Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1
Социология
УДК 372.878
Инновационные технологии вокально-хоровой работы с детьми
Дашанова Н.А.
Доцент кафедры музыкального искусства Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье освещается инновационная авторская методика проведения урока музыки, раскрывается использование новых технологий в вокально-хоровом разделе урока в виде элементов хорового сольфеджио, предлагаются технологические приемы освоение навыков многоголосия.
Ключевые слова: урок музыки, инновационная методика, хоровое сольфеджио, технологические приемы, ролевые игры, развитие певческих способностей.
Влияние искусства на внутренний мир ребенка, на развитие его творческих способностей, воображения и эмоциональной сферы чрезвычайно велико. В процессе развития творческих способностей детей, приобщения учеников к практической художественной деятельности решается важнейшая задача эстетического воспитания школьников. Личность и профессионализм педагога-музыканта в этом процессе играют решающую роль.
Б.В. Асафьев выдвигает главную практическую задачу для педагога-музыканта: «Важнейшей музыкальной педагогической задачей является развитие звуковых (слуховых) навыков, помогающих свободно ориентироваться и в чисто музыкальной природе слуховых образов (ритм, расстояние, динамика, поступь или темп, колорит или тембр), и в эмоциональном содержании (насыщенности) их, и в их символике выражения и изображения (звукозапись)» [1, с. 61]. Решающее значение хорового музицирования в развитии у детей певческих и музыкально-слуховых способностей отмечает И.П. Пономарьков: «Никакая другая форма занятий не вызывает такой активности и подъема у учащихся, как пение хором» [2, с. 3]. На уроках музыки в вокально-хоровом разделе воспитывается музыкальный вкус, формируются певческие способности, развивается музыкальный слух. Одновременно прививаются навыки коллективного труда, совместного творчества, организованность, ответственность.
В теории и практике музыкально-певческого воспитания детей имеется большое количество исследований в области вокального развития детско-
212
го голоса и методик вокально-хорового воспитания детей. Разработкой этих методик и исследований занимались такие известные современные педагоги-вокалисты и хормейстеры, как О.А. Апраксина, Ю.Б. Алиев, А.С. Пономарев, Б.С. Рачина, Г. А. Струве, В.Г. Соколов, Т Н Овчинникова, Д.Е. Огороднов и многие другие.
О роли хорового пения как средства воспитания у детей этических и эстетических норм говорит Т.Н. Овчинникова: «Хоровое пение - это коллективное творчество, которое приучает участвующих в нем к коллективному чувствованию, к коллективным действиям. Хоровое пение занимает особое место в процессе музыкально-певческого воспитания еще и потому, что является живым, творческим процессом воспроизведения музыкально-художественных образов» [3, с. 165]. Эту мысль подтверждает учитель-методист, известный хормейстер Б.С. Ра-чина: «Главная цель, для чего мы учим детей петь в хоре, - развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Итак - развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка средствами музыкального искусства. Пение - ведущий способ музыкальной деятельности, т.к. певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может каждый ребенок» [4, с. 76]. О технологическом решении этой задачи высказывает свое мнение Д.Е. Огороднов: «Необходима такая совре-
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1
Социология
менная методика и система всеобщего певческого воспитания детей в школе, которая позволила бы музыкально воспитать всех детей, включая самых слабых, которая помогла бы всем детям развить свой голос, научиться петь, стать музыкально грамотными» [5, с. 6].
Проведенный анализ исследований в области вокально-хорового воспитания детей позволил сделать вывод, что специфика работы учителя музыки в общеобразовательной школе заключается в том, чтобы без специального отбора по вокальным возможностям и независимо от уровня музыкальных способностей детей приобщить всех учеников к хоровому музицированию. Для этого необходимо научить всех детей грамотно и красиво петь, развить их музыкальный слух, привить им эстетический и музыкальный вкус.
В настоящее время многие общеобразовательные школы, гимназии, лицеи проводят экспериментальную работу с целью накопления положительного авторского опыта в воспитании и обучении детей, в том числе и в области их художественно-творческого и эстетического развития. Для успешного решения этих задач мы также использовали собственную методику проведения вокально-хоровых разделов уроков музыки.
Согласно этой методике вокально-хоровой раздел урока музыки включает в себя три основных компонента:
1. Распевание, с помощью которого дети учатся правильно петь;
2. Хоровое сольфеджио, благодаря которому развивается музыкальный слух;
3. Работа над хоровым репертуаром, которая включает в себя разучивание и концертное исполнение хоровых произведений.
