«За особые успехи в учении»
Выдано 2009-2010 2010-2011 2011-2012
Золото 7 7 11
го Серебро 5 5 7
О) Всего 12 12 18
% от общего количества 28% 31% 31%
Результаты итоговой аттестации выпускников по профильным предметам _Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку_
Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
Ср. балл 70,3 72,8 72 75
Ср. оценка 4,6 4,7
Анализ результатов ЕГЭ по английскому языку
Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
Ср.балл 76,5 73,4 77,4 75
Ср.оценка 4,6 4,6
Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию
Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
Ср.балл 64 63,3 59 63,8
Ср.оценка 4,3 4,1
Анализ результатов ЕГЭ по истории
Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
Ср.балл 60,7 62 56,4 77,6
Ср.оценка 4,4 4,2
Анализ результатов ЕГЭ по литературе
Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
Ср.балл 69,4 64,5 58 77
Ср.оценка 4,9
Таким образом, выпускники показывают стабильно высокий результат. Показатели гимназии выше показателей города и региона. Процент выпускников получивших, на итоговой аттестации в форме ЕГЭ от 80 и более баллов составляет: 2008 г. - 16%, 2009 г. - 34%, 2010 - 44, 2012 - 62% Качество знаний старшеклассников по предметам составляет от 70% - 100%. Высокое качество знаний выпускников даёт возможность поступления в желаемые вузы города, России и зарубежья. Продолжили обучение в соответствии с профилем: русский язык - 90% (процент от количества уч-ся, изучающих предмет на профильном уровне); английский язык - 23%; история - 70%; обществозна-ние - 69%. 100% учителей, работающих на старшей ступени, прошли курсы повышения квалификации. По результатам анкетирования - 100% учащихся старших классов удовлетворены возможностью выбора предметов и уровня их изучения. Результатом управленческой деятельности заместителя директора по учебно - воспитательной работе является то, что за последние годы в гимназии произошли структурные, организационные, и содержательные изменения на ступени среднего (полного) общего образования. Сформировалась новая образовательная система, направленная на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Созданная управленческая система позволяет заместителю директора по учебно - воспитательной работе анализировать результаты деятельности педагогического коллектива, выявлять причины затруднений, вносить корректировку в процесс профильного обучения и принимать эффективные управленческие решения. Библиографический список
1. Профильное обучение. Сборник нормативных документов. М, 2006.
2. Воронина, Е. В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е. В. Воронина. - М.: «5 за знания», 2006.
3. Пинский А. Концепция профильного обучения: все идет по плану / А. Пинский. «Народное образование». 2004. - №1.
4. Черникова, Т. В. Качество управления школой на этапе перехода к профильному обучению / Т. В.Черникова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
5. Шамова, Т. И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода. Т. И. Шамова и др... - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Филимонова Ирина Анатольевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, ГКОУ РО школа-интернат VIII вида,
п. Матвеев Курган, Ростовская область
katrina120484@mail.ru
Инновационный образовательный проект «Методические основы организации и проведения контрольно-методических срезов в виде тестов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» Аннотация. Статья посвящена организации инновационного образовательного проекта «Методические основы организации и проведения контрольно-методических срезов в виде тестов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» и внедрению его в педагогическую практику.
Ключевые слова: коррекционная педагогика, инновационный образовательный проект.
Была начата работа по составлению и внедрению в педагогическую практику различных форм проведения контрольно-методических срезов для обучающихся, воспитанников в школе-интернате VIII вида. Контрольно-методические срезы проводились в форме тестов, разноуровневых контрольных работ, диктантов с грамматическими заданиями.
Следствием длительной совместной работы педагогов школы явились определенные результаты:
- тестовые работы являются средством педагогического мониторинга и позволяют качественно и дифференцированно отследить результаты обученности и воспитанности детей школы;
- применение диагностико-аналитической системы в отслеживании уровня обученности;
- анализ степени обученности по предметам: по начальным классам%, в старшей школе%.
- повышение мотивации к обучению;
- освоение принципа работы по методике использования контрольно-методических срезов в форме тестов.
