Научная статья на тему 'Инновационные технологии развития педагогической культуры родителей, реализуемые в условиях дополнительного профессионального образования'

Инновационные технологии развития педагогической культуры родителей, реализуемые в условиях дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косова Алена Валерьевна

В статье рассматривается вопрос андрагогической системы обучения, реализуемой в условиях дополнительного профессионального образования. Обсуждается необходимость использования инновационных технологий в развитии педагогической культуры родителей. Предлагается использование инновационных технологий для развития профессионально-педагогической культуры родителей в условиях дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косова Алена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии развития педагогической культуры родителей, реализуемые в условиях дополнительного профессионального образования»

Косова Алена Валерьевна,

преподаватель кафедры социальной работы и психологии филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Пенза [email protected]

Инновационные технологии развития педагогической культуры родителей, реализуемые в условиях дополнительного профессионального образования Аннотация. В статье рассматривается вопрос андрагогической системы обучения, реализуемой в условиях дополнительного профессионального образования. Обсуждается необходимость использования инновационных технологий в развитии педагогической культуры родителей. Предлагается использование инновационных технологий для развития профессионально-педагогической культуры родителей в условиях дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: инновационные технологии, педагогическая культура родителей, дополнительное профессиональное образование.

Происходящие в последнее десятилетие в нашей стране экономические, политические и социальные изменения резко обострили ряд социальных проблем и противоречий. В частности, отмечается снижение качества семейного воспитания, основой которого является уровень педагогической культуры семьи. Сложившаяся в России ситуация, связанная с драматическими изменениями в семье как социальном институте, остро ставит вопрос о восстановлении многоуровневых социальных функций семьи в новых общественно-экономических условиях.

В связи с этим одной из основных задач государства является помощь семье и, конкретно, «первым» воспитателям детей - родителям. Образование родителей, их подготовка к воспитательной деятельности является составляющей государственной помощи.

Одним из приоритетных путей решения этой важнейшей практической задачи является разработка инновационных технологий дополнительного психолого-педагогического образования родителей, овладение которыми позволило бы им более эффективно строить взаимоотношения с ребенком в семье, тем самым, способствуя созданию благоприятных условий для развития личности ребенка. Родителям, наравне с образовательными учреждениями, принадлежит ключевая роль в формировании социальной ситуации развития личности ребенка, обуславливающей появление возрастных новообразований.

Родители, как фундаментальная социальная общность выполняет определенные социальные функции: рождение, развитие и воспитание детей, защита и поддержка личности. Оказать помощь ребенку, гарантировать его развитие родители смогут, владея необходимыми педагогическими знаниями. Процесс овладения необходимой информацией носит, как правило, индивидуальный и стихийный характер и осуществляется в течение всей жизни.

Способы, источники и формы стихийного образования родителей разнообразны. Л. Г. Петряевская в качестве основных форм стихийного образования родителей выделяет события, факты, наблюдения своего и чужого опыта и его родительская рефлексия и интерпретация; общение, в процессе которого происходит передача и обсуждение своего и чужого опыта; контакты (беседы с друзьями или с людьми, работающими с детьми); средства массовой коммуникации; печатную продукцию (книги, посвященные проблеме образования родителей и произведения прямо или косвенно касающиеся этих проблем); специальные журналы; кино, театр; образовательный туризм для родителей и детей [2, с. 39].

Для того чтобы образование родителей носило конструктивный характер, необходимо чтобы сами родители выступали субъектами образовательного процесса. В этом случае многое определяет методология образовательной деятельности, определение последовательности образовательных действий, получение необходимого общепедагогического «сопровождения».

Содержание образования родителей охватывает широкий спектр проблем, связанных с жизнеобеспечением и развитием ребенка. Анализ научной литературы позволяет выделить два наиболее распространенных заказа родителей:

- помощь и решение проблем интеллектуального и личностного развития ребенка;

- помощь в грамотном обеспечении решения жизненных проблем ребенка на разных этапах его развития и в сложных ситуациях.

