УДК 372.881.111.1
DOI 10.18413/2075-4574-2019-38-1-122-129
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КВЕСТОЛОГИЯ
PEDAGOGICAL QUESTOLOGY
О.В. Волкова, О.А. Витохина, И.И. Лысова O.V. Volkova, O.A. Vitokhina, I.I. Lysova
Белгородский университет кооперации, экономики и права Россия, 308023, г. Белгород, ул. Садовая, д. 116а
Belgorod University of Cooperation, Economics & Law, 116a Sadovaya Street, Belgorod, Russia, 308023
E-mail: www.KAF-IN@bukep.ru
Аннотация
В статье рассматривается понятие «педагогическая квестология» - новый формат обучения иностранным языкам посредством использования квестовых заданий, ориентированных на повышение интеллектуального уровня, совершенствование иноязычных умений и навыков, что способствует духовно-нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию современного студента, его профессиональному становлению. Выявлена и обоснована целесообразность внедрения квестового иноязычного материала в образовательный процесс неязыкового вуза как одного из многочисленных способов развития педагогических технологий. Трактуется понятие собственно квеста. Авторы считают, что педагогическая квестология призвана изучать деятельность всех участников образовательного процесса. В статье поднимаются педагогические и методические вопросы совершенствования современного языкового образования; указываются традиционные и новые подходы в интегрированном обучении иностранному языку в вузе; подчёркивается недостаточность использования квестовых технологий в системе среднего и высшего профессионального образования. Авторами раскрывается суть педагогических инновационных технологий; исследуются новые среды обучения иностранному языку; критически обсуждаются вопросы модернизации воспитания. На основе исследования научных работ обосновывается положение о логичности и необходимости развития образовательного процесса в современной высшей школе посредством использования квестовых заданий по различным учебным дисциплинам. В качестве примеров предлагаются конкретные квесты многоплановой тематики в рамках образовательной программы по иностранному языку, служащие расширению интеллектуального потенциала и развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Среди основных достоинств педагогической квестологии отмечаются активизация образовательной деятельности, совершенствование индивидуальных способностей студентов, развитие навыков командной работы, организация взаимосвязи знаний и их упорядочение, самообразование и самовоспитание.
Abstract
The article considers the concept of «pedagogical questology» - a new format of foreign language teaching by means of quest tasks, focused on improving students' intellectual level and foreign language skills, contributing to the spiritual, moral, patriotic, aesthetic education and professional development of the modern generation. Specific quests on various topics included in the foreign language curriculum are presented. They serve to expansion of the intellectual potential and communicative competence of students. The feasibility of the implementation foreign language quest material in the educational process of a non-linguistic university as one of the many ways to develop educational technologies has been identified and substantiated. The concept of the quest has been investigated. The authors believe that pedagogical questology is designed to study activities of all the educational process participants. The article raises pedagogical and methodological issues of improving modern language education; identifies
traditional and new approaches in the integrated foreign language teaching at the university; emphasizes the insufficient usage of quest technologies in the system of secondary and higher vocational education. The authors reveal the essence of pedagogical innovative technologies; explore new environments for learning a foreign language; critically analyze issues of education modernization. The authors give scientific arguments in favour of the necessity to develop the modern education process by means of quest tasks implemented into various academic disciplines. As examples, the article provides specific multifaceted quests within the framework of a foreign language educational program aimed at the expansion of students' intellectual potential and foreign language communicative competence development. Among the main advantages of pedagogical questology there are the educational activities intensification, students' individual abilities improvement, teamwork skills mastering, knowledge systemization, self-education and self-cultivation optimization.
Ключевые слова: высшее и среднее профессиональное образование, модернизация учебного процесса, иностранный язык, лингвистическое образование, квест, индивидуально-творческие проекты, квест-проекты, оптимизация образовательного и воспитательного процесса, педагогическая квестология.
Keywords: higher and secondary professional education, modernization of the educational process, foreign language, linguistic education, quest, individual and creative projects, quest projects, optimization of the educational process, pedagogical questology.