Краткая характеристика предполагаемых результатов проекта:
- разработка методической основы составления и применения контрольно-методических срезов в условиях школы VIII вида;
- разработка контрольно-методических срезов по устным и письменным учебным дисциплинам;
- внедрение контрольно - методических срезов в учебный процесс;
- совершенствование методики проведения и использования контрольно-методических срезов в условиях школы VIII вида;
- использование результатов контрольно-методических срезов для получения объективных данных о развитии основных умений, навыков и возможностей обучающихся;
- социальная адаптация воспитанников школы-интерната к современным условиям жизни, приобретение жизненно важных социальных навыков и умений, повышение психологической устойчивости проявлению неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.
Концепция проекта
Обоснование экспериментальной деятельности
Тест - это стандартизованное задание, по результатам выполнения которого дается оценка уровня знаний, умений и навыков испытуемого. Стимулирует аналитико-синтетическую деятельность мозга, предусматривает сопоставление письменных инструкций с действиями, применяется для уточнения и проверки знаний при повторении изученной темы.
Педагогический тест определяется как система задач и (или) вопросов определенного содержания, специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить индивидуальный и трудовой уровень знаний учащихся.
Тест состоит из тестовых (контрольных) заданий и правильных (образцовых) ответов к ним.
Тест содержит задания по одной дисциплине (гомогенный тест). Основные этапы составления теста.
1. Тест включает инструкцию по основным этапам работы. Для облегчения процедуры составления тестов учебный материал должен быть достаточно формализован, т.е. каждый раздел, тему учебной дисциплины (дисциплин) необходимо представить в виде таких задач и (или) вопросов, которые наиболее полно отображают содержание дисциплины (дисциплин). При этом важно выделить главные (проблемные) вопросы, не увлекаясь второстепенными. Вопросы теста моделируются от простого к сложному.
2. На втором этапе, в зависимости от цели тестирования (текущий контроль знаний, итоговый контроль знаний, оценка остаточных знаний и др.) и формы теста разрабатывается план раскладки задач и вопросов в тестовые задания. Формализация учебного материала и составление тестовых заданий - наиболее ответственные и сложные этапы составления тестов.
Разработка теста должна включать правильные варианты ответов (в виде ключа к тесту).
Формы тестовых заданий.
Существуют разные формы тестовых заданий:
- задания закрытой формы, в которых обучающиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания;
- задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа;
- задания на соответствие, выполнение которых, связано с установлением соответствия;
- задания на установление правильной последовательности, в которых от учащегося требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных преподавателем.
Некоторые формы можно разделить на виды. Например, для закрытой формы можно выделить задания с двумя, тремя и большим числом выборочных ответов. Выбор формы задания зависит от целей тестирования и от содержания контролируемого материала. Предложенные четыре формы тестовых заданий являются основными, но при этом не исключается применение других, новых форм.
Можно выделить ряд общих требований, предъявляемых к тестовым заданиям:
- каждое задание имеет свой порядковый номер, установленный согласно объективной оценке трудности задания и выбранной стратегии тестирования;
- задание формулируется в логической форме высказывания, которое становится истинным или ложным в зависимости от ответа школьника;
- к разработанному заданию прилагается правильный ответ;
- для каждого задания приводится правило оценивания, позволяющее интерпретировать ответ школьника как правильный или неправильный.
В дополнение к основным общим требованиям существует еще ряд других, обусловленных спецификой выбранной тестовой формы.
Задания закрытой формы. В задании можно выделить основную часть утверждения, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные преподавателем. Среди ответов правильным обычно бывает только один, хотя не исключаются и другие варианты. Число неправильных ответов определяется видом задания, обычно оно не превышает пяти.
В дополнение к общим имеется еще ряд требований к заданиям закрытой формы:
- в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;
- в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более двух-трех наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы;
- частота выбора одного и то же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке.
Задания закрытой формы имеют как достоинства, так и недостатки. Их преимущества связаны с быстротой тестирования и с простотой подсчета баллов. Среди недостатков обычно отмечают эффект угадывания, характерный для учащихся при ответах на наиболее трудные задания теста.
