УДК 378
ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА
© 2014 В. А. Кудинов1, И. В. Ильина2
1 докт. пед. наук, профессор, проректор по учебной работе e-mail: [email protected] 2.докт. пед. наук, директор института развития педагогического образования e-mail: _ fpkkursk@yandex. ru
Курский государственный университет
В статье представлены основные подходы к разработке инновационного кластера профессионального образования; дается новое понимание миссии профессионального образования; раскрываются приоритетные направления развития профессионального образования как основы социокультурного пространства региона; характеризуется ресурсное обеспечение инновационной миссии профессионального образования.
Ключевые слова: инновационный кластер профессионального образования;
инновационная миссия профессионального образования; приоритетные направления развития профессионального образования в регионе; ресурсное обеспечение профессионального образования.
Современные глобальные тренды экономического и социокультурного развития в мире отчетливо указывают на необходимость инновационного развития профессионального образования, которое призвано обеспечить наращивание интеллектуального капитала российского общества. На это особо обращено внимание в Государственной программе «Развитие образования в Российской Федерации на 20132020 годы», в которой в качестве первоочередной задачи обозначено формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального
образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социального и экономического развития Российской Федерации. Государственная программа предусматривает создание современной инфраструктуры профессионального образования.
В Курском государственном университете были созданы предпосылки реализации инновационного подхода к развитию профессионального образования. Этому служило: обновление базы научно-исследовательских подразделений (создание института развития педагогического образования, НИИ археологии Юго-Востока Руси, НИИ паразитологии, научно-исследовательская лаборатория «Генетика», научноисследовательская лаборатория «Мониторинг объектов окружающей среды», научноисследовательская лаборатория «Высокотехнологичное оборудование», научноисследовательская лаборатория музыкально-компьютерных технологий, научноисследовательская лаборатория органического синтеза, научно-исследовательский центр физики конденсированного состояния); создание ресурсных центров (межкультурное научное общество «Робототехника», научно-образовательный центр «Архитектурно-строительное развитие», Научно-образовательный спортивный центр, научно-образовательный центр «Военная история», Лаборатория русской школы, Консультационный центр финансового анализа и стратегического планирования,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Лаборатория мультимедийных обучающих технологий по иностранным языкам, Центр правовых исследований, Научно-методический центр патриотического воспитания молодежи, противодействия фальсификации отечественной истории, организации поисковой, краеведческой работы общественных музеев); формирование бизнесинкубаторов (инновационный производственный центр «Дизайн-студия “Два Штриха”»; инновационный производственный центр «Художественная мастерская “Киноварь”»; Учебно-производственный центр дизайна и технологии; Учебнопрактический центр сервиса и туризма; Консультационно-диагностический центр для детей с ограниченными возможностями здоровья). Проведение открытого обсуждения по проблемам развития профессионального образования с работодателями, с органами управления образованием, социальными партнерами, представителями
профессиональных сообществ, подтвердило необходимость поиска новых путей решения проблем модернизации профессионального образования в регионе.
Учитывалось также и то, что КГУ имеет лидерство по тем направлениям и специальностям подготовки, по которым образовательная деятельность велась практически с основания вуза. Это в первую очередь направления педагогического, психолого-педагогического профиля, а также по направлениям Профессиональное обучение, Специальное (дефектологическое) образование. По всем этим программам вуз располагает высококвалифицированными кадрами, научно-методическими школами, признанными в стране, апробированными технологиями подготовки специалистов, налаженными связями с работодателями. В сфере подготовки и развития кадров для системы образования вуз выступает региональным интегратором.
Работая по удовлетворению нового социального заказа на рубеже XX-XXI вв., вуз значительно расширил спектр реализуемых образовательных программ. При открытии новых направлений и специальностей использовался следующий подход: открывались образовательные программы, которые носили смежный характер с базовыми специальностями. В основном это были программы, свойственные классическому университету. Факторами, определившими такое решение, выступали, во-первых, традиция фундаментальной гуманитарной подготовки (в рамках педагогической специальности), которая сложилась в вузе, и, во-вторых, сильные научные школы по ряду отраслей научного знания (история, филология, философия, педагогика, психология и др.), которые имели высокий авторитет в стране и за ее пределами. В итоге в КГУ стали реализовываться основные гуманитарные специальности (история, философия, филология, юриспруденция, культурология, журналистика и др.), по которым в настоящее время вуз тоже является лидером в регионе.
