ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ
Инновационный контракт
как инструмент частно-государственного
партнерства в сфере инноваций
В. Н. Киселев,
к. э. н., руководитель направления Межведомственного аналитического центра
e-mail: [email protected], [email protected]
М. В. Яковлева,
ведущий советник аппарата Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике
e-mail: [email protected]
В статье описывается новeйший подход к стимулированию инновационной деятельности, реализуемый в рамках частно-государственного партнерства между ведущим высокотехнологичным кластером и Правительством Нидерландов и предусматривающий заключение так называемых
инновационных контрактов между правительством, научными организациями и предприятиями страны. Обсуждается возможность применения инновационных контрактов в Российской Федерации в рамках развития деятельности технологических платформ.
Ключевые слова: инновационный контракт, инновационный ваучер, инструмент инновационной политики, инновационная деятельность, высокотехнологичный кластер, технологическая платформа, инновационный проект, инновационная политика, право на результаты интеллектуальной деятельности.
Известное своим творческим подходом к стимулированию и поддержке инновационной деятельности Правительство Нидерландов в январе 2012 г. ввело в действие новый инструмент поддержки инновационной деятельности — инновационный контракт, заменив действовавшую с 1997 г. систему инновационных ваучеров. Смена парадигмы поддержки инноваций в Нидерландах произошла в достаточно короткие сроки: 23 декабря 2011 г. министру экономики, сельского хозяйства и инноваций были переданы проекты дорожных карт развития ведущих секторов экономики страны, на основе которых планируется внедрение инновационных контрактов в качестве нового инструмента государственной инновационной политики, охватывающего 16 высокотехнологичных направлений, и уже 16 января 2012 г. проекты первых инновационных контрактов, имеющих целью развитие десяти высокотехнологичных секторов страны, были направлены министерством в Палату Представителей голландского парламента [1] для согласования. Одновременно министерство объявило, что промышленность, включая малые и средние предприятия, и научные организации намерены инвестировать 1,5 млрд евро в исследования и разработки для обеспечения научно-технического
задела. При этом бизнес и научные организации объединяются в консорциумы, чтобы совместно работать по инновационной тематике. Правительство Нидерландов обещало поддержать такие консорциумы, ежегодно выделяя на их нужды порядка 90 млн евро [2].
Дорожные карты развития ведущих секторов экономики Нидерландов, ставшие основой для формирования и реализации инновационных контрактов, были разработаны по инициативе одного из голландских кластеров «Высокотехнологичные системы и материалы» (High Tech Systems and Materials — HTSM) по итогам обстоятельной дискуссии с основными научными организациями страны. Эта дискуссия позволила скорректировать и дополнить видение целей развития высокотехнологичных секторов, имевшееся в ключевых компаниях кластера, содержанием и результатами работы научных организаций. По итогам проведенных консультаций было принято решение основной акцент в проектах развития сделать на те технологические инновации, которые способствовали бы устойчивому экономическому росту на социально ориентированных рынках, а частно-государственное партнерство заинтересованных участников оформить в формате инновационного контракта.
о
о
(N
Ol
J
<
CQ
0 X
1
В чем же суть нового инструмента, и чем инновационный контракт отличается от инновационного ваучера — схожего инструмента инновационной политики, который также был «изобретен» в Нидерландах? Не вдаваясь в подробности ваучерных схем, описанных в предыдущей статье [3], отметим главные особенности нового инструмента.
В основе инновационных контрактов, каждый из которых составляется по одинаковому формату и начинается подробным резюме проекта, лежит содержание так называемых дорожных карт, определяющих инновационную тематику сектора. Резюме включает подробное описание проблемы, ожидаемый результат, организацию управления проектом, а также основные параметры бюджета. В инновационном контракте, помимо основного содержания проекта, подробно описываются проблемы, которые потребуют принятия политических решений.
Всего на начало 2012 г. были подготовлены дорожные карты для 14 высокотехнологичных секторов, в дополнение к двум, которые охватывают 2 межсекторальных направления — нанотехнологии и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Степень детализации дорожных карт обеспечивает достаточный объем информации, необходимой для того, чтобы организовать сбор проектных заявок на проведение исследований от институтов, входящих в Организацию научных исследований Нидерландов (Netherlands organisation for scientific research — NWO), а также от независимых исследовательских организаций — TNO и NLR.
Каждая дорожная карта, разработанная под эгидой HTSM, является коллективной собственностью команды разработчиков, включающей: представителя сектора экономики, который является председателем группы, представителей научных организаций (NWO, NLR или TNO), а также представителей других заинтересованных предприятий и научных организаций.