Введение
В данной статье предпринята попытка погружения в одну из педагогических проблем - сотрудничество преподавателя-педагога и обучающихся - и рассмотрению одного из способов её решения в мировой и отечественной науке и практике. Независимо от изменений, происходящих в обществе и государстве, педагогические цели и задачи всегда остаются приоритетными в развитии личности. Следует особо отметить, что процесс воспитания человека осуществляется в течение всей его жизни. Становление взрослого человека, специалиста, гражданина, обладающего достойными личностными характеристиками, способного к развитию позитивной коммуникации и готового к нахождению решений профессиональных задач, владеющего способами и методами достижения намеченных приоритетов и определяют предназначение высшего и среднего профессионального образования.
Было бы ошибочно ориентироваться только лишь на одну образовательную доктрину, потому как педагогическая деятельность, опирающаяся на традиционные подходы, всегда дополнялась и обогащалась инновативными и творческими идеями. Тематика данной работы представляет собой попытку обсуждения целесообразности внедрения квесто-вого иноязычного материала в образовательный процесс неязыкового вуза как одного из многочисленных способов развития педагогических технологий. При подборе практического иноязычного материала авторы ориентируются на тематику рабочей программы, разработанной на основе ФГОС нового поколения для подготовки бакалавров (неязыковые вузы) по дисциплине «Иностранный язык», учитывают общий вектор модернизации учебного процесса по иностранному языку, ориентированный на реализацию компетент-ностного и личностно-ориентированного подходов, приводящих к более углубленному осмыслению учебного контекста.
Российская педагогическая наука богата своими историческими традициями, что не исключает использование опыта зарубежных коллег. «В лингвистическом (и не только) образовании внимание зарубежных и отечественных учёных, методистов нацелено на формирование ключевых образовательных языковых компетенций, представленных в монографии Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка» и отечественной теории и методике обучения иностранным языкам» [2001-2003]. Российская высшая школа может и должна предложить такую образовательную концепцию, которая способна обеспечить обучающимся овладение иноязыч-
ными знаниями, умениями и навыками, позволяющими им достичь определённых результатов в профессиональной области.
Всё большую актуальность приобретают всевозможные культурно-образовательные программы (Libacamp - Международный оздоровительный-образовательный центр отдыха «Умные каникулы», Чехия), проводятся творческие конкурсы по различным номинациям с представлением проектов, направленных на развитие инновационной, интеллектуальной и творческой деятельности молодежи [Завершается конкурс Молодая Москва, 2014], защищаются индивидуально-творческие работы в образовательных учреждениях городского, регионального, республиканского, всероссийского и международного масштаба. Появляются новые региональные квест-проекты [Крепость квест-шоу, 2018], различные квест-комнаты, предлагающие индивидуальные и командные испытания. Работа профессиональных команд с использованием элементов театрализации позволяет каждому участнику максимально погрузиться в проект независимо от возраста и подготовки.
Студенты нашего вуза принимают активное участие в инновационных проектах и конкурсах, получая заслуженное признание. Одним из них является председатель студенческого научного общества БУКЭП Кочурин Д.В. Активная жизненная позиция позволила студенту факультета общественного питания и товароведения направления подготовки магистратуры «Товароведение» БУКЭП, члену молодежного правительства Белгородской области VIII созыва стать многократным победителем научных и инновационных конкурсов международного, всероссийского, регионального уровней, в том числе победителем конкурса грантов программы «УМНИК ТЕХНЕТ НТИ - 2017». Он также является соавтором 5 патентов РФ на изобретения и полезные модели. Таких успехов магистрант смог добиться благодаря своему образованию, упорству и, безусловно, ориентирам, заданным педагогом-наставником.
