И. И. Катанаев
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ (на примере Байкальского открытого межрегионального университетского комплекса)
В статье анализируется современное состояние региональной системы высшего образования. Автор пытается установить возможные ресурсы инновационного развития системы высшего образования. В условиях глобализации регионализация и выстраивание межрегиональных отношений между вузами может стать значительным источником инновационного развития. Закономерность этого процесса раскрывается на примере Байкальского открытого межрегионального университетского комплекса.
I. Katanaev INNOVATIONAL POTENTIAL OF REGIONAL INTEGRATION (by the example of the Baikal Open Interregional University Complex)
The article deals with the modern state of the regional system of higher education. The author makes an attempt to reveal possible resources of innovational development of the higher education system. The process ofregionalisation and building ofinterregional relationships among universities ought to be important resources of innovation development in the context of globalisation. The regularities of this process are illustrated by the example of the Baikal Open Interregional University Complex.
Отдельные виды человеческой деятельности различаются по степени производства или потребления информации. В этом плане миссия университетских комплексов состоит в накоплении, сохранении и приумножении науки как системы, производящей информацию, и повышении качества образования как информационной системы, обеспечивающей в стратегическом плане воспроизводство науки. Зарождение, становление, развитие университетских комплексов является закономерно ожидаемым явлением. Генезис системы «наука — образование» показывает растущую интеллектуализацию производства и общества, становящегося единства науки и образования, когда при определяющей роли науки в развитии общества образование приобретает опережающий характер по сравнению с конкретными потребностями общества в уровне образованности людей. Это, в свою очередь, потребовало пересмотра в образовании не только содержания, технологий, но и институализации организационных форм.
Современная образовательная политика Российской Федерации, сформулированная в Концепции модернизации российского образования, вступление России в Болонский процесс, реализация приоритетных направлений развития образования ставят задачу существенных изменений в высшем профессиональном образовании, которые в большей степени касаются организационных форм. Среди наиболее приоритетных из них можно назвать переход
на бакалавриат и магистратуру, изменение организационных форм оценивания, что реализуется в становлении новой кредитно-зачетной системы оценивания, создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня и т. д. Сюда же, несомненно, относятся разнообразные типы и уровни межвузовских объединений (региональные, межрегиональные, международные). Они являются способом и формой ответа на два противоречивых процесса, которыми определяются происходящие процессы в разных сферах современного общества: интеграция и регионализация. Когда обсуждается тема глобализации в сфере образования, то прежде всего имеют в виду процессы, происходящие в контексте Болонского договора. Однако не следует забывать, что этот процесс предполагает не просто интеграцию через нивелирование различий, но, наоборот, постулируется идея единства в многообразии национальных систем образования. Таким образом, региональные особенности систем образования не только не противоречат логике развития интеграции, но в какой то мере работают на нее.
Создание территориального образовательного комплекса «Байкальский открытый межрегиональный университетский комплекс» (БОМУК) определено учредителями (Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, Бурятский государственный университет, Иркутский государственный педагогический универси-
тет и Иркутский государственный лингвистический университет) как необходимость системной интеграции в региональной системе образования и стратегического направления развития образования в Байкальском регионе. В свою очередь, значимость и объемность поставленной цели предполагает наличие ряда задач, достижение которых и есть приоритетные направления работы учрежденного комплекса. Среди них выделяются обеспечение процессов стабилизации системы образования, ориентация системы образования на удовлетворение потребностей именно Байкальского региона, оценка состояния научного, образовательного потенциала системы образования в регионе, сравнительное сопоставление развития образования в России и в странах, соседствующих с Байкальским регионом и т. д. Так, сохранение непроизводственных фондов системы образования можно реализовать через перепрофилирование отдельных направлений образовательных учреждений, привлечение незадействованных ресурсов региона для совершенствования материально-технической базы и профильно-технологической подготовки специалистов, переподготовку и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров на базе университетского комплекса.
Формирование целостной образовательной системы должно удовлетворять потребностям, представленным широким спектром проблем, определяющих особенности Байкальского региона. Это достигается за счет выстраивания многоуровневого образовательного пространства, минимизации межведомственных барьеров в решении вопросов, наращивания материально-технической базы и повышения уровня информатизации образования, координации и оптимизации взаимодействия образовательных учреждений различного уровня в целях мониторинга образовательных потребностей, усиления позитивного влияния университетского комплекса на социокультурную ситуацию областей, рес-
публики и автономных округов, формирования бизнеса-инкубатора для разработки новых форм управления и организации проведения научных исследований, сопровождающих социально-экономическое развитие региона.
