‘Вестникэкономики, права и социологии”, №1, 2007 г.
Экономика
Инновации как основа динамического развития
экономики знаний.
Посталюк М.П.
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории Академии управления «Татарский институт содействия бизнесу»
(г. Казань)
В статье определяются основные цели стратегии инновационного прорыва России; раскрывается роль инноваций в динамическом развитии экономики знаний; обосновываются основные принципы стимулирования данных процессов на уровне хозяйствующих субъектов во взаимодействии традиций, инноваций и инвестиций в системе «Бизнес-Власть-Социум».
Современная конкурентная среда хозяйствующих субъектов характеризуется закономерными процессами возникновения и динамического развития нового типа экономики - экономики знаний, в которой последние играют решающую роль. Динамизм накопления и развития знаний обнаруживается прежде всего в росте их объема и повышения качества. Причем 90% объема знаний получено за последние 30 лет, когда начался процесс их превращения в основу создания не только экономических, но и других ценностей жизни людей.
В системе современных факторов, воздействующих на динамизм и развитие экономики знаний критические позиции занимают инновации и традиции, их трансформация и диверсификация во взаимодействии «Бизнеса - Власти - Социума». Доминирующей глобальной тенденцией в этом процессе является ускоренное развитие инновационной деятельности.
Функциональная роль инноваций в экономике знаний зависит от того, какие их виды внедряются в экономику: базисные, которые создают основу для формирования новых отраслей или новых рынков; улучшающие, имеющие вторичный характер и повышающие эффективность использования базисных нововведений в производстве или расширяющие для них рынок; псевдонововведения, вносящие минимальные изменения в технологию
Решающая роль в развитии экономики знаний принадлежит базисным нововведениям, условия для массового освоения которых создаются при экономическом кризисе. В этот период образуются пучки («кластеры») базисных нововведений в системе «Бизнес - Власть - Социум», позволяющих выйти из этого застоя и обеспечить экономический рост и общественное развитие. В качестве основных целей стратегии инновационного прорыва России необходимо выделить следующие:
• концентрация ресурсов «бизнеса-влас-ти-социума» на прорывных инновационных технологиях;
• инновационное обновление основных фондов страны, поворот к базисным и улучшающим инновациям инвестиций в основной капитал;
• реализация достижений и изобретений, улучшение использования интеллектуальной собственности, возрождение и реструктуризация всех потенциалов страны;
• стратегическая направленность создаваемых национальной, региональных и межгосударственных инновационных систем;
• содействие формированию инновационного партнерства предпринимателей, государства, творческих личностей и общества [1, с.450].
31
‘Вестникэкономики, права и социологии”, №1, 2007 г.
Экономика
Аналогичные цели содержатся в Программе развития инновационной деятельности Республики Татарстан на 2004-2010 годы, которая предусматривает: интеграцию имеющихся в республике ресурсов и организационных структур и их сосредоточение на приоритетных направлениях развития инновационной сферы; обеспечение инновационного развития наукоемких сфер народного хозяйства республики путем создания и развития отраслевой технико-технологической базы для разработки и внедрения высокотехнологичной и наукоемкой продукции и технологий в производство [5, с.12].
Функциональная роль инноваций в российской экономике обусловлена ее особенностями, которые заключаются в специфическом свойстве ее индустриальности: тяготении к высокой концентрации производства и его монополизации. В то же время в ней существует потенциал для прогрессивных изменений посредством инноваций.
Особенность индустриальной формы крупного производства в том, что она опирается на эффект коммуникации или принцип синергии, выражающийся в наличии дополнительной силы по сравнению с суммой производительностей ее частей. Поэтому крупное производство всегда содержит в себе дополнительные производственные возможности по сравнению с более мелкими предприятиями, хотя и проигрывает им в мобильности.
Современный ресурс коммуникации в российской промышленности дополняется тем, что каждое предприятие использует целую совокупность разных технологий, располагает квалифицированными кадрами.Всякая коммуникация обладает возможностью собственного перекомбинирования, изменения специализации, построения нового производственного аппарата. Использование этих возможностей затруднено сегодня громоздкостью производственной системы, специфической формой монополизма, что ограничивает, но не лишает возможности модернизации промышленности, которые должна учитывать стратегическая программа промышленной политики.
Слабость отечественной промышленности перед лицом рыночных реформ заключается не только в громоздкости ее производственного аппарата, но в его инерционности, негиб-
кости, неспособности быстро и коммерчески эффективно реагировать на изменения во внешней среде.
Потенциал гибкости - пластичность производства, его способность к изменению, развитию и модернизации, что требует формирования новых взаимоотношений между производством и наукой, собственником и менеджером, менеджером и персоналом. Такая взаимосвязь фокусируется в инновационной деятельности, осуществляющей поиск и реализацию нововведений, а также являющейся важнейшим фактором движения к гибким формам производства.
