УДК 378.147.39: 004 ББК Ч448.124.53
Новгородова Н.Г., Чубаркова Е.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Novgorodova N.G., Churbakova E. V.
DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS VOCATIONAL AND EDUCATIONAL UNIVERSITIES
Ключевые слова: компетентность, инициативность, инновационность,
мобильность, гибкость, динамизм, конструктивность, эффективное использование информационных технологий.
Keywords: competence, initiative, innovativeness, mobility, flexibility, dynamism,
contractibility, affective use of information technologies.
Аннотация
В информационно-насыщенном мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как компетентность, инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Преподавателю необходимо заинтересовать студента в эффективном использовании информационных технологий, показать: насколько расширятся горизонты знаний студента, насколько вырастет его самооценка, насколько увеличится его профессиональный потенциал.
Abstract
In the world sated with information educational system should form such new streaks of graduating students as competence, initiativity, innovativeness, mobility, flexibility, activity and constructability. Teacher should awake students’ interest in the sphere of effective usage of information technologies and show them how their knowledge will become wider, their selfappraisal will increase, their professional potential will become higher.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р, отмечено возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности). При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
- обеспечение инновационного характера базового образования;
- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки, переподготовки профессиональных кадров;
- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
Таким образом, движущей силой развития современного общества должно стать, прежде всего, производство информационного продукта, как способствующего инновационному развитию материальной и технологической базы общества.
В условиях быстро развивающегося информационного общества в Российской Федерации меняется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей. В настоящее время все больше возрастает спрос на знания и, одновременно, от каждого человека требуется способность к творчеству, к умению применить полученные знания на практике. Сегодня материальной и технологической базой информатизации общества становятся различного рода системы на основе компьютерных технологий и компьютерных сетей.
Относительно широкое определение понятия «информатизация» дал в своих публикациях академик А.П. Ершов. Он писал, что «информатизация - это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности». При этом
А.П. Ершов подчеркивал, что информация становится «стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию»1
С каждым днем информационные и коммуникационные технологии все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов.2
Сегодня требуется совершенно иной подход к организации обучения специалистов: во главу угла ставится применение современных компьютерных образовательных технологий. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе. И в этом ракурсе основные дидактические задачи, стоящие перед преподавателями состоят в том, чтобы подготовить студентов к самообразованию, развить у них интерес к обучению, вызвать познавательные потребности, сформировать умения и навыки самостоятельного умственного труда.
Роль информационных, коммуникационных, аудиовизуальных и интерактивных технологий в образовании возрастает с каждым годом. Они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса любого уровня: школы, колледжа, вуза. Это -мультимедийные аудиторные занятия, ЭБ-визуализации, интернет-технологии.
Цель их внедрения в учебные процессы - это создание вариативных компьютеризированных учебных курсов, направленных на каждого обучаемого, и позволяющих каждому обучаемому найти новые дополнительные информационные технологии в качестве инструмента для решения своих творческих задач.
Современные разрабатываемые информационные технологии для процесса образования обязаны достигать следующие цели:
1) формирования и развития системности мышления обучаемого;
2) реализации всех видов познавательной деятельности студента в приобретении знаний;
3) развития и закрепления умений и навыков;
4) обеспечения принципа личностно-ориентированного обучающего процесса при сохранении его целостности.
1 Ершов, А.П. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - № 1.
2 Информатизация образования. Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов (ИДО РУДН) 2006 [Электронный ресурс].
Залогом успешного достижения поставленных целей являются: радикальное переоснащение всего учебного процесса на базе новейших информационных, коммуникационных, интерактивных и аудиовизуальных технологий и динамичная переподготовка преподавательских кадров.
Радикальное переоснащение всего учебного процесса на базе инновационных информационных технологий, т.е. информатизация образования, как известно, представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленную на применение информационных технологий (сбор, хранение, обработка и распространение информации), обеспечивающих систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психологопедагогических целей обучения и воспитания.
Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом технологий и средств информатизации, превращается в ведущий фактор образовательной политики. 3
Реализация задачи получения знаний, означает сегодня ориентацию на прошлое. В информационно-насыщенном Мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как компетентность, инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. 4
Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом воздействия на подрастающее поколение. В современной социально-экономической ситуации для создания позитивной ориентации молодежи на образование наряду с содержанием обучения весьма важны его формы и применяемые технологии. Сегодня становится совершенной необ-ходимостью развитие новых методов и каналов образования.
Информатизация образования в силу специфики самого процесса передачи знания требует тщательной отработки используемых информационных технологий и деятельностной организации возможности их широкого распространения. Одновременно, стремление активно применять современные информационные технологии в сфере образования необходимо базировать на повышении уровня и качества подготовки специалистов.
