Научная статья на тему 'Инновационные технологии в учебном процессе студентов вузов'

Инновационные технологии в учебном процессе студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1986
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАБОТА / ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / КАЧЕСТВО УСВОЕНИЯ / STUDENTS / PEDAGOGICAL TEACHINGS / THE GUIDANCE MANUAL / UNRESTRICTED WORK / TRAINING INTENSITY / MATERIAL ACQUISITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наскалов Виктор Михайлович

Рассматривается вопрос использования современных педагогических технологий для более эффективной реализации системы физкультурного образования студентов. Для активизации мотивов к учебно-профессиональной деятельности студентов нами разработан и внедрен учебно-методический комплекс, в основе которого использовалась модульно-рейтинговая система обучения и контроля. Проведенный педагогический эксперимент со студентами включал в себя снижение 50 % лекционных занятий, а за счет этого увеличение доли самостоятельной управляемой работы. Это способствовало повышению интенсивности обучения и качества усвоения изучаемого материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION TECHNOLOGIES IN THE STUDENTS SYSTEM OF EDUCATION

Effective realization of students physical education system foresees the use of up-to-date pedagogical teachings. In order to promote the motive for educational and professional activity of students we have devised and implemented the guidance manual on the basis of which module rating system of training and control has been used. The educational experiment having been carried out presupposed the reduction of 50 % of desk studies and at the cost of this the increase in the amount of students unrestricted work. It contributed to the growth of training intensity and the quality of material acquisition.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в учебном процессе студентов вузов»

ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 378.02 (14.35.07)

В. М. Наскалов

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Рассматривается вопрос использования современных педагогических технологий для более эффективной реализации системы физкультурного образования студентов. Для активизации мотивов к учебно-профессиональной деятельности студентов нами разработан и внедрен учебно-методический комплекс, в основе которого использовалась модульно-рейтинговая система обучения и контроля. Проведенный педагогический эксперимент со студентами включал в себя снижение 50 % лекционных занятий, а за счет этого - увеличение доли самостоятельной управляемой работы. Это способствовало повышению интенсивности обучения и качества усвоения изучаемого материала.

Ключевые слова: студенты, педагогические технологии, учебно-методический комплекс, самостоятельная управляемая работа, интенсивность обучения, качество усвоения.

Анализ теории и практики физической культуры показал, что новые педагогические технологии слабо разрабатываются и внедряются в практическую деятельность преподавателей вузов. Одной из причин является недостаточная разработка теоретикометодологических основ образовательных технологий в педагогической деятельности. Повышение уровня физкультурного образования невозможно без освоения преподавательским составом различных типов и видов образовательных технологий (М. Я. Виленский, Г. М. Соловьев, М. Г. Кошман,

В. М. Наскалов, Т. П. Юшкевич).

Одним из современных методологических подходов, позволяющих переосмыслить современное состояние педагогической деятельности как образовательного пространства и наметить пути его модернизации в стране, является инновационная деятельность. В сфере физической культуры и спорта накоплен определенный пакет современных инновационных технологий, которые направлены на обучение подрастающего поколения, обладающего высоким уровнем физической и спортивной культуры. Среди основных инновационных технологий выделим: спортивно ориентированное физическое воспитание; личностно ориентированное физическое воспитание; профессионально ориентированное физическое воспитание; экологическое образование; олимпийское образование; мониторинг физического здоровья и развития, физической подготовленности детей, подростков и молодежи; нетрадиционные методы оздоровительной физической культуры [1, с. 2].

Указанные технологии не нашли еще в полной мере воплощения в практической педагогической деятельности, и от этого существенно сдерживается инновационный процесс при модернизации

физкультурного образования в целом. Это указывает на тот факт, что инновационные технологии в физической культуре не имеют достаточного методологического обеспечения и, как следствие этого, слабое их практическое воплощение.

Технология в физическом воспитании - это взаимосвязанная упорядоченная совокупность оптимальных и эффективных средств, методов и приемов, направленных на обеспечение планируемого спортивного результата или показателя физической подготовленности при метрологическом врачебно-педагогическом контроле [2, с. 2].

