УДК 656.025.6 М. Л. Тонкова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОММЕРЧЕСКОГО ОСМОТРА ПОЕЗДОВ И ВАГОНОВ
Дата поступления: 24.12.2018 Решение о публикации: 01.02.2019
Аннотация
Цель: Рассмотреть ряд преимуществ автоматизированных систем коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ), выявить сложности и проблемы, которые могут возникнуть у транспортных компаний при введении в эксплуатацию таких систем. Методы: Проведены обзорный анализ рыночных предложений компаний, предоставляющих рассматриваемую продукцию, сравнение технических характеристик АСКО ПВ и АСКО ПВ 3D, проанализированы конкурентные преимущества каждой из рассматриваемых автоматизированных систем. Результаты: Анализируя рыночные предложения компаний, занимающихся установкой исследуемых автоматических систем, выделен наиболее значимый функционал, позволяющий говорить о введении в эксплуатацию автоматических систем как об инновационном решении. Описаны основные конкурентные преимущества и достоинства данных инновационных технологий, свидетельствующие о важности повсеместной установки автоматических систем коммерческого осмотра поездов и вагонов АСКО ПВ и АСКО ПВ 3D. Выделены проблемы и сложности, которые могут возникнуть у желающих их ввести в эксплуатацию транспортных компаний. Проблемы установки автоматических систем затрагивают как финансовую сторону вопроса, так и исключительно техническую невозможность установки их на некоторых железнодорожных станциях ввиду несовпадения габаритов помещения и оборудования. Также не стоит забывать о необходимости выделения дополнительных средств компаниями для обучения работы с этими системами технического персонала. Практическая значимость: Повсеместное введение в эксплуатацию автоматизированных систем коммерческого осмотра поездов и вагонов позволит совершить качественный рынок компаниям отрасли грузовых перевозок, значительно повысив как качество и скорость обслуживания, так и безопасность грузоперевозок.
Ключевые слова: Автоматизированная система, средства контроля, обнаружение неисправностей, АСКО ПВ, АСКО ПВ 3D, машинное зрение, цифровая железная дорога, транспортная отрасль, железнодорожный транспорт, железнодорожная станция.
Maria L. Tonkova, postgraduate student, [email protected] (Petersburg State Transport University) INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR COMMERCIAL INSPECTION OF TRAINS AND CARRIAGES. DOI: 10.20295/1815-588X-2019-1-130-138
Summary
Objective: Consider a number of advantages of automatic train and carriage commercial inspection systems, identify the difficulties and problems that may arise for transport companies with the commissioning of these systems. Methods: A general review of market offers of the companies providing the products in question was conducted. A comparison was made of the technical characteristics of automatic train and carriage commercial inspection systems and its 3D version, and the competitive advantages of each of the automated systems were analysed. Results: The most significant functionality was highlighted through analysis of market offers of companies engaged in the installation of the automatic systems being studied, which allows us to speak of introduction of automatic systems into
operation as an innovative solution. In the course of the study, the main competitive and innovative advantages were considered, with evidence supporting the importance of installation of automated systems for commercial inspection of trains and carriages and its 3D version. Problems and difficulties that may arise for transport companies wishing to put into operation these innovative technologies were outlined. Problems of installing automatic systems affect both the financial side of the issue, and the purely technical impossibility of installing the systems at some railway stations due to the discrepancy between the dimensions of the premises and the equipment. The companies also need to allocate additional funds to teach the technical personnel how to operate the new system. Practical importance: Widespread commissioning of automatic commercial inspection systems for trains and carriages will allow the freight industry companies to make a leap forward, significantly increasing both the quality and speed of service, and the safety of cargo transportation.
Keywords: Automatic system, control facilities, fault detection, automatic train and carriage commercial inspection system, 3D automatic train and carriage commercial inspection system, computer vision, digital railway, transport industry, railway transport, railway station.
Объем грузооборота железнодорожного транспорта в России постоянно растет. Так, прирост за период с января по сентябрь 2018 г. по сравнению с таким же периодом 2017 г. составил +4,2 % (с 2354 до 2453,6 млрд тарифных тонно-км) [1]. В связи с увеличением объемов перевозок грузов растут требования к повышению пропускной способности железнодорожных станций, ускорению продвижения вагонопотоков и соответственно большей скорости доставки грузов, сохранности грузов, своевременному выявлению неисправностей, соблюдению правил охраны труда сотрудников железнодорожной области. Для решения указанных задач вводятся новые технологии, которые позволяют автоматизировать часть технологических процессов, связанных с обработкой данных о проходящих грузовых составах на железнодорожных станциях.
