Kasatkina Svetlana Nikolayevna, doctor of Education, professor, Head of Department of pedagogics and psychology of preschool and primary education, kasatka [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky
УДК 378.146
АРСЕНАЛ КВАЛИМЕТРИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ДИАГНОСТИКОКОНТРОЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ВИРТУАЛЬНОГО
МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
П.И. Образцов, А.В. Кисляков
Раскрываются возможности применения арсенала квалиметрических средств и диагностико-контрольных процедур, используемых в разработанной авторами модели виртуального методического кабинета образовательной организации, а также их преимущества при оценке качества обучения.
Ключевые слова: виртуальный методический кабинет, технические средства диагностики, средства педагогической квалиметрии, пакеты диагностических обучающих программ, диагностические тесты (задания, вопросы), рейтинговая оценка.
Разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия требований к подготовке выпускников вузов заданным стандартам знаний. В системе профессионального образования существует широкий арсенал видов контроля и оценки качества предоставляемых образовательных услуг, нередко называемых средствами педагогической квалиметрии.
Далее по тексту под техническими средствами диагностики и педагогической квалиметрии следует понимать программно-аппаратные устройства и комплексы, функционирующие на базе современной микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.
Набор названных средств образует собой технологическую платформу разработанной авторами модели виртуального методического кабинета. Особого внимания заслуживает наличие в базовой платформе ВМК уникальных возможностей, реализация которых создает предпосылки для желаемой и потребной интенсификации образовательного процесса, а также для создания методик,
ориентированных на развитие личности обучающегося. В качестве таких возможностей можно выделить следующие:
- незамедлительная обратная связь между пользователем и СДиПК;
- компьютерная визуализация учебной информации об объектах и закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;
- архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к банкам данных;
- автоматизация процессов вычислительной информационно -поисковой деятельности, а также обработки результатов учебных экспериментов наряду с возможностями многократного повторения необходимых фрагментов учебной работы (или всего эксперимента в целом);
- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения предлагаемых знаний и пр.
С недавнего времени в арсенал этих средств вошли и иные инструменты, органично интегрируемые в ВМК, в частности пакеты диагностических обучающих программ. Практика показала, что эти средства эффективно используются по трем взаимосвязанным направлениям:
- как средства текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контроля знаний, умений и навыков обучающихся;
- как инструменты качественной оценки уровня подготовки обучающихся;
- как средства тестирования отдельных, как правило, системообразующих профессиональных компетенций педагогов и обучающихся.
Основным приемом идентификации во всех названных вариантах выступает диагностика, понимаемая нами как управленческая процедура определения соответствия анализируемых качеств и состояний условному образцу. Как видно, в диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний и умений обучающихся. Традиционная проверка преимущественно лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения.
Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Именно поэтому диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. При этом контроль и оценка знаний, умений
обучающихся включаются в диагностирование как необходимые составные части.
В современной педагогической теории, к сожалению, нет единой точки зрения по поводу определения понятий «оценка», «контроль», «проверка», «учет», «педагогическая квалиметрия» и смежных с ними понятий. Нередко эти дефиниции смешиваются, взаимозамещаются, употребляются то в сходном, то в весьма различающемся значении.
Однако общим родовым понятием для них выступает категория «контроль» и ее синоним - понятие «проверка», которые всегда характеризуют собой процесс выявления, измерения и оценивания знаний, умений и навыков обучающихся. Основной управленческой функцией контроля и проверки является обеспечение обратной связи между педагогом и обучающимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях [3].
Проверка и контроль базируются на функции оценивания, предполагающую в итоге получение некоего результата, отражающего собой величину эффективности предпринятых педагогических усилий. Такой результат может быть получен только посредством использования соответствующего инструментария, в который входят подборки вопросов на понимание и уяснение существа изучаемых тем, материалы для так называемых «контрольно-диагностических срезов», батареи тестов и иные средства контроля, имеющиеся в арсеналах ВМК.
Вместе с тем в плане управления качеством образования функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - практически единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, создания положительной мотивации, влияния на формирование личности будущего специалиста. Именно под влиянием объективного оценивания у обучающихся создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности и обеспечивали их выявление.
