Научная статья на тему 'Инновационный ресурс решения проблемы повышения качества жизни'

Инновационный ресурс решения проблемы повышения качества жизни Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / КРИТЕРИЙ / ГОСУДАРСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / РЕСУРС / QUALITY OF LIFE / CRITERION / THE STATE / THE ENTERPRISE / INNOVATIVE THE ACTIVITY / THE ADDED COST / A RESOURCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Одиноченков В. В., Грачева Н. В.

Анализируется проблема повышения качества жизни и роль в ее решении государства и как основных звеньев предприятий. Показывается возможность противоречивости между ними по поводу распределения добавленной стоимости продукта, производимого предприятиями. Предлагаются варианты равноудовлетворяющего обе стороны баланса их выгод от инновационной деятельности. Конкретно для предприятий рассматривается задача получения посредством рыночной активизации инновационной деятельности дополнительного для социально-экономического развития и повышения качества жизни ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of improvement of quality of life and role in its decision of the state and as basic links the enterprises is analyzed. Discrepancy possibility between them concerning distribution of the added cost of the product made by the enterprises is shown. Variants of balance of their benefits satisfying both parties from innovative activity are offered. Particularly for the enterprises the problem of reception by means of market activization of innovative activity additional for social and economic development and improvement of quality of life of a resource is considered.

Текст научной работы на тему «Инновационный ресурс решения проблемы повышения качества жизни»

УДК - 308

ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

В.В. Одиноченков, Н.В. Грачева

Анализируется проблема повышения качества жизни и роль в ее решении государства и как основных звеньев - предприятий. Показывается возможность противоречивости ме^ду ними по поводу распределения добавленной стоимости продукта, производимого предприятиями. Предлагаются варианты равноудовлетворяющего обе стороны баланса их выгод от инновационной деятельности. Конкретно для предприятий рассматривается задача получения посредством рыночной активизации инновационной деятельности дополнительного для социально-экономического развития и повышения качества жизни ресурса. Ключевые слова: качество жизни, критерии, государство, предприятие, инновационная деятельность, добавленная стоимость, ресурс.

В настоящее время все большее внимание исследователей привлекает проблема качества жизни людей. По проблеме на различных уровнях принимаются программы повышения качества жизни. В них определяются направления деятельности их реализации. Программы рассматриваются как основа социально-экономических преобразований и достижений. В качестве общих критериев оценки качества жизни отдельные программы содержат следующие [1]:

- объем валового регионального продукта на душу населения;

- соотношение рождаемости и смертности населения;

- уровень инфляции;

- уровень безработицы;

- покупательная спрособность среднедушевых денежных доходов населения, среднемесячной заработной платы, среднемесячного размера пенсий;

- доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума;

- уровень преступности;

- уровень образования населения.

Не особенно от этих отличаются критерии оценки качества жизни людей по сферам деятельности. В своей совокупности они следующие:

- содействие увеличению производства;

- обеспечение спроса на основные виды продовольствия за счет собственного производства;

- минимизация ввоза в регион недоброкачественного сырья;

- регулирование цен с целью необоснованного их роста;

- поддержка интересов добросовественных собственников предприятий с одновременной защитой интересов раюботающих.

В качестве приоритетных в программах определяются критерии:

- дальнейшее повышение уровня благосостояния и уровня оплаты труда работающих;

- стабилизация демографической ситуации в регионе;

- увеличение продолжительности жизни;

- снижение доли малоимущих слоев населения;

- увеличение среднего класса;

- сохранение социальной стабильности;

- развитие образования и национальной культуры.

Анализируя приведенные группы общих критериев, взятых в программах для оценки качества жизни людей, можно сделать вывод, что в основном они представляют экономический блок и, на наш взгляд, недостаточно отражают их социальные потребности. Не подкрепляются критерии количественными оценками, что затрудняет или вовсе не позволяет вырабатать эффективные реалдизационные меры и влиять на динамику резкльтатов. Однако, положительным в принятии мер и решений, относящихся к проблеме качества жизни, следует признать то, что они основываются на развитии отраслей деятельности - промышленности, строительства, предпринимательства. В отраслях, их предприятиях трудится основная масса людей. Здесь создается обеспечивающий их жизнь материальный продукт и, следовательно, закладавается основа их материального благополучия и социального развития как личностей.

В процессе социального развития совместно с предприятием большое участие принимает госцударство, выполняя общесоциальную функцию.

