КУШИЕВ Р.Г.
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
Проведен анализ основных проблем инновационного развития строительных предприятий и показаны эффективные пути их решения. Определена роль инновационного развития как одного из основных факторов повышения и обеспечения конкурентоспособности строительного предприятия.
KUSШEV R.G.
INNOVACIONNOE DEVELOPMENT, AS FACTOR of INCREASING And PROVISION to COMPETITIVENESS of the BUILDING ENTERPRISE
The Organized analysis of the main problems innovations developments building enterprise and are intended efficient ways of their decision. The Certain role innovations developments in increasing and provision to competitiveness of the building enterprise.
Ключевые слова: инновационное развитие, НТП, строительное предприятие, конкурентоспособность.
Keywords: innovations development, NTP, building enterprise, competitiveness.
Инновационное развитие сравнительно новое понятие для российской экономики. Термин «инновация» стал активно использоваться в развивающейся рыночной экономике России, как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» [1].
Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovations. Буквальный перевод с английского этого слова означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества [2].
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических отношений купли - продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции - рынок капитала (инвестиций), а нововведения (инновации) -
рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности [3].
Под инновациями в строительном производстве может пониматься прибыльное использование новшеств в виде новых строительных технологий, новых видов строительной продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера, а также внедрение в производства новых видов строительных материалов и конструкций. Восприимчивость строительного предприятия к инновационной деятельности является одним из основных устойчивых конкурентных преимуществ, а основным фактором такой восприимчивости является высокая квалификация его управленческого и производственного персонала. Под восприимчивостью к инновационной деятельности в этом случае, прежде всего, следует понимать способность строительного предприятия внедрять в производство новые виды товарной продукции в соответствии с изменениями спроса на рынке строительной продукции. Следовательно, своевременная подготовка и переподготовка кадров на строительном предприятии является одним из основных факторов его устойчивого функционирования и развития.
Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением новых знаний с целью их практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) - это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей[1].
Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Следовательно, научно-технические инновации должны:
0 обладать достаточной новизной;
0 удовлетворять рыночному спросу;
0 приносить прибыль производителю.
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса. Обычно различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутри-организационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом
случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две следующие фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза представляет собой последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организации опытного производства и сбыта, организации коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.
Для успешного управления инновационным развитием строительного предприятия необходимо тщательное изучение рынка новаций. Прежде всего, необходимо уметь отличать новации от несущественных видоизменений в товарной продукции и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т.п.). От незначительных технических или внешних изменений строительной продукции, строительных технологий и техники, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость товарной продукции, а также входящие в него материалы и компоненты; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известной на рынке товарной продукции, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. При этом необходимо помнить, что инновационная продукция должна обладать определенной потребительской стоимостью, именно удовлетворение фактических потребностей потребителей обеспечивают ее устойчивую реализацию на рынке.
Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции востребованной га рынке становится приоритетным направлением стратегии строительного предприятия, так как определяет все остальные направления его развития.
Осуществление инновационной деятельности в целом предполагает:
0 разработку планов и программ инновационной деятельности и развития на этой основе;
0 наблюдение за ходом разработки новой продукции ее внедрением в производство и выведением на рынок;
0 рассмотрение проектов создания новой строительной продукции;
0 проведение единой инновационной политики: координация деятельности в этой области во всех производственных подразделениях;
0 обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
0 обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
0 создание временных проблемно- целевых групп для комплексного решения сложных инновационных проблем - от идеи до производства товарной продукции.
Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Строительное предприятие может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии - важнейшая составляющая цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение на строительном предприятии, чтобы не отстать от конкурентов.
При этом стратегическое планирование преследует следующие две основные цели.
1. Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая «внутренняя стратегия». Планируется оптимальное использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется поглощение новых специализированных предприятий или долговременных договоров с субподрядчиками, т.е. осуществляется подбор эффективного «портфеля» предприятий.
2. Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.). Особенно в этом случае необходимо учитывать изменяющийся спрос на рынке товарной продукции.
Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет иметь постоянный контроль над рынком, т.е. рынок должен быть эффективно наблюдаемым, что обеспечивается проведением эффективного мониторинга рынка. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было бы адаптировать к спонтанно происходящим на рынке изменениям или заменить другой стратегией более адекватной происходящим измегнениям.
Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели предприятия, которая должна быть понятна любому его работнику. Постановка цели играет важную роль в связях предприятия с внешней средой, рынком, потребителем. При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является заказчиком предприятия, и какие потребности оно может удовлетворить в настоящее время и в будущем в силу своего развития. Другими словами предприятию необходимо выбрать сегменты рынка, на которых он может обеспечить устойчивые конкурентные преимущества.
