Библиографический список
1. Баландина Т.М. Социальное проектирование развития организационной культуры // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2005. № 11.
2. Быченко Ю.Г. Накопление человеческого капитала в экономике, основанной на знаниях. Саратов, 2007.
3. Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформаций. М., 2004.
4. Программа развития ООН «Новые аспекты процесса развития человека». М., 1994.
5. Быченко Ю.Г., Логинова Л.В. Социальная политика как механизм развития социального потенциала российского общества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 1.
6. Кудаев А.В. Интегрированная оценка реализации социальных гарантий // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 4 (49).
D.A. Samarov
Innovation Management
in the System of Agricultural Insurance:
Russian and Foreign Experience
The experience of implementation of an agricultural insurance system in Russia and countries with significant agricultural resources is analyzed. It is substantiated that the implementation of innovative models of management in the system of agricultural insurance, as well as comprehensive elaborateness of the system of measures of state support and protection of farmers from different climate-based risks would result in the creation of a sustainable system of business operation in the sphere of agricultural production.
Key words and word-combinations: innovation, management, agricultural insurance, agro-industrial complex.
Анализируется опыт реализации системы агрострахования в России и странах, обладающих значительными сельскохозяйственными ресурсами. Обосновывается, что реализация инновационных моделей управления в системе агрострахования, а также комплексная проработанность системы мер государственной поддержки и защиты сельхозпроизводителей от различных климатических рисков приведут к созданию устойчивой системы функционирования бизнеса в сфере сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова и словосочетания: инновации, менеджмент, агрострахова-ние, агропромышленный комплекс.
УДК 65.011 ББК 60.823.1
Д..А. Самаров
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ АГРОСТРАХОВАНИЯ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
С
/ложность и особенности сельскохозяйственного производства характеризуются высоким уровнем рисков инновационных процессов в аграрном секторе. Риск финансирования научно-производственных результатов, риск временного разрыва между затратами и результатами, неопределенность спроса на инновационную продукцию не могут заинтересовать частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства. Создание и реализация инновационных моделей управления в АПК обусловливают включение в нее большого числа общественных и экономических институтов для интеграции возмож-
198
2015 • № 6 (51)
ностей науки, бизнеса и образования. В тех странах, где не внедряются инновации, формируется устойчивая тенденция их зависимости от импорта продукции и услуг.
Решение этой проблемы для России является крайне важным и актуальным в условиях ее интеграции в систему международных хозяйственных связей. Успехи в этом направлении во многом будут определяться способностью внедрения инноваций в качестве обязательного и основополагающего условия по обеспечению качественного прорыва в технико-технологической базе предприятий АПК, позволяющих им производить конкурентоспособную продукцию, соответствующую мировым стандартам [1]. Все это предопределяет своеобразие подходов и методов управления инновационным процессом, сочетание различных типов инноваций, усиления роли государства в стимулировании инноваций.
Особую важность государственная поддержка сельского хозяйства и реализация системы мер в рамках агрострахования представляют для стран, имеющих мощный сельскохозяйственный потенциал, использование которого сопряжено с большим количеством рисков. Характерным примером в этом плане является политика сельхозподдержки Индии. Для реализации системы мер государственной поддержки сельхозпроизводителей от сельскохозяйственных рисков правительством страны принята государственная программа, осуществляемая при финансовой помощи Всемирного Банка. Программа использует для расчета страховых выплат сведения о среднем количестве урожая в определенном районе и потерях. Реализация данной программы сопряжена с решением ряда проблем, требующих инновационных подходов. Так, значимой проблемой является процесс сбора сведений о потерях урожая в том или ином районе в связи с его трудоемкостью и продолжительностью, приводящих к появлению различных неточностей и манипуляции сведениями со стороны страховщиков.
Решение этой проблемы видится в реализации инновационных технологий «дистанционного зондирования», с помощью которого выявляются регионы с низкой урожайностью, требующие страховой помощи в первую очередь. Для минимизации различных неточностей и профилактики недобросовестного использования данных страховщиками осуществляется полномасштабное применение средств мобильной связи с фиксацией аудио- и видеоданных, которые с помощью средств GPS-навигации точно привязываются по координатам и по времени [2].