В условиях рыночной экономики введение инновационных технологий уже не роскошь, а простая необходимость, позволяющая компании занять свою нишу и не быть вытесненной конкурентами, а также привлечь новых клиентов. Так, инновации в области грузовых перевозок приводят не только к ускорению самого процесса переправки груза из точки А в точку Б, но и к снижению издержек, что может способствовать уменьшению цены на услуги транспортной компании и, как следствие, увеличению спроса. Также немаловажно то, что
инновационные технологии в логистике повышают безопасность процесса грузоперевозок и понижают пагубное влияние применяемых технологий на окружающую среду.
В 2016 г. была разработана программа инновационного развития холдинга «Российские железные дороги» на период 2016-2020 гг., одной из приоритетных задач была реализация комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога» (ЦЖД). Достигнутые результаты по ряду направлений уже превышают мировой уровень [2]. Многие результаты были продемонстрированы на крупнейшей железнодорожной выставке мира ¡ппоТгаш (ИнноТранс) в Берлине 18 сентября 2018 г. Например, компания «2050» презентовала «Цифровой двойник производства», призванный обеспечить гибкое и оперативное реагирование на запросы заказчика в сфере железнодорожных перевозок [3].
Анализ ряда других документов, таких как «Глобальное видение развития железнодорожного транспорта» (ОУЯБ, Международный совет по железнодорожным исследованиям (ГСКЕ., 2014)), «Задачи-2050. Видение железнодорожного сектора и техническая стратегия развития железнодорожной отрасли Европы будущего» (и1С, 2014), показывает, что к ключевым трендам развития железнодорожной отрасли наряду с инновационными энерго- и ресурсоэффективными системами для под-
вижного состава и инфраструктуры относится создание «умной» железной дороги [4]. Цель, объединяющая все эти документы, - достижение высокого уровня конкурентоспособности железнодорожного транспорта на глобальном рынке транспортных услуг за счет внедрения современных цифровых технологий. Реализовать это возможно, в том числе и привлекая инвесторов [5].
Исследование ARUP «Будущее железных дорог 2050» дает следующий прогноз для сферы железнодорожных перевозок с учетом внедрения инноваций: «Для грузовых железнодорожных перевозок улучшение времени транзита и последовательная надежность являются ключевыми для жизнеспособности железнодорожной отрасли в долгосрочной перспективе. Перемещение грузов по железной дороге уже давно стало более экономичным, чем перемещение грузов по автодороге. К 2050 году конкурентоспособные цены, более желательные временные интервалы, хорошее качество подвижного состава, большие данные, отличный сервис для клиента, а также сокращение задержек на границе будут обеспечивать грузовым железнодорожным перевозкам светлое будущее» [6].
Одна из таких инноваций - автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов, известная так же как «электронные ворота» (далее - АСКО ПВ) - устройство автоматического выявления коммерческого брака в поездах и вагонах [7]. Она необходима для качественного осмотра поездов, вагонов и контейнеров на предмет сохранности перевозимых грузов, правильности их загрузки, исправности вагонов, выявления негабаритно-сти, т. е. обеспечивает безопасность перевозки в целом.
Первые системы АСКО ПВ были разработаны в 1995 г. Они совершенствовались и модернизировались, расширялся спектр их функциональных возможностей.
В настоящее время «АСКО ПВ представляет собой комплекс устройств, предназначенных для визуального контроля и регистрации состояния вагонов и грузов поездов в процес-
се движения, визуального контроля качества крепления грузов, контроля соблюдения габа-ритности погрузки, улучшения условий труда и повышения уровня личной безопасности работников, занятых осмотром вагонов» [8, с. 126].
В состав системы входят:
• электронные габаритные ворота;
• тепловизионный комплекс;
• вагонные весы для взвешивания в движении;
• автоматизированное рабочее место оператора (АРМ О ПКО);
• автоматизированное рабочее место прие-мосдатчика (АРМ ПКО) в составе Единой автоматизированной системы актово-претен-зионной работы хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок (ЕАСАПР М);
• комплект оборудования подсистемы электронных габаритных ворот;
• комплект оборудования телевизионной подсистемы видеоконтроля;
• комплект оборудования для передачи сигналов;
• комплект оборудования подсистемы освещения;
• комплект оборудования подсистемы оповещения [9].