Технологии в спортивной педагогике и дидактике составляют часть интеллектуального вектора физической культуры и физкультурных знаний, которые опираются на фундаментальные науки. Согласно классификации знаний в области физической культуры четырех уровней, предложенной

В. К. Бальсевичем, технологии являются аспектами второго и третьего уровней, т. е. включают в себя социальные и биологические детерминанты процессов освоения физкультурных ценностей, а также частные научные дисциплины (их технологические продолжения), определяющие конкретные пути и средства реализации достижений науки в практике физкультурных интересов человека. Современные технологии в физкультурном образовании направлены на поиски оптимумов физической активности и физкультурных знаний человека [1, с. 2].

Технологии преподавания изучаемой дисциплины должны обеспечивать системный подход к подготовке специалистов на базе современных достижений теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, соответствующих современному уровню развития знаний, реальным образовательным задачам обучающихся, развиваю-

щимся потребностям общества. Специфику высокой степени готовности к социально-профессиональной деятельности обеспечивает освоение содержания инновационных технологий [3, с. 11].

Для этого необходимо создавать такие технологические модели, которые существенно изменили бы проблемную ситуацию, отношение личности к профессиональной подготовке. В этой связи создание педагогических технологий, учитывающих все формы организационно-педагогической деятельности (учебную и внеучебную), условия, обеспечивающие включение студенческой молодежи в педагогический процесс, имеет особо важное значение.

Процесс реализации этих технологий предусматривает прежде всего, повышение педагогического профессионализма в сфере физической культуры, что невозможно без освоения преподавателями различных типов и видов образовательных технологий. К образовательным технологиям относятся: технологии проблемного, программированного, развивающего, активного, модульного и игрового обучения: информационные, управленческие, воспитательные и системномыследеятельностные технологии, технологии личностно ориентированного обучения. Перечисленные технологии могут иметь место в процессе физического воспитания студентов, но для этого необходимо осуществлять повышение научно-педагогического образования преподавателей. Однако научно-педагогическое образование немыслимо без процесса формирования информационной культуры специалиста физического воспитания [4, с. 156].

В этой связи целесообразно говорить о выстраивании модели инновационного развития физического воспитания и физкультурного образования. Данная модель должна содержать три этапа обучения: на первом этапе выстраиваются взаимосвязи предметных знаний и профессиональных технологий, формируется инновационное мышление; на втором - создаются новые знания и умения, изучаются инновационные технологии, влияющие на повышение качества обучения; на третьем - изучается научная и инновационная методология с последующим ее применением на практике [1, с. 3].

Актуальность данного исследования связана с переходов высшей школы Республики Беларусь на новые модели образования и технологии обучения в условиях возрастания роли управляемой самостоятельной работы студентов.

Эффективная реализация новой модели образования студентов предусматривает использование современных педагогических технологий. Под педагогической технологией понимается проект учебно-воспитательного процесса как модель это-

го процесса, как закономерности и принципы его организации. Проект как система учебно-воспитательного процесса представляет собой совокупность методов, средств, операций, приемов, условий, форм его организации. Педагогические технологии позволяют свести к минимуму педагогические экспромты в преподавании и перевести его на путь предварительного проектирования учебновоспитательного процесса и последующей практической реализации [5, с. 10].

В рамках структурирования форм, методов и содержания обучения необходимо выделить для физкультурного образования, как наиболее приемлемую, модульно-блочную технологию. Системно-модульная технология - организация содержания образовательного процесса, состоящего из определенного набора модулей и его элементов. Технология модульного обучения в физкультурном образовании направлена на структурную организацию и реализацию содержания программного материала [6, с. 18].

Для активизации мотивов к учебно-профессиональной деятельности студентов нами использовалась модульно-рейтинговая система обучения и контроля. Эта система позволяет рационально организовывать их самостоятельную работу в семестре, регулярно отслеживать результаты работы обучающихся по дисциплине «Теория и методика физвоспитания» создавать условия для последовательного становления индивидуального стиля профессиональной деятельности. Это дает возможность студентам получать образование в пределах избранного пространства профессионального развития с учетом индивидуального комплекса способностей, индивидуальных предпочтений и возможностей [7, с. 90].