Аналогичные подходы предлагаются и реализуются в системе агростра-хования России. Например, созданная в конце 2010 г. межведомственная исследовательская группа «Институт инновационных технологий» (ИГ ИИТ) реализует комплекс мер по адаптации технологии дистанционного зондирования земли и метеонаблюдений для их использования в агростраховании. Группа сформирована из представителей компаний, предоставляющих услуги в сфере высоких технологий на основе космического мониторинга, а также страховых компаний и научных учреждений. Основное направление деятель-
2015 • № 6 (51) 199
ности исследовательской группы — это создание мультиресурсной платформы «Мониторинг опасных природных процессов, управление рисками и экспертиза в АПК». Внимание ведущих бизнес-структур в сфере АПК к результатам работы группы обусловлено прежде всего актуальностью создания эффективной системы агрострахования и повышенным вниманием государства к страхованию из-за глобальных и часто повторяющихся в последнее время опасных погодных явлений [3].
Страхование как форма государственной поддержки является важным инструментом стимулирования развития агропромышленного комплекса. В системе государственных мер в сфере сельского хозяйства оно занимает особое значение также и в силу того, что сложность работы в агропромышленном комплексе заключается не только в производстве и трудоемкости тех или иных видов работ, но и в том, что сельское хозяйство подвержено рискам, связанным с погодными и природно-климатическими условиями. Например, в России в 2012 г. 20 субъектов объявили о засухе, которая в той или иной мере коснулась этих регионов, хотя она была меньше, чем в 2010 г. В стране погибло около 6 млн гектар пашни, что составляет 7,9% от общей посевной площади. Государство направляет значительные финансовые ресурсы на компенсацию сельхозпроизводителям этих потерь, тем самым стимулируя и поддерживая их деятельность [4]. Реализация стратегии страхования рисков в сфере сельскохозяйственного производства на основе государственной поддержки предприятий АПК открывает дополнительные возможности для его стабильной работы.
Система государственной поддержки АПК строится на основе программно-целевого подхода. Реализуемые правительственные программы постоянно совершенствуются в направлении создания эффективного механизма стимулирования сельского товаропроизводителя. Российские парламентарии совместно с Правительством РФ изучают возможность увеличения бюджетного наполнения реализуемых государственных программ в сфере АПК, в частности по растениеводству и животноводству. Помимо инициатив, связанных с увеличением бюджетного финансирования, анализируется практика законодательного обеспечения процесса стимулирования сельхозпроизводителей в рамках Федерального закона от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования». Принятый Государственной Думой во втором чтении законопроект № 403685-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования" и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (об уточнении порядка осуществления сельскохозяйственного страхования)» направлен на защиту российских сельхозпроизводителей и совершенствование механизма их страхования и мер государственной поддержки в сфере АПК.
Принятие поправок в рамках этого законопроекта во многом будет определять систему экономических отношений, которые складываются между
200 2015 • № 6 (51)
государством, сельхозпроизводителями и страховыми компаниями. Вносимые поправки значительно расширили ответственность страховых компаний. Увеличен перечень страховых рисков, которые подлежат страхованию, снижен порог наступления страхового события, исчисляемый как процент от объема планируемого урожая. В целом все эти законодательные изменения будут способствовать расширению сельскохозяйственных площадей, которые прошли процедуру страхования сельскохозяйственных рисков, связанных с производством сельхозпродукции. Эти меры полностью соответствуют тем приоритетам, обозначенным в этой ситуации Президентом и Правительством РФ.
Отметим, что в мировой практике эффективность внедрения и реализации системы страхования в АПК напрямую зависит от того, какой объем посевных площадей застрахован [5]. Специфика развития АПК обусловлена активным воздействием на него факторов природной среды. Выявление видов страховых рисков и их определение является актуальным аспектом рассмотрения в целом проблемы устойчивости агропромышленного комплекса. Следует обозначить максимально полный перечень рисков, которые оказывают на него воздействие. В перечне рисков, которым подвержено сельскохозяйственное производство, наряду с общими рисками, проявляющимися в сельском хозяйстве во всех странах, существуют и риски, которые являются специфическими для той или иной страны и обусловлены спецификой ее экономики. Экономическая специфика России обусловлена происходящими преобразованиями, направленными на ее интеграцию в глобальную экономическую систему на основе развития рыночных отношений.
