ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧЬЯ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ
УДК 378.4 ББК 4484(2)71
И.А. Мосичева, В.П. Шестак г. Москва И.И. Катанаев
г. Чита
Перспективы развития российских университетов
Современный этап развития общества поставил перед российской системой университетского образования целый ряд принципиально новых проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования, увеличения академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышения уровня университетской корпоративности и усиления связей между разными уровнями образования.
I.A. Mosicheva, V.P.Shestak Moscow I.I. Katanayev
Chita
Perspective of the development of russian universities
Present day level of social development in Russia has brought forward a great number of totally new problems for university education. These include the necessity to raise the quality and accessibility of education, greater academic mobility, integration in the world scientific and educational space, creation of economically optimal education systems as well as enhancing the university corporate spirit and better cooperation between different education levels.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 гг.) (далее — Программа) для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики предусмотрено создание институтов, способствующих этому развитию, развитие человеческого капитала и повышение качества жизни.
Приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации в сфере образования, согласно этой программе, являются законодательное обеспечение модернизации российской системы образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда.
Основные усилия Правительства Российской Федерации по модернизации образования в среднесрочной перспективе будут направлены на реализацию приоритетного национального проекта в сфере образования (далее — ПНПО), который содержит планы модернизации всех компонентов образовательной отрасли, начиная от дошкольного и заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием.
Согласно ПНПО, наряду с другими мероприятиями, создаются три новые для российского образовательного пространства группы вузов:
1. Национальные (федеральные) университеты.
2. Бизнес-школы.
3. Инновационные вузы — вузы, получающие государственную поддержку, как активно внедряющие инновационные образовательные программы.
Даже краткое знакомство с заявленными программами университетов всех трех групп позволяет констатировать: происходит формирование модели российской высшей школы будущего, которое не может и не должно остаться без внимания преподавательского корпуса.
Стратегической целью создания двух национальных (федеральных) университетов (далее — ФУ) является обеспечение конкурентоспособности на глобальных рынках образовательных услуг, через развитие инфраструктуры, интеграцию науки, образования и инновационной деятельности, включение ФУ в решение геополитических задач, стоящих перед страной и регионами.
В соответствии с планами предполагается:
1. Оптимизация региональных образовательных структур (объединены в составе Южного ФУ: Ростовский государственный университет, Ростовская государственная академия архитектуры и искусства, Ростовский государственный педагогический университет и Таганрогский государственный радиотехнический университет; в составе Сибирского ФУ: Красноярский государственный университет, Красноярская
государственная архитектурно-строительная академия. Красноярский государственный технический университет и Государственный университет цветных металлов и золота).
2. Отработка принципиально новой модели управления деятельностью вуза, подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты, определяющие социальные функции системы высшего профессионального образования; статус вузов и порядок управления, обеспечивающие их эффективное функционирование на национальном рынке образовательных услуг.
3. Реализация приоритетных направлений развития образования, укрепление связей образовательных учреждений высшего профессионального образования с экономикой и социальной сферой округов и обеспечение эффективной государственной поддержки высшим учебным заведениям Российской Федерации.
4. Разработка новых образовательных программ в соответствии с лицензированными направлениями подготовки и специальностями высшего профессионального образования: разработка и реализация программ повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподава-тельского состава и руководящих работников новых университетов.
5. Формирование и развитие научного потенциала новых университетов, реальная интеграция образовательной и научной деятельности.
6. Выделение средств из федерального бюджета на развитие материально-технической базы, инновационной и социальной сферы, формирование и реализацию современных образовательных программ; внедрение новых информационных технологий на уровне, соответствующем мировым стандартам: решение вопроса о возможности финансирования новых университетов из бюджетов разного уровня.
ФУ должны стать лидерами среди ведущих российских университетов, являющихся в настоящее время национальным достоянием страны в области образования, науки и культуры. ФУ должны выполнять важнейшую социальную миссию, которая включает:
— подготовку современных специалистов, бакалавров и магистров на базе реальной интеграции научного и образовательного процессов и использования всех методов современного высшего образования, включая дистанционное (on-line) обучение для сферы управления, экономики, образования, науки, культуры, тех технологических областей, которые входят в сферу национальных интересов;
— фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным научным направлениям, эффективное взаимодействие с Российской академией наук (далее — РАН) через включение в работу по программам Президиума и отделений РАН, организацию общих лабораторий и базовых кафедр РАН;
— разработку принципиально новых и более эффективных технологий на основе интеграции образования, науки и инновационной деятельности;
— доведение интеллектуальных продуктов до уровня технологий, образцов, устройств и иной продукции, удовлетворяющей существующие запросы и потребности;
— создание основ инновационной экономики;
— формирование единого интеллектуального, экономического и культурного пространства страны и региона, в котором расположен новый университет;
— осуществление активного международного сотрудничества по линиям двух- и многосторонних договоров с университетами Европы, Азии и Америки, реализации международных образовательных и научных программ, создания научно-образовательных центров, реализации программ обмена студентами, обучения иностранных студентов и др.