Недавнее новшество (квесты), нашедшее отклик у школьной и студенческой аудитории, успешно и активно внедряется в современном образовании во многих предметных сферах. Появление различных информационных Интернет-страниц, образовательных бло-гов, форумов, тренингов, проектов, посвящённых выбору и обсуждению различных кве-стов, приветствуется и пользуется заслуженным интересом как у подрастающего, так и у более взрослого поколения, что ставит перед педагогическим коллективом неоднозначную задачу применения подобных форм работы в профессиональной сфере с целью оптимизации образовательного и воспитательного процессов.
Основная часть
Рассматривая ключевое понятие «педагогическая квестология», следует обратиться к историческим корням возникновения педагогической профессии. «Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать всё сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название "обучение"» [Сластёнин, Исаев, Шиянов, 2002; Шварц, Колыхалова, 2016; Сердюков, 2015].
Педагогическая наука, обладая широким арсеналом методов и приёмов воспитания, всегда находится в поиске новых, современных, действенных и эффективных способов развития и формирования личности, социального взаимодействия. Из всего многообразия
определений понятия «педагогика» (греч. paidagogike - детоводство) остановимся на одном - это «наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта» [Новиков, 2010].
Именно на развитие жизненного опыта ориентировано применение педагогических средств, форм и методов, что целенаправленно формирует личность в социуме, обеспечивает успешность её жизни и деятельности. Появившееся новое направление - так называемая квестомания - является показателем её востребованности среди молодёжной аудитории; возрос интерес к образовательным квестам, что по своей сути есть решение логических задач определённой предметной направленности. Данная тематическая ситуация способствует развитию познавательных психических процессов личности, т.к. в решение определённых задач включаются внимание, память, мышление, воображение. Следует также отметить наличие эмоциональных впечатлений. Участие в выполнении квестовых заданий - это комфортный способ решить проблему, применить имеющиеся языковые знания, закрепить полученные умения, развить навыки. Поиск единственно верного ответа на поставленный вопрос активизирует образовательную деятельность, способствует интеллектуальному развитию обучающего.
Педагогическая наука разумно обосновывает необходимость современных подходов, ориентированных на активное вовлечение участников образовательного процесса в содержательный контекст той или иной дисциплины, что открывает возможности использования квестовых заданий по различным предметным дисциплинам и представляется логичным и обоснованным. В научных трудах по данной тематике (И.Л. Бим, Э.В. Бурцев, Г.А. Воробьёв, Н.О. Деньгина, И.А. Зимняя, О.А. Колыхалова, В.В. Копылова, О.М. Моисеева, Е.С. Полат, И.И. Скворцова, Я.В. Тараскина, Н.И. Торунова, S. Burwood, J. Dewey, N.O'Driscoll, H. Dunford, D.L. Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.) авторы поднимают вопросы проектной методики, инновативных методов (case-study; TBLT -Task, Based, Language, Teaching и др.), не забывая традиционные методы (PPP - Present, Practice, Produce).
Отмечается, что квестовые технологии завоёвывают современное дошкольное и начальное образование (Колесникова И.В., Лосева Л.Ю., Эльмуратова Н.А. и др.), чего нельзя сказать о среднем и высшем профессиональном образовании. Квестовые задания различной тематической и профессиональной направленности способны подготовить будущих специалистов в области экономики, менеджмента, права, туристической деятельности, пищевой промышленности, информационной безопасности, прикладной информатики и т.д. Осуществление данного вида деятельности требует тщательного анализа и привлечения специалистов к разработке квестовых заданий профессиональной направленности. В своей работе мы используем квестовые задания страноведческой направленности для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования в неязыковом вузе.
Рассматривая понятие «квестология», будем ориентироваться на этимологию сложного слова «квест-» (транслитерация английского quest - поиски) и «-логия» (от греч. logos слово, учение, наука), в совокупности - наука о квестах - педагогическая наука, изучающая квесты. Педагогическая квестология представляет собой совокупность знаний, находящихся в основе описания, организации, проектирования, прогнозирования, анализа путей совершенствования квестов в педагогическом процессе, а также способов совершенствования эффективности их использования для подготовки обучающегося к самореализации и профессиональной востребованности в социуме.