После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования, связанный с конкретизацией целей. Например, могут быть определены следующие основные цели:
0 прибыльность, т.е. добиться в текущем году уровня чистой прибыли не менее заданной величины П < д;
0 рынки (объем заказов, доля рынка, внедрение в новые линии), например, довести долю рынка до 20% или довести объем заказов до 40 единиц продукции;
0 производительность, например, средняя часовая выработка на одного рабочего 8 ед. продукции;
0 продукция (общий объем выпуска, выпуск новых видов продукции или снятие некоторых проектов с производства и др.);
0 финансовые ресурсы (размер и структура капитала; соотношение собственного и заемного капитала; размер оборотного капитала и др.);
0 производственные мощности активной части основных производственных фондов;
0 НИОКР и внедрение новых технологий (основные показатели, технологические характеристики, стоимость, сроки внедрения);
0 организация — изменения в организационной структуре и деятельности, например, открыть представительство фирмы в определенном регионе;
0 человеческие ресурсы (их использование, движение, обучение и т.д.);
0 социальная ответственность.
Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ состояния внешней и внутренней среды строительного предприятия. Учет процессов и изменений внешней среде является жизненно необходимым условием его эффективной работы. Основные факторы, связанные с внешней средой, -это экономика, политика, рынок, технология, конкуренция.
Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволят лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.
Стратегия является отправным пунктом теоретических и эмпирических исследований. Предприятия могут различаться тем, насколько их руководи-
тели, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что оно будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает.
Принятие решений по инвестированию осложняется различными факторами: вид инвестиций, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, риск и и т.д. Очевидно, что решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. Это позволяет сделать выбор наиболее эффективного проекта развития из множества заданных альтернатив, опираясь на принятые критерии выбора. При этом необходимо учитывать финансовые и производственные возможности предприятия, а также условия внешней среды, обеспечивающие их развитие.
Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует [4].
Необходимо так же отметить, что в последнее время мощным средством интенсификации любых разработок стало применение электронно-вычислительной техники. Первым ее вкладом в интенсивную технологию инновационного процесса на предприятии стала автоматизация информационного обеспечения. Создание информационно-справочных и информационно-поисковых систем, банков данных, баз знании и т.п. позволили резко увеличить полноту охвата имеющейся информации, целенаправленность ее поиска и использования.
В современных условиях интенсивного производства новых знаний процессы создания новых технических систем характеризуются возрастающей сложностью задач конструирования: растет число альтернатив выполнения отдельных подсистем, узлов, блоков, увеличивается список физических процессов, которые закладываются в основу их производства. С ростом числа альтернатив увеличивается и число осуществляемых и работоспособных комбинаций этих альтернатив. Все это ведет к необходимости адекватного информационного обеспечения проектных и конструкторских работ, невозможного, в наше время все возрастающего потока информации, без помощи ПЭВМ.
В последнее время все большее значение приобретают человеко-машинные экспертные системы, позволяющие соединить опыт, знания и интуицию людей с возможностями электронно-вычислительной техники. Особенно перспективно применение таких систем в инновационном процессе, как правило, характеризующемся значительной неопределенностью сроков, необходимых ресурсов, ожидаемых результатов.
Огромные возможности экспертных систем лучше всего раскрываются в их сочетании с другими функциональными блоками и разработанными пакетами прикладных программ систем автоматизированного проектирования.
В США, например, уже есть новые средства программного обеспечения ЭВМ, позволяющие резко ускорить и повысить точность предварительных расчетов себестоимости готовящейся к выпуску и уже выпускаемой продукции. Как свидетельствует опыт отдельных компаний, при умелом использовании данных программ отклонения предварительных результатов от фактических показателей себестоимости не превышают 10 процентов. Специализированные системы автоматического проектирования (САПР), предназначенные исключительно для расчетов смет, способны оперировать большими базами, включающими данные о более чем 250 видах конструкционных материалов и 60 типах технологического оборудования.
С помощью специальных моделей подобных комплексных систем оптимизируется выбор новых технологий, рассчитываются сроки строительства сложных проектов, определяется себестоимость проектов и затраты времени на проверку качества выпускаемой продукции. Внедряются в практику и принципиально новые подходы к построению подобных программ, ориентированных на стадии конструкторско-технологической разработки изделия. Этими программами оснащаются экспертные системы, предназначенные для конструкторов и технологов.
Основной принцип, в соответствии с которым формируется база таких систем, состоит в том, что от 50 до 80 процентов будущей себестоимости могут быть точно определены на этапе конструкторско-технологической разработки. Обычно эти программы вводятся на автоматизированные рабочие места (АРМ) конструкторов и технологов, что значительно повышает эффективность их использования. Благодаря этому, в частности, появляется возможность анализа многих вариантов себестоимости. Наиболее опытным специалистам удается рассчитывать с помощью новых программ ожидаемую себестоимость будущей товарной продукции с точность до 5% за полчаса.
Таким образом, экспертные системы не только являются средством интенсификации технологии инновационного процесса, но и способны играть роль эксперта, выискивающего неизвестные инновационные направления. Все это позволяет повысить конкурентоспособность строительного предприятия за счет интенсивного использования и развития его производственного потенциала.
_Литература_
1. Акимов А.А., Гамидов Г.С., Колосов В.Г. Систематологические основы инноватики. СПб.: Политехника, 2002.
2. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. - М.: Банки и биржи, 2007.
3. Уткин Э. А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент. - М.: АКАЛИС, 1996.
4. Боди З., Кейн А.,Маркус А. Принципы инвестиций. -М.: Вильямс, 2002.