Учебный процесс по дисциплине разбит на модули, которые обычно составляют тему или комплекс тем, образующих завершенный раздел программы. Исходя из того, что модуль, его оптимальный объем, логически соответствует отдельному разделу учебного материала программы по теории и методике физического воспитания на семестр, учебный год, для его реализации разрабатываются учебно-методические комплексы. На отдельные разделы программы отводится, как правило, 1216 ч, что составляет модуль, в который входит 3-4 лекции и практические занятия. Каждый модуль имеет свои задачи и этапы их реализации. Каждому модулю подготовки также должны соответствовать свои задачи, полное решение которых обеспечивает возможность перехода к следующему модулю и их взаимосвязи. Эта взаимосвязь обеспечивается использованием технологии модульноблочного обучения, включающей в себя обучающие модули различного направления, в каждый из

которых входят операционно-функциональные блоки [8, с. 4].

Каждый семестр или учебный год может иметь от 3-4 до 7-8 модулей и завершается оценкой по системе рейтингового контроля. Сумма баллов, набранная студентом за всю работу в семестре или учебном году по рейтинговой системе оценки, позволяет аттестовать его независимо от зачетной или экзаменационной сессии.

Важной особенностью системы рейтингового контроля является достаточно высокая степень объективности метода при использовании компьютерных технологий. Традиционная система контроля знаний в вузах вступает в противоречие с требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный недостаток заключается в том, что она не в достаточной степени способствует активной и самостоятельной работе студентов.

Отличительными, определяющими свойствами системы рейтингового контроля являются следующие:

- непрерывный и тотальный характер контроля (проверяются все виды учебной и внеучебной деятельности каждого студента на протяжении соответствующего периода изучения дисциплины или цикла дисциплин);

- проверка проводится по четким правилам, заранее согласованным со студентами;

- по результатам проверки проводится ранжирование студентов путем присвоения каждому из них персонального рейтинга;

- при определении рейтинга в большей степени, чем обычно, используются математические и статистические методы;

- успеваемость студента отображается в текущих и итоговом рейтинг-листах.

Следовательно, модель системы рейтингового контроля обучения представляет особую форму организации учебного процесса. Она обладает всеми признаками инновационной образовательной технологии, представляет собой саморазвивающу-юся систему, основанную на деловом сотрудничестве между преподавателями и студентами. Образовательные технологии с использованием системы рейтингового контроля обладают высокой эффективностью. С их помощью удастся стимулировать учебную деятельность, максимально интенсифицировать и активизировать самостоятельную работу студентов, создать основу для дифференциации обучения, повысить уровень состязательности и здоровой конкуренции. Ее отличает высокий уровень технологичности, четкость структуры, строгий порядок исполнения [9, с. 13].

Система рейтингового контроля использовалась нами в учебном процессе по физическому воспитанию студентов вузов различных специальностей.

Эффективность физического воспитания студентов основного отделения по системе рейтингового контроля определялась по специально разработанной 50-очковой таблице. По трем другим составляющим учитывалась посещаемость занятий, своевременная сдача зачетных требований и участие в соревнованиях.

Анализ результатов использования системы рейтингового контроля позволил сделать вывод о том, что у студентов увеличилась посещаемость занятий, уменьшилось количество представляемых справок о болезни по сравнению с предыдущим набором. Своевременно сдали зачеты 91 % студентов против 86 % предыдущего набора, студенты активнее участвовали в соревнованиях. Рейтинг в среднем увеличился у 31.7 % студентов, а выполнение контрольных нормативов по физической подготовленности улучшилось на 7.4 %.

Повышение посещаемости занятий способствовало и повышению результатов сдачи контрольных нормативов по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовленности. Однако оценка улучшилась только у 75 % студентов, в целом рейтинг составил осенью 628.5 очков, а весной - 754.5.