В качестве предмета педагогической квестологии будем рассматривать квест как вид информационных, проблемно-ориентированных заданий индивидуального или группового обучения, направленных на формирование и развитие навыков самостоятельной активности, поисковой и исследовательской деятельности обучающихся в процессе освоения, исследования, обработки и презентации языкового учебного материала. Следует отметить, что веб-квест представляет собой организованную специальным образом веб-
страницу или разработанный самостоятельно на основе дидактической структуры и предложенный для выполнения по данной тематике ресурс Интернета, веб-проект, при котором вся или часть информации находится на различных сайтах [Краснопольский, 2010; Пересыпкин, Цурикова, Гусакова, 2011; Волкова, Исаев, 2012; Никольская, Родькина, 2016; Ярмина, 20171.
Педагогическая квестология, как одно из самых динамично развивающихся научных направлений, призвана охватить многие образовательные сферы, что послужит совершенствованию образовательного процесса и в итоге реализует поставленные педагогические задачи, приведёт к формированию и развитию личности студента.
Наряду с совершенствованием индивидуальных способностей студента квестовая работа предполагает развитие навыков командной работы; расширение возможностей извлечения пользы из приобретённого опыта; организацию взаимосвязи знаний и их упорядочения; использование собственных приёмов обучения; развитие логического мышления и умений решать проблемы; самообразование.
Основными этапами мыслительной деятельности студентов в ходе выполнения квестовых заданий может явиться:
- поиск (опрос студентов, консультация преподавателя, помощь интернет-источников, работа с печатной справочной литературой);
- размышление (установление взаимосвязей языковых явлений; критическое отношение к тому или иному высказыванию, предложению; умение противостоять неуверенности и сложности поставленной задачи; определение своей позиции в контексте изучаемой темы, наличие собственного мнения; оценивание позиции оппонента);
- сотрудничество (умение работать в команде, группе, подгруппе; принятие решений по определённому вопросу; желание преодолевать разногласия и избегать конфликтов; способность договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности, включаться в решение поставленной задачи и вносить свой вклад; выражать солидарность; организовывать свою работу и др.);
- адаптация (умение пользоваться дополнительными информационными источниками, применять новые технологии информации и коммуникации; противостоять трудностям; находить новые решения и др.).
На базе нашего университета и за его пределами был проведён ряд педагогических квестов (образовательный кросскультурный квест «Was ist mir über Deutschland bekannt?» в рамках проходивших в Белгороде Дней Германии, «Virtual Trip around the World» и другие), среди которых следует отметить педагогический квест «Жемчужина мысли». Выявленные в ходе реализации квеста преимущества (вовлечение в сферу гуманитарно-научной деятельности студентов разных факультетов БУКЭП и других учебных заведений; проведение нестандартных познавательных гуманитарно-научных мероприятий на базе мировой кладовой лингвистической мысли; активность, мобильность и заинтересованность студентов; реализация имеющегося опыта проведения нестандартных форм организации образовательного процесса по иностранным языкам силами преподавателей и студентов) и недостатки (загруженность преподавательского коллектива подготовительной методической и организационной работой; отдельные несогласованности по организации и планированию квеста; тщательная проработка и проверка маршрутных листов и ряд других) [Чухин, 2010; Храброва, 2016; Волкова, Витохина, Лысова, 2017] были тщательно проанализированы и учтены при подготовке и разработке тематических языковых квестов в рамках программной языковой тематики («Портрет семьи», «Родословная Романовых», «Немецкие принцессы на российском троне», «Мои университеты», «Российская Федерация», «Моя столица», «Немцы в России», «Немецкая слобода в Москве», «Письма с Восточного фронта», «Мой город», «Белый город», «Белгородская область», «Федеративная Республика Германия», «Федеральные земли Германии», «Берлин», «Берлинская стена», «Австрия», «Вена», «Моцарт», «Швейцария», «Берн», «Анри Дюнан», «Бенилюкс», «Княжеский дом Лихтенштейн» и др.), предназначенных для использования в образовательном процессе.
