4. Лихачев, Д.С. О национальном характере русских//Вопросы философии,-1990,-№4.
5. Лихачев, Д.С. Книга беспокойств. - М., 1991.
6. Лотман ,Ю.М. Воспитание души. - Санкт-Петербург: «Искусство - СПб», 2005.
7. Марков, А.П. Образовательные цели и агенты глобализации // Образование в условиях формирования нового типа культуры: III Международные Лихачевские научные чтения. - СПб.: СПбГУП, 2003.
8. Мейдер, В.А. Гуманитарное образование - основа духовной безопасности// Здравый смысл. - 2009.- №4 (53).
9. Микулина, Л.Н., Решетова, O.A. Проблемы вступления в европейское образовательное пространство//Человек. Язык. Культура: Сб. науч. трудов -СПб.: СПбГИЭУ, 2007.
10. Мир человека/Малышевский, А.Ф., Ерунов, Б.А. -М.: Интерпракс, 1983.
11. Наумова, Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина, ресурс человечества.-М., 1999.
12. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.
13. Сойфер, В. Российское образование: разрушить просто, создать - трудно// Социально-гуманитарное и политологическое образование. - М., РУДН, 2005.
14. Сенько, Ю.В. Гуманитарное основание стандартов высшего образования// Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире: VII Международные Лихачевские чтения, 24-25 мая 2007 года. - СПб: Изд-во СПбГУП, 2007.
15. Толстой, Л.Н. Сочинения. - М., 1994. -Т. 19. - 364с. Цит. по В Мейдер В. Гуманитарное образование - основа духовной безопасности/здравый смысл, №4 (53), 2009.
Профессиональное образование
Дутов B.C.
Инновационные технологии подготовки борцов Высшей квалификации
У каждого научного направления возникает период, когда необходимо осознать себя как целое, осмыслить свои методы на более высоком обобщённом уровне. В связи с этим будущее педагогической науки и в частности спортивной педагогики нам видится в смене общей парадигмы развития личности на пути её гуманизации.
Проблема гуманизма является вечной в истории человечества. Она находит своё отражение в развитии философии, психологии, физиологии, педагогики и занимает центральное место в современной науке.
В этой связи необходимо отметить, что «гуманизация образования как
научное направление современной педагогической мысли может быть охарактеризовано уже не как теория, а как сложившаяся образовательная парадигма, хотя и не нашедшая ещё своего эффективного внедрения в практику обучения» (М.Н. Берулава, 1998, с.7).
Наиболее полно раскрывает сущность гуманизации образования М.Н. Берулава в монографии «Теория и практика гуманизации образования», 2001. Анализ всех особенностей реализации теории гуманизации образовательно-воспитательных технологий в различных предметных сферах, в том числе и в спортивной педагогике, посредством разработки и использования личностно-ориентированных образовательных технологий свидетельствует о том, что гуманизация способствует личностному и интеллектуальному развитию подростков.
Пафос гуманистического направления в образовании состоит в том, что оно устремлено в будущее человека, которое связывается с его собственными усилиями, собственной активностью и разумом.
С позиций гуманизации образования смысл жизни человека состоит в его стремлении стать источником самореализации для других людей, стать нужным людям и необходимым им.
Под гуманизацией образования мы понимаем такую технологическую организацию учебно-тренировочного процесса, которая направлена на развитие личности, предполагающее формирование у неё механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение её базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях и социальном статусе; в реализации своего творческого потенциала; в познании в соответствии со своими индивидуальными познавательными стратегиями.
Основная задача, которая стоит перед тренером-преподавателем, работающим в рамках гуманистической парадигмы, - это обучение спортсменов умению жить, так как сама жизнь есть самое важное искусство и в тоже время самое сложное для человека. Его объектом является не та или иная специализированная деятельность (и, в частности, не спортивная деятельность), а сама жизнедеятельность, то есть процесс развёртывания и осуществления всех потенций человека.
Гуманистический подход к развитию личности спортсмена может быть осуществлён лишь на основе реализации ряда основополагающих методологических принципов:
1. Технология подготовки спортсмена должна осуществляться с позиций личностно-ориентированного подхода.
2. Организация учебно-тренировочного процесса должна учитывать жизненные цели и ценности спортсмена, а также социокультурный опыт.
3. Организация учебно-тренировочного процесса должна строиться с позиций признания отношений спортсмена с другими спортсменами в качестве главной движущей силы и одновременно источника новообразований индивидуальной психики.