Рассмотрим каждый из этих компонентов.
Сущность распеваний и их технологическую направленность Т.Н. Овчинникова определяет следующим образом: «Распевания состоят из специальных вокальных упражнений и представляют собой материал, на котором у поющих целенаправленно развиваются определенные качества певческого голоса. Распевания поются в начале урока и выполняют также функцию настройки, подготовки голосового аппарата к работе над репертуаром» [3, с. 161]. Цель распевания состоит в том, чтобы привить детям правильную певческую установку, научить особенностям вокального дыхания, объяснить основные приемы хорового звуковедения. В процессе распевания на коротких, доступных упражнениях проводится работа над штрихами (легато, стаккато, нон легато), нюансами (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и т.п.), и одновременно развивается и расширяется диапазон голоса. В соответствии с целью распевания педагог подбирает специальные упражнения. На начальном этапе это обязательно одноголосные
упражнения, позволяющие совершенствовать различные вокально-хоровые навыки детей.
Теперь остановимся более подробно на следующем компоненте вокально-хорового раздела урока музыки - хоровое сольфеджио.
Профессор Казанской консерватории, основоположник Казанской дирижерско-хоровой школы С.А. Казачков в книге «От урока к концерту» касается вопросов использования хорового сольфеджио в учебной работе самодеятельного хора. Он акцентирует внимание на тесной взаимосвязи и одновременности использования слуховых и вокальных приемов в процессе проведения хорового сольфеджио: «Умение сольфеджировать хором образуется как способность не только развитого слуха, но и голосовой техники, органически связанной со слухом. Учить хоровому сольфеджированию следует на основе рациональной постановки голоса и тесной координации двух аппаратов: слухового и голосового. Преподаватель хорового сольфеджио есть учитель пения, и наоборот» [6, с. 285].
Хоровое сольфеджио оказывает большую помощь в решении вопросов комплексного вокально-слухового воспитания детей. Его цель - воспитание высокой слуховой активности, выравнивание и совершенствование всех качеств музыкального слуха учащихся. Метод хорового сольфеджио - сольфеджирование всем составом хора с обязательным соблюдением основ вокально-хорового исполнительства (вокальной установки, строя, динамики, ансамбля, дикции).
Согласно нашей методике хоровое сольфеджио в вокально-хоровых разделах - это новый инновационный технологический элемент урока музыки в общеобразовательной школе. Он представляет собой более сложный этап вокально-хоровой работы, который может быть осуществлен уже на базе определенной певческой подготовки детей. Если распевания как вид вокально-хоровой работы помогают привить учащимся правильные певческие навыки, объяснить специфику певческого дыхания, показать необходимые приемы вокального звуковедения, осуществлять работу над штрихами и нюансами, то хоровое сольфеджио решает иные, более сложные задачи. Оно предполагает:
1. Развитие музыкального слуха;
2. Развитие ладово-интонационного слуха;
3. Воспитание чувства хорового ансамбля;
4. Воспитание чувства ритма;
5. Совершенствование работы над хоровым строем;
6. Освоение исполнения многоголосия.
Для этого применяются специальные вокальнохоровые упражнения, каждое из которых создано для формирования, развития и тренировки определенных навыков. На хоровом сольфеджио полезно применять серии упражнений для развития отдельных качеств музыкального слуха. Так, всевозможные ритмические упражнения способствуют вос-
213
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1
Социология
питанию чувства ритма, пение в виде упражнений звукорядов, интервалов - активности мелодического интонирования, разнообразные упражнения, построенные на созвучиях, аккордах, - воспитанию гармонического слуха. Эти упражнения можно сочетать между собой для развития сразу нескольких компонентов слуха. Вводя ритмические задания в интервальные упражнения или упражнения на созвучия и аккорды, можно одновременно работать над развитием чувства ритма и мелодического слуха или чувства ритма и гармонического слуха.
Данные вокально-хоровые упражнения для детей младших классов должны проводиться в игровой форме, в них должен присутствовать элемент игры, соревнования. Это условие является обязательным, поскольку такая форма работы активизирует процесс усвоения нового репетиционного материала, вносит элемент заинтересованности, непосредственности, состязательности, творчества в ход урока.