Следовательно, применение системы рейтингового контроля позволило поднять уровень физической подготовленности студентов и особенно тех, у кого он был по результатам тестирования в начале учебного года ниже среднего показателя. Кроме этого, проводился непрерывный сопоставляющий дифференцированный контроль за физическим состоянием студентов в динамике, что способствовало повышению их заинтересованности не только регулярно посещать занятия и своевременно сдавать зачетные требования, но и участвовать в спортивно-массовых мероприятиях.

Современные подходы к процессу обучения и требования к его результатам претерпели кардинальные изменения. На протяжении многих веков истории нашей цивилизации основными носителями знаний являлись ученые, которые совмещали широкий спектр различных увлечений (философия и естествознание, химия и теология и т. д.) и передавали эти знания ограниченной части общества (ученикам, студентам).

В современном мире такая ситуация неприемлема, поскольку в процесс обучения вовлечена значительная часть общества - образование приобрело массовый характер. Кроме того, большой объем информации, накопленный человечеством, делает невозможным обладание этой информацией узкой группы лиц. Поэтому каждый носитель некоторого объема знаний, если он хочет быть высококлассным специалистом, должен получать эти знания и приобретать умения в конкретной, достаточно локаль-

ной области общего информационного поля [10, с. 83].

Все это в совокупности ставит перед процессом обучения две глобальные задачи: обеспечить потребителя информации (обучаемого) уровнем новых основополагающих знаний (базовых знаний и современных тенденций), достаточным для того, чтобы обучаемый смог обеспечивать себя современной информацией на протяжении всей своей профессиональной деятельности. Это означает, что от формулы образования «знание ради знаний» необходимо стремиться к новой формуле - «знание для самостоятельного получения новых знаний и приобретения практических навыков на их основе» [1, с. 3].

В настоящее время перед образованием стоит вполне конкретная задача: обеспечить будущего специалиста базовой информацией, привить навыки и умения пользоваться ей для решения практических задач и сформировать у будущего специалиста представление о необходимости самостоятельного получения новой профессиональной информации на весь период его профессиональной деятельности [4, с. 12].

Одним из направлений, по которым реализуются современные требования к образованию, это создание учебно-методических комплексов (УМК) как по отдельным дисциплинам, так и по целым специальностям. Причем направлен такой комплекс как на обучаемого (конкретизация цели обучения и оптимизация процесса обучения), так и на обучающего (жесткая структура процесса базового обучения при широкой вариабельности методов и подходов к конкретным элементам знаний, а также унифицированная система контроля знаний и умений). Такой подход позволяет учесть современные тенденции в образовании - массовость (в том числе и при реализации дистанционное обучение), унификацию требований к результатам обучения (включение всех вузов в общий образовательный процесс, универсальность приобретенных знаний и признание дипломированных специалистов из других стран). Важным элементом УМК является возможность динамического контроля и своевременной корректировки результатов обучения как текущих знаний (для студентов), так и в перспективе (корректировка программы, например) с учетом современных тенденций.

Цель конкретного УМК - дать студентам возможность самостоятельно более глубоко изучать теоретические основы и научить готовиться к практическим занятиям в будущей профессиональной деятельности. В разработанном УМК по «Теории и методике физвоспитания» определены вполне современные задачи. В учебно-методическом комплексе в 9 модулях изложены вопросы теории и

методики физического воспитания. Каждый модуль содержит в качестве текущего рейтинговый контроль. По сумме баллов, набранных по каждому модулю по специально разработанной таблице, определяется окончательная оценка за весь период обучения.

Проведенный в весеннем семестре педагогический эксперимент со студентами четвертого курса специальности «Физическая культура» включал в себя снижение 50 % лекционных занятий, а за счет этого увеличение доли самостоятельной управляемой работы.

Студенты готовят конспекты по заданию преподавателя к предстоящей лекции. В течение 2 ч лектор делает обзорный доклад по двум темам лекционного курса. На последующем практическом занятии студенты выполняют письменную работу с последующем обсуждении ее на консультации.

В результате около 70 % студентов IV курса успешно освоили учебную дисциплину «Теория и методика физического воспитания», что выразилось в досрочной защите курсовых работ (средний балл 7.4) и сдаче экзамена (средний балл 7.1).