Образование родителей имеет свою историю. В России она связана с деятельностью таких педагогов, ученых и выдающихся людей как В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Новиков, В. Ф. Одоевский, В. П. Острогорский, Н. И. Пирогов, А. Н. Радищев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский. Большой теоретический и практический опыт в сфере образования родителей накоплен за рубежом в деятельности таких ученых- педагогов как Д. Адаме, А. Адлер, У. Глассер, Т. Гордон, Р. Дрейкурс, X. Жино, Б. Спок и других исследователей. В целом в работах названных авторов показано, что изучение родителями самих себя и своего влияния на происходящее, интеграция получаемых знаний в мировоззрение способствует благополучию семейной жизни, установлению теплых отношений с детьми. В работах приведенных исследователей акцентируется внимание именно на образовании родителей как полисубъектном процессе, организуемом и направляемом.

Последнее десятилетие XX века и начало XXI века отмечено появлением новых научных исследований, в том числе диссертационных, по проблемам различных подходов по работе с семьей

(Е. П. Букреева [1], Г. И. Куцебо [5]), по повышению педагогической (Е. И. Наседкина [6]) и психолого-педагогической (С. Н. Щербакова [10]) культуры родителей, по формированию педагогической культуры родителей в неполных семьях (Т. В Коренькова [4]), по организации педагогических условий для самообразования родителей (И. Е. Панова [7]) и другие.

Цель образования родителей - установление гармоничных отношений между родителями и детьми, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.

С точки зрения И. Е. Пановой образование родителей станет одним из факторов развития ребенка только в том случае, если его результатом будет обретение новой воспитательной позиции, характерной для личностно- ориентированного подхода в воспитании. Такая позиция имеет следующие черты, отличающие ее от традиционной родительской позиции.

Во-первых, основной целью родителей становится содействие становлению и развитию личности ребенка (при традиционном подходе цели родителей состоят, в основном, в вооружении знаниями, умениями, навыками и привитии послушания).

Во-вторых, личностно-ориентированное взаимодействие ребенка и родителя базируется на принципе сотрудничества. Это предполагает, что в общении с ребенком взрослый придерживается принципа «не рядом и не над, а вместе».

В-третьих, личностно-ориентированное взаимодействие отличает основная линия поведения -не подтягивать ребенка к некоторым заранее известным стандартам, а координировать свои ожидания и требования с задачей максимально полно развить замечаемые в ходе общения возможности личностного роста ребенка; не «запрограммированность», а динамическое «проектирование личности».

И, в-четвертых, для личностно-ориентированного взаимодействия характерны специфические способы общения - понимание, признание, принятие другого, в отличие от ведущих способов общения родителей и детей при традиционном подходе, какими являются наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы наказания, нотации, окрик [7, с. 17].

В отечественной и зарубежной педагогической теории создано достаточно предпосылок для организации целенаправленного образования родителей и для разработки инновационного технологического обеспечения этого процесса (С. И. Змеев, И. А. Колесникова, Ю. Л. Кулюткин, А. Е. Марок, Е. И. Степанова, Е. П. Тонконогая и другие).

Проектируя содержание образовательной деятельности родителей, мы исходим из понимания содержания образования как средства развития личности и формирования ее базовой культуры [9].

С современных позиций к образованию взрослых, предлагаемого С. И. Змеевым, целью обучения каждого конкретного обучающегося является удовлетворение его образовательных потребностей, т.е. овладение теми знаниями, навыками, умениями, качествами, необходимыми ему для решения жизненно важных проблем [3, с.44].

Технологией образования взрослых (в том числе родителей) является система обоснованных андрагогическими принципами обучения действий взрослых обучающихся и обучающих, осуществление которых с высокой степенью гарантированное приводит к достижению поставленных целей обучения.

Структурная технология обучения взрослых представляет собой систему операций, технических действий и функций, реализуемых взрослыми обучающимися и обучающими на каждом этапе процесса обучения.