Задания закрытой формы сопровождаются инструкцией: "Обведите номер правильного ответа.
Задания открытой формы. При ответе на открытое задание учащиеся дописывают пропущенное слово или число на месте прочерка. Задание составляется так, что требует четкого и однозначного ответа и не допускает двоякого толкования.
Задания на установление правильной последовательности. Тестовые задания четвертой формы предназначены для оценивания уровня владения последовательностью действий, процессов, вычислений и т. д.
В задании приводятся в произвольном случайном порядке действия или процессы, связанные с определенной задачей. Ученик должен установить правильный порядок предложенных действий и указать его с помощью цифр в специально определенном для этого месте. Стандартная инструкция к заданиям имеет вид «Установите правильную последовательность».
При выборе формы тестового задания необходимо помнить о том, что каждой дисциплине присуще свое собственное содержание, отличное от других. Поэтому нет и не может быть единых рекомендаций для правильного выбора формы. Многое здесь зависит от искусства преподавателя, от его опыта и умения разрабатывать задания теста.
Для осуществления эксперимента выбрана в виде основы форма закрытых, открытых заданий, заданий на соответствие, установление правильной последовательности.
Выбор методики оценивания ответов на задания теста.
В условиях эксперимента планируется выработать оптимальный вариант методики оценивания тестов. Методика оценивания ответов школьников должна быть проста, объективна и удобна для обработки результатов тестирования. По методике за каждый правильный ответ обучающийся получает один балл, за неправильный - ноль баллов.
Основной целью проекта является обобщение, анализ и распространение опыта функционирования эффективности экспериментальной работы по контрольно-методическим срезам в форме тестирования.
Для достижения основной цели проекта «Методические основы организации и проведения контрольно-методических срезов в форме тестирования специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» необходимо решить следующие задачи.
1. Создать структуру тестирования, обеспечивающую эффективное функционирование в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида.
2. Разработать научно-обоснованный инструментарий тестирования.
3. Обеспечить стандартизированные процедуры организации и проведения тестирования, обработки, оценки и представления результатов.
4. Обеспечивать широкое освещение результатов в средствах информации, используемых педагогическими работниками специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
5. Формировать кадровый потенциал путем системы повышения квалификации педагогических работников.
6. Пропагандировать и внедрять методы тестирования в практику специального (коррекционного) образования.
Возможными потребителями результатов эксперимента являются:
- специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- общеобразовательные школы, имеющие в своем составе детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида);
- муниципальные социальные учреждения.
Программа экспериментальной работы
Объект исследования - деятельность государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п.Матвеева-Кургана.
Предмет исследования - учебно-воспитательный процесс и социальная адаптация обучающихся, воспитанников школы-интерната VIII вида п.Матвеева Кургана Ростовской области.
Этапы эксперимента
1 этап - Подготовительный
Цель - нормативно-правовое и информационное обеспечение экспериментальной работы.
Задачи
1. Разработать концепцию экспериментальной работы.
2. Обеспечить всех возможных участников разработки и реализации проекта необходимой информацией о нем.
3. Сформировать состав участников эксперимента (разработчиков и исполнителей).
2 этап - Конструктивный
Цель - методическое и информационное обеспечение экспериментальной работы.
Задачи
1. Разработать программу экспериментальной работы.
2. Разработать методические основы организации и проведения контрольно-методических срезов в форме тестирования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
3 этап - этап апробации
Цель - практическая реализация основных идей проекта и экспериментальная проверка эффективности контрольно-методических срезов в форме тестовых работ в условиях школы-интерната VIII вида п.Матвеева Кургана.
Задачи
1. Апробировать на практике экспериментальную работу по внедрению контрольно-методических срезов в форме тестовых работ в образовательный и воспитательный процесс.
2. Реализовать в образовательную среду усовершенствованную систему контрольно-методических срезов в форме тестовых работ.
3. Использование активных форм привлечения участников эксперимента к доработке и реализации проекта.