Территориальный комплекс (БОМУК) предполагает сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях развития регионального сообщества, создать систему подготовки специалистов, отвечающих современному уровню мировой экономики и культуры, предоставляет широкие возможности для реализации Федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов.
Созданное единое многоуровневое образовательное пространство Байкальского региона обеспечивает сетевое взаимодействие, с одной стороны, образовательных учреждений различного уровня, с другой — новых учреждений. За годы существования БОМУК были подписаны соглашения с новыми партнерами. Сетевое взаимодействие как система связи позволяет разработать, апробировать и внедрить в систему образования региона инновационные модели содержания образования, экономики образования, управления системой образования и образовательной политики. Такая система связи в настоящее время представляется исключительно функциональной, так как образовательное учреждение, входящее в комплекс, одновременно являются частью ведомственной вертикали. Следовательно, работа возможна лишь при наличии особого статуса территориального образовательного комплекса как открытой саморазвивающейся системы, функционирование которой построено на принципах синергетики.
Создание образовательно-инновационной и информационной инфраструктур требует учета интересов, особенностей и специфики региона. Наибольшую значимость имеет отработка новых моделей взаимодействия образовательных учреждений разного уровня, разных форм собственно-
сти, новых организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий их деятельности, использование общих ресурсов, новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия образовательных институтов. Следствием создания таких моделей является их доминирующая роль в развитии системы образования в целом, в том числе и формировании образовательной политики в Байкальском регионе.
Для России переход к информационному обществу приобретает особый смысл. Следует согласиться с исследователями в том, что информационный тип социальной цивилизации общества в контексте становления нового типа экономики может стать важным условием для формирования в ходе естественного исторического развития по-сттоталитарной модели общественного существования в России. Эта модель в максимальной степени может предложить все положительное, что существует в современных обществах Запада и Востока, пропущенное через очистительный фильтр российской культуры, господствующих в России ценностных установок и традиций.
В Новой России жизненно важной геостратегической задачей ближнего времени является восстановление утраченных позиций в центрально-азиатском регионе, где зародилась, сформировалась и в течение многих столетий развивалась так называемая «кочевая» цивилизация — весьма своеобразный этносоциальный и общественноэкономический феномен, культурно-исторические традиции которого в значительной степени сохранились в азиатской части Российской Федерации только в субрегионе Байкала и Забайкалья. Результаты археологических, историко-религиоведческих культурологических и других исследований последних лет показывают, что многие явления духовной и материальной культуры кочевой цивилизации Центра Азии, да и всей Евразии, имеют саяно-забайкальское происхождение.
Евразийское местоположение России между двумя континентами, играющими ключевую роль в диалоге культур Востока и Запада, обязывает ко многому, в том числе к особой стратегии в области образования, которая в идеале должна всемерно учитывать не только особенности этнокультурной и этнополитической ситуации внутри страны, но и ее геополитическое окружение.
Все это обусловливает необходимость более широкого и активного использования этнокультурных традиций, в частности методов и приемов психофизической подготовки к экстремальным природно-климатическим, социально-экологическим, этнополитическим условиям российско-китайского, российско-монгольского трансграничья. В настоящее время происходит интенсивное становление понятия «трансграничье», которое призвано раскрыть специфику взаимодействий, происходящих между сопредельными регионами двух или нескольких стран. Территориальное образование подобного рода является продуктом трансграничного взаимодействия в течение нескольких лет и охватывает несколько уровней (экономической, социальной, политической, культурной и т. д.) жизни регионов.
В науке предлагается различное понимание трансграничья. Так, А. И. Неклесса уверенно провозглашает весь наш мир одним сплошным трансграничьем: «Мир, в который мы вошли, — Трансграничье... Трансграничье, к которому подошло человечество, глобально как театр действий. Что происходит? Людское половодье сливается в некий безбрежный океан, бурлящий “водный мир”, знаменуя пришествие новой реальности, которая так или иначе проникает в мир и с черного, и с парадного входа»1. В этом случае термин «трансгра-ничье» понимается скорее как характеристика современного информационного общества. Это скорее новая эпоха в развитии человеческого общества, обозначаемая в литературе как столкновение цивилизаций.