4. Содержание и технология обучения должны осуществляться с позиций учёта уникальности индивидуальности каждого спортсмена.
5. Организация обучения должна осуществляться, исходя из представления об активном, творческом характере человеческой психики.
6. Построение учебно-тренировочного процесса должно осуществляться не только с опорой на рациональную сферу, но и на процессы, составляющие сферу бессознательного.
7. Гуманизация учебно-тренировочного процесса в спорте должна быть направлена не на «формирование» личности, а на создание условий для её развития через удовлетворение её базовых потребностей.
8. Гуманистический подход в учебно-тренировочном процессе предполагает переориентацию технологий обучения на технологии самообучения и самовоспитания.
Реализация любых дидактических задач возможна лишь в том случае, если спортсмен тренируется в условиях психологического комфорта, то есть чувствует себя защищённым, любимым, интересным, нужным окружающим, когда не унижается его человеческое достоинство. Учебно-тренировочный процесс в связи с этим должен строиться на принципах установления гуманистических межличностных отношений:
1. Не должна быть ограничена физическая свобода спортсмена, которая перерастает в несвободу психологическую.
2. Не должна быть ограничена психологическая свобода спортсмена.
3. Спортсмен должен получать ежедневную дозу любви от тренера-преподавателя, что предполагает безусловное положительное отношение к его личности.
4. Недопустимо навешивание на спортсмена каких-либо ярлыков, внушение ему отрицательной «Я-концепции».
5. Тренер должен ориентироваться только на личностное общение, а не на формально-ролевое.
6. Необходима прямая целенаправленная работа по повышению удовлетворяющего спортсмена социального статуса.
7. Гуманистический подход предполагает эмпатическое понимание спортсмена.
Реализация вышеуказанных принципов в спортивной практике способствует гуманизации личностного развития спортсменов и достижения ими высоких спортивных и жизненно важных для них результатов.
Спортивная практика борьбы и лично атлеты постоянно нуждаются в знаниях по специальной двигательной подготовке специализированно к борцовской схватке: как сделать борцовское соревновательное движение или даже целое двигательное действие тренировочным движением и чтобы скорость и сила сокращения мышц была выше, чем на соревнованиях; как интенсифицировать тренировочную схватку выше соревновательной.
В последнее время проведено много новых исследований о
биохимических и физиологических механизмах максимально быстрого и сильного сокращения мышц. Изменились правила соревнований в сторону интенсификации соревновательной деятельности и накоплены сведения о предельных напряжениях физиологических и биохимических возможностей спортсменов. Всё это в целом требует приведения в систему новых знаний на основе гуманистической парадигмы и в соответствии со спортивной практикой борьбы.
В спортивной практике борьбы задачи специальной физподготовки решались как бы самотёком в процессе технической подготовки. Физические упражнения подбирались в основном по внешнему сходству с соревновательным борцовским движением и выполнялись во время тренировки не с той скоростью и силой сокращения мышц, какая необходима для соревнований. Поэтому произошло естественное переосмысление традиционных взглядов и выдвижение инновационных технологий тренировочного процесса для подготовки борцов высокого класса.
В настоящее время спортивная педагогика не может обходиться без современного медико-биологического сопровождения, без знания биохимии и физиологии максимального мышечного сокращения и повышения специальной борцовской работоспособности в соревновательной схватке.
Нами разработаны современные инновационные технологии подготовки борцов высокого класса на основе опережающего развития специальных двигательных качеств, обобщены и по-новому осмыслены современные исследования биохимической, психологической, физиологической и педагогической науки и практики.
Рост мощности в соревновательной схватке связан с морфофункциональной специализацией организма борца в результате адаптации к конкретной соревновательной деятельности. Осознание этого явления позволяет тренеру и спортсмену понимать биохимические и физиологические механизмы, от которых зависит эффект оцениваемых соревновательных двигательных действий, и знать весь процесс совершенствования этих механизмов в ходе систематической тренировки.
Следовательно, опережающее развитие специальных двигательных качеств выстраивает всё содержание тренировочного процесса в годичном цикле в целенаправленную систему.
При образовательно-тренировочном процессе в самбо и дзюдо обязательно возникает задача биомеханического анализа техники изучаемых двигательных действий (ДД). Без этого крайне затруднено полноценное понимание сущности техники ДД, формирование умений и навыков, выявление причинно-следственных связей при появлении двигательных ошибок, определение путей совершенствования ДД и, что самое главное, овладение методикой обучения ДД.
