ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Г. КРАСНОВА, кандидат филологических наук Российский университет дружбы народов
Концепция создания и развития дистанционного образования в России была разработана и начала реализовываться еще в середине 90-х гг.
Неуклонно растет число лиц, обучаемых с использованием дистанционных технологий. Начинают формироваться российские ассоциации и консорциумы, региональные и межрегиональные инфраструктуры дистанционного обучения. На парламентских слушаниях «Дистанционное обучение: проблемы и перспективы развития», проходивших в апреле 2001 года, отмечалось, что передовые образовательные технологии позволяют поднять качество образования, рационально использовать потенциал отечественных образовательных учреждений, повысить их конкурентоспособность, обеспечить возможности интеграции российской системы образования в мировую образовательную систему.
Среди ведущих вузов страны, входящих в число участников эксперимента, - Институт дистантного образования Российского университета дружбы народов (ИДО РУДН). Институт готовит специалистов как с полным, так и с сокращенным (с перезачетом ряда дисциплин, сданных ранее в аккредитованных учебных заведениях) сроками обучения по заочной форме.
С самого начала своей деятельности ИДО РУДН активно участвует в научных разработках в сфере новых информационных технологий. И уже сей-
Институт
дистанционного
образования
час в этом направлении достигнуты высокие результаты, в частности, в рамках проекта по программе «Создание системы открытого образования» Институт готовит федеральный фонд по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. К работе привлечены ведущие гуманитарные вузы страны.
Реализуя образовательные программы в регионах Российской Федерации, Институт стремится к расширению своей структуры и образовательной деятельности путем реализации возможности перспективного развития дистанционного образования с использованием международной компьютерной сети Интернет. В 1999 г. была разработана электронная база данных (электронный деканат), представляющая собой систему учета студенческих кадров и контроля за учебным процессом. Она содержит необходимые сведения об абитуриентах и студентах. В 2000 г. ведущими преподавателями РУДН и специалистами ИДО РУДН составлена хрестоматия классиков на CD-ROM. В нее вошли научные труды ученых, произведения мировой литературы, нормативно-правовые документы по юридическим наукам. Тексты в хрестоматии распределены по следующим разделам: философия, экономика, юриспруденция, психология, журналистика, экология. Мощная система поиска программы (поиск по контексту)
позволяет быстро находить нужный материал.
Ведущими преподавателями РУДН и других вузов выпущен также лазерный диск лекций по экономике, юриспруденции, журналистике и др. CD-ROM содержит методические указания, контрольные задания, тесты, вопросы для самопроверки, словарь терминов и список литературы. Вышеперечисленные разработки зарегистрированы Российским агентством по патентам и товарным знакам. В 2000 г. создана web-страница, где размещается информация о структуре ИДО, региональных партнерах, информация для абитуриентов (результаты проверки контрольных работ, итоги экзаменационных сессий, ответы на часто задаваемые студентами вопросы по дисциплинам и др.), а также Интернет-газета ИДО, которая выходит ежемесячно.
Важным элементом научно-исследовательской деятельности ИДО РУДН стало проведение многоуровневого социологического исследования, целевая установка которого предполагала выяснение: мотивов, которыми руководствуются абитуриенты для получения высшего образования; структурного состава поступающих в ИДО на основе базового образования абитуриентов; причин поступления в ИДО; возможностей оплаты обучения; степени владения абитуриентами основными компьютерными программами; возможностей работы в глобальной сети Интернет и других параметров. Данные подтверждают, что в числе основных причин получения высшего образования - желание стать более образованным человеком (63% опрошенных), совмещение учебного процесса с работой (62%), расширение возможностей по трудоустройству после окончания вуза (53%) и качество получаемого образования (50%). Это дает возможность утверждать, что дистанционное обуче-
ние позволяет получить полноценное образование, значительно расширяет спектр образовательных услуг, дает возможность привлечь в образовательный процесс широкие слои населения без отрыва от производства, семьи.
Исключает ли это индивидуализацию обучения? Существует ли при этом возможность воспитательного воздействия на обучающихся? Ведь личный контакт преподавателя с обучаемыми при дистанционном обучении либо отсутствует, либо весьма ограничен.
По мнению автора, который уже несколько лет непосредственно занимается практикой этой формы обучения и возглавляет Институт дистантного образования, дистанционное обучение позволяет эффективно использовать комплекс разнообразных способов индивидуализации обучения.
При свободном выборе будущей профессии жизни человек прежде всего следует своим природным склонностям, т.е. своей индивидуальности. Это дает нам основание включать профессиональную ориентацию в качестве ведущей компоненты индивидуализации обучения, что, по нашему глубокому убеждению, открывает реальные возможности для эффективного использования интеллектуального потенциала каждого именно в системе открытого обучения, целенаправленно влияя на развитие способностей через систему индивидуальных (личностно ориентированных), различных по трудности заданий. В этой методике главный позитивный момент состоит в том, что она приучает рассчитывать прежде всего на самого себя, формирует чувство ответственности и ставит перед необходимостью не только самостоятельно добывать знания (а не получать их в готовом виде), но и применять их для разрешения конкретных профессионально значимых (а если шире - жиз-
Педагогические технологии
125
ненно значимых) проблемных ситуаций.