Основная цель педагогических квестов - получить знания по иностранному языку посредством выполнения различных квестовых заданий, представляющих собой увлекательную «живую» индивидуальную или групповую игру-обучение при сотрудничестве преподавателя-педагога. Выполнение квестовых заданий позволяет приобрести новые иноязычные знания, проявить смекалку, развить логическое мышление, ловкость, координацию и умения взаимодействовать с членами команды.
Идея реализации созданного на стратегической сессии студентами инновационного проекта «Quest-room» заключалась в открытии на базе Белгородского университета кооперации, экономики и права квест-комнаты, оборудованной красочными декорациями и реалистичной бутафорией, всевозможными датчиками, реагирующими на поведение участников, что позволяло бы в полной мере прочувствовать погружение в процесс игрового освоения, исследования, изучения языкового материала, во время которого происходит должное формирование и развитие навыков творческой активности, поисковой и исследовательской деятельности обучающихся. Особая реалистичность всего происходящего во время игры достигается при обработке и презентации языкового учебного материала. Сюжеты квестов могут быть основаны на художественных произведениях, популярных фильмах, компьютерных играх, либо же создаваться авторами квестов индивидуально. Многие квестовые задания решаются при чётком распределении функциональных обязанностей, что служит объединению участников команды. В проекте рассчитывались примерные затраты на его реализацию (аренда помещения, количество персонала, затраты на запуск проекта, ежемесячные расходы: арендные платежи, заработная плата сотрудников, налоговые отчисления, рекламные и прочие затраты, средняя стоимость одного посещения для одной команды, вариативность оплаты в зависимости от времени суток посещения и дня недели, возможность бронирования мест, варианты скидок, подарочные сертификаты, режим работы квест-комнаты, посещаемость и т.п.). Целью данного проекта могло служить удовлетворение образовательных потребностей, тренировка логики, памяти и сообразительности молодёжи и школьников, посредством участия в образовательных кве-стах. Для достижения указанной цели проект предполагал решение следующих задач: развитие новой познавательно-игровой сферы для студентов и школьников; развитие памяти, внимания, воображения; открытие личных качеств участника квеста (умение работать в команде, лидерство, гибкость, изобретательность, активность, стремление к победе); развитие малого предпринимательства на территории г. Белгорода и области.
Заключение
Педагогическая квестология призвана изучать не только окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую разумом, но и деятельность всех участников образовательного процесса. Научные принципы (объективность, причинность, рациональность, аргументированность, доказательность научных положений, воспроизводимость, теоретичность, системность, критичность) определяют основы научного понимания реальности, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности. В трудах современных учёных (Арштейн Л.И. Багана Ж., Ерошенков Н.В., Ерошенкова Е.И., Исаев И.Ф., Краснопольский В.Э., Насртдинова В.М., Никольская В.А., Новиков А.М., Пересыпкин А.П., Цурикова Л.В., Гусакова Н.Л., Сердюков Р.В., Сидоркин А.М., Храброва В.Е., Чигашева М.А., Ионова А.М., Чухин С.Г., Шварц Е.С., Колыхалова О.А., Ярмина Т.Н. и другие) [Исаев, Ерошенкова, Кролевецкая, 2011; Ерошенков, Ерошенкова, 2015; Багана, Хапилина, 2016] для практической реализации новых требований, прописанных в стандартах последнего поколения ФГОС 3+, поднимаются педагогические и методические вопросы совершенствования современного языкового образования, важность и ценность межкультурной коммуникации будущих специалистов, традиционные и новые подходы в интегрированном обучении иностранному языку в вузе; раскрываются вопросы педагогических инновационных технологий, профессиональных характеристик обучаю-
щихся, исследуются новые среды обучения иностранному языку, гендерные особенности обучения иностранному языку, нравственная, научно-исследовательская, эстетическая культура; критически обсуждаются вопросы модернизации воспитания.
Подводя итог, следует подчеркнуть особую значимость исследуемых направлений как для современного российского образования, так и для студентов, будущих специалистов в различных профессиональных сферах.
