на помойку - величайшее свинство. Но откуда их столько берется?» [3, с. 158]. Возможно, в этой дилемме в той или иной степени отразилась тема, так часто мучавшая самого Я. Корчака.
Финал истории о Матиуше печален, герой гибнет в совершенно странных нелепых обстоятельствах. Рискнем предположить, что автор прощается с Матиушем в тот момент, когда тот, выстроив свою частную жизнь, перестал бороться за гуманистические идеалы. В этом возможно читается парадоксальное послание великого гуманиста о том, что, несмотря на обреченность усилий, прекращение борьбы за человечность лишает жизнь смысла. Такая вот экзистенциальная альтернатива педагога: либо жизнь, смысл которой в безуспешной борьбе за идеалы гуманизма - либо смерть.
Библиографический список
1. Валеева Р.А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака. - Казань: КГПИ, 1994. - 114 с.
2. Забута Т.В. Детское самоуправление в педагогическом наследии Януша Корчака: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Одесса, 1997. - 20 с.
3. Корчак Я. Король Матиуш Первый. Антось волшебник / пер. с польского Н.Я. Подольской. -М.: АСТ: Астрель, 2011. - 825 с.
4. Куприянов Б. Гарри Поттер и педагогическая утопия Джоанн Ролинг // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 3 (34). - С. 53-61.
5. Куприянов Б.В. Психолого-педагогические наваждения: анализ педагогического взаимодействия. - М.: Чистые пруды, 2010. - 29 с.
6. Куприянов Б.В. Социализация и воспитание в условиях восточной деспотии // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 1 (38). - С. 41-50.
7. Лифтон Б.Дж. Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака = The King of Children. The life and death of Janusz Korczak [пер. с англ. И. Гуровой и В. Генкина]. - М.: Рудомино: Текст, 2004. - 397 с.
8. http://slovari.yandex.ru.
УДК 378.147
Елканова Тамара Михайловна
кандидат физико-математических наук, доцент
Чеджемова Нина Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ
tamel@inbox.ru, nmch@bk.ru
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕГУМАНИТАРНОГО БАЗИСА ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрены содержание и проблемы формирования средствами иностранного языка социально-адаптивных, психолого-адаптивных и социально-правовых компетенций в контексте концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования.
Ключевые слова: гуманитаризация, общегуманитарный базис, компетентностная модель, социальная компетентность, иностранный язык, высшее образование.
Современный этап развития образования характеризуется глобальными проблемами, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом, что неизбежно сказывается и на состоянии сферы образования, которое не может сегодня ограничиться только передачей социокультурных норм, а предполагает формирование у индивида умения найти и освоить такие социально-экономические, социально-статусные и социально-психологические ниши, которые позволили бы личности свободно самореализоваться, быть способной к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. В современном обществе для специалистов в различных областях, особенно в тех профессиональных сферах, где установление социальных контактов, понимание ситуаций межличностного взаимодействия и навыки общения выступают в качестве основного функционального инструмента де-
ятельности и необходимого условия её эффективности, большое значение имеет сформированная социальная компетентность. В психолого-педаго-гической литературе проблема социальной компетентности и смежные с ней вопросы становились предметом исследования ряда авторов, предложивших различные подходы к пониманию социальной компетентности, её структуре и методам развития. Многообразие предложенных этими авторами определений свидетельствует об актуальности данной проблемы для современной педагогической науки.
Социальная компетентность - это интегральная характеристика личности, отражающая степень соответствия поведения человека предъявляемым ему социальным требованиям; это совокупность конкретных базисных качеств, способностей, социальных знаний и умений, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью, способствующая интеграции человека в обществе посредством достойного выполнения им различных со-
циальных ролей и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями. Социальная компетентность рассматривается многими учеными как неотъемлемая составляющая, основа процесса социализации личности, поскольку помогает индивиду справляться со сменой социальных ролей, предполагает умение сотрудничать, вступать в контакты, готовность к изменениям, к самоопределению, социальную ответственность за последствия своих поступков. Формируемая и развиваемая социальная компетентность студентов способствует расширению и углублению их знаний об окружающей действительности и о себе, стимулирует приобретение и развитие социально и профессионально значимых качеств, способностей и умений, которые позволяют им более успешно ориентироваться в жизненно важных процессах, становиться конкурентоспособными специалистами, обладать необходимой готовностью, успешно действовать на современном рынке труда, адекватно реагировать на воздействия социальной среды, эффективно действовать в различных ситуациях профессионального общения и социальных взаимоотношений. Социальная компетентность в значительной степени связана с тем непосредственным социальным контекстом, в котором действует тот или иной человек, с конкретной социальной ситуацией, отражает баланс между требованиями общества и персональными потребностями личности [10].