С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний и умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности. ВМК в указанной связи выступает таким современным интегральным средством. Благодаря имеющимся в нем возможностям обеспечиваются объективность оценки, ее системность и систематичность, периодичность и постоянство, гласность получаемых результатов.
Объективность оценок, получаемых благодаря возможностям ВМК, обеспечивается научнообоснованным содержанием диагностических тестов, заданий и вопросов, инструментальностью диагностических
процедур, ровным и непредвзятым отношением педагога ко всем обучающимся, точными критериями наличия у них необходимых знаний, умений и навыков. Наряду с этим следует особо указать, что систематичность получаемых оценок состоит в постоянстве и периодичности проведения диагностических процедур на всех этапах дидактического процесса. Она подкрепляется и тем, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся на всех этапах их подготовки с частотой, необходимой для проверки наиболее значимых результатов познания. Различные формы, методы и средства контроля используются обычно комплексно, в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются целям управления качеством образования.
Гласность оценочных действий и процедур заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучающихся по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого обучающегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный и сравниваемый характер. Его статистические значения обычно размещены на сервере ВМК, а потому - общедоступны, наглядны и сравнимы. С управленческой точки зрения они выступают в качестве ориентиров, по которым обучающиеся судят об образовательных эталонах и требований к ним.
Педагогико-управленческий алгоритм использования
диагностических возможностей ВМК строиться по следующим уровням:
1-й уровень - уровень представления знаний (информационных массивов).
2-й уровень - уровень воспроизведения.
3-й уровень - уровень умений и навыков.
4-й уровень - уровень творчества, при котором значимо проявление продуктивной активности сознания обучающихся. Формами реализации здесь становятся изобретательство (рационализаторство), работа по реконструкции в ходе реального курсового проектирования, участие в научно-исследовательской работе.
ВМК, таким образом, выступает в качестве средства развития самостоятельности будущих специалистов, своеобразного генератора формирования их творческих способностей, носителя профессиональноориентированной информации прикладного свойства.
Исходя из названных возможностей комплекса, обучающимся могут предлагаться для решения специальные творческие задачи научноисследовательской, проектной, конструкторской или технологической деятельности.
Результаты предложенных решений могут служить диагностическими показателями формируемого профессионализма первоначально на уровне ориентировочной основы действия, затем исполнительских действий различного спектра и предназначения и,
наконец, контрольных действий, выполняемых обучающимися обычно с помощью педагога [2].
Средства ВМК используются фрагментарно на любом из названных этапов, а могут и на всех в целом. При этом ход и результаты процесса познания могут быть диагностированы соответствующим порядком, что не только предоставит организатору педагогико-управленческого процесса возможность определения «статической картины» тех или иных результатов обучения, но и позволит увидеть многие динамические показатели учебно-воспитательного процесса. Педагогическое оценивание и уровневая диагностика развития обучающегося, таким образом, становятся последовательностью управленческих действий, органично сочетающихся между собой.
Объектом педагогической оценки в этом случае всегда остается деятельность обучающихся, а предметом - результаты этой деятельности, выраженные в различных качественных характеристиках. Очевидно, что наиболее представительными из них являются обученность, воспитанность и компетентность. Косвенным критерием в этом случае может выступать развитость профессиональноориентированных способностей будущих специалистов.
В качестве слагаемых управленческой практики средства ВМК, при их использовании в качестве диагностических инструментов, оказываются в состоянии обеспечить объективность, всесторонность, качественную и количественную определенность получаемых результатов, их точность, надежность и своевременность.
Они могут использоваться по двум различающимся направлениям дидактической практики - текущего анализа результатов воспитательной и дидактической работы, а также анализа итогового состояния сформированности компетенций подготовленного специалиста.
Критериями в обоих случаях выступают: результаты оценки эффективности применения средств и методов индивидуального воспитательного воздействия в текущем учебном процессе; оценки системы организации и методик количественного (общественного) воспитательного воздействия в ходе учебного процесса; оценки результатов воспитания обучающихся на завершающих этапах обучения.
