TERRA ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
46
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИА -ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВАЕНИА В СОЦИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
ОВЧАРЕНКО Г.В.,
доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики и менеджмента в машиностроении, Ростовская-на-Дону государственная академия сельскохозяйственного машиностроения, 344023, г. Ростов-на-Дону, ул. Страны Советов, 1;
САВЕЛЬЕВА О.Г.,
доцент,
кафедра экономики и менеджмента в машиностроении, Донской государственный технический университет, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
В статье рассматривается значимость особых знаний для выживания организации при кризисе, т.к. носителем и творцом идей является человек, способствующий реализации новых технологий в производстве на основе новой философии бизнеса.
Ключевые слова: инновационное развитие; информационные технологии; особые знания; менеджмент.
The author stresses importance of special knowledge for survival of a company in the time of crisis because it is the man who creates ideas and promotes implementation of new technologies in production on the basis of new business philosophy.
Keywords: innovation development, information technology, special knowledge, management.
Коды классификатора JEL: O32.
В современном развитии России определяющим становится инновационное развитие, которое требует нового понимания значимости взаимодействия неотехнологий и социотехнических систем. Практически нужно создавать новую национальную инновационно-информационную инфраструктуру (НИИИ), обеспечивающую оценку, анализ и прогноз конъюнктуры рынка для расширения новационной восприимчивости компаний к неотехнологиям и организационным новациям, что позволит увеличить выпуск новых конкурентоспособных видов продукции на экспорт.
© Овчаренко Г.В., Савельева О.Г., 2010
Равновесие на рынке предопределяется интеграцией науки, бизнеса и производства при поддержке государством воспроизводственного процесса с применением новационных технологий — гарантии инновационного развития экономики при постоянном обновлении организации управленческих процессов производства для повышения инновационного потенциала России.
Значимость новой экономики характеризуется:
♦ увеличением новшеств за счет новых информационных технологий;
♦ умением генерировать компаниями потоки новой информации;
♦ эффектом распространения цифровой технологии;
♦ компьютерным моделированием — min время на конструирование;
♦ новейшими технологиями и материалами;
♦ цифровой революцией.
Техническая революция — это фаза подъема, отмечает М. Мендел в своей книге «Грядущий упадок Интернета», которая характеризуется быстрыми темпами технологических инноваций, инвестиционным бумом, но также отмечает существование понижательной фазы технологического цикла новой экономики, которую характеризуют:
♦ технологическая стагнация;
♦ нестабильность венчурного капитала;
♦ уменьшение производительности труда.
Технология управления инновационными изменениями базируется на инновационной политике с использованием инструментария инновационного маркетинга взаимодействия для реализации инновационных проектов. Такой алгоритм инновационных технологий предопределяет осуществление:
♦ инновационного маркетинга взаимодействия для определения сегмента рынка новому продукту (услуге);
♦ инновационного проекта с реализацией новшества;
♦ процесса управления инновациями с инномотивацией [5].
Анализ и оценка инновационных изменений — ключевой фактор стратегического управления инновационными возможностями (желаниями) конкретных клиентов. П. Друкер отмечал, что «дисциплина инновации — систематическое исследование тех участков изменений, которые, вероятнее всего, таят в себе, предпринимательские возможности» [1].
При управлении изменяющимися инновациями менеджеры обязаны видеть сценарий моделирования деятельности в конкретной ситуации, что позволит определить путь гибкого развития через инструментарии оперативного и инновационного маркетинга взаимодействия, предопределяющего будущие желания конкретных клиентов, радикально отличающиеся от предложений конкурентов (рис. 1) [5].
Ускорение эффективности управления инновациями определяют внутренние изменения организации через:
♦ мониторинг производительности труда;
♦ степень конкурентоспособности нового продукта (услуги);
♦ социально-психологическое поведение работников;
♦ уровень новых знаний;
♦ индивидуальное удовлетворение желаний конкретного клиента.