Основным ресурсом решения проблемы социального развития является получаемая предприятием добавленная стоимость продукта. Как показывает практика, наибольший ресурс приносит инновационный продукт. Часть добавленной стоимости, получаемой предприятием от этого продукта, в виде чистой прибыли остается у него, а часть в качестве налоговых отчислений идет государству. Оно использует их на общесоциальное развитие. Часть чистой прибыли, остающейся у предприятий, в значительной мере идет на его инновационное развитие. Однако в этом распределении добавленной стоимости между государством предприятием обнаруживается некоторая противоречивость.

С одной стороны, заботясь об общем социальном прогрессе, государство, естественно, заинтересовано в получении из добавленной стоимости максимально возможную долю денежных средств. С другой стороны, увеличение доли государства в добавленной стоимости может снизить возможности инновационного и других видов развития предприятий. Это может происходить прямым путем, например посредством увеличения государством изымаемой в виде налога «своей» части добавленной стоимости, а, следовательно, уменьшения в ней доли предприятия и, как следствие этого, уменьшения величины их чистой прибыли, являющейся, как сказано выше, основной составляющей ресурса инновационного развития. В формализованном виде это выглядит следующим образом:

Дг ^ Дг max, следовательно, Дс ^ Дс min при Дс =const, (1)

то есть, когда доля государства в добавленной стоимости Дг будет стремиться к максимальному росту Дг max, то доля прибыли предприятия Дс будет уменьшаться до Дс min при условии, что величина чистой прибыли Дс остается постоянной. И нет гарантии того, что такое не может происходить, ибо государство получает свою часть добавленной стоимости в зависимости от устанавливаемого им же налогового бремени и исходя из своих интересов. Причину, чтобы налоговое бремя изменить, государство может обосновать.

Согласно теории А. Лаффера, существует функциональная зависимость между доходами и величиной налогового бремени, описываемая параболой с точкой ее максимума, после которой всякий рост доходов прекращается и дальше идет только их снижение, и отсюда, по существу, прекращается инновационное развитие предприятия за счет собственных средств [4, с. 389].

Поэтому стремление государства получить как можно больше средств для развития общесоциальной функции и принятие с этих позиций решения об увеличении налогового бремени, возможно, оцененное им как эффективное, может быть совершенно неэффективным для предприятий.

Макроэкономическая теория указывает на то, что решение данной проблемы лежит в плоскости нахождения оптимального сочетания потребностей государства и предприятий [3, с. 230]. Этого можно добиться путем моделирования равновыгодных для них взаимоотношений, т.е. их построением не способом примитивного, не обоснованного экономически административного волевого воздействия при установлении величины налогового бремени, а на основе реально достигнутого уровня социально-экономического развития общества.

Одним из показателей достижения такого равноудовлетворяющего стороны баланса выгод может стать результат реализации общесоциальной функции, не ведущей к снижению или сдерживанию инновационного развития предприятий, от которого зависят все другие виды развития. Концептуально баланс удовлетворенных потребностей государства и предприятий от инновационных процессов можно выразить в виде экономико-математической модели следующего вида:

РСФг соответствует ИИРсх при ИИР°сх > ИИРбсх, (2)

где РСФг - результат реализации государством социальной функции;

ИИРсх - результат, полученный предприятием от инновационного процесса;

ИИР°сх, ИИРбсх - соответственно ожидаемый и достигнутый в базовом периоде инновационный результат предприятия от инновационного процесса.

При условии инновационного развития модель 2 приобретает следующий вид:

РСФг соответствует ИИРсх при ИИР°сх = ИИРбсх + АИИРр, (3)

где АИИРр - величина превышения фактически достигнутого инновационного результата над базовым.

Действие данной модели способствует распределению добавленной стоимости: первое, с учетом инновационного и общесоциального развития; второе, с выделением приоритетных направлений развития; третье, с достижением сбалансированности идущего на те и другие виды развития ресурса по величине и срокам реализации. Выделение приоритетных направлений означает то, что при определенных экономических условиях создается возможность направлять

больший ресурс в общесоциальное развитие без ущерба для инновационного развития предприятия или при потребности активизировать их инновационное развитие, увеличив ресурсное обеспечение по этому направлению. Значительно оптимизировать эти процессы может как раз их ориентирование на обеспечение качества жизни, т.к. в этой категории заложен смысл постоянного дополнения нового результата к достигнутому. Важно то, что при этом кроме экономических интересов во многом учитываются социальные компоненты, как: 1 - степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и интересов; 2 - степень удовлетворённости жизнью самих людей [2, с. 145]. То есть, показатели качества жизни отражают не просто человеческие ценности, а те, которые научно обоснованно подтверждают потребности и интересы людей и самими людьми оценивается их удовлетворенность жизнью.