ФУ как крупные научные центры должны обладать:
— кадрами высшей квалификации во всем спектре естественных и гуманитарных наук, признанными научными школами, развитой научной инфраструктурой, хорошо обеспеченной материальной базой;
— кадровыми и материальными возможностями для реализации гибкой системы адаптации образовательных программ к быстро меняющимся запросам общества (промышленность, бизнес, социальная сфера);
— развитыми механизмами и инфраструктурой, обеспечивающими повышение квалификации и переподготовку научных и преподавательских кадров региона;
— собственной опытно-конструкторской и производственной базой, обеспечивающей выпуск малых серий высокотехнологичной продукции;
— библиотекой с крупными научными и образовательными фондами и центрами информационного (on-line) обеспечения, соответствующими современным требованиям, современной патентной службой;
— развитыми механизмами реализации инновационной деятельности (центры трансфера технологий, бизнес-инкубатор, инновацион-
ный пояс малых предприятий, центры коллективного пользования);
— современным высокопроизводительным компьютерным центром, программное обеспечение которого способно удовлетворять потребности всех отраслей естественных и общественных наук, а также образовательных программ.
На базе развивающихся научных исследований ППС ФУ обеспечит открытие новых направлений и специальностей подготовки в целях социально-экономического и научнотехнического развития региона: биоинформатика, биологическая и медицинская кибернетика, биомеханика, биоэтика, геотехнология и комплексное использование минерального сырья, кадастр и мониторинг земель, медицинская химия, мембраны и мембранные технологии, менеджмент минерально-сырьевого комплекса, правовая информатика, прикладная и математическая лингвистика, социология управления, структурная геоинформатика, физика полимеров, химия и физика поверхности, химия твердого тела, экологическая геология.
Основу для формирования спектра направлений научных исследований, реализуемых в Южном ФУ, составят широко известные в стране и за ее пределами научные, инженерные и педагогические школы в области физики и астрономии, математики и механики, химии, наук о земле, информационно-телекоммуникационных систем и технологий. В их числе: школа академика В.И. Минкина, профессоров В.П. Сахнен-ко, Ю.А. Федорова, И.А. Каляева и др.
Основу для формирования спектра направлений научных исследований в Сибирском ФУ составят широко известные в стране и за ее пределами научные, инженерные и педагогические школы. В их числе школы, которые возглавляют: академики РАН СВ. Колмаков, И.И. Гитель-зон, К.С. Александров; члены-корреспонденты РАН В.В. Кравцов и В.В. Шайдуров и др.
Установленный срок юридического оформления ФУ — 30 июня 2008 г. Подготовка и проведение первого приема студентов — 1 сентября 2008 г.
В области дополнительного образования предполагается:
— разработка образовательных программ, ориентированных на формирование в регионе единого социокультурного пространства, межнациональной и межконфессиональной толерантности;
— разработка перечня актуальных для Южного и Сибирского федеральных округов программ дополнительного и послевузовского образования;
— создание центра дистанционного образования, в том числе для привлечения абитуриентов из стран ближнего и дальнего зарубежья;
— отработка механизма участия университета в формировании и реализации региональной политики в сфере экономики, образования, науки и культуры;
— формирование и реализация программы комплексной целевой подготовки команд специалистов, в том числе из числа выпускников вуза, обеспечивающих реализацию приоритетных проектов субъектов Южного и Сибирского федеральных округов в социальной и экономической сферах;
— создание регионального центра управления качеством образования;
— создание региональных УМО по утвержденному перечню направлений подготовки;
— разработка комплексной программы подготовки и переподготовки кадров для субъектов Южного и Сибирского федеральных округов.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в России создаются две национальные бизнес-школы, задача которых уже через несколько лет соперничать с ведущими мировыми бизнес-школами.
Бизнес-школа «Сколково» — совместный проект 14 крупнейших инвесторов, российских и зарубежных компаний и частных лиц, объединивших усилия для создания инновационной школы нового поколения. Инициатива частного бизнеса поддержана на государственном уровне. Проект реализуется по принципу частногосударственного партнерства в рамках ПНПО. Строительство комплекса зданий общей площадью 60 тыс. м2 планируется завершить в рекордно короткие сроки.
В соответствии с концепцией школы, реализуемой как частно-государственное партнерство, расширяется состав ее попечителей и экспертов, среди которых как представители государства, так и признанные российские и зарубежные эксперты бизнес-образования.
В марте 2007 г. был зарегистрирован первый в России Фонд целевого капитала, средства которого в дальнейшем будут использоваться для финансирования исследовательских программ, стипендий и грантов для студентов бизнес-школы.
Школа расширяет партнерские отношения с мировыми бизнес-школами, чтобы вести совместную образовательную и исследовательскую деятельность, обмениваться студентами и преподавательским составом. За истекший год подписаны соглашения о сотрудничестве с Antai College of Economics and Management университета Shanghai Jiao Tong в Китае, с Fudacao
Dom Cabral (FDC) в Бразилии. Кроме того, идут переговоры со школами стран с развитой экономикой.