Исследователи, занимающиеся вопросами классификации рисков, разрабатывают и предлагают различные классификационные модели. Комплексное их рассмотрение позволяет сформировать наиболее полное представление о факторах риска, которым подвержено сельскохозяйственное производство [6]. Проводя ранжирование рисков, исследователи выделяют их по степени значимости следующим образом: 1) риски, связанные с погодными условиями, подверженностью болезням и вредителям, технологическим воздействиям и экологическим факторам загрязнения и глобальным климатическим изменениям; 2) воздействие неопределенности, обусловленное колебанием цен и динамикой рынка (спрос — предложение, обменный курс, тарифы и транспортные услуги и т.д.); 3) риски регуляторного свойства, к которым относятся требования по безопасности продуктов питания и охране окружающей среды; 4) группа рисков, связанная с качеством и количеством факторов производства, например ухудшением качества посевного материала, вносимых удобрений, используемой сельскохозяйственной техники и т.д. [7—9].
В самом общем виде при выявлении показателей риска и их измерении все будет сведено к сопоставлению этих измеренных показателей с их ожидаемыми значениями в зависимости от тех целей и задач, которые были поставлены и определены вначале. Анализ страхования рисков в аг-
2015 •
201
ропромышленном комплексе России не может быть рассмотрен в отрыве от экономического анализа общего состояния всей сельскохозяйственной отрасли. Ключевой проблемой, оказывающей доминирующее влияние на развитие отрасли, признана неоднородность ее климатических условий. Из всех климатических зон, в которых территориально расположена Россия, приблизительно только 30% площади можно оценить как благоприятные для ведения сельского хозяйства с минимальным риском. В среднем по стране неблагоприятное воздействие климатического фактора на урожай наблюдается один раз в два-три года. Вторая проблема — низкий, по сравнению со среднеевропейским, уровень поддержки российских сельхозпроизводителей, а также неэффективное использование тех средств, которые выделяются. Третья проблема связана с высокой степенью изношенности сельскохозяйственной техники и ее низкой производительностью. Четвертая проблема, как отмечают эксперты, — влияние человеческого фактора, связанного с уровнем управленческой квалификации и компетентности [10]. В этих условиях государству необходимо сформировать условия и предложить практические меры по решению этих проблем и созданию действующего механизма поддержки сельского товаропроизводителя. Развитие системы агрострахования в перечне этих мер является одним из главных направлений в деятельности государства.
В России доля сельскохозяйственного сегмента национальной экономики в общем ВВП не превышает десятой части, и такова же часть занятых в сельском хозяйстве. Почти половина продовольствия, которое потребляется россиянами, импортируется. В связи с этим вопрос устойчивого функционирования и развития аграрного сектора экономики имеет важное значение для обеспечения ее продовольственной безопасности. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации определяет понятие «продовольственная безопасность» как состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.