Руководство HTSM планирует ежегодно повторять эту процедуру, обеспечивая при этом обновляемый технологический и финансовый прогноз. Ожидается, что при последующих циклах обновления дорожных карт станет возможным проводить оценку достигнутых
результатов, определять новые приоритеты и закрывать финансирование менее срочных. Потенциально результатом должен стать пересмотренный инновационный контракт, продленный на один год.
Общий бюджет кластера HTSM для проектов в рамках частно-государственного партнерства до 2015 г. включительно запланирован в объеме 1427 млн евро [4], что на 206 млн больше, чем в 2012 г. (рис. 1). Все участники программы реализации дорожных карт были приглашены подписать заявление о намерениях, указав в них область своих интересов и уровень финансового участия. По состоянию на 23 декабря 2011 г. о своем участии в одной или более дорожных карт заявили 662 компании, среди которых 81% составили малые и средние предприятия, а 456 — подписали заявления о намерениях.
Ввиду запланированного промышленностью увеличения инвестиций в период до 2015 г. на 85 млн евро руководство HTSM обратилось к NWO с просьбой увеличить финансирование совместных проектов в течение этого срока на 60 млн евро. При этом будет необходимо, чтобы правительство увеличило ежегодный бюджет Технологического фонда Нидерландов (STW), также участвующего в реализации инновационных контрактов, на 22 млн евро.
Указанное выше увеличение финансирования исследований и разработок со стороны HTSM запланировано не только в целях реализации амбициозных исследовательских проектов, но и для стимулирования государственно-частного партнерства через механизм инновационных контрактов, который, как планируется, станет в предстоящие годы основным инструментом в Нидерландах для реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере науки и инноваций.
Заметим, что на рис. 1 представлены только 15 дорожных карт, разработанных структурами кластера HTSM. Что касается дорожной карты по информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ), то в ходе ее подготовки выяснилось, что значение сектора ИКТ для экономики значительно важнее и шире, чем это виделось с позиций HTSM. Поэтому дорожная карта по ИКТ разрабатывалась отдельно при участии
Рис. 1. Финансирование дорожных карт HTSM в 2015 г, млн евро
Источник: [4]
1. Диагностика:
1.1. Медицинская визуализация:
• получение изображения и обработка сигнала;
• обработка изображения.
1.2. Персонифицированное моделирование.
1.3. Новые методы диагностики.
2. Процедуры и терапия:
2.1. Неинвазивные методы.
2.2. Процедуры и лечение на основе визуализации.
2.3. Ядерная медицина.
2.4. Радиотерапия.
2.5. Методы реабилитации.
2.6. Нейростимуляция.
3. Домашнее и коммунальное здравоохранение:
3.1. Профилактика, домашний и внешний мониторинг, оповещение, менеджмент.
3.2. Диагностические системы и поддержка коммунального здравоохранения.
4. Обеспечивающие технологии:
4.1. Микро- и нанотехнологии.
4.2. ИКТ:
• ИКТ для инфраструктуры здравоохранения: обработка данных и сетевое взаимодействие;
• ИКТ для обработки медицинских данных;
• ИКТ для персонифицированной терапии и для медицинского оборудования.
4.3. Методы и технологии, упрощающие использование высокотехнологичной медицинской техники.
4.4. Кооперативные системы использования данных, поступающих из различных источников.
4.5. Мехатроника и робототехника.
4.6. Биоматериалы.
4.7. Фотоника
Источник: [5]
Рис. 2. Тематика дорожной карты инновационного контракта HTSM в области здравоохранения
представителей других кластеров и секторов. Соответственно, инновационный контракт по ИКТ будет заключаться отдельно от остальных, а государственное финансирование будет обеспечиваться через Технологический фонд Нидерландов (STW).
В чем же основные особенности инновационного контракта, как инструмента инновационной политики, и какова взаимосвязь дорожной карты и инновационного контракта?
Дорожная карта описывает конкретные технологические, финансовые и организационные перспективы развития соответствующего сектора на срок до 2015 г., а также имеющиеся возможности и ограничения, присущие текущей государственной политике в отношении данного сектора. В дорожной карте также учитываются технологические вызовы, относящиеся к основным направлениям социально-экономического развития, что, как полагают разработчики, будет задавать направления фундаментальных и прикладных исследований, имеющих отношение к рассматриваемому сектору. В целом, временной горизонт каждой дорожной карты простирается до 2020 г., тем самым учитывая возможности развития соответствующего сектора HTSM, а также появления новых секторов. В качестве примера в статье представлен сокращенный вариант части дорожной карты инновационного контракта HTSM в области здравоохранения, касающейся лишь исследовательской тематики (рис. 2).