Школа уже заявила о себе на международной арене, организуя круглые столы и участвуя в дискуссиях на тему бизнес-образования в рамках Всемирного экономического форума в Давосе и Даляне (Китай) и на II Российско-Сингапурском Деловом форуме. Ректором Сколковской бизнес-школы является бывший проректор АНХ при Правительстве Российской Федерации и помощник Министра образования и науки Российской Федерации А.Е. Волков.
Бизнес-школа «Высшая школа менеджмента (ВШМ СПбГУ)» организована в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. № 576-р на базе факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и является его структурным подразделением. Реализация проекта создания и развития ВШМ СПбГУ осуществляется Рособразованием при согласовании с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В Попечительский совет ВШМ СПбГУ вошли: председатель — первый заместитель Председателя Правительства РФ СБ. Иванов; представители федеральных и региональных органов власти, руководители крупнейших российских и международных компаний и ведущих школ бизнеса мира (всего 36 человека). Основными целями Попечительского совета ВШМ являются: выработка стратегии ВШМ и механизма ее реализации; привлечение дополнительных ресурсов для развития ВШМ; содействие связи учебных программ с практикой управления ведущими компаниями. Деканом ВШМ СПбГУ является B.C. Катькало — декан факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.
В первом семестре 2007 — 08 учебного года на включенное обучение отобрано (принято) около 110 российских и иностранных студентов (преимущественно из вузов — лидеров европейского бизнес-образования).
Разработка стратегии развития ВШМ, перспективного финансового плана и плана маркетинга на 2006 — 2015 гг. осуществлялась с привлечением ведущих международных экспертов в области бизнес-образования, в том числе из школ бизнеса Стэнфордского и Калифорнийского (г. Беркли) университетов, а также из ряда консультационных фирм, имеющих опыт успешной разработки стратегий для университетов и школ бизнеса США и Европы.
Факультет менеджмента СПбГУ был принят в Сообщество европейских школ менеджмен-
та (Community of European Management Schools — CEMS) в качестве ассоциированного члена. Решение было принято Советом CEMS единогласно 1 декабря 2006 г. на основе итогов проведенного комиссией CEMS в период 20 — 22 сентября 2006 г. аудита англоязычной магистерской программы «Международный бизнес» (MIB, реализуемой в европейском модульнокредитном формате ECTS). Принято решение о приеме ВШМ в члены Европейского фонда развития менеджмента (EFMD), объединяющего ведущие школы бизнеса Европы и являющегося одним из основных аккредитационных органов в сфере бизнес-образования.
В ВШМ СПбГУ проводится активное повышение квалификации в области английского языка (в том числе, делового) преподавателей, учебно-вспомогательного и административного персонала. Созданы Центр делового английского языка и Центр русского делового языка.
Проведена серия интервью с зарубежными преподавателями и выпускниками программ PhD и МВА с целью привлечения к работе в ВШМ, в том числе с лицами, имеющими опыт работы в руководстве ведущих зарубежных школ бизнеса. Достигнуты договоренности о привлечении в 2007 г. к работе в течение семестра (учебного года) ряда преподавателей ведущих университетских школ бизнеса США и Европы.
Преподаватели ВШМ СПбГУ выступили с докладами на 42 международных конференциях и семинарах в 2006 г. (среди них XI Всемирный конгресс по управлению качеством, годичная конференция Европейской ассоциации исследователей маркетинга (ЕМАС), научная конференция Копенгагенской школы бизнеса, конгресс Международного института общественных финансов, Всемирный конгресс по управлению качеством, и другие).
В 2006 г. на базе ВШМ СПбГУ проведено 5 научных конференций, из них 4 международных; например конференция «Управление в России: время амбициозных целей», в которой приняли участие менеджеры ведущих российских компаний («АвтоВАЗ», «Норильский никель», «Русал» и др.). В июне 2006 г. (впервые в России) проведена Годичная конференция Европейской ассоциации исследователей этики бизнеса. В октябре 2006 г. прошла международная конференция по проблемам электронного правительства, в декабре 2006 г. проведена VIII ежегодная международная конференция «Реформирование общественного сектора: поиск путей повышения эффективности» и III международная конференция по истории российского предпринимательства.
Завершена работа по разработке концепций, учебных планов, регламентов обучения и учебных курсов новой, русскоязычной программы для руководителей (Executive MBA, ЕМВА), краткосрочных программ обучения руководителей (Executive Education), а также программы профессиональной переподготовки «Финансовый менеджмент» и для менеджеров в социальной сфере (здравоохранение, культура, образование), которые предполагается реализовывать с осени 2007 г. в формате Президентской программы подготовки кадров для предприятий и организаций народного хозяйства Российской Федерации.
Преподавателями ВШМ СПбГУ разработано 25 полноформатных и 50 мини-кейсов для преподавания на постбакалаврской программе, что позволит резко поднять качество подготовки слушателей. В настоящее время полноформатные кейсы проходят регистрацию в European Case Clearing House (ECCH). Кроме того, разработана и закуплена методика профессиональной диагностики руководителей, программы тренингов, деловые игры и иные методические разработки.