АСКО ПВ применяется на железнодорожных грузовых, участковых, сортировочных и пограничных станциях, а также в пунктах передачи вагонов. Данная система обеспечивает круглосуточный контроль в течение движения поезда за негабаритностью вагонов подвижного состава, визуальный контроль их технического состояния. Она оборудована световой и звуковой индикацией на срабатывания каждого из датчиков. Система также учитывает порядковый номер вагона в составе поезда. Помимо этого, электронные ворота принимают во внимание состояние собственных датчиков и имеет связь с АРМ О ПКО.
Схема работы АСКО ПВ показана на рис. 1. Рассматриваемая система представляет собой электронные ворота, которые устанавливаются на железнодорожной станции. Они оснащены телекамерами, датчиками контроля негабарит-
Рис. 1. Схема работы автоматизированной системы коммерческого осмотра поездов и вагонов
(АСКО ПВ)
ности и тепловизорами. Через них на скорости до 60 км/ч проходят поезда [10]. Изображение и данные приборов автоматически передаются оператору пункта коммерческого осмотра, который обрабатывает их на компьютере и затем с возможными выявленными замечаниями передает приемщику. При обнаружении неисправностей или негабаритности вагон отцепляют. Система обеспечивает автоматический контроль габаритов погрузки по девяти зонам, основного габарита погрузки по двум зонам и максимального по ширине габарита подвижного состава по двум зонам. Также система позволяет учитывать массу проходящего вагона, что исключает пропуск груженых вагонов с перегрузом.
На данный момент самой оснащенной системами АСКО ПВ в России является станция Лужская-Сортировочная Октябрьской железной дороги (рис. 2). В 2015 г. на ней было установлено восемь автоматизированных систем коммерческого осмотра поездов и ваго-
нов АСКО ПВ [11]. Для использования систем АСКО ПВ на станции Лужская-Сортировочная потребовались как стандартный комплекс мероприятий по введению новой технологии в эксплуатацию, так и ряд оригинальных инженерных решений. Так, необходимой стала установка промышленного модуля на соседних путях с целью удобного размещения передатчиков для пяти систем, расположенных в небольшом отдалении друг от друга. Данный промышленный модуль включает в себя передающие и силовые шкафы, стол-верстак, пожарную и охранную сигнализации, систему кондиционирования.
Установка подобного промышленного модуля, хотя и требует дополнительных затрат, в дальнейшем сможет их окупить. Ведь данное инженерное решение значительно упрощает техническое обслуживание автоматических систем, а также повышает срок эксплуатации передатчиков. Также стоит отметить, что введение в эксплуатацию систем АСКО ПВ на
Рис. 2. Система АСКО ПВ на железнодорожной станции Лужская-Сортировочная
Октябрьской железной дороги
станции Лужская-Сортировочная потребовало весьма незначительного промежутка времени, обычно значительного для установки подобного рода систем, учитывая их количество. Так, весь объем работ по установке восьми автоматических систем, включавший в себя производство оборудования, его монтаж, пуско-наладочные работы, а также непосредственный ввод в эксплуатацию, занял всего лишь четыре месяца.
Помимо стандартной системы АСКО ПВ есть также система АСКО ПВ 3Б - новая автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов, разработанная с использованием технологии лазерного сканирования.
Функциональные параметры этой системы позволяют обеспечить:
• оперативное и качественное обнаружение коммерческих неисправностей подвижного состава на основе анализа результатов лазерного сканирования;
• регистрацию и воспроизведение данных сканирования в режиме реального времени;
• точную локализацию выявленных неисправностей и их визуализацию на 3Б модели вагонов;
• видеозапись составов и формирование видеоархива;
• создание отчетно-учетных документов с возможностью их печати, передачи по электронной почте и экспорта в файл.