На хоровом сольфеджио осуществляется начальный этап работы над двухголосием и трехголосием. Упражнения на многоголосие представляют собой варьированные, усложненные, но уже знакомые одноголосные попевки, которые использовались в работе с детьми ранее в распеваниях и на которых уже закреплены определенные певческие и вокально-хоровые навыки.
Игровые формы или игры-упражнения в работе над многоголосием на хоровом сольфеджио могут быть самыми разнообразными. По целевой направленности их можно классифицировать по трем основным типам:
1. Сюжетные игры;
2. Ролевые игры;
3. Игры-соревнования.
В сюжетных играх проблема развития необходимых навыков многоголосного пения решается с помощью простых, но увлекательных сюжетов, придуманных педагогом-музыкантом. В ролевых играх каждой вокальной партии данного многоголосного упражнения предлагается сыграть определенную вокальную роль, т.е. спеть тот или иной заданный голос. В играх-соревнованиях каждая из групп хора, исполняя поочередно верхний, средний или нижний голос, соревнуются в достижении наилучшего качества звучания многоголосного упражнения.
Предлагаемые типы игр-упражнений могут быть взаимопроникаемы, взаимосвязаны между собой. В сюжетных играх возможны ролевые распределения и перераспределения, в ролевых играх может присутствовать сюжет, а ролевые и сюжетные игры могут нести элемент соревновательности
Примером технологического приема на формирование навыков трехголосного пения может служить игра-упражнение «Высотный дом». Класс делится на три группы, соответствующие количеству партий, и каждая группа, меняясь, поет и первым, и 214
вторым, и третьим голосом. Исполняется знакомая по распеваниям попевка - мажорное поступенное пятизвучие, звукоряд от V до I ступени вниз.
Верхний голос «живет на верхнем, пятом этаже», поет верхнюю ноту, т.е. поет выдержанный звук V ступени. Средний голос «живет на третьем этаже». Он, «побывав в гостях у верхнего голоса, спускается к себе домой», т.е. поет V, IV и III ступени. Затем останавливается на III ступени и поет выдержанный звук III ступени. Нижний голос, одновременно со средним голосом, «спускается с пятого этажа к себе домой на первый этаж», т.е. поет пятизвучие полностью, останавливаясь на I ступени.
Исполняя это трехголосное упражнение одновременно, мы выстраиваем с детьми мажорное трезвучие. Используем вариативность, и каждая группа меняет свой «этаж», становясь, соответственно, то верхним, то средним, то нижним голосом. Эта сюжетная игра, имея вокальные ролевые распределения, использует и элемент соревновательности.
В качестве другого примера в работе над многоголосием можно привести игру-упражнение «Свет и тень». Это несколько усложненный вариант предыдущего упражнения. Также поется мажорное пятизвучие, затем выстраивается мажорное трезвучие. Это - «свет». Если же среднему голосу дать возможность чуть-чуть измениться, «стать печальней, загрустить», получится «тень». Учитель показывает, как это сделать, понижая на полтона мажорную терцию. При этом дети учатся различать на слух и выстраивать в пении мажорный и минорный лад, стремятся осознанно интонировать полутон. Данное упражнение, помимо развития навыков многоголосия, формирует у детей ладовый слух и остроту и точность вокально-хорового интонирования.
Это упражнение можно еще усложнить, если предложить ребятам поочередно понижать на полтона сначала средний голос (звучит минор), а затем одновременно понизить на полтона верхний и нижний голос (зазвучит мажор). В результате этих хроматических чередований исполняется полутоновая секвенция «мажор-минор».
Данные упражнения в процессе репетиционной работы решают сразу несколько технологических задач: помимо развития навыков многоголосия, воспитывают у детей ладовый и гармонический слух, а также формируют остроту и точность вокально-хорового интонирования.
Множество таких игр-упражнений и их вариантов каждый педагог-музыкант может изобрести и применить в своей вокально-хоровой работе. Они нравятся детям, вызывают у них неизменный интерес, проводятся весело и заинтересованно.
В результате таких увлекательных занятий, что наиболее значимо, решаются важнейшие профессионально-технические задачи: развивается музыкальный, интонационный и ладово-гармонический
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1
Социология
слух, воспитывается чувство вокально-хорового строя и хорового ансамбля и совершенствуются навыки исполнения многоголосия.