Проведены мероприятия по маркетингу и продвижению имеющихся передовых и вновь создаваемых образовательных программ. Выполнена задача по увеличению приема на программу MIB до 35 человек, 50% которых — из регионов и дальнего зарубежья.
Открыта принципиально новая для российского рынка программа МВА для руководителей на русском языке (Executive MBA, EMBA). Прием на программу составил 36 человек (из 60 человек, подавших документы о поступлении), более половины из которых являются генеральными директорами компаний, а оставшиеся 50% относятся к числу заместителей генерального директора, руководителей функциональных служб или филиалов.
В части формирования ресурсной базы библиотеки приобретено более 4,5 тыс. экземпляров научной и учебной литературы (преимущественно зарубежных издательств), оформлена подписка на 200 наименований российских и 65 зарубежных периодических изданий в области менеджмента. Закуплены права на подписку на 15 баз данных, открывающих доступ к любой самой современной литературе, необходимой для учебного процесса и научной работы. Приобретена и установлена система RFID и ряд других элементов электронной библиотеки.
В завершающей стадии находится создание эндаумент-фонда ВШМ СПбГУ и достигнуты первые соглашения о выделении в течение нескольких лет рядом российских компаний (на
настоящий момент — 110 млн р. на реализацию контентной части проекта ВШМ СПбГУ).
Разработана программа дополнительного образования ППС ВШМ СПбГУ на 2007 г. В январе — мае 2007 г. проведено обучение 50 человек. В частности, 15 преподавателей и аспирантов прошли программу в области управления технологическими инновациями в Хельсинкском институте развития технологий (УТТ), 25 преподавателей прошли программу развития компетенций в области подготовки учебных кейсов (ведущий программы — профессор Дэвид Уайли, Бэбсон-колледж, США). Несколько преподавателей принято в число слушателей летней программы развития преподавателей бизнес-дисциплин в Гарвардской школе бизнеса.
В апреле 2007 г. в ВШМ СПбГУ стартовала программа гостевых лекций зарубежных преподавателей-«звезд», в которой в 2007 г. примут участие такие мировые знаменитости, как А. Адизеса, X. Такеучи, Д. Аакер и Г. Чез-боро. Принципы обеспечения международной значимости (сравнимости) ВШМ СПбГУ состоят в следующем:
— приверженность высшим профессиональным и этическим стандартам в отборе и обучении студентов, отборе и развитии преподавателей и сотрудников, а также во взаимодействии с заинтересованными в развитии ВШМ СПбГУ общественными группами;
— установление приоритетов научных исследований — понимание ВШМ не только как центра подготовки менеджеров мирового уровня, но и как центра создания новых знаний в области менеджмента;
— позиционирование ВШМ СПбГУ как коммуникативной площадки для конструктивного диалога бизнеса, государства и общества по вопросам их взаимодействия в решении национальных и глобальных проблем;
— использование лучшего мирового опыта в организации бизнес-процессов ВШМ СПбГУ, включая многоканальность ее финансирования;
— позиционирование на мировом рынке бизнес-образования как наиболее интернационализированной российской бизнес-школы и как мирового центра знаний в области эффективного ведения бизнеса в институциональной среде России и стран СНГ;
— комбинация образовательных и исследовательских компетенций ВШМ в трех разделах менеджмента — организационные стратегии, маркетинг и финансовый анализ, и в трех сферах бизнеса — высокие технологии, сетевая розничная торговля и развитие недвижимости;
— особая среда профессионального и личностного развития студентов ВШМ СПбГУ бла-
годаря присущему СПбГУ синтезу фундаментальности и инноваций в высшем образовании, а также историко-культурной уникальности восстановленного дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача» — одного из красивейших уголков мира.
Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства.
Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний — за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства.
Предполагается, что система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню, достигнутому в европейских и американских университетах.
В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов: разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики; проведение исследований фундаментального и прикладного характера; использование современных образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.
Намерение поднять уровень вузовской науки, обеспечив ее связь с экономикой за счет развития инновационной инфраструктуры вуза, предусматривает включение в инновационный образовательный проект следующих моментов:
— разработка порядка получения вузами средств, аккумулированных в результате участия государства в региональных и отраслевых венчурных фондах;
— развитие центров трансфера технологий, создаваемых на базе государственных научных центров Российской Федерации, высших учебных заведений, институтов Рос-
сийской академии наук и отраслевых институтов;
— реализация многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, науки и промышленности;
— создание системы внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти для поддержки научно-технической и инновационной деятельности.
Элементы инновационной структуры могут создаваться и как специальные подразделения вуза, и в форме самостоятельного юридического лица.
В целях оказания поддержки учреждениям высшего профессионального образования Правительство Российской Федерации приняло решение об осуществлении на конкурсной основе государственной поддержки вузов, реализующих комплекс мероприятий по созданию и внедрению новых качественно усовершенствованных технологий, методов и форм обучения (далее — инновационные образовательные программы), путем предоставления субсидий с учетом обязательств субъектов Российской Федерации по софинансированию.
Субсидии выделяются для приобретения лабораторного оборудования, разработки и приобретения программного и методического обеспечения, модернизации материальнотехнической учебной базы, повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогического и другого персонала вуза.
