Имовациотм консалтинг: терминология, актуальность, роль и место в инновационном цикле
А. В. Фраймович,
аспирант кафедры менеджмента и организации производства СПбГИЭУ, менеджер инновационных проектов ЗАО «Центр инновационного менеджмента»
В публикации рассматриваются различные подходы к консультированию, анализируются классификационные признаки консалтинговых услуг, дается определение и состав понятия «инновационный консалтинг», рассматриваются тематические блоки инновационного консалтинга и роль консультирования в структуре инновационного цикла, а также определяются субъекты и объекты инновационного консалтинга.
The article deals with the problem of different approaches and views concerning the question of consulting in the innovation sphere, all the classified features were analyzed, the term and content of the innovation consulting was described, the subject blocks of the innovation consulting were present and its role in the structure of innovation cycle, additionally the subject and object of innovation consulting were described.
Понятийный аппарат инновационной сферы в Российской Федерации на данный момент недостаточно структурирован и не закреплен законодательно, что ведет к неминуемым сложностям с трактовкой. Понятие «инновационный консалтинг» не распространено ни в России, ни за ее пределами, однако смысловая нагрузка этого термина присутствует в теории и практике инновационной деятельности уже многие годы.
Федеральный закон об инновационной деятельности рассматривался на протяжении нескольких лет, однако не был поддержан президентом и до сих пор не утвержден. При этом исследование и введение новых терминов могут быть своевременно рассмотрены в период разработки и внесения законодательных поправок.
Принимая во внимание подходы российских исследователей и специалистов, учитывая мировую экономическую теорию и практику, попробуем исследовать такой вид экономической деятельности, как консультирование, в частности в сфере инновационной деятельности.
Консультирование
Термин «консультирование» происходит от латинского слова «consulate», означающего обмен мнениями, совещание. Впервые организация по управленческому консультированию появилась в США, в Чикаго в 1914 году. Применение термина «консультирование» в последнее время в России часто заменяется аналогичным по значению английским термином «консалтинг» (consulting).
Из всего множества трактовок управленческого консультирования, встречающихся в научных и практических работах по управленческому консультированию, можно выделить несколько подходов к определению понятия «управленческое консультирование». Управленческое консультирование:
^ вид профессиональной деятельности, осуществляемой профессиональными специалистами по управленческому консультированию;
^ услуги, оказываемые профессиональными специалистами по совершенствованию процессов управления;
^ механизм реализации и внедрения изменений в организацию с целью повышения эффективности управления.
Области исследований в управленческом консультировании и инновационной деятельности редко пересекались и находили общие моменты. Ниже приведен список отечественных авторов, так или иначе затрагивающих эти темы.
У правленческое консультирование Инновационная деятельность
д. ф. н., проф. А. И. Пригожин, A. П. Посадский, д. э. н., проф. М. И. Кныш, Э. А. Уткин, Г. А. Васильев, Е. М. Деева, B. И. Алешникова С. В. Валдайцев, А. К. Казанцев, Питер Ф. Друкер, М. Г. Мнеян, С. Д. Ильенкова, Феликс Янсен, Ф. Котляр, В. С. Дудченко
Последние диссертационные работы в этих сферах были написаны Н. М. Глебовой (Новосибирск), к. э. н., В. Б. Фраймович (Санкт-Петербург), д. э. н.,
А. Б. Парагульговым (Москва), к. э. н., А. Н. Агаевой (Белгород), к. э. н., Р. П. Скляренко (Москва), к. э. н.,
А. С. Желтониной (Москва), к. э. н., Ле Ким Лой
ИННОВАЦИИ № 7 (84), 2005
ИННОВАЦИИ № 7 (84), 2005
(Санкт-Петербург), к. э. н., Л. Ф. Шайбаковой (Санкт-Петербург), д. э. н., Р. Н. Нагиевым (Санкт-Петербург), к. э. н.
Можно выделить два основных подхода к консультированию. В первом случае используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Фриц Стеле [3] определяет его как «...любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это».
Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру, «.управленческое консультирование — это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают компании-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений». Близок ко второму подходу и А. П. Посадский [4], который определяет консалтинг как предпринимательскую деятельность, осуществляемую профессиональными консультантами и направленную на обслуживание потребностей экономики и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг.
В работе В. И. Алешниковой [5] делается обоснованный вывод, что консультационные услуги — часть деловых (профессиональных) услуг, а управленческое консультирование — один из видов консультационных услуг. В мировой практике к деловым услугам, или профессиональным услугам по экономике и управлению, принято относить:
аудит;
бухгалтерское обслуживание;
юридическое обслуживание;
управленческое консультирование;
инжиниринг;
деловую информацию;
рекламу и отношения с общественностью;
тренинг;
рекрутмент;
обеспечение информационными технологиями;
инвестиционное обслуживание.
Все перечисленные деловые услуги объединяет
независимость производителей таких услуг от административной структуры их получателя и то, что эти услуги оказываются на основе применения отдельных научных и профессиональных знаний. Отличие состоит в том, что часть деловых услуг (управленческое консультирование) предполагает предоставление советов и рекомендаций (консультирование), а другие профессиональные услуги (аудиторские, юридические, бухгалтерские, рекрутментские) предполагают выполнение внешними специалистами определенных
функций менеджмента вместо штатных менеджеров и специалистов предприятия.
Российский рынок консалтинга значительно моложе своих западных аналогов (во всех промышленно развитых странах консалтинг завоевал признание в 20-30 годах прошлого века, после Великой депрессии). Формирование российского рынка консалтинговых услуг не закончено, и можно предположить, что после преодоления Россией стабилизационных программ роста и выхода из кризиса ситуация на рынке консалтинга изменится.
Инновационная деятельность
Инновационная деятельность [10] — деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.
К инновационной относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, а также маркетинговое исследование рынков сбыта и поиск новых потребителей, информация о возможной конкурентной среде и потребительских свойствах товаров конкурирующих фирм, поиски новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.
Валерий Викторович Миронов из Фонда экономических исследований «Центр развития» указал [11], что опросы показывают, что лишь 10% российских предприятий занимаются инновационной деятельностью. Что же происходит с остальными 90%?
Вероятно, нет квалифицированных кадров. Несмотря на то, что некоторые университеты, в частности в Санкт-Петербурге, готовят менеджеров и экономистов по инновационной деятельности, в большинстве они не находят реализации своей специализации по причине неготовности рынка осознать потребность в таких менеджерах.
Классификация консалтинговых услуг
Попробуем распределить множество направлений консалтинга по группам, то есть классифицировать. Российский рынок консалтинговых услуг в целом хаотичен. В нашей нестабильной экономике наблюдается определенное переплетение консалтинговых и других видов профессиональных услуг, которые не всегда сразу можно отнести к консалтинговым.
В. А. Гончарук, М. И. Кныш, А. П. Посадский, Э. А. Уткин, А. В. Гульковский, В. Н. Рысюк и другие приводят общую классификацию консалтинговых услуг, среди которых основными блоками являются:
^ управленческий консалтинг (диагностика, организационное развитие, антикризисное управле-
ние, стратегическое планирование и менеджмент, реструктуризация, управленческий учет);
^ инвестиционный консалтинг (управление проектами, подготовка инвестиционных меморандумов, экспертиза инвестиционных проектов, разработка бизнес-планов, управление рисками, анализ и мониторинг инвестиционных проектов, фандрайзинг);
финансовый консалтинг (управление финансовыми ресурсами, оценка бизнеса, размещение и покупка ценных бумаг, эмиссия ценных бумаг, брокерское обслуживание);
инжиниринговый консалтинг (оценка технологических возможностей предприятия, подготовка производственного процесса, ресурсное обеспечение, внедрение новых технологий, производственный дизайн);
^ информационный консалтинг (автоматизация и реинжиниринг бизнес-процессов, разработка и сопровождение ПО, создание и сопровождение специализированных баз данных, системное интегрирование);
^ маркетинговый консалтинг (маркетинг-планирование, комплексный анализ рынка, реклама и отношения с общественностью);
^ кадровый консалтинг (подбор, оценка и подготовка кадров).