Таким образом, отметим, что новый подход к обучению на основе модульно-рейтинговой технологии обучения требует и новой технологической направленности. Его новизна заключается в модульно-блочном обучении, которое в совокупности с системой рейтингового контроля позволяет организовать модульно-рейтинговую технологию обучения. Учебный процесс по дисциплине на курсе разбивают на модули, которые обычно составляют тему или комплекс тем, образующих завершенный раздел с рейтинговым контролем.

Система рейтингового контроля оказывает определяющее влияние на учебный процесс в целом, стимулируя использование специальных способов (методов, приемов, операций) педагогического воздействия, нацеленных на поддержку ее функционирования. Это дает основание толковать систему рейтингового контроля как образовательную технологию, при которой создаются предпосылки для активизации управляемой самостоятельной работы студентов.

Решением проблемы методического и дидактического обеспечения самостоятельной управляемой работы студентов, при различных формах обучения, является создание учебно-методических комплексов. К настоящему времени сформировались определенные требования, отличающие качественный комплекс и определяющие его содержание и оформление, методические и другие требования к его компонентам. Внедрение УМК позволяет осуществить переход от традиционного к модульному обучению, что требует от преподавателей новой организации управления активной по-

знавательной деятельностью обучаемых и постро- функций, работы в сотрудничестве с другими пре-

ения паритетного позитивного взаимодействия с подавателями для достижения общего результата

ними, изменения соотношения информационных, подготовки специалиста.

контрольно-корректирующих и консультативных

Список литературы

1. Бальсевич В. К. Основные положения «Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России» // Теор. и практ. физ. к-ры. 2002. № 3.

2. Виленский М. Я., Соловьев Г. М. Основные сущности характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С. 2-7.

3. Столяров В. И., Быховская И. Н., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) // Теор. и практ. физ. к-ры. 1998. № 5. С. 11-15.

4. Пешков В. Ф. Оценка результативности модели и технологии системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 13 (115).

С. 156-161.

5. Булгакова Н. Ж. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта // Там же. 2001. № 1.

С. 10.

6. Насырова Э. Ф. Модульное обучение студентов университет в системе кредитно-зачетных единиц // Вестн. Томского гос. пед. ун-та

(Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 18-20.

7. Наскалов В. М.,. Юшкевич Т. П. Образовательные технологии в комплексном подходе к физическому воспитанию // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. 2006. № 5. С. 90-97.

8. Злыстева Т. Е. Рейтинговая технология модульного обучения // Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании». 2003. URL: http://ito.edu.ru/2003/vi/vi-0-2394/html

9. Золотухин Ю. М.,. Крявкина И. Б. Рейтинговая система: конструирование и практика применения // Вышэйшая шк. 2003. № 6. С. 13-16.

10. Кошман М. Г. Проблемы технологизации физического воспитания школьников // Фiзiчная культура, здароуе. 2004. № 2.

Наскалов В. М., зав. кафедрой, докторант.

Полоцкий государственный университет.

Ул. Блохина, 30, Новополоцк, Витебская область, Республика Беларусь, 211440.

Е-mail: tatgrig@list.ru

Материал поступил в редакцию 21.11.2011.

V M. Nascalov

INNOVATION TECHNOLOGIES IN THE STUDENTS’ SYSTEM OF EDUCATION

Effective realization of students’ physical education system foresees the use of up-to-date pedagogical teachings.

In order to promote the motive for educational and professional activity of students we have devised and implemented the guidance manual on the basis of which module - rating system of training and control has been used. The educational experiment having been carried out presupposed the reduction of 50 % of desk studies and at the cost of this the increase in the amount of students’ unrestricted work. It contributed to the growth of training intensity and the quality of material acquisition.

Key words: students, pedagogical teachings, the guidance manual, unrestricted work, training intensity, material acquisition.

Polotsk State University.

Ul. Blohina, 29, Novopolotsk, Vitebsk region, Republic of Belarus, 211440.

Е-mail: tatgrig@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.