Однако для социологии более продуктивным является определение, которое бы позволило раскрыть механизмы интеграции. Трансграничье можно определить как области, «части территорий, находящихся по обе стороны границы и вовлеченных наиболее активно в непосредственную межкультурную коммуникацию, под которой в данном случае надо понимать не только языковой и культурный аспекты, но также и экономический, политический, этнографический и т. д.»2. В приграничных регионах происходит наиболее быстрое и эффективное взаимодействие в экономическом, культурном и других сферах, что ведет к образованию особой территориальной системы, которая и может быть обозначена как трансграничье. Данное взаимодействие идет как в горизонтальной плоскости и может быть обозначено как беспрепятственное движение людей через границу, так и вертикально, что означает сотрудничество на разных уровнях общества. БО-МУК призван стать одним из узловых объединений в Байкальском регионе, который поможет осуществить наиболее эффективные формы межкультурного образовательного диалога в условиях трансграничья. При этом особое внимание должно уделяться разработке сугубо практических методик психотренинга и биоэнергетической саморегуляции с целью повышения эффективности подготовки человека к сложным и экстремальным условиям деятельности, а также традициям цивилизационной геополитической «кочевой» цивилизации Центра Азии, которые позволяли аборигенным этносам эффективно противодействовать культурной экспансии стран Восточной Азии (Китая, Кореи, Японии).
Обострение проблемы цивилизационной и этнокультурной идентичности, помимо индивидуально-психологических конфликтов и психотравм, а также общей социально-психологической фрустрации, неизбежно усугубляет проблему межнациональных отношений в реальном Российском Трансграничье, а это, в свою очередь,
обостряет проблемы национальной безопасности России в глобальном геополитическом масштабе.
При этом необходимо иметь в виду не только (и не столько) военно-стратегические аспекты национально-государственной безопасности, но и те ее аспекты, которые известный китайский политолог, крупный специалист в области российско-китайских отношений, директор Института России Хэйлунцзянского университета (г. Харбин) Ли Чуаньсюн весьма удачно и точно определил как «не-традиционную безопасность». В самом широком смысле Ли Чуаньсюн характеризует понятие «нетрадиционная безопасность» как те аспекты национальной безопасности, которые не включают в себя чисто военные проблемы взаимоотношений между государствами. Среди них можно отметить проблемы экологии наркобизнеса, контрабанды, рэкета, нелегальной иммиграции и иных видов криминальной деятельности, проявляющиеся в обществе сравнительно недавно и связанные с бурным развитием торговоэкономических отношений между приграничными государствами.
Разработка проблем цивилизационнокультурологического и образовательного компонентов национальной безопасности России требует особого внимания в южной, юго-восточной части Трансграничья, большая часть которого составляет огромная по протяженности граница с Китаем и Монголией. Кроме того, в Центральной Азии в этой ее части по обе стороны российско-монгольской границы проживают родственные друг другу народы, наиболее крупные из них представляют собой титульные этносы автономий — буряты, тувинцы, алтайцы и др.
Применительно к российской системе образования в приграничных районах, областях и республиках, непосредственно подвергающихся демографическому, цивилизационно-культурному и идеологическому давлению со стороны, «нетрадиционная» безопасность должна включать в себя
целый ряд мероприятий, направленных на выработку своеобразного «адаптогена», к какой бы то не было культурной экспансии. При этом необходимо учитывать и огромный опыт трансграничных народов против этой экспансии, уже в течение многих веков борющихся с ней и выработавших в своих этнокультурных традициях такого рода «адаптоген». Используя этот опыт в комплиментарном значении по отношению к российско-евразийской цивилизации, более близкой и даже в некотором смысле родственной этим этносам, следует разрабатывать и внедрить в систему образования российского Трансграни-чья комплекс общеобразовательных и специальных программ, направленных на усиление цивилизационно-культурного компонента национально-государственной безопасности России. Такой подход позволить интенсифицировать в школах и вузах подготовку человека как личности, как субъекта деятельности и гражданина, не только законопослушного, патриотичного и толерантного по отношению к другим этносам, но и хорошо подготовленного морально, психологически и физически к разного рода экстремальным ситуациям, неизбежно возникающим в условиях постоянно растущих контактов с представителями других этносов.
Такого рода образовательные, воспитательные и тренинговые программы должны также учитывать общую экстремальность Байкальского трансграничья на южном и юго-восточном направлении в климатическом, физико-географическом смысле, что придает особую актуальность разработке и внедрению в практику специальных методик, призванных вырабатывать такие морально-психологические качества, как устойчивость к средовым воздействиям сложного и экстремального характера в условиях внештатных ситуаций, вызванных техногенными и (или) природно-климатическими факторами. При этом можно использовать и традиционные методы и средства психологической подго-
товки человека к экстремальным условиям деятельности, давно уже выработанным как в «кочевых» цивилизациях аборигенных этносов Сибири и Центральной Азии (тибетская медицина, буддийская йога, боевые и спортивные искусства единоборства и т. д.), так и у народов Восточной и Юго-Восточной Азии (китайские у-шу, цигун и т. д.).
Следующей общей проблемой, которую решает и должен решать БОМУК, является социально-экономическое развитие Забайкалья и Дальнего Востока.