Анализ различных подходов к определению понятия «информационная компетентность»... позволяет заключить, что структура информационной компетентности педагога
состоит из мотивационно-ценностного, профессионально-деятельностного и рефлексивнокоммуникативного компонентов.5
Мотивационно-ценностный компонент включает в себя наличие мотива к работе в информационно-образовательной среде, умение выбирать необходимую для образовательного процесса информацию и оценивать ее важность для формирования образовательных компетенций обучаемых, а также создание потребности к самообразованию, как у преподавателя, так и у студента.
3 Информатизация образования. Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов (ИДО РУДН) 2006. [Электронный ресурс].
4 Новгородова, Н.Г. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс профессионально-педагогического образования [Текст]: материалы 7 междунар. науч.-метод. конф. «Новые образовательные технологии в вузе» (8-10 февраля 2010 г.) / Н.Г. Новгородова: в 2-х ч. - Ч. 2. -Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», 2010. - С. 363-366.
5 Базылев, В. Н. Структурно-содержательная характеристика информационной компетентности учителя русского языка средней школы. Информатизация образования - 2011: материалы Международной научнопрактической конференции. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011. - Т. 1. - С. 49-56. ISBN 978-5-94809-498-4
Профессионально-деятельностный компонент подразумевает научную организацию труда при работе с информацией. Он позволяет оценить каждому участнику образователь-ного процесса его уровень профессионализма в работе с информацией, т.е. умение находить, анализировать, преобразовывать, хранить и применять информацию в образовательном процессе. Вместе с тем, профессионально-деятельностный подход формирует осознание субъективной роли каждого в дидактической системе образовательного процесса и позволяет оценить степень овладения информационными технологиями с целью их внедрения в учебный процесс.
Рефлексивно-коммуникативный компонент проявляется в желании участников образовательного процесса «быть информационной личностью». Этот компонент позволяет оценить каждому насколько он готов работать в группе, т.е. насколько он коммуникативен с окружающими и компьютерными технологиями.
В настоящее время коллективная работа на общий результат ставится на предприятиях практически на первое место при оценке профессиональных компетенций выпускников вузов. Поэтому очень важно знать: как преподаватель способен расставить ролевые акценты при разделении общего объема работы на части; как он способен организовать наиболее эффективное выполнение работы, верно оценив способности каждого участника образовательного процесса.
Как показали многочисленные исследования, в отечественных вузах мало внимания уделяется достаточно востребованной среди работодателей работе по развитию личностных компетенций выпускников. Хотя она по-прежнему носит вторичный характер (около 33% вузов занимаются подобной работой), следует помнить, что в большинстве своем работодатели заинтересованы как в квалифицированных, так и в личностно компетентных молодых специалистах. Компетенции выпускников связаны с их желанием развиваться, хорошо работать и вкладываться в трудовую деятельность.6
Чтобы у студента (выпускника вуза) возникло желание стать информационно компетентным, необходима мотивация. Нам всем хорошо известно, что мотивация может быть как материальной, так и нематериальной. Мы также можем говорить о внешней и внутренней мотивации. Внешняя мотивация задается средой, внутренняя же должна возникать под воздействием внешней мотивации в каждом конкретном случае.
Еще Галилео Галилей утверждал, что «Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя». И сегодня это утверждение актуально как никогда. Отсутствие мотивации к обучению приводит к увеличению так называемых «хвостистов», в которых приходится всем преподавателям вкладывать много времени, практически не получая положительного результата.
Современная педагогика отказывается от жесткого «авторитарного управления», где учащийся, студент или слушатель выступает «объектом» обучающих воздействий, переходит к системе организации поддержки и стимулирования познавательной самодеятельности объекта учения, созданию условий для творчества, к обучению творчеством, педагогике сотрудничества. На это направлена идеология активного обучения, в котором «школа памяти» уступает место «школе мышления». 7
Увеличение количества информации в сочетании с ограниченным временем на процесс обучения и необходимость соблюдения единых требований к уровню подготовки специалистов согласно государственному образовательному стандарту ВПО при разном уровне подготовки и способностей студентов - противоречие современного процесса обучения в вузе. Разрешить его можно, только активно внедряя информационные технологии во все виды учебного процесса вуза.
6 Алтухов, В., Серебряков А. Исследование проблем и перспектив трудоустройства выпускников вузов на современном рынке труда: ВУЗЫ И РАБОТОДАТЕЛИ 2009 [Электронный ресурс].
7 Новгородова, Н.Г. Изменение роли преподавателя в период перехода высшей школы России на ФГОС 3 [Текст]: материалы всерос. науч.-практ. конф. «Информационные ресурсы в образовании» (14-16 апреля 2011г.) / Н.Г. Новгородова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. - С. 181-184.