Список литературы References
1. Багана Ж., Хапилина Е.В. 2016. Глобальный английский язык. Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки, 21(242), вып.31: 31-35.
Bagana, J. Khapilina E.V. 2016. Global'ny'j anglijskij yazy'k [Global English]. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series, 21 (242), issue 31: 31-35 (in Russian).
2. Волкова О.В. Исаев И.Ф. 2012. Межкультурная коммуникация будущего специалиста: технология веб-квестов (монография). Белгород: Издательство БУКЭП, 175.
Volkova O.V. Isaev I.F. 2012. Mezhkul'turnaya kommunikaciya budushchego specialista: tekhnologiya veb-kvestov (monografiya) [Future specialist's intercultural communication: the technology of web quests (monograph)]. Belgorod: BUCEP Publishing House, 175 (in Russian).
3. Волкова О.В. Витохина О.А., Лысова И.И. 2017. Педагогические инновации: лингвистический квест. В кн.: Профессионально-педагогическая культура: опыт прошлого - вызовы современности: материалы VI Международной научно-практической конференции. Белгород, Изд-во «ГиК»: 37-40.
Volkova O.V. Vitohina O.A., Lysova I.I. 2017. Pedagogicheskie innovacii: lingvisticheskij kvest [Pedagogical innovations: linguistic quest]. In.: Professional and pedagogical culture: the experience of the past - the challenges of our time: materials of the VI International Scientific Practical Conference. Belgorod, Publishing House "GiK" 37-40 (in Russian).
4. Ерошенков Н.В., Ерошенкова Е.И. 2015. Сущность и специфика профессиональной нравственности курсантов вузов МВД России. Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки, 24 (221), вып. 28: 134-140.
Eroshenkov N.V., Eroshenkova E.I. 2015. Sushhnost' i specifika professional'noj nravstvennosti kursantov vuzov MVD Rossii [The essence and specificity of professional morality of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series, 24 (221), issue 28: 134-140 (in Russian).
5. Завершается конкурс Молодая Москва 2014. 2014. URL: http://expert-btl.ru/konkurs-molodaya-moskva/ (дата обращения: 29 июля 2018).
Zavershaetsya konkurs Molodaya Moskva 2014 [The Young Moscow 2014 competition is ending]. 2014. URL: http://expert-btl.ru/konkurs-molodaya-moskva/ (accessed 29 July 2018) (in Russian).
6. Исаев И.Ф., Ерошенкова, Е.И., Кролевецкая Е.Н. 2011. Особенности развития научного потенциала личности на различных уровнях высшего профессионального образования. Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки, 6 (9): 311-316.
Isaev I.F., Eroshenkova E.I., Krolevetskaya E.N. 2011. Особенности развития научного потенциала личности на различных уровнях высшего профессионального образования [Features of the development of the scientific potential of the individual at various levels of higher professional education]. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series, 6 (9): 311-316 (in Russian).
7. Краснопольский В.Э. 2010. Новые среды обучения иностранному языку в эпоху информационных технологий. Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки, 18 (7): 95-101.
Krasnopolsky V.E. 2010. Novy'e sredy' obucheniya inostrannomu yazy'ku v e'poxu infor-macionny'x texnologij [New Foreign Language Learning Environment in the Information Technology Epoch]. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series,18 (7): 95-101 (in Russian).
8. Крепость квест-шоу. 2018. URL: http://крепость31.рф (дата обращения: 29 июля 2018).
Krepost' kvest-shou [Fortress quest show]. 2018. URL: http://крепость31.рф (accessed 29 July
2018) (in Russian).
9. Никольская В.А., Родькина О.Я. 2016. Применение современных систем дистанционного обучения в образовательном процессе вузов для практической реализации новых требований стандартов последнего поколения ФГОС 3+. Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки, 28 (249), вып.32: 147-155.