Министерство определило процедуру проведения и критерии конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, включающие:
— комплексность объединенных генеральной целью, взаимоувязанных по срокам, ресурсам и соисполнителям мероприятий по созданию и введению в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ;
— применение новых, в том числе информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;
— высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством;
— интеграцию образования, науки и инновационной деятельности;
— формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда.
Качество и результативность представленной инновационной образовательной программы высшего учебного заведения оценивалось в обоих раундах конкурса по следующим характеристикам:
— ожидаемое качественное изменение образования в вузе в заявленной сфере(ах);
— ожидаемое качественное изменение научных разработок и внедрения их результатов в заявленной сфере(ах);
— соответствие привлекаемых ресурсов, в том числе из собственных внебюджетных средств, масштабу заявленной инновационной образовательной программы;
— соответствие схемы управления инновационной образовательной программой заявленным в ней задачам;
— обоснованность устойчивости предполагаемых результатов и их влияние на изменение образовательной среды в вузе и в системе высшего профессионального образования России;
— эффективность организационной и финансовой поддержки инновационной программы внешними партнерами вуза (организациями, в том числе научными, профессиональными и иными союзами);
— ожидаемые эффекты в экономической, социальной и научной сферах.
При этом учитывалось существующее состояние инновационного потенциала высшего учебного заведения, которое оценивалось по следующим характеристикам:
— эффективность научной и инновационной деятельности;
— эффективность подготовки кадров для инновационной образовательной деятельности и экономики;
— интеллектуальный потенциал высшего учебного заведения;
— поддержка инновационной деятельности материальной и информационной базой.
Из 200 вузов, подавших заявки в конкурсе 2006 г., победителями стали 17 вузов, представивших наиболее полные и перспективные программы инновационного развития. В 2006 — 2007 гг. вузы-победители получают государственную поддержку объемом от 400 млн до 1млрд р. (всего в 2006 г. — 5 млрд р. и столько же в 2007). Из 251 вузов, подавших заявки в конкурсе 2007 г., победителями стали 40 вузов. Фонд конкурса инновационных образовательных программ, разра-
ботанных вузами на 2007 — 2008 гг. (второй раунд конкурса), составил 20 млрд р.
Участие вузов в конкурсе (участвовал 451 вуз, а победили 57) привело к поднятию уровня самоидентификации вузов, оценке собственного кадрового потенциала, активизации вузовского сообщества — вузы обратили внимание на стратегические планы развития российского общества; может быть, впервые вузы применили современный проектный подход и стратегическое планирование; по России произошло выявление лидеров высшей школы.
По направленности инновационные образовательные программы могут быть разделены на три группы:
1. Регионально-направленные, в том числе:
— укрепление конкурентоспособности экс-клавного региона России — ТРГУ;
— кадры для науки и высокотехнологичных производств Северо-Западного региона России - СПбГПУ;
— центр инновационного развития Северо-Востока России — ЯГУ;
— эффективность природопользования в условиях интенсивного освоения ресурсов Западной Сибири — ТюмГУ;
— центр формирования инновационного терминала России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) — ДвГТУ;
— научно-образовательные центры для базовых отраслей Уральского региона — УГТУ-УПИ;
— развитие приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики региона — ТамбГУ.
2. Направленные на отраслевые проблемы, в том числе:
— высокие технологии в области новых материалов, мехатроники, автоматизации, информационных технологий — НГТУ;
— ядерная наука и промышленность — МИФИ;
— информационные технологии проектирования, производства и эксплуатации сложных технических объектов — УГАТУ;
— информационные и оптические технологии — СПбГУИТМО;
— создание и использование информационных технологий в машиностроении — КазГТУ;
— создание безопасной и комфортной среды жизнедеятельности в области строительства — МГСУ;
— энерго- и ресурсосберегающие технологии — ЮУрГУ;
— биотехнология, аэробиология, общая и промышленная микробиология — ВятГУ;
— практическая психология — МГППУ;
— реализация государственной политики РФ через систему экспорта образовательных услуг — РУДН.
3. Совершенствование профессиональных компетенций ППС, в том числе:
— подготовка специалистов на базе университетского комплекса — СарГУ;
— формирование профессиональных компетенций на базе учебно-исследовательского комплекса — МЭИ;
— формирование профессиональных компетенций на базе многопрофильного технического университета — ПГТУ;
— образовательные программы на базе региональной технопарковой зоны — ВлГУ;
— элитные специалисты и целевая подготовка по приоритетным направлениям — ТПУ, СПбГЭТУ-ЛЭТИ;
— языковая компетентность для инновационного развития страны — МГЛУ;
— подготовка педагогических кадров для развития образовательной системы — МГПУ;
— подготовка кадров в области гуманитарных технологий в социальной сфере — РГПУ;
— образовательные программы и технологии на базе партнерства — НГУ, УрГУ;
— наукоемкие технологии, качество образования, здоровьесбережение — БелГУ;
— развитие системы дополнительного профессионального образования — СГАУ.
