4. Защита социально-правовая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voluntary.ru/termin/zaschita-socialno-pravovaja.html. - 19.09.2018.
5. Опыт социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и пути его совершенствования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://refleader.ru/jgeujgatyjgeotr.html. - 21.09.2018.
REFERENCES
1. Ryzhakova L.A. Sotsial'naya podderzhka detej, popavshih v trudnuyu zhiznennuyu situatsiyu [Elektronnyj resurs] [Social support for children in difficult life situations]. URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2013/07/05/sotsialnaya-podderzhka-detey-popavshikh-v-trudnuyu (Accessed 21.09.2018).
2. Sotsial'no-pravovaya zashchita detej i podrostkov, popavshih v trudnuyu zhiznennuyu situatsiyu [Elektronnyj resurs] [Social and legal protection of children and teenagers in difficult life situations]. URL: http://soc.bobrodobro.ru/18631 (Accessed 20.09.2018).
3. Rebyonok v trudnoj zhiznennoj situatsii i neobhodimost' ego sotsial'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya [Elektronnyj resurs] [A child in a difficult life situation and the need for his social and pedagogical support]. URL: https://studfiles.net/preview/6334455/page:2/ (Accessed 21.09.2018).
4. Zashchita sotsial'no-pravovaya [Elektronnyj resurs] [Social and legal protection]. URL: http://voluntary.ru/termin/zaschita-socialno-pravovaja.html (Accessed 19.09.2018).
5. Opyt sotsial'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detej, okazavshihsya v trudnoj zhiznennoj situatsii i puti ego sovershenstvovaniya [Elektronnyj resurs] [Experience of social and pedagogical support of children in difficult life situations and ways to improve it]. URL: http://refleader.ru/jgeujgatyjgeotr.html (Accessed 21.09.2018).
УДК 373.1
О.А. Сосновских,
магистрант по направлению подготовки «Управление дошкольным образованием» ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия Н.Ю. Ган,
кандидат педагогических наук, доцент, декан педагогического факультета ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected]
Инновационный подход руководителя в деятельности ДОУ
В статье представлена деятельность руководителя ДОУ при реализации инновационной деятельности, а также описан опыт внедрения в практику работы учреждения программы развития детей.
Ключевые слова: инновационный подход, инновационная деятельность.
О.А. Sosnovskikh,
Graduate student in the direction of training «Management of preschool education»
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia N.Yu. Gan,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Dean of Pedagogical Faculty
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected]
Innovative approach of the leader in the activities of the preschool educational
institution
The article presents the activities of the head of the preschool educational institution in the implementation of innovative activities, and describes the experience of implementation in practice of the companies of the program of development of children.
Keywords: innovative approach, innovation.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение имеет широкие возможности для осуществления инновационной деятельности с помощью внедрения программ нового поколения, открытия инновационных и экспериментальных площадок. На сегодняшний день система дошкольного образования требует изменений, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом.
Основным механизмом перемен в системе ДОУ является поиск и освоение инноваций для достижения конкретных целей, способствующие качественным изменениям в деятельности учреждения, которые заранее прогнозируются руководителем. Процесс внедрения инноваций связан с постоянным обновлением, совершенствованием систем методов, форм, приемов и технологий в педагогическом процессе.
В «Современном словаре иностранных слов» инновация трактуется как нововведение.
Инновация - в социально - психологическом аспекте - создание и внедрение различного рода новшеств, порождающих значительные изменения в социальной практике («Словарь практического психолога» Минск 1998 г.).
Инновация - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции (В.М. Полонский «Словарь-справочник»).
В ходе анализа ситуации руководитель четко обозначает перспективу на развитие учреждения, учитывая социальный заказ нашего общества. При решении конкретных задач необходимо четно формулировать цель инновационной деятельности, которая должна быть понятна всем участникам педагогического процесса.
Достижение высоких результатов при минимальных физических, моральных и материальных затратах будет оценено как успешное внедрение инноваций в деятельность дошкольного учреждения, которые могут способствовать развитию более высокого уровня планирования и организации управленческих функций.
В режиме инновационной деятельности ДОУ руководитель поддерживает доверительные отношения и предоставляет свободу творчества для педагогов, ведь именно деятельность педагогов-новаторов является источником внедрения инноваций.
Одним из показателей качества образовательного процесса являются создание таких условий, которые способствуют развитию профессионального и творческого роста педагогов:
• оценка и подбор на должность воспитателя;
• анализ кадрового потенциала;
• отслеживания профессиональной и социально-психологической адаптации работников;
• планирования и контроля деловой карьеры сотрудников;
• стимулирования деятельности педагогов (управление трудовой мотивацией);
• развития коллектива, его сплоченности, организованности;
• анализа и регулирования групповых и личных взаимоотношений, социально-психологического климата в коллективе, совершенствования организационной культуры;
• осуществления управления конфликтами, предупреждения их возникновения.
Особое значение в инновационной деятельности ДОУ является программа
мониторинга, с помощью которой можно оценить результативность инновационной деятельности педагогов и при необходимости вносить какие-либо изменения. Программа мониторинга включает таких составляющие педагогического процесса как качество образования детей, педагогической деятельности воспитателей, материально-технического и дидактического оснащения образовательного процесса.