Nikolskaya V.A., Rodkina O.Ya. 2016. Primenenie sovremenny'x sistem distancionnogo obucheniya v obrazovatel'nom processe vuzov dlya prakticheskoj realizacii novy'x trebovanij standartov poslednego pokoleniya FGOS 3+ [The use of modern distance learning systems in the educational process of universities for the practical implementation of new requirements of the standards of the latest generation of the Federal State Educational Standards 3+]. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series, 28 (249), issue 32: 147-155 (in Russian).
10. Пересыпкин А.П., Цурикова Л.В., Гусакова Н.Л. и др. 2011. Формирование коммуникативной и межкультурной компетенций в процессе обучения студентов иностранному языку. Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки, 18(113), вып.11: 277-282.
Peresypkin A.P., Tsurikova L.V., Gusakova N.L. and others. 2011. Formirovanie kommunikativnoj i mezhkul'turnoj kompetencij v processe obucheniya studentov inostrannomu yazy'ku [Formation of communicative and intercultural competences in the process of teaching students a foreign language]. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series, 18 (113), issue 11: 277-282 (in Russian).
11. Сердюков Р.В. 2015. Современное медиаобразование в ведущих англоязычных странах. Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки, 18(215), вып.27: 238-244.
Serdyukov R.V. 2015. Sovremennoe mediaobrazovanie v vedushhix angloyazy'chny'x stranax [Modern media education in leading English-speaking countries]. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series, 18 (215), issue 27: 238-244.
12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. URL: http://litlife.club/br/?b=52262&p=3 (дата обращения: 23 июля 2018).
Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika [Pedagogy]. URL: http://litlife.club/br/?b=52262&p=3 (accessed 23 July 2018) (in Russian).
13. Храброва В.Е. 2016. Принципы и стратегии работы с англоязычными медийными материалами в контексте мультимодального обучения. Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки, 28(249), вып.32: 156-163.
Khrabrova V.E. 2016. Principy' i strategii raboty' s angloyazy'chny'mi medijny'mi materialami v kontekste mul'timodal'nogo obucheniya [Principles and strategies for working with English-language media materials in the context of multimodal education]. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series, 28 (249), issue.32: 156-163 (in Russian).
14. Чухин С.Г. 2010. Гражданская самореализация будущего специалиста в условиях системы высшего профессионального образования. Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки, 18 (7): 302-310.
Chukhin S.G. 2010. Grazhdanskaya samorealizaciya budushhego specialista v usloviyax sistemy' vy'sshego professional'nogo obrazovaniya [Civil self-actualization of the future specialist in the conditions of the system of higher professional education]. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series,18 (7): 302-310 (in Russian).
15. Шварц Е.С., Колыхалова О.А. 2016. Традиционные и новые подходы в интегрированном обучении иностранному языку в вузе. В кн.: Учитель, ученик, учебник: материалы VIII международной научно-практической конференции. Издательство: ООО «Издательский дом КДУ»: 443-451.
Schwartz E.S., Kolykhalova O.A. 2016. Tradicionny'e i novy'e podxody' v integrirovannom obuchenii inostrannomu yazy'ku v vuze [Traditional and New Approaches to Integrated Foreign Language Teaching at the University]. In: Teacher, student, textbook: materials of the VIII international scientific-practical conference. Publisher: KDU Publishing House LLC: 443-451 (in Russian).
16. Ярмина Т.Н. 2017. Метод кейс-стади в обучении иностранному языку. Иностранные языки в школе, 9: 24-27.
Yarmina T.N. 2017. Metod kejs-stadi v obuchenii inostrannomu yazy'ku [Case Study Method in Teaching a Foreign Language]. Foreign Languages at School, 9: 24-27 (in Russian).
Ссылка для цитирования статьи Reference to article
Волкова О.В., Витохина О.А., Лысова И.И. Педагогическая квестология // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 38, № 1. С. 122-129. DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-1-122-129.
Volkova O.V., Vitokhina O.A., Lysova I.I. Pedagogical questology // Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series. 2019. V. 38, № 1. P. 122-129. DOI: 10.18413/2075-4574-201938-1-122-129.