УДК 009
DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-7-139-144
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
INNOVATIVE POTENTIAL OF YOUNG PEOPLE AS A FACTOR
OF ECONOMIC GROWTH
Л. В. Шапиева, Забайкальский государственный университет, г. Чита
anna color@mail.ru
A. Shapieva, Transbaikal State University, Chita
Отмечено, что концепция социально-экономического развития РФ на ближайшие годы предполагает переход общества на инновационный тип развития, формирование инновационно-емкого человеческого капитала. Особым носителем человеческого капитала, от которого зависят его качественные и количественные характеристики, выступает молодежь. Молодежь представлена как социально-демографическая группа, вырабатывающая социальные ориентиры, на которые в ближайшей перспективе будет опираться социум. Указано, что современные исследователи наделяют молодое поколение такими важными для сферы инновации качествами, как динамичность (активность), предприимчивость, инициативность, подчеркивая первостепенную необходимость развития и «внедрения» инновационного потенциала молодого поколения на благо развития государства.
Показано, что в проблематике отдельных социальных общностей, в том числе молодежи, стало важным обращение к социальной субъектности. Согласно обозначенной траектории развития российского государства, важное направление исследований должно быть посвящено проблемам осмысления роли инновационного потенциала молодежи как фактора экономического роста. Определены перспективы исследования инновационного потенциала молодежи как фактора экономического развития, которые открываются с применением междисциплинарного — тезаурусного подхода.
Анализируя накопленный опыт в определении научной категории «тезаурус», в рамках исследования автор полагает, что тезаурусный подход содержит значительный теоретический смысловой потенциал, под углом зрения которого рассматриваются условия мотивирования молодежи к инновационной деятельности, механизмы и факторы развития такой деятельности, показатели оценки результативности инновационной деятельности молодежи как фактора экономического роста и источника социально-экономических изменений, на основании которых выстраиваются новые модели поведения молодежи в науке, создаются устойчивые отношения и структуры, направленные на совершенствование социально-экономической ситуации на конкретной территории.
Предложенный в работе подход может способствовать расширению теоретических представлений о источниках экономических трансформаций, развитии и управлении инновационном потенциалом молодежи, роли и значении молодежи как субъекта социокультурных и экономических изменений
Ключевые слова: тезаурус; тезаурусный подход; инновации; инновационный потенциал; инновационная деятельность молодежи; молодежь; модернизация; экономический рост; управление; стратегия развития; человеческий капитал
139
© А. В. Шапиева, 2018
It is noted that the concept of socio-economic development of the Russian Federation for the coming years implies the transition of society to an innovative type of development and formation of innovative human capital. Young people are a special bearer of human capital, on which its qualitative and quantitative characteristics depend. Young people are represented as a socio-demographic group that develops social guidelines, which will be based on society in the short term. It is pointed out that modern researchers empower the younger generation with such important qualities for the sphere of innovation as dynamism (activity), enterprise, initiative, emphasizing the paramount necessity of developing and "introducing" the innovative potential of the younger generation for the benefit of the state development
It is shown that in the problems of individual social communities, including youth, it became important to address social subjectness. According to the indicated trajectory of the development of the Russian state, an important line of research should be devoted to the problems of understanding the role of the innovative potential of youth as a factor of economic growth. Prospects for the study of the innovative potential of youth as a factor of economic development, which are opened with the application of interdisciplinary — thesaurus approach, are determined.
Analyzing the accumulated experience in the definition of the scientific category "thesaurus", the author believes that the thesaurus approach contains a significant theoretical semantic potential, from the perspective of which the conditions for motivating young people to innovate, the mechanisms and factors for the development of such activity, youth as a factor of economic growth and a source of socio-economic changes, on the basis of which new e model behavior of young people in science, to create sustainable relationships and structures aimed at improving the socio-economic situation in a particular area.