Эксперты-практики подразделяют консалтинг на две группы: первая — это комплексные консалтинговые компании, в деятельность которых входит оказание широкого спектра услуг, а вторая — консультанты, специализирующиеся на отдельных направлениях консалтинга, решении узкоспециализированных задач в рамках одной отрасли бизнеса. Первых иногда называют горизонтальными, а вторых — вертикальными.
Г оризонтальные консультанты Вертикальные консультанты
♦ Комплексный подход, вся организация в центре внимания. ♦ Больше подходят для крупных проектов. ♦ Широкий профиль, опыт в различных областях бизнеса, целостное видение бизнес-процессов ♦ Более качественные экспертные услуги. ♦ В курсе всех новинок в конкретной узкой области знаний. ♦ Оптимальны на отдельных участках работы компании. ♦ Узкоспециализированные специалисты-практики
Другие критерии и признаки классификации: по предмету работы: проектное и процессное консультирование;
по типам консультирования: экспертное, процессное и обучающее; по целям: локальное и многоцелевое; по специализации консультантов: узкие и многопрофильные;
по месту расположения консультантов: внешние, внутренние;
по длительности проведения работ и видам обслуживания: краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное, разовое, периодическое, абонементное;
^ по отрасли клиента: банковское дело, энергетика, транспорт, здравоохранение, научно-техническая деятельность.
Инновационное консультирование
М. И. Кныш [3] выделяет понятие «специализированные консалтинговые услуги», к которым он относит услуги, отличающиеся от основных групп консультирования по методам консультирования либо по объектам, либо по характеру внедряемых знаний.
Инновационное консультирование, на наш
взгляд, относится именно к этой группе, специализация его заключается в привязке к теме инновационного менеджмента и направленности на научно-технический сектор предприятий с целью их развития и коммерциализации инновационных разработок на рынке.
Идеи инновационного консультирования зародились в отечественной социологии в начале 1970-х годов, однако в завершенной и целостной форме этот вид консультирования прочно вошел в практику с середины 1980-х годов. Специфика социологического подхода к управлению организацией состоит во взгляде на эти формы со стороны человека — представителя этих организаций через развитие человека.
В. С. Дудченко, президент национальной гильдии профессиональных консультантов, впервые вводит в
Управленческий блок
Диагностика, организационное развитие, управление качеством, трансфер технологий, стратегическое планирование и менеджмент в зависимости от стадии развития инновационного предприятия
Финансово-
инвестиционный
блок
Разработка бизнес-планов, управление рисками проекта, анализ и мониторинг инвестиционных проектов, оценка стоимости компании, аспекты венчурного финансирования
Иннова-
ционное
консульти-
рование
Инженерно-
технологический
блок
Оценка технологических возможностей предприятия, подготовка производства, промышленный дизайн и прототипирование, тестирование экпериментальных образцов, выход на серийную партию
Маркетинг
Качественное и количественное исследование рынка, конкурентный анализ, анализ поведения потребителей, вывод на рынок инновации, мониторинг
Интеллектуальная
собственность
Патентное право, написание заявок, юридические аспекты ИС, оценка и защита ИС, услуги патентного поверенного, нотариуса и юриста
Рис. 1. Тематические блоки инновационного консультирования
ИННОВАЦИИ № 7 (84), 2005
ИННОВАЦИИ № 7 (84), 2005
Высшая школа НИИ, КБ Отделы R&D на предприятии
> <
Центры быстрого прототипирования Инженерная служба на предприятии
Отдел маркетинга на предприятии Исследовательская фирма
Научно-техническая --►Производство -----►Рынок
деятельность 4--у---' 4----у---'
Инновационная Инновационная
деятельность деятельность
\ /
Инновационный
консалтинг
Рис. 2. Инновационное консультирование в структуре инновационного цикла
России понятие «инновационного консультирования», построеннного на методах социологии и социальной психологии, направленного на обеспечение процессов обновления и развития всех сфер жизни человека и его самого, посредством содействия решению перспективных проблем и непрерывного обновления его методического арсенала. «Инновационное консультирование используется там и тогда, когда другие виды консультирования и помощи «не срабатывают», — пишет он. Однако границы этого определения очень размыты, методология и квалификация консультантов разноообразны. Этот вид консультирования, скорее всего, должен носить название «социологическое».