ТЕША ЕСОІХІОМІСІІБ ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ТЕНА ЕСОІХІОМІСІІБ ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
Рис. 1. Инновационный маркетинг взаимодействия — будущие желания клиентов
Как отмечал Г. А. Черчилль, надо уметь раскрыть особенность отношения человека-клиента ко всему новому. Поскольку инновационная сфера становится глобальной, цена перестала быть значимой, так как главным вектором становится новационный товар, ибо конкуренты появляются неожиданно. Как бы происходит «удивительное превращение» инновация-товар в сферу инновация-услуга — поле новационного творчества в безграничность рождения новых идей, так как инновационный товар — это синергетический эффект на рынке, то есть может использоваться во всем мире (пример: мировой уровень конкурентности самолетов МИГ), ибо их модернизация не повышает цену — это называется феномен инновационного предложения — новационное позиционирование на рынке порождает возникновение «нового сознания» у конкретных клиентов. Однако надо отметить значимость качества новационного товара, которое создает его новую ценность, новое сознание у менеджеров и новую рыночную сущность.
Феномен инновационного маркетинга взаимодействия предопределяет практическую реализацию инновационного продукта только при наличии равновесия интересов участников инновационного процесса на основе инновационных технологий с учетом:
♦♦♦ стратегического позиционирования пожеланий участников процесса; ♦♦♦ достижения будущих возможностей;
♦♦♦ улавливания пожеланий клиентов.
В условиях необходимости развития новой экономики в России происходит изменение концепции социотехнических систем — революционные изменения — «бизнес заново» в духе сформулированной М. Хаммером и Дж. Чампи — концепции реинжиниринг бизнеса — радикальные изменения процессов производства по всей цепочке стоимости с учетом будущих потребностей конкретного клиента на уровне мирового качества продукта при жесткой конкуренции, т.е. рождение инновационного управления с применением циф-
ровых информационных технологий в новых гибких бизнес-процессах с новой компетенцией работников с целью раскрытия и реализации их потенциала для повышения конкурентоспособности организации при использовании:
■ инструментов инновационного маркетинга взаимодействия;
■ новых особых знаний;
■ цифровой информации;
■ нанотехнологий, взаимодействие которых предопределяет значимость становления инновационной экономики, воплощенной в реализации инновационных национальных программ.
Одновременно главной целью инновационного развития экономики является создание гибкого и мобильного инновационного потенциала, который предопределит взаимодействие инвесторов, науку и производственный потенциал и генерирование нанотехнологий для перехода к наукоемкому ресурсосберегаемому производству с мировым качеством продукции.
Эффективность использования инновационного потенциала предопределяется инновационным маркетингом взаимодействия при осуществлении направлений инновационной политики в социотехнических системах и общественном производстве с ориентацией на изменение структур потребностей общества «из-за воздействия одних инноваций на другие» [5], что определяет гибкое применение инновационной деятельности с реакцией на изменения экономической среды при внедрении новых новшеств в производстве при регулируемом инновационном процессе на микроуровне и возникновении инновационной ситуации, т.е. способность субъектов к генерации инноваций. Таким образом, возникает диффузия инновационной альтернативы — это процесс решения проблемной ситуации нетрадиционным способом — через инновационный акт.
П. Друкер определил ситуацию в нашем обществе как «эпоху без закономерностей», поэтому менеджерам надо уметь управлять в условиях разрывных изменений технологий. Специалист по системному управлению Р. Аккоф отмечает, что вследствие ускорения изменений необходимо предвидеть развитие производственной системы и учиться адаптироваться.
У П. Друкера инновации — это действия, наделяющие ресурсы новой способностью производить новые материальные ценности [1], которые являются инструментом предпринимательства — это поиск изменений, то есть условием внедрения инновации в производство является применение инновационного маркетинга взаимодействия с учетом партнерских отношений с конкретными клиентами [5].
Маркетинговый подход к управлению инновационными изменениями отражает знание потребителей и предопределяет применение прорывных технологий в инновационной деятельности — как результат инновации — «создание и представление товаров и услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые и более современные» [3], отвечающие степени новизны с учетом будущих потребностей клиентов.