В самбо и дзюдо биомеханический анализ техники затруднён в связи с большим её объёмом и разнообразием, вариативностью её применения двумя противоборствующими соперниками со своими индивидуальными особенностями.
Это приводит к тому, что при обучении у борцов не формируется системно-структурный подход к анализу техники движений и затруднено овладение методикой обучения ДД.
Всё это привело к тому, что специалисты, рассматривая даже один и тот же приём, выявляли его различную структуру. Они каждый раз оперировали конкретной структурой исследуемого приёма и не могли сформулировать обобщённые двигательные задачи как всего приёма в целом, так и его отдельных частей. Они не могли выявить критерии эффективности решения этих двигательных задач. Всё это не позволяло определять эффективность различных способов выполнения этих приёмов и выявлять наиболее целесообразные для сложившейся динамической ситуации на ковре.
Приём борьбы как ДД представляет собой осознанный целенаправленный двигательный акт, выполняемый для решения двигательной задачи. Исходя из этого, борцу важно иметь ясное представление о том, для чего он выполняет то или иное ДД, а также возможные пути достижения поставленной цели. Поэтому, если исключить случаи победы за счет полученных противником предупреждений, травм и т.д. (то, что не входит в объём понятия техника борьбы), то двигательная деятельность борца направлена на решение следующих задач;
1.изменение положения противника относительно ковра (броски, переводы в партер, переворачивания и пр.).
2. сохранение положения противника относительно ковра (удержания).
3. вызов болевых ощущений действиями, разрешенными правилами соревнований (болевые приёмы).
4. ограничение доступа крови в головной мозг (удушающие приёмы).
Эти четыре основных типа двигательных задач определяют конечную цель
четырёх классов приёмов техники дзюдо, а три первые-самбо.
ДД, выполняемые для решения этих задач, имеют сложную структуру, каждая часть которой решает свои частные двигательные задачи. Поэтому необходимо определить качественную, биомеханическую структуру приёмов борьбы, выявить граничные позы каждой фазы.
В биомеханике для обозначения границы между фазами ДД определяются граничные позы. Мы для большего выражения сущности обучения будем называть их граничные динамические ситуации (ГДС).
Для обозначения уровней структуры приёмов лучше использовать следующие категории:
-1 уровень - целостное ДД (приём).
- 2 уровень - стадии ДД.
- 3 уровень - периоды ДД.
- 4 уровень - фазы ДД.
- 5 уровень - элементы ДД.
- 6 уровень - элементарные действия.
Верхние (1-3) уровни являются признаками, определяющими группы приёмов техники борьбы. А нижние (4-6) уровни определяют вариативность,
изменчивость структуры приёмов в зависимости от складывающейся динамической ситуации (ДС).
Поэтому качественная биомеханическая структура приёмов выглядит следующим образом (рис. 1.).
Дточтуцвое тс лш: (рюдо
ЛРЗ ДС П редеаршепъ-ЩЙ ШрНЙД ИСК ДС Начальный период пек ДС Основной перлом ЛРЬя ДС ный период ЗВР ДС Затючнгат [а от период ЗКЛ ДС
Фоы
ж
>
3 Ё" X Е
№ | с !
г
Элплснгы
ж
ве^»™«
5 "
а 3
а К м « и £
К |
Фазы
/К
Эп(Н6НТЫ /1\
ЭпйМйКМрНЫй
веЛс-пкя
ё\
А>Г71\
Фыы \ Т5 ] Фавн
/1\ ж
/1\ ж
ЭжёдкнтАргай
кйспкл
з 5 11
э к
и, 4
э £
№нн
/|\ Элементы
/1\ яек-пчл
Рис.1. Качественная биомеханическая структура приёмов техники борьбы.
ДД удобнее разделять на 3 стадии: предварительную, основную и заключительную. Через предварительную стадию приём связан с предшествующей ДС, а через заключительную - с последующими после него движениями. Тем самым приём изучается не изолированно, а как элемент целостного процесса борьбы.
Основную стадию удобнее подразделять на 3 периода: начальный, основной и реализационный.
-начальный начинается исходной ДС и заканчивается пусковой ДС. В этот период происходит выведение из равновесия и подворот.