Перспективы развития российских университетов также связаны с реализацией приоритетных национальных проектов. Какие бы цели и задачи мы перед собой не ставили, преуспевающей будет только та страна, которая создает благоприятные условия для развития личности. Именно поэтому инициативы в социальной сфере, приоритетные национальные проекты становятся общенациональными. Чтобы добиться этого в ближайшие четыре года, мы должны сконцентрироваться на четырех главных направлениях. Как определил первый вице-премьер Дмитрий Медведев, это «четыре «и» — институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. Структурно-институцианальные преобразования в системе высшего профессионального образования характеризуются инновационной формой организации профессионального образования, способствующей реализации этих четырех направлений. Создание университетских комплексов, как новых институтов образования, расширяют инфраструктуру для получения высшего профессионального образования, способствует привлечению инвестиций, развитию инновационных образовательных программ. На Красноярском экономическом форуме в рамках анализа результатов реализации
приоритетных национальных проектов обсуждались механизмы перехода от формального равенства регионов к фактическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Поэтому авторы решили описать, как работают четыре «и» в Забайкальском государственном гуманитарнопедагогическом университете.
Отдельные виды человеческой деятельности различаются по степени производства или потребления информации. В этом плане миссия университетских комплексов состоит в накоплении, сохранении и приумножении науки как системы, производящей информацию и повышение качества образования как информационной системы, обеспечивающей в стратегическом плане воспроизводство науки. Зарождение, становление, развитие университетских комплексов является закономерно ожидаемым явлением. Генезис системы «наука — образование» показывает растущую интеллектуализацию производства и общества, становящегося единства науки и образования, когда при определяющей роли науки в развитии общества образование приобретает опережающий характер по сравнению с конкретными потребностями общества в уровне образованности людей. А это потребовало пересмотра в образовании не только содержания, технологий, но и институализации организационных форм.
Современная образовательная политика Российской Федерации, сформированная в Концепции модернизации российского образования, вступление России в Болонский процесс, реализация приоритетных направлений развития образования ставит задачу существенных изменений в высшем профессиональном образовании, которые в большей степени касаются организационных форм: переход на бакалавриат и магистратуру, изменение организационных форм оценивания — переход на кредитно-зачетную систему, создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня и т.д.
Создание территориального образовательного комплекса «Байкальский открытый межрегиональный университетский комплекс» учредители определили из необходимости системной интеграции в региональной системе образования и стратегического направления развития образования в Байкальском регионе:
— обеспечение процессов стабилизации системы образования. Например, сохранение непроизводственных фондов системы образования с учетом возможного перепрофилирования отдельных направлений образовательных учреждений, привлечения незадействован-ных ресурсов региона для совершенствования материально-технической базы и профильно-
технологической подготовки специалистов; переподготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров на базе университетского комплекса;
— ориентация системы образования на удовлетворение нужд Байкальского региона. Формирование в регионе целостной образовательной системы в виде многоуровневого образовательного пространства, минимизация межведомственных барьеров в решении вопросов наращивания материально-технической базы и повышение уровня информатизации образования, координация и оптимизация взаимодействия образовательных учреждений различного уровня в целях мониторинга образовательных потребностей; усиление позитивного влияния университетского комплекса на социокультурную ситуацию; формирование инкубатора бизнеса на разработку новых форм управления и организации проведения научных исследований, сопровождающих социальноэкономическое развитие региона;
— оценка состояния научного, образовательного потенциала системы образования в регионе; сравнительное сопоставление развития образования в России и в странах, соседствующих с Байкальским регионом.
Территориальный комплекс (БОМУК) предполагает сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях развития регионального сообщества, создать систему подготовки специалистов, отвечающих современному уровню мировой экономики и культуры, предоставляет широкие возможности для реализации федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов.
Созданное единое многоуровневое образовательное пространство региона обеспечивает сетевое взаимодействие образовательных учреждений различного уровня как, входящих в состав комплекса, так и новых учреждений. За эти годы подписаны соглашения с новыми партнерами. Сетевое взаимодействие как система связи, позволяет разработать, апробировать и внедрить в систему образования региона инновационные модели содержания образования, экономики образования, управления системой образования и образовательной политики. При этом такая система связи в настоящее время представляется исключительно модельной, так как образовательное учреждение, входящее в комплекс, одновременно является частью ведомственной вертикали; поэтому работа возможна лишь при наличии особого статуса территориального образовательного комплекса как открытой саморазвивающейся системы, функциони-
рование которой построено на принципах синергетики.
Создание образовательно-инновационной и информационной инфраструктур требует учета интересов, особенностей и специфики региона. Наибольшую значимость имеет отработка новых моделей взаимодействия образовательных учреждений разного уровня, разных форм собственности, новых организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий их деятельности, использование общих ресурсов, новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия образовательных институтов. Следствием создания таких моделей является их доминирующая роль в развитии системы образования в целом, в том числе и в формировании образовательной политики в Байкальском регионе.