Помимо тематической части дорожная карта содержит предложения в рамках следующих разделов: приоритеты, партнеры из промышленности и науки, связь с другими дорожными картами HTSM, инвестиции.
Важнейшим организационным моментом в плане реализации дорожной карты и выполнения инновационного контракта является создание в рамках каждого высокотехнологичного сектора так называемого Ведущего консорциума по науке и инновациям (Top consortium for knowledge and innovation), объединяющего представителей основных исполнителей инновационного контракта. В частности, для выполнения инновационных контрактов, предложенных HTSM, намечено создать шесть ведущих консорциумов, которые займутся организацией исследований в следующих областях: высокотехнологичные системы, встроенные системы, высокотехнологичные материалы, автомобилестроение, аэрокосмические исследования и нанотехнологии [4].
Учитывая вышесказанное, примерную схему взаимодействия организаций в рамках подготовки инновационного контракта, предложенного HTSM, можно представить следующим образом (рис. 3).
В своем окончательном виде инновационный контракт, под которым 2 апреля 2012 г. поставили свои подписи 21 представитель ведущих экономических кластеров, научных организаций и ведомств Нидерландов, имеет официальное название «Голландский научный и инновационный контракт» (The Dutch
CN
о
CN
о h-
CN
<
CQ О
СМ
о см
о
см
J <
CQ О
Рис. 3. Примерная схема взаимодействия организаций в рамках подготовки инновационного контракта
knowledge and innovation contract). Как отмечено в пресс-релизе Министерства экономики, сельского хозяйства и инноваций Нидерландов [6], в 2012 г. на работы в рамках инновационного контракта промышленность выделит 1,8 млрд евро, а правительство — около 2 млрд евро через Организацию научных исследований Нидерландов (NWO) и голландские институты прикладных исследований, включая TNO, DLO, ECN, NLR. Из общего бюджета инновационного контракта в 2012 г. на исследования и разработки инновационных продуктов и услуг планируется потратить порядка 2,8 млрд евро.
Поскольку реализация инновационного контракта в Нидерландах началась совсем недавно, пока рано говорить о каких-либо результатах этой частно-государственной инициативы. Тем не менее, уже понятно, что инновационный контракт в Нидерландах скорее имеет форму не инструмента инновационной политики, а национальной программы инновационного развития ведущих кластеров и секторов экономики, включая агропищевой и химический сектора, энергетику, кластер высокотехнологичных систем и материалов, здравоохранение, логистический кластер, кластер ИКТ и новых материалов, сектор биоэкономики и другие.
Проблема интеллектуальной собственности
При заключении инновационного контракта существует два важных вопроса, которые обязательно должны быть урегулированы. Это вопрос принадлежности и использования прав на возникшие результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и вопрос доступа к информации, полученной в результате реализации исследовательского проекта.
Поскольку реализация инновационного контракта по разработке и производству инновационной продукции предполагает участие достаточно большого числа
организаций в проведении научных исследований, опытно-конструкторских работ, в создании прототипов и т. п., может возникнуть проблема регулирования отношений, связанных с созданием, распоряжением и использованием прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это достаточно сложная проблема, так как в данном случае интеллектуальная собственность создается в ходе кооперативных отношений в сфере исследований и разработок, т. е. результат проекта обусловлен усилиями многих сторон, причем часто бывает невозможно определить конкретный вклад каждой стороны.
Поэтому в таких ситуациях распределение прав на РИД, полученные в ходе реализации проекта, и доступа к соответствующей информации обычно оговаривается в договоре (контракте). В большинстве случаев применимы некоторые общие принципы. Например, стороны, участвующие в выполнении исследовательского проекта, могут договориться о том, что каждая сторона имеет право в любое время инициировать переговоры об использовании в коммерческих или некоммерческих целях результатов проекта, а также о доступе к полученной в результате проекта информации.
Примерно такая же проблема возникает в области открытых инноваций, когда под влиянием многих факторов (глобальных, технологических, экономических, стратегических и т. п.) фирмы вынуждены переходить от закрытых инноваций, ориентированных, прежде всего, на внутреннее развитие фирмы, к открытым инновациям [7], когда в основе деятельности фирм лежит интенсивный обмен знаниями с множеством внешних источников. Трансформация от модели закрытых инноваций к модели открытых инноваций фактически создает целый ряд стратегических проблем, в первую очередь, связанных с необходимостью организации и контроля различных аспектов кооперативного инновационного процесса и необходимостью управления интеллектуальной собственностью целого ряда участников [7]. При этом контракты, которые фирмы заключают с внешними источниками и потребителями инноваций, являются юридическими документами, обязательными к исполнению, а закрепление прав на РИД за отдельными участниками кооперативного инновационного процесса может рассматриваться как основание для исключительной привилегии, предоставляемой их владельцам.