Сравнение технических характеристик систем АСКО ПВ и АСКО ПВ 3Б представлено в таблице [12]. И старая, и новая системы обеспечивают круглосуточный контроль за проходящими составами в одинаковом разрешении (1280x960), используя по 4 камеры визуального наблюдения с одинаковой скоростью записи. Так как в основе обеих систем лежат идентичные конструкторские решения, то характеристики, касающиеся прохождения через электронные ворота вагонов, также идентичны. Однако АСКО ПВ применяет ИК-датчики для подсчета количества вагонов в отличие от АСКО ПВ 3Б, использующей индукционные педали. Другие показатели, в том числе срок службы и диапазон рабочих температур, не
Сравнение технических характеристик систем АСКО ПВ и АСКО ПВ 3Б
Наименование параметров АСКО ПВ АСКО ПВ 3D
1 2 3
Режим работы Кругло суточный
Количество телекамер визуального контроля 4
Разрешение изображения, пикселей 1280x960
Скорость записи/воспроизведения видеоизображения, кадров/с на канал 25
Допустимая скорость движения состава в контролируемой зоне, км/ч 60
Режим движения состава Непрерывное и реверсивное с остановками
Тип датчиков подсистемы счета вагонов ИК-датчики Индукционные педали
Число контрольных зон габарита погрузки 9
Число контрольных зон основного габарита погрузки 2
Число контрольных зон максимального по ширине габарита подвижного состава 2
Тип прожекторов подсистемы освещения Металлогалогенные лампы Светодиодные лампы
Срок службы, не менее 10 лет
Визуализация данных на 3Б-модели Нет Есть
отличаются. Основным конкурентным преимуществом системы нового образца является визуализация данных на 3Б-модели вагона, что позволяет точно локализовать выявленные неисправности.
Итак, внедрение систем коммерческого осмотра поездов и вагонов АСКО ПВ имеет большое количество преимуществ:
- улучшает качество осмотра подвижного состава, вагонов и грузов;
- сокращает время осмотра;
- увеличивает пропускную способность станции, как следствие повышается прибыль железной дороги;
- растет конкурентоспособность предприятий, использующих АСКО ПВ;
- своевременно выявляет коммерческие неисправности, создающие угрозу безопасности движения поездов;
- улучшает показатели сохранности перевозимых грузов;
- обеспечивает соблюдение принципов охраны труда;
- уменьшает травматизм среди работников, задействованных на пунктах коммерческого осмотра поездов и вагонов, за счет выведения сотрудников из опасной зоны;
- информация более систематизирована;
- создает более комфортные условия труда.
Однако системы АСКО ПВ не так легко ввести в эксплуатацию на станциях, так как существуют некоторые сложности:
1. Высокая стоимость. Ориентировочная стоимость одной автоматизированной системы АСКО ПВ с установкой - 8 млн руб. [13].
2. Не на всех станциях есть техническая возможность установки ворот. Для установки
несущей конструкции должен быть обеспечен ряд условий. Подробно они описаны в тексте патента «Автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ)». Некоторые из них:
«- расстояние от несущей конструкции до ближайшего стрелочного перевода должно быть не менее 30 м (с обеих сторон);
- ось каждой из вертикальных опор должна находиться на расстоянии не менее чем 3800 мм от продольной оси пути;
- высота от уровня головки рельса до нижнего пояса перекладины не менее 9400 мм;
- расстояние между осями смежных путей (ширина междупутья) в месте установки опор несущей конструкции системы не должно быть менее 5300 мм;
- не допускается размещение несущей конструкции системы в кривых участках пути;
- несущая конструкция системы в месте ее размещения на станции и напольное оборудование системы не должны ограничивать установленные правилами технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) скорости движения поездов и не вызывать осложнений в поездной и маневровой работе станции;
- по обе стороны от несущей конструкции системы отрезки пути длиной по 50 мм должны быть прямыми и горизонтальными, с допускаемым превышением уровней верха головок рельсов контролируемого пути друг над другом в пределах не более 15 мм» [14].
3. Требуются временные и финансовые ресурсы для обучения персонала станций.
Над первым и третьим пунктами активно работает ОАО «РЖД». Компания уделяет значительное внимание инновациям [15].
Также большое значение придается вопросам подготовки и обучения кадров. Это в своем докладе на заседании правления отметил генеральный директор, председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров: «В 2018-м прошли профессиональную подготовку, переподготовку и получили вторую профессию более 44 тыс. рабочих, повысили квалификацию около 149 тыс. рабочих и более 130 тыс. руководителей и специалистов. Дистанционное
обучение и оценка, мастер-классы, управленческие игры стали нормой и правилом обучения и подготовки всех категорий работников ОАО "РЖД". <.. .> Люди - наш самый ценный капитал, накопленный за всю историю российских железных дорог, они вместе со всей страной всегда успешно решали сложные задачи» [16].