Для России переход к информационному обществу приобретает особый смысл. Следует согласиться с известным экономистом Р.И. Цвылевым в том, что «информационный тип социальной цивилизации общества вкупе с новым типом экономики может стать исходным пунктом для формирования в ходе естественного исторического развития посттоталитарной модели общественного существования в России. Эта модель, очевидно, в максимально возможной степени вберет в себя все положительные элементы современных обществ Запада и Востока, пропущенные через очистительный фильтр российской культуры, господствующих в России ценностных установок и традиций».
В Новой Росси жизненно важной геостратегической задачей ближнего времени является восстановление утраченных позиций в Центрально-Азиатском регионе, где зародилась, сформировалось и в течение многих столетий развивалась так называемая «кочевая» цивилизация — весьма своеобразный этносоциальный и общественно-экономический феномен, культурно-исторические традиции которого, в значительной степени сохранились в азиатской части Российской Федерации только в субрегионе Байкала и Забайкалья.
Результаты археологических, историкорелигиоведческих культурологических и других исследований последних лет показывают, что многие явления духовной и материальной культуры кочевой цивилизации Центра Азии, да и всей Евразии имеют саяно-забайкальское происхождение.
Евразийское местоположение России между двумя континентами, играющими ключевую роль в диалоге культур Востока и Запада, обязывает ко многому, в том числе к особой стратегии
в области образования, которая в идеале должна всемерно учитывать не только особенности этнокультурной и этнополитической ситуации внутри страны, но и ее геополитическое окружение.
Все это обуславливает необходимость более широкого и активного использования этнокультурных традиций, в частности методов и приемов психофизической подготовки к экстремальным природно-климатическим, социально-экологическим, этнополитическим условиям российско-китайского, российско-монгольского приграничья.
При этом особое внимание должно уделяться разработке сугубо практических методик психотренинга и биоэнергетической саморегуляции с целью повышения эффективности подготовки человека к сложным и экстремальным условиям деятельности, а также традициям цивилизационной геополитической «кочевой» цивилизации Центра Азии, которые позволяли аборигенным этносам эффективно противодействовать культурной экспансии стран Восточной Азии (Китая, Кореи, Японии).
Обостряя проблему цивилизационной и этно-культурнойидентичности,помимоиндивидуально-психологических конфликтов и психотравм, а также общей социально-психологической фрустрации, такое состояние неизбежно обостряет и проблему межнациональных отношений в реальном Российском Приграничье (т.е. в пограничных регионах в физико-географическом и административно-политическом смысле), а это, в свою очередь, обостряет проблемы национальной безопасности России в глобальном геополитическом масштабе.
При этом необходимо в первую очередь иметь в виду не только (и не столько) военностратегические аспекты национально-государственной безопасности, но и те ее аспекты, которые известный китайский политолог, крупный специалист в области российско-китайских отношений, директор Института России Хэйлунцзянского университета (г. Харбин) Ли Чу-аньсюн весьма удачно и точно определил как «нетрадиционную безопасность».
В самом широком смысле Ли Чуаньсюн характеризует понятие «нетрадиционная безопасность» как те аспекты национальной безопасности, которые не включают в себя чисто военные проблемы взаимоотношений между государствами.
Это проблемы экологии наркобизнеса, контрабанды, рэкета, нелегальной иммиграции и иных видов криминальной деятельности, проявляющиеся в обществе сравнительно недавно и связанные с бурным развитием
торгово-экономических отношений между приграничными государствами.
Разработка проблем цивилизационнокультурологического и образовательного
компонентов национальной безопасности России требует особого внимания в южной, юговосточной части Приграничья, большая часть которого составляет огромная по протяженности граница с Китаем и Монголией. Кроме того, в Центральной Азии в этой части Приграничья по обе стороны российско-монгольской границы проживают родственные друг другу народы, наиболее крупные из них представляют собой титульные этносы автономий — буряты, тувинцы, алтайцы и др.
Именно эти этносы в свое время оказали значительную помощь России в сдерживании монгольско-китайской агрессии в севернозападном направлении. Многие из них бежали от этой экспансии в российские пределы, спасаясь от насильственной ассимиляции или от полного физического уничтожения.
Применительно к российской системе образования в приграничных районах, областях и республиках, непосредственно подвергающихся демографическому, цивилизационнокультурному и идеологическому напору со стороны, «нетрадиционная» безопасность должна включать в себя целый ряд мероприятий, направленных на выработку своеобразного «адаптоге-на», к какой бы то ни было культурной экспансии. При этом необходимо учитывать и огромный опыт приграничных народов против этой экспансии, уже в течение многих веков борющихся с ней и выработавших в своих этнокультурных традициях такого рода «адаптоген». Используя этот опыт в комплиментарном значении по отношению к российско-евразийской цивилизации, более близкой и даже в некотором смысле родственной этим этносам, следует разрабатывать и внедрить в систему образования российского Приграничья комплекс общеобразовательных и специальных программ, направленных на усиление цивилизационно-культурного компонента национально-государственной безопасности России, чтобы уже в школах и вузах готовить человека как личность, субъект деятельности и гражданина, не только законопослушную, патриотичную и толерантную (терпимую) по отношению к другим этносам, но и личность, хорошо подготовленную морально, психологически и физически к разного рода экстремальным ситуациям, неизбежно возникающим в условиях постоянных и развивающихся контактов с представителями других этносов.