При этом остаются значимыми и частно-дидактические критерии, имеющие прямое отношение к учебному материалу, заданиям, пособиям и учебникам; критерии оценки деятельности обучающихся по овладению учебными программами с отражением результатов формирования знаний, умений, навыков, развития их способностей и, наконец, критерии, связанные с оценкой конечных результатов обучения, деятельности педагога, оптимизацией средств и методов учебной работы.
Учитывая, что при определении результатов приходится учитывать одновременно и качественные, и количественные показатели,
представляется целесообразным использовать рейтинговые системы оценивания.
Рейтинговая система контроля учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением ими знаний, умений и навыков. При этом в нее могут быть интегрированы другие показатели, характеризующие процесс формирования профессиональных компетенций будущего специалиста.
При использовании рейтинговых приемов влияние субъективных факторов минимизируется. А если задания предлагаемого теста подготовлено корректно и качественно, то получаемая оценка может рассматриваться как объективная.
К тому же рейтинговые показатели более дифференцированы, чем иные. Результаты рейтинговых замеров, благодаря особой организации тестов, могут быть представлены, если необходимо, в более конкретных и определенных шкалах, содержащих как количественные, так и сугубо качественные оценки. При этом обеспечивается более высокая точность измерений учебных достижений. Таким образом, рейтинговые оценки обладают заметно более высокой репрезентативностью - то есть показательностью и представительностью, чем традиционные методы контроля [4].
Важно отметить, что тесты можно одновременно проводить в больших группах обучающихся, это дает экономию учебного времени: обработка результатов для получения окончательных оценок проводится легче, быстрее, чем, скажем, проверка традиционных контрольных работ.
Соответствующий опыт уже накоплен в ряде образовательных организаций правоохранительной системы и успешно используется в практике подготовки специалистов.
Для нас принципиально важно, что при реализации диагностических процедур используются те средства ВМК, благодаря которым удается минимизировать недостатки, связанные с отсутствием непосредственного контакта педагога и обучающегося. Это особенно ценно для вариантов тестирования, благодаря которым удается снизить влияние на результат обучающегося факторов, вызванных недостаточной концентрацией внимания, излишним волнением, либо неправильным пониманием условия поставленного задания.
Рейтинг, сформированный посредством использования возможностей ВМК, служит развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины. При рациональном, с дидактической позиции, разделении дисциплины на модули и блоки возможно ее усвоение каждым обучающимся самостоятельно. В этом случае самостоятельная работа обучающихся, ее реализация в образовательной организации, создает условия для развития их личностных качеств. Самостоятельная деятельность по приобретению обучающимися знаний и умений
предполагает четкую регламентацию обучения в зависимости от содержания предмета, условий обучения, уровня подготовленности их к восприятию и усвоению материала.
Поскольку рейтинг - это шкала достижений обучающихся, то совершенно очевидно, что должен быть использован стандартный инструмент измерения.
Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует не только предмету обучения, но и его дидактическим задачам.
Очевидно, что инструментарий ВМК изначально предрасположен к применению тестовых методик, так как их использование здесь органично, оправданно и уместно, прежде всего, с точки зрения целенаправленной педагогической квалиметрии учебного процесса.
Тест - научно обоснованный метод измерения интересующих качеств и свойств личности. В зависимости от предмета измерения выделяются тесты, ориентированные на усвоение объема учебного материала, определение его объема, глубины, его качества, а также тесты, позволяющие уяснить уровень овладения операционными возможностями той сферы знаний, которая освоена обучающимися. В рамках ВМК целесообразно применение тестов первого вида.
Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса [1]. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью и, что особенно значимо для их использования в рамках ВМК, - возможностью автоматизации. Тестовые задания, используемые в арсенале ВМК, отвечают всем дидактическим требованиям. Предлагаемые задания должны быть точны по содержанию, корректны по формулам используемой терминологической системы и специальных характеристических параметров, удобны для оценки в ходе математической обработки полученных результатов.