Теперь обратимся ко второму вопросу - возможности воспитательного воздействия на обучающихся при дистанционной форме учебного процесса.
Разумеется, традиционное образование более чем за двести лет своего функционирования создало немало стереотипов, в том числе психологического характера, к которым вполне можно отнести и стереотип воспитательного воздействия исключительно только через контакт преподавателя и ученика. В этом отношении следует подчеркнуть, во-первых, что дистанционное обучение не отвергает необходимость преподавателя в учебном процессе, - оно лишь стремится к его (учебного процесса) оптимизации как такового. Тем более, что оно предполагает организацию поездок преподавателей (в первую очередь профилирующих предметов) на места для чтения вводных курсов, приема государственных экзаменов, защиты дипломных работ. Общение с преподавателем в этот период становится не только толчком к осмыслению профессиональных проблем, но и создает область определенного воспитательного воздействия.
Во-вторых, думается, что потенциалом воспитательного воздействия обладает не только живое, но и опосредованное человеческое общение. В этой связи весьма важными представляются возможности дистанционного обучения для воспитания, например, деловой и профессиональной этики студентов. Так, сегодня студенты Российского университета дружбы народов получают кейс с набором учебно-методических материалов, необходимых для обучения по заочной (дистантной) форме. В него входят учебники по всем дисциплинам курса, курсы лекций, разработанные профессорско-преподавательским составом университета на
электронных носителях (CD-ROM), CD-ROM-хрестоматия с трудами классиков и другие материалы. Что этим достигается? С одной стороны, предоставленные учебно-методические комплекты воспитывают привычку к самостоятельному труду и формируют навыки самостоятельной работы, с другой - своевременный и жесткий контроль формирует чувство ответственности, воспитывает обязательность и пунктуальность в выполнении учебных заданий, перерастающую впоследствии в пунктуальность профессиональную.
Не отрицает дистанционное обучение и другие формы воспитательного воздействия: использование обычной и электронной почты для поздравлений, пересылки каждому студенту писем с информацией и перспективах деятельности, выпуск электронных версий университетских газет, а также поощрительные мероприятия (приглашения студентов-дипломников для консультаций с ведущими преподавателями университета, а также отлично успевающих студентов на экскурсию в Москву за счет средств университета и т.п.).
Особо следует отметить роль мировоззренческого аспекта развития дистанционной формы обучения, который связан с необходимостью смены стереотипов взгляда на образование как на устоявшуюся и вечно неизменную систему. В современной науке мы все чаще слышим призывы к пересмотру прошлых парадигм и утверждению нового - постнеклассического образца научности.
Теоретико-методологический аспект внедрения и утверждения дистанционного образования обусловлен необходимостью концептуального обоснования этой пока еще новой для России формы обучения. Здесь особенно важна научная теоретико-методологи-
ческая обоснованность применяемых средств. Речь идет не столько о технологической стороне вопроса, сколько о системном осмыслении психологических, педагогических и социологических основ реализации различных методик и программ дистанционного обучения.
Дидактический аспект развития дистанционного образования отражает педагогические основы этой формы обучения. Особенно важными здесь представляются вопросы подготовки педагогических кадров, которые способны плодотворно и с высоким качеством реализовать концепцию дистанционного обучения в регионах - вдали от базового образовательного центра.
Базисом дидактического процесса, как утверждают специалисты, должны стать формы обучения с применением последних достижений информационных технологий, спутникового образовательного телевидения и т.д.
Для Российской Федерации с ее огромными территориями и рассредоточенностью населения, неравномерностью развития инфраструктуры, приведшей к существенным разрывам в обеспечении населения образовательными услугами, развитие дистанционного обучения представляется одним из наиболее важных элементов стратегии выхода страны на уровень высокоинтеллектуальной и демократической державы.
А. ТРОФИМОВ, доцент С.-Петербургский университет МВД РФ
Мировые тенденции в сфере образования определяют необходимость выработки у обучаемых системного, образного и гибкого мышления, экологической, рефлексивной и информационной культуры, творческой активности и чувства нового, толерантности. Чтобы достичь целей образования, необходимо активно вводить в образовательный процесс новые информационные и телекоммуникационные технологии (НИТ), поскольку лишь при их использовании наиболее эффективно решаются проблемы лично-стно ориентированного обучения, а обучаемые получают реальную возможность в соответствии с индивиду-
Информационные технологии в гуманистической парадигме
альными задатками и способностями достигать максимальных результатов в различных областях знания.
Новая гуманистическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, интеллектуального, думающего, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, имеющего свою позицию и рационально организующего самостоятельную познавательную деятельность. При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение распорядиться своими знаниями. Уро-