В настоящее время идет очень серьезная корректировка всех отраслевых, в том числе образовательных программ по развитию региона в соответствии с указам Президента Российской Федерации «О государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской области» от 27 января 2007 г. №873, «О мерах по социально-экономическому развитию Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» от
1 марта 2007 г. № 2604, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р «О перечне инвестиционных проектов при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации»5. В связи с этим подготовка высококвалифицированных кадров будет способствовать снижению оттока молодых специалистов. С учетом изложенных позиций можно говорить о дальнейшем развитие БОМУК через проектные решения. Примерами таких проектов, на наш взгляд, могут быть:
• создание в структуре БОМУК совместных новых ресурсных центров как моделей научно-инновационной, образовательной деятельности, сопровождающих социально-экономическое развитие Байкальского региона по проблемам научного, научно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения развития единой территориальной образовательной среды: реализации проектов НИИ вузов уч-
редителей (лингвистики и межкультурной коммуникации, развития образования, социальной экологии и т. д.), развитие сервисных служб (экспертные советы, рекламные, маркетинговые, юридические бюро), создание независимого территориального рейтингового агентства, совместное взращивание инкубатора бизнеса (студенческий и профессиональный), создание учебно-научнопроизводственных структур по развитию национально-художественного ремесла;
• строительство комплекса ассоциативной зоны международной образовательной деятельности для расширения экспортных возможностей российских образовательных программ и обеспечения конкурентной защиты от экспансии зарубежных образовательных программ на российский рынок. Построение развернутой системы инновационной деятельности по сотрудничеству с зарубежными партнерами в рамках отраслевых кластеров по научной, учебной, проектной деятельности за счет создания и диверсификации деятельности межрегионального центра повышения квалификации;
• совместное проектирование экспериментального научно-медицинского комплекса по разработке и широкому внедрению новых технологий, направленных на укрепление здоровья молодежи, профилактики и снятия наркотической зависимости, формирования условий для здорового образа жизни, а также оценке природноклиматических изменений в различных средах, происходящих под влиянием естественных и антропогенных факторов, влияющих на психическое и физическое здоровье населения;
• предоставление услуг информационно-поисковой системы, открытие сертификационного центра, патентно-инфор-мацинного отдела, лизингового и вычислительных центров, проведение ярмарки молодежных идей и т. д.;
• формирование в структуре комплекса совместно с другими вузами региона, сибирского округа системы эффективной многоуровневой подготовки кадров для
предприятий региона, определяющих уровень социально-экономического развития;
• придание комплексу экспериментального статуса единой образовательной среды для отработки механизма снижения отсева учащихся и студентов из системы профессионального образования с целью достижения существенной экономии бюджетных средств, усиления профессиональной ориентации обучающихся, снижения социальных проблем в среде молодежи.
Мы видим возможности в рамках БО-МУК специального направления деятельности научных исследований, организации общественной политической деятельности по приданию статуса «Национальное наследие» разным объектам, проектам и т. д. (например, выпуск «Энциклопедии Забайкалья» и др.) для обеспечения сохранности памятников архитектуры и искусства и развития инфраструктуры культурных ценностей, находящихся в байкальском регионе. Возможно также определить БОМУК как специальный координирующий орган по формированию образовательной сети в Байкальском регионе, эффективных механизмов создания привлекательного инвестиционного климата и обеспечения опережающей подготовки профессиональных кадров в регионе.
Позиционирование вузов-учредителей Байкальского открытого межрегионального университетского комплекса своих университетов в качестве научных центров в центрально-азиатском регионе по созданию и развитию научных школ по кочевой цивилизации, по подготовке высококвалифицированных профессиональных кадров для социально-экономического развития Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края позволяет рассматривать БОМУК как корпоративный университет, выполняющий национальные государственные задачи.
В связи с этим можно говорить о создании Байкальского корпоративного университета без образования юридического лица, что будет являться на сегодняшний день следующим этапом развития БОМУК.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Неклесса А. И. Трансграничье, его ландшафты и обитатели [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.inesnet.ru/institute/structure/geo/text02.htm, 2003.
2 Сергеев Д. В. Край. Пограничье. Трансграничье. Лимитрофа // Трансграничье в изменяющемся мире. — Чита; Хулуньбуир: Изд-во ЗабГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 2005. — Ч. 1.
3 Указ «О государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской области» от 27 января 2007 г. № 87.
4 Указ «О мерах по социально-экономическому развитию Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» от 1 марта 2007 г. № 260.
5 Распоряжением Правительства Российской Федерации «О перечне инвестиционных проектов при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации» от 30 ноября 2006 г. № 1708-р.