Иными словами: преподавателю необходимо выявить личностный потенциал студента, его заинтересованность в получении новых знаний и его способности к этому. На это, конечно, требуется достаточно много времени, которое ни в какие индивидуальные планы преподавателя не запишешь. Зато, какое удовольствие получает каждый профессиональный преподаватель, когда его ученики достигают призовых мест в солидных конкурсах, олимпиадах, продолжают свое обучение в аспирантуре!
Для реализации этого инновационного перехода у преподавателя вуза есть множество дидактических инструментов:
1) вычислительная техника и компьютерные технологии;
2) интернет-технологии (электронная почта, Skype, ICQ, чат, форум и др.);
3) Информационно-образовательная среда (ИОС);
4) мультимедийные средства обучения, используемые во всех видах учебного процесса - на лекциях, практических и лабораторных занятиях, для консультаций и организации самостоятельной работы студентов;
5) традиционные аудиторные занятия и консультации.
Однако иметь набор инновационных и разнообразных инструментов преподавателю не достаточно, чтобы в корне изменить сам процессе образования. Прежде всего, самому преподавателю надо иметь мотивацию к внесению изменений подачи своих знаний студентам с целью возбуждения у студентов мотивации к их получению и усвоению, т.е. к образованию.
И это не означает, что достаточно каждому студенту дать современный компьютер с необходимым программным обеспечением. Это далеко не так! Преподавателю необходи-мо заинтересовать студента в эффективном использовании информационных технологий, показать: насколько расширятся горизонты знаний студента, насколько вырастет его самооценка, насколько увеличится его профессиональный потенциал. Необходимо внушить студенту уверенность в своих силах, помочь ему преодолеть свои страхи невозможности до-стижения цели.
Варианты использования электронных ресурсов могут быть различными: учебнометодические комплексы, электронные библиотеки, мультимедийные лекции, лабораторные и практические занятия, информационно-образовательные среды, обучающие программы и др.
Недавние исследования мозга человека показали, что правильнее будет разделять полушария не по функциям, а по способу действия:
• левое полушарие действует аналитически (логическая последовательность шагов),
• правое полушарие - холистически (параллельно), что позволяет одновременно работать с образами, картинками, событиями, взаимоотношениями и сопутствующими чувствами.8
Следовательно, организация учебного процесса, направленная на развитие левого полушария головного мозга студента, сформирует, в конечном счете, исполнителя, а не твор-ческую личность, способную самостоятельно ставить и решать различные задачи, активно работать в коллективе, способную вырасти в лидера.
Поэтому использование мультимедийных технологий в учебном процессе инженерного образования приводит к развитию творчества студентов, к желанию реализовать свои самые «несбыточные» замыслы. В качестве примера можно привести организацию учебного процесса по дисциплине «Детали машин» в Российском государственном профессионально-педагогическом университете.
В 2007 году в РГППУ лекции по дисциплине «Детали машин» начали читать с использованием информационных технологий. Первая часть теоретического курса была прочитана традиционным способом, т.е. преподаватель читал лекции, чертил схемы и
8 Алдер, Г. Менеджер правого полушария / пер. с англ. Я.В. Тимковой. - М.:АСТ: Астрель, 2006. - 191 с.
рисунки на доске мелом, показывал плакаты и натурные образцы деталей, а студенты конспектировали материал в тетрадях.
Вторая часть курса лекций была прочитана с использованием информационных технологий трехмерных моделей и видеороликов. По каждой теме дисциплины преподавателем были созданы:
• блоки лекций в электронном виде (в программе Power Point), наполненные как текстовой, так и графической информацией, что повысило качество визуализации подаваемой студентам информации;
• блоки графических слайдов, позволяющих показывать аудитории поэтапность вычерчивания сложных рисунков по теме лекции, что облегчало студентам понимание и выполнение рисунков;
• блоки анимационных слайдов в плоскости, позволяющие разъяснить процессы, происходящие в соединениях деталей;
• блоки SD-визуализации, обладающие возможностью пространственного перемещения и вращения твердотельных моделей деталей и узлов машин.
Лекции стали более динамичными, применение анимации и 3 D-визуализации позволило преподавателю упростить процесс объяснения наиболее трудных для восприятия аудиторией разделов дисциплины, а студентам получить углубленные знания по сложным разделам дисциплины в более зрелищной и доступной форме, чего ранее не представлялось возможным осуществить. Некоторые результаты внедрения мультимедиа в процесс инженерного образования приведены в таблице 1.
Как известно, современные студенты в большей степени «компьютерные пользователи», нежели творцы, реализующие свои учебные идеи на основе информационных технологий. Поэтому наша основная задача сегодня - это развернуть положение дел в обучающем процессе инженерного образования на 180 градусов. Так организовать учебные процессы по всем дисциплинам, изучаемым студентом с первого курса до последнего, чтобы студент сам искал новые дополнительные информационные технологии в качестве инструмента решения своих творческих задач.