По мнению некоторых зарубежных экспертов (см., например [8]) в настоящее время развитие кооперативных инновационных проектов, в том числе таких, как инновационные контракты, как бы определяют новую парадигму — более широкое применение принципов и положений договорного права, позволяющего полнее согласовывать интересы участников проектов, например, в рамках частно-государственного партнерства.
О возможности реализации инновационного контракта в России
Вопрос о принадлежности прав на РИД большое значение приобретает при реализации крупных инновационных проектов с участием большого количества
организаций и привлечением сторонних специалистов. Поэтому при заключении договоров на реализацию крупных инновационных проектов с участием нескольких организаций необходимо включать положения о принадлежности прав на создаваемые в рамках проекта РИД.
На сегодня в России наиболее реалистичный подход, позволяющий реализовать инновационные контракты, — использовать в рамках частно-государственного партнерства инструментарий технологических платформ, объединяющих организации высшего образования и науки, научные центры, промышленные предприятия, некоммерческие организации. Так, например, технологическая платформа «Медицина будущего» объединяет 177 организаций (по состоянию на 15.06.2012 г., в том числе 30 вузов, 16 учреждений РАМН, 31 учреждение РАН, 4 координационных и научных центра, 68 производственных компаний, 5 федеральных государственных учреждений, 6 федеральных государственных унитарных предприятий, а также некоммерческие организации и автономные партнерства. Состав участников этой технологической платформы, уровень проработанности исследовательских инициатив и организационных подходов вполне позволяет использовать опыт Нидерландов, начав, например, с разработки дорожной карты развития ТП «Медицина будущего» на период 3-4 года. Задача упрощается тем, что в рамках данной технологической платформы уже создан консорциум заинтересованных организаций и предприятий.
В целом, как состав, так и тематическая направленность многих технологических платформ, образованных в Российской Федерации, в принципе, позволяют инициировать частно-государственные партнерства на основе инновационных контрактов. При этом следует особо подчеркнуть, что конечной целью таких контрактов должно быть не проведение НИОКР, а разработка, производство и вывод на рынок инновационных про-дуктов(товаров и услуг).
Примечание. С октября 2012 г. в результате смены Правительства Нидерландов Министерство экономики сельского хозяйства и инноваций Нидерландов преобразовано в Министерство экономических отношений (Ministry of economic affairs) Нидерландов.
Список использованных источников
1. http://www.m2i.nl/news/563-innovation-contracts-handed-to-minister-verhagen.
2. Интернет-портал Правительства Нидерландов. http:// www.government.nl/issues/enterpreneurship-and-innovation/ news/2012/04/02/innovation-contracts-worth-2-8-billion-for-top-sectors.html.
3. В. Н. Киселев, М. В. Яковлева. Инновационные ваучеры — новый инструмент поддержки инновационной деятельности// Инновации, № 4, 2012.
4. Innovation contract. Proposal Top Team High Tech Systems and Materials. Zoetermeer. The Netherlands. December 20, 2011.
5. Holland High Tech Healthcare 2012 Innovation Contract Summary. http://www.htsm.nl/?objectid=6464&type=org.
6. Innovation contracts worth € 2.8 billion for top sectors http://www. government.nl/news/2012/04/02/innovation-contracts-worth-2-8-billion-for-top-sectors.html.
7. John Hagedoorn, Ann-Kristin Ridder Open innovation, contracts, and intellectual property rights: an exploratory empirical study. UNU-MERIT. Working paper series. http://www.merit.unu.edu/ publications/wppdf/2012/wp2012-025.pdf.
8. David Collado. Innovation contracts. A proposal for re-envisioning intellectual property law. Internet document. http://www.docracy.com/4710/innovation-contracts.
Innovation contract as an instrument of public-private partnership in innovation
V. N. Kiselev, PhD (economics), Head of division, Interdepartmental analytical center, Moscow.
M. V. Yakovleva, Senior advisor to Committee on science, education, culture and information, Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation.
The paper describes the newest approach to stimulation of innovation activities, implemented by the top management of the leading high-tech cluster and the Government of the Netherlands. The approach provides for signing so called innovation contracts between the Government, research organizations and enterprises of the Netherlands. The possibility to use innovation contracts in the Russian Federation in the framework of technological platforms development is discussed.
Keywords: innovation contract, innovation voucher, innovation policy instrument, innovation activities, high-tech cluster, technology platform, innovation project, innovation policy, innovation property law, contract law.
CN
CN
J <
CQ О