ОВЧАРЕНКО Г.В.
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ - УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ РАЗРЫВАМИ И
ИЗМЕНЕНИЯМИ
В веке глобализации общество находится под воздействием биоинженерии и нанотех-нологий, которые предопределяют инновационное развитие экономики и образование эффективной инновационной системы на макро- и мезоуровнях. Создание таких систем востребовано изменением различных форм внедрения и реализации инноваций в производстве: обновление, реструктуризация и реинжиниринг. Ш Практика современного развития организации показывает, что нужна новая гибкая стра-¡5 тегия восстановления интеграции науки и производства при творческом процессе участия и сотрудников, что позволит возродить восприимчивость к процесс-инновациям и привлечь X инвестиции в новые технологии и услуги на основе новой философии общности интересов ^ всех участников этого процесса, с принятием мягких гуманных цивилизованных методов ре-^ гулирования занятости при партнерских связях с поставщиками и клиентами.
Отсюда возникает необходимость применения новых теоретических подходов с практи-^ ческим управлением инновационной активностью при: о - применении инновационного маркетинга; ^ - наличии инновационной культуры; |\ - создании инновационного климата.
^ Научная теория утверждает, что инновационное развитие организации - это процесс Ш самообновления в виде появления новых технологий, новых продуктов, новых знаний, поз-.л, воляющих прогнозировать внедрение новшеств на основе новой философии бизнеса. С помощью эффективного управления экономической рентабельностью при обосновании ин-£ новационных решений с чисто рыночными ориентирами на конкретного клиента с учетом -Е анализа технологических пределов в нужное время - увязать технологию с рыночным по-а тенциалом - быть на гребне 5-ой "технологической (кондратьевской) волны". | Управление инновационным развитием является средством, стимулирующим экономике ческий рост на этой волне с антикризисным регулированием на микро уровне, и характери-о зуется цикличностью изменений экономической конъюнктуры и инновационными прорыва° ми в технологиях.
ф Волны нововведений определяются 50-ти летними циклами с накоплением нового тех-о нологического потенциала и технологических перемен, иначе говоря, появляется база для
3 предвидения технологических разрывов, которыми надо уметь управлять, потому, что они > несут революционные изменения в сфере производства новейших продуктов и услуг.
о Ускорять процесс создания и реализации новшеств призван инновационный маркетинг -
0 управленческие инновации, в основе которых лежат организационные, технологические, 9 экономические и социальные новшества, предопределяющие процесс поиска новых целевых т рынков и потребителей для ускорения реализации новшеств в сфере инновационных про-£ дуктов и услуг. Одновременно инновационный маркетинг является катализатором перест-£ руктуризации производства, главным средством организационно-структурной перестройки ;= его управления и технологического обновления хозяйственного комплекса страны. Иннова-Е ционный маркетинг улавливает момент уменьшения спроса на продукт и обуславливает неси обходимость замены его другим, отвечающим в этот момент изменившимся условиям спроса
4 на рынке.
^ Инновационный маркетинг характерен для предприятий, которые основывают свою де-^ ятельность на принципах предпринимательско-инновационной конкуренции, выпуская на
1 рынок продукцию с принципиально новыми потребительскими свойствами. Только таким ° путем в инновационной деятельности предприятия реализуется основной принцип иннова-§ ционного маркетинга: успех на рынке - «время - деньги - время».
Практика показывает, что в начале внедрения инновации часто не окупаются (участок пологого роста логической кривой) и при этом, чем масштабнее новшество, тем выше должен быть уровень предпринимательской структуры, которая в состоянии осуществить необходимое финансирование. Р.Фостер не только утверждает это теоретически, «но и иллюстрирует множеством примеров из истории американского бизнеса: ошибки в принятии решений по обновлению производства, связанных с инновациями, происходили из-за недостаточности знаний потребностей клиентов и отсутствия стремления к обновлению» [1]. Поэтому применение новейшего экономического механизма и новых знаний обеспечат регулирование циклического развития экономики, а потребности каждого потребителя предопределят эффективное функционирование новой парадигмы управления инновациями. При непрерывной разработке и внедрении новшеств решится проблема обновления производства с учетом специфики развития страны, региона и организации [1, с. 86].
Как пишет Р. Фостер [1] «...экономичность - это перескок на новую логическую кривую......следствие внедрения инновации в пользу технологического разрыва (новой технологии)», иначе говоря, необходим поиск новационных форм планирования новшеств в усло- .о виях жесткой конкуренции и постоянно изменяющейся среды. ц
Изменения в экономике, обуславливаемые циклическими и технологическими сдвигами и постоянной неопределенностью среды, а также разрывы теории и практики управления предопределяют применение процессов инновационных решений, основой которых является инновационный маркетинг, реализацией которого является инновационный проект, позволяющий получить привлекательный продукт, отвечающий будущим желаниям конкретного клиента. Ш Новейшим эффективным методом инновационного маркетинга в условиях жесткой ры- ^ ночной конкуренции является создание квазирисковых малых инновационных фирм внутри I-
Ш
N □
□
Ш
О
компаний, основу которых составляет разработка рискового наукоемкого проекта, предус
матривающего необходимость систематического обновления номенклатуры выпускаемой □ продукции при обострении конкуренции со стороны других фирм.