The approach proposed in the work can promote the expansion of theoretical ideas about the sources of economic transformations, development and management of the innovative potential of youth, role and significance of youth as a subject of socio-cultural and economic changes
Key words: thesaurus; thesaurus approach; innovation; innovation potential; youth innovation; youth; modernization; economic growth; management; development strategy; human capital
ведение. Актуальность поставленного вопроса определяется местом и ролью инновации в развитии государства. На современном этапе развития общества инновационная деятельность является актуальным социально-экономическим стандартом, способным повысить качество и уровень жизни населения, стать условием изменения не только экономической сферы, но и социокультурных условий жизни общества.
В условиях глобального, конкурентного и противоречивого общества особое звучание приобретает вопрос развития науки и технологий, которые определяют вектор социально-экономического и культурного развития государства, играя важную роль в обеспечении устойчивого развития цивилизации, в оценке рисков и возможных опасностей для человечества.
Президент РФ В. В. Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивает: «... сегодня перед Россией и перед всем миром стоят масштабные вызовы технологического развития, обеспечения экологической, биологической, продовольственной
безопасности. Характер и сложность этих задач таковы, что решать их можно только с помощью сильной науки и современных технологий...».
Развитие науки, технологий, выстраивание инновационной стратегии не может не затрагивать стратегический ресурс государства — молодежь. И. М. Ильинский оценивает молодежь как «жизненную силу общества, сгусток энергии нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических подходов, максимально работоспособен» [3].
Объединяя приоритетное направление в развитии государства и его главный стратегический ресурс, получаем, что сегодня особое (актуальное) звучание приобретает вопрос исследования инновационного потенциала молодого поколения.
Методология и методика исследования. По нашему мнению, тезаурусный подход является логическим ответом на современные тенденции в гуманитарном знании. Новые глобальные вызовы в социаль-
но-экономической среде породили новые формы деятельности человека, которые можно характеризовать как инновационную деятельность, где молодежь становится базовым ядром преобразований. Ценность тезаурусного подхода для изучения инновационного потенциала молодежи заключается в оценке моделей поведения молодежи в науке, способности трансформировать полученные молодым поколением знания, накопленный опыт в качественные изменения экономики, а также в возможности управлять этим тезаурусом.
Представители тезаурусного подхода считают, что «...изменения тезаурусов связаны с объективными социокультурными процессами и субъективным их осмыслением» [3], ввиду этого мы ставим перед собой задачу в процессе реализации комплексного исследования доказать, что положительные изменения структуры тезауруса инновационного потенциала молодежи (как наиболее восприимчивой и гибкой части населения) зависят от изменений социокультурной и экономической среды региона, выступающих значимым фактором и ресурсом роста, и напротив, внешние условия (окружающей среды) оказывают влияние на формирование новых компонентов тезауруса — инновационного потенциала молодежи. При этом подвижность тезауруса инновационного потенциала молодежи позволяет вносить корректировки в его структуру, а значит — управлять им. Но данная гипотеза требует проведения комплексного исследования, анализа статистических и нормативных документов, апробации. В данной статье мы лишь обозначаем данный вопрос и пытаемся разобраться в жизнеспособности предположения. В связи с этим особую актуальность приобретает анализ степени разработанности темы, ее теоретическая и эмпирическая база.
Результаты исследования и область их применения. Анализируя исследования инновационной деятельности (как элемента тезауруса инновационного потенциала молодежи), обратимся к работам, выполненным в рамках научной школы Московского гуманитарного университета (с
1990-х гг.). В рамках школы направление тезаурусного анализа разных социальных и культурных объектов социальной действительности получило широкое распространение. Концептуальные идеи применения те-заурусного подхода в исследовании проблем молодежи предложены основателями школы Вал. А. Луковым и Вл. А. Луковым, которые рассматривают молодежь с позиции ресурсного и тезаурусного подхода, доказывая, что молодое поколение — это серьезный потенциал социального развития [6]. Инновационный потенциал раскрыт учеными с позиции изучения условий, складывающихся в обществе для мотивирования молодежи к работе с новациями и реализации результатов ее инновационной деятельности.