Пришла эволюция маркетинга с переходом на уровень инновационного маркетинга взаимодействия с его разнообразными чертами:
ТЕНА ЕСОІ\ЮМІСиБ ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ТЕ1НА ЕС01\ЮМ!С118 ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
♦ формирование гибких неординарных подходов в деятельности организаций на рынке;
♦ применение нейромаркетинга в сочетании с блог-маркетингом [4]
♦ маркетинг — социальный диалог коммуникативной личности;
♦ маркетинг — чувств человека-потребителя;
♦ мобильно-вирусный маркетинг — привычка людей делиться информацией;
♦ цифровой маркетинг — интернет-маркетинг.
Совершенно очевидно, что различные инновационно-маркетинговые технологии предопределяют революцию в товаро-денежном потоке: вместо «товар-деньги-товар», в интернет-бизнесе имеет место «товар-информация-товар» [2], то есть информационный поток управляет потоками товаров и инвестиций, формирует новые качества инновационного развития.
Логика инновационного развития организации определяет вектор новационно-тактического планирования — переход на новый уровень управления инновационного маркетинга взаимодействия, который предопределяет взаимосвязь: стратегии, новой философии бизнеса и значимости новых особых знаний.
Концепция инновационного маркетинга взаимодействия основана на принципах тонкого исследования рынка и активного поиска новых атакующих стратегий с целью диффузии новшеств на новые сегменты рынка, что позволит гибко проводить анализ конъюнктуры рынка и выбрать нужную нишу на рынке и смоделировать спрос, учитывая поведение и пожелания конкретного клиента. Ключевым фактором инновационной стратегии является прогнозирование спроса на новый вид товара и его позиционирование на рынке, что предопределит при реализации инновационного проекта какой товар, какого качества и какому клиенту предлагать с учетом удовлетворения будущих его пожеланий.
По оценке Черникова В. И., «... по мере внедрения в бизнес цифровых информационных технологий и систем» происходит становление новейшего периода эволюции маркетинга — глобального интегрировано-коммуникационного [б]. По мнению Р. Коха, процесс формирования концепции инновационного маркетинга взаимодействия предопределяется четырьмя сдвигами в мировой экономике [7]:
♦ значимостью международных бизнес-сетей;
♦ закреплением привилегированных положений развитых экономик;
♦ развитием Интернета;
♦ дезагрегированием мировой экономики и цепочек ценностей.
Ключевая роль в этом принадлежит человеку-носителю, творцу идей с
ориентацией на реализацию приоритетных национальных программ — это предопределяет взаимодействие всех элементов государственной инновационной политики, предопределяющие новационные изменения для создания новых социальных ценностей и адаптацию работников организации к инновационной восприимчивости.
Применение агрессивной инновационной стратегии в управлении инновациями с пониманием значимости информационной революции, которая
предопределяет переход от материальной к интеллектуальной экономике — экономике знаний, то есть научные знания и уникальные навыки, как отмечал Т. Сакайя, становятся движущей силой, а ключевым фактором являются ценности, созданные знаниями, определяющие источник стоимости — это новая модель инновационного управления с саморазвитием и самореализацией личности в социотехнических системах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Друкер П. Эффективное управление. М., 2007. С . 8, 142.
2. Карпова С.В. Инновационные подходы в маркетинговой политике современных ТНК // Маркетинг. 2009. № 2.
3. Крутик А.Б.,Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. СПб.: Питер, 2004.
4. Обухова Я. Подсознание на службе у продавцов // Услуги и цены. 2006. № 19. С. 30.
5. Овчарепко Г.В., Овчарепко Н.Г. Инновационное управление в современной организации: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Изд-во ЛаПО, 2007.
6. Черников В.И. Комплексный глобальный интегрированный маркетинговый канал: генезис и кооперация // Инновации. 2003. № 7.
7. Koch, R. The Financial Times Guide to Strategy: How to Create and Deliver a Useful Strategy // Financial Times. London, Prentice-Hall, etc., 2000. P. 279.
ТЕША ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2