-основной начинается с пусковой ДС и заканчивается промежуточной ДС, когда решение главной двигательной задачи определилось необратимым образом. В этот период падение противника определяется в явной степени и предотвратить его уже невозможно.
-реализационный начинается промежуточной ДС и заканчивается завершающей ДС, когда решение главной двигательной задачи закончено. В этот период происходит первоначальное касание ковра туловищем противника.
Для более детального анализа техники и структурирования приёмов периоды удобнее разделять на фазы. Фазы - на элементы, а элементы на элементарные действия.
Посмотрим на скелет, как на звеньевую структуру, и выделим основные из них. С этой точки зрения все выглядит гораздо проще: Прокомментируем представленную на рисунке 2 нумерацию.
Сустав -0- центр тяжести.
Суставы -1- тазобедренные и плечевые, или первые звенья от центра тяжести.
Суставы -2- коленные и локтевые, или вторые звенья от центра тяжести. К этому номеру относятся также шея и голова. Они участвуют во многих движениях и защиты, и нападения.
Суставы -3- голеностопные и запястные, или третьи звенья от центра тяжести.
Нумерация звеньев на приведенной схеме начата от центра тяжести абсолютно осознанно, так как это позволит нам в дальнейшем упростить анализ качественной биомеханической структуры приёмов. В результате предпринятых нами логических построений получилась довольно простая механическая модель костного аппарата человеческого тела, которая имеет 244 степени свободы. Верхние и нижние конечности имеют по 30 степеней свободы. Надо понимать, что система с таким числом свобод может выполнять борцовский приём с различными траекториями. Поэтому нужен постоянный контроль и постоянная коррекция для проведения результативного приёма.
Используя эту модель, методику качественного биомеханического анализа структуры приёмов удобнее изучить на примере броска прогибом подсадом бедром между ног с захватом разноимённой ноги и пояса сверху (рис.3).
Рис.2. Модель костного аппарата борца.
Рис. 3. Качественная биомеханическая структура броска.
Провести задуманный приём из любой ДС часто бывает невозможно без целенаправленной предварительной подготовки. Эта двигательная задача и решается в процессе предварительной стадии (и периода) (кадр 1-5). Начинается он из произвольной ДС (кадр 1). Предварительный период целесообразно разделить на 2 фазы. В первой фазе атакующий захватывает левой рукой пояс на спине сверху (кадр 1-3), а во второй захватывает правой рукой разноимённую ногу (кадр 3-5). Момент начала подшагивания к противнику (кадр 5) является граничной ДС, разделяющей предварительную и основную стадии.
Основная стадия приёма делится на 3 периода (кадр 5-16).
Начальный период (кадр 5-11) подразделяется на 2 фазы. Фазу подшагивания атакующей ногой (кадр 5-7) и фазу подшагивания опорной ногой с прогибом туловища (кадр 7-11). Момент начала движения ноги для подсада между ног (кадр 11) является граничной ДС разделяющей начальный и основной периоды.
В основном периоде (кадр 11-14)атакующий подсадом бедром между ног и прогибом назад отрывает противника от ковра, что позволит более эффективно осуществить переворот в следующем периоде. Момент окончания подсаживания
бедром (кадр 14) является граничной ДС, разделяющей основной и реализационный периоды.
В реализационном периоде (кадр 14-16) противник переворачивается спиной к ковру и накрывается сверху. Момент первоначального касания ковра туловищем противника (кадр 16) является граничной ДС, разделяющей реализационный и заключительный периоды.
В заключительной стадии (и периоде) (кадр 16-21)создаётся ДС для продолжения атаки.
Как показывает анализ, более устойчивыми структурными компонентами приёма являются стадии и периоды. А уже на уровне фаз и более низких уровнях структура приёма может значительно варьировать.
Даже в структуре одного и того же приёма в зависимости от реально складывающейся ДС некоторые фазы могут отсутствовать или перейти из одного периода в другой.
Следовательно, ясное понимание структуры броска и назначения каждой его фазы позволяет борцу творчески относиться к компановке его структуры, изменяя и приспосабливая её каждый раз к конкретной ДС, которая складывается на ковре, и к индивидуальным особенностям противника.