Глобальная социокультурная ситуация начала XXI века ставит владение иностранными языками одним из важнейших условий успешной социализации личности, ее культуры жизнедеятельности, социальной компетентности. Формирование социальной компетентности студентов классического университета на примере изучения иностранного языка рассмотрено в диссертационном исследовании О.В. Колобовой [4]. В настоящее время, когда иностранные языки рассматриваются как социальнокультурный феномен, их изучение направлено на социализацию человека в глобализирующемся мире. Социально-адаптивный компонент общегуманитарного базиса образования направлен на обучение методам социальной адаптации, в том числе - профессиональной, овладение способами и средствами самосовершенствования операциональных характеристик своего поведения и деятельности, развитие навыков социально-психологической оценки ситуаций взаимодействия и воздействия. При обучении иностранным языкам следует учитывать, что в меж-культурной коммуникации существуют как культурные, так и социальные вариации в восприятии явлений и предметов. Каждая социальная группа в любой стране является стратификационной группой, границы которой определяются эффективной коммуникацией. Между тем способность человека по-
нимать поведение других всегда ограничена его культурой и личным опытом. Поэтому важной педагогической задачей при обучении иностранным языкам будет обеспечение обучаемых знаниями об основных групповых образованиях как своей страны, так и страны изучаемого языка, привитие навыков когнитивного осмысления собственного культурного самоопределения и самоопределения участников межкультурной коммуникации, а также обучение технологиям изменения собственного культурного самоопределения в процессе диалога культур. При этом студенты овладевают вербальными и невербальными моделями поведения, принятыми в иной лингвокультурной и социокультурной общности, осознают национально-специфические особенности восприятия мира представителями другого языка и другой культуры, что в целом ведет к формированию умений межкультурного общения [5; 6].
При обучении нормам иноязычного речевого поведения и социокультурного обогащения иноязычного языкового сознания следует руководствоваться установкой на параллельное совершенствование социолингвистической и социокультурной компетенции с формированием межкультурной компетентности как определенного качества личности. Основными источниками приобретения меж-культурной коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт культуры страны изучаемого языка; знание языков общения, используемых народной культурой этой страны; опыт межличностного общения в различных сферах; опыт восприятия искусства. Соционормативный опыт -это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат, вводит личность в состояние когнитивного диссонанса. А это рождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. Это создаёт барьеры на пути человеческого взаимопонимания [8]. Поэтому при формировании социокультурной и интерсоциальной компетентности основное внимание должно быть направлено на ту часть поведенческой культуры, в которой закреплены регулятивные правила речевого и неречевого поведения. Это способствует формированию как соционормативной культуры, системы социальных позиций, взглядов, оценок и ориентаций, интегративных умений работать в команде, так и мотивационных установок к их применению в практической деятельности, развитию социально-конструктивной творческой активности, социальной мобильности.
Целью интеграции российского образования в европейскую систему высшего образования яв-
1 2
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
ляется формирование конкурентоспособности специалистов в контексте их соответствия культурным и научным традициям. Одним из условий совместимости результатов в зоне европейского высшего образования становится качество профессиональной подготовки, ведущими показателями которого являются социальная мобильность и адаптирован-ность личности к условиям динамически меняющейся среды. Социальная мобильность будущего специалиста - интегративное качество личности, представляющее динамическое состояние индивида и характеризующее его способность адаптироваться и преобразовывать социальную среду, оперативно устанавливать личностные, культурные и деловые контакты в микро- и макросоциуме, проявлять свою социальную компетентность [11].
Адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с природной и социальной средой. Особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, в том числе уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности Социально-психологический аспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе профессионального, достижение социально значимых целей.