Инновационное консультирование, на наш взгляд, представляет собой специализированный вид управленческого консультирования по вопросам инновационного менеджмента, направленный, в первую очередь, на научно-технический сектор предприятий с целью их развития и коммерциализации инновационных разработок на рынке.
Инновационное консультирование (ИК) в структуре инновационного цикла (см. рис. 2)
1. Переход от научно-технической деятельности к производству:
♦ Маркетинговый блок — тестирование концепции, оценка аналогов и потребностей целевой аудитории, первичный дизайн проект.
♦ Инженерно-технологический блок — подготовка производства, прототипирование, тестирование продукта, выход на серийное производство.
♦ Блок интеллектуальной собственности — защита прав на интеллектуальную собственность, включающая подачу патентных заявок и оценку интеллектуальной собственности, а также юридические аспекты патентного права.
2. Переход от части «производство» к выходу на рынок:
♦ Маркетинговый блок — тестирование инновации, пробный запуск на рынок, адаптация продукта, обучение, рекламная кампания.
Весь цикл инновационной деятельности должен сопровождаться финансово-инвестиционным и управленческим блоками: стратегическое планирование и менеджмент в зависимости от стадии развития инновационного предприятия, разработка бизнес-планов, управление рисками проекта, анализ и мониторинг инвестиционных проектов, оценка стоимости компании, аспекты венчурного финансирования, диагностика, организационное развитие, трансфер технологий.
Определим субъектов и объектов взаимодействия при инновационном консультировании:
СУБЪЕКТЫ ИК
Инновационно-технологические центры (ИТЦ), центры трансфера технологий (ЦТТ), бизнес-инкубаторы, консультационные компании, фонды ■—
ОБЪЕКТЫ И К
Малые венчурные компании, научно-технологические объединения, производственные организации
Для России все больше ощущается необходимость поддержки становления консультирования по управлению инновациями. Уже не секрет, что научно-технический потенциал России в своем большинстве не ориентирован на рынок. Создание региональных консультационных единиц в России и, следовательно, использование профессиональных советов, рекомендаций и разработок в сфере инновационного менеджмента позволит сгладить переходы от научно-технического сектора к рынку.
Литература
1. О. В. Камелина. Рынок услуг управленческого консультирования в регионе: современное состояние и перспективы. М: Компания Спутник, 2001.
2. В. Г. Артеменко. Инновационный анализ: Лекция. Новосибирск, СПбУПК, 2001.
3. Консалтинговые услуги в условиях реформирования экономики России. Под. ред. М. И. Кныша, д. э. н. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2003.
4. А. П.Посадский. Основы консалтинга. Москва, ГУ ВШЭ. 1999.
5. В. И. Алешникова. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 12. М.: Инфра-М, 1999.
6. Keith Alexander, Brian Atkin, Jan Brocher, Tore I.Haugen, «Facilities Management». Innovation and Performance, Spon Press, NY, 2004.
7. Robert A. Blackburn, Intellectual Property and Innovation Management in Small Firms, Routledge, London, 2003.
8. The human side of managing technological innovation, a collection of readings, Ralph Katz, NY, Oxford, Oxford University Press, 2004.
9. Питер Ф. Друкер. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2004.
10. А. Казанцев, Л. Миндели. Основы инновационного менеджмента.
11. Информационный портал «Инновации. Инвестиции. Индустрия» http://www.3i.ru/probLems