При работе с заданиями тестирование несет в себе огромный гносеологический потенциал. Оно не только избавляет прикладную педагогику от чрезмерно информационной насыщенности и односторонних качественных описаний, но и обеспечивает строгую ревизию достигнутого, предоставляя для этого объективные методы проверки и более совершенные приемы анализа.
Сугубо управленческой характеристикой использования тестов является их регистрация на платформе ВМК, то есть выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих обучающихся и т. п.).
Соблюдение названых выше условий делает тестирование в рамках ВМК не только средством контроля хода и результатов учебного процесса, но и инструментом оптимизации учебного материала.
При использовании платформ ВМК условия тестов обычно высвечиваются на экране дисплея. Испытуемые дают свои ответы или на специальных бланках для ответов, или на дисплее компьютера.
Вместе с тем, следует указать, что при использовании тестов в ВМК появляются его уникальные возможности. Используя средства современных ЭВМ и соответствующую программную оснастку, педагог может наблюдать не только за получением ответов обучающимися, но и за логикой их содержательного поиска.
Включившись в локальную сеть ВМК, педагог со своего рабочего места видит, к каким массивам информации обращается обучающийся при поиске ответа на поставленный вопрос, каким путем (оптимальным либо неэффективным) он ведет свой поиск, верно ли применяет рекомендуемую методику расчетов и многое иное, вплоть до отвлечений обучающегося на фоновые помехи.
Поэтому не будет преувеличением полагать, что наличие таких возможностей ВМК позволяет анализировать качественные процессы профессиональноориентированного познания, видеть внутреннюю логику обучения специалиста и, основываясь на этой информации, рекомендовать обучающемуся собственный путь профессионального становления, персональную стратегию формирования соответствующих профессиональных компетенций. Таким образом, интерпретация результатов тестирования перестанет быть формально-математическим актом.
Нормативно-ориентированный подход к реалиям современной педагогической квалиметрии принципиально изменяется, приближаясь к требованиям критериально-ориентированного подхода, позволяющего качественно оценивать степень, темп и глубину усвоения учебного материала, истинность его понимания в профессиональноориентированном учебном пространстве.
Суммируя приведенные аргументы, можно утверждать, что использование квалиметрических средств и диагностико-контрольных процедур на платформе ВМК позволяет:
- формировать у обучающихся умения извлекать пользу из опыта, накопленного сторонними носителями;
- организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
- совершенствовать приемы и методики работы со сложно структурированными информационными массивами;
- грамотно, целенаправленно и компетентно обрабатывать имеющиеся базы данных;
- определять предмет изучения, своевременно запрашивать необходимую информацию, консультироваться у экспертов;
- использовать новые технологии информации и коммуникации, смело включаться в них в случае необходимости;
- находить оптимальные варианты решений профессиональных ситуаций.
Список литературы
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2002.192 с.
2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе. М.: Высшая школа, 1980. 384 с.
3. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики: учеб. пособие. Орел: ООО «Горизонт», 213.330 с.
4. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования: монография / под ред. П.И. Образцова. Орел: ОГУ, 2011.338 с.
Образцов Павел Иванович, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected] , Россия, Орел, Орловский государственный университет,
Кисляков Александр Васильевич, доц., нач. УМО, [email protected], Россия, Москва, Московский институт
QUALIMETRICAL MEANS AND DIAGNOSTICS - CONTROL PROCEDURES OF THE VIRTUAL METHODICAL KABINETA OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION
P.I.Obraztsov, A.V.Kislyakov
The arsenal qualimetrical means and diagnostics - the control procedures used in model developed by authors of a virtual methodical office of the educational organization and their advantage at determination of quality of training is considered.
Key words: the virtual methodical cabinet (VMC), technical means of diagnostics, means of a pedagogical kvalimetriya, packages of diagnostic training programs, troubleshooting tests (tasks, questions), a rating assessment.
Obraztsov Pavel Ivanovich, doctor of pedagogical sciences, professor, dean of the faculty of additional professional education and of raising qualifications, manager of the department of continuing education and new technologies of the educational, kind@,orel.ru, Russia, Orel, Orel State University.
Kislyakov Alexander Vasilyevich, teacher, chief of UMO, [email protected], Russia, Moscow, Moscow institute