Исследуя обозначенную тему, следует отметить гуманистическую концепцию молодежи И. М. Ильинского, развивающего идеи научной школы Московского гуманитарного университета. Концепция сводится к сути молодежной политики, которая определяется им как способ регулирования межпоколенческих отношений, управления процессом преемственности поколений. Центральным звеном концепции становится идея субъектности молодежи. Мир решительно меняется, и процессы, происходящие в обществе в эти периоды, не могут быть в полной мере осмыслены и тем более взяты под контроль старшим поколением. Согласно концепции, И. М. Ильинский предлагает в новых социально-экономических и социокультурных условиях воспринимать молодое поколение как субъект этих преобразований и субъект управления такими процессами, субъект, способный отвечать современным вызовам [2]. В работах «Образовательная революция» (2002); «Образование. Молодежь. Человек» (2009) и ряде других И. М. Ильинский анализирует проблемы высшего образования с позиции тезаурус-ного подхода. Разработанная им формула «знание — понимание — умение» (или «триада Ильинского) раскрывает проблему понимания и применения полученного знания. Ученый аргументирует положение,
что в моменты кризиса необходимо обеспечивать эффективную ориентацию молодого поколения в социальной среде и создавать условия для свободного развития личности
[3; 4].
Идеи, обозначенные в рамках указанной научной школы, продолжены и дополнены В. А. Лапшиным. В исследованиях ученый указывает, что базовыми компонентами человеческого потенциала молодежи, как источника изменений, являются «инновационно-деятельностный, интеллектуальный и культурно-ценностный потенциалы» [14]. Мы солидарны с мнением ученого, что инновационный потенциал молодежи — это основной ресурс, принципиально необходимый современному российскому обществу для прорывного развития. Однако В. А. Лапшин отмечает, что его широкое распространение в настоящее время затруднено. С таким выводом следует согласиться, учитывая объективные и субъективные причины.
С. В. Полутин связывает развитие инновационной деятельности молодежи с реализацией общественных потребностей в инновациях, т. е. не молодежь больше тянется к созданию инновации, а общество испытывает потребность в инновациях, и молодежь должна удовлетворять эту потребность [8].
А. Б. Докторович рассматривает инно-вационность молодежи как одну из основ для значимых социальных изменений [ 1].
/По о
С такой позицией сложно не согласиться, однако Вал. А. Луков подчеркивает, что на понятийном уровне следует различать новационные свойства и инновационный потенциал [9]. Новации — это непременный атрибут молодежи, которая априори создает новое, по сути это и является основой естественно-исторического процесса преемственности и социокультурной эволюции. А инновации — это нечто новое — внедренное в практику, производство.
Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ в исследованиях молодежных проблем обращается к новым формам социальности российской молодежи, развивая солидарный подход. В рамках подхода
исследователи выявили характер внутри- и межгрупповых коммуникаций, которые рассматриваются в качестве наиболее значимых для образования идентичности и определения демаркационных линий, стилей поведения, отграничивающих своих от чужих (врагов). Е. Л. Омельченко исследовала новые формы молодежной активности и формирование новых гражданских компетенций у молодежи как основу для формирования инновационного потенциала молодежи [7].
Отметим, что в современной отечественной научной литературе темы инновации, инновационного потенциала (в том числе молодежи), государственного регулирования и поддержки научно-инновационной деятельности достаточно популярны, что подтверждает своевременность и актуальность предмета исследования.
Считаем, что для анализа исследований по заявленной теме следует обратиться к анализу работ ученых, рассматривающих различные аспекты развития теории инноваций. Основы теории заложены Н. Д. Кондратьевым. В исследовании данного феномена ученый охватывает технологию, экономику, социально-политическую и другие сферы жизнедеятельности общества как сферы влияния инноваций
[5].
Основоположником теории инноваций принято считать экономиста И. А. Шумпе-тера, который заложил ее основы в 1911 г. в работе «Теория экономического развития» [11]. Именно он ввел в экономическую науку понятие «инновации», а базой инновационной деятельности считал склонность предпринимателя-новатора к риску. В работе «Экономические циклы» (1939) И. А. Шумпетер обосновал взаимосвязь инновационных процессов и циклического развития рыночной экономики. В этом поле исследования следует обратиться к трудам Ю. А. Зубок и В. И. Чупрова.
