки на Европейском Севере России.
Северо-Западная секция содействия развитию экономической науки позволила только за три последних года наладить высокоэффективные творческие связи между всеми институтами Севера России. Как результат этого сотрудники института приняли участие в 22 международных и 18 российских и региональных конференциях (симпозиумах, семинарах). При этом в международных мероприятиях участвовали 161 чел., сделано 88 докладов, в российских и региональных мероприятиях приняло участие 48 человек и сделано 32 доклада.
Только наш Институт экономики организовал 4 конференции:
1) международную (российско-финляндская) научно-практическую конференцию «Региональные проблемы перехода от кризиса к социально-экономическому развитию Республики Карелия» (г. Петрозаводск);
2) международную научно-практическую конференцию (вторые Арсеньевские чтения) «Социально-экономическое, духовное и культурное возрождение Карелии» (г. Петрозаводск);
3) международный семинар «Проблемы рационального лесопользования»(Финляндия);
4) международный семинар «Особо охраняемые территории их роль в экономике региона» (г. Петрозаводск).
Институт активно развивает сложившиеся связи в образовательной и научной деятельности с вузами республики, филиалами других российских вузов и учреждений повышения квалификации, расположенных в г. Петрозаводске.
Практикуется взаимный обмен публикациями между институтами.
Институт экономики продолжал развивать ранее установленные научные связи с учеными университета г. Иоэнсуу (Финляндия). Установлены деловые контакты с бизнес-школой г. Оулу (Финляндия). Одновременно на паритетных условиях в Институте проходят стажировку 2-3 иностранных специалиста, а с кратковременным пребыванием на 2-4 дня дополнительно посещают Институт еще 6 иностранных специалиста в год.
Сотрудники Института принимали участие в качестве экспертов-консультантов и исполнителей проектов ЕС ТАСК «Управление лесными ресурсами на Северо-Западе России: Карельский проект», ТАСК «Формирование и развитие национальных парков на территории Республики Карелия», ТАСК «Трудовые артели по обе стороны границы».
Работа в проектах Евросоюза позволила создать при Институте центр независимой экспертизы научно-технической сферы. Ежегодно в работе экспертных групп по экспертизе проектов, планов и программ участвует 12-15 сотрудников, на базе Института осуществляется подготовка и проведение 8-10 деловых игр, обучающих семинаров, слушаний с руководством районов, Законодательного собрания и Правительства Республики Карелия по проблемам социально-экономического развития, разработке нормативных документов.
О) я
ё о
а
а &
ч
о
о о Я Я
О) й я
"О
N3 О
о
N3
(М
о о
(М
Институт экономики, используя инновационные методы социального проектирования и стратегического планирования, с участием органов исполнительной и законодательной власти разработал Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг.». В 1999-2001 гг. с участием заинтересованных ведомств разработана программы по основным отраслям экономики Карелии и программы социально-экономического развития районов республики.
Разработана и внедрена (в 1999,2000 и 2001 годах) методология мониторинга реализации стратегического плана (Концепции социально-экономического развития Республики Карелия) на уровне региона и органов местного самоуправления.
Институт экономики признан победителем и награжден премией в марте 2000 г. во Всероссийском конкурсе инициативных работ по концепции и стратегии регионального развития,
проводимого Уральским отделением РАН, за разработку «Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг.».
Подводя итоги считаю целесообразным отметить, тот факт, что за отчетный период, принципиально изменился подход к нашей науке: она востребована региональными органами власти, стала особо необходима для бизнеса и приобрела популярность среди молодых специалистов.
Более того начался процесс капитализации науки, интеллектуальной собственности. Роль Отделения экономики РАН и его институтов резко возрастает.
Все это возлагает на нас особую ответственность за результаты преобразований в России.
Отчет предлагаю одобрить. И протокольно принять решение о том, что к апрелю 2002 года институтам необходимо разработать стратегии их развития.
Б
Институт экономических проблем Кольского научного центра РАН
а с
о К
т
д.э.н., профессор В.С. Селин,
директор
о Си
2 О
я о к
т
В соответствии с направлениями исследований, утвержденными Отделением экономики и закрепленными в Уставе ИЭП, за отчетный период были получены научные результаты фундаментального и прикладного характера, ряд которых был отмечен в числе важнейших в годовых отчетах РАН.
В числе фундаментальных результатов -обоснование особенностей формирования рыночных отношений в регионах с особыми природно-климатическими условиями, роли государства в становлении и регулировании ры-
ночного хозяйственного порядка; оценка роли геополитического положения, ресурсного потенциала и производственного комплекса Севера в национальной экономике, в том числе с позиций экономической безопасности; определение путей адаптации субъекта федерации к федеральной налогово-бюджетной политике, реализации принципов бюджетного федерализма. Обосновано геополитическое значение Северного измерения российской экономики как в национальном, так и в международном масштабах.