4 этап - завершающий
Цель - анализ, обобщение и распространение опыта функционирования эффективности экспериментальной работы по внедрению в практику учебно- воспитательной работы контрольно-методических срезов в форме тестовых работ.
Задачи
1. Обобщение результатов экспериментальной работы по организации и функционированию инновационного проекта.
2. Проведение на базе школы-интерната VIII вида п.Матвеева Кургана семинара для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по проблеме: «Методические основы организации и проведения контрольно-методических срезов в форме тестирования специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».
3. Подготовка методических материалов по проблеме организации и функционирования единого образовательного пространства специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Средства контроля
1. Регулярные отчеты творческой группы участников эксперимента о ходе и результатах (промежуточных и окончательных) хода экспериментальной работы.
2. Подпроекты по программе эксперимента.
3. Протоколы заседаний творческой группы по анализу хода реализации и доработке проекта.
Предполагаемые результаты проекта
Результатом проекта будет создание методических основ организации и проведения контрольно-методических срезов в форме тестирования специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Черненко Наталья Михайловна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ №12, г. Ноябрьск natalva-chernenko@vandex.ru
Технология длительной игры как средство предпрофильной подготовки учащихся начальной
школы при организации внеурочной деятельности Аннотация. Проект по организации внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта представляет собой разработку инновационной модели внеурочной деятельности с использованием технологии длительной игры, как средства предпрофильной подготовки учащихся начальной школы. В проекте описана технология реализации игры, структура этапов деятельности, система мониторинга, необходимые материально-технические ресурсы, прогнозируемые результаты. Ключевые слова: проект, внеурочная деятельность, ФГОС, модель, технология длительной игры, предпрофильная подготовка обучающихся начальной школы.
Муниципальная общеобразовательная школа №12 города Ноябрьска была открыта в 1993 году. Более восьми лет школа работает в инновационном режиме, успешно решая вопросы организации учебно-воспитательного процесса, при реализации программ развития: с 2002 года - «Развитие личности школьника в интегрированном процессе обучения и воспитания на основе этнокультурных ценностей», с 2007 года - «Школа гражданского становления», с 2012 года - «Эффективная школа».
В 2006 и 2008 году по результатам конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, школа №12 города Ноябрьска вошла в рейтинг 15 лучших школ Ямало-Ненецкого автономного округа и стала двукратным обладателем гранта в размере 1 млн. рублей.
В 2008 году школа вступила в эксперимент по апробации стандартов второго поколения. Переход на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования гармоничен для развития школы.
Отличительной чертой базисного учебного плана 2008 года является организация занятий по направлениям внеурочной деятельности. Внеурочная работа является частью учебного плана и осуществляется она во второй половине дня.
Анализ организации занятий по направлениям внеурочной деятельности показал, что в настоящее время в общеобразовательных школах города Ноябрьска существует три основных модели организации внеурочной деятельности.
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. Вся внеклассная работа и Внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития организации деятельности детей во второй половине дня не корректируются.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует.
Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры - центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляться на регулярной основе.
Изучив существующие в школах города Ноябрьска модели организации внеурочной деятельности, и определив их сущность и специфику, мы предлагаем инновационную модель организации внеурочной деятельности младших школьников, ориентированную на требования Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения.
Предлагаемая нами модель организации внеурочной деятельности предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс (УВК).
На сегодняшний день модель УВК является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования.
Используя материалы по организации внеурочной деятельности в муниципальных общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа, работающих по ФГОС НОО, мы предлагаем вариант проектирования внеурочной деятельности с использованием технологии длительной игры через деятельность органов ученического самоуправления и школьного детского объединения «Робинзоны».
Предлагаемая модель внеурочной деятельности ориентирована на социальную адаптацию, подготовку к предпрофильному воспитанию и творческое развитие младшего школьника. Данная модель позволит организовать в начальной школе внеурочную учебно-воспитательную работу с учетом возрастных особенностей младших школьников, ведущей деятельностью которых является игра, дополнит учебный процесс и создаст у ребенка целостную картину восприятия мира. Модель обеспечит эс-