Новаторская функция на сегодняшний день рассеяна между многими участниками крупного делового предприятия. Это рассеивание определяется не только отношениями собственности, но и характером функционирования предприятия в индустриальной экономике и тем, как в нем возникают, созревают и реализуются новшества. В этих условиях важное значение приобретает такая функция инновационной деятельности, как консолидация этого рассредоточенного инновационного потенциала предприятия в единый преобразующий ресурс.
Необходимо указать и на особенности становления (накопления) реализации и развития инновационных функций у современных хозяйствующих субъектов. Большинство хозяйствующих субъектов, ученых, политиков и государственных деятелей осознают важность инновации в качестве ключевого фактора роста, прибыльности и конкурентоспособности. Согласно опросу представителей бизнеса, власти и социума Республики Татарстан инновации значительно опережают глобализацию, конвергенцию в отрасли и даже электронную коммерцию, являясь для опрошенных наиболее важной стратегической задачей. Инновационным духом охвачено практически все современное российское общество, особенно его ученые, государственные и политические деятели.
Однако сегодня проблема заключается в том, что, несмотря на веру в потенциал инновации для обеспечения будущего роста, реальное улучшение работы в данной сфере сильно отстает. Есть разница, а в большинстве
32
‘Вестникэкономики, права и социологии”, №1, 2007 г.
Экономика
своем существенная, между осознанием того, что должны делать бизнес, власть и социум для обеспечения инноваций (хотя и этот этап очень важный, даже исходный, первичный), и тем, как готовы они к этому действию, т.е. что умеют делать и что реально делается в инновационной сфере.
Экономическая теория инноваций, хозяйственная и общественно - политическая практика показывают, что в мире произошли и происходят коренные изменения в экономических системах. В о же время инновационная практика за последние 20 лет почти не изменилась и по - прежнему остается в большинстве своем или произвольной, фрагментарной (точечной) и несистематизированной, или мобилизационной, или, как в России, тем и другим.
Современная инновационная политика на всех уровнях находится в том состоянии в каком в 1980-е гг. была борьба за качество. В то время она осуществлялась на уровне отдела, за которым закреплялась функция организации и контроля качества. Сегодня большинство хозяйствующих субъектов объявило качество основой своей корпоративной культуры и методов работы. Забота о качестве охватывает все уровни и всех сотрудников предприятия. Что же касается инноваций, то в большинстве предприятий ими все еще занимаются или исключительно специальные или службы, или отдельные работники, имеющие монополию на создание и реализацию инноваций. Большинство работников предприятий удалено от инновационной деятельности. Подобное состояние инновационных дел сохраняется не только на микро-, но и на мезо- и макроуровне отечественной экономики.
Ослабленное внимание к инновационным процессам в подсистеме «Бизнес - Власть -Социум» в целом и на всех ее уровнях, вплоть до отдельных предприятий и их работников приводит к тому, что основное внимание в этой сфере сегодня уделяется не фундаментальным инновациям прорывного характера, а усовершенствованиям, что сопряжено с минимальным риском и дает медленный и постепенный прирост ВВП. А такая тенденция не вписывается в экономическую стратегию России. Необходимо постоянное обобщение, анализ и распространение инновационного
опыта хозяйствующих субъектов с тем, чтобы выявить и совершенствовать стимулы роста инноваций. Сегодня важнейшими принципами стимулирования данного процесса на уровне хозяйствующих субъектов являются:
Во-первых, знание хозяйствующими субъектами сути и содержания инновации, понимание ими разницы между фазой креативности (выдвижения новых идей) и фазами нововведения, т.е. применение инноваций (трансформацией идеи в системные полезности, системные эффекты и традиции предприятия).
Хозяйствующие субъекты иногда активно стимулируют креативное поведение своих работников, но не имеют методики реализации инновационных идей. Хотя работники должны иметь, знать и уметь применять механизм продуцирования инновационных идей, определения их соответствия и продвижения своих идей, а также их обеспечения и доведения до системных полезностей и эффектов, ориентированных на потребителей. Причем с помощью методики реализации инновационных идей предприятия должны не только обучать своих работников индивидуальным и коллективным навыкам инновационной деятельности, но и вырабатывать в их поведении черты соперничества и сотрудничества, партнерства.
Во-вторых, инновационная деятельность не должна ограничиваться одной структурой, или элитарной группой ни на одном уровне подсистемы «Бизнес - Власть - Социум» будь то предприятие, регион, страна в целом или какая-то иная подсистема и сфера. Согласованная инновация и ее институциональное обеспечение должны пронизывать всех субъектов подсистемы «Бизнес - Власть - Социум» и охватывать всю их деятельность. Инновация должна стать частью ДНК всех хозяйствующих субъектов и несущей конструкцией их деятельности.