Ю. А. Зубок предложила «рискологи-ческую концепцию молодежи», согласно которой риск — это одно из существенных свойств молодого поколения. Риск социально обусловлен. Он возникает под влия-
нием нового этапа модернизации в процессе передачи социального опыта между поколениями. Тем самым молодежь, обладая свойством риска, в условиях перемен способна к созданию нового, инновационного [10].
С. С. Кузнец, основываясь на теории И. А. Шумпетера, рассматривал взаимосвязь инноваций с экономическим ростом. Инновации представляют собой источник ускорения темпов роста экономики, а также прогресс науки. Согласно исследованиям (1929—1957), более 50 % денежных потоков в США вызваны внедрением инноваций. С. С. Кузнец подчеркивал, что у нововведений есть как положительные, так и отрицательные социальные последствия: технологические нововведения являются толчком к развитию инновации в других сферах, а без них наука и инновационная волна развития экономики резко снижаются [13].
Особое значение для работы имеют положения синергетической теории, позволяющие исследовать особенности связей между компонентами тезауруса инновационного потенциала молодежи и процесс их изменений. Инновационный потенциал молодежи, по своей сути, относится к ряду социокультурных явлений, которые вырабатываются в ходе освоения новых знаний, в процессе их субъективной оценки и трансформации в новое собственное знание
Список литературы_
(научное творчество, результаты), которые, в свою очередь, выражаются в новых формах поведения молодого поколения в науке. Поэтому для раскрытия содержания системы инновационного потенциала молодежи автор предлагает применение такого социокультурного метода, как тезаурусный подход.
Заключение. Анализируя накопленный опыт в определении научной категории «тезаурус», в рамках исследования автор полагает, что тезаурусный подход содержит значительный теоретический смысловой потенциал, под углом зрения которого рассматриваются условия мотивирования молодежи к инновационной деятельности, механизмы и факторы развития такой деятельности, показатели оценки результативности инновационной деятельности молодежи как источника социокультурных и экономических изменений, на основании которых выстраиваются новые модели поведения молодежи в науке, создаются устойчивые отношения и структуры, способствующие экономическому росту.
Комплексное исследование инновационного потенциала молодого поколения с позиции тезаурусного подхода становится актуальным для формулирования стратегии развития, управления и выстраивания работы с молодым поколением, формирующим новую социально-экономическую реальность.
1. Докторович А. Б. Социологический анализ и методика оценки развития интеллектуального потенциала // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2012. № 1. С. 143—154.
2. Ильинский И. М. Прошлое в Настоящем: избранное. М.: Изд-во МосГУ, 2011. 840 с.
3. Ильинский И. М. Образовательная революция. М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии, 2002. 592 с.
4. Ильинский И. М. Образование, Молодежь, Человек: (статьи, интервью, выступления). М.: Изд-во МосГУ, 2009. Кн. 2. 530 с.
5. Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики: предварительный эскиз. М.: Наука, 1991. 567 с.
6. Луков Вал. А. Инновационный потенциал: возможно ли его считать атрибутом молодежи / / Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений. М.: Изд-во МосГУ, 2011. Вып. 1. С. 7—16.
7. Омельченко Е. Л. Солидарности и культурные практики российской молодежи начала XXI века: теоретический контекст // Социологические исследования. 2013. № 10. С. 52—61.
8. Полутин С. В., Седлецкий А. В. Интеграция высшей школы как социального института в инновационную систему России / / Интеграция образования. 2011. № 1. С. 3—9.
9. Тезаурусный анализ мировой культуры: сб. науч. тр. / под ред. В. А. Лукова. М.: Изд-во МосГУ, 2013. Вып. 26. С. 26-88.
10. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2003. 231 с.
11. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экс-мо, 2007. 862 с.
12. Akberdina V. V. Malyshev E. A. Possibilities of government, business and education interaction and collaboration in the framework of the "triple helix" model on the example of agroindustrial complex of Transbaikal region // Economy of Region. 2011. Issue 4. P. 269—274.