На базе КГУ работает региональная бизнес-школа, реализующая президентскую программу по подготовке современных управленческих кадров.
Гранты, полученные вузом за последние годы, являются ярким подтверждением востребованности данных направлений развития профессионального образования, в то же время были выявлены проблемные зоны и точки роста, обсуждение которых состоялось в процессе проведения круглого стола с работодателями «Инновационные кадры для региона», который состоялся в университете 21 марта 2013 года. Среди участников круглого стола были представители Комитета по делам молодежи и туризму Курской области; Департамента экологической безопасности и
природопользования Курской области, руководители школ, дошкольных
образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и др. Собравшимся был представлен «Социокультурный портрет региона». Участники круглого стола подчеркнули, что в настоящее время необходим поиск новых подходов при выборе сценариев модернизации региональной экономики и ее механизмов, во
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)
Кудинов В. А., Ильина И. В. Инновационный кластер профессионального образования
как основа социокультурного пространства региона
многом это связано с подготовкой инновационных кадров для региона. Информация, представленная в выступлении, по мнению участников круглого стола, будет востребована исследователями, политическими деятелями, представителями
управленческой сферы, предпринимателями, сотрудниками СМИ, а также жителями Курской области. По итогам была принята резолюция о необходимости обновления сложившейся системы, потребность в формировании сетевого сообщества вузов и ссузов, создании инновационного кластера профессионального образования в регионе.
Инновационная трансформация существующей системы профессионального образования в регионе, как было отмечено участниками круглого стола, может быть осуществлена за счет создания инновационного кластера профессионального образования, построенного на основе инфраструктурной интеграции образовательных организаций всех уровней, а также привлечения стейкхолдеров, заинтересованных в стабильном и устойчивом развитии регионального рынка труда. Таким образом, в Курском государственном университете было положено начало разработки инновационной модели профессионального образования, построенной по кластерному принципу. С этой целью была сформирована проектная мастерская, которая приступила к созданию проекта «Формирование кластера профессионального образования как основа социокультурного пространства региона». В состав проектной мастерской вошли руководители вуза, руководители структурных подразделений, рядовые преподаватели. Работа мастерской включала ряд этапов. Первый из них был посвящен обоснованию кластерной модели профессионального образования, предназначению кластера, определению его миссии, стратегии, перспективному видению.
Кластерная модель профессионального образования, разработанная участниками проектной мастерской, была направлена на формирование единого образовательного пространства с целью подготовки высококвалифицированных кадров для развития инновационной экономики региона.
Основное предназначение данного кластера (его миссия) как инновационного центра образования, науки и культуры состоит в обеспечении:
• крупных геополитических и территориальных проектов социально-
экономического развития стратегически важных отраслей экономики конкурентоспособными профессиональными кадрами;
• готовности к изменению качества жизни, выстраиванию амбициозных жизненных стратегий, ориентированных на профессиональный и личностный успех, непрерывное образование в динамично меняющемся мире.
Для выполнения своей миссии кластер профессионального образования призван
быть:
- региональным интегратором в консолидации интеллектуального капитала для решения задач социально-экономического развития региона;
- социальным партнером стейкхолдеров в условиях смены структуры занятости и образа жизни, реализации политических, социально-экономических и культурных проектов в регионе;
- центром генерации и распространения знаний, инновационных образовательных услуг, позиционирующим бренд университетского образования для целевых аудиторий;
- центром привлечения талантливой молодежи к обучению в университетах, к
научной, инновационной деятельности, социальному проектированию,
подготовке к успешной карьере [Моисеев 1995: 55].
Стратегической целью кластера профессионального образования выступает обеспечение:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
- непрерывного повышения качества профессиональной подготовки кадров и их конкурентоспособности в условиях экономики, основанной на знаниях;
- ориентация образовательного процесса в вузах и ссузах на мировые стандарты качества инновационных образовательных и научных продуктов и услуг;
- позиционирование их на международном, внутрироссийском, региональном рынках.
Перспективное видение кластера профессионального образования к 2020 году предусматривает инфраструктурную интеграцию с социальными партнерами в целях усиления практико-ориентированной направленности образовательного процесса в вузах; изменение формата практик и проведение длительных стажировок в инновационных организациях; повышение степени участия стейкхолдеров в целенаправленной поддержке и развитии профессионального образования в регионе.
Второй этап был посвящен определению приоритетных направлений развития кластера, обоснованию перспектив, которые следует рассматривать как поэтапный план реализации той миссии, которая была сформулирована на первом этапе работы творческого коллектива. Проектная мастерская выделила 5 приоритетных
направлений.