Системный, всесторонний и комплексный подход к инновациям означает, что она становится обязанностью и способом деятельности всех субъектов, кто занимается инновационной деятельностью в подсистеме «Бизнес -Власть - Социум». На уровне предприятия, например, с реализацией этого принципа должны быть связаны работники операционного и финансовых отделов, отдела закупок и отдела кадров в той же степени, что и те,
33
‘Вестникэкономики, права и социологии”, №1, 2007 г.
Экономика
кто занимается разработкой или маркетингом инновационных идей. Стремление к наиболее широкому охвату предприятия инновацией, динамический рост его инновационной активности должен быть жестко увязан с системными показателями, которые подсказывают всем его работникам, что от них требуется. Доведение этих требований до работников и определение механизмов их обеспечения значительно ускоряет реализацию идей, получение системных полезностей и эффектов и трансформацию и диверсификацию их в традиции всей подсистемы «Бизнес - Власть - Социум». В такой ситуации данная тенденция вплетается, врастает в «ткань» всей экономической системы общества, обеспечивая формирование и развитие его инновационного типа.
В-третьих, характерным принципом стимулирования роста инновационной активности является то, что все субъекты подсистемы «Бизнес - Власть - Социум» должны организованно, систематически и постоянно вести поиск и прогнозирование скрытых опасностей и новых возможностей. В связи с «уплотнением» «сжатием» времени наблюдается высокий темп креативных, трансформационных и диверсификационных процессов, ускоренное превращение продуктов в товар, активная миграция традиций и инноваций, их глобализация, а также конвергенция стратегий хозяйствующих субъектов. В этих условиях они должны (для передовых предприятий стало уже нормой, традицией) рассматривать инновацию как приоритетный способ выживания, обеспечения конкурентоспособности и роста. Разрабатывая и внедряя у себя новые системы и методы «сопровождения» инновации по ее фазам жизненного цикла, они, сначала в виртуальном режиме, сканируют будущее на предмет скрытых опасностей и новых возможностей, на наличие потенциальных точек стратегического инновационного разрывов в непрерывности процессов, на обнаружение инновационных и инвестиционных ловушек, а затем в реальном режиме превращают обнаруженные изменения в свои преимущества.
Как показывает практика, инновационноактивные хозяйствующие субъекты в процессе постоянного, систематического и всестороннего поиска скрытых опасностей и новых
возможностей развиваются продуктивнее других и обеспечивают наибольший системный эффект для себя и всей подсистемы «Бизнес - Власть - Социум».
В-четвертых, инновационная деятельность хозяйствующих субъектов должна быть органично связана с поведением потребителя. Ориентация на потребителя должна быть такой же динамической, как и потребитель с его структурой потребностей. Современный потребитель трудно предсказуем, поскольку вариативность поведения и его покупательная способность очень подвижна. Важным аспектом современной потребительской ориентации бизнеса является поиск и совершенствование форм включения потребителя в инновационную деятельность хозяйствующих субъектов с целью установления и укрепления между ними системы обратных связей, т. е. отношений контроля, сотрудничества и партнерства. Данная система обратных связей должна выстраиваться в направлении развития согласованного взаимодействия форм инновационной деятельности всех субъектов подсистемы «Бизнес-Власть-Социум», что также будет способствовать посту системных полезностей и системных эффектов всего общества.
В-пятых, инновация должна быть ориентирована на сохранение и развитие положительных традиций как своей генетической среды возрождения и воспроизводства. Да и согласно диалектике развития любого явления ее полное отрицание невозможного в принципе. Каждая инновация удерживает в своем отрицании положительные моменты своей противоположности - традиции. Поэтому даже при «созидательном разрушении» фундаментальной инновацией существующей традиции она сохраняется в нововведении как его «бывший образ» или полностью, или частично. Эффективность подобных трансформаций и диверсификаций доказана опытом многих стран мира. Это и многолетнее производство французских и итальянских вин, немецкого и чешского пива, индийской шерсти, китайского шелка, российских мехов, японской техники и т.д. Вполне очевидно, что упрощенное понимание традиции как только сдерживающего фактора развития экономической системы и ее инновационной сферы, который необхо-
34
‘Вестникэкономики, права и социологии”, №1, 2007 г.
Экономика
димо разрушать с помощью нововведений - не обосновано и даже вредно. Как и любой другой фактор в определенном пространстве и времени традиция может выполнять положительную и/или отрицательную функцию, кстати, также, как и инновация.