В условиях научно-технического прогресса на рынках сбыта возрастающее значение приобретают факторы неценовой конкуренции (качество, дизайн, надежность), а реализация
новшеств осуществляется за счет быстрой замены выпускаемой продукции, что и предопре- о
деляет необходимость применения инновационного маркетинга в период рыночного рефор- |
мирования экономики. Поэтому система инновационного маркетинга призвана обеспечить о
приток информации о текущем спросе на рынке, разработку стратегии определения ожидае- ш
мого спроса на новшества в будущем. х
В производственном процессе наступает период спада реализации продукта, от которого д
нужно уйти путем управления технологическими разрывами, определяя пределы техноло- о
гии, осуществив быструю разработку и внедрение нового продукта с опережением конку- ^
рентов [1, с. 42]. £
тг °
Практика показывает, что именно инновационная культура предопределяет появление а
восприимчивости работников к новым идеям и творческому энтузиазму и улучшает произ- с
водственно-экономические аспекты. Видится необходимость разработки механизмов фор- о
мирования в обществе новых ценностей с пониманием значимости инновационной культу- ^
ры, обеспечивающей взаимосвязь бизнеса с гуманиторологией технологий для человека на о
уровне социальных институтов. о
Инновационная культура «рождается» участниками социального носителя инновационного потенциала, которыми являются инмены нового типа и работники-новаторы, способс- о твующие открытию новых рынков, новых видов товаров и инновационных услуг для конкрет- ^ ного потребителя. Более того, гуманитарологическая технология предопределяет «создание | доверия» у работников к изменениям, то есть способность к вхождению в инновационную ^ атмосферу с интересом к технической новизне.
На практике в условиях смешанной открытой экономики возникает необходимость но-
вационной культуры, как источника новой энергии и динамизма организаций, новой фило- ф
т
софии организации, где творцами ее являютя инмены, а носителем - человек. Одновременно растет взаимовлияние новых ценностей управления и персонала, что предопределяет клю- о
I
чевую роль человека в новом производстве с новой его культурой, то есть в организации 9 рождается новационно-социальное партнерство. ^
В результате появляется новая парадигма производственной и экономической демократии, новая форма стимулирования процесса свободы творчества, то есть прямое «соучастие» работников организации не только в принятии управленческих решений, но и в собственности. «Феномен соучастия» - это превращение демократии соучастия в организацию с самоуправлением.
Новационная культура организации с ориентацией на конкретного потребителя, повышает ее «чуткость», что и предопределяет готовность бизнеса к удовлетворению потребностей каждого клиента, поворот организации к человеку-производителю и человеку-потребителю - это новые гуманистические приоритеты развития как организации, так и экономики в целом. Таким образом, «... наступает время всеобщего осознания того, что от уровня индивидуальной самореализации каждой личности зависят масштабы достижения человечества в обретении материальных и духовных благ, сбережения окружающей природной среды, облагораживания общественных отношений». Фактически в современных условиях в сознании ^ человека должны прочно утвердиться общеловеческие гуманистические ценности. л Гуманитарная культура и знания должны стать достоянием современных менеджеров, о способных развивать в каждом работнике стремление к творчеству - чувство полета в бу-® дущее.
Иначе говоря, нравственное поведение и умственное развитие менеджеров невозможно ? без их приобщения к историко-философскому наследию, этике, политологии и социологии. ^ Такова должна быть логика воззрения современного менеджера в организации, так как его Ш гуманитарные знания - важнейший фактор новационного развития экономики. | Итак, необходима новая концепция научения инновационно-гуманитарному управле-I- нию - путь к инновационной культуре производства - это создание атмосферы становления ^ гуманистического сознания у работников организации при изменении человековедческих □ технологий, то есть предопределяется «появление управленческой гуманитарологии» в виде ^ гуманизации производства - фактора закономерности гуманистического развития рыночной экономики. Так Шепель В. М. утверждает, что «гуманитарный эффект японского бизнеса -стимул в разработке человеческой концепции профессиональной подготовки менеджеров о производства».
| На практике гуманистические цели, возникающих новых экономических и социальных
0 систем управления, предопределяют потребность в создании «всеобщей технологии жития ш человечества», то есть формирование в социальной психологии человека нового понимания
1 своей роли в обществе - роли творческого субъекта экономической деятельности, что позво-о лит сохранить духовное единство всех субъектов смешанной экономики - базиса существо-о вания человечества.