Такого рода образовательные, воспитательные и тренинговые программы должны также
учитывать общую экстремальность Российского Приграничья на южном и юго-восточном направлении в климатическом, физикогеографическом смысле, что придает особую актуальность разработке и внедрению в практику специальных тренинговых систем, призванных вырабатывать такие морально-психологические качества, как устойчивость к средовым воздействиям сложного и экстремального характера в условиях внештатных ситуаций, вызванных техногенными и (или) природно-климатическими факторами. При этом можно использовать и традиционные методы и средства психологической подготовки человека к экстремальным условиям деятельности, давно уже выработанным как в «кочевых» цивилизациях аборигенных этносов Сибири и Центральной Азии (тибетская медицина, буддийская йога, боевые и спортивные искусства единоборства и т.д.), так и у народов Восточной и Юго-Восточной Азии (китайские ушу, цигун и т.д.).
Следующая общая проблема, которую решают и должны решать в БОМУКе — это социально-экономическое развитие Забайкалья и Дальнего Востока. В настоящее время идет очень серьезная корректировка всех отраслевых, в т.ч. образовательных программ по развитию региона в соответствии с указами Президента Российской Федерации «О государственной комиссии по вопросам социальноэкономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской области» от 27 января 2007 г. № 87; «О мерах по социально-экономическому развитию Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» от 1 марта 2007 г. № 260; Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р «О перечне инвестиционных проектов при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации». В связи с этим подготовка высококвалифицированных кадров будет способствовать снижению оттока молодых специалистов. С учетом изложенных позиций можно говорить о дальнейшем развитие БОМУК через проектные решения. Примерами таких проектов, на наш взгляд, могут быть:
— создание в структуре БОМУК совместных новых ресурсных центров как моделей научно-инновационной,образовательнойдеятельности, сопровождающих социально-экономическое развитие Байкальского региона по проблемам научного, научно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения развития единой территориальной образовательной среды: реализации проектов НИИ вузов учредителей (лингвистики и межкультурной ком-
муникации, развития образования, социальной экологии и т.д.); развитие сервисных служб (экспертные советы, рекламные, маркетинговые, юридические бюро); создание независимого территориального рейтингового агентства; совместное взращивание инкубатора бизнеса (студенческий и профессиональный); создание учебно-научно-производственных структур по развитию национально-художественного ремесла;
— строительство комплекса ассоциативной зоны международной образовательной деятельности для расширения экспортных возможностей российских образовательных программ и обеспечения конкурентной защиты от экспансии зарубежных образовательных программ на российский рынок. Построение развернутой системы инновационной деятельности по сотрудничеству с зарубежными партнерами в рамках отраслевых кластеров по научной, учебной, проектной деятельности за счет создания и диверсификации деятельности межрегионального центра повышения квалификации;
— совместное проектирование экспериментального научно-медицинского комплекса по разработке и широкому внедрению новых технологий, направленных на укрепление здоровья молодежи, профилактики и снятия наркотической зависимости, формирования условий для здорового образа жизни, а также оценке природноклиматических изменений в различных средах, происходящих под влиянием естественных и антропогенных факторов, влияющих на психическое и физическое здоровье населения;
— предоставление услуг информационнопоисковой системы, открытие сертификационного центра, патентно-информацинного отдела, лизингового и вычислительных центров, проведение ярмарки молодежных идей и т.д.;
— формирование в структуре комплекса, совместно с другими вузами региона, Сибирского округа системы эффективной многоуровневой подготовки кадров для предприятий региона, определяющих уровень социально-экономического развития;
— придание комплексу экспериментального статуса единой образовательной среды для отработки механизма снижения отсева учащихся и студентов из системы профессионального образования с целью достижения существенной экономии бюджетных средств; усиления профессиональной ориентации обучающихся; снижения социальных проблем в среде молодежи. Мы видим возможности в рамках БОМУК специального направления деятельности научных исследований, организации общественной политической деятельности по приданию статуса
«Национальное наследие» разным объектам, проектам и т.д. (например, выпуск «Энциклопедии Забайкалья» и др.) для обеспечения сохранности памятников архитектуры и искусства и развития инфраструктуры культурных ценностей, находящихся в Байкальском регионе. Думается возможным также и определение в рамках БОМУК специальной функции координирующего органа по формированию образовательной сети в Байкальском регионе, эффективных механизмов создания привлекательного инвестиционного климата и обеспечения опережающей подготовки профессиональных кадров в регионе.
Позиционирование вузов-учредителей Байкальского открытого межрегионального уни-
верситетского комплекса своих университетов в качестве научных центров в ЦентральноАзиатском регионе по созданию и развитию научных школ по «кочевой» цивилизации, по подготовке высококвалифицированных профессиональных кадров для социальноэкономического развития Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края позволяет рассматривать БОМУК как корпоративный университет, выполняющий национальные государственные задачи.
В связи с этим можно говорить о создании Байкальского корпоративного университета без образования юридического лица, что будет являться на сегодняшний день следующим этапом нашего БОМУКА.