Приоритетными направлениями создания и развития кластера профессионального образования выступают:
- опережающее развитие непрерывного профессионального образования в регионе;
- формирование современной структуры сети образовательных организаций профессионального образования, отражающей изменения в потребностях экономики и запросах населения региона;
- повышение качества профессионального образования;
- модернизация образовательных программ профессионального образования, обеспечивающая гибкость и индивидуализацию процесса обучения с использованием новых технологий;
- создание инновационной платформы для системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров.
Охарактеризуем их более подробно.
Опережающее развитие непрерывного профессионального образования в регионе предполагает:
1) разработку региональной политики развития системы профессионального образования на кластерно-сетевой основе;
2) реализацию государственного корпоративного партнерства вузов и ссузов с промышленными предприятиями, технологическими компаниями, научными и проектными организациями в области подготовки инновационных кадров для региона;
3) разработку механизмов вовлечения работодателей, представителей профессиональных сообществ и бизнес-элит в управление развитием кластера профессионального образования региона, эффективного финансирования подготовки кадров из числа одаренных студентов;
4) модернизацию системы непрерывного многоуровневого профессионального образования, обеспечение перехода на уровневые программы подготовки специалистов (бакалавриат, магистратура) с учетом кредитно-модульного построения образовательных программ;
5) расширение возможности для получения профессионального образования в вузах, ссузах за счет внедрения многоканальной системы академической мобильности студентов при переходе с одного направления подготовки на
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.
№ 4 (32)
Кудинов В. А., Ильина И. В. Инновационный кластер профессионального образования
как основа социокультурного пространства региона
другое, параллельного освоения программ или реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки;
6) реализацию магистерских программ по менеджменту для специалистов в области управления; специализированной магистерской программы по разработке инструментов оценки качества образования и подготовки экспертов;
7) разработку и реализацию системы сопровождения и поддержки молодых специалистов в системе профессионального образования, внедрение системы наставничества, консультирования, тьюторства и педагогической интернатуры в образовательной деятельности;
8) дальнейшее развитие практики целевой подготовки педагогических кадров в бакалавриате (прикладном, академическом), магистратуре;
9) создание регионального центра сертификации профессиональных
квалификаций;
10) внедрение региональных программ образовательного кредитования для получения среднего профессионального и высшего образования;
11) привлечение социальных партнеров и работодателей к софинансированию программ целевой контрактной подготовки, востребованных на региональном рынке труда кадров;
12) формирование портфеля конкурентоспобных образовательных программ на всех уровнях обучения (прикладной, академический бакалавриат, магистратура, аспирантура, дополнительное профессиональное образование) для кадрового обеспечения высокотехнологичных секторов экономики и социальной сферы;
13) пересмотр структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ профессионального образования с учетом требований работодателей, студентов, а также прогноза рынка труда и социально-культурного и экономического развития региона.
Формирование современной структуры сети образовательных организаций профессионального образования, отражающей изменения в потребностях экономики и запросах населения, направлено:
1) на создание сетевого ландшафта образовательных учреждений
профессионального образования, формирование инфраструктуры,
обеспечивающей возможность совместного использования образовательными организациями информационных, материально-технических, кадровых ресурсов вузов, ссузов в целях инновационного развития экономики региона;
2) создание инновационных корпоративных образовательных альянсов вузов,
ссузов и бизнес-сообщества; инновационных научно-образовательных
кластеров;
3) создание технологических коридоров продвижения инновационных образовательных продуктов и услуг в сфере профессионального образования;
4) создание инновационной платформы развития педагогического образования в
формате 6 кластеров: дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей, инклюзивного образования,
дополнительного профессионального образования, предуниверситария (на базе ассоциации педагогических и профильных классов), многофункционального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки);
5) повышение числа выпускников очной формы обучения по программам высшего образования, трудоустроившихся в течение года после выпуска, от общего числа выпускников очной формы обучения по программам высшего образования;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
6) создание в вузах условий для подготовки трудовых ресурсов из числа мигрантов и иностранных граждан [Золотухин 2013].