Таким образом, повсеместное внедрение новых информационных технологий на железнодорожном транспорте, в том числе автоматизированных систем (АСКО ПВ и АСКО ПВ 3D), позволит совершить транспортным компаниям качественный скачок в развитии. Ведь эти системы не только обеспечивают безопасные условия труда для рабочих данной сферы, переводя процесс коммерческого осмотра вагонов состава в полностью дистанционную форму, но и значительно улучшают качество осмотра ввиду использования ряда датчиков и приборов. Автоматизация процесса также приведет к сокращению времени на проведение осмотра. В результате будут своевременно выявляться возможные технические неисправности вагонов, что улучшит качество как безопасности транспортировки, так и сохранности перевозимых грузов. Более того, электронные ворота значительно сократят время нахождения составов на сортировочных станциях, что позволит увеличить скорость вагонопотоков. Внедрение таких инновационных технологий на некоторых станциях уже доказало свою высокую эффективность, что дает основание рекомендовать их для применения на железнодорожных станциях России.
Библиографический список
1. Сайт ОАО «РЖД» - РЖД в цифрах. - URL : http://www.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ ID=5232#cargo (дата обращения : 13.12.2018).
2. GUDOK.RU. Комплексная программа инновационного развития ОАО «РЖД» до 2020 года. -Утв. правлением компании. - URL : http://www. gudok.ru/news/?ID=1332475 (дата обращения : 11.12.2018).
3. Сайт компании ООО «2050». - URL : http:// 2050-integrator.com/news/innotrans_2018 (дата обращения : 13.12.2018).
4. Цифровая железная дорога : настоящее и будущее // Гудок. - 2016. - Вып. 152 (26057).
5. Future of rail 2050. ARUP 2015.
6. Куприяновский В. П. Цифровая железная дорога - прогнозы, инновации, проекты / В. П. Куприяновский, Г. В. Суконников, П. М. Бубнов, С. А. Синягов, Д. Е. Намиот // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - Vol. 4, N 9. - P. 34-43.
7. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. - М. : МПС РФ, 2000. - П. 6.39.
8. Карпухина М. А. Современные системы коммерческого осмотра вагонов / М. А. Карпухина, Д. И. Селиверов // Технические науки в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конференции (г. Москва, ноябрь 2012 г.). - М. : Буки-Веди, 2012.- С. 125-127.
9. Сайт АО «АЛЬФА-ПРИБОР». Автоматизированные системы осмотра. - URL : http://www. alfa-pribor.ru/products/automated-inspection-system/ asko-pv (дата обращения : 13.12.2018).
10. Сайт АО «АЛЬФА-ПРИБОР». Продукция. -URL : http://www.alfa-pribor.ru/products/automated-inspection-system (дата обращения : 13.12.2018).
11. Сайт «НПК "АВТОМАТИЗАЦИЯ"». - URL : http://pkavt.ru/portfolio/asko-pv (дата обращения : 13.12.2018).
12. Сайт АО «АЛЬФА-ПРИБОР». Описание системы автоматизированных систем осмотра. -URL : http://www.alfa-pribor.ru/products/automated-inspection-system/asko-pv-3d (дата обращения : 13.12.2018).
13. РОСБАЛТ. «РЖД внедряет современную систему досмотра грузовых поездов». Статья от 10.01.2007 г. - URL : http://www.rosbalt.ru/main/2007/ 01/10/281524.html (дата обращения : 13.12.2018).
14. Цыпин Н. З. Автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ) : Патент № 2252170 Российская Федерация / Н. З. Цыпин, В. М. Лысый, В. Б. Дегтярь. - М., 2006. - Бюл. № 14.
15. Офиц. сайт ОАО «РЖД». Инновационные системы. - URL : http://www.rzd.ru/static/
public/ru?STRUCTURE_ID=666&layer_id=3290& refererLayerId=3290&id=4080 (дата обращения : 13.12.2018).
16. GUDOK.RU. «Год больших достижений». -URL : http://ww.gudok.ru/first_person/?ID=1446194 (дата обращения : 13.12.2018).