Рассматривая систему обучения, С. И. Змеев [3] имеет ввиду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего при осуществлении обучения. С точки зрения ученого, в андрагогический системе обучения ведущую роль в организации процесса обучения на всех его этапах принадлежит самому обучающемуся. Взрослый (родитель) обучающийся активный элемент, один из равноправных субъектов обучения. В процессе обучения человек, по мере своего роста и развития, аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и других людей. Соответственно, основными при этом становятся те формы занятий, которые используют опыт обучающихся: дискуссии, деловые игры, решение конкретных жизненных проблем, игровые (тренинговые) виды деятельности и другие.

Готовность взрослых (родителей) обучаться определяется их потребностью в изучении чего-либо для решения конкретных жизненных проблем. Поэтому сам обучающийся играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей обучения. В этом случае задача обучающего состоит в том, чтобы создать обучающемуся благоприятные условия для обучения, снабдить его необходимыми методами и критериями, которые помогли бы ему выяснить свои потребности в обучении.

Обучающиеся хотят применить полученные знания и навыки сразу же, немедленно, чтобы стать более компетентными в решение каких-либо проблем, чтобы более эффективно действовать в жизни. Соответственно, курс обучения должен строится на основе развития определенных аспектов компетенции обучающихся и ориентируется на решение их конкретных жизненных задач. Деятельность обучающихся заключается в приобретении тех конкретных знаний, умений, навыков и качеств, которые необходимы ему для решения жизненно важных проблем. Обучение должно выстраиваться по междисциплинарным блокам.

Процесс обучения строится на совместной деятельности обучающихся и обучающих. Этот процесс должен быть организован на всех основных этапах процесса обучения, и обучающийся активно участвует в этой деятельности.

Андрагогическая система обучения основывается на семи основных посылках.

1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он и обучающийся, а не обучаемый).

2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя способным к этому.

3. Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения, как его самого, так и его коллег.

4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.

5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.

6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.

7. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

Эти посылки базируются на: психофизиологических и социально- профессиональных особенностях взрослых обучающихся; целях их обучения; условиях их обучения.

Как известно, взрослый обучающийся обладает пятью основополагающими характеристиками, отличающими его от невзрослых учеников:

- он осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью;

- он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег,

- его готовность к обучению (мотивация) определяется стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели;

- он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;

- его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями) [3, с. 24-25].

Цели обучения взрослых (родителей), как правило, конкретны, четки, тесно связаны с определенными социально-психологическими, бытовыми, личностными проблемами или факторами, или условиями, с достаточно ясными представлениями о дальнейшем применении полученных знаний, умений, навыков и качеств.

Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.

В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призвана сыграть система дополнительного профессионального образования (ДПО), которая берет свое начало в первой половине XX века. До конца 90-х годов ДПО развивалось в основном в рамках межотраслевых институтов повышения квалификации специалистов народного хозяйства. В 1994-95гг. началось активное развитие дополнительного образования в учреждениях СПО, ДПО и ВПО. Сегодня по всей стране действует более 1000 подразделений дополнительного профессионального образования, которые ежегодно обучают (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) свыше 400 000 специалистов. Ключевая роль в развитии дополнительного профессионального образования (ДПО) сегодня принадлежит ведущим высшим учебным заведениям, на базе которых созданы внут-ривузовские системы ДПО.

Дополнительное профессионально-педагогическое образование представляет собой самостоятельное направление в педагогической науке и практике. Оно является системным объектом, в составе которого находятся следующие взаимосвязанные структурные элементы: учебные заведения повышения квалификации специалистов, учебно-методические центры и кабинеты, образовательные учреждения профобразования, курсы повышения квалификации, научные учреждения, социальные, культурные и информационные институты, органы управления профобразованием, общественные организации.

Качество психолого-педагогического просвещения родителей в условиях ДПО повышается в зависимости от выбранной темы, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительских лекториев авторитетных специалистов - педагогов, психологов, медиков, деятелей науки и искусства и др.), использования технического оснащения.

В его рамках могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания

детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы учреждения дополнительного образования; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания.

Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы работы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, семинар, психолого-педагогические практикумы и тренинги для родителей, и другие формы, основанные на применении инновационных технологиях развития педагогической культуры родителей, реализуемых в условиях ДПО.

Таким образом, рассмотрение образования родителей как фактора развития позволяет сделать вывод о высоких возможностях применения инновационных технологий в условиях дополнительного профессионального образования взрослых. Библиографический список

1. Букреева Е. Н. Содержание и организация социально-педагогической работы школы с семьями младших школьников в сельском социуме: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003. - 22 с.

2. Гуров В. Н. Социальная работа образовательного учреждения с семьей. - Ставрополь, 2002. - 300 с.

3. Змеев С. И. Технология образования взрослых. - М.: «Академия», 2002. - 128 с.

4. Коренькова (Бахуташвили) Т. В. Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социального учреждений. Дисс... канд.пед. наук.- Ставрополь, 2004. - 191с.

5. Куцебо Г. И. Дифференцированный подход педагога в работе с семьей. Дисс... канд. пед. наук.- М.,1993.-270с.

6. Наседкина Е. И. Дифференцированный подход к работе по повышению педагогической культуры родителей. Дисс...канд. пед. наук,- М., 1979. - 180с.

7. Панова И. Е. Педагогические условия самообразования родителей одаренных детей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. - Ставрополь, 2000. - 23 с.

8. Панова О. И., П. Ф. Лесгафт о семейном воспитании // Педагогика.- 2002.- № 10.- С. 76-79.

9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М., 1997.-512 с.

10. Щербакова С. Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей. Дисс... канд. пед. наук. -М., 1998.- 200 с.

Кулемин Михаил Игоревич,

учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназии №136», г. Н. Новгород [email protected]

Особенности изучения элективного курса «Основы политологии» Аннотация. Данная статья дает характеристику программе элективного курса «Основы политологии», разработанную учителем истории и обществознания гимназии №136 г. Нижнего Новгорода. В статье кратко охарктеризованы цели и задачи элективного курса, место предмета в структуре базового учебного плана среднего общеобразовательного учреждения с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Так же в статье описаны основные компетенции, которые реализует данный курс в соответствии с требованиями ФГОС. Ключевые слова: политология, политическая наука, общество, государство.

Политика является важнейшим элементом жизни и культуры. В течение тысячелетий она являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества.

Программа курса «Основы политологии» ставит своей целью дать старшеклассникам знания, необходимые для выработки собственного мнения о событиях, происходящих в стране, об её истории, которое не зависело бы ни от господствующих установок, ни от политической конъюнктуры.

Политическая наука в современной, реформируемой России имеет особое значение, поскольку от политических позиций подрастающего поколения будет зависеть будущее. Конкретная цель, стоящая перед данным курсом, - формирование у учащихся целостного представления о природе политики, её роли и значении в жизни общества, принципах и механизмах её организации и реализации. Особое внимание уделяется политической структуре российского общества, специфике формирования и функционирования государства, политических партий, общественных движений. Существенный акцент сделан на раскрытие человеческого измерения российской политики; роли в ней политических лидеров и обыкновенных граждан; значения психологических и культурных элементов политической жизни (идеалов, представлений, стереотипов, убеждений, норм, ценностей и т. д.).

Программа базируется на проекте Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения (ФГОС).

Важное место в предлагаемом курсе уделяется личностно-ориентированным аспектам преподавания и практической ориентации конкретного учащегося на конкретные цели.

Модуль «Основы политологии» является интегративным элективным курсом, пересекающимся с модулями курса «Обществознания» в 10-11 классах и курсами 10-11 классов Всеобщей истории, где преобладает цивилизационный подход в изучении истории, а также курсом истории России с древнейших времен до конца XX века. При изучении элективного курса «Основы политологии» достигается цель углубления и расширения знаний, умений и навыков, полученных при изучении общеобразовательных курсов истории и обществознания, при этом важной целью элективного курса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.