Повышение качества профессионального образования характеризует:
1) реализация комплекса мер по обеспечению конкурентоспособности вузов региона среди ведущих российских научно-образовательных центров;
2) повышение эффективности системы качества профессионального образования в соответствии с международными критериями оценки качества деятельности вузов;
3) разработка и внедрение инструментария для оценки качества результатов освоения образовательных программ профессионального образования;
4) проведение системного мониторинга результативности образовательных программ профессионального образования;
5) внедрение независимой оценки качества основных образовательных программ за счет привлечения работодателей и представителей профессиональных сообществ;
6) осуществление интеграции образовательного процесса с наукой, производством, профессиональными сообществами в целях обеспечения качества подготовки конкурентоспособных кадров;
7) повышение эффективности базовых кафедр, корпоративных кафедр по подготовке востребованных регионом кадров;
8) создание условий для развития академической мобильности студентов и профессиональной мобильности ППС, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников в зарубежных научно-образовательных центрах;
9) осуществление международного рекрутинга научно-педагогических работников для реализации программ профессионального образования;
10) улучшение рейтинговых показателей организаций ВО, введение системы рейтингов образовательных программ профессионального образования;
11) введение региональной грантовой поддержки научно-исследовательской и опытно-конструкторской, инновационной деятельности преподавателей и студентов;
12) создание инновационного ресурсного обеспечения развития профессионального
образования (нормативно-правового, информационного, программнометодического, кадрового, финансово-экономического, материально-
технического);
13) 13. развитие материально-технической базы, научных лабораторий,
комплектация их высокотехнологичным учебным оборудованием;
14) 14. формирование системы общественно-профессиональной аккредитации основных образовательных программ профессионального образования. Модернизация образовательных программ профессионального образования,
обеспечивающая гибкость и индивидуализацию процесса обучения с использованием новых технологий, включает:
1) подготовку конкурентоспособных кадров и специалистов инженерно-
технического профиля для высокотехнологичных производств в наиболее значимых отраслях экономики;
2) формирование профессионально-квалификационной структуры и контрольных
показателей приема в образовательные организации среднего
профессионального и высшего образования с учетом прогноза развития Курской области, ее потребностей в квалифицированных кадрах и специалистах;
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)
Кудинов В. А., Ильина И. В. Инновационный кластер профессионального образования
как основа социокультурного пространства региона
3) проектирование образовательных программ магистерской подготовки для перспективных профессиональных областей;
4) разработку совместно с работодателями региональных требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов, магистров;
5) открытие новых направлений подготовки бакалавров (прикладной,
академический бакалавриат), программ магистерской подготовки,
специальностей, специализаций с учетом запросов рынка труда;
6) организацию сетевого сопровождения образовательного процесса вузов на основе договоров о сетевом обучении;
7) повышение эффективности электронного и дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов в системе среднего профессионального и высшего образования.
Создание инновационной платформы для системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров предусматривает:
1) внедрение персонифицированной компетентностно-модульной системы
профессиональной переподготовки и повышения квалификации в регионе;
2) заключение рамочных соглашений между заинтересованными группами по
созданию инновационного ресурсного обеспечения повышения квалификации (финансово-экономического, материально-технического, информационного,
программно-методического, кадрового); инновационных стажировочных
площадок в регионе;
3) согласование структуры повышения квалификации и профессиональной
переподготовки в соответствии с потребностями развития региона в квалифицированных кадрах и специалистах, разработку конкурентоспособных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации на основе социального партнерства с центрами по труду и занятости населения, комитетом промышленности, транспорта и связи, комитетом по экономике и развитию, комитетом потребительского рынка, развитием малого
предпринимательства и лицензирования, крупными промышленными
предприятиями и учреждениями социальной сферы для высокотехнологичных секторов экономики;
4) разработку и реализацию программ опережающей переподготовки специалистов в связи с реорганизацией предприятий региона;
5) повышение эффективности корпоративных программ профессиональной переподготовки;
6) внедрение практики именных финансовых сертификатов для профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов;
7) внедрение современных сетевых информационных технологий, перспективных образовательных и IT-технологий;
8) реализацию тьютерства в системе электронного обучения в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации для
специалистов и лиц с особыми образовательными потребностями;
9) обеспечение условий для образовательной навигации в системе
профессиональной переподготовки и повышения квалификации для
индивидуализации процесса обучения;
10) создание регионального электронного реестра программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
11) внедрение практики открытого обсуждения результатов реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации с работодателями;
12) осуществление общественно-профессиональной аккредитации качества
реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
13) обеспечение профессиональной переподготовки, повышения квалификации учителей, реализующих ФГОС общего образования, учителей профильных классов общеобразовательных организаций; освоение инновационного опыта на региональных стажировочных площадках;
14) проведение мониторинга состояния и результативности системы дополнительного профессионального образования с учетом выявления профессиональных затруднений, проблем, запросов и образовательных потребностей профессиональных сообществ Курской области с целью формирования заказа в системе повышения квалификации;
15) организацию внутрироссийских и зарубежных стажировок обучающихся в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации [Ильина, Подушкина 2014].