Система мер по поддержке государством сельского товаропроизводителя определяется проводимой бюджетной политикой, которая в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» определяет ряд форм субсидирования по различным направлениям, в частности на развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве. Начиная с 2012 г. в России идет развертывание системы агрострахования с государственной поддержкой. Ее основные составляющие: добровольное страхование; мультирисковая модель, широкий перечень культур; покрытие практически всех культур; страхование осуществляется частными страховыми компаниями. С реализацией этой модели связываются ожидания по снижению стоимости страхования, которая
202 2015 • № 6 (51)
должна привести к увеличению площади застрахованных посевов. Это повлияет на повышение финансовой устойчивости сельских товаропроизводителей и позволит сократить бюджетные расходы на компенсационные выплаты при чрезвычайных ситуациях.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что система агрострахова-ния с государственной поддержкой как перспективное направление развития аграрного сектора в Российской Федерации требует дальнейшего совершенствования законодательной и нормативной базы, направленной на формирование единых, понятных и прозрачных правил. Выделяемое в настоящее время бюджетное субсидирование на агрострахование недостаточно и не отвечает потребностям отрасли. В реализуемой государственной программе поддержки сельского хозяйства не нашла своего отражения агроклиматическая специфика различных регионов России. При реализации системы мер по государственной поддержке сельского хозяйства и выработке российской стратегии агрострахования необходимо учитывать происходящие глобальные процессы, связанные с изменением климата, и накопленный опыт в этой сфере других стран. Основные тенденции развития системы агрострахования в мире обусловлены устойчиво регистрируемым увеличением частоты происходящих природных катастроф, снижением площадей, используемых для производства сельскохозяйственной продукции, увеличением спроса на нее. Общее, что объединяет в этом вопросе различные страны, — это формирование эффективной системы страхования сельскохозяйственных рисков на основе агрострахования, спрос, который в результате этих процессов будет только расти.
Во многих странах мира агрострахование является одним из самых эффективных механизмов финансовой защиты сельхозпроизводителя. Рассматривая практику реализации и функционирования системы агрострахования в США, странах ЕС и других странах, можно отметить много общего в ее организации: обеспечение сельскохозяйственных рисков осуществляется государством и страховщиками совместно; реализуется система государственно-частного партнерства; формируются страховые фонды, осуществляется ежегодная актуализация тарифов и субсидий на предмет их достаточности и ряд других черт. Наличие общих черт сочетается с обязательной спецификой системы агрострахования в каждой стране, что зависит от ее природно-климатических и экономических особенностей.
Итак, реализация инновационных управленческих моделей окажет позитивное воздействие на решение задачи воспроизводства и предотвращения деградации сельскохозяйственных угодий, повышения регулятивной функции государства и саморегулирующей функции бизнеса как на региональном, так и на муниципальном уровне посредством активизации и разработки соответствующих программ развития.
Основой инновационной модели должна стать система мер по агростра-хованию сельских товаропроизводителей, технологическое переоснащение сельскохозяйственных предприятий, применение ресурсосберегающих техно-
2015 •
203
логий, направленных на снижение энергопотребления сельскохозяйственных производств, его информационное и инфраструктурное наполнение, развитие логистики и перерабатывающего сегмента сельскохозяйственного производства в соответствии с потребностями отрасли и рынка.
Библиографический список
1. Генералова С.В., Щербаков В.А., Рябова А.И. Механизм создания и оценка эффективности микроэкономических инновационных систем на сельскохозяйственных предприятиях. Саратов, 2013.
2. Индия: инновации в агростраховании. URL: http://tristar.com.ua/1/news/indiia_innovatsii_ v_agrostrahovanii_27871.html
3.ХрабсковЕ.Н. Системе агрострахования в России - инновационный путь развития. URL: http://www.ininfo.ru/mag/2011/2011-03/2011-03-005.html
4. Панков Н. Через 5-10 лет экономика России будет прирастать сельским хозяйством // Промышленник России. 2012. Дек.
5. Boehlje M.D., Trede L.D. Risk Management Agriculture // Journal of American Society of Farm Management, Rural Appraisers. 1977. Vol. 41. P. 20-27.
6. Саяхова Э.В. Страхование рисков в сельском хозяйстве. URL: http://www.iupr.ru/do-mains_data/files/zurnal_10/Sayahova%20E.V.(socialno-ekonomicheskie%20aspekty%20razvitiya %20sovremennogo%20gosudarstva)%20(2).pdf
7. Круглова Н.Е. Инструменты управления рисками в сельском хозяйстве: от диверсификации до погодных фьючерсов. URL: http://science-bsea.bgita.ru/2010/ekonom_2010_2/kruglo-va_instrument.htm
8. Страхование / под ред. В.В. Шахова, Ю.Т. Ахвледиани. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2011.
9. ЕгоровД.И. Страхование сельскохозяйственных рисков: дис. ... канд. экон. наук. М., 2010.
10. Основные показатели сельского хозяйства в России. URL: http://gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096652250
204 2015 • № 6 (51)