References
1. RZhD v tsifrakh [Russian Railways JSC official website. Russian Railways in numbers]. URL: http://www.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ ID=5232#cargo (accessed: 13.12.2018). (In Russian)
2. Kompleksnaiaprogramma innovatsionnogo raz-vitiia OAORZhD do 2020goda utverzhdenapravleniem kompanii [Russian Railways JSC board has approved an integrated programme for the company's innovative development through to 2020]. URL: http://www. gudok.ru/news/?ID=1332475 (accessed: 11.12.2018). (In Russian)
3. Sait OOO "2050" [2050 JSC website]. URL: http://2050-integrator.com/news/innotrans_2018 (accessed: 13.12.2018). (In Russian)
4. Tsifrovaia zheleznaia doroga: nastoiashchee i bu-dushchee [Digital railway: present and future]. Gudok, 2016, issue 152 (26057). (In Russian)
5. Future of rail 2050. ARUP 2015.
6. Kupriianovskii V. P., Sukonnikov G. V., Bub-nov P. M., Siniagov S. A. & Namiot D. Tsifrovaia zheleznaia doroga - prognozy, innovatsii, proekty [Digital railway - forecasts, innovations, projects]. International Journal of Open Information Technologies, 2016, vol. 4, no. 9, pp. 34-43. (In Russian)
7. Pravila teckhnicheskoi ekspluatatsii zheleznykh dorog Rossiiskoi Federatsii. Punkt 6.39 [Regulations for technical operation of Russian Federation's railways. Section 6.39]. Moscow, Russian Federation Ministry for Ways of Communication Publ., 2000. (In Russian)
8. Karpukhina M. A. & Seliverov D. I. Sovremennye sistemy kommercheskogo osmotra vagonov [Modern systems for carriage commercial inspection]. Tekh-nicheskie nauki v Rossi i za rubezhom. Materiali II Mezhd. nauch. konferensii [Engineering sciences in Russia and abroad. Coll. Papers of the 2nd Intern. Sci.
Conference. Moscow, Nov. 2012]. Moscow, Buki-Vedi Publ., 2012, pp. 125-127. (In Russian)
9. Avtomatizirovannye sistemy osmotra [Al'fa-pribor SC website. Automatic inspection systems]. URL: http://www.alfa-pribor.ru/products/automated-inspection-system/asko-pv/(accessed: 13.12.2018). (In Russian)
10. Produktsiia [Al'fa-pribor SC website. Products]. URL: http://www.alfa-pribor.ru/products/automated-inspection-system/ (accessed: 13.12.2018). (In Russian)
11. Sait NPK "Avtomatizatsiia" [Design and production corporation Automatizatsiia website]. URL: http://pkavt.ru/portfolio/asko-pv/ (accessed: 13.12.2018). (In Russian)
12. Opisanie sistemy avtomatiziarovannykh sistem dosmotra [Al'fa-pribor SC website. Description of a system of automatic inspection systems]. URL: http://www.alfa-pribor.ru/products/automated-inspec-tion-system/asko-pv-3d/ (accessed: 13.12.2018). (In Russian)
13. RZhD vnedriaet sovremennuiu sistemu dosmotra gruzovykh poezdov [Russian Railways introduce a modern system for inspection of cargo trains]. Rosbalt news agency. URL: http://www. rosbalt.ru/main/2007/01/10/281524.html (accessed: 13.12.2018). (In Russian)
14. Tsypin N. Z., Lysyi V. M., Degtiar' V. B. et al. Avtomatizirovannaia sistema kommercheskogo osmotra poezdov i vagonov (ASKO PV) [Automatic system for commercial inspection of trains and carriages (ASKO PV)]. Patent no. 2252170 Russian Federation. Moscow, 2006, bull. no. 14. (In Russian)
15. Innovatsionnye sistemy [Russian Railways JSC official website. Innovative systems]. URL: http://www. rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=666&layer_ id=3290&refererLayerId=3290&id=4080 (accessed: 13.12.2018). (In Russian)
16. God bol'shikh dostizhenii [Year of major achievements]. URL: http://www.gudok.ru/first_ person/?ID=1446194 (accessed: 13.12.2018). (In Russian)
ТОНКОВА Мария Леонидовна - аспирант, [email protected] (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).