Третий этап работы проектной мастерской был посвящен разработке структурных элементов кластера профессионального образования. Участниками мастерской были предложены такие подпроекты, которые основывались на прочном фундаменте сложившегося в университете опыта и новых идеях, продиктованных потребностями региона. Начало разработки структурных элементов кластера было положено исследованиями, проведенными в области изучения динамики
социокультурного развития региона. Тем самым проблематика проекта связана как с поиском новых подходов при выборе сценариев модернизации региональной экономики и ее механизмов, так и с выявлением возможностей реализации данных сценариев с учетом особой роли социальных акторов в осуществлении модернизации. При этом в качестве важных акторов социокультурного процесса рассматриваются студенчество и институты гражданского общества. Данный подпроект был нацелен на осуществление интегрального анализа тенденций социокультурного развития региона в контексте «человеческих измерений модернизации»; выявление степени участия регионального сообщества в осуществлении социокультурной модернизации, а также меры привлечения для этого внутренних и внешних ресурсов развития; определение места области как специфичного социокультурного сообщества в системе российских регионов, представленного сквозь призму объективных характеристик и субъективных оценок.
Результаты данного исследования были опубликованы в ряде научных журналов, получили грантовую поддержку.
Следующие подпроекты были обращены к таким аспектам развития профессионального образования, как формирование инклюзивной образовательной среды в регионе, что предполагает наличие социально-психологической готовности всех субъектов образования к деятельности на основе инклюзии. Социальнопсихологическая готовность субъектов образования к деятельности в инклюзивной среде, как следует из данного подпроекта, проявляется как способность к генерации и реализации инновационных идей и технологий в профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений, педагогов, воспитательной деятельности родителей лиц с ОВЗ и учебной деятельности самих обучающихся.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)
Кудинов В. А., Ильина И. В. Инновационный кластер профессионального образования
как основа социокультурного пространства региона
Данный подпроект является новым, хотя на предыдущем этапе были проведены системные исследования, направленные на работу с детьми с особыми образовательными потребностями.
Остановимся еще на одном подпроекте: «Создание инновационного
образовательного центра сетевого сопровождения профессионального образования». Ему предшествовал проект трансграничного сотрудничества «Развитие
информационно-коммуникационной компетентности специалистов в целях
обеспечения их конкурентоспособности на региональном рынке труда» (20092014 гг.). За этот период участниками проекта было разработано и зарегистрировано в Информрегистре свыше 500 электронных образовательных ресурсов, предназначенных для дистанционного образования студентов различных форм обучения. Этими ресурсами могут пользоваться и преподаватели других вузов, реализующие схожие программы профессионального образования. Среди данных электронных ресурсов есть учебно-методические пособия, выполненные в рамках госзадания на разработку учебных пособий по организации профориентационной работы с будущими абитуриентами.
Другие подпроекты, предложенные участниками проектной мастерской, были продолжением направлений, утвердившихся в регионе. К числу таких проектов были отнесены: создание регионального центра «Научно-методическое обеспечение
духовно-нравственного воспитания в системе образования Курской области»; создание центра «Развитие языкового образования», центра «Педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение профилактики правонарушений детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», центра «Подготовка молодежных лидеров» и др.
Это не все проекты, предлагаемые участниками мастерской, дальнейшей разработки требуют проекты, направленные на обеспечение информационной и экологической безопасности региона. Для этого есть все основания.
Создаваемые на базе инновационного кластера конкурентные преимущества системы профессионального образования во многом предопределяют показатели региона, обеспечивая динамизм инновационного развития его социокультурной среды.
Библиографический список
Золотухин С.А. Роль социальных сетей в информатизации образования // Дискуссия / Ин-т сов. тех. упр. 2013. № 5-6. С. 152-157.
Ильина И.В., Подушкина И.М. Инновационная образовательная платформа профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/026-028pdf (дата обращения: 01.09.2014).
Моисеев А.М. Понимание школы - основа ее успешного развития // Управление развитием школы / под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. С. 47-59.