Психолого-адаптивный компонент общегуманитарного базиса образования предусматривает овладение способами социально-психологического взаимодействия с отдельными людьми и с социальными группами, а также овладение методами психологической саморегуляции, активного управления собственными психологическими состояниями и реакциями, освоение методов самосовершенствования механизмов личностной регуляции поведения и деятельности, оперативной эмоционально-психологической перестройки в соответствии с ситуацией. Включает усвоение личностью социально-психологических норм, правил, ценностей среды, соответствующих ролевых функций в процессе социализации, а также преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Обусловлен необходимостью постоянной корректировки психо-эмоционального статуса в отличающихся высокой динамичностью современных условиях, в которых стандартизация поведения не может обеспечить эффективность психологической и социальной адаптации.
Психологическая адаптация - это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций. В самом общем плане это предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе -собственном психологическом потенциале, потен-
циале партнера, в ситуации и задаче. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности - перцептивной, коммуникативной, интерактивной. Успешная адаптация невозможна без постоянного самообразования и самовоспитания специалиста. Это предполагает наличие у него навыков саморегулирования и волевой подготовленности, владение технологиями принятий решений, умениями адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной ситуации, возникшей в деятельности, предупреждать негативные последствия.
Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности. Психологически коммуникативная компетентность складывается из способностей [8]: давать социальнопсихологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; социальнопсихологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации. Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок. При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности целесообразно рассмотреть общение как си-стемно-интегрирующий процесс, который имеет диагностическую, программирующую, организационную и исполнительскую составляющие [8]. В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыки и прежде всего навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управления своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния. Эмоционально-психологическая саморегуляция создаёт настрой на общение в соответствующих ситуациях; эмоциональный настрой на ситуацию общения означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия [8].
Иностранный язык является важным средством социализации личности, адаптации ее в иноязычном социуме. Коммуникативная функция языка репродуцируется в функцию регуляции поведения; общение на иностранном языке усиливает адаптационно-преобразовательную взаимосвязь субъектов, обеспечивая их предметно-психологическую совместимость. Возможности иностранного языка как учебного предмета в развитии социальной мобильности будущего специалиста обусловлены коммуникативной основой обучения иностранному
языку, личностно-ориентированными технологиями обучения, ценностным характером достижений в изучении иностранного языка.
В условиях, когда стратегической целью общественного развития нашей страны является формирование гражданского общества и построение правового государства, особую актуальность приобретает повышение гражданско-правовой культуры личности студента. Вузы должны формировать высококвалифицированного специалиста, гражданина современного общества и патриота, активную творческую личность, обладающую такими качествами, как гражданский долг, чувство собственного достоинства, национальное самосознание, высокая нравственность, уважение к закону и правопорядку.
Социально-правовой компонент общегуманитарного базиса образования решает задачу формирования социально-коммуникативных компетенций, необходимых для жизни в современном обществе навыков социальной активности и функциональной грамотности, правовых установок отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. Предусматривает овладение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, обеспечивающими надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни; призван способствовать формированию личности, способной к адекватному применению социально-правовых знаний в разных областях профессиональной деятельности и готовой к активному участию в социальном прогрессе.
В диссертационном исследовании И.Г. Трофимовой [9] определены возможности предмета «Иностранный язык» в формировании гражданственности у учащейся молодежи в современных условиях; разработана и апробирована модель процесса формирования гражданственности как интегративного качества личности студентов технического вуза на занятиях по иностранному языку; выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования гражданственности у студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка; определены критерии и показатели сформированности гражданственности как интегративного качества личности студентов технического вуза.
Гражданственность представляет собой совокупность правовых, социальных, морально-этических, идейно-нравственных качеств личности, которая определяет способность понимать, усваивать и отражать в своем сознании правовые, социальные, нравственные требования государства и общества к личности, а также руководствоваться ими в практической деятельности. Основными структурно-семантическими компонентами гражданственности являются когнитивный, эмоциональноценностный и практико-деятельностный [9]. Граж-
данское воспитание - это система воспитательной работы по формированию гражданских качеств: политической, правовой культуры, патриотизма, культуры межнациональных отношений.
Наличие совершенной системы правового регулирования является одной из закономерностей зрелого общества. Основу такой системы составляет высокий уровень правовой культуры членов данного общества. Для построения в России правового государства, для успешного социально-экономического развития страны необходимо воспитать активного человека, с развитым правосознанием. Для того, чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция. Актуальность проблемы формирования правовой культуры студентов возрастает в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, что требует ускорения процессов формирования новой правовой культуры, новых взаимосвязей между личностью и обществом, новых мировоззренческих концепций.
На основе теоретического анализа и изучения практического состояния формирования правовой культуры в диссертационном исследовании
О.А. Никитиной [7] конкретизированы понятия «правовая культура личности», «правосознание личности», «правовое образование», «правовое воспитание» относительно психических свойств личности; описана структура и основные компоненты правовой культуры студентов, их сущностные характеристики; определены концептуальные положения формирования правовой культуры студентов в процессе изучения иностранного языка и разработана программа спецкурса по иностранному языку «Мои права». Правовая культура студентов - это совокупность правовых знаний, умений, навыков, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально активная позиция личности в правоохранительной деятельности [7]. Процесс формирования правовой культуры студентов вуза строится в соответствии с основными компонентами правовой культуры: интеллектуальным, эмоциональноценностным и практическим.
Студентам, вступающим в жизнь, необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой - к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. Поэтому уже в условиях вузовского обучения осуществляется первый этап профессиональной и социальной адаптации, способствующий формированию умений
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
социального взаимодействия и общения, совместного принятия решений, ответственности за свои решения перед собой и коллективом, что способствует формированию социально-адекватной профессионально подготовленной личности, отвечающей общественно-экономическим запросам социума.
Библиографический список
1. Елканова Т.М. Концептуальная модель локальной гуманитарно-развивающей образовательной среды // Высшее образование сегодня. - 2009. -№ 7. - С. 56-59.
2. Елканова Т.М., Чеджемова Н.М. Иностранный язык в структуре общегуманитарного базиса образования // Высшее образование сегодня. -2010. - № 9. - С. 89-90.
3. Елканова Т.М., Чеджемова Н.М. Многофункциональность иноязычных компетенций в контексте гуманитаризации профессионального образования: Монография. - Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт, 2011. - 262 с.
4. Колобова О.В. Формирование социальной компетентности выпускника классического университета: (На примере изучения иностранного языка): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2003. - 16 с.
5. Литвинов А.В. Лингводидактические особенности обучения английскому языку делового обще-
ния студентов-лингвистов // Вопросы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения: Сб. материалов конф. - М.: РУДН, 2006. - 421 с. - С. 37-43.
6. Манухина Ю.В. Формирование социолингвистической компетенции в процессе овладения формулами речевого этикета: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 26 с.
7. Никитина О.А. Формирование правовой культуры студентов в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2006. - 22 с.
8. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997. - 224 с.
9. Трофимова И.Г. Формирование гражданственности как интегративного качества личности студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2006. - 22 с.
10. Храмушина Ж.А. Языковая подготовка как компонент социальной компетентности выпускников технического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2001. - 24 с.
11. Яковлева С.Л. Формирование социальной мобильности будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2006. - 21 с.
УДК 37.015.32
Иванова Наталья Валентиновна
кандидат психологических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет
ivanova30nv@yandex.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрываются условия и разделы программы эффективной реализации проектной деятельности в начальной школе. Автором представлены содержание и результаты диагностики отношения младших школьников из экспериментальных и контрольных классов к участию в проектной деятельности.
Ключевые слова: проектная деятельность, младший школьник, псевдопроектная деятельность, отношение к участию в проектной деятельности.
Реализация ФГОС второго поколения на ступени начального общего образования диктует необходимость создания всех условий для становления младшего школьника подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться, а именно: совершенствование учебного содержания, исключение непродуктивных стилей и форм педагогического общения, применение эффективных технологий деятельностного типа. К таким технологиям в полной мере относится проектная деятельность учащихся.
В настоящий момент в современных отечественных психолого-педагогических публикациях сформулированы две основные позиции по проблеме организации проектной деятельности в начальной
школе. Согласно первой из них (А.Б. Воронцов,
B.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.В. Енжевская,
C.В. Клевцова и др.), «проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников», в начальном звене «должна происходить пропедевтика проектной деятельности подростка» [2, с. 5, 172]. Приверженцы второй точки зрения (Е.Н. Бичерова, Н.Ю. Пахомова, Н.В. Ма-тяш, П.А. Маслов, М.К. Хуснетдинова и др.) утверждают, что «младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею» [5, с. 171]. Данными авторами доказывается, что проектная деятельность оказывает позитивное влияние на мотивационную,