«Традиции» как экономическая категория представляет собой повторяющиеся, предсказуемые экономические отношения хозяйствующих субъектов, производящих известные, широко распространенные системные полезности для удовлетворения потребностей и получения системных эффектов. Основные черты экономических традиций: широкое распространение; наличие внутренней иерархии; связь с неявным знанием и невесомым богатством хозяйствующего субъекта; является генетической средой, ресурсом инновации.
Существует три основных интегрированных типа экономических традиций: обеспечивающие текущее воспроизводство широко распространенных системных полезностей с использованием известных существующих факторов и их комбинаций с целью получения устойчивых системных эффектов - традиции краткосрочного периода; обеспечивающие инвестиции и инновации, следовательно, изменяющие, трансформирующие и диверсифицирующие существующий потенциал для получения новых системных полезностей и системных эффектов - традиции долгосрочного периода; обеспечивающие изменение, трансформацию, диверсификацию самих себя с помощью инноваций - традиции как фундаментальные инновации.
Экономические традиции в экономической системе выполняют следующие основные функции: содержательную, т.е. они помогают раскрыть ее специфику, обеспечивают ее «узнаваемость» и фундаментальную Инновационность в сравнении с другими, в том числе, национальными экономическими системами; стабилизирующую, т.е. сохраняют данную экономическую систему как особенную конкурентоспособность, обеспечивают ее устойчивое и стабильное воспроизводство; организационно управляющую, т.е. обеспечивает определенный типсамоорганизации и самоуправления экономической системы как внутри себя, так и во вне; развивающую, т.е. поисковую, кото-
рая направлена на самосохранение, самообновление и саморазвитие, в том числе за счет ретроспекции, рефлексий и инноваций; наконец, прогностическую, т.е. традиция обеспечивает распознавание самой себя, а также скрытых опасностей и возможностей, которые ее поджидают в будущем, в том числе и от инноваций.
Важнейшей формой реализации экономических традиций являются рутины. Смысловая нагрузка этого понятия неоднозначна. В нем отражаются различные, в том числе экономические явления. Об этом свидетельствует словарное толкование его содержания: рутина [фр. routine <route> дорога] означает следование привычным приемам в быту и работе при одновременном нежелании и боязни перемен, нововведений; совокупность методов, обычных для данного вида деятельности; застой, косность [3, с.711]. Однако, если предположить, а это реально допустимо, что инновация становится рутиной, то есть поведенческим стилем деятельности хозяйствующих субъектов, то вряд ли можно противопоставлять ее нововведению и характеризовать как застой и косность. Поэтому мы считаем, что экономическая рутина это «повторяющиеся, нормальные и предсказуемые процедуры решения бизнес - проблем. Именно рутины связывают людей в единый коллектив. Любой работник знает, что он должен делать... А его коллеги понимают, какие задачи ставят перед каждым из них его действия». С одной стороны, «без людей с необходимыми для конкретной ситуации знаниями, умениями и практическими навыками рутины неисполнимы», с другой стороны, «без рутины даже классифицированные специалисты - это скопище людей не знающих, что им делать и постоянно допускающих коммерческие ошибки.» [4, 2, с.407-408]. Следовательно, уровень системной полезности и системных эффектов в процессе реализации экономических традиций зависит от хозяйствующих субъектов с определенной системой согласованных традиционно - инновационных знаний, умений и практических навыков, определяющих стиль и конкурентного поведения и рутин как согласованных ключевых компетенций, связывающих подконтрольную деятельность людей в конкретной экономической системе и ее подсистемах, в том
35
‘Вестникэкономики, права и социологии”, №1, 2007 г.
Экономика
числе в подсистеме «Бизнес - Власть - Социум». Дело в том, что экономические традиции и рутины как формы их реализации, так же как и инновации органично вплетены в любую автономную социальную систему, ее подсистемы, уровни и сферы и их эффективная реализация возможна только в условиях согласованного взаимодействия, прямых и обратных, положительных и отрицательных связей. Отсутствие такового обусловливает рост диссипативных явлений и трансакционных издержек на всех уровнях и во всех сферах экономической системы, усиливая неравновесность ее движения.
Для сглаживания неравномерности динамического развития экономики знаний необходимо консолидировать согласованные уровни развития традиционного и инновационного потенциалов субъектов системы «Бизнес - Власть - Социум» и совершенствования механизмов их обеспечения. Данная консолидация обусловливает кардинальные изменения
во всей экономике знаний и максимизирует ее системные эффекты.
Литература:
1. Кузык Б.Н. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва/Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. -М.: Экономика, 2004.-632с.
2. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КНОРУС, 2004. - 672 с.
3. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: Современный литератор, 2005. -976с.
4. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач/кол. Авторов; автор проекта и координатор исследований А. Ю. Юданов. - М.: Финансовая компания «ИНТРАСТ»,; КНОРУС, 2007. - 464с.
5. Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://innon/tatcenter.ru/ programm/passport.htm., свободный.
36