Одним из актуальных направлений современных прикладных исследований в педагогических науках является выявление специфической деятельности преподавателя и студента в условиях реализации инновационных образовательных технологий.
Таблица 1 - Выборка из результатов исследования «Важны ли ИКТ в учебном процессе вуза?»
Вопрос Число ответов В процентах
1 2 3
Что бы вы изменили в мультимедийных лекциях?
ДОБАВИЛ БЫ:
1) анимацию 14 48,3%
2) часть текста лекции 5 17,2%
3) графические рисунки 10 34,5%
4) ЗБ-визуализация моделей деталей и узлов машин 23 79,3%
5) примеры расчетов 17 58,6%
УБРАЛ БЫ:
• анимацию 0 0,0%
• часть текста лекции 5 17,2%
• графические рисунки 0 0,0%
• ЗБ модели 0 0,0%
• примеры расчетов 1 3,4%
Существующие подходы, при всей их значимости, акцентируют внимание на средствах и организации учебного процесса, на деятельности тьюторов. Не проработанными остаются вопросы, связанные с психолого-педагогическими аспектами специфической деятельности преподавателя в виртуальной образовательной среде. Сегодня:
• нет производственных норм работы преподавателя в виртуальной образовательной среде и оплаты его труда,
• не определен статус такого преподавателя,
• не выяснены вопросы по практической разноуровневой подготовке специалистов высшей школы.
Психолого-педагогические аспекты специфической деятельности преподавателя в виртуальной образовательной среде имеют существенные отличия от традиционной деятель-ности и они практически не изучены. Однако можно утверждать, что главная функция преподавателя - управление процессами обучения, воспитания, развития должна быть неизменной. При виртуальном обучении преподаватель несет большую физическую и психологическую нагрузку, чем преподаватель в традиционной обучающей среде. Он оказывается
в определенном нормативно-правовом вакууме.
Поэтому преподавателей для работы в новой, виртуальной, системе образования необходимо специально готовить. Необходимо разработать методологическую систему, позво-ляющую целенаправленно осуществлять разноуровневую подготовку работников высшей школы, которые бы смогли подготовить конкурентоспособных специалистов для совре-менного рынка труда.
В результате будут обучены специалисты в области мультимедийного обучения, владеющие современными методами и технологиями обучения и готовые к организации, раз-работке электронных учебных материалов и проведению любых форм и видов занятий в условиях специфической телекоммуникационной учебной среды.
И наконец, в настоящее время назревают, на наш взгляд, две тенденции развития информатизации образования:
- необходимость постановки задачи перед преподавательским составом каждого вуза о создании общевузовского образовательного пространства, наполненного лучшими обучающими материалами, своеобразного «факультета повышения квалификации», доступного каждому преподавателю;
- насущная потребность объединения усилий всех вузов страны с целью создания меж-вузовской библиотеки лучших мультимедийных курсов, доступных к применению в учебных процессах любого вуза России.
Библиографический список
1. Алтухов, В., Серебряков А. Исследование проблем и перспектив трудоустройства
выпускников вузов на современном рынке труда: ВУЗЫ И РАБОТОДАТЕЛИ 2009 [Электронный ресурс] Режим доступа к
http://www.profcareer.ru/lib/art research young specialists
2009.php свободный.
2. Алдер, Г. Менеджер правого полушария / пер. с англ. Я.В. Тимковой. - М.:АСТ: Астрель, 2006. - 191 с.
3. Базылев, В. Н. Структурно-содержательная характеристика информационной компетентности учителя русского языка средней школы. Информатизация образования -2011:
материалы Международной научно-практической конференции.- Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011. - Т. 1. - С. 49-56. ISBN 978-5-94809-498-4
4. Ершов, А.П. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - № 1.
5. Информатизация образования. Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов (ИДО РУДН) 2006 [Электронный ресурс] Режим доступа к http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt1.html свободный.
6. Новгородова, Н.Г. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс профессионально-педагогического образования [Текст]: материалы
7 междунар. науч.-метод. конф. «Новые образовательные технологии в вузе» (8-10 февраля 2010 г.) / Н.Г. Новгородова; в 2-х ч. - Ч. 2. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», 2010. - С. 363-366.
7. Новгородова, Н.Г. ЗБ-визуализация как главный инструмент компетентностного подхода в профессионально-педагогическом образовании [Текст]: материалы 16-й всерос. конф. «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (23-25 ноября 2010 г.) / Н.Г. Новгородова. - Екатеринбург: РГППУ, 2010. - С. 84-86.
8. Новгородова, Н.Г. Изменение роли преподавателя в период перехода высшей
школы России на ФГОС 3 [Текст]: материалы всерос. науч.-практ. конф.
«Информационные ресурсы в образовании» (14-16 апреля 2011 г.) / Н.Г. Новгородова. -Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. - С. 181-184.