Поиск новых ориентиров в сфере инновационного развития образовательного учреждения требует от руководителя терпения, такта, эрудиции, осознание миссии, умения натолкнуть педагогов на размышление, привить вкус к анализу, расширить сознание. А для этого нужно иметь собственную педагогическую концепцию, разбираться в обилии предлагаемых программ и пособий.
На сегодняшний день МБДОУ № 5 г. Шадринска является экспериментальной площадкой по внедрению и реализации в практике работы программы «Вдохновение», позволяющая решать задачи комплексной модернизации образовательной деятельности дошкольного учреждения с целью выполнения требований документов дошкольного образования РФ.
Перед тем как начать внедрять данную инновацию руководство ДОУ тщательно проанализировало ситуацию развития детей, социальный заказ общества, готовность педагогов перестраиваться на интересы детей.
Педагогический коллектив уже начал транслировать опыт коллегам. В августе на базе города Шадринска прошла встреча руководителей и педагогов творческой группы «Вдохновение». Были представлены открытые показы образовательной деятельности с детьми в разных возрастных группах и развивающая предметно-пространственная среда, как условие реализации программы «Вдохновение».
Перед функционированием детского сада после летних каникул для педагогов была организована летняя школа «Вдохновение», где раскрывались теоретические и реализовывались практические вопросы по данной теме: как фиксировать детские проекты, какую документацию необходимо вести, наполняемость зон активности и прочее.
Сейчас дети на протяжении всего дня работают в таких центрах активности как искусство, конструирование, игровая зона, песка и воды, грамоты по той теме, которую они сами выбирают на «Детском совете» и создают соответствующую развивающую среду вместе с педагогом. По окончанию дня показывают свои готовые или «незаконченные» работы, которые были сделаны ими на протяжении дня.
Важную роль играет взаимодействие с родителями, которые знают тему проекта детей и помогают насытить среду разнообразным бросовым материалом: крышечки, коробочки, бутылки, контейнеры, трубочки, крупы и т.д., а также принимают активное участие и помощь в работе центрах активности.
В каждой группе педагоги ДОУ проявляют уважительное отношение к результатам творчества детей, каждому воплощенному замыслу, отражая это на выставках и презентациях. Уже сегодня, педагоги МБДОУ № 5 замечают какие перемены происходят с детьми: любознательны, внимательны, активны, творчески подходят к решению задач, высказывают свои идеи и мнения и готовы воплощать свои намеченные цели.
Таким образом, планомерная, продуманная работа не только с детьми, но и с педагогами, и со специалистами образовательных учреждений способствует достижению
положительных и качественных результатов в ходе реализации инновационной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Богославец, Л.Г. Организация инновационной деятельности [Текст] I Л.Г. Богославец II Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - № 8. - С. 41-44.
2. Боровых, Т.Н.Управление инновационной деятельностью ДОУ в условиях реализации проекта [Текст] I Т.Н. Боровых II Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 6. - С. 58-72 ; 2008. -№ 4. - С. 59-63.
3. Кузнецова, Е.Б. Внедрение инноваций - обязательное условие реформирования ДОУ [Текст] I Е.Б. Кузнецова II Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 6. - С. 16-18.
4. Чумичева, Р.М. Управление инновационной деятельностью дошкольного образовательного учреждения [Текст] I Р.М. Чумичева // Чумичева, Р.М. Управление дошкольным образованием [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. образования I Р.М. Чумичева, Н.А. Платохина. - М. : Академия, 2011. - С. 207-232.
REFERENCES
1. Bogoslavets L.G. Organizatsiya innovatsionnoj deyatel'nosti [Organization of innovation activity].
Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem [Management of preschool educational institution], 2011, no. 8, pp. 41-44.
2. Borovyh T.N. Upravlenie innovatsionnoj deyatel'nost'yu DOU v usloviyah realizatsii proekta [Management of innovative activity of preschool educational institution in the context of implementation of the project].
Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem [Management of preschool educational institution], 2007, no. 6, pp. 58-72; 2008, no. 4, pp. 59-63.
3. Kuznetsova E.B. Vnedrenie innovatsij - obyazatel'noe uslovie reformirovaniya DOU [Innovation is a prerequisite for the reform of of preschool educational institution]. Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem [Management of preschool educational institution], 2007, no. 6, pp. 16-18.
4. Chumicheva R.M. Upravlenie innovatsionnoj deyatel'nost'yu doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Management of innovation preschool educational institution]. Chumicheva R.M., Platohina N.A. Upravlenie doshkol'nym obrazovaniem: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. obrazovaniya [Management of preschool educational institution]. Moscow: Akademiya, 2011, pp. 207-232.
УДК 364.042
Н.В. Сычёва,
кандидат юридических наук, доцент кафедры истории и права ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Шадринск, Россия [email protected]
Актуальные вопросы системы социальной реабилитации детей-
инвалидов
Реабилитация детей-инвалидов является острой проблемой в области законодательного регулирования и практики его применения. В статье рассматриваются проблемные вопросы социальной реабилитации в деятельности отдельных субъектов и предлагаются некоторые пути их решения.
Ключевые слова: Социальная реабилитация, система социальной работы, дети-инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья.