Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на появление категории детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации'

Факторы, влияющие на появление категории детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1574
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ФАКТОРЫ ПОЯВЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ / НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ / DIFFICULT LIFE SITUATION / FACTORS OF THE APPEARANCE OF THE CATEGORY OF CHILDREN IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разливинских И. Н., Кравчук Е. В.

В статье авторы описывают категорию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также раскрывают факторы, влияющие на появление данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors affecting the appearance of a category of children who are in a difficult life situation

In the article, the authors describe the category of children in difficult life situations, and also reveal the factors influencing the appearance of this category.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на появление категории детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации»

1. Asmolov A.G. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya: ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya [How to design universal learning activities: from action to thought]. Moscow, 2008. 151 p.

2. B'yuzen T., B'yuzen B. Intellekt-karty: prakt. ruk-vo [Intellect card]. Samsonova E.A. (ed.). Minsk: Popurri, 2010.

3. B'yuzen T., B'yuzen B. Supermyshlenie [Supermind]. Samsonova E.A. (ed.). Minsk: Popurri, 2008.

4. Lebedintsev V.B. Razrabotka programmy formirovaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij obuchayushchihsya [Development of a program of forming the universal learning activities of students]. Upravlenie nachal'noj shkoloj [Primary School Management], 2012, no. 4, pp. 18-26.

УДК 37.013.42

И.Н. Разливинских,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального

образования

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия [email protected] Е.В. Кравчук, студентка педагогического факультета ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия [email protected]

Факторы, влияющие на появление категории детей, которые находятся в

трудной жизненной ситуации

В статье авторы описывают категорию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также раскрывают факторы, влияющие на появление данной категории.

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, факторы появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

I.N. Razlivinskih,

Candidate of pedagogical sciences, docent of the chair of theory and methods of primary

education

Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected] ЕУ. Кгavchuk,, Student of the pedagogical faculty Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected]

Factors affecting the appearance of a category of children who are in a

difficult life situation

In the article, the authors describe the category of children in difficult life situations, and also reveal the factors influencing the appearance of this category.

Keywords: difficult life situation, factors of the appearance of the category of children in difficult life situations.

Проблема трудной жизненной ситуации - одна из главных проблем современного общества, решение которой требует определенный подход как с точки зрения самого общества, так с точки зрения и государства в целом. Сегодня государство уделяет особое внимание людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, при этом, по мнению ученых, самой незащищенной категорией являются дети. Это связано как с политическими, так и с социально-экономическими проблемами в обществе.

Подходы к изучению «трудной жизненной ситуации» различны. Свойства и особенности трудной жизненной ситуации в подростковом возрасте наиболее полно раскрыты в трудах социально-психологического и социально-педагогического планов. Одним из главных факторов, при нарушении условий нормальной жизнедеятельности подростков, считается недостаточное внимание со стороны семьи, а так же отсутствие заботы, со стороны родителей. Нехватка заботы влечет за собой формирование особых форм жизнедеятельности ребенка, проявляющихся в дезадаптивном и отклоняющимся от норм поведении [1].

При изучении эмоциональных переживаний детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации, ученые выявили, что все дети находятся в стрессовых условиях, а так же в условиях конфликта и кризиса, которые неблагоприятно влияют на психику подростка. Проанализировав возрастные особенности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, психологи выявили ряд характеристик, которые не позволяют ребенку стать субъектом жизнедеятельности. Это можно наблюдать в нарушении коммуникативных способностей у детей, а так же при нарушениях в эмоционально-психическом развитии, в искажении общественно-социальных потребностей, в проявлении предрасположенности к нервным срывам. Все это проявляется в чрезмерно высоком уровне агрессивности, а так же в подтверждение сомнению веры в будущее, формирование себя как личности и налаживание контактов с социальным окружением.

Каждый ребенок, в любой из периодов своей жизни, может оказаться независимо от его желания и причин, в трудной жизненной ситуации, и, следовательно, будет нуждаться в помощи и защите в разной степени. Так же немаловажную роль будут играть социальные условия.

В современном обществе сфера деятельности делится на два вида, взаимосвязано они являются основными институтами влияния, которые по-разному действуют на психологию ребенка: одной считается семья - как самое близкое окружение, другой -сфера образования.

Ребенок считает семью средой, в которой, формируются условия его психического, физического, эмоционального и интеллектуального развития. Если семья, как социальный институт не способна обеспечить воспитание и содержание детей, то это является одним из факторов появления детей с категорией «находящихся в трудной жизненной ситуации»

[3].

Одним из первых факторов, влияющих на трудную жизненную ситуацию детей, ученые считают неблагоприятное материальное положение семьи. Некоторые полные семьи в нашей стране на протяжении большого срока являются наиболее ограниченными (депривированными). Исследователи данного вопроса выделяют следующие моменты: сильная нагрузка на трудоспособных, соответственно незанятость на работе одного из членов семьи, причиной чего является уход за детьми, а также низкие заработные платы для только что окончивших вузы, так называемых молодых специалистов.

Существенными признаками материальных условий жизни семьи, безусловно, является доход, а так же жилищная обеспеченность. Необходимо учитывать, что низкие отрицательные показатели материальной обеспеченности концентрируются в одних и тех же домашних хозяйствах. Существуют семьи, материальные условия которых «не дотягивают» до прожиточного минимума, а соответственно они не имеют нужное количество денежных средств, чтобы в полной мере обеспечить своего ребенка всем необходимым. Семьи, которые проживают в плохих жилищных условиях и не имеющие достаточное количество денежных средств, имеют минимальные шансы выбраться из бедности, следовательно, за такими семьями осуществляет надзор служба по профилактике семейного неблагополучия и сиротства [2].

Вторым показателем не благоприятности семей считается потеря связи с рынком труда. Семьи с детьми находятся на низкой ступени экономической активности, тем самым они подвержены оказаться в числе бедных. Существует огромный риск низкого материального положения, и как следствие семейного неблагополучия. В данных семьях, мужчина экономически негативно настроен. Еще одна группа, которая оказывается в числе малоимущих - это неполные семьи, в которых наблюдается безработица одного из родителей. Семьи, в которых женщина выполняет функцию добытчика, можно тождественно отнести к тем полным семьям, в которых эту функцию выполняет мужчина. Занимательным является тот факт, что родители, хотя бы один из которых является безработным, имеют большую вероятность превысить порок бедности, чем те, где мужчина экономически неактивен. Это обусловлено высоким желанием найти работу для обеспечения детей всем необходимым.

Внутрисемейные конфликты, которые рождены столкновением интересов взрослых, не могут не сказаться на внутреннем климате семьи, который так тонко чувствуют дети. Люди, которые говорят: «Все семьи, в которых имеются разногласия - это группа риска, а дети, проживающие в них, являются детьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию», заведомо сделали ложные выводы. Детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, можно считать лишь тех, чьё положение достигло критической точки, а конфликты стали настолько неразрешимыми, что продолжаются нескончаемое количество времени. Дети из таких семей как никто другой нуждаются в помощи, поддержке своего окружения, так как не могут найти его у самых близких и родных людей. Таким семьям, несомненно, должен быть приписан статус членов группы риска социального сиротства [4].

Четвертым фактором, который люди чаще всего скрывают, является жестокое обращение в семье, но самым страшным считается то, что сами семьи, как родители, так и дети пытаются скрыть этот факт: родители - потому что боятся наказания и осуждения со стороны общества, дети - потому что стыдятся своего положения и испытывают неимоверный страх [2].

Следующий немаловажный фактор - это такие проблемы современного общества, как алкоголизм и наркомания в семье. Алкоголизм и наркомания - это те глобальные проблемы, которые не только являются причинами семейного неблагополучия, а зачастую могут возникать после образования неблагополучной семьи. Ребенок, оказавшись в среде зависимых от алкоголя или наркотиков родителей, может иметь следующие проблемы развития: физические, психологические и социальные. Кроме того, что данные проблемы оказывают негативное влияние, ученые утверждают, что они могут передаться по наследству. Как правило, ребенок пытается избежать данного негативного влияния, поэтому он «спасается» от родителей, у которых наблюдается такая зависимость. Следовательно, ребенок может оказаться на улице, не понимая, что там его может ожидать

неблагополучная среда и влияние сверстников-беспризорников. Вышеперечисленные семьи формируют в себе все признаки «тяжелого положения» не имеют стабильного дохода, следовательно, они не связаны с рынком труда.

Неблагоприятное окружение индивида, а именно ребёнка, так же является одной из причин. Это может наблюдаться в таких социальных группах, как семья. Родителям следует качественно и в полной мере выполнять свои обязанности по уходу за ребенком и свести к минимуму иск развода или какого-либо упоминания о нём при ребенке. Многие люди считают, что воспитанием и обучением ребенка в полной мере должно заниматься его окружение, то есть общество. Или, по крайней мере, нагрузка, которая ложится на плечи, а так же ответственность в отношении ребенка должна делиться поровну между обществом и семьей [5].

Еще одним фактором, который влияет на попадание ребенка в категорию «дети с трудной жизненной ситуацией» с недавних пор начала считаться замкнутость ребёнка, которая может быть обусловлена минимальной социализацией. Общение с друзьями, детьми разных возрастных категорий, а также со взрослыми, непрерывное пополнение кругозора новыми знаниями за счет близости к природной среде обязаны присутствовать в детстве каждого. Образовательная функция учебных заведений, которую по праву считают приоритетной, в своём роде не может обеспечить достаточно качественную социализацию ребенка и наделить его качествами, необходимыми для дальнейшего существования в обществе и полноценного вливания в коллектив. В связи со всем вышесказанным правомерным можно считать низкий уровень полученных знаний одним из доводов возможного риска попадания ребенка в трудную жизненную ситуацию. Увеличивающийся в геометрической прогрессии разрыв между учениками одного класса в успеваемости может стать причиной еще более худших последствий и повлиять на его психическое воспитание.

Трудная жизненная ситуация детей является одной из главных проблем современного общества. Она может быть вызвана как внешними причинами, к которым относятся: недостатки семейного воспитания, общественно-социальный статус семьи, материальное состояние и многое другое. К внутренним причинам возникновения трудной жизненной ситуации у детей можно отнести: состояние здоровья, место положения в обществе, а также психическое состояние ребенка [4].

Таким образом, ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию может иметь неблагоприятный статус, который сказывается на его поникшем психофизическом состоянии, из которого он не всегда может выйти самостоятельно. В этом случае ему необходима помощь. Для ребенка, который прибывает в трудной жизненной ситуации, одним из решений будет социально-педагогическое сопровождение, которое ставит перед собой основную цель: оптимизировать условия жизни ребенка, воспитать и научить преодолевать сложившиеся сложные ситуации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Рыжакова, Л.А. Социальная поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию [Электронный ресурс] / Л.А. Рыжакова. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2013/07/05/sotsialnaya-podderzhka-detey-popavshikh-v-trudnuyu. - 21.09.2018.

2. Социально-правовая защита детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://soc.bobrodobro.ru/18631. - 20.09.2018.

3. Ребёнок в трудной жизненной ситуации и необходимость его социально-педагогического сопровождения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6334455/page:2/. -21.09.2018.

4. Защита социально-правовая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voluntary.ru/termin/zaschita-socialno-pravovaja.html. - 19.09.2018.

5. Опыт социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и пути его совершенствования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://refleader.ru/jgeujgatyjgeotr.html. - 21.09.2018.

REFERENCES

1. Ryzhakova L.A. Sotsial'naya podderzhka detej, popavshih v trudnuyu zhiznennuyu situatsiyu [Elektronnyj resurs] [Social support for children in difficult life situations]. URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2013/07/05/sotsialnaya-podderzhka-detey-popavshikh-v-trudnuyu (Accessed 21.09.2018).

2. Sotsial'no-pravovaya zashchita detej i podrostkov, popavshih v trudnuyu zhiznennuyu situatsiyu [Elektronnyj resurs] [Social and legal protection of children and teenagers in difficult life situations]. URL: http://soc.bobrodobro.ru/18631 (Accessed 20.09.2018).

3. Rebyonok v trudnoj zhiznennoj situatsii i neobhodimost' ego sotsial'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya [Elektronnyj resurs] [A child in a difficult life situation and the need for his social and pedagogical support]. URL: https://studfiles.net/preview/6334455/page:2/ (Accessed 21.09.2018).

4. Zashchita sotsial'no-pravovaya [Elektronnyj resurs] [Social and legal protection]. URL: http://voluntary.ru/termin/zaschita-socialno-pravovaja.html (Accessed 19.09.2018).

5. Opyt sotsial'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detej, okazavshihsya v trudnoj zhiznennoj situatsii i puti ego sovershenstvovaniya [Elektronnyj resurs] [Experience of social and pedagogical support of children in difficult life situations and ways to improve it]. URL: http://refleader.ru/jgeujgatyjgeotr.html (Accessed 21.09.2018).

УДК 373.1

О.А. Сосновских,

магистрант по направлению подготовки «Управление дошкольным образованием» ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия Н.Ю. Ган,

кандидат педагогических наук, доцент, декан педагогического факультета ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия [email protected]

Инновационный подход руководителя в деятельности ДОУ

В статье представлена деятельность руководителя ДОУ при реализации инновационной деятельности, а также описан опыт внедрения в практику работы учреждения программы развития детей.

Ключевые слова: инновационный подход, инновационная деятельность.

О.А. Sosnovskikh,

Graduate student in the direction of training «Management of preschool education»

Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia N.Yu. Gan,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Dean of Pedagogical Faculty

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.