В оценке социального результата в инновационном развитии, сложно свести множество его частных показателей к одному интегральному. Поэтому приходится эту задачу решать с помощью нескольких показателей. Одним из вариантов ее решения можно предложить способ векторной оптимизации. Данный способ заключается в выделении показателей, имеющих количественные оценки и допускающий их изменение. Это позволяет составить количественные векторы оценок, показывающие их величины перед вхождением в другой или очередной инновационный процесс. Оценка качества жизни состоит в определении величины векторов получаемых результатов. Достигнутое состояние векторов считается исходными для оценок результатов другого или очередного инновационного процесса. Качество инновационного и социального результата от рассматриваемого процесса определяется по наращенной величине векторов показателей качества. Совокупность таких показателей создаёт векторную функцию состояния качества жизни вида:

где, п - показатель состояния качества жизни по функциям 1.. .п;

f - число функций (1...п); Х\"чХт - векторы показателей, отражающих уровень качества жизни по функциям (ь. .п); Ах1 т - приращение векторов по функциям 1.п.

Концептуальной особенностью рассмотрения инновационного развития в совокупности с социальным является обозначившаяся тенденция мощного усиления поворота нынешнего уклада жизни в сторону человека с учётом его потребностей и реальным осознанием необходимости их удовлетворения. Введение в научный анализ категории «качество жизни» отражает значимость происходящего по всем направлениям жизнеобеспечения людей и играет ту особо важную роль, что, видя главный ресурс общего прогресса в инновационных преобразованиях, определяются по параметрам качества жизни векторы совершенствования и развития социальной структуры общества.

Конкретно для предприятий решение задачи повышения качества жизни в них работающих в них людей нужно искать в активизации рыночной инновационной деятельности, дающей дополнительный ресурс развития. Одним из элементов ее может стать выполнение научнотехническими структурами предприятий технической подготовки производства и параллельно ведение ими инновационного бизнеса. Характер инновационной деятельности в этом случае может быть представлен разными вариантами (табл. 1).

Таблица 1

Возможные направления деятельности в инновационной деятельности промышленных

предприятий в современных условиях

№ п/п Функция Результат - продукт инновационной деятельности

1 2 3

1 Производственная Техническая подготовка производства нового мате-риального продукта предприятия. Техническое обеспечение производимого предприятием мате-риального продукта

2 Производственно-рыночная Совместное с предприятием создание бизнес-продукта

3 Производственная, рыночная Техническая подготовка производства нового мате-риального продукта предприятия. Техническое обеспечение производимого предприятием мате-риального продукта. Интеллектуальный бизнес-продукт инновационных структур предприятия

В целом, изложенное в методологическом и практическом аспектах ориентирует на рациональное построение социально-экономических отношений, позволяющих в цивилизованной форме и в равной степени удовлетворённых потребностей жизнеобеспечения, создавать материальные и общечеловеческие ценности и их эффективно реализовывать по сферам развития.

The problem of improvement of quality of life and role in its decision of the state and as basic links - the enterprises is analyzed. Discrepancy possibility between them concerning distribution of the added cost of the product made by the enterprises is shown. Variants of balance of their benefits satisfying both parties from innovative activity are offered. Particularly for the enterprises the problem of reception by means of market activization of innovative activity additional for social and economic development and improvement of quality of life of a resource is considered.

The key words: quality of life, criterion, the state, the enterprise, innovative the activity, the added cost, a resource.

Список литературы

1. Постановление администрации Брянской области от 28 октября 2004 г. № 528 «О мерах по реализации программы повышения качества жизни населения Брянской области».

2. Садков В.Г. Системные основы формирования общества XXI века и модель основного закона России. М.: ОАО Издательская группа «Прогресс», 2002.

3. Современная экономика / Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1998.

4. Экономическая теория / Под ред. В. Д. Камаева. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.

Об авторах

Одиноченков В.В. - кандидат экономических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского,

Грачева Н.В. - Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.