^ Особенность современной России - короткий период прохождения всех этапов развития ™ цивилизованного общества, который предопределил переход к новой парадигме управления о. на макро-, микро- и мезоуровнях с целью удовлетворения потребностей каждого работника < и повышения практики производства с учетом мирового качества продукции. Как следствие о появляется потребность в специальном инструменте управления - инновационном марке-ф тинге, ориентированном на конкретного клиента с адаптацией к меняющейся среде в конк-о ретной рыночной ситуации при жесткой конкуренции.
о Одновременно нужно уметь улавливать желания и предвидеть новые будущие требова-¡2 ния клиентов - это успех новшества, который зависит от культурных ценностей целевого
0 рынка с учетом фактора времени, необходимого потребителю для принятия нового продукта ^ и инновационной услуги.
| Инновационно-маркетинговая ориентация - это изменения для внедрения инноваций, ^ которые предопределяют новые соотношения в производственном процессе, отдавая предпочтение службе продаж - изменение ассортимента продукции и расширение услуг.
1 В этой связи важнейшими факторами, определяющими необходимость внедрения новей шеств являются инновационный потенциал и изменения конъюнктуры рынка, которые ха-| рактеризуются: минимизацией изменения производства, поиском новых элементов рынка и о обновлением производства с целью реализации нового продукта с применением специфи-9 ческих элементов. К числу таких элементов относятся создание бизнес-единиц, реализация ^ пилотных проектов и жесткое бюджетирование всех бизнес-процессов.
Однако надо отметить слабую интеграцию производства с наукой, которая, в основном, обеспечивается своими силами за счет внутренних ресурсов организации.
Технологические инновации предопределили необходимые изменения в организации управления инновациями, обновления всей системы подготовки рабочей силы и повышения уровня человеческих ценностей, которые требуют применения нового механизма гибкой мотивации, новой интегрированной системы стимулирования. Иначе говоря, в философии бизнеса происходит переход от техноцентризма к пониманию приоритетности интеллекта человека: его знаниям, квалификации и ценностям - формируется новая модель развития и использования человеческих ресурсов - экономика для человека. Появляется необходимость новационного переосмысливания практики организации бизнеса (деятельности), системы занятости, новых методов обучения и переподготовки, выработки гибких стратегий, на базе новых социо-технических подходов, форм и методов управления человеческими ресурсами.
Технология для человека становится выражением производственной культуры, переходящей в корпоративную, а при наличии инновационного климата и творческой деятельности ^ в организации на уровень инновационной культуры. .о
В связи с этим в различных фирмах проявляется движение к новой модели взаимодейс- о твия различных форм компьютеризации и гуманизации технологии производства, что спо- ® собствуют применению гибких форм ротации рабочих мест и интегрированной бригадной организации труда. ?
Один из выдающихся специалистов в области управления инновациями Дж. Козмецки ^ отмечал: «Эффективная коммерциализация инноваций и технологий - ключ к политическо- Ш му и экономическому могуществу и качеству жизни .... определяют степень процветания ... ^ общественной жизни». I-
Практика и теория подтверждают, что инновационный путь развития организации, охва-
N
тывающий циклы создания новых технологий, товаров и инновационных услуг с рациональ- □ ным использованием различных новшеств, рассматривается, как инновационно-стратеги- О
Ш
О
ческое направление преодоления экономических и социальных проблем в стране. Все это предопределяет преодоление кризисных ситуаций, нестабильности в деятельности организаций, адаптирования к новым экономическим условиям с ориентацией на человека. о
си
I—
ЛИТЕРАТУРА о
1. Фостер Р. Обновление производства. М.: Прогресс, 1987. ш
I
>
0
1_
_ о
I
ОВЧАРЕНКО Г.В. ш
СО I—
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ - УМЕНИЕ УЛАВЛИВАТЬ о.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗРЫВЫ |
0
- о
1_
о
В век глобализации развитие научно-технического прогресса носит взрывной характер, о и поэтому все отрасли промышленности вынуждены приспосабливаться к изменениям вне шней среды, осуществлять ноостратегический выбор в области применения технологии - со хранять прежнюю или переходить на новую. Совершенно очевидно, что топ-менеджерам о необходимо уметь оценить существующую технологию с помощью S-кривой, определить время перехода на новую для более эффективного протекания технологического процесса. £ В. Кушлин говорит, что использование «.циклических комплексных переходов будет спо- ф собствовать появлению новых организационно-технологических парадигм функционирования производительных сил» для создания стимулирующего механизма интеграции «наука ^ производство сервис» в основном звене рыночного хозяйства. ю На практике эффективное управление технологическими разрывами определяется пре- | делом текущей технологии и своевременной организацией освоения новой технологии в £
производственном процессе при изготовлении нового продукта с качественно новым уров- 9
П)
нем маркетинга.