На основе вышеизложенной методики думающий спортсмен и тренер без труда проведут качественный биомеханический анализ структуры всех приёмов, согласно классификации техники в самбо и дзюдо.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИКИ САМБО И ДЗЮДО
Стойка
1. через]-со стойки]-на плечо спину]-с коленей]-за 2 отворота ]-за 2 рукава
2. через бедро
3. проходы в ноги]-поднимая ]-сбивая
4. перевороты за ногу]-передний]-задний
5. посадки
6. мельницы
7. подсад прогибом
8. ножницы
9. с упором в живот]-стопой ]-голенью
10. через грудь
11. подсечки]-передняя ]-под пятку ]-в темп шага
12. подножки]-передняя ]-задняя
13. зацепы]-стопой ]-изнутри ]-голенью]-снаружи
14. подхваты
15. болевой со стойки]-сбиванием ]-запрыгиванием
Болевые на руки
1. рычаг[-АТА на спине [-ДЕФЕ между ног
2. рычаг[-АТА сверху[-ДЕФЕ на животе
3. рычаг[-АТА сверху верхом [-ДЕФЕ на спине
5. рычаг милицейский
6. рычаг милицейский со стороны головы
7. рычаг милицейский ногами
8. рычаг ногами[-АТА лёжа поперёк [-ДЕФЕ на животе
9. узел[-АТА на спине [-ДЕФЕ между ног
10. узел со стойки
11. узел в обе стороны[-АТА сверху [-ДЕФЕ на спине
12. болевой со стойки[-сбиванием [-запрыгиванием
Болевые на ноги
1. рычаг колена со стойки
2. ахиллес
3. голеностоп ногами[-АТА между ног [-ДЕФЕ верхом со спины
4. узел колена через руку
5. узел колена через голень
6. узел колена через голень и разрыв ног
Удержания:
1.сбоку
2. со стороны головы
3. поперёк
4. верхом
5. между ног
Перевороты:
1. рычагом
2. ключом, обратный ключ
3. захватом дальней руки
4. захватом предплечья из под плеча
5. удушающим ногами
6. переворот Двойникова
7. выход из между ног:
7.1. загибом ног за голову
7.2. захватом руки под спиной
7.3. захватом двух ног
7.4. надавливая локтем и коленом
7.5. удержанием с ногой
Удушающие:
1. ногами[-АТА на спине [-ДЕФЕ между ног на коленях
2. ногами[-АТА со стороны головы [-ДЕФЕ на животе
3. за отворот со стороны головы
4. за отворот из под плеча
5. двумя руками со спины
6. двумя руками со стороны головы
7. за два отворота со стойки
9. то же сбоку
Творчески мыслящему борцу и тренеру не составит большого труда провести качественный биомеханический анализ всей техники борьбы согласно классификации.
Даже простой анализ, где должны находиться первые и вторые звенья и центр тяжести атакующего борца относительно первых и вторых звеньев и центра тяжести защищающего борца (см. рис. 2) во время граничных (исходная, пусковая, промежуточная, завершающая) динамических ситуаций (см. рис.1.), поднимает качество технической подготовки на высокий уровень.
Изложенная технология образовательно-тренировочного процесса была опробована автором на сборной команде Венесуэлы в 2006-2008 годах. За 3 года было подготовлено 19 призёров Чемпионатов мира, в том числе 3 победителя Первенства мира.
Несмотря на впечатляющий результат, авторы ещё далеки и не достигли того уровня специализированное™ физических упражнений для тренировки скорости и силы сокращения мышц во всех коронных приёмах борьбы, какой наблюдается, например, в циклических видах спорта. Это обусловлено тем, что невозможно многократно повторять соревновательное движение борьбы в условиях тренировки. Для этого необходимы специальные блочные тренажеры для каждого приема, которые бы позволяли развивать скорость и силу сокращения мышц в коронном приёме даже выше, чем при результативных бросках на соревнованиях. И это поле исследований ждёт своих исследователей.
Фугелова Т. А.
К вопросу о технологиях актуализации профессиональной мобильности
будущего специалиста
Под профессиональной мобильностью мы понимаем качество личности, включающее в себя системно-интегративное образование, служащее комплексному решению профессиональных проблем, опирающееся на бинарное сопряжение социальных и личностных ценностей, способности к профессиональному творчеству как ее смыслообразующих элементов и отражающее, тем самым, проективное мышление специалиста, проявляющееся в умениях решать проблемы, проектировать собственную систему профессиональной деятельности, развития, построения карьеры.
Работа по формированию профессиональной мобильности студентов должна начинаться с диагностики исходного уровня развития и степени сформированное™ исследуемого качества. Исходя из специфики исследования,