Третий компонент вокально-хорового раздела урока музыки - работа над песенным репертуаром. Здесь перед учителем стоит задача подбора интересного, высокохудожественного и исполнительски доступного репертуара. Необходимость многоуровневой технологии подбора репертуара отмечает Т.Н. Овчинникова: «Отбор произведений - процесс сложный: с одной стороны, в нем фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура руководителя, с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает, а также тем, в каких условиях происходит обучение...» [7, с. 41].
В этом виде деятельности перед педагогом раскрываются широкие возможности по использованию неисчерпаемых запасов национальной и народной музыки, отечественной и зарубежной классики, произведений современных композиторов. На начальном этапе обучения это могут быть несложные одноголосные произведения с фортепианным сопровождением: народные татарские и русские песни, несложные произведения композиторов-классиков, детские песни современных татарских и русских композиторов. По мере развития вокальнохоровых навыков школьников в репертуар включаются произведения а капелла, каноны, в том числе на национальном и народном материале, произведения двухголосные и с элементами трехголосия, более сложные произведения русских и зарубежных композиторов-классиков и современных татарских и русских композиторов.
Правильный выбор песни очень важен. Произведение обязательно должно соответствовать возрастным, физиологическим и вокальным возможностям детского голосового аппарата и параметрам детского мировоззрения. Песня не должна быть слишком сложной для детей, как с точки зрения вокального исполнения, так и с точки зрения содержания и тематики. С другой стороны, при работе над слишком простой песней дети не приобретут необходимых и соответствующих их возрасту вокально-певческих навыков, а также не получат достойного эмоционально-нравственного воспитания.
К критериям отбора произведения можно отнести его художественную ценность, воспитательную значимость, эмоциональный интерес, развитие кругозора и интеллекта детей, развитие и совершенствование их вокально-хоровых, певческих и слуховых навыков. Репертуар должен тактически и стратегически решать все педагогические, технологические, методические, эстетические и воспитательные задачи.
Использовать подготовленный репертуар можно при проведении интегрированных уроков, соеди-
няя уроки музыки с уроками русского языка и литературы, татарского языка и литературы, а также другого, изучаемого в школе иностранного языка. Насыщенная школьная жизнь, обилие внеклассных мероприятий позволяют организовать художественно-созидательную, исполнительски-творческую работу детей и на уроках музыки, и в концертной деятельности. Так, наличие в репертуаре большого количества народных русских и татарских произведений дает возможность ярко и красочно оформить любой театрализованный народный праздник (На-уруз, Масленица и т.п.). Разнообразие репертуара позволяет использовать классные и объединенные хоровые коллективы в концертных выступлениях перед родителями, на спортивных мероприятиях, праздниках, посвященных календарным датам и т.п.
Таким образом, инновационные технологии вокально-хоровой работы на уроке музыки оказывают положительное влияние на формирование у детей вокально-творческих и хоровых навыков; на развитие у них музыкального слуха (ладового, интонационного, тембрового, ансамблевого, гармонического) и навыков многоголосного пения, позволяя комплексно решать задачи вокально-хорового и художественно-эстетического воспитания детей.
Литература:
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении. - Л.: Музыка, 1973.
- 61 с.
2. Пономарьков И.П. Хоровое пение в школе. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР; Л.: Детгиз, 1946.
- 82 с.
3. Овчинникова Т.Н. Воспитание певческого голоса в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе / Сост. О.А. Апраксина. - М., 1975. - Вып. 10.
- 165 с.
4. Рачина Б.С. Петь в хоре может каждый // Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, Н.В. Пигарева.
- М.,1991. - 76 с.
5. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - Л.: Музыка, 1972. - 151 с.
6. Казачков С.А. От урока к концерту. - Казань.: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1990. - 285 с.
7. Овчинникова Т.Н. Об отборе репертуара для работы с хоровым коллективом // Работа с детским хором / Сост. В.Г. Соколов. - М.,1981. - 41 с.
215
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1
Социология
Innovation Technologies of Vocal and Choral Work with Children
N.A. Dashanova
Kazan (Volga Region) Federal University
The paper presents author S innovative music lesson plan. The author reveals application of new technologies in vocal and choral part of lesson, such as choral solfeggio, and suggests devices of acquiring skills of polyphony.
Key words: music lesson, innovative methods, choral solfeggio, technological devices, role plays, development of cantatory skills.
216