13. Kuznets S. S. Secular movements in production and prices. Their nature and their bearing upon cyclical fluctuations. Boston: Houghton Mifflin, 1930.
14. Lapshin V. А. Futurological cinematography as a factor of inclusion human enhancement ideas into the thesaurus sphere of youth // Biotechnological improvement of man: social and ethical issues: international conference. Moscow, 2017. P. 25.
References_
1. Doktorovich A. B. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18. Sotsiologiya i politologiya (Bulletin of the Moscow University. Ser. 18. Sociology and Political Science), 2012, no. 1, pp. 143—154.
2. Ilinsky I. M. Proshloe vNastoyashchem: izbranno (Past in the present: elected) Moscow: Izd-vo MosGU, 2011.840 p.
3. Ilinsky I. M. Obrazovatelnaya revolyutsiya (Educational Revolution). Moscow: Publishing House of the Moscow Humanitarian and Social Academy, 2002. 592 p.
4. Ilinsky I. M. Obrazovanie, Molodezh, Chelovek: (stati, intervyu, vystupleniya) (Education, Youth, Man: (articles, interviews, speeches)). Moscow: Izd-vo MosGU, 2009. Book. 2. 530 p.
5. Kondratiev N. D. Osnovnye problemy ekonomicheskoy statiki i dinamiki: predvaritelny eskiz (The main problems of economic statics and dynamics: preliminary sketch). Moscow: Nauka, 1991. 567 p.
6. Lukov Val. A. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika: rossiyskaya i mirovaya praktika realizatsii v obshchestve innovatsionnogo potentsiala novyh pokoleniy (State youth policy: Russian and world practice of realizing the innovative potential of new generations in society). Moscow: Izd-vo MosGU, 2011, vol. 1, pp. 7—16.
7. Omelchenko E. L. Sotsiologicheskie issledovaniya (Sociological research), 2013, no. 10, pp. 52—61.
8. Polutin S. V., Sedletsky A. V. Integratsiya obrazovaniya (Integration of education), 2011, no. 1, pp. 3—9.
9. Tezaurusny analiz mirovoy kultury: sb. nauch. tr. (Thesaurus analysis of world culture: Sat. sci. tr.); Ed. V. A. Lukov. Moscow: Moscow State University, 2013. vol. 26. pp. 26-88.
10. Chuprov V. I., Zubok Yu. A., Williams K. Molodezh v obshchestve riska (Young people in a risk society). Moscow: Nauka, 2003. 231 p.
11. Schumpeter J. A. Teoriya ehkonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, socializm i demokratiya (The theory of economic development. Capitalism, Socialism and Democracy). Moscow: Eksmo, 2007. 862 p.
12. Akberdin V. V., Malyshev E. A. Economy of Region (Economy of Region), 2011, vol. 4, pp. 269-274.
13. Kuznets S. S. Secular movements in production and prices. Their nature and their bearing upon cyclical fluctuations (Secular movements in production and prices. Their nature and their bearing upon cyclical fluctuations). Boston: Houghton Mifflin, 1930.
14. Lapshin V. А. Biotechnological improvement of man: social and ethical issues: international sonference (Biotechnological improvement of man: social and ethical issues: international conference). Moscow, 2017, pp. 25.
Коротко об авторе _ Briefly about the author
Шапиева Анна Викторовна, канд. социол. наук, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: социология управления, экономика, инновационная деятельность, экономическое развитие, региональная экономика, молодежь anna_color@mail. ru
Anna Shapieva, candidate of sociological sciences, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests:
management sociology, economics, innovation, economic development, regional economy, youth
anna_color@mail.ru
Образец цитирования
Шапиева А. В. Инновационный потенциал молодежи как фактор обеспечения экономического роста // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 7. С. 139-144. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-7139-144.
Shapieva A. Innovative potential of young people as afactor of economic growth // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 7, pp. 139-144. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-7-139-144.
Статья поступила в редакцию: 27.06.2018 